История танго. История развития аргентинского танго Где зародился танец танго

История аргентинского танго началась в конце 19 века в Буэнос-Айресе, портовом городе, куда во время «серебряной лихорадки» стекались эмигранты со всего мира. Серебра на берегах реки Ла Платы приехавшие в поисках легкой наживы авантюристы так и не нашли и обосновались в столице Аргентины, днем работая в порту, а вечерами собираясь в многочисленных барах, кафе и игорных домах. Там, согласно одной из легенд, и начали танцевать аргентинское танго – танец, ставший единственным и универсальным «языком» общения между людьми разных национальностей.

Аргентинское танго стало вторым после венского вальса бытовым танцем, в котором использовалась близкая позиция партнеров. Сегодня танцевать аргентинское танго именно так кажется нам естественным и логичным, но в конце 19 века близкое объятие считалось скандально неприличным.

Потребовалось некоторое время, чтобы из кафе и баров аргентинское танго перебралось в более пристойную среду - «эль патио де лос конвентильос», коммунальные общежития, где проживали бедные эмигранты вместе со своими семьями. Там танец несколько преобразился, «очистившись» от первоначального подчеркнуто сексуального подтекста, некоторых «греховных» движений, и в последствии стал очень популярен.

Еще больше времени было нужно, чтобы танго достигло высших кругов аргентинского общества. Юноши из состоятельных аргентинских семей часто выбирались в пригород в поисках приключений, и, возвращаясь домой, приносили с собой впечатления об этом новом волнующем танце. Дома они учили как танцевать аргентинское танго своих сестер и соседок, так что постепенно «запретный танец» поселился в домах высшего и среднего класса.

Именно этим людям история аргентинского танго обязана следующим этапом развития.

Экспорт аргентинского танго в Европу и импорт обратно

С 1880 до 1930 года Аргентина бурно развивалась, налаживая торговые связи с Европой, и местные богачи раз или два в год ездили в Старый свет, где водили знакомства с людьми из высшего общества. Сыновья этих людей часто оставались в Европе учиться. Именно они познакомили парижскую знать с аргентинским танго, которое тут же стало всеобщим увлечением. Однако продлилось это недолго – танго вскоре попало под запрет религиозных и политических лидеров Европы.

Испытав на себе европейское влияние, аргентинское танго вернулось на свою родину как равный известным европейским танцам вполне пристойный танец для приличных людей, для среднего класса.

"Золотой век" танго

В 30-40-е годы в Буэнос-Айресе происходит расцвет танго. Танго становится национальным танцем. Немалую роль в этом сыграли песни, которые пел Карлос Гардель. Он был любимцем всей страны. Сентиментальные песни о любви затронули сердца аргентинцев. На его концерты были аншлаги и танго-пластинки с его песнями вошли в дома многих жителей Буэнос-Айреса. Доступные цены на пластинки сделали возможным широкое распространение танго-музыки для среднего класса. В местечковых салонах танго играли и музыканты на бандонеонах. Появляются профессиональные танго-оркестры. Танго становится народным танцем. Жители Буэнос-Айреса танцуют танго в небольших салонах, где совсем немного свободного места для танцпола. Посещение милонг становится способом общения для местного населения и танго активно развивается как танец.

Однако в 50-е годы танго опять пришлось уйти в подполье уже в самой Аргентине из-за смены политического режима в стране. В 60-70-е годы про танго забывают и аргентинская молодежь предпочитает другие танцы и формы общения.

Возрождение танго - сценическое танго и его экспорт

Новой вехой в истории аргентинского танго стал 1983 год. После падения милитаристского режима в этом году в Париже был поставлен спектакль «Аргентинское танго», и танец снова «вышел в свет» - но теперь со сцены. Сценическое танго сильно отличалось от своего прародителя, социального танго: простые шаги и объятия сменились резкими страстными движениями, в танго появились прыжки и поддержки – элементы, которые вызывали ажиотаж у зрителя.

Аргентинское танго вновь начало завоевывать Европу и США. Начали открываться танго-школы, проводится семинары знаменитых маэстро, организовываться выступления. Позже получило развитие еще одно направление этого танца – танго-нуэво, современное аргентинское танго. Астор Пьяццолла положил начало танго-нуэво в музыке, которая коренным образом отличалась от записей классических оркестров – была более резкой, эмоциональной, чувственной. Вслед за ним, экспериментировать начали и другие музыканты – появилось электронное танго. Некоторые композиции в этом стиле стали так популярны, что известны далеко за пределами мира аргентинского танго. Новая музыка требовала и нового способа движения.

Современное танго - "танго-нуэво"

В 90-х годах на смену классическому и сценическому танго пришло современное аргентинское танго, которое родилось в экспериментах молодого поколения аргентинских тангерос, получившее название "танго-нуэво" (nuevo - новый), основанное на сильных эмоциях, чередовании плавных и стремительных движений, нежности и неудержимой страсти. В нашей школе мы уделяем много внимания темпераментному современному танго и энергетике танцевания. Современное аргентинское танго – это танец-диалог, в котором оба партнера тонко чувствуют друг друга и создают танец вдвоем, наполняют его своим содержанием и своим смыслом. Сейчас танго-нуэво – одно из самых прогрессивных и развивающихся направлений в мире аргентинского танго. Современное аргентинское танго – это постоянно меняющийся живой организм, он вбирает в себя новое и в то же время хранит прежние традиции.

Екатерина Беляева и Андрей Крылов

Музыкальный стиль, который существовал в Аргентине, дал начало и новому виду танца под названием милонга. Странствующие музыканты наигрывали веселые песни, а публика в такт пританцовывала под эту музыку. В XIX веке эмигранты, танцуя милонгу, добавляли движения танцев своей страны, формируя первые элементы танго, того самого, в котором выражается эмоциональный накал, внутренний надрыв и переживания людей, покинувших свою родину. В какой стране зародился танец танго? Поговорим об этом в нашей статье.

Что такое аргентинское танго?

Как-то Луи Армстронг сказал: "Если ты спросишь, тебе никто не ответит". Также и аргентинское танго. Оно имеет много общего с джазом. в которой нет правил, но есть практики и способы. При изучении танец, в первую очередь познаются варианты импровизаций.

Зрелищно и страстно танцуют танго в кинофильмах Ричард Гир с Дженифер Лопес («Давайте потанцуем») или обворожительный Аль Пачино («Запах женщины»).

Профессионалы танго - Себастьян Арсе, Хавьер Родригез - танцуют просто великолепно. Но это шоу, постановочные танцы. Настоящее аргентинское танго - это простой танец обычных людей. Он глубокий и чувственный, не для зрителей. Он для двоих, вернее для троих: двое танцующих и музыка. в котором объятия важнее шагов, можно сказать, что это язык тела, на котором говорят партнеры.

Прелесть танца заключается в том, что партнеры друг друга не знают. Однако если ты начал танцевать с одним партнером, нужно пройти с ним четыре блока, на которые разбита милонга. Протанцевать один или два танца с партнером, а затем уйти - это неприлично. Здесь все события разворачиваются, как в жизни. В первом танце партнеры знакомятся, во втором - "притираются", в третьем, когда уже достаточно познакомились, происходит кульминация отношений, а четвертый танец - прощание.

Место рождения танца

Родина танго - Буэнос-Айрес. В трущобах этого города, ставшего приютом эмигрантов, зародился танец, объединивший в себе элементы и мотивы фламенко, африканские ритмы, кубинскую хабанеру и милонгу, исполняемую странствующими музыкантами. Таким образом, появившееся в период с 1860 по 1880 годы танго, стало сложным переплетением музыкальных и танцевальных традиций разных стран Европы, откуда прибывали эмигранты в поисках лучшей жизни.

Следует отметить, что первая волна эмигрантов - это в основном мужчины. Они приехали заработать денег, чтобы впоследствии перевезти свои семьи. Были среди них и одинокие, приехавшие в Буэнос-Айрес, чтобы разбогатеть. Работа занимала большую часть дня. Вечером наступала пора развлечений и отдыха. Каждый выбирал сам, чем заниматься. Многие шли в клубы, где был алкоголь, музыка, танцы. Именно там была благодатная почва для рождения танго - симбиоза многих культур и танцевальных традиций. С этого времени начинается история танца танго.

Первоначальная репутация танца

Место, где жили эмигранты, прибывшие со всего мира, было на окраине Буэнос-Айреса. Район назывался Arrabal (пригород). Здесь же прямо на улице жили нищие, промышляли воры и женщины легкого поведения - проститутки. Эта публика танцевала танго как в игорных клубах и публичных домах, так и просто на улице, либо в кабаре и барах.

Со временем идея танца и его эмоциональная подоплека приобрела самые разнообразные оттенки: от несчастной любви и тоски до сарказма. Но никогда танцующие люди не передавали через танго свое хорошее настроение или эйфорию.

Аргентинское танго танцевали мужчины в увеселительных заведениях со своими приятелями. Даже бытовало мнение, что это только мужской танец. Он для них был способом показать себя, продемонстрировать таланты и понравиться женщине. Но в конце XIX века в мир танго впервые вошли женщины. Это были проститутки из публичных домов. Танец мачо и проститутки - так в середине прошлого века называли танго, и в связи с этим считали его неприличным.

Как танец попал в Париж?

До сих некоторые выясняют, в какой стране зародился танец танго: в Аргентине или Уругвае. Но, где бы он не появился, в Европу он все-таки был привезен. Молодых людей из богатых аргентинских семей родители отправляли на учебу в европейские страны. Предприимчивые маэстро, не стеснявшиеся на родине получать уроки жизни в борделях, где и освоили танго, привезли его в Париж, заразив местную молодежь тангоманией. Танец нравился парижанам. Его исполняли на всех городских мероприятиях. Вскоре вся Европа познакомилась с этим танцем, в вот на родине танго, в аргентинском обществе, танец был принят только после признания в Париже.

Запреты и гонения

Однако, не всем по нраву была близость партнеров в танце. Не обошлось без гонений со стороны церкви. Папа Римский Пий X собирался наложить запрет танцевать неприличный танец христианам. Ситуацию спасли румынские танцоры, которые без эмоций и страсти станцевали танго в Ватикане. Хитрость и расчет сработали, запрет был снят.

В России этот удивительный танец также стал популярен в начале XX века. Хотя указ министра народного просвещения с официальным запретом танго был издан в 1914 году. Судьбу танго в свое время разделили венский вальс, мазурка и полька. Невзирая ни на какие запреты танец, что называется пошел в массы и пришелся по душе людям. Томную и страстную одновременно мелодию слушали с заигранных патефонных пластинок. В ритме танго звучали "Брызги шампанского" и "Утомленные солнцем", задушевные песни в исполнении Петра Лещенко и Александра Вертинского.

Популяризация танца

Единство двух элементов танца: мира музыки и танцевального искусства смог пронести через свою жизнь аргентинский певец и композитор Карлос Гардель, сын эмигранта из Тулузы. Ему принадлежит значимая роль в популяризации танго. В какой стране зародился танец? В Аргентине, именно она стала родоначальницей танго. Отсюда и пошла популяризация танца в мире. Хуан Дарьенцо создал ритмичное танго, пользуясь современными аранжировками. Карлос Ди Сарли - классик мелодичного и лиричного танца. Сценическое танго создал Освальдо Пуглиезе. С 90-х XX века началась новая волна тангомании. Повсеместно начали открываться школы танго, в которые на работу приглашали преподавателей из Аргентины.

Феномен мегаполиса

Танго, которое видят зрители на соревнованиях бальных танцев - это только шоу. Настоящее аргентинское танго, как говорилось выше, это импровизация, без эффектных па. Танцоры пропускают музыку через себя, это разговор двух тел, драма, заканчивающаяся с последними тактами музыки. Этот танец нужно чувствовать. У русских это получается. Они считаются лучшими в европейских странах танцорами, а признали это аргентинцы. И без разницы, в какой стране зародился танец танго, главное, он живет и развивается. У него есть любители и почитатели.

Конечно, Россия не Аргентина, где каждый вечер в десятках кафе двери открыты для любителей танго. Танцевальные вечера (милонги) проводятся даже днем. Во время обеденного перерыва аргентинцы бегут потанцевать. В России, в частности, в Санкт-Петербурге милонги проходят несколько раз в неделю. Они являются настоящим феноменом мегаполиса, на таких вечерах можно на несколько часов погрузится в атмосферу аргентинских улиц, страсти и любви.

Как танцевать?

Аргентинское танго сильно отличается от других танцев. В его хореографии последовательность шагов не заучена, она рождается в ритме танца партнером под заданную музыку.

Но если говорить об обучении танго, то в танце есть несколько основных движений: "восьмерка", "поворот" и "перенос". Его красота заключается в импровизации и сиюминутном вдохновении партнеров. Каждая танцующая пара трактует звучащую музыку по-своему и выражает это движениями. Стоит немного попрактиковаться и можно приходить на милонги - танцевальные вечера, которые устраивают любители танго по всему миру.

На уроках танго учатся чувствовать партнера, ощущению ритма и пространства и при этом умению импровизировать. Этот танец, как никакой другой выражает чувства без слов, демонстрирует зрителю уникальные истории и просто дарит наслаждение совершенной гармонией. Очень проблематично, если партнерша начинает контролировать себя, свои ноги, напрягать тело, бояться ошибок, превращаясь в комок мышц. В танце детали должны уходить на второй план. Можно сказать, что этот танец сравним с трансом под музыку, во время которого за несколько минут перекачивается огромное количество энергии.

Школы танго

Как правило, в школах уроки танго берут люди, для которых танец - потребность, а не времяпрепровождение. Причем, возраст не имеет значения. Обучаясь танцу, люди понимают, как выражать свободу своих эмоций через движения. Идея танца заключается во взаимодействии партнера и партнерши, которое передается через руки и соприкосновение тел.

Партнёров учат "водить", то есть делать такие движения, чтобы партнёрша совершала определённые шаги или фигуры. Это, конечно, весьма упрощённый подход к танцу. В нормальном танце такого фактически нет. Будет правильным сказать, что существует зависимость движений партнёрши от движений партнёра. В танце мужчина не задумывается о шагах, он думает о направлении движения, куда он переместит женщину в следующую секунду.

При обучении танго партнер должен понимать, что партнерша может не пойти в том же направлении или сделать не те шаги. Порой женщины стараются украсить танец, делая движения ногами, которые, как им кажется, партнер не заметит. Ничего страшного в этом нет. Ничего не мешает ему пойти за ней. В танце нет превалирующей роли ведущего и ведомого, главное в нем - это чувствовать партнера, а это проявляется, как в умении вести партнершу, так и следовать за ней.

- (исп. tango) современный бальный танец. Известны цыганское танго, андалусийское танго, креольское танго и популярное аргентинское танго, распространившееся в 1910 х гг. во всем мире как салонный и эстрадный танец. Размер 2/4, темп умеренный … Большой Энциклопедический словарь

ТАНГО, бальный танец 2 4 дольного размера, умеренного темпа, с характерной пунктирной или синкопированной ритмоформулой (смотри Синкопа). В Европу попал из Аргентины (аргентинское танго) в 1910 х гг., остается одним из самых популярных танцев.… … Современная энциклопедия

Танго - ТАНГО, бальный танец 2 4 дольного размера, умеренного темпа, с характерной пунктирной или синкопированной ритмоформулой (смотри Синкопа). В Европу попал из Аргентины (“аргентинское танго”) в 1910 х гг., остается одним из самых популярных танцев.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

танго - и устарелое танго … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ТАНГО, нескл., ср. (иностр.). Современный салонный танец четырехдольного такта, состоящий из ряда сложных, произвольно чередуемых па. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТАНГО, нескл., ср. Скользящий парный танец, а также музыка в ритме такого танца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

танго - I. ТАНГО I нескл., ср. tango m. <, исп. tango. 1. Медленный танец четырехдольного такта, состоящий из произвольно чередуемых па. БАС 1. Говорят, что Вы в притонах По ночам поете танго. Вертинский Желтый ангел. Ах, тетя, что ты, что ты Москве… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Неизм.; ср. [исп. tango] Современный бальный танец четырёхдольного такта, состоящий из произвольно чередующихся па. Аргентинское т. Знойное, страстное т. Танцевать медленное т. Изогнуться в т. Разучить т. // Музыка такого танца. Заиграть т.… … Энциклопедический словарь

- (испан. tango; вероятно, слово афр. происхождения, хотя музыка и хореография танца, распространившегося в нач. 20 в. по всему миру под назв. аргентинское Т. , креольские). Первые упоминания о Т. в Лат. Америке относятся к кон. 18 нач. 19… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Танго (+ CD, DVD) , . Танго родилось в XIX веке в бедных районах Буэнос-Айреса и Монтевидео, где жили обездоленные крестьяне, потомки африканских рабов, иммигранты из Европы, где встретились культурные традиции…
  • Танго (DVD) , Матушевский Максим. "Танго - это тайна, которую танцуют двое." Весь мир сейчас танцует танго! Для кого-то это спорт, для кого-то просто танец, но на самом деле танго - это нечто гораздо большее… Танго - это…

Танго - это, конечно, прежде всего танец, но также и много больше. Танго - это движение, чувство и музыка - все вместе. Танго - это отношения мужчины и женщины. Танго - это маленькая жизнь пока звучит музыка и пока длится объятие. Танго - это мироощущение.


Это дикое танго огня
на изломе страха и боли.
Это наша с тобой игра…
Мы - актеры без главной роли.

Это души, лишённые сна,
это чувства, лишённые тела.
Это вера на всех одна…
Мы взлетаем легко и смело!

Это танго забытых грёз…
Танец птиц, потерявших небо.
Это - дождь обжигающих слёз,
рядом ангел и грустный демон.

"Танго - это смесь ярости, боли, веры и отсутствия."
"Танго - это печальная мысль, которую даже можно станцевать."
"Аргентинское танго - это печальная мысль, выраженная в танце.

Точное место происхождения танго – и танца и самого слова – теряется в мифах и неписаной истории. Но есть общепринятая теория. В середине девятнадцатого века в Аргентину завезли африканских рабов, которые начали изменять местную культуру. Слово «танго» может быть чисто африканским в значении «замкнутое пространство», а может быть португальским (или латиноамериканским – произошедшим от слова «tanguere» означающего «прикасаться»), подобранным рабами на корабельных бортах.
Так или иначе, слово «танго» в период заселения Аргентины рабами из Африки стало означать место, где чернокожие рабы и свободные негры собирались для танцев.


В конце XIX – начале XX века Аргентина переживала массивный приток мигрантов.
В Аргентине стали жить все: африканцы, испанцы, итальянцы, британцы, немцы, поляки, русские, сами аргентинцы…
В результате произошло слияние культур, и каждая национальность заимствовала танцы у другой. Африканские ритмы тангано и кандомбе, аргентинская милонга, кубинская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка, немецкий вальс и другие танцы народов мира слились воедино в один танец Аргентинское танго.


К началу XX века танго (как танец, так и популярная музыка) заняло прочное положение в Буэнос-Айресе и спустя несколько лет распространилось по провинциям страны и даже пересекло Ла-Плата и попало в Монтевидео, столицу Уругвая, где стало такой же частью городской культуры, как и в столице Аргентины.

Шествие танго по миру началось в первой трети двадцатого века, когда сыновья из богатых аргентинских семей проложили путь в Париж и подарили танго обществу, жадному до новаторских идей и терпимому к сомнительной природе танца и связям с молодыми, богатыми молодчиками из Аргентины.


В 20-х и 30-х годах 20 века танго продолжало распространяться по миру. Танец появился в кино. Певцы танго разъезжали с концертами. К тридцатым годам начался Золотой Век аргентинского танго. Аргентина стала одной из десяти богатейших стран мира. Танго превратилось в фундамент, первооснову ее культуры. Золотой Век этого танца длился вплоть до пятидесятых годов. Но расцвет танго был обусловлен экономическими причинами.

В пятидесятые годы правительство начало проводить политику репрессий. Это, разумеется, отразилось в текстах песен, и постепенно репрессии перекинулись на культуру.

Танец и музыка ушли в подполье; по всей стране закрывались танцевальные залы, запрещались большие публичные собрания - но танго выжило в маленьких, малоизвестных местечках и, конечно, в сердцах людей. Однако уход в подполье сопровождался вторжением рок-н-ролла, и из-за него танго пребывало в упадке вплоть до середины восьмидесятых годов, когда в Париже появилось сценическое шоу «Танго Аргентино».

И снова Париж стал местом, откуда танго во второй раз понеслось по миру. Шоу вызвало взрыв увлеченности этим стилем в Европе, Северной Америке и Японии.

Сегодня танго является одним из самых популярных в мире танцев.

Танго. Fernando Gracia and Sol Cerquides

Плечи расправь, да выпрямь осанку,
Мы этой ночью станцуем танго.
Смотри мне в глаза и чувствуя такт,
Отдайся вся танцу. Поворот. Шаг.


Черно-красная гамма в одежде, томный взгляд партнеров и близость тел - танец еще не начался, но уже заставляет сердца биться учащенно. Такой эффект производит страстное и огненное танго. История этого жанра полна неожиданных фактов и секретов. Какое отношение к происхождению танца имеют африканцы? Почему в Париже он ассоциировался с оранжевым цветом? И какие мелодии танго считаются самыми популярными? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье.

Что такое танго?

Если обратиться к энциклопедиям, то ответ на поставленный вопрос звучит весьма однобоко: танго - это парный аргентинский танец. Но если копнуть глубже, в этимологию слова, то перед нами открываются интересные факты. Существуют несколько версий происхождения термина:

    африканская. В Танзании, расположенной в Восточной Африке, находится область под названием «танга». Кроме того, с помощью этого слова африканцы раньше обозначали закрытое, особое пространство;

    латинская. Лингвисты считают, что в основе термина лежит латинский глагол tangere, который означает трогать, прикасаться. Аналогичное значение имеет и французский глагол tangier;

    испанская. Вариант менее правдоподобный, но имеет право на существование. Согласно ему, слово происходит от испанского taner - играть на каком-либо музыкальном инструменте.


Говоря о танго, нельзя обойти стороной его особенности . Для танца характерен:

    быстрый ритм;

    разнообразные движения, в которых задействованы все части тела;

    резкие повороты, в большом количестве;

    тесный контакт между партнерами, за счет чего создается страстный характер жанра.

Лучшие танго

Предлагаем послушать известные мелодии в ритмах танго.


«Por una cabeza» Карлоса Гарделя. Мелодия, название которой переводится как «Потерявший голову», была написана в 1935 году. Но всеобщую славу композиция приобрела после того, как прозвучала в фильме «Запах женщины». Великолепный танец в исполнении Аль Пачино и Габриэль Анвар под тоскливую игру скрипки завораживает и остается в памяти навсегда.

«Por una cabeza» (слушать)

«Табакера» Горана Бреговича. Эта мелодия считается одной из самых известных среди всех композиций музыканта, прославившегося своими работами к различным фильмам. Лирика принадлежит перу польской исполнительницы Кайи, которая сумела подобрать трогательные и чувственные слова.

«Табакера» (слушать)

«Espuma de Champagne» Хосе Марии де Люкьеси. Очень хорошо эта мелодия знакома советским гражданам. Правда, для них привычнее название «Брызги шампанского». Пластинка с этой композицией появилась в Советском Союзе в 1937 году и завоевала любовь публики. Об авторе мелодии, к сожалению, известно очень мало. Хосе Мария жил и работал в Аргентине. Вся его жизнь была связана с музыкой: сначала он преподавал в школе, а затем руководил оркестром. «Espuma de Champagne» он написал в 1935 году. Это единственная известная мелодия автора.

«Брызги шампанского» (слушать)

«La cumparsita» Херардо Эрнана Матоса Родригеса. Эта композиция узнается с первых аккордов. Ее автору на момент написания было всего 19 лет и к профессиональной музыке он не имел никакого отношения. Херардо Эрнан готовился стать дипломатом. А танго было увлечением, которое принесло уроженцу Уругвая мировую известность.

«La cumparsita» (слушать)

«Hernando"s Hideaway» Джерри Росса и Ричарда Адлера. Танго, известное многим по фильмам и телевизионным шоу. Мелодия была написана в 1954 году и до сих пор не теряет актуальность.

«Hernando"s Hideaway» (слушать)


История танго

1857 год, Буэнос-Айрес. Полным ходом идет строительство железной дороги, на которую возлагали большие надежды. По рельсам планировали экспортировать местную сельскохозяйственную продукцию. Правда, рабочей силы для обеспечения необходимого объема сырья было недостаточно. Так, Буэнос-Айрес открыл свои ворота большому количеству эмигрантов. Итальянцы, испанцы, германцы, поляки, африканцы и другие национальности наводнили богатый портовой город Латинской Америки, сделав возможным появление танго.

Историки до сих пор спорят: где и когда именно зародился этот страстный танец. Каких-либо точных задокументированных сведений на этот счет нет. Но по мнению большинства, первые танго стали танцевать в бедных слоях населения, которое и составляли эмигранты всех мастей. Они проживали в портовых кварталах и на окраинах города, где царили криминал и нищета.

Улицы, занятые приезжими европейцами, больше напоминали трущобы. Вдоль улиц, наполненных вонью с местной скотобойни, ходили беглые каторжники, нищие артисты, солдаты и негры. Они проводили свое время в обшарпанных кабаках и борделях, где лилась музыка, сотканная из звучаний различных инструментов. Это было танго.

Первоначально танец исполняли исключительно мужчины. Женщин к нему не допускали. С одной стороны, мачо красовались друг перед другом, с другой - просто учились танцевать. Ни о какой страсти и любви речи не шло.

Позже, когда музыку наполнили звучанием аккордеона, к танцу стали привлекать девушек легкого поведения. Отсюда идет традиционный женский костюм для исполнения танго: узкое платье с провокационным разрезом по бедру, сетчатые чулки и обувь на шпильке. Мужчины-танцоры одевались более скромно: костюм был свободного кроя, волосы гладко причесаны и покрыты шляпой с узкими полями. Местное население специально собиралось в борделях, чтобы пропустить очередной стаканчик и полюбоваться страстным танцем под звуки бандонеона, маленькой гармошки.

В высших кругах к танго относились пренебрежительно. Это не удивительно, если учесть происхождение танца. Но все изменилось в 1912 году. Именно тогда был принят закон о Всеобщем избирательном праве, который уровнял бедных и богатых, - танго стало проникать в развитые районы Буэнос-Айреса, снимая ограничения на танцевальные движения.

Нью-Йорк, Париж, Берлин, Лондон - танго уверенно завоевывало мир. Особенно показательна история жанра в столице Франции. Увлечение латиноамериканской культурой привело к появлению своего, европейского, танго. Французские хореографы не без удовольствия меняли стиль движений и музыкальное сопровождение, закладывая свои стандарты. Пришлось даже разработать особую линию одежды, названную в честь танца, - женщинам было просто неудобно выполнять резкие движения в пышных платьях.


Но не все было так радужно. Парижские епископы называли танго «похотливым танцем» из-за чересчур близкого прижимания партнеров во время исполнения па. Негативно высказывалась и пресса, сравнивая танго с немецким империализмом. В родной Аргентине в 1930 году танец также оказался под натиском властвующей элиты, которая видела в нем опасность. Так начался закат жанра.

Мириться со «смертью» любимого танца не желали Мария Ньевес и Хуан Карлос Копес, партнеры по сцене и бывшие супруги. В 1983 году они поставили мюзикл «Танго Аргентино», который сначала завоевал Париж, а позже и Бродвей. Это пробудило новую волну интереса к танго.

В настоящее время популярность танца не угасает. В многочисленных школах и студиях обучают латиноамериканским па, устраивают соревнования и просто наслаждаются красотой движения двух людей. Как сложится история танго дальше, никто не знает. Это и неважно - он уже заслужил любовь миллионов почитателей по всему миру.

Какой танец считают прародителем танго?


Загадка, на которую ищут ответ до сих пор. Истоки жанра прослеживаются в:

    кубинской хабанере, очень близкой по темпу;

    испанском контрадансе;

    кандомбе, которую танцевало черное население, переселившись в Латинскую Америку;

    креольской милонге, выросшей из уличной песни в танец;

    мазурке, популярной среди поляков.

Получается, танго - это смесь культурных традиций, которые слились в один невероятно красивый танец.

Интересные факты

  • Первые попытки «завезти» танго в Европу датируются началом XX века. Но популяризация танца прошла безуспешно. Эпидемия под названием «танго» захлестнула Старый Свет примерно в 1921 году благодаря фильму «Четыре всадника Апокалипсиса», где и была показана страсть в латиноамериканском стиле.
  • По танго сходил с ума не только парижский бомонд. Заслужил он одобрение и врачей, которые видели в танце возможность укрепить тело и воспитать в себе гармонию движений.
  • В 1990 году в Буэнос-Айресе открылась Национальная Академия Танго, задача которой состояла в сохранении танца как культурной ценности страны. Через 6 лет был издан закон о присвоении танго статуса национального достояния.
  • Кладбище Чакарита - значимое место для поклонников танго. Здесь похоронены самые известные личности в истории этого направления. Главный персонаж - певец Карлос Гардель, кумир миллионов латиноамериканцев. Его роль в развитии танго настолько велика, что ЮНЕСКО объявило его голос культурным достоянием. Приезжая на кладбище, поклонники Гарделя обязательно зажигают сигарету в руке его бронзовой статьи. Таков обычай почитателей певца.
  • В 1899 году был выпущен «Словарь испанских слов», в котором танго был обозначен как праздник и танец негров. В переиздании 1925 года, значение слова расширилось до танца испанского высшего общества.

    Одни известный французский дизайнер использовал популярность танго в собственной стране в свою пользу. Дело в том, что у него давно лежало большое количество невостребованной ткани оранжевого цвета. Он решил назвать оттенок в честь танца и буквально за пару дней распродал весь материал. Пришлось даже заказывать дополнительную партию.

    Российский политик Лев Аристидович Кассо, отвечавший за народное просвещение Российской империи, выступал против танго. Одними высказываниями с его стороны не обошлось. Министр разослал по учебным округам циркуляр, запрещавший даже упоминать название непристойного танца вслух.

    Танго и кино - совместимые вещи? Вполне. Достаточно посмотреть киноленты «Фрида», «Мистер и миссис Смит», «Запах женщины» или «Давайте потанцуем», чтобы убедиться в этом.

Аргентинское или уругвайское?

Жаркие споры по поводу страны происхождения танго не угасают. Дело в том, что танец возник на берегах Рио-де-ла-Плата. Она объединяет территории и Уругвая, и Аргентины, в частности Буэнос-Айреса. Именно в этом культурном пространстве, где соединились два народа, и зародилось танго. Поэтому все споры беспочвенны.


Виды и стили танго

Их можно перечислять бесконечно - распространяясь по земному шару, направление впитывало в себя особенности той или иной местной культуры. Так, известны французское, английское, финское и другие разновидности жанра. Мы же остановимся на стилях аргентинского танго.

    Лисо - один из самых простых вариантов танца, поскольку в основе лежат элементарные па. Сложные движения не используются.

    Нуэво - это красивое сочетание грациозных поз, всевозможных вращений со сплетением ног. Стиль считается новаторством молодых людей, поэтому наполнен оригинальными движениями и постоянным поиском себя в танце.

    Фантазия исполняется исключительно в постановках шоу-программ. Он привлекает внимание немного эксцентричными фигурами, поставленных согласно сценарию и сюжетной линии. По сути фантазия - это пьеса, рассказанная с помощью танца.

    Каньянг выделяется старинным происхождением. Время его появления относят к 1870 году. Разновидность отличается сложной хореографией и элементами, взятыми из африканской культуры.

    Модерн салон - классика в мире танго. Свое распространение стиль получил в 40-х годах прошлого века и привлек внимание общественности размеренными движениями, точностью и изысканностью их исполнения.

Что же такое танго? Просто танец? Нет. Танго - это сама жизнь, наполненная яркими эмоциями и впечатлениями. В нем соединились любовь и тоска, отчаяние и желание, страсть и безнадежность. Это и делает танец по-настоящему живым и искренним.

Видео: смотреть танго