Особенностей региональных проблем на примере чувашской республике. Сельское хозяйство Чувашской Республики: современное состояние, перспективы развития Проблемы развития чувашии на современном этапе

Описание

Россия - многонациональное государство, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, являющихся равноправными субъектами Российской Федерации.
Выделение административно-территориальных образований в составе субъектов Федерации связано с тем, что управление всеми сферами общественной жизни из единого центра неэффективно, так как при этом теряется оперативность управления, нерационально формируется информационное обеспечение: с одной стороны, информация о данной территории может быть перенасыщенной, включающей не имеющие существенного значения данные, а с другой - неполной, не содержащей особых, специфических характеристик.

Введение………………………………………………………………………..3
1. Особенности проблем регионов……………………………………………5
2. Региональные проблемы на примере ЧР…………………………………..8
3. Пути решения региональных проблем ЧР………………….……………12
Заключение …………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………..16

Работа состоит из 1 файл

2) «эффективность», которая требует рационального использования производственного потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния. Обе эти цели могут быть как совместимыми, так и конфликтными. Как правило, в период экономического роста преобладает первая цель, в период кризисов - вторая. Не обязательно, чтобы в политике государственных органов разных уровней территориальной иерархии доминировала какая-либо одна цель. Однако определенная согласованность в региональных политиках, проводимых федеральными, региональными и местными властями, должна быть, иначе пространственные неравенства будут нарастать. В отдельных странах существуют разные принципы разделения центральными и региональными властями функций в сфере региональной политики, специфические схемы сочетания макро- и микроинструмента. Под макроинструментом мы понимает рычаги монетарной, фискальной и торговой политик, под микроинструментом - рычаги непосредственного воздействия на рабочих (труд) и на предпринимателей (капитал). Выбор конкретного инструмента микрополитики зависит от задач и специфических условий их решения, сложившихся на (данный момент в субъектах Федерации). При всем разнообразии задач и различии условий в регионах есть некоторые общие закономерности в определении мероприятий (средств) решения проблем. В общем случае возможные направления микрополитики формируются путем выбора объекта воздействия: рабочая сила (труд) или рабочие места (капитал) - и выбора направления воздействия: внутренней или внешней перестройки условий деятельности (работы и предпринимательства).

2. Региональные проблемы на примере Чувашии.

Комплексный анализ социально-экономического развития Чувашской Республики позволил выявить следующие основные проблемы.

I. Экономические структурно-инвестиционные проблемы Чувашии

1. Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств. Инновации в настоящее время внедряются главным образом на крупных предприятиях республики, имеющих собственную научно-исследовательскую базу. Чувашская Республика занимает 6-е место среди 14 регионов Приволжского федерального округа по удельному весу организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций. Инновационному развитию препятствуют нерациональное использование научного потенциала Чувашской Республики, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры.

2. Неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг. Одним из условий включения в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях республики. В настоящее время число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6% от общего количества организаций реального сектора экономики. Имеют сертификаты соответствия международным стандартам ISO 14000 только 4 предприятия: акционерные общества "Промтрактор", "Чебоксарский электроаппаратный завод", "Перкарбонат" и ООО "Элпри". Практически не вовлечены в процесс внедрения международных стандартов качества малый бизнес, организации сферы услуг, образования, здравоохранения, строительного комплекса, культуры.

3. Снижение доходности, высокая степень износа материально- технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Земля в Чувашской Республике является наиболее эродированной по сравнению с землями других регионов Российской Федерации. Коэффициент расчлененности территории составляет 1,25, насчитывается более 3,7 тыс. оврагов и балок протяженностью свыше 22 тыс. км. Более 80% пашни подвержены водной эрозии. Снижение доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства лишило сельхозтоваропроизводителей возможности вести нормальное воспроизводство, а также привело к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных организаций с выводом земель сельхозназначения из оборота и уходу из села квалифицированной рабочей силы из-за низких доходов.

4. Неразвитость рынка земли. Земля - один из важнейших ресурсов социально-экономического и градостроительного развития. Отсутствие свободной купли-продажи земли негативно сказывается на формировании эффективного землепользователя, расширении хозяйственных площадей, привлечении инвесторов, в том числе в агропромышленный комплекс. Земельный рынок в Чувашской Республике находится в начальной стадии формирования. Наиболее перспективным инструментом эффективного использования земли является ипотека земельных участков. В настоящий момент законодательная база разработана только для первой части ипотечной схемы - предоставления кредита под залог земельного участка. Для второй части, связанной с переводом земли в ликвидные активы, существуют не урегулированные законодательством отношения, являющиеся серьезными препятствиями. Одна из нерешенных проблем - наличие неиспользуемой пашни на землях сельскохозяйственного назначения. Для становления земельного рынка и развития ипотеки земли в первую очередь требуется завершить процессы разграничения и регистрации прав собственности на землю. Разграничение земель по уровням собственности необходимо для объединения объекта недвижимости и земельного участка под ним с целью формирования единого объекта налогообложения, что позволит увеличить доходную часть консолидированного бюджета Чувашской Республики. Развитие земельно-рыночных отношений, закрепление права собственности на землю, активизация процессов купли-продажи и залога земельных участков увеличат заинтересованность во вложении средств в землю и объекты недвижимости, тем самым повысят инвестиционную привлекательность Чувашской Республики.

5. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, безопасности и качества транспортных услуг. Чувашская Республика по плотности автомобильных дорог (258,7 км дорог с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории) находится на уровне стран с развитой рыночной экономикой, но значительно уступает им по техническому состоянию дорожного полотна, которое не соответствует нормативным требованиям. Основная часть дорог имеет параметры низких категорий, 77% общей протяженности дорог общего пользования IV, V категорий и внекатегорийные дороги. Для соединения их с сетью дорог общего пользования необходимо построить более 1,0 тыс. км местных дорог. Это будет способствовать комплексному освоению территорий, прилегающих к городам и районным центрам, в которых сконцентрирован основной производственный потенциал Чувашской Республики, увеличению мобильности сельских жителей и вовлечению рекреационных зон Чувашской Республики в процесс организации отдыха жителей и гостей республики. Отсутствие постоянного воздушного сообщения с крупными городами и возможности приема-выпуска воздушных судов 1 и 2 классов снижает привлекательность Чувашии, особенно для крупных инвесторов. Уровень развития инфраструктуры речных портов республики не позволяет в полной мере использовать имеющийся потенциал региона из-за недостаточной глубины судового хода одной из главных транспортных артерий России - р. Волги. До настоящего времени не реализована стратегически важная задача создания единого глубоководного пути с гарантированной глубиной судового хода по международному транспортному коридору "Север - Юг" по причине отсутствия решения Правительства Российской Федерации по поднятию уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 метров.

6. Неудовлетворительное использование туристско-рекреационного потенциала Чувашской Республики. В Чувашской Республике отмечается положительная динамика роста объемов туристских услуг, оказываемых в санаторно-курортных, гостиничных, туристических организациях. Однако число туристов, посещающих Чувашию, остается низким.

7. Неразвитость рынка услуг. Доля отраслей, производящих услуги, в валовом региональном продукте в Чувашской Республике составляет 40,3%, в среднем по Российской Федерации - 49% (в ВВП), в ПФО - 41,3%, тогда как доля услуг в ВВП в развитых странах составляет от 60 до 80%. Рынок услуг в Чувашии характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами. Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг занимают в основном бытовые услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и услуги связи, тогда как расходы на нематериальные услуги незначительны. Традиции производства и потребления нематериальных услуг, формирующие стереотипы деятельности субъектов рынка (потребителей и производителей), развиты в недостаточной степени.

II. Социальные проблемы Чувашии 8. Относительно низкий уровень доходов населения. Несмотря на положительную динамику реальных денежных доходов населения Чувашии в последние годы, они пока отстают от аналогичных среднероссийских показателей. Значительная часть населения (20,3%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума (по России - 16,0%). Имеются существенные диспропорции в уровне оплаты труда в различных секторах экономики республики.

9. Сложная демографическая ситуация, необходимость улучшения состояния здоровья населения. Для Чувашской Республики так же, как и для России в целом, характерен процесс депопуляции, в основе которого лежит естественная убыль населения за счет высокого показателя смертности, превышающего уровень рождаемости. В Чувашии отмечается незначительный миграционный отток, в том числе наиболее активных, молодых граждан - потенциала будущего. Высокий показатель смертности населения трудоспособного возраста увеличивает риски инвестиций в человеческий капитал Чувашии. Решение проблем в области демографии и здоровья должно способствовать сокращению прямых и косвенных социально-экономических потерь общества от управляемых причин смертности трудоспособного населения. Все это в конечном итоге позволит повысить инвестиционную привлекательность региона и его жителей.

10. Недостаточный уровень обеспеченности граждан комфортным и доступным жильем. Несмотря на то, что ввод жилья на 1000 человек в Чувашской Республике значительно опережает среднее значение показателя по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации, проблема обеспечения жильем нуждающихся граждан остается острой. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60%. Следствием этого является технологическая отсталость и низкое потребительское качество предоставляемых коммунальных услуг.

III. Экологические проблемы Чувашии

11. Незавершенность строительства Чебоксарского гидроузла и ухудшение экологического состояния Чебоксарского водохранилища. В течение 25 лет Чебоксарский гидроузел эксплуатируется на временной промежуточной отметке 63,0 метра. Водохранилище Чебоксарской ГЭС не имеет полезной емкости и не осуществляет регулирование водосброса, что не обеспечивает самоочищение воды. Удельные площади мелководий (31,5%) значительно превышают допустимые санитарные нормы (15 - 20%).

12. Загрязнение окружающей среды на территории Чувашской Республики. Рост потребления, высокая плотность населения (70,3 человека на 1 кв. км) и развитие производства приводят к увеличению накопленных отходов (на 43% за 5 лет). Срок эксплуатации многих объектов размещения отходов в районах и городах Чувашской Республики заканчивается. В г. Чебоксары вместимость существующего мусороприемного полигона исчерпана. Удельный вес загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, составляет 89,3% от общего объема сброса сточных вод. В связи с ростом автомобилизации обостряется проблема загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах.

3. Пути решения региональных проблем.

Стратегическое развитие Чувашии в долгосрочной перспективе определено с учетом приоритетов социально- экономической политики Российской Федерации, глобальных тенденций мирового развития, связанных с переходом к постиндустриальному обществу, применением новейших технологий, формированием "экономики знаний" и усилением интеграционных экономических процессов в обществе. В складывающихся условиях Чувашии необходимо осуществить комплекс мер по укреплению конкурентных позиций на российском и мировом рынках, создать высокотехнологичную, инновационно восприимчивую и динамично развивающуюся экономику исходя из собственного потенциала, сравнительных преимуществ республики, целенаправленной инвестиционной политики и активного привлечения инвестиционного капитала во все сферы жизнедеятельности, создающих мультипликативный эффект и формирующих ускоренный социально-экономический рост. Пространственное развитие территории Чувашской Республики базируется на максимально полном использовании потенциала инвестиционных зон, определенных в соответствии с Территориальной комплексной схемой градостроительного планирования. В зависимости от природно-ресурсного, трудового, промышленного, инфраструктурного, сельскохозяйственного и инвестиционного потенциала муниципальные районы Чувашии объединены в четыре характерные зоны. Северная зона - Ядринский, Моргаушский, Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Цивильский, Аликовский, Красноармейский и Козловский районы. В этой зоне проживает 68% населения Чувашии, доля городского населения составляет 88,6%. Конкурентным территориальным преимуществом данной зоны является приближенность к развитому промышленному комплексу гг. Чебоксары и Новочебоксарска. Здесь сосредоточены основные энергетические мощности Чувашской Республики (Чебоксарская ГЭС, тепловые электростанции), самые крупные промышленные предприятия (ОАО "Промтрактор", ОАО "Химпром", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" и др.). Сельское хозяйство имеет пригородную специализацию. Развита инфраструктура, имеются рекреационные зоны и лесные массивы. Все это делает северную зону самой экономически активной и инвестиционно привлекательной, в том числе для урбанизации территорий и внедрения новых технологий в строительстве. Центральная зона - Урмарский, Канашский, Янтиковский, Ибресинский и Вурнарский районы. Сельскохозяйственная зона с благоприятными условиями для организации воспроизводства и переработки сельскохозяйственной продукции. Зона богата природными ресурсами (глиной кирпичной, известняком, лесом, лекарственными травами, ягодами, грибами и т.д.). Имеются предприятия по их переработке. Важнейшим транспортным центром данной зоны является г. Канаш с предприятиями машиностроения и металлообработки; инновационным центром разработки и внедрения новых технологий в области агрохимии - ОАО "Вурнарский завод смесевых препаратов" пгт Вурнары. Все это способствует размещению на территории зоны новых производств и развитию центра логистики и транспортного обслуживания. Юго-Восточная зона - Комсомольский, Яльчикский, Батыревский и Шемуршинский районы. Сельскохозяйственная зона с наивысшим уровнем плодородия земель в Чувашии. Наиболее эффективно используются сельхозугодия на территории Батыревского района. Объемы производимой сельскохозяйственной продукции значительно превышают объемы ее переработки. Культивируется коневодство. Все население Юго-Восточной зоны проживает в сельской местности. Данная территория привлекательна для организации выпуска экологически чистой сельхозпродукции и сбора даров леса. Юго-Западная зона - Красночетайский, Шумерлинский, Порецкий и Алатырский районы. Кроме того, на юго-западе расположен г. Алатырь, являющийся центром русской православной культуры, что дает возможность для развития туристскорекреационного кластера с вовлечением основных ресурсов - р. Суры и лесных массивов. В г. Алатыре размещены организации, специализирующиеся на выпуске электротехнической продукции (ОАО "Электроавтомат", ОАО "Завод "Электроприбор"), панелей, металлоконструкций, холодильников (ОАО "Алатырский завод низкотемпературных холодильников"), продукции для железнодорожного транспорта (Алатырский механический завод - филиал ОАО "Российские железные дороги"), автоматических ремней безопасности (ООО "СКМ"). В городе располагается производство конструкций для быстровозводимого малоэтажного жилья по современным технологиям. Запланировано строительство горно-обогатительного комбината. В этой зоне развиты лесное хозяйство и переработка древесины, ее территория на 65% покрыта лесом. Около 47,5% населения проживает в сельской местности. В Стратегии в качестве важнейшего ресурса динамичного социально-экономического развития Чувашской Республики рассматривается рациональное использование человеческого капитала и интеллектуального потенциала. Предметом особого внимания является создание необходимых инфраструктурных условий для обеспечения качественных структурных сдвигов во всех отраслях экономики и социальной сфере, все это в конечном итоге приведет к улучшению качества жизни населения. В соответствии с выбранными стратегическими целями и задачами действия органов государственной власти Чувашской Республики будут сконцентрированы на реализации приоритетных направлений развития.

I . ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1.1. Современная социально-экономическая ситуация
в Чувашской Республике

Чувашия – не­большой по территории, но динамично развивающийся и инвестиционно привлекатель­ный регион. Основой для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодное географическое положение, благоприятные природно-климати­чес­кие условия, развитые инженерная, телекоммуникационная и транспортная инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, значительный потенциал трудовыхресурсов . Чувашская Республика не имеет запасов стратегического сырья, поэтому основным приоритетом выбран инновационный путь развития экономики.

Функционирование экономики Чувашской Республики в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.

Среди внешних условий наибольшее значение для Чувашии будут иметь динамика развития мировой экономики, использование достижений российских и иностранных компаний в наукоемких высокотехнологичных отраслях экономики, вступление России во Всемирную торговую организацию, общественно-политическая и социально-экономическая стабильность в Российской Федерации, демографическая ситуация.

К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие факторы:

повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;

повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

стимулирование диверсификации и технологического развития;

развитие сектора общественных услуг;

ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

В настоящее время для Чувашской Республики характерны положительные тенденции роста производства ведущих отраслей экономики и существенные изменения в соци­альной сфере.

Основные показатели социально-экономического положения

Чувашской Республики и Российской Федерации в 2006 году

Наименование

Показатель

абсолютный

среднедушевой (удельный)

по Чувашии

по России

доля Чу­вашии

единица

измерения

по Чу­вашии

по России

отноше­ние показателя по Чувашии к показателю по России

Территория

тыс. км2

18,3

17098,2

0,1%

Численность постоянного населения (в сре­дне­­годовом исчислении)

млн.

человек

1,29

142,4

0,9%

Валовой региональный продукт

млрд. рублей

76,6*

26781,0**

0,29%

70,9

188,1

37,7%

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (ОКВЭД)

млрд. рублей

70,3

15758,5

0,45%

на душу населения, тыс. рублей

54,5

110,7

49,2%

млрд.

рублей

15,8

1617,1

1,0%

на душу населения, тыс. рублей

12,2

11,4

107,0%

Внешнеторговый оборот

млрд. долл. США

0,25

468,4

0,05%

на душу населения, тыс. долл. США

0,196

5,9%

Инвестиции в основной капитал

млрд.

рублей

26,5

4483

0,59%

на душу населения, тыс. рублей

20,6

31,5

65,4%

Ввод в эксплуатацию жилых домов (общая площадь)

млн. м2

0,85

50,2

1,7%

на 1 тыс. населения, м 2

662,8

352,5

188,0%

Оборот розничной торговли

млрд.

рублей

37,0

8627,5

0,43%

на душу населения, тыс. рублей

28,7

60,6

47,4%

млрд.

рублей

19,2

10642,8

0,2%

на душу населения, тыс. рублей

14,8

74,7

19,8%

Численность зарегистрированных безработных (на конец года)

млн.

человек

0,0119

1,74

0,7%

уровень зарегистрированной безработицы , % от экономически активного населения

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума

млн.

человек

0,26

22,8

1,1%

уровень бедности, % от общей численности населения

20,3

16,0

126,9%

Денежные доходы в месяц

на душу населения, рублей

5241,6

9910,6

52,9%

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

одного работника, рублей

6407,2

10736,0

59,7%

Средний размер назначенных месячных пенсий

одного пенсионера, рублей

2530,0

2842,0

Естественная убыль населения

тыс.

человек

689,5

0,8%

коэффициент естественного прироста населения, человек на 1 тыс. населения

89,6%

Динамичное развитие экономики Чувашии в последние годы (приложение № 1, таблица 1.1) способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста.

В 2006 году индекс физического объема валового регионального продукта (ВРП) составил 144,6% по отношению к 2000 году, что несколько выше среднероссийского уровня (143,7%). Валовой региональный продукт на душу населения увеличился в действующих ценах с 18,9 тыс. рублей в 2000 году до 70,9 тыс. рублей (по оценке 2006 года) .

Динамика ВРП приведена в приложении № 1, таблица 1.2.

Ведущее место в экономике Чувашии занимает промышленный комплекс , на который приходится около 50% поступлений налоговых платежей, около 70% сальдированного финансового результата, около 30% работающего населения.

Рост индекса промышленного производства в Чувашской Республике в 2006 году к уровню 2000 года составил 150,5%, в то время как по Российской Федерации – 133,4%. По данному показателю Чувашия занимает 50-е место среди субъектов Российской Федерации. В 2006 году положительная тенденция опережающего роста промышленного производства сохранилась: индекс промышленного производства составил 115,9%, по России соответственно – 103,9%.

В структуре промышленности доминирующее положение занимают организации обрабатывающих производств, их доля в объеме отгруженной продукции составляет 84,8%, организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 14,9%, добычи полезных ископаемых – 0,3%.

В структуре обрабатывающих производств более 63% объема отгруженной продукции промышленного комплекса приходится на 5 видов экономической деятельности: на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 15,9%, пищевых продуктов, включая напитки, – 14,4%, машин и оборудования – 13,1%, транспортных средств и оборудования – 10,4% и на химическое производство – 9,5%.

Индексы и структура промышленного производства приведены в приложении № 1, таблицы 1.3–1.6.

Агропромышленный комплекс . Чувашская Республика находится в зоне рискованного земледелия. Организации сельского хозяйства создают около 13% валового регионального продукта. Основные отрасли сельского хозяйства – производство зерна, картофелеводство, хмелеводство, мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство и пчеловодство. В 2006 году объем производства продукции растениеводства по сравнению с 2005 годом снизился на 1,4%, объем производства продукции животноводства увеличился на 7,1%, в целом объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 3,2%.

Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются сельскохозяйственные организации и личные подсобные хозяйства. Доля продукции личных подсобных хозяйств в 2006 году составила 66,0% от общего объема произведенной продукции, сельскохозяйственных организаций – 31,9%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 2,1%.

Проведенной в июле 2006 года Всероссийской сельскохозяйственной переписью в Чувашской Республике было охвачено 1097 сельскохозяйственных организаций, 2062 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателя , 733 некоммерческих объединения граждан и 246,3 тыс. личных подсобных хозяйств, на основании данных которой формируются федеральные информационные ресурсы об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства, в том числе в разрезе муниципальных образований .

Динамика сельскохозяйственного производства приведена в приложении № 1, таблица 1.7.

Развитие малого предпринимательства . Малое предпринимательство – один из наиболее значительных и перспективных резервов развития экономики.

В Чувашской Республике действует 7061 малое предприятие, что в 1,8 раза больше, чем в 2000 году. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в валовом региональном продукте Чувашской Республики увеличилась с 11,4% в 2000 году до 19,0% в 2006 году. Из года в год повышается уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней: только в 2006 году он увеличился почти в 1,4 раза по сравнению с 2005 годом.

На малый бизнес приходится:

более половины объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство";

7,6% объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами;

16,1% оборота общественного питания;

60,3% оборота розничной торговли.

Основные показатели развития малого предпринимательства приведены в приложении № 1, таблица 1.8.

В Чувашской Республике сохраняется устойчивая тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с темпами роста в целом по России. Объем инвестиций в основной капитал в 2006 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,5 раза (по России – в 1,8 раза). В Приволжском федеральном округе (ПФО) Чувашская Республика по показателю "инвестиции на душу населения" занимает 8-е место.

Политика Президента Чувашской Республики по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в экономику республики формирует цивилизованные подходы руководства организаций к повышению уровня финансовой прозрачности и качества корпоративного управления .

Динамика и структура инвестиций приведены в приложении № 1, таблицы 1.9–1.10.

В настоящее время в Чувашской Республике реализуются около 200 инвестиционных проектов общей стоимостью более 120,0 млрд. рублей.

Наиболее крупные инвестиционные проекты Чувашской Республики представлены в приложении № 2.

Б анковский сектор в Чувашской Республике активно развивается. Только в 2006 году открыты 3 филиала инорегиональных банков. Сегодня в Чувашии функционируют 5 кредитных организаций, 14 филиалов кредитных организаций других регионов, 10 отделений Сбербанка России, а также 69 дополнительных офисов, 188 операционных касс, 15 кредитно-кассовых офисов и 6 представительств банков. Совокупная величина валюты балансов кредитных организаций и инорегиональных филиалов за последние 5 лет увеличилась в 5,7 раза, в 2006 году – на 64%. Основным фактором роста активных операций банковского сектора остается расширение кредитных вложений, которые за указанный период возросли более чем в 12 раз.



Подобные документы

    Анализ тенденций в демографической обстановке Чувашской Республики. Основные направления демографической политики Чувашской республики. Тенденции демографической ситуации: низкий уровень рождаемости, высокие показатели смертности, постарение населения.

    реферат , добавлен 04.04.2016

    Изучение сущности демографического взрыва и определение перспектив его прекращения. Исследование причин роста численности населения: демографические и экономические подходы к анализу. Социологическая оценка дискуссий о проблеме численности населения.

    реферат , добавлен 17.03.2013

    Теоретические основы статистического анализа уровня жизни населения. Экономическая характеристика Чувашской республики, анализ динамики среднедушевых денежных доходов ее населения и оценка тесноты связи между заработной платой и прожиточным минимумом.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2010

    Сущность и структура демографической политики. Анализ современной демографической ситуации в России. Динамика численности населения России. Показатели естественного движения населения. Естественный прирост и убыль населения. Сокращение уровня смертности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    Демографическая структура и процессы. Факторы, влияющие на демографическую ситуацию. Динамика продолжительности жизни населения. Дефицит рождаемости и профицит смертности. Основные виды миграции населения. Основные пути выхода из "демографической ямы".

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Анализ демографического поведения. Репродуктивное поведение. Образование брачных пар. Миграция населения. Соотношение рождаемости и смертности. Воспроизводство населения. Статистические данные о естественном движении населения.

    доклад , добавлен 19.11.2006

    Значение демографической составляющей в системе социально-экономического развития. Демографическая обстановка в Чувашской Республике. Основные причины смертности населения. Статистическая оценка численности и состава населения Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Анализ работы республиканского центра занятости Чувашской Республики в 2011 г. Ситуация на рынке труда ЧР по итогам года. Информация об итогах и перспективах реализации государственных программных мероприятий в области содействия занятости населения.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2012

    История демографического кризиса и его причины. Признаки демографического кризиса в России: снижение рождаемости, сокращение продолжительности жизни и рост смертности. Последствия современного демографического кризиса в России и пути его преодоления.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Ознакомление с численностью и плотностью населения Республики Мордовии. Рассмотрение современных тенденций воспроизводства населения в стране. Причины демографического старения и смертности нации. Миграция трудовых ресурсов в Республике Мордовии.

Комплексный анализ социально-экономического развития Чувашской Республики позволил выявить следующие основные проблемы.

I. Экономические структурно-инвестиционные проблемы Чувашии

1. Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств

Инновации в настоящее время внедряются главным образом на крупных предприятиях республики, имеющих собственную научно-исследовательскую базу. Чувашская Республика занимает 6-е место среди 14 регионов Приволжского федерального округа по удельному весу организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций. По количеству поданных заявок на изобретение Чувашская Республика находится на 11-м месте в Приволжском федеральном округе.

Инновационному развитию препятствуют нерациональное использование научного потенциала Чувашской Республики, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет 25 человек на 10 тысяч экономически активного населения (в ПФО - 103 человека, по Российской Федерации - 138, по странам Европейского Союза - 100 - 150).

Основным типом инноваций в Чувашской Республике пока еще являются так называемые инновации, направленные на поддержание достигнутого уровня технологического развития предприятий, или незначительные усовершенствования выпускаемой продукции. Недостаточно внедряются "прорывные" инновации (ноу-хау).

2. Неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг

Одним из условий включения в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях республики. В настоящее время число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6% от общего количества организаций реального сектора экономики (в США и Западной Европе сертифицировано от 60 до 80% существующих компаний, в Китае - 0,4%, в России - 0,2%).

Имеют сертификаты соответствия международным стандартам ISO 14000 только 4 предприятия: акционерные общества "Промтрактор", "Чебоксарский электроаппаратный завод", "Перкарбонат" и ООО "Элпри". Практически не вовлечены в процесс внедрения международных стандартов качества малый бизнес, организации сферы услуг, образования, здравоохранения, строительного комплекса, культуры.

3. Снижение доходности, высокая степень износа материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей

Земля в Чувашской Республике является наиболее эродированной по сравнению с землями других регионов Российской Федерации. Коэффициент расчлененности территории составляет 1,25, насчитывается более 3,7 тыс. оврагов и балок протяженностью свыше 22 тыс. км. Более 80% пашни подвержены водной эрозии.

Снижение доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства лишило сельхозтоваропроизводителей возможности вести нормальное воспроизводство, а также привело к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных организаций с выводом земель сельхозназначения из оборота и уходу из села квалифицированной рабочей силы из-за низких доходов.

Высокая степень износа материально-технической базы требует коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости отрасли и производства конкурентоспособной продукции.

4. Неразвитость рынка земли

Земля - один из важнейших ресурсов социально-экономического и градостроительного развития. Отсутствие свободной купли-продажи земли негативно сказывается на формировании эффективного землепользователя, расширении хозяйственных площадей, привлечении инвесторов, в том числе в агропромышленный комплекс.

Земельный рынок в Чувашской Республике находится в начальной стадии формирования. Наиболее перспективным инструментом эффективного использования земли является ипотека земельных участков.

В настоящий момент законодательная база разработана только для первой части ипотечной схемы - предоставления кредита под залог земельного участка. Для второй части, связанной с переводом земли в ликвидные активы, существуют не урегулированные законодательством отношения, являющиеся серьезными препятствиями.

Одна из нерешенных проблем - наличие неиспользуемой пашни на землях сельскохозяйственного назначения. В настоящее время размер такой пашни составляет 75,2 тыс. га, или 9,9% от общей площади.

По данным Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике, по состоянию на 1 января 2007 г. в государственной собственности находилось 1208,6 тыс. га земель (65,88% земельного фонда республики), в муниципальной собственности - 0,3 тыс. га земель (0,02% земельного фонда), в собственности юридических лиц - 2,3 тыс. га земли (0,1% земельного фонда), в собственности граждан - 623,1 тыс. га (33,9% земельного фонда).

Для становления земельного рынка и развития ипотеки земли в первую очередь требуется завершить процессы разграничения и регистрации прав собственности на землю. Разграничение земель по уровням собственности необходимо для объединения объекта недвижимости и земельного участка под ним с целью формирования единого объекта налогообложения, что позволит увеличить доходную часть консолидированного бюджета Чувашской Республики.

Необходимость завершения в наикратчайшие сроки в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2006 г. N 80 "О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике" работ по мониторингу и кадастровой оценке земель с целью создания информационной базы данных по их состоянию и перспективам использования является основой для эффективного функционирования рынка земли.

Развитие земельно-рыночных отношений, закрепление права собственности на землю, активизация процессов купли-продажи и залога земельных участков увеличат заинтересованность во вложении средств в землю и объекты недвижимости, тем самым повысят инвестиционную привлекательность Чувашской Республики.

5. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, безопасности и качества транспортных услуг

Чувашская Республика по плотности автомобильных дорог (258,7 км дорог с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории) находится на уровне стран с развитой рыночной экономикой, но значительно уступает им по техническому состоянию дорожного полотна, которое не соответствует нормативным требованиям. Основная часть дорог имеет параметры низких категорий, 77% общей протяженности дорог общего пользования IV, V категорий и внекатегорийные дороги.

В ходе реализации республиканской целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года" в 2006 году 32 сельских населенных пункта соединены автомобильными дорогами общего пользования. В настоящее время 454 сельских населенных пункта, или 26,4%, не имеют круглогодичной связи с основной сетью дорог общего пользования. Для соединения их с сетью дорог общего пользования необходимо построить более 1,0 тыс. км местных дорог. Это будет способствовать комплексному освоению территорий, прилегающих к городам и районным центрам, в которых сконцентрирован основной производственный потенциал Чувашской Республики, увеличению мобильности сельских жителей и вовлечению рекреационных зон Чувашской Республики в процесс организации отдыха жителей и гостей республики.

Высокий износ пассажирского парка государственного и муниципальных перевозчиков приводит к сокращению социально значимой маршрутной сети, отрицательно сказываясь на безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования. В преддверии вступления России в ВТО подвижной состав транспорта общего пользования должен соответствовать мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям по токсичности.

В целях улучшения качества обслуживания пассажиров необходимо построить новые и реконструировать действующие автовокзалы и автостанции.

Отсутствие постоянного воздушного сообщения с крупными городами и возможности приема-выпуска воздушных судов 1 и 2 классов снижает привлекательность Чувашии, особенно для крупных инвесторов.

Уровень развития инфраструктуры речных портов республики не позволяет в полной мере использовать имеющийся логистический потенциал региона из-за недостаточной глубины судового хода одной из главных транспортных артерий России - р. Волги. До настоящего времени не реализована стратегически важная задача создания единого глубоководного пути с гарантированной глубиной судового хода по международному транспортному коридору "Север - Юг" по причине отсутствия решения Правительства Российской Федерации по поднятию уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 метров.

6. Недостаточный уровень внедрения в органах государственной власти Чувашской Республики и органах местного самоуправления интерактивных услуг, предоставляемых гражданам и организациям с использованием информационных технологий, что в числе прочих причин приводит к увеличению сроков организационных процедур при реализации деловых проектов

Во многих странах отношения государства с бизнес-сообществом сегодня практически полностью переведены на электронную основу и предопределили создание информационных систем оказания государственных услуг населению. Органы власти развитых стран активизируют создание систем интерактивной связи и расширяют спектр государственных услуг, предоставляемых с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), что способствует распространению средств ИКТ среди населения и дееспособности институтов гражданского общества.

Необходимо развивать предоставление интерактивных государственных услуг с целью кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в интересах граждан, а именно:

устранить дублирование функций по сбору различных данных;

снизить административные издержки для населения и организаций, связанные с предоставлением информации;

повысить оперативность предоставления населению государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия;

снизить число обращений граждан в органы государственной власти;

создать условия для предоставления государственных услуг по принципу "одного окна";

не допускать возникновения возможностей для коррупции;

обеспечить оперативность и полноту контроля за деятельностью органов государственной власти со стороны общественности;

обеспечить необходимый уровень защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления.

7. Неудовлетворительное использование туристско-рекреационного потенциала Чувашской Республики

В Чувашской Республике отмечается положительная динамика роста объемов туристских услуг, оказываемых в санаторно-курортных, гостиничных, туристических организациях. Однако число туристов, посещающих Чувашию, остается низким. Гостиничный сервис не отвечает современным требованиям, только одно предприятие туризма сертифицировано по международным стандартам.

8. Неразвитость рынка услуг

Доля отраслей, производящих услуги, в валовом региональном продукте в Чувашской Республике составляет 40,3%, в среднем по Российской Федерации - 49% (в ВВП), в ПФО - 41,3%, тогда как доля услуг в ВВП в развитых странах составляет от 60 до 80%.

Рынок услуг в Чувашии характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.

Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг занимают в основном бытовые услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и услуги связи, тогда как расходы на нематериальные услуги (культуры, спорта, туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные и пр.) незначительны.

Традиции производства и потребления нематериальных услуг, формирующие стереотипы деятельности субъектов рынка (потребителей и производителей), развиты в недостаточной степени.

9. Низкий уровень мультипликативного эффекта

Свободные мощности у конкурентоспособных производств фактически отсутствуют. Кроме того, в ближайшие годы во многих отраслях экономики следует ожидать выбытие основных фондов. Однако в ряде производств сохраняется недостаточный уровень загрузки имеющихся мощностей, что дает потенциальную возможность расширения производства.

Экстенсивное развитие за счет использования устаревшего "портфеля ресурсов" недопустимо. Экономический рост может быть основан только на повышении производительности труда и капитала с переходом к новейшему "портфелю ресурсов". А он, в свою очередь, связан с необходимостью обеспечения конкурентоспособности региона на глобальных рынках и с повышением стоимости активов Чувашской Республики.

В настоящее время уровень капитализации инвестиций по Чувашской Республике составляет 29,1%, доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал - 1,3%, степень износа основных фондов - 48%.

Организации, представляющие ведущие отрасли республики, пока не выступают своеобразными точками притяжения, обеспечивающими мультипликативный эффект с определенным вектором развития.

II. Социальные проблемы Чувашии

10. Относительно низкий уровень доходов населения

Несмотря на положительную динамику реальных денежных доходов населения Чувашии в последние годы, они пока отстают от аналогичных среднероссийских показателей. Значительная часть населения (20,3%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума (по России - 16,0%).

Имеются существенные диспропорции в уровне оплаты труда в различных секторах экономики республики.

11. Сложная демографическая ситуация, необходимость улучшения состояния здоровья населения

Для Чувашской Республики так же, как и для России в целом, характерен процесс депопуляции, в основе которого лежит естественная убыль населения за счет высокого показателя смертности, превышающего уровень рождаемости в 1,4 раза (по ПФО - в 1,6 раза, по России - в 1,5 раза).

В Чувашии отмечается незначительный миграционный отток, в том числе наиболее активных, молодых граждан - потенциала будущего.

Высокий показатель смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастные случаи, травмы, убийства, самоубийства, отравления), составляющих около 30% случаев смерти, увеличивает риски инвестиций в человеческий капитал Чувашии.

Решение проблем в области демографии и здоровья должно способствовать сокращению прямых и косвенных социально-экономических потерь общества от управляемых причин смертности трудоспособного населения. Все это в конечном итоге позволит повысить инвестиционную привлекательность региона и его жителей.

12. Недостаточный уровень обеспеченности граждан комфортным и доступным жильем

Несмотря на то, что ввод жилья на 1000 человек в Чувашской Республике значительно опережает среднее значение показателя по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации, проблема обеспечения жильем нуждающихся граждан остается острой.

Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60%. Следствием этого является технологическая отсталость и низкое потребительское качество предоставляемых коммунальных услуг.

III. Экологические проблемы Чувашии

13. Незавершенность строительства Чебоксарского гидроузла и ухудшение экологического состояния Чебоксарского водохранилища

В течение 25 лет Чебоксарский гидроузел эксплуатируется на временной промежуточной отметке 63,0 метра. Водохранилище Чебоксарской ГЭС не имеет полезной емкости и не осуществляет регулирование водосброса, что не обеспечивает самоочищение воды. Удельные площади мелководий (31,5%) значительно превышают допустимые санитарные нормы (15 - 20%).

14. Загрязнение окружающей среды на территории Чувашской Республики

Рост потребления, высокая плотность населения (70,3 человека на 1 кв. км) и развитие производства приводят к увеличению накопленных отходов (на 43% за 5 лет). Срок эксплуатации многих объектов размещения отходов в районах и городах Чувашской Республики заканчивается. В г. Чебоксары вместимость существующего мусороприемного полигона исчерпана. Удельный вес загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, составляет 89,3% от общего объема сброса сточных вод.

В связи с ростом автомобилизации обостряется проблема загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах. Выбросы автотранспорта без учета находящихся в личном пользовании транспортных средств в общем объеме выбросов составляют 42,0%.

Количественная характеристика основных проблем социально-экономического развития Чувашской Республики приведена в приложении N 5.

1

Хмелеводство – исторически сложившаяся отрасль сельского хозяйства Чувашской республики. В результате экономических преобразований отрасль утратила свою роль и в настоящее время более 90% потребностей отечественных пивоваренных предприятий в хмеле удовлетворяется за счет импорта. Данная ситуация противоречит Доктрине продовольственной безопасности России. Правительство Чувашской республики уделяет внимание развитию отрасли. Разработана целевая программа поддержки хмелеводства. Эффективным инструментом решения задач развития отрасли является создание кластера. Сильными сторонами хмелеводческого кластера Чувашской республики являются: наличие материально-технической базы и инфраструктуры, высокая обеспеченность квалифицированными трудовыми кадрами, благоприятного природно-ресурсного потенциала территории. Основные проблемы хмелеводства, такие как низкая урожайность хмеля, недостаточная глубина его переработки, приводят к снижению инвестиционной привлекательности отрасли. Изучение хмелеводства Чувашской республики, на основе кластерного анализа, позволит выявить факторы и условия повышения его эффективности. Возрождение хмелеводства в республике, путем внедрения инноваций в сфере производства и управления АПК, позволит преодолеть зависимость отечественных пивоваренных заводов от импорта хмеля.

хмелеводство

альфа-кислота

SWOT-анализ

продовольственный рынок

1. Ведомственная целевая программа «Интенсификация производства и переработки хмеля как стратегического направления для развития Чувашской Республики» (2013 – 2016 годы) // Целевые программы министерства сельского хозяйства Чувашской республики URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=16&id=38655&title=Celevie_programmi.

2. Доржиева Е.В. Формирование агропромышленных кластеров как условие инновационного развития региональных систем // Известия Иркут. гос. экон. Академии. – 2011. –№4. –С. 64 –69.

3. Единая межведомственная информационно-статистическая система URL: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do.

4. Захаров А.И. Экономическая эффективность производства хмеля в Чувашской Республике / А.И. Захаров, А.Л. Авдонина // Материалы всерос. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию открытия Чуваш. гос. с.-х. акад. - Чебоксары, 2006. - С. 556-559.

5. Каратаева О.Г. Повышение эффективности производства и переработки хмеля: диссертация канд. экон. наук. Моск. гос. университет, Москва, 2011.

6. Соглашения ВТО // АНО «Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации» // URL: http://www.wto.ru.

7. Тарасенко В.В. Стратегия развития территориальных кластеров // Журнал Экономические стратегии. – 2011. – №11. – С. 82 – 92.

8. Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении доктрины продовольственной безопасности российской федерации"//Президент России. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1049708.

9. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М: Издательство Вильямс 2005 г.

Актуальность темы исследования хмелеводства Чувашии определяется ролью этой отрасли сельского хозяйства в решении проблем продовольственной безопасности страны. В Чувашской республике накоплен огромный опыт возделывания этой ценной технической культуры, сформировалась материально-техническая база предприятий. Важным фактором развития хмелеводства в регионе являлись работы по селекции и семеноводству хмеля в Чувашском НИИСХ. Республика являлась основным поставщиком хмеля на российский рынок. К сожалению, в период экономических реформ отрасль утратила свою роль в экономике и находится в кризисном состоянии. Следствием этого явилось использование преимущественно импортного сырья на отечественных пивоваренных заводах. В тоже время, в Доктрине продовольственной безопасности России предусматривается обеспечение продовольствием за счет внутренних резервов страны на 85-95% . Кластерный анализ хмелеводства позволяет всесторонне изучить предпосылки возрождения отрасли в республике.

В связи с указанными особенностями важной социально-экономической задачей АПК является возрождение отрасли в условиях инновационного развития АПК России. Необходима разработка программы развития АПК республики с учетом внедрения инноваций в хмелеводство. Это позволит не только повысить эффективность хмелеводства, но и организовать новые рабочие места в сельской местности.

Цель данной работы - изучить условия и факторы формирования хмелеводческого кластера в Чувашской республике и определить пути повышения эффективности отрасли, для решения социально-экономических проблем сельских территорий региона. Для выполнения цели решались следующие задачи: выявление предпосылок, благоприятствующих развитию хмелеводства Чувашии в новых условиях хозяйствования, изучение современного состояния отрасли и тенденций ее развития, внесение предложений по развитию отрасли.

В работе использован кластерный подход к изучению отрасли, позволяющий рассмотреть место и роль хмелеводства в системе АПК республики. Кластерный анализ при изучении отраслей сельского хозяйства широко используется авторами. Он дает возможность определить возможности, риски и угрозы развития отрасли, а так же, обслуживающих ее производств и учреждений. Исходное определение кластера содержится в трудах М.Э. Портера . Применительно к исследованию конкретных территорий, кластерный анализ используется в работах В.В. Тарасенко, рассматривающий кластеры как сложные самоорганизующиеся социально-экономические структуры, ориентированные, с одной стороны, на потенциал региона, а с другой — на формирование бренда региона и механизма социально-экономического развития региональных отраслей .

Рассмотрим хмелеводство Чувашии как производственно-территориальную систему.

Развитие хмелеводства в Чувашии сложилось в соответствии с национальными традициями. Жители издавна выращивали небольшое количество хмеля для собственного потребления и, соответственно, имеют навыки работы с этой культурой. Чувашская республика стала основным производителем хмеля в России, обеспечивая более 90% валового сбора данной культуры. Однако трансформация экономической системы страны в 1990-х годах привела к разрушению связей между производителями и потребителями хмеля. В регионе находится единственный в России научно-исследовательский институт, специализирующийся на выведении сортов хмеля и разработке специализированной техники. Несмотря на значительное сокращение посевов, в регионе сохранились оборудованные шпалерами поля. Это является важным условием использования угодий по назначению и дальнейшего восстановления отрасли.

Современное состояние хмелеводства характеризуется снижением всех экономических показателей. Хотя хмель выращивается в республике почти повсеместно, однако, площадь его посевов по сравнению с 1993 г. сократилась в пять раз и составила в 2013г. всего 500 Га. Одновременно, сборы снизились в 9 раз до 321 т., соответственно, в связи с падением урожайности. Отрасль развивается экстенсивно, поэтому качество продукции не соответствует требованиям потребителей - пивоваренных заводов. Изучение хмелеводства включает анализ технологических процессов: выращивание хмеля, заготовка сырья, сушка и изготовление гранул. Основная продукция хмелеводства Чувашии - прессованный и свежий хмель, тогда как пивоваренное производство России использует гранулы или экстракт. В небольших объемах переработку хмеля в гранулы в республике осуществляют два предприятия, выпуск экстракта не освоен. В Чувашской республике отечественный хмель использует небольшой пивоваренный завод «Кооператор», расположенный в с. Комсомольское. Крупнейший пивоваренный завод региона «Букет Чувашии», как и прочие крупные предприятия страны, закупают импортный хмель .

Для вывода отрасли из кризиса в республике разработан ряд мер поддержки хмелеводческих предприятий. Министерством сельского хозяйства разработана ведомственная целевая программа «Интенсификация производства и переработки хмеля как стратегического направления для развития Чувашской Республики» (2013 - 2016 годы), предусматривающая ряд мер по поддержке сельхозпредприятий, выращивающих хмель. Эта программа служит основой для разработки конкретных мероприятий участниками рынка .

Выявление проблем отрасли может быть осуществлено в рамках создания хмелеводческого кластера. Рассмотрим взаимосвязи отраслей и предприятий хмелеводческого кластера республики. Потенциальные участники хмелеводческого кластера представлены в рис. 1.

Рис. 1 Модель структуры хмелеводческого кластера Чувашской республики

В хмелеводческий кластер входят предприятия различного типа в соответствии с их функциональной ролью. Основу хмелеводческого кластера Чувашской республики составляют отраслевые предприятия. В их состав входят:

сельскохозяйственные предприятия , выращивающие хмель;

предприятия, перерабатывающие хмель ;

потребители хмеля - пивоваренные заводы.

Обслуживающие производства и инфраструктура представлены в кластере следующими группами. Агрохимобслуживание обеспечивает отрасль удобрениями, средствами защиты растений. Научное обеспечение, включающее Чувашский НИИ, осуществляет селекцию и семеноводство хмеля. Для внедрения инновационных технологий в сельском хозяйстве организована система информационно-консультационных пунктов, представленная филиалами в каждом муниципальном районе. Обеспечение кластера кадрами осуществляют специализированные образовательные учреждения, представленные Чебоксарской сельскохозяйственной академией, колледжами и т. д. Важную роль для поддержки сельхозпроизводителей играют финансовые институты, обеспечивающие кредитование, страхование и лизинговое обслуживание предприятий. Информационное обслуживание проводится медиаорганизациями, представленными специализированными СМИ, конференциями, выставками. Отраслевые ассоциации призваны координировать действия участников рынка. Важную роль играют торгово-сбытовые организации, осуществляющие необходимые поставки предприятиям кластера и реализующие их продукцию. Обеспечение предприятий кластера средствами производства осуществляет машиностроение.

Для успешного функционирования кластера необходимо предусмотреть затраты на потребление энергии, топлива, транспортные услуги, предоставляемые объектами производственной инфраструктуры общереспубликанского значения.

Рассматривая деятельность предприятий кластера необходимо учитывать его потребность в ресурсах многоцелевого назначения (вода, земля). Население и трудовые ресурсы региона необходимо рассматривать с одной стороны как рабочую силу предприятий, а с другой стороны как потребителя продукции пивоваренных заводов - главных покупателей хмеля.

Государственную политику в отрасли формируют и проводят государственные органы, в первую очередь, министерство сельского хозяйства России, правительство и министерство сельского хозяйства Чувашской республики, муниципалитеты.

Совершенствование структуры и успешный рост хмелеводческого кластера в Чувашской республике потребует осознанного взаимодействия органов власти и общества. Кластерная инициатива в современных условиях может исходить только от государства, однако управление кластером должно осуществляться экспертным советом с участием представителей бизнеса, научного сообщества и властей. При этом необходимо использовать российский и мировой опыт развития кластеров в различных отраслях агропромышленного комплекса.

Для выявления направлений совершенствования структуры кластера и определения путей его развития в дальнейшем проанализируем уровень развития, а также выявим слабые стороны, риски и угрозы в отрасли. Оценка потенциала хмелеводческого кластера проводилась с использованием SWOT-анализа, включающего рассмотрение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (Табл. 1).

Таблица 1

SWOT-анализ формирования хмелеводческого кластера в Чувашской республике

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Наличие программ развития АПК и хмелеводства

Выгодное географическое положение Чувашии

Благоприятные почвенно-климатические условия для выращивания хмеля

Собственные сырьевые ресурсы для развития переработки хмеля

Кадровый и научный потенциал

Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами

Исторически сложившиеся трудовые навыки населения в отрасли

Высокая рентабельность производства и переработки хмеля

Наличие адаптированных к климату Чувашии урожайных сортов хмеля с высоким содержанием альфа-кислоты

Специализирующийся на хмеле сельскохозяйственный Чувашский НИИ

Наличие полей, оборудованных шпалерами

Благоприятная ситуация на внешнем рынке

Наличие рынков сбыта продукции

Функционирование в регионе сети консультационных пунктов

Наличие в республике лизинговых, страховых, кредитных организаций

Отсутствие отечественных конкурентов

Высокие агротехнические требования куль-туры к возделыванию

Сложность адаптации зарубежных высококачественных сортов хмеля в агроклиматических условиях региона

Низкая урожайность и малое содержание альфа-кислоты в используемых сортах

Низкая готовность сельскохозяйственных предприятий Чувашии к кластеризации

Низкая конкурентоспособность отрасли на мировом рынке

Отсутствие на внутреннем рынке барьеров для иностранных поставщиков

Спрос на продукцию формируется единственной отраслью - пивоварением

Недостаток финансовых ресурсов у предприятий отрасли

Недостаточный уровень использования инновационных технологий

Технологическая отсталость предприятий сельского хозяйства

Высокая стоимость оборудования новых хмелеплантаций

Долгий срок возврата инвестиций

Недостаточная интеграция предприятий отрасли

Недостаточность регионального бюджета для реализации кластерной инициативы

Возможности (О)

Угрозы (Т)

Увеличение объема производства и переработки хмеля за счет внедрения инновационных технологий

Повышение качества продукции

Возможность расширения производственных мощностей перерабатывающих предприятий

Рост инвестиционной привлекательности

Обеспечение роста сельскохозяйственного производства в регионе

Повышение занятости и доходов сельского населения

Получение синергетического эффекта от реализации интеграционных проектов

Оптимизация процесса переработки и реализации хмеля и хмелепродуктов

Повышение конкурентоспособности отрасли на основе развития инноваций

Угроза роста технического и технологического отставания от конкурентов

Отток квалифицированных кадров из АПК

Низкая урожайность хмеля по сравнению с иностранными производителями

Не отрегулированы взаимоотношения между производителями хмеля, перерабатывающими предприятиями и потребителями хмелепродуктов в вопросах объема и качества сырья, логистики, хранения, и др.

Участники неэффективно синхронизируют свои производственные процессы

Низкий уровень квалификации большинства руководителей предприятий и общественных организаций отрасли

Сокращение пивоваренного производства

Изучение отдельных сторон деятельности участников кластера свидетельствует о наличии серьезных рисков в отрасли. В первую очередь, они связаны с недостаточным финансированием в последние годы. Как следствие, значительно снизилась техническая обеспеченность хмелеводства, упала урожайность хмеля. Дополнительные угрозы несет сокращение в стране рынка пива, а, соответственно, снижается потребление хмеля.

Решение проблем отрасли требует применения ряда мер. Низкоурожайные и содержащие малое количество альфа-кислоты сорта хмеля следует заменить современными, выведенными в Чувашском НИИСХ. Потребуется техническое перевооружение отрасли, на основе организации производства специализированной техники для уборки и переработки хмеля. Необходимо повысить квалификацию управленческого персонала на предприятиях отрасли, в том числе и путем привлечения специалистов из успешно развивающихся смежных отраслей. Это позволит повысить качество хмеля и увеличить спрос на продукцию хмелеводства республики.

В то же время отметим благоприятные условия и предпосылки для развития хмелеводства в Чувашской республике. К ним относятся исторически сложившееся монопольное положение региона в производстве хмеля в Российской Федерации. Выгодное транспортно-географическое положение республики в узле коммуникаций европейской части России, а также наличие развитой инфраструктуры. Демографическая ситуация в регионе способствует развитию хмелеводства, поскольку в сельской местности проживает 40% населения республики.

В заключение анализа можно сказать, что возрождение хмелеводства имеет огромное социально-экономическое значение для Чувашской республики. Совершенствование структуры хмелеводческого кластера создаст благоприятные условия для развития вспомогательных и обслуживающих производств (машиностроение, ремонтно-технические предприятия, производство средств защиты растений). Сохранится традиционная отрасль хозяйства чувашей, как важная составляющая национальной культуры. Увеличение занятости на селе будет обеспечивать решение социальных вопросов и повышение качества жизни населения. В сельском хозяйстве региона хмелеводство займет важное место, что будет способствовать повышению устойчивости сельскохозяйственного производства республики. Положительный опыт Чувашии может быть использован для распространения хмелеводства в южных регионах России, где климатические условия позволяют выращивать высокопродуктивные американские и немецкие сорта. Самообеспечение хмелем отечественных пивоваренных заводов укрепит положение страны на международных рынках. Сокращение импорта хмеля положительно скажется на внешнеторговом балансе региона и страны.

Важную роль на современном этапе развития кластерной инициативы должно сыграть государство как основной инициатор создания кластера. В формировании кластера оно может использовать ряд инструментов - субсидии, льготное кредитование, ограничение импорта, ужесточение стандартов в отрасли и т. п. Причем используемые меры должны относиться к «зеленой корзине» ВТО. В этом случае они не будут регулироваться нормами организации и не станут причиной торговых споров с прочими членами ВТО .

Рецензенты:

Смольянинов В.М., д.г.н., профессор кафедры географии и туризма ВГПУ, г. Воронеж;

Поросенков Ю.В., д.г.н., профессор, заведующий кафедрой социально-экономической географии и регионоведения ВГУ, г. Воронеж.

Библиографическая ссылка

Назарьев Р.С., Худякова Т.М., Воинова Н.Е. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХМЕЛЕВОДЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17842 (дата обращения: 17.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»