Защитные механизмы психики или как ужиться с реальностью. Защитные механизмы психики

Психологическая защита представляет собой систему регуляции, предназначение которой состоит в устранении или сведении до минимума различных негативных, травмирующих личность переживаний, которые сопряжены с внешними или внутренними конфликтами, состоянием тревоги и дискомфорта.

Целью работы психологической защиты является сохранение стабильности самооценки личности, образа мира и ее образа "я", которая достигается путем устранения из сознания источников конфликтных переживаний. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

Защитные механизмы представляют собой некие психологические стратегии, с помощью которых человек избегает или снижает уровень интенсивности таких негативных состояний, как фрустрация, конфликт, тревога и стресс.

З. Фрейд к механизмам психологической защиты относил такие явления как вытеснение, отрицание, проекция, замещение, регрессия, рационализация, реактивные образования и некоторые другие. Данные механизмы не осознаются личностью и работают автоматически, когда человек попадает в неприятную для себя ситуацию. Эти защитные механизмы, с одной стороны, служат для снижения остроты отрицательных переживаний; с другой - искажают восприятие реальности и проявляются в определенных реакциях личности.

Все защитные механизмы в психологии условно объединяются в несколько групп:

  • -защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицания;
  • -преобразование (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения человека: рационализация, проекция, идентификация, замещение, реактивные образования, компенсация и многие другие;
  • -механизм психологической защиты, который составляет механизм разрядки отрицательного эмоционального напряжения (сублимация, защитный механизм реализации в действии);
  • -механизм психологической защиты манипулятивного типа: механизм фантазирования, регрессия.

Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

  • а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций;
  • б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.
  • 2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события, в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях. В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.
  • 3. Проекция. Данный механизм появляется в отнесении к другому лицу или объекту чувств, мыслей, желаний и мотивов, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие люди некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их у других. Человек склонен винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Данный механизм часто характерен для ранимых и незрелых личностей. При патологии проекция вызывает галлюцинации и бред, теряются способности отличать реальности от фантазии.
  • 4. Интроекция. Это символическая интернализация человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.
  • 5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.
  • 6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них.
  • 7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей.
  • 8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза.
  • 9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей. Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций.
  • 10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

психический деятельность развитие

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Защитные механизмы человеческой психики направлены на уменьшение отрицательных и травматичных переживаний и проявляются на бессознательном уровне. Этот термин был введен Зигмундом Фрейдом , а затем более глубоко разработан его учениками и последователями, в первую очередь Анной Фрейд . Попробуем разобраться, когда эти механизмы полезны, а в каких случаях они тормозят наше развитие и лучше реагировать и действовать осознанно.

сайт расскажет о 9 основных видах психологической защиты, которые важно вовремя осознать. Именно этим и занимается большую часть времени в своем кабинете психотерапевт - помогает клиенту осмыслить защитные механизмы, которые ограничивают его свободу, спонтанность реагирования, искажают взаимодействие с окружающими людьми.

1. Вытеснение

Вытеснение - это устранение из сознания неприятных переживаний. Оно проявляется в забывании того, что причиняет психологический дискомфорт. Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать - всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. И психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.

2. Проекция

Проекция проявляется в том, что человек неосознанно приписывает свои чувства, мысли, желания и потребности окружающим людям. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

3. Интроекция

Это склонность неразборчиво присваивать чужие нормы, установки, правила поведения, мнения и ценности без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков пищи без попытки ее разжевать.

Все образование и воспитание построено на механизме интроекции. Родители говорят: «Не суй пальцы в розетку, не выходи на мороз без шапки», - и эти правила способствуют выживанию детей. Если же человек во взрослом возрасте «заглатывает» чужие правила и нормы без попытки понять, насколько они подходят лично ему, он становится не способен различить, что действительно чувствует и чего хочет сам и чего хотят другие.

4. Слияние

В слиянии отсутствует граница между «я и «не-я». Есть только одно тотальное «мы». Наиболее четко механизм слияния выражен в первый год жизни ребенка. Мать и дитя находятся в слиянии, что способствует выживанию маленького человека, потому что мама очень тонко чувствует потребности своего ребенка и реагирует на них. В данном случае речь идет о здоровом проявлении этого защитного механизма.

А вот в отношениях мужчины и женщины слияние тормозит развитие пары и развитие партнеров. В них сложно проявлять свою индивидуальность. Партнеры растворяются друг в друге, и из отношений рано или поздно уходит страсть.

5. Рационализация

Рационализация - это попытка подобрать разумные и приемлемые причины возникновения неприятной ситуации, ситуации провала. Целью этого защитного механизма являются сохранение высокого уровня самооценки и убеждение себя в том, что мы не виноваты, что проблема не в нас. Понятно, что более полезным для личностного роста и развития будет взять ответственность за произошедшее на себя и извлечь уроки из жизненного опыта.

Рационализация может проявляться как обесценивание. Классический пример рационализации - басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, объясняя это тем, что виноград «зеленый».

6. Отрицание

7. Регрессия

Регрессия позволяет приспособиться к травмирующей ситуации за счет неосознанного возвращения к привычным с детства формам поведения: плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Мы на бессознательном уровне усвоили, что такие формы поведения гарантируют поддержку, безопасность.

Регрессия дает возможность сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве за многое отвечали родители. Злоупотребление регрессией приводит к отсутствию успешной жизненной стратегии, сложностям в отношениях с окружающими людьми и появлению психосоматических заболеваний.

8. Сублимация

Сублимация проявляется в том, что в попытке забыть о травмирующем событии мы переключаемся на деятельность, приемлемую для нас и окружающих: начинаем заниматься творчеством или спортом. Сублимация - это продуктивный защитный механизм, давший миру огромное количество произведений искусства.

Гораздо полезнее и для себя, и для общества написать стихи, нарисовать картину или просто нарубить дров, нежели напиться или отлупить более удачливого соперника.

9. Реактивное образование

В случае с реактивным образованием наше сознание защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: сначала неприемлемый импульс подавляется, а затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный, при этом достаточно гипертрофированно и негибко.

Человеческая психика оснащена механизмами, которые помогают нам инстинктивно защищать собственное Я. Их использование помогает делать наш опыт менее травматичным, но при этом снижает наши шансы на успешное взаимодействие с реальностью. По мнению автора книги «Психология Я и защитные механизмы», дочери Зигмунда Фрейда Анны Фрейд, каждый из нас применяет около пяти подобных стратегий ежедневно. T&P объясняют, почему сублимация не всегда связана с творчеством, как проекция заставляет нас критиковать ни в чем не повинных людей и почему аутоагрессия связана с семейными проблемами.

Отрицание: без признания проблемы

Отрицание - один из самых простых защитных механизмов психики. Это полный отказ от неприятной информации, который позволяет достаточно эффективно отгородиться от нее. Классическим примером здесь может служить ситуация, когда вы на протяжении долгого времени ежедневно выпиваете по несколько бокалов вина или пива, однако при этом сохраняете уверенность, что в любой момент сможете отказаться от своей привычки. Для отрицания характерна острая реакция на постановку проблемы: если кто-нибудь в таком случае намекнет вам, что вы стали зависимы от алкоголя, этот человек, скорее всего, пострадает от вашего приступа гнева.

Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери и является первой «стадией переживания горя» по мнению ряда специалистов (впрочем, в этом случае его также называют «этапом недоверия»). Человек, неожиданно потерявший работу, скажет: «Не может быть!» Свидетель автокатастрофы, пытавшийся помочь пострадавшим, может не сразу смириться с тем, что один из них перестал дышать. В таком случае этот механизм не защищает никого, кроме человека, который его бессознательно использует, - однако в ситуациях, когда необходим холодный рассудок, отрицание опасности или собственного шока может быть очень полезным для всех участников событий.

Проекция: вынос вон

Проекция позволяет нам перенести свои разрушительные или неприемлемые мысли, желания, черты, мнения и мотивы на других людей. Цель - защищаться от себя самого или отсрочить решение проблемы. Например, человек может думать, будто партнер критически относится к его заработкам, - в то время как на самом деле со стороны партнера ничего подобного нет. Если такой человек преодолеет свою проекцию и осознает ситуацию, он увидит, что критика исходит от него самого, а в ее основе лежит, скажем, негативное мнение родителей, настаивавших на его несостоятельности.

Негативным следствием проекции может стать желание «исправить» объект, который якобы служит носителем неприятных черт, или вовсе избавиться от него. При этом такой внешний «носитель» иногда не имеет ничего общего с тем, что на него спроецировано. В то же время механизм проекции лежит в основе эмпатии - нашей способности разделять с другими их чувства, глубоко вникать в то, что происходит не с нами, и достигать взаимопонимания с окружающими.

Аутоагрессия: обвинить себя

Аутоагрессия, или поворот против себя, - весьма деструктивный защитный механизм. Она часто бывает свойственна детям, переживающим непростые моменты в отношениях с родителями. Человеку может быть тяжело признать, что его родитель ведет себя с ним пренебрежительно или агрессивно, и вместо этого он предполагает, будто это он сам плохой. Самообвинение, самоунижение, нанесение себе физических повреждений, саморазрушение за счет наркотиков или алкоголя, чрезмерное увлечение опасными аспектами экстремальных видов спорта, - все это результаты работы этого механизма.

Аутоагрессия возникает чаще всего тогда, когда от внешнего объекта, обусловившего ее появление, зависит наше выживание или благополучие. Но, несмотря на множество негативных последствий этого процесса, с эмоциональной точки зрения он может переноситься лучше, чем агрессия, направленная на первоначальную цель: родителя, опекуна или другую важную фигуру.

Сублимация: основа поп-культуры

Сублимация - один из самых широко применяемых защитных механизмов психики. В этом случае энергия нежелательных, травмирующих или негативных переживаний перенаправляется на достижение социально одобряемых конструктивных целей. Его часто используют люди творческих профессий, в том числе знаменитые. Песни о неразделенной любви или книги о темных периодах жизни нередко становятся плодами сублимации. Именно это делает их доступными для понимания - и в конечном итоге популярными.

Тем не менее сублимация может быть не только литературной или «изобразительной». Садистские желания могут сублимироваться в ходе хирургической практики, а нежелательное (например, с точки зрения религии) сексуальное влечение - в создание гениальных произведений архитектуры (как это было в случае Антонио Гауди, который вел крайне аскетичный образ жизни). Сублимация также может быть частью психотерапевтического процесса, когда клиент выплескивает свои внутренние конфликты через творчество: создает тексты, картины, сценарии и другие произведения, позволяющие привести личность в равновесие.

Регрессия: возвращение в детство

Механизм регрессии позволяет приспособиться к травмирующей ситуации конфликта, тревоги или давления за счет возвращения к привычным с детства практикам поведения: крику, плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Это происходит, поскольку мы, как правило, рано усваиваем, что именно они гарантируют поддержку и безопасность. Демонстрация беззащитности, болезненности, ущербности очень часто приносит психологические «дивиденды» - ведь люди, как и другие живые существа, на нейрофизиологическом уровне склонны защищать слабых и маленьких - то есть потомство, и не только свое собственное.

Регрессия позволяет сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве вместо нас за многое отвечают родители. Этот защитный механизм можно назвать весьма эффективным и достаточно беспроблемным. Трудности возникают, когда он работает слишком долго. Злоупотребление регрессией приводит к появлению психосоматических заболеваний, ипохондрии, отсутствию успешной жизненной стратегии, разрушению отношений с окружающими людьми.

Рационализация: объяснения для всего

Рационализация - это способность тщательно отбирать подходящие разумные причины возникновения негативной ситуации. Цель здесь - самоубеждение в том, что мы не виноваты, что мы достаточно хороши или значимы и проблема не в нас. Человек, который получил отказ на собеседовании, может убеждать себя и окружающих в том, что ему не нужна была такая работа или компания оказалась слишком «скучной», - тогда как в действительности он испытал сильнейшее сожаление. «Не очень-то и хотелось», - классическая для рационализации фраза.

Пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное - самозащитой, а равнодушное - стремлением дать окружающим больше самостоятельности. Главный результат работы этого механизма - мнимое восстановление равновесия между желаемым и реальным положением вещей и степени самоуважения. Тем не менее рационализация часто не полностью снимает негативные эффекты травмирующей ситуации, так что она еще долго продолжает причинять боль.

Интеллектуализация: теоретические чувства

Интеллектуализация позволяет нам нейтрализовать гнев, горе или боль за счет перенаправления внимания на совершенно постороннюю область. Человек, которого недавно бросила супруга, может все свободное время отдавать изучению истории Древнего Рима, - и это позволит ему «не так много думать» о потере. Этот механизм психологической защиты основан на стремлении абстрагироваться от чувств и интеллектуализировать их, превратив в теоретические понятия.

Поведение интеллектуализирующего человека часто воспринимается как взрослое и зрелое, и это делает такую форму защиты социально привлекательной. У нее есть и другой плюс: интеллектуализация позволяет снизить зависимость от собственных эмоций и «очистить» от них поведение. Тем не менее длительное применение этого механизма чревато разрушением эмоциональных связей с окружающим миром, снижением способности к взаимопониманию и обсуждению чувств с другими людьми.

Реактивное образование: драка вместо объятий

Реактивное образование - это своего рода поведенческая магия. Такая стратегия защиты позволяет превращать негативное в положительное - и наоборот. Мы часто сталкиваемся с ее эффектами, безобидными и не очень. Мальчики дергают за косы девочек, которые им нравятся; люди старшего поколения с осуждением говорят о распущенности юнцов и стремятся унизить их, тогда как в действительности открытая одежда и провокационный стиль вызывает у них влечение. Реактивное образование часто выдает его неадекватность ситуации и периодические «прорывы» истинного чувства сквозь маску.

Гомофобия, антисемитизм и другие формы неприятия социальных и национальных групп также иногда становятся следствием реактивного образования. В таком случае с помощью механизма защиты нейтрализуется собственное влечение или собственная связь с национальной группой, которая по какой-то причине рассматривается как неприемлемая. Такое применение защитного механизма наносит вред другим людям, но при этом никак не устраняет внутренний конфликт у человека, который применяет его, и не повышает уровень его осознанности.

Замещение: перенос гнева

Замещение позволяет перенести нежелательные чувства (в особенности гнев и раздражение) с одного объекта на другой с целью самозащиты. Человек, на которого накричал шеф, может ничего ему не ответить, но накричать вечером на своего ребенка дома. Ему необходимо выместить возникший гнев, однако делать это в общении с начальником опасно, а вот ребенок вряд ли может дать достойный отпор.

Объектом замещения может стать и случайный объект. В таком случае следствием работы этого механизма защиты становятся, к примеру, хамство в транспорте или грубость на рабочем месте. Порванный в гневе незаконченный рисунок - это тоже форма замещения, впрочем, намного более безобидная.

Фантазии: дивный новый мир

Фантазии позволяют временно улучшить эмоциональное состояние за счет работы воображения. Мечты, чтение, компьютерные игры и даже просмотр порно дают нам возможность перенестись из сложной ситуации туда, где нам будет комфортнее. С точки зрения психоанализа, возникновение фантазий обусловлено стремлением к исполнению, удовлетворению и осуществлению желаний, которые пока не получается удовлетворить в реальном мире.

Фантазии амортизируют страдания и способствуют успокоению личности. Тем не менее психика не всегда способна до конца распознать, где заканчивается реальность и начинается воображаемый мир. В эпоху развития информационных технологий человек может вступить в отношения с медиаобразом, мечтая о любимой актрисе или взаимодействуя с понравившимся персонажем компьютерной игры. Разрушение таких отношений из-за неудачного контакта с реальным наполнением образа или неприятных ситуаций будет переживаться как реальная потеря и принесет эмоциональную боль. Фантазии также могут отвлекать человека от реального мира. В то же время они часто становятся плодотворной почвой для творчества и ложатся в основу удачных произведений, принося положительные плоды и в реальности.

Защитные механизмы психики – это психологические стратегии, бессознательно используемые человеком с целью защитить себя от тревоги, возникающей из-за непереносимых мыслей и чувств. Человек также неизбежно прибегает к защитным механизмам в попытке избавиться от чувства страха или вины. Защитные механизмы, как правило, не поддаются сознательному контролю, они вполне естественны и нормальны. Однако если они задействованы слишком часто, у человека развивается невроз, который может выглядеть как тревожность, фобии, навязчивые состояния или гистрионное (истерическое) расстройство.

Термин «механизм психологической защиты» был введен Зигмундом Фрейдом, который выделил и описал основные защитные механизмы. Его дочь Анна дополнила этот список еще десятью механизмами. Далее данный список расширялся другими психоаналитиками.

Рассмотрим основные защитные механизмы:

Идентификация с агрессором

Если человек боится кого-то, он может преодолеть этот страх, став похожим на того, кто представляется ему агрессором.

Одним из ярких примеров данного механизма является так называемый Стокгольмский синдром, благодаря которому жертвы идентифицируют себя с преследователями. Так, Патрисия Херст, похищенная в 1974 году американской леворадикальной террористической группировкой и перенесшая физическое, психологическое и сексуальное насилие, примкнула к группе бандитов и добровольно совершила вместе с ними ограбление. Патрисию оправдали на суде, так как она была жертвой, страдающей от Стокгольмского синдрома.

Вытеснение

Первый защитный механизм, описанный Фрейдом. Представляет собой непроизвольное вытеснение нежелательных воспоминаний, мыслей и чувств в бессознательное. Таким образом, происходит защита от непереносимого чувства тревоги, вины или стыда. Данная стратегия не является удачной в долгосрочной перспективе, так как вытесненные в бессознательное чувства все равно будут провоцировать тревогу.

Проекция

Представляет собой приписывание своих мыслей, чувств и мотивов другим людям. Как правило, на других проецируются социально неодобряемые мысли и поступки, например агрессивные или сексуальные фантазии. Человек может ненавидеть кого-то, но считать ненависть недопустимым чувством. Чтобы справиться с чувством вины по поводу ненависти, он может убедить себя в том, что тот, кого он ненавидит, тоже ненавидит его. Расхожая фраза «Все так делают» в оправдание своего нелицеприятного поступка – еще один пример проекции.

Вымещение

Вымещение является перенаправлением импульса (как правило, агрессии) на беззащитную цель, которая служит символической заменой (это может быть человек или предмет). Например, человек чувствует себя некомфортно, имея сексуальное желание, направленное на другого человека, и направляет это желание на какой-либо предмет (фетишизм). Человек, подвергающийся нападкам со стороны вышестоящего руководства, может приходить домой и бить собаку или члена своей семьи.

Сублимация

Сублимация похожа на вымещение, однако в случае сублимации эмоции перенаправляются в конструктивное, а не в деструктивное русло, например, в творчество.

Творения многих великих музыкантов и художников являются примерами сублимации. Спорт – еще один хороший способ направить свои эмоции (например, агрессию) в конструктивную деятельность. По мнению Фрейда, сублимация является основой цивилизованной жизни, а наука и искусство представляют собой сублимированную сексуальность.

Отрицание

На сознательном уровне человек отвергает события, мысли и чувства, которые не может принять. Этот механизм является весьма примитивным и опасным, так как отрицание реальности не может длиться вечно. Отрицание может действовать само по себе или в комбинации с другими защитными механизмами, которые, как правило, проявляются в более слабой форме и поддерживают отрицание.

Пример отрицания: курильщик, который отказывается признавать, что курение вредит его здоровью. При этом он может прибегать к рационализации, убеждая себя в том, что загрязненная экология наносит ему больший вред, чем его собственное действие – курение.

Регрессия

Представляет собой возвращение на одну из предыдущих стадий психологического развития под влиянием стресса. Когда человек напуган или обижен, он часто начинает вести себя как ребенок.

Ребенок, попав в стрессовую ситуацию, например, оказавшись в больнице, может снова начать сосать палец или писаться в постель. Подростки начинают глупо смеяться, общаясь с лицами противоположного пола.

Рационализация

Рационализация – это когнитивное искажение фактов с целью сделать событие или импульс менее угрожающим. Человек часто прибегает к этой стратегии как на сознательном, так и на бессознательном уровне, когда пытается придумать себе оправдания.

Для многих людей отговорки и оправдания настолько естественны и бессознательны, что они не осознают, когда и зачем они их используют. Другими словами, они готовы верить своей собственной лжи.

Реактивное формирование

Заключается в попытке человека вести себя таким образом, который является противоположностью тому, что он действительно думает или чувствует. Как правило, человек при этом не понимает своих истинных мотивов. При реактивном формировании сознательные чувства прямо противоположны бессознательным: любовь – ненависть, стыд – отвращение, потребность выглядеть и вести себя пристойно – сексуальность. Данный механизм психологической защиты, как правило, сопровождается действиями напоказ и компульсивным поведением. Примером реактивного формирования является латентный гомосексуализм, когда мужчина открыто осуждает гомосексуалистов, а на самом деле защищается от собственных бессознательных чувств к мужчинам. Жесткое гомофобное поведение призвано убедить окружающих и самого себя в своей гетеросексуальности. Другие примеры: заботливая дочь, которая пытается во всем угодить своей матери, а на самом деле испытывает к ней негативные чувства из-за несчастливого детства; скупой человек, пытающийся доказать свою щедрость и т.д.

Подготовлено по материалам: Freud, A. (1937). The Ego and the mechanisms of defense, London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis.

Freud, S. (1894). The neuro-psychoses of defence. SE, 3: 41-61.

Freud, S. (1896). Further remarks on the neuro-psychoses of defence. SE, 3: 157-185.

Freud, S. (1933). New introductory lectures on psychoanalysis. London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis. Pp. xi + 240.

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психика, психология, защитные механизмы, механизмы психологической защиты

Доступно для скачивания:

Ежедневные стрессы и травматические переживания здорово расшатывают нашу психику, организм вынужден защищаться от эмоциональных скачков с помощью самых разных способов. В этой статье мы подробно опишем 10 неизвестных человеку механизмов защиты психики, их влияние на наше поведение, мотивацию и взаимодействие с окружающим миром. Вы узнаете, какие из защит помогают самореализовываться, а какие препятствуют развитию и тормозят на пути к лучшей жизни.

1. Отрицание

Это бессознательное блокирование психикой фактов окружающей реальности, с которыми трудно смириться – боль утраты, измена любимого, наличие тяжелого заболевания. Как реагирует человек? Он не хочет слышать правду, начинает отрицать очевидное: «Ты все врешь, у нас идеальные отношения!» «Это не рак, ваши приборы ошиблись». «Я ничего не делал, оно само разбилось». Сознание просто не готово принять тяжелую информацию, не желает мириться с реальностью.

2. Проекция

Когда мы не хотим отвечать за какие-то ошибки юности, нас тяготит правда о себе, психика может спроецировать внутренние страхи, желания или мысли на другого человека. Как это проявляется? «Раз я считаю что-то хорошей идеей, ты тоже должен так думать». «Я люблю игру на фортепиано, значит, и моя дочь должна ее любить». «У меня были мысли об измене, из чего я делаю вывод, что ты тоже могла меня предать. Где ты была вчера вечером?» Ревность, ненависть, нереализованные потребности – все это проецируется на других как способ убежать от самого себя.

3. Сублимация

Один из продуктивных способов психики избавиться от внутреннего напряжения, забыть о негативном прошлом, лишениях, переключив внимание на социальные достижения. Например, вы разорились, а может, вас бросил муж – и психика переключает энергию в творчество, на занятие спортом, работу или активную учебу. В таких ситуациях депрессия помогает человеку написать потрясающие стихи, сексуальный голод вдохновляет рисовать чувственные картины, скука – поехать в кругосветку, обида за издевательства – заняться похудением. И это хорошо.

4. Вытеснение

Если человек пережил серьезное эмоциональное потрясение, физическое насилие, он может подавить эти воспоминания, вытеснить неприятные эмоции в область бессознательного. Что произойдет? Он просто забудет об этом событии: «Не было такого! Я вообще не помню свое детство…» Подвох в том, что травмирующее влияние не устраняется, оно продолжает подавлять психику, проявляясь в оговорках, описках, немотивированных приступах ярости, паники или страха. Вытесненные события продолжают влиять на наши поступки, отношения и жизненные выборы.

5. Рационализация

Цель этого механизма – оправдать свои неприятности, защитить самооценку, избавиться от чувства стыда или вины. Например, рационализация включается, когда мы подбираем причину опоздания на работу, объясняем нежелание покупать дорогие обновки или дружить с неприятным человеком. «Это не я проспал, а водитель попался нерасторопный». «Зачем мне дорогая куртка? Не хочу переплачивать за бренд». «Я должна была это сказать, чтобы она перестала меня ненавидеть». Такое себе логическое прикрытие своих слабостей.

6. Обесценивание

Представим ситуацию: вас уволили с работы, любимые брюки не сошлись на талии, да еще и симпатичная девушка кинула в вашу сторону неприятную реплику. Как облегчить удар по самооценке? Конечно, обесценить значимость объекта, тем самым сохранив гармонию у себя в душе. «Все равно работа была нервной, платили мало, найду получше!» «Эти брюки никогда мне не нравились». «А у тебя зубы кривые и груди нет». Вот так можно обесценить и любовь, и достижения, и окружающий мир, который нас предал. Здоровая форма обесценивания – самоирония.

7. Перенос

Данный механизм включается, когда мы не можем отстоять себя, поэтому вымещаем нереализованность и агрессию на людях, которые не способны себя защитить. Например, мужчину вычитал начальник, а он вернулся домой и всыпал ремня детям или наорал на жену. Также человек может переносить обиду на самого себя, разрушая тело алкоголем, наркотиками или мелкими порезами. Получается своего рода аутоагрессия, которая приводит к психосоматическим заболеваниям.

8. Реактивное образование

Это такой механизм, когда психика сознательно подменяет негативное чувство на позитивное. Мы запрещаем себе быть собой из страха наказания, сознательно переключаясь на противоположные модели поведения, которые общество считает приемлемыми. Пример: сексуальная тяга мужчины к мужчине может подменяться гипертрофированной ненавистью ко всем геям. Желание безнаказанно чинить насилие будет прикрываться формой полицейского. А чувство раздражения и вины — вуалироваться показной добродетелью. Вот такая подмена понятий.

9. Регрессия

Проявляется в неосознанном возвращении к детским формам реагирования на проблему – грызение ногтей, истерики, убегание из дому, капризы, переедание. Таким образом психика пытается сбросить с себя ответственность на других, получить от окружающих поддержку, которую ей давали в детстве родители, вернуть чувство опоры и безопасности. Сложность в том, что человек не научился по-взрослому отвечать за свои ошибки, и это может отпугнуть зрелое окружение.

10. Интроекция

Мешает человеку отделить свое собственное «я» от навязанных извне представлений. Проявляется в подражании своим кумирам, присвоении чужих установок, поведенческих привычек, манеры говорить и одеваться без их критического осмысления. Часто используется в воспитании, религии, рекламе, продвижении модных тенденций, когда нам просто навязывают те или иные цели, нормы без их осмысления, тем самым скрыто нами манипулируя. Приводит к абсолютному непониманию своих желаний и смешению с толпой.

А вы узнали что-то свойственное себе?