Карма и дхарма или как йоги решают проблемы. Общая характеристика онтологической проблематики в буддизме Буддийские представления о бытии, как о взаимодействии элементов

Карма и Дхарма связаны Судьбой неразрывно, как прошлое и будущее, причина и следствие, долг и задача. Делая шаг в будущее, мы опираемся на прошлое, отталкиваемся от него. Небезразлично, какое за нами тянется прошлое, даже если мы о нём не знаем. Да и знание такое для обычного человека может лишь создать путаницу, соблазны, сбить с толку. Но, для духовного искателя, для карма-йога, полезно знать о своём пути в прошлом, чтобы иметь понимание о настоящем и о предполагаемых событиях в будущем.

Карма и Дхарма — это два крыла Судьбы, две стороны одной медали.

Прошлое, настоящее, будущее – эту цепочку непрерывности бытия не стоит и пытаться искусственно разделять. Всё равно мы попадём в вечное «сейчас»! Может быть, не нужно оглядываться на прошлое, какой в этом смысл? Всё равно, я то, что я есть сейчас, а прошлое уже было и ушло. Хотя, я продукт своего прошлого, но оно уже не важно. Мне надо жить сейчас и я это делаю! Это обычный ход наших мыслей.

Действительно, такой подход правомерен, и большинство людей так и живут. Но, такое отношение к жизни является упрощённым, несознательным, а потому не продвигает нашу эволюцию. Животные так и живут, и это их уровень. Человек тем и отличается от братьев меньших, что живёт «осознанно». Дерево вырастает из косточки, так и будущее вырастает из прошлого. Матричная структура будущего всегда формируется на основе элементов прошлого.

Кому нужны знания о прошлом, понимание своих кармических корней? Видимо тем, кто действительно интересуется своей жизнью, качествами души, духовным преображением. Это стремление к самопознанию заложено в самой природе человека. Иначе мы не реализуем в себе истинное человеческое, но так и остаёмся в безропотном полуживотном состоянии. Оно даже и не безропотное, но возмущённое и обиженно-агрессивное, вопрошающее «а за что же мне всё это?!». Ответ простой – за отставание от духовной эволюции, за потакание эгоизму, за отклонения и ошибки на пути. А может быть, сам путь кармических страданий — это путь к спасению?

В чём же смысл существования Кармы? Карма — это механизм воздаяния и наказания за грехи? Или, действие закона Соответствия – «что посеешь, то и пожнёшь»? Или способ отрезвления и очищения души, возвращения её на «пути истинные»? Способ восстановления мировой гармонии? Способ проверки на прочность и отсеивания несовершенных существ? Возможность раскрыть в себе дополнительные силы и таланты, преодолевая трудности? Способ превзойти себя прежнего, выйти на более высокий уровень Существования? Видимо, и то и другое, всё вместе!

Не будем забывать, что Карма, Дхарма и Судьба – это триединство нашего земного существования. Обращаясь к одному из трёх элементов, мы неизбежно затрагиваем и два других. Если анализируем Карму, то выстраиваем и Дхарму, как задачу по изменению рисунка Судьбы. Если говорим о Дхарме, то соотносим её с кармическими проработками, усилиями на пути к Преображению. Судьба похожа на течение реки от истоков Кармы по руслу Дхармы. Так мы и движемся в нашем триедином «сейчас» по вечной реке Жизни!

Астрологическая карта рождения помогает нам правильно ориентироваться в путешествии по Судьбе, вовремя распознавая опасности и своевременно используя благоприятные возможности!

Астролог Михаил Бородачев

Книга жизни

Каждый новый день – это ещё одна маленькая жизнь. Во всей своей полноте! Просыпаемся утром, будто заново рождаемся, полные сил и намерений. День проходит в деяниях, в реализации задуманного и необходимого. Дхарма и карма переплетаются в узорах дня. К вечеру мы до конца дописываем очередную страницу своей «книги жизни», усваиваем её содержание.

Энергетика предстоящего Затмения окажет в целом позитивное влияние на психику людей и ход событий. Будут интенсивно развязываться сложные узлы в политической, социальной и личной жизни. Всплывающие кармические проблемы вызовут необходимость принятия мудрых решений. Все наработки прошлого, объём событий и взаимоотношений, особенно за последний год, будут вброшены в котёл пересмотра и переработки.

Некоторые отождествляют это понятие с термином «судьба», «рок», «фатум» или некая неизбежность. Большинство людей вообще забыло, что у них есть свободная воля, право делать выбор, который они и делают каждую минуту своей жизни…но, к сожалению бессознательно.

В этом предисловии скажу сразу, что тема кармы и свободной воли настолько обширна, что писать о ней можно многие тома, и просидеть в медитации, исследуя этот вопрос, многие десятилетия. Я затрону лишь верхушку айсберга, но верю, что и она осветит некоторые тёмные места в понимании Законов Космоса.

Итак, начнём «сверху»:

Я буду рассматривать как само собой разумеющееся 3 вещи:

1. Существует некий Высший Космический принцип, Бог, Единое сознание, Творец -называйте его как хотите.

2. Действия Творца направлены на Эволюцию различных существ, как духовных, так и материальных. Смысл человеческой эволюции в том, чтобы стать сознательным сотрудником Высших Сил, или сотворцами.

3. Творец имеет План, т.е. как всё должно быть. В полной мере план Творца знает лишь Он один.

План Творца распространяется на всех живых существ, но мы сейчас будем говорить только о человеке.

Безусловно, Эволюция каждого человеческого Эго (индивидуальности) не может проходить в течение 70 лет жизни, и тут нам необходимо ввести понятие о перерождении – то есть, индивидуальное духовное существо, рождается многие десятки и сотни раз, приобретая различный опыт, приобретая сознательность и духовные качества характера , цель чего, я повторюсь, стать сознательным, духовным, могучим существом.

У каждого человека есть своя личная индивидуальная роль в этом Космическом Плане. Её еще называют дхармой. Эта роль зависит от:

1. Эволюционного развития индивидуальности, т.е. насколько существо УЖЕ осознало себя частью Божественного, и начала сотрудничать с ним.

2. Личных склонностей индивидуальности.

Итак, повторим – каждому человеку, при рождении даётся некая роль или миссия, которую он должен выполнить настолько безупречно, насколько он может. Однако не всегда человек, понимает свою роль в Божественной Игре, и начинает блуждать, искать…Хочу заметить, что Высшие Силы, сами заинтересованы в том, чтобы человек исполнил свою миссию, и всегда рады направить его к ней, к его предназначению. Человеку необходимо лишь мыслить трезво и уметь видеть Знаки, которые ему посылаются. Обычно к предназначению человека самого тянет, или что называется, сердце ведёт к этому. Но всегда ли человек следует этому голосу сердца? Очень часто он променивает его на деньги, славу, секс и праздную жизнь . Но хочу сделать, одну очень важную оговорку – лишь исполняя, то зачем мы пришли сюда, мы можем БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ.

Примеры: человек всю жизнь мечтал быть писателем, но его друзья и близкие убедили его, что писатель из него никудышный и лучше ему быть менеджером по продажам.

Ребёнок мечтает стать космонавтом, но родители отправляют его учиться на юриста.

В общем, думаю таких примеров можно насобирать тысячу, но суть ясна.

В некоторой степени реализация нашей дхармы(роли) зависит от кармы. Карма – это те условия, с которыми мы приходим сюда. Кармой может быть окружение человека, его друзья, его родители, возможно, некоторые его склонности и мысли.

Пожалуй, очень условно, но карму можно поделить на, ту, которая определяет наши условия при рождении, и ту, которая проявляется в процессе жизни. Скажем автомобильная катастрофа, которую вы пережили 8 лет назад, и которая изменила всю вашу жизнь, вполне могла являться частью вашей кармы.

Но, что же создаёт карму? Что определяет эти условия как первоначальные, с которыми мы рождаемся, так и последующие, которые проявляются в процессе жизни как всё новые и новые факторы, влияющие на нашу жизнь. Всё это создаём мы сами. Наши желания, наши поступки, наши мысли создало нам то, в чём мы живём сейчас. И в первую очередь, поступки и желания прошлых воплощений. Можно даже сказать: «ты представляешь из себя итог всех своих прошлых воплощений». Карма действует по закону подобия, это причинно-следственная связь – «что посеешь, то и пожнёшь». Т.е. хорошее приводит к хорошему, плохое – к плохому.

Но, что же с этим делать? Можно ли как то изменить свою карму? Избавится от удушающих и лишающих сил негативных факторов, не дающих нам нормально жить?

Тут вступает элемент, который называют свободной волей.

Свободная воля – священный закон, попрать который никто не в силах, даже сам Творец.

Человек имеет право проявлять свободную Волю. Но проявляет ли? Это уже другой вопрос, и сейчас, мы не будем об этом говорить.

Человек имеет законное право создавать себе такое окружение, такой характер , такой образ жизни, какой он сочтёт нужным. И это хорошо. И это можно назвать уже сотворчеством с Богом. Человек может и даже должен, идти против унылого течения своей кармы, направляя свою свободную волю на исполнение Дхармы, своего предназначения.

Я повторюсь: у человека есть Сила, и есть Возможность, и есть ПРАВО ВЫБИРАТЬ себя, свою жизнь, и строить весь свой мир. Но тут есть некоторый очень важный нюанс.

Творец дал нам право Изъявлять Волю, так как мы сочтём нужным. Человек может направлять её на воплощение Плана Творца и исполнения своей Дхармы, но может и предать свою Дхарму, Творца, и Высшие Сила Света. СОЗНАТЕЛЬНОЕ НЕИСПОЛНЕНИЕ СВОЕЙ ДХАРМЫ называется Предательством, и может привести к чёрной магии. Когда существо достаточно осознало себя, как «не только тело», но и как «нечто могущественное», и, осознав мощь своей Духовной свободной воли, начинает изъявлять её против намерения творца, т.е. противопоставляя себя ему, здесь, я повторюсь, начинается чёрная магия или силы Тьмы.

Давно ли вы смотрели трилогию «Матрицы»? Фильм даёт много намёков на то, что я сейчас рассказал. Однако, в этом фильме, представлено всё с позиции «сил тьмы», то есть Нео, будучи наделён свободной волей, сознательно противопоставил себя Плану Творца (см. конец 2ой части фильма), а сам Творец был представлен как нечто неправильное, злое и НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. Пифия, которая, по сути, являлась олицетворением дьявола, была представлена как очень доброе, мудрое и понимающее существо.

Итак, подводим итог: Человек имеет Свободную Волю и должен(может) направить её на реализацию Плана Творца, и своей Роли в нём. Карма, которую он имеет сейчас, может быть разрушена и изменена, а создана новая Карма, основанная на чистоте помыслов и ВОЛИ К ДОБРУ.

Шанти Натхини

Карма и Дхарма

© 2003 M. В. Николаева

Книга 1. Власть кармы. Непрерывное перевоплощение. История теоретических воззрений

Древние индийские теории кармы

Понятие кармы присутствует уже в ранних индийских религиозных текстах, но с самого начала оно охватывало более широкую сферу, чем личные отношения людей и богов, и поэтому послужило впоследствии не только для сохранения многобожия, но и развития религиозной терпимости и возникновения многих сект в рамках индуизма. Поскольку же понятие кармы оставалось не связанным жестко с конкретным религиозным видением мира, оно с легкостью перенималось другими течениями и встраивалось в самые разные системы, объясняющие устройство мироздания в целом.

Понятие кармы допускало не только множество богов, но и множество религий. Признание индийцами термина «индуизм», введенного для простоты европейцами сравнительно недавно, вовсе не доказывает реального существования религии под таким названием. Однако среди положений, которые признаны общими для всех индусских сект, именно вера в карму позволяет примирять внутри индуизма несколько религий. Все существа равны по своей сути, но в реальной жизни они различны из-за последствий воздействия кармы, накопленной в предыдущих рождениях. С неизбежностью эти различия проявляются в степени совершенства их телесных способностей и образа мысли. Если по невежеству люди выбирают сомнительные религиозные пути, то этот выбор тоже считается следствием кармы и соответствует их ограниченному пониманию.

Уже в древности существовали мощные факторы, способствующие развитию духа религиозной терпимости. Раннее признание многообразия религий, возникшее именно как реакция на исключительность ведийской религии, постепенно было закреплено теорией кармы. По мере эволюции доктрины кармы все ереси получили богословское обоснование – как низшие пути для людей с ущербной от рождения кармой и низким интеллектом. Карма – это высший, абсолютный закон, который управляет мирозданием, неподвластен никакому богу и самостоятельно способен творить все сущее. Путем неукоснительного следования пути праведности, накопив в череде перевоплощений достаточный запас благой кармы, душа может освободиться от необходимости вновь рождаться на земле.

Само понятие кармы изначально не было жестко обусловлено системой, в рамках которой оно возникло, и поэтому впоследствии позволяло обосновывать многие другие системы. Все индийские способы объяснения мира пользовались ссылкой на закон кармы, придавая различные вариации механизму его действия. Только школа локаята отказалась принять доктрину кармы и противопоставила поискам путей освобождения от цепи перерождений стремление сделать человека счастливым в этом мире, указав на важность и ценность повседневной жизни. Согласно преданию, боги внушили своим противникам (асурам) идеи локаяты, чтобы сбить их с толку и тем легче одержать над ними победу. Но, оказавшись единственным таким веянием в атмосфере всеиндийского «кармического» настроения, она не нашла значительного числа последователей.

С глубокой древности представления о карме распространялись вместе с буддизмом в Тибет, Китай и Японию. Известное в Древней Греции пифагорейское учение о переселении душ уходит своими корнями в легендарное путешествие Пифагора на Восток. Отголоски знаний о карме видны в римском скептицизме, проповедующем безмятежность духа на основе принятия происходящего при воздержании от суждения о нем, – основатель скептицизма общался с индийскими мудрецами, прибывшими на Запад после походов Александра Македонского. Но значительное распространение во всем мире понятие кармы получило в результате британского владычества в Индии, послужившего к «вывозу» из страны не только материальных, но и духовных ценностей. Начиная с конца XIX века, идея кармы стала оказывать существенное влияние на западную культуру, а позже слово «карма» прочно вошло в словарь английского языка. Для восприятия современных кармических теорий необходимо знать основные вехи, отмечавшие путь понимания кармы древними индийцами. В их мире всегда работал закон кармы, переосмысление которого позволяло видоизменять саму картину мира.

Древнейшими индийскими текстами являются четыре Веды, созданные пришедшими в страну ариями в середине второго тысячелетия до новой эры. Они представляют собой собрания гимнов, сложенных особым ритмическим размером и предназначенных для проведения религиозных ритуалов. Исходным важнейшим из них считается Ригведа, где переданы основные знания об устройстве мира и способах взаимодействия с богами.

Карма. Изначально в гимнах Ригведы словом «карма» обозначалось действие вообще, а также действие ритуальное, сущностью и целью которого было жертвоприношение богам. Четкой грани между людьми и богами не проводилось. Ведические боги, как и люди, пребывали в круговороте перерождений и подвергались воздействию кармы. Жертвы служили им «пищей», от которой в полном смысле зависело их существование в мире людей. Во время всякого ритуала весь постижимый мир и населяющие его боги творились в сознании человека заново, поэтому их призрачность или реальность зависели от силы сознательной «кармической» деятельности человека. В культовой практике проявлялось и неравенство людей. Более обильные жертвоприношения расценивались как свидетельство большего благочестия и обеспечивали милость богов и счастливую карму.

Кармаканда. Сложный кармический ритуал (кармаканда), проводимый пришлыми арийскими священниками (брахманами), был направлен на очищение человека и создание особого пространства для общения с богами. Он разительным образом противоречил культам иноверцев-шаманов, которые тоже осуществляли контакт с божественными силами, но достигали его посредством транса и одержимости духами. Карма в корне отличалась и от распространенной среди местного индийского населения чистой преданности богу (бхакти), где важнейшим звеном, связующим человека с богом служила сама преданность, достижимая одновременно как плод личных усилий и божий дар. Итак, для большинства верующих индусов представление о карме поддерживало постоянную связь с миром богов, но другим оно было совершенно незнакомо и просто ненужно.

Рай и ад. Арийская концепция загробного мира представлена в более поздней «Ведической книге мертвых», которая содержала выдержки из Гаруда Пураны и предназначалась для тех, кому было сложно постичь ведические предания в полном объеме. Понятие кармы присутствует здесь уже в значении воздаяния. Неисчерпанная карма не исчезает даже через сотни миллионов лет, а существо, не испытавшее адских мучений, не обретает вновь человеческого тела. Человек испытывает в отвратительном аду все, что предписано ему судьбой. Богатство исчезнет из дома, а родственники развеются на погребальном костре, но хорошая или плохая карма, которую произвел человек, всегда остается с ним. Когда огонь разрушает его тело, карма все равно сохраняется, и повсюду он страдает от ее последствий. Никто не имеет родственных связей в этом изменчивом океане скорби. Человек рождается, влекомый кармой, и снова уходит после ее истощения. Индивидуальные души подобны искрам огня: их невежество не имеет начала, они изолированы друг от друга и заключены в тела с помощью безначальной кармы. Они опутаны различными видами добра и зла, дарующими соответственно счастье и несчастье; их жизнь ограничена, а судьба определяется кармой.

Карма и рита. Следует отметить, что в начале XX века в индологии существовало представление, согласно которому учение о карме находится в Ведах в зачаточном состоянии в виде понятия риты – «хода вещей», олицетворяющего закон и незыблемость справедливости. Однако в последнее время признается, что риту следует понимать скорее как аналог древнекитайского Дао – «пути», поскольку она послужила основой для формирования одной из четырех общечеловеческих ценностей – праведности (дхармы ). Понятие кармы в своем становлении соотносилось со всеми остальными смыслами ведических гимнов, включая риту, но приобретало оттенки своих значений независимым образом. Тем более что некоторые из более поздних учений о карме были основаны вовсе не на ведических традициях, а на осмыслении тех отношений, которые складывались между творцами и хранителями Вед и представителями других религиозных течений.

Рисовые подношения предкам

Ведическая книга смерти подробно описывает ритуал «кормления» умерших. Представ пред очами устрашающего Бога Смерти, грешник быстро возвращается назад по воздуху. Связанный прошлыми склонностями, желая оказаться в теле, но оттаскиваемый затянутой на шее петлей, страдающий от жажды и холода, он стенает. Он получает рис, который давали ему его потомки, но не получает удовлетворения. Церемония для умершего, подношения и пригоршни воды не спасают грешника от мучений. Хотя он ест рисовые подношения, все же он остается голодным. Но если покинувший тело лишен подношений рисовых шариков, он бродит, мучаясь, в необитаемом лесу до скончания века. Не исчерпанная карма не исчезает даже через сотни миллионов лет. Существо, которое не испытало мучений, не обретает человеческого тела. Поэтому в течение десяти дней сын должен предлагать рисовые шарики. Каждый день они делятся на четыре части. Две порции дают питание пяти элементам тела, третья идет посланникам Бога Смерти, а грешная душа живет четвертой.

В главе рассматриваются основные категории буддизма (дхарма, карма), а так же буддийские представления о бытии как взаимодействии элементов.

буддизм дхарма карма щербатский

Основные категории буддизма «дхарма» и «карма»

В параграфе рассматриваются значения основных понятий в буддизме, а именно понятия “Dharma” и “Karma”.

Перед тем, как приступить к раскрытию данного вопроса, необходимо отметить тот факт (на который еще в 1918 г. обратил внимание классик отечественной и мировой буддологии О.О. Розенберг), что буддизма, как такового не существовало и не существует. Исторически буддизм складывался, в виде различных течений и направлений, порой настолько отличавшихся друг от другу, что больше напоминал отдельные религии нежели конфессии в рамках одной. Тем не менее изначально существовал определенный круг идей, характерный для всех направлений в буддизме, так называемые основы учения буддизма. К ним относятся прежде всего Четыре Благородные Истины, учение о причинно_зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не_души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию. Существовании неких общих основ в буддизме, обусловливает так же и наличие основных понятий в учении. Ими являются «Карма» и «Дхарма».

Буддизм учит - вся наша жизнь есть страдание: рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Мы страдаем, когда соприкасаемся с неприятным, страдаем при разлучении с приятным, постоянно находимся в состоянии неудовлетворенности. В этом состоит суть Первой Благородной Истины из четырех. Вторая же раскрывает причину страданий, которая заключается в влечении, в желании, в страсти, в привязанности к жизни, которая в свою очередь основывается на неведении, заблуждении относительно собственной природы и природы существования как такового. Не будет влечений, не будет и страданий, а значит и самой жизни. А пока есть жизнь, она будет подчиняться и регулироваться законом. Законом Кармы.

Слово «карма» переводится с санскрита как «дело, действие, деяние» и в отличие от того значения, которое оно имело в ведийские времена (тогда под словом «карма» понималось не всякое действие, а только ритуально значимое (например, совершение какого-либо обряда), дающее желаемый результат, или «плод» (пхала)), в буддизме обозначает любое действие обязательно имеющее следствие или результат. Совокупность энергий всех действий, приносит свои плоды: определяет необходимость следующего рождения, характер новой жизни и т.д. В новой жизни человек будет вновь совершать деяния благие или не благие, продолжая формировать тем самым свою карму. Таким образом, не только карма влияет на ту или иную жизнь, но и человек, как самая благоприятная ее форма (В буддийских текстах постоянно подчеркивается, что человеческая форма рождения особенно благоприятна: только человек занимает срединное положение меж живыми существами: он не так погружен в обманчивое блаженство, как боги, но и не настолько измучен, как обитатели ада; кроме того, человек в отличие от животных наделен также развитым интеллектом.) способен оказывать на карму свое влияние. К примеру, буддисты миряне, принимают определенное количество обетов с целью улучшения своей кармы:

1. Ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»;

2. Отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п.);

3. Неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства;

4. Правильная сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»);

5. Отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.

У монахов и монахинь обетов гораздо больше (несколько сотен). Они подробно описываются в разделе «Виная» буддийской Трипитаки (особенно важен текст под названием «Пратимокша»/«Патимоккха»). Обеты монахов ориентируют их жизнь уже не на улучшение кармы, а на ее полное исчерпание и достижение нирваны.

Итак, переход из жизни в жизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования и восхождения к Абсолюту, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания к другой. Тем более, что буддизм не теистическая религия, в нем нет места понятию Бога, и поэтому карма понимается буддистами не как некое возмездие или воздаяние со стороны Бога или богов, а как абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы и действующий столь же безлично и автоматически.

Раскрывая значение понятия «карма», мы не могли обойти и отчасти уже упомянули еще одно основное понятие в учении, как перерождение или перевоплощение. В буддизме оно получило название «сансара». «Сансара» переводится с санскрита как «прохождение, протекание». Ее главной характеристикой является страдание, источник которых - страсти и влечения, являющиеся (как уже было упомянуто выше) следствием невежества, под влиянием которого вращающийся в круге сансары принимает временный и иллюзорный мир за реальность. Поэтому все религии Индии (буддизм, индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, то есть выход из круговорота постоянных перерождений и обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существование любое живое существо.

Не только реальность этого мира отрицается учением буддизма, но и существование некоего индивидуального «я» как неизменной, самообусловленной субстанции, не признается им. Эта идея подробно изложена в одном из самых важных трактатов буддизма, названного на санскрите «анатмавада».

Но если душа, как сущность отсутствует, то что есть личность? Если «я» не существует, что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? ...

Ответ на этот вопрос тесно связан с понятием «дхарма». Слово образовано от санскритского корня dhr - «держать». Существует несколько значений этого термина. Часто значение слова «дхарма» дается как «универсальный закон бытия», в индийском историко-философском контексте термин всегда олицетворял идеи правильного поведения в жизни, поддерживаемые вселенскими законами. В традиционном индусском обществе, характерной чертой которого является наличие варн (каст), дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида. Для буддизма же характерно понимание слова «дхарма» как религии (религия словно удерживает, защищает людей), а так же как неделимый элемент бытия, наличие которых открыл Будда. Описание дхарм изложено в третьей части буддийского канона, абхидхарме, а их детальной классификации посвящен труд абхидхармакоша.

Итак, под «дхармой» понимаются все элементы бытия, элементы, из которых состоит все сущее.

Учение о мгновенности (кшаникавада) тесно связано с понятием дхармы - в ней дается характеристика термину. Учение о мгновенности утверждает, что каждая дхарма, а значит и весь комплекс дхарм, т.е. все живое существо существует лишь мгновение, затем сменяясь другой, новой дхармой, на характер которой повлияла предыдущая, согласно закону причинной обусловленности. Здесь самое время ответить на вопрос о перерождении в отсутствии души (атмана), поставленный нами вначале рассмотрения термина «дхарма». Итак: «Если «я» не существует, что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Если душа, как сущность отсутствует, то что есть личность? ...» Отвечая на первую часть вопроса, скажем: человек в буддизме не воплощение души на земле, как в индуизме, он есть поток, комплекс дхарм, существующих лишь мгновение. Нет никакого перевоплощения или перерождения, но есть чередование рождений и смертей. В дальнейшем последует ответ на вторую часть вопроса.

В буддийской философской (Абхидхармической) литературе содержатся различные перечни и классификации дхарм. Так, школа сарвастивадинов (вайбхашиков) содержит список из 75 дхарм, а список йогачаринов (виджнянавадинов) включает в себя уже 100 дхарм. Далее будут перечислены основные классификации дхарм.

Известный востоковед Евгений Алексеевич Торчинов в работе «Введение в буддологию», описывает фрагмент знаменитого буддийского философского памятника «Вопросы Милинды»: «Царь утверждает, что если буддисты считают, что души нет и что ни один из элементов психофизического состава человека, равно как и совокупность всех этих элементов, не является личностью, то у буддистов получается, что никакой личности вовсе нет. Возражая царю, Нагасена указывает ему на колесницу и начинает спрашивать царя, что она такое - есть ли колёса колесница? Или, может быть, кузов - колесница? Или не являются ли колесницей оглобли или какие_либо еще детали? На все эти вопросы царь дает отрицательный ответ. Тогда Нагасена спрашивает царя, не есть ли колесница все это вместе. Милинда снова дает отрицательный ответ, а это дает Нагасене возможность сказать, что в таком случае получается - никакой колесницы нет вовсе. Тогда царь возражает и говорит, что колесница суть только имя, призванное обозначить совокупность всех перечисленных частей и деталей. Этот ответ дает возможность Нагасене сказать, что точно так же и личность суть только имя, обозначающее определенным образом упорядоченное единство пяти групп элементов опыта». В буддийской традиции они называются пятью скандхами (панча скандха; слово «скандха» дословно означает «куча»).

Таким образом, простейшая классификация всех элементов бытия представлена путем деления на следующие группы: 1) чувственное; 2) ощущения; 3) представления; 4) волевые акты и другие способности; 5) чистое ощущение или общее понятие сознания (без содержания).

Если к группе чувственного отнести все связанное с органами чувств, а группы: ощущения, представления, волевые акты и чистые ощущения заменят понятие «душа», то все пять групп можно объединить в две, представляющие изображение материи и духа, сохранившее в буддизме за собой старый, добуддийский термин «нама-рупа», где «рупа» представляет элементы чувственного, а «нама» включает четыре нечувственных разряда.

Во время одной дискуссии, Будда выдвинул лозунг «Все существует», позже он был вынужден разъяснить то, что он подразумевает под этими словами - он ответил: "все существует означает, что существуют двенадцать ayatana" (ayatana в переводе с санскрита означает «вход».

Итак еще одной классификацией дхарм является деление на 12 ayatana. Здесь элементы разделены на познавательные способности и соответствующие им объекты:

Шесть воспринимающих способностей (органов - indriya):

1. Орган зрения - chakshur-indriya-ayatana.

2. Орган слуха - shrotri-indriya-ayatana.

3. Орган обоняния - ghran-indriya-ayatana.

4. Орган вкуса - jihv-indriya-ayatana.

5. Орган осязания - kay-indriya-ayatana.

6. Познавательные способности.

Шесть объектов (vishaya):

1. Видимое (цвет и форма) - rupa-ayatana.

2. Слышимое (звук) - shabda-ayatana

3. Обоняемое (запах) - gandha-ayatana Вкушаемое (вкус) - rasa-ayatana.

4. Осязаемое - sprashtavya-ayatana.

5. Нечувственные объекты - dharma-ayatana или dharmah.

Цель этой классификации дать деление всех объектов познавания на объекты чувственные и нечувственные. Первые затем разделены на 10 групп и соответствуют пяти органам чувств и их пяти объектам, а вторые (dharma-ayatana или просто dharmah), включающие все нечувственные объекты, оставлены неразделенными. Имеется шесть пунктов, соответствующих шести познавательным способностям. Таким образом, 12 ayatana, или "баз познавания", представляют все элементы бытия, распределенные в шести субъективных и в шести соответствующих объективных статьях.

И еще один способ классификации элементов бытия, внешне очень сходный с деление на 12 ayatana, однако произведенный с иной точки зрения - здесь к шести познавательным способностям и шести объектам добавляются так же шесть видов сознания, начиная от сознания или ощущения видимого (chakshur-vijnana-dhatu) и кончая сознанием умственного, т.е. нечувственного (mano-vijnana-dhatu). Таким образом, в дополнение к 12 компонентам, соответствующим 12 базам познавания, мы имеем:

1. Сознание видимого (зримого) (chakshur-vijnana-dhatu).

2. Сознание слышимого (shrotria-vijnana-dhatu).

3. Сознание обоняемого (ghrana-vijnana-dhatu).

4. Сознание вкушаемого (jihva-vijnana-dhatu).

5. Сознание осязаемого (kaya-vijnana-dhatu).

6. Сознание нечувственного (mano-vijnana-dhatu).

Итак, мы изложили значения термина «дхарма» в буддизме, и перечислили основные типы классификаций дхарм, как элементов бытия.

Буддийские представления о бытии, как о взаимодействии элементов

В параграфе рассматривается бытие с точки зрения доктрины буддизма.

Понятие о дхарме является центральным пунктом в буддийском учении, в котором буддизм раскрывается, как метафизическая теория, развивавшаяся из принципа, что бытие, ни что иное, как взаимодействие тонких, конечных, мимолетных, элементов материи, духа, сил. Лишь эти элементы по-настоящему реальны, все остальной суть только имя для определенной группы элементов. Нравственное учение, провозгласившее целью жизни стремление к освобождению от уз сансары и обретению покоя в состоянии нирваны, не является чем-то чуждым онтологическому учению, а тесно сним связана и является его неотъемлемой частью.

Хотя элементы бытия не связаны друг с другом ни всепроникающим элементом бытия, ни длительностью во времени, между ними есть определенная связь - это закон причинно_зависимого происхождения. На санскрите этот закон звучит как «pratitya-samutpada». Таким образом основная доктрина буддизма (известный буддолог Ф.И. Щербатской обозначает ее как «понятие множественности отдельных элементов») включает в себя идею о строгой причинности, которая контролирует элементы бытия в мировом процессе. Выдающийся индийский философ, буддийский монах Васубандху следущим образом охарактеризовал Теорию элементов: "если что-либо появляется, то последует такой-то и такой-то результат" - asmin sati idam bhavati.

Подводя итог вышесказанному, обобщим характеристики элемента «дхарма». Итак:

1. Каждый элемент является отдельной сущностью или силой;

2. Элементы не имеют длительности - каждый новый элемент существует лишь в пределах одного момента;

3. Движущихся тел нет - но есть последовательное появление элементов;

4. Появление нового элемента определяется предыдущим по закону причинной обусловленности;

5. Элементы не проникают друг в друга, а значит, нет субстанций отдельно от качеств, материя есть отдельные чувственные данные, душа - есть отдельные ментальные данные.

6. Конечный результат мирового процесса - абсолютный покой, когда элементы, утратив энергию, перестанут возникать. Все взаимодействие угаснет и на смену ему придет неподвижность.

В данной главе были рассмотрены основные категории буддизма: «дхарма» и «карма». Термин «дхарма» был рассмотрен как в значении закона, учения, так и в значении элементарных, далее неделимых элементов бытия, связанных между собой законом причинной обусловленности. Посредством этих элементов, а точнее их взаимодействий образуется сущее, мир, переживаемый каждым существом и регулируемый законом кармы.