Температурный режим в образовательном учреждении. VI

Школа – это место где молодое подрастающее поколение не только проводит большую часть светового дня, но и самые интересные периоды своей жизни. Поэтому условия, в которым молодые люди получают свои знания, должны соответствовать определенным санитарным нормам, разработанным с учетом особенностей возрастных групп учащихся, а также категорий помещений, где приходится находиться школьникам.

Следует отметить, что в различных регионах страны отдельные температурные нормы могут немного отличаться. Регулируется этот процесс местными органами власти. В нашем небольшом обзоре мы рассмотрим общепринятые в России показатели, применяемые в большинстве областей страны.

Распределение температурного режима по нормам

Изначально стоит обозначить, что распределение меняльной и максимальной температуры в различных школьных помещениях будет отличаться. Особое внимание уделяется местам, где ученики длительное время находится в состоянии спокойствия (учебные классы, библиотеки, актовые залы). Далее следуют помещения активных спортивных занятий (спортзалы), а также школьных коридоров. Отдельно выделяются помещение, где дети переодеваются, моются, проходят медицинский осмотр. Поэтому, если разделить все эти категории по температурному диапазону, то можно выделить такой уровень минимально допустимой температуры в школах:

  • от 15 градусов допускается в мастерских, спортзалах, различных цехах;
  • от 18 градусов выдерживается в библиотеках, учебных классах, актовых залах и туалетах;
  • от 19 градусов в раздевалках спортивного зала;
  • от 21 градуса допустимая температура в школьных медпунктах;
  • 17-21 градуса в библиотеке;
  • 16-19 градусов в вестибюле и гардеробе
  • от 25 градусов необходимо поддерживать в душевых и бассейнах.

Из СанПиН 2.4.2.576-96 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений

При этом максимально допустимый комфортный уровень температурного режима в школьных помещениях в различные поры года не должен превышать 25 градусов, вне зависимости летняя пора на улице, либо же лютая зима. Если же температурный режим в школьном помещении не удается выдержать на уровне выше 15 градусов, занятия в школе должны прекращаться во избежание переохлаждения маленьких граждан.


Также важно отметить что для нормального состояния в различных помещениях их постоянно необходимо проветривать. При этом, минимально допустимый уровень температуры внешнего воздуха, при котором разрешается открывать окна для природного проветривания, составляет не меньше 5 градусов. Но если скорость ветра превышает показатель отметку в 2 м/с, открывать окна в помещениях, где находятся дети, даже на короткое время не рекомендуется.

Процедура периодического проветривания классов, спортзала, раздевалок, туалетов, актовых и других залов должна осуществляться во время отсутствия там детей. Делается это обычно на перерывах, когда аудитория полностью освобождается от учащихся. Во избежание создания сквозняков не рекомендуется полностью одновременно открывать окно и внешнюю дверь в помещение, создавая, тем самым значительные ветровые потоки, из-за которых малолетние школьники могут получить переохлаждение (для этого достаточно такого режима на протяжении 10 минут).

Во время создания оптимальных условий быта для школьников важно следить не только за уровнем внешней и внутренней температуры и соблюдения установленного баланса, но и поддерживать допустимый уровень влажности. По нормативу он должен находится в пределах 40 – 60 процентов. Этого достаточно, чтобы избежать переноса различных, передающихся воздушно-капельным путем вирусов и бактерий, а также не допускать теплового перегрева из-за высокой влажности воздуха в помещении.

Когда уроки прекращаются в школе

Очень часто, особенно в зимнее время, администрацией школьных учреждений принимаются меры по предотвращению распространения различных заболеваний, вследствие чего школы на определённый период просто закрываются. В этом случае необходимо выделить два основных критерия, когда такое возможно по действующим на уровне государства нормативным документам.

  1. Превышен допустимый порог однотипного заболевания в регионе, или конкретном учебном заведении. Закрыть школьное учреждение для посещения учениками путем введения карантина администрация имеет право, когда уровень заболевания в регионе однотипным заболеванием (обычно это вирусные болезни) превышает 25% от общей численности такого региона. Дополнительно законодатель предоставил право администрациям школьных учреждений принимать решение о введении карантина в случае, когда больше 30 – 35% учащихся одного класса заболели одной болезнью. В таких случаях посещение школы учениками полностью прекращается.
  2. Когда уровень внешней температуры воздуха привесил допустимые показатели. Для учащихся младших классов (до 6 класса включительно) это минус 25 градусов и ниже, в то время как для всех остальных школьников температура должна опуститься ниже минус 30 градусов. Нужно учитывать, что для отдалённых Северных регионов ведены несколько иные показатели, которые немного отличаются от средних. Утверждаются они местными властями. Нужно понимать, что такой уровень температуры позволяет родителям без каких-либо объяснений не отпускать детей на учебу и им за это ничего не будет. Школы при этом не закрываются, и, если кто-то из учеников все же пришел на занятие, учителя обязаны проводить с такими детьми уроки.


Что можно сделать, чтобы повысить уровень комфорта

Обычно школьные учреждения различных регионов строятся практически по однотипным проектам. Но, как показывает практика, не всегда в однотипных зданиях даже одного региона поддерживается одинаковые бытовые условия. Причин этому может быть множество, от банальной замены старых деревянных окон, через щели которых проникает в помещение холод, на новые, металлопластиковые с высокой степенью герметичности, до утепления внешних стен школьного учреждения. Очень хорошо помогает поддерживать нужный температурный режим замена стандартных радиаторов с возможностью регулировки температуры.

Все это к тому, что достаточно часто родители принимают участие в различных организованных администрацией проектах по благоустройству школьного учреждения. И здесь, учитывая, что в дальнейшем улучшения отразятся на ваших же детях, очень важно правильно определиться с выбором различных приспособлений, материалов, оконных проемов, систем вентиляции и кондиционирования. Жизнь и здоровье ребенка всегда должны быть на первом месте, а уже потом смотрите на все остальное.

На большей части территории России климат предполагает суровую и морозную зиму. Низкая температура является законным основанием не ходить в школу, что не может не радовать ребятишек. В случае если местными властями принимается постановление об отмене занятий в образовательных учреждениях в связи с морозами, дети могут отдыхать от занятий.

Регламентирующий документ

Каждый учащийся хоть раз задавался вопросом: «При какой температуре отменяют занятия в школах?» На этот счет существуют специальные рекомендации Минобрнауки - документ «О режиме работы образовательных учреждений в условиях резкого понижения температуры наружного воздуха». В нем поданы разъяснения о минимальной разрешенной температуре, при которой происходит посещение детских дошкольных и образовательных учреждений. Ее уровень должен регулироваться в отдельно взятом регионе городским департаментом образования исходя из климатических условий этой местности на текущий момент.

Дошкольники, а также учащиеся первых - четвертых классов могут не посещать образовательное учреждение при снижении показателей термометра ниже двадцати пяти градусов. Ученики средних и старших классов освобождаются от занятий при понижении температуры до минус двадцати семи градусов Цельсия.

При какой температуре отменяют занятия в школах разных регионов.

Центральная часть России, в частности Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Смоленск и другие, воспринимают температуру ниже минус двадцати трех градусов Цельсия как основание для прекращения занятий в начальной школе. Средние классы не посещают уроки при отметке термометра ниже минус двадцати шести, а старшие классы - при -31 по Цельсию.

В зависимости от влажности воздуха и силы ветра, в разных регионах данная температурная шкала может варьироваться. Так, на Урале при минус двадцати пяти от занятий освобождаются только малыши. Если температура падает ниже минус двадцати восьми-тридцати градусов Цельсия, ученики средних классов могут отдыхать, а при отметке термометра в тридцать два градуса ниже нуля в школу могут не ходить и старшеклассники.

Для учащихся сибирских школ поводом для освобождения от занятий являются более низкие показатели градусника. При какой температуре отменяют занятия в школах Омска и Иркутска? Здесь дети освобождаются от посещения образовательных учреждений, если на улице - от тридцати до сорока градусов мороза.

Примечательно, что в северных регионах России поводом для освобождения от уроков являются настолько низкие температуры, что даже взрослым жителям других регионов России в такие холода будет затруднительно выйти из дома. К примеру, в Якутии и Якутской области детей из начальных классов освободят от посещения занятий только при температуре ниже сорока градусов. Среднее школьное звено может отдыхать только при отметке термометра минус сорок восемь градусов, а старшеклассники останутся дома при минус пятидесяти. Следует отметить, что такие морозы в данном регионе - явление нечастое, в связи с чем школьники редко освобождаются от занятий по причине холодной погоды.

При какой температуре отменяют занятия в школах южных регионов? Здесь вероятность непосещения образовательных учреждений детьми в связи с морозами крайне мала, поскольку зимой показания термометра практически не опускаются ниже отметки семь-восемь градусов Цельсия выше нуля.

Как посещаются детские сады в сильные холода

При сильных морозах в дошкольных учреждениях также практикуется отмена занятий. При какой температуре дети могут не посещать сад? В принципе, нормы все те же, что описаны выше. Но! Если на улице "нелетная погода", но детский комбинат продолжает работать, ограничиваются просто проведением садовских мероприятий в группе, без прогулок на свежем воздухе.

Итак, когда ребята должны оставаться в помещении? Малышей до четырех лет не выводят на прогулки при отметке термометра ниже минус пятнадцать градусов Цельсия, а также при скорости ветра более пятнадцати метров в секунду. Дети в возрасте от пяти до семи лет не идут гулять, если ртутный столбик опустится ниже минус двадцати градусов Цельсия, а скорость ветра превысит пятнадцать метров в секунду.

Могут ли родители оставить ребенка дома в мороз?

Окончательное решение в вопросе посещения детьми образовательного учреждения принимается родителями. Оно может основываться на нескольких аспектах: состояние здоровья ребенка, удаленность школы/сада от дома, резкое похолодание и понизившаяся температура. Отмена занятий в школе имеет место далеко не всегда, и если родители посчитали нужным оставить учащегося дома по причине неблагоприятных погодных условий, это не требует документальных подтверждений и письменных объяснений.

Оповещение

Когда отменяют занятия в школе, педагоги обязаны связаться с родителями учащихся и уведомить их об освобождении от посещения школы детьми. Массовое оповещение населения о временном прекращении занятий в образовательных учреждениях осуществляется по радио, телевидению (бегущей строкой и в новостях), в интернете на местном сайте департамента образования, а также по специальному номеру телефона.

Возмещение школьной программы

Всем ученикам, которые радуются подвернувшемуся случаю не ходить в школу на абсолютно законных основаниях, следует помнить одно важное правило. В случаях, когда большая часть ребят не посещает учебное заведение, для проведения занятий по изучению программы могут использоваться в полном объеме школьные каникулы.

В любом образовательном учреждении со временем происходят изменения в учебном процессе. Они включают в себя исправления прошлых ошибок, выявленных в процессе обучения, и современные требования к образовательному процессу. На основе накопленного опыта и новых тенденций разрабатываются документы, которые обеспечивают безопасность и корректность образовательного процесса. Таким изменениям в 2015 году подвергся и основополагающий документ СанПиН для школ 2.4.2.2821-10, который регулирует санитарные правила общеобразовательных организаций.

СанПиНы для школы в 2015–2016 году, подверглись изменениям по многочисленным направлениям. Больше всего изменений претерпели питание и температурный режим в школе.

Изменения СанПиН, школьное питание

Изменения в СанПиН для школ 2015–2016 коснулись и такой важной для любого ребенка и родителя темы как питание. В новый СанПиН включены разделы, касающиеся оборудования школьных помещений и организации школьного питания. Были добавлены следующие пункты, которых не было в основной редакции документа:

  • 5.19.14. В этом пункте указаны требования к производственным помещениям столовых в школах. Теперь производственные помещения столовых должны включать в себя цех обработки овощей, заготовочный и горячий цех, а также раздельные моечные для столовой и кухонной посуды;
  • 5.19.15. В данном пункте образовательным учреждениям прямо указывается на соответствие организации школьного питания с нормами СанПиН 2.4.5.2409-08, в котором прописаны все нормы и требования;
  • 5.19.16. Здесь идет речь об организации питания и питьевого режима, которые также предусмотрены в нормах СанПиН 2.4.5.2409-08. Также сказано о том, что график питания и его кратность обязаны учитывать время пребывания в школе.
  • Таким образом, изменения способствуют улучшению качества питания и соответствию со всеми необходимыми нормами.

    Температурный режим в школе СанПиН 2015–2016

    Многие из родителей помнят, что обучавшись в школах, они постоянно испытывали сильные температурные перепады. Невыносимая духота в кабинетах и распахнутые настежь окна нередко приводили к учащению простудных заболеваний. Новый СанПиН для школ 2015–2016 предусмотрел одну из ранее неотмеченных проблем с температурой в комнатах личной гигиены учащихся. В школьных кабинетах личной гигиены необходимо поддерживать температуру 19 – 21 градус по Цельсию. Теперь в любых школах не допускается использование надворных санитарных узлов. Таким образом, уже оборудованные туалетами школы обязаны предусмотреть вентиляцию, регулирующую температурный режим, а не оборудованным – предусмотреть данный пункт при постройке.

    Температура в школе по СанПиН

    СанПиНы для школы в 2015–2016 году предусматривают контроль температуры не только в учебных кабинетах, но и допустимые значения температур для занятий вне школы. Каждому родителю полезно знать, при каких температурах его ребенок может заниматься учебной деятельностью, а в каких случаях это будет недопустимо. Рассматривается три пункта, различающихся местонахождением учащихся:

    • температуры, при которых отменяются занятия в школах. Занятия в школах отменяются при экстремально низких температурах на улице, в значение принимается также и скорость ветра. В случае отмены занятий родители информируются через средства массовой информации. К тому же у многих школ появляются собственные системы внешнего мониторинга и их результаты публикуются на собственных сайтах;
    • температуры, при которых проводится обучение только внутри школьных помещений, отменяются занятия на свежем воздухе. Таблица поможет сориентироваться в допустимости таких занятий при минусовых температурах в градусах Цельсия:
    • температурный режим в школе по СанПиН предусматривает контроль в школьных помещениях. Нормы СанПиН в школе разделяются по сфере деятельности в школьных кабинетах. В учебных классах, столовой, библиотеке, актовом или музыкальном классе, рекреации и других помещениях должна поддерживаться температура от 18 до 24 градусов по Цельсию. В спортивных залах и мастерских этот показатель составляет от 17 до 20 градусов по Цельсию. График проветривания кабинетов в школе по СанПин не был изменен и все также зависит от температуры воздуха на улице.
    • В соответствии с СанПиН, школа 2015 – 2016 в РФ является безопасным и продуктивным для образовательной деятельности учреждениям. Новый СанПиН для школ 2015 – 2016 с изменениями дополняет и улучшает требования, предъявляемые к школам ранее. Изменения коснулись ранее не рассматриваемых или частично рассматриваемых моментов, которые напрямую влияют на качество учебного процесса. СанПиН по школам – новый стандарт, к которому обращаются руководители и контроллеры учебных заведений. А для родителей нормы СанПиН в школе – это документ, к которому можно обратиться в случае спорных ситуаций, возникающих при обучении.

    IV. Требования к зданию

    <...>

    4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

    Не менее 2,5 м 2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

    Не менее - 3,5 м 2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

    Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м 2 .

    При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена.

    4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

    4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

    4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

    При размещении спортивного зала на 2-м этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

    Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательной организации и его вместимости. Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 х 18,0 м, 12,0 х 24,0 м, 18,0 х 30,0 м. Высота спортивного зала при проектировании должна составлять не менее 6,0 м.

    4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

    4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов, площадью не менее 4,0 м 2 ; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные, площадью не менее 14,0 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые, площадью не менее 12 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты, площадью не менее 8,0 м 2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

    4.16. При устройстве бассейнов в общеобразовательных организациях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.<...>

    4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

    Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1–4 классов, и на высоте 0,7–0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5–11 классов.

    Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца.<...>

    V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций

    5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

    Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

    5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

    Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.<...>

    5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

    • между рядами двухместных столов – не менее 60;
    • между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50–70;
    • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50;
    • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
    • от демонстрационного стола до учебной доски–- не менее 100;
    • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
    • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
    • высота нижнего края учебной доски над полом – 70–90;
    • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели – не менее 300.

    Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II–III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

    Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. <...>

    VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

    6.1. Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

    6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–20 °С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20–24 °С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20–22 °С, душевых – 25 °С. <...>

    6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

    Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1–1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5–10 минут.

    При достижении температуры воздуха плюс 14 °С проветривание в спортивном зале следует прекращать. <...>

    VII. Требования к естественному и искусственному освещению

    7.1. Естественное освещение

    7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. <..>

    7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

    Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. <...>

    7.2. Искусственное освещение

    7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

    7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

    7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения. <...>

    7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300–500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300–500 лк, на классной доске – 300–-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк.

    При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради jсвещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

    X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

    <...>

    10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. <...>

    10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. <...>

    10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. <...>

    10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

    • физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
    • организованных подвижных игр на переменах;
    • спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
    • внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
    • самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

    10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

    Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

    Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

    Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. <...>

    10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки. <...>

    10.27. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренными образовательной программой, связанными с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

    Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам. <...>

    XI. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций

    11.1. Во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. <...>

    11.7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации . <...>

    Дети проводят в школах практически половину светового дня, поэтому для родителей условия, в которых учится ребенок, имеют большое значение. Санитарно-гигиенические показатели и освещение для детского здоровья и иммунитета играют большую роль. Особенности детского организма таковы, что даже малейшее изменение микроклимата отражается на терморегуляции. Именно поэтому школьники нуждаются в обеспечении соответствующего температурного режима и комфорта. Если температурный режим в школе не соблюден, то отдача тепла растущим организмом увеличивается, что приводит к охлаждению, а в такой ситуации и до рукой подать.

    Санитарные нормы

    Микроклимат в любом помещении зависит от температуры воздуха, его влажности (относительной), а также скорости перемещения. Если два последних показателя регулировать легко, то температура внутреннего воздуха в школах зависит от ряда факторов. Наиболее значимый фактор – теплоотдача системы отопления. Если школа подключена к центральной отопительной системе, то все, что может сделать руководство учебного заведения – это установить радиаторы с высоким КПД. Поддерживать температуру воздуха в школе в норме помогают и качественные , и плотно прилегающие к раме двери. Если эти меры не помогают, рекомендуется вести в школе журнал температурного режима. Результаты ежедневных измерений можно предъявить теплоснабжающей организации.

    Согласно существующим ныне нормативам, посещение школы возможно при следующем температурном режиме:

    • от 17 градусов в учебных кабинетах;
    • от 15 градусов в школьных цехах, мастерских;
    • от 15 градусов в спортивном зале;
    • от 19 градусов в раздевалках и гардеробных;
    • от 16 градусов в библиотеке;
    • от 17 градусов в актовых залах;
    • от 17 градусов в туалетах;
    • от 21 градуса в медкабинете.

    Если минимальная температура в помещениях школы ниже нормы, отмена занятий – единственное возможное решение.

    Превратности погоды

    Температура внутри школьных помещений не может не зависеть от температуры за окном. Даже самые качественные окна и двери не спасут от холода, если на улице лютует зима. Сильные морозы зачастую являются поводом для официальной отмены занятий. В странах СНГ разработаны соответствующие нормативы. Так, температура, при которой в школах отменяют занятия, варьируется от -25 до -40 градусов. Кроме того, значение имеет и скорость ветра. Если она меньше двух метров в секунду, то отменяются учебные занятия при следующем температурном режиме:

    • -30 градусов для учащихся 1-4 классов;
    • -35 градусов для учащихся 1-9 классов;
    • -40 градусов для учащихся 1-11 классов.

    При более высокой скорости ветра условия для отмены занятий следующие:

    При экстремальных температурах воздуха, несвойственных для конкретных регионов, местные телеканалы, радио и печатные издания информируют население о закрытии школ. Но лучший способ узнать о том, отменены ли в школе занятия, это телефонный звонок классному руководителю.

    В конце концов, родителям следует руководствоваться здравым смыслом. Если на улице лютый мороз, а поход в школу превращается в экстремальное испытание, то стоит пропустить занятия даже в том случае, если официально они не отменены. Подучить с ребенком пройденный в его отсутствие учебный материал проще, чем лечить его от переохлаждения и оформлять больничный лист в поликлинике, чтобы не получить выговор на работе от руководства.