Витамины основные в организме человека вики. Что такое витамины, их виды и значение

Витамины - это химические вещества названные витаминами и на сколько они важны нам с вами. Что это за витамины, как их употреблять чтобы они приносили нам пользу. Какие витамины являются лучшими и более полезными.

Не многие продукты содержат в себе все витамины. Наш организм должен получать комплекс витаминов, тогда здоровье будет крепким и все остальное сложится в вашей жизни правильно.

При нехватке витаминов в организме начинается упадок сил. Разрушается здоровье и начинаются проблемы. Какие витамины нужны нам обязательно и что дает нашему организму каждый из витаминов вы узнаете из статьи.

Пищевые продукты содержат в себе химические вещества, которые называются витаминами. Эти витамины необходимы для того, чтобы пищевые продукты хорошо усваивались. Каждый витамин имеет свое назначение для жизни.

Человеческий организм не способен сам по себе образовывать витамины, а растения могут. Поэтому мы получаем витамины через растительную пищу. Каждый витамин обозначен определенной буквой.

Витамины - что это такое — для меня это жизнь. Ведь если взять к примеру только один какой то витамин, который вы не получаете долгое время вообще, это может привести к смерти.

Витамин А

Этот витамин отвечает за рост и содержится он во всех животных жирах, только в сале его нет. Так же витамин А имеется в любой зелени. Витамина А почти нет в растительных маслах приготовленных из семян.

Если мы будем питаться пищей, в которой мало витамина А, будет плохое физическое развитие, не будет нормального роста. Мускулатура будет слабой, недостатки на коже , на лице угри, на теле чирья, в ушах откладывается много серы.

Из за недостатка витамина А в организме, начинают страдать глаза. Появляется сухость в глазах и воспаляется роговая оболочка. Сухость появляется не только в глазах , но и в горле, легких, в носу, кишечнике, мочевом канале.

Если появляется такая сухость, организм теряет защиту от заражения. Витамин А особенно важен для детей. Если у ребенка недостаток этого витамина, он может очень легко заболеть.

Если вы начнете усиленно кормить своего ребенка витамином А, ваш ребенок начнет очень быстро расти. Больше всего содержится витамина А в таких продуктах — сливки, сырые помидоры, сливочном масле , в рыбьем жире, шпинате и салате.

Витамин В

Витамин В назван «В-комплекс». Потому что в него входят несколько витаминов. Этот витамин главную роль играет для наших нервов, потому что он предохраняет нас от нервных расстройств.

Витамин В устраняет запор, о запоре можно почитать в этой статье . При достатке этого витамина в организме, появляется сопротивляемость к болезням заразным. Благодаря витамину В очень хорошее сопротивление вырабатывается от экземы , подагры иревматизма .

Где в основном находится витамин В — его достаточно в семенах растений, немного в клубнях и корнях. Само много этого витамина в пивных дрожжах, в неочищенном рисе, семенах подсолнуха и неочищенном ячмене.

Витамина В нет в белом хлебе, сахаре и сливочном масле. Если вы употребляете много белого хлеба, масла и сахара, ешьте побольше тех продуктов, в которых витамина В много — это печенка, мясо, спаржа, яйца, стручковая фасоль, салат, свежие помидоры.

Витамин С

Благодаря этому витамину укрепляется иммунная система, появляется сопротивляемость к болезням. Если в организме недостаток витамина С, начинается упадок сил, боль в суставах, опухают конечности, плохо заживают раны, кровоточат десна и может быть кровотечение из носа.

Если же в организме витамина С не будет, это приведет к цинге. Витамин С хорошо защищает организм от образования язвы в желудке. Очень полезен витамин С для глаз.

Определение термина "витамины"

Термин "витамины" знаком каждому человеку. Зачастую люди ласково называют аскорбиновую кислоту "аскорбинкой". Люди уже на подсознательном уровне знают, что аскорбиновая кислота содержит необходимый для организма витамин С. Каждому мало-мальски образованному человку, благодаря описаниям путешественников, известны также симптомы такой болезни, как цинга, вызванной нехваткой витаминов в организме. На вопрос, что такое "витамины" и какова их роль в жизни человека, мы и попытаемся дать ответ в этой статье.

Витамины - это низкомолекулярные органические соединения, которые необходимы организму человека для его нормальной каждодневной деятельности. Следует отметить, что человеческий организм большинство подобных веществ синтезировать не может, до недавнего времени он получал их только с пищей.

История открытия витаминов

Впервые англичанин Уильям Флэтчер, обнаружил возможность излечивать у людей болезнь бери-бери (болезнь, которая вызвана недостатком витамина В1) употреблением неочищенного риса. Позднее, ученый Фредерик Хопкинс, выдвинул гипотезу, что неочищенный рис, содержит вещество, способное исцелять эту болезнь, помимо белков, жиров и углеводов. А уже в 1911 году, польский исследователь Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде и назвал его "витамин". История открытия витаминов стала началом целой эпохи в развитии медицины и фармакологии.

Сразу же после своего открытия польский ученый предположил, что роль витаминов и минералов в жизни организма велика, а их недостаток ведёт к возникновению болезней (цинга, пеллагра, рахит). В течение 30 последующих лет учёными были выделены многие известные сегодня витамины, а в 40-е годы двадцатого века была дана расшифровка их химической молекулярной структуры. Позднее, витамины, история открытия которых началась с эксперимента с рационом подопытных животных, стали производиться и применяться как химические медицинские препаратыи их производство стало носить массовый характер.

Роль витаминов в жизни человека

Витамины играют важную роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма человека. Они являются биологическими катализаторами химических реакций, которые происходят при построении и постоянном обновлении живых структур организма и при регулировании обмена веществ. Всего человеческому организму необходимо 13 витаминов. Растворимые в жирах А, D, E и K, растворимые в воде 8 витаминов группы В и витамины группы С. Все это жизненно необходимые витамины, роль, которую играет каждый из них, специфична (например, А, D, E регулируют работу генетической системы клетки), но все вместе они обеспечивают нормальное функционирование организма на клеточном уровне.

Организм челове нуждается в витаминах и минералах, в связи со своей высокой биологической активностью, в очень ограниченном количестве (от нескольких единиц до нескольких десятков в сутки). Недостаток витаминов неизбежно ведёт к гиповитаминозу , а избыток чреват гипервитаминозом . Если же витамины совсем не поступают в организм, то возникающий при этом авитаминоз ведёт к тяжёлым заболеваниям, самое "знаменитое" из которых, цинга - это отсутствие в организме витамина С. А, например, болезнь бери-бери, с попыток излечить которую началась история открытия витаминов - это авитаминоз В1. Людям, понимающим роль витаминов в жизни человека, полный авитаминоз не грозит. Однако медики выяснили, что более 70 процентов взрослого населения планеты страдает различными видами недостаточности витаминов.

Такая ситуация сложилась не потому, что люди игнорируют роль витаминов в своей жизни. Просто современный человек вынужден включать в свой рацион рафинированные и консервированные продукты, которые имеют пониженную витаминную ценность. Дезодорированные и осветлённые растительные масла в процессе обработки теряют жирорастворимые витамины, при изготовлении муки высших сортов на 90% теряются все присутствующие в ней витамины. В процессе термообработки разрушается изначально присутствующая в продуктах аскорбиновая кислота, витамин С.

В сравнении со своими предками, современные люди меньше двигаются, меньше тратят энергии и, следовательно, меньше потребляют пищи для её восстановления. А вместе с пищей мимо организма человека проходят и необходимые ему витамины и минералы. Популярные диеты и системы голодания приводят к тому, что худеющий человек перестаёт потреблять вместе с пищей витамины, роль которых, как раз, и заключается в нормализации обмена веществ.

Малообеспеченные люди, которых много в современной России, покупая продукты питания, в первую очередь обращают внимание на их цену, очень редко их интересуют присутствующие в покупке витамины. А на ежедневный рацион из свежих овощей, фруктов и рыбы у многих не хватает средств. В результате, витамины в пище присутствуют, но их недостаточно для организма. Всё это объясняет явление массового гиповитаминоза среди жителей нашей страны.

Каждому человеку важно трезво оценивать роль витаминов в обеспечении нормального функционирования своего организма. Необходимо стараться, чтобы при составлении личного сбалансированного рациона питания учитывались не только белки, жиры и углеводы, но и витамины.

Недостаток витаминов в организме

Дефицит витаминов чаще всего встречается у людей в холодное время года, когда свежие полезные продукты не всегда доступны. Весенний авитаминоз тоже очень часто относят к разновидности гиповитаминоза, однако это далеко не одно и то же. Авитаминоз - практически полное отсутствие какого-либо витамина или целой витаминной группы в организме человека. Такое встречается крайне редко, особенно в развитых странах.

Признаки авитаминоза:

  • тяжелое пробуждение утром (встаете с ощущением усталости, не смотря на продолжительный сон)
  • сонливость (которая сохраняется на протяжении всего дня)
  • вялость
  • плохая концентрация, рассеянность
  • излишняя раздражительность
  • депрессия
  • ухудшение состояния кожи (излишняя сухость, потрескавшаяся и покрасневшая кожа в уголках губ)
  • общее снижение иммунитета

Гиповитаминоз - недостаточное содержание витаминов - распространен гораздо больше. Несмотря на это, привычным остается название "весенний авитаминоз", подразумевают именно дефицит витаминов, а не полное их отсутствие.

В основную группу риска по гиповитаминозу входят дети и пожилые люди, поклонники алкоголя и курения, женщины во время беременности и в период грудного вскармливания, любители строгих диет и вегетарианцы, люди, перенесшие острое инфекционное заболевание и носители хронических заболеваний, а также те, у кого большие умственные и физические нагрузки. Дефицит витаминов в этих случаях усугубляет уже имеющиеся проблемы, пользуясь слабостью защитных сил организма. Болезни при гиповитаминозе лечатся гораздо сложнее и могут перейти в хроническую форму. С другой стороны, некоторые лекарственные средства могут сами вызвать гиповитаминоз, уничтожая полезные элементы и нарушая обмен веществ.

Гиповитаминоз разнообразен в своих проявлениях: это зависит от дефицита витаминов какой-то определенной группы. Впрочем, часто гиповитаминоз может длиться годами, особо себя не выдавая, но нанося здоровью вред. Общий фон гиповитаминоза: постоянная усталость, раздражительность, сонливость, снижение аппетита, нарушение сна. Возможно появление язвочек на губах, кровоточивости десен, шелушения кожи - все это может возникать не только в период весеннего авитаминоза, но и круглый год.

Более серьезные последствия гиповитаминоза: частые простудные заболевания, замедление роста костей, развитие куриной слепоты- недостаток витамина А; обострения радикулита, ревматизма, сердечно-сосудистых заболеваний, нарушение деятельности нервной системы, развитие малокровия, кожные воспаления, замедленный рост у детей, тошнота, конъюнктивит, раннее поседение, заболевания поджелудочной железы и печени - все это признаки дефицита витами нов групп ы B. Недостаток витамина С приводит к болезням сердца, разрушению зубов, снижению иммунитета. Гиповитаминоз, вызванный сниженным содержанием в организме других полезных элементов, может привести к не менее опасным результатам: нарушение пищеварения, кровотечения, облысение, нарушения в работе щитовидной железы, быстрое старение, риск развития раковых заболеваний.

Наиболее частые причины возникновения дефицита витаминов:

  • нарушен процесс пищеварения, в результате чего поступающая пища усваивается не полностью, и полезные вещества выводятся из организма;
  • отсутствие витаминов в пище или незначительное их содержание. Это бывает при соблюдении жестких диет, неправильном или однообразном питании: например, весенний авитаминоз является следствием обедненного витаминами скудного рациона зимнего периода;
  • гиповитаминоз может возникать из-за действий "антивитаминов" при лечении ряда заболеваний;
  • нарушения обмена веществ и снижение защитных сил организма.

Чтобы не допустить дефицита витаминов, прежде всего, нужно позаботиться о правильном сбалансированном питании, обогащенном полезными веществами и элементами. При длительных вынужденных обедненных диетах старайтесь использовать поливитамины. Гиповитаминоз гораздо проще не допустить, чем потом бороться с многочисленными последствиями - не забывайте о профилактике.

Классификация витаминов

Витамины стали известны человечеству не сразу, в течение многих лет ученым удавалось открывать новые виды витаминов, а также новые свойства этих полезных для человеческого организма веществ. Поскольку языком медицины во всем мире является Латынь, то и витамины обозначались именно латинскими буквами, а в дальнейшем и цифрами. К примеру, название витамина Е, иначе известного как токоферол, происходит сразу от двух латинских слов "токос" - "деторождение" , и "ферол" - "несущий" .

Присвоение витаминам не только букв, но и цифр объясняется тем, что витамины приобретали новые свойства, обозначить которые при помощи цифр в названии витамина, представлялось наиболее простым и удобным. Для примера, можно рассмотреть популярный витамин "В". Так, на сегодняшний день, этот витамин может быть представлен в самых разных областях, и во избежание путаницы он именуется от "витамин В1" и вплоть до "витамина В14". Аналогично именуются и витамины входящие в эту группу, например, "витамины группы В".

Когда химическая структура витаминов была определена окончательно, стало возможным именовать витамины в соответствии с терминологией, принятой в современной химии. Так в обиход вошли такие названия, как пиридоксаль, рибофлавин, а также птероилглутаминовая кислота. Прошло еще какое то время, и стало совершенно ясно, что многие органические вещества, уже давным-давно известные науке, также обладают свойствами витаминов. Причем таких веществ оказалось достаточно много. Из наиболее распространенных можно упомянуть никотинамид, лгезоинозит, ксантоптерин, катехин, гесперетин, кверцетин, рутин, а также ряд кислот. В частности, никотиновую, арахидоновую, линоленовую, линолевую, и некоторые другие кислоты.

На сегодняшний день превалирует классификация витаминов, базирующаяся на принципах химического и биологического происхождения того или иного витамина. Однако, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что такая классификация витаминов является устаревшей. Основным недостатком такой классификации является то, что она практически никак не отражает специфический химические или биологические свойства той или иной витаминной группы. Разнообразные виды витаминов требуют более четкой схемы, которая могла бы наглядно демонстрировать, какие химические и биологические особенности несут в себе, к примеру, витамины группы "А" или витамины группы "В". Именно поэтому такая классификация требует скорейшего замещения себя другой, более универсальной, классификацией.

Другой классификацией витаминов, которая имеет ряд недостатков, но, тем не менее, широко применяется сегодня, является классификация витаминов по признаку их растворимости в жирах или воде. Витамины, попадающие под эту классификацию, так и называются - "жирорастворимые витамины" и, соответственно, "водорастворимые витамины". Один из наиболее весомых минусов этой классификации заключается в том, что современные витамины, как и разнообразные витамины группы "А" или "В", несут в себе намного больше свойств, чем может вместить такая простая по сути, состоящая только из двух степеней, классификация. Для того, чтобы дать более целостное представление об это классификации, приведем ниже небольшую таблицу.

Обратим внимание на еще одну таблицу, в которой указаны не только виды витаминов, но и суточная потребность человеческого организма в них.

Витамин

Название

Потребность организма человека
(в сутки)

1.5 -2 миллиграмма

Рибофлавин

1.5-2 миллиграмма

Никотиновая кислота

10 миллиграмм

Пантеоновая кислота

10-20 миллиграмм

Пиридоксин

2-4 миллиграмма

Фолиевая кислота

0.3-1 миллиграмма

Кобаламин

0.003 миллиграмма

Аскорбиновая кислота

60-100 миллиграмм

0.15-0.3 миллиграмма

1.5 -2 миллиграмма

Кальциферол

0.02 миллиграмма

Филлохинон

20-40 миллиграмм

Другой важной группой веществ являются витаминоподобные вещества. Примечательной особенностью этих веществ, является то, что человеческий организм имеет суточную потребность и в них тоже.

К примеру, такие вещества как инозит и холин, необходимы нашему организму в довольно незначительных количествах. Так, суточная потребность в них составляет менее двух миллиграмм. А вот такое вещество, как карнитин требуется нам в куда больших количествах. Так, суточная потребность человеческого организма в карнитине может достигать 500 миллиграмм!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22»

ВИТАМИНЫ.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.

(научно-исследовательская работа)

Выполнил:

Филиппова Кира

ученица 2 класса А

МБОУ «Гимназия № 22»

(Алтайский край, г.Барнаул)

Руководитель:

Зайцева И.В.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 22»

Барнаул - 2016

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Витамины, их значение для здоровья школьников (обзор литературы)………………………………………………………………….

7

Глава 2. Оценка знаний школьников о витаминах ……….………………

10

Глава 3. Оценка содержания витамина «С» в овощах и фруктах (киви, апельсине, болгарском перце)……………………………………………..

12

Выводы….………………………………………………………………..

Список литературы……….…………………………………………………

19

Приложение 1………………………………………………………………..

20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Однажды случилось так, что я простудилась и заболела. У меня появился насморк, кашель, поднялась температура. Это случилось прошлой осенью, когда я только пошла в первый класс. Такое со мной уже случалось и раньше в детском саду. А так как я совсем не люблю болеть, и мне не хочется пропускать занятия в школе, то я задала вопрос маме о том, как же я могу укрепить свое здоровье. Мама сказала, что для этого нужно заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, вовремя ложиться спать и кушать полезные продукты, которые содержат витамины. Все, о чем она мне сказала, было понятно, кроме одного, что такое витамины? И я спросила об этом маму, она работает в медицинском университете и учит студентов - будущих врачей. Вот, что он мне рассказала.

Витамины - это разнообразные химические соединения, выполняющие важнейшие функции в организме человека, их недостаток вызывает различные заболевания. Основным источником витаминов для человека служит пища.

Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается во всех витаминах без исключения для роста, работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной работы всей нервной системы. При этом, с ростом и взрослением общее количество витаминов, в котором нуждается детский организм, растёт. Правильное развитие ребёнка возможно только при достаточном поступлении в организм витаминов с пищей. В тоже время известно, что неправильное питание влияет на количество поступающих витаминов, что влечет за собой нарушения здоровья . Частичный недостаток витамина в организме называется гиповитаминозом, полное отсутствие какого-либо витамина - авитаминозом.

Организм может испытывать недостаток только одного витамина, но чаще встречается недостаток нескольких витаминов. Есть некоторые общие характерные моменты:

    быстрая утомляемость, сонливость

    раздражительность,

    слабость, головокружения

    плохой аппетит,

    уязвимость к болезням,

    кровоточивость десен и др.

Я подумала, что ученики младших классов, как и я, недостаточно знают о том, что такое витамины, в чем их польза и где они содержатся. Мне пришла идея попросить маму помочь разобраться в этом вопросе, чтобы рассказать об этом одноклассникам. Мама и я решили, что о ценка содержания витамина «С» в различных овощах и фруктах, позволит наглядно показать наличие в продуктах питания витаминов, а изучение литературы о витаминах позволит, в доступной для одноклассников форме, рассказать об их пользе, что и определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования : Научное обоснование роли и значения витаминов в питании школьников.

Гипотеза: Ученики младших классов недостаточно знают о том, что такое витамины, в чем их польза и где они содержатся.

Задачи исследования:

    Изучить данные литературы о значении и пользе витаминов для здоровья школьников.

    Оценить знания учеников 2 классов о витаминах.

    Оценить содержание витамина «С» в овощах и фруктах.

    На основании полученных результатов объяснить школьникам, как витамины влияют на организм человека, где они содержатся, об их пользе и значении для здоровья .

Материалы и методы исследования:

Данное исследование было выполнено на базе МБОУ «Гимназия № 22» (теоретическая часть исследования), ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» (лабораторная часть исследования). Исследование проходило в период сентябрь-ноябрь 2015 года.

Объекты исследования: ученики 2 класса, овощи и фрукты.

Предмет исследования: значение витаминов в питании школьников, содержание витамина «С» в овощах и фруктах.

Использовались следующие методы исследования : гигиенические, лабораторные, анкетирование.

Исследовательская работа состояла из нескольких этапов.

Первый этап включал в себя обзор литературы, посвященной вопросам значения витаминов для здоровья школьников.

На втором этапе проводилось анкетирование учащихся 2 классов (см. приложение 1).

На третьем этапе проводилась оценка содержания витамина «С» в овощах и фруктах. Метод определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в пищевых продуктах основан на окислительно-восстановительной реакции между аскорбиновой кислотой и реактивом Тильманса. Раствор краски реактива Тильманса в нейтральной и щелочной средах имеет синюю окраску, в кислой среде розовую. После окисления всего количества аскорбиновой кислоты избыток краски, попадая в кислую среду, окрашивается в розовый цвет.

На 4 этапе на основании полученных результатов сделаны выводы о том, как витамины влияют на организм детей, где они содержатся, об их пользе и значении для здоровья . А так же подготовлена презентация «Витамины, их значение для здоровья школьников».

Практическая значимость:

Полученные данные оформлены в виде презентации «Витамины, их значение для здоровья школьников» и направлены на решение задачи по повышению знаний школьников 2 классов о пользе витаминов.

Структура и объем исследовательской работы: Работа изложена на 20 страницах, состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, результатов собственных исследований, их обсуждения, выводов, предложений, списка литературы.

ГЛАВА 1. ВИТАМИНЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается в витаминах для сбалансированной работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной организации всей нервной системы.

Важно знать, что дети нуждаются во всех витаминах без исключения. В организме у детей витамины расходуются значительно быстрее и требуют регулярного пополнения из-за высоких затрат энергии и различных веществ.

Самой же главной особенностью при разработке детского рациона является то, что потребность в разных витаминах у ребёнка меняется с возрастом. В два года соотношение этих витаминов в рационе должно быть одним, в пять лет - несколько иным, а к десяти оно и вовсе поменяется.

Витамины в детском организме выполняют самые разнообразные функции. Например:

    Витамин А – «ВИТАМИН РОСТА», крайне необходимый, во-первых, для нормального зрения, во-вторых - для формирования скелета, в-третьих - для нормального роста детей, развития их лёгких и пищеварительного тракта.

    Витамин В1, который также поддерживает зрение, но в первую очередь обеспечивает нормальное протекание процессов обмена углеводов в организме и поддерживает умственную деятельность. Именно благодаря витамину В1 ребёнок получает из пищи максимум энергии для игр, учёбы и развития.

    Витамин В2, также участвующий в обмене веществ и поддерживающий рост и хорошее состояние волос, ногтей и кожи.

    Витамин В6, отвечающий за развитие иммунитета ребёнка и нормальное формирование красных кровяных телец. В достаточных количествах витамина В6 нуждается нервная система детей.

    Витамин В12, важный активатор работы нервной системы и компонент, участвующий в кроветворении.

    Витамин С, являющийся главным защитником ребёнка от неблагоприятных факторов окружающей среды, а также позволяющий тормозить различные аллергические реакции.

    Витамин D, необходимый для развития скелета детей и регуляции количеств магния и кальция в их организме.

    Витамин Е, который обеспечивает нормальную работу нервной, мышечной и кровеносной систем и повышает защитные силы организма.

    Витамин К, обеспечивающий гармоничную работу кровеносной системы.

    Витамин РР, участвующий в процессах обмена веществ и усвоения всех необходимых компонентов пищи: жиров, белков, углеводов, минералов и других витаминов.

Так как основным источником витаминов для человека служит пища*, то недостаточное поступление витаминов с пищей или нарушение усвоения витаминов на уровне желудочно-кишечного тракта является одной из важных причин ухудшения состояния здоровья детей и приводит к возникновению витаминной недостаточности разной степени. Следовательно, важно знать продукты, в которых содержатся витамины (табл.1):

*не только пища может быть источником витаминов, например, витамин Д так же вырабатывается в коже под действием солнечных лучей

Таблица 1.

Витами -

ны

Продукты-лидеры по содержанию витаминов

Витамин А

Морковь, боярышник, шиповник, цитрусовые фрукты. Среди животных продуктов питания: сыр, сливочное масло, печень, яйца и рыбий жир.

Витамин Д

Жирные сорта рыбы, печень трески, рыбий жир, яйца, икра рыбы.

Витамин Е

Печень, яйца, растительные масла. А также в брюссельской капусте, брокколи, шиповнике, облепихе, рябине, черешне, семенах яблок, подсолнечника. В миндале, арахисе, зеленых овощных листьях, в бобовых и злаковых культурах.

Витамин К

Яичный желток, печень, рыбий жир, зеленые листовые овощи, зеленый горошек, помидоры и тыква, соевое масло.

Витамин В1

В животных продуктах питания: печени и сердце, яичном желтке, молоке. Есть в составе сухих дрожжей, хлеба, круп, гороха, отрубей, арахиса, грецких орехов.

Витамин В2

Печень, сыр, яйца, проростки пшеницы, капуста брокколи, пшеничные отруби, соевые бобы и шпинат.

Витамин В6

В печени, яйцах, рыбе и молочной продукции. Из растительных продуктов: в дыне, зеленом перце, капусте и моркови.

Витамин В12

В растениях встречается только в водорослях и дрожжах. В животных продуктах питания витамин В12 есть в сердце, почках и печени, сыре, в мясе птицы, в крабах, сардинах и лососевых рыбах.

Витамин С

Только свежие фрукты и овощи, ягоды. Лидеры: красный перец, черная смородина, шиповник, зелень и облепиха.

Витамин РР

Печень, мясо белых сортов, яйца и рыба. Хлеб из муки грубого помола, пивные дрожжи, постное мясо, сыр, кунжут, семечки подсолнуха, финики, фасоль и чернослив, картофель.

Витамин Р

В основном содержится в плодах цитрусовых растений. В некотором количестве витамин можно встретить в гречихе, ежевике, черной смородине, абрикосах, черешне, салате, петрушке, черноплодной рябине и в шиповнике.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О ВИТАМИНАХ

В исследовании методом анкетирования оценивались знания учеников 2 классов о том, что такое витамины, где они содержатся и какую пользу приносят здоровью. Всего на вопросы анкеты (приложение 1.) ответили 57 учеников. В результате установлено: 60% учеников считают, что знают, что такое витамины, 35% знают, но мало, а 5% не знают о витаминах ничего (рис.1). 56% второклассников ежедневно, как это и рекомендовано, едят фрукты, 14% от 3 до 5 раз в неделю, а 30% всего 1-2 раза в неделю, что является недостаточным для восполнения потребности в витаминах (рис.2).

Рисунок – 1. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о витаминах, %.

Рисунок – 2. Кратность употребления фруктов в неделю в рационе у учащихся 2 классов, %.

При этом, 96% второклассников знают, что основными источниками витаминов являются овощи и фрукты и только 4% думают, что это торты и пирожные (рис.3). В целом же, второклассники знают о пользе витаминов. Так 77% указали, что витамины защищают от болезней, 67% указали, что витамины помогают лучше учиться и запоминать, 70% указали, что витамины помогают расти и заниматься спортом. И только 2% считают, что от витаминов нет никакой пользы (рис.4).



Рисунок – 3. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о продуктах – источниках витаминов, %.

Рисунок – 4. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о пользе витаминов, %.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ВИТАМИНА «С» В ОВОЩАХ И ФРУКТАХ (киви, апельсине, болгарском перце)

От простуды и ангины,
Помогают апельсины.
Ну а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.

Методом определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в пищевых продуктах, основанном на реакции между аскорбиновой кислотой и реактивом Тильманса, проведена оценка содержания витамина С в фруктах киви, апельсине и овоще болгарском (сладком) перце (рис. 1-7.).

Рисунок – 1.

Рисунок – 2. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 3. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 4. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 5. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 6. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 7. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

В результате исследования установлено, что содержание витамина С в киви составляет 90 мг на 100 г продукта, в апельсине 60 мг на 100 г, в болгарском перце 128 мг на 100 г (рис.8).

Рисунок – 8. Содержание витамина С в овощах и фруктах, мг на 100 граммов.

Такие показатели говорят нам о том, что лидером по содержанию витамина С оказался болгарский перец.

Болгарский, или сладкий, перец - это овощ, который любят употреблять в пищу почти во всех странах мира благодаря его уникальному вкусу и пользе. Именно такой вид наиболее популярен, он сладкий на вкус, сочный, из него легко приготовить огромное количество самых разных блюд. А по содержанию витаминов и различных микроэлементов его можно назвать даже одним из самых полезных овощей!

Витамины в сладком перце содержатся в огромных количествах, всего пару кусочков плода помогут полностью возместить нехватку витаминов в организме взрослого человека. Сладкий перец может быть желтым, зеленым, красным и оранжевым. Многие люди ошибочно считают, что из-за цвета они различаются и по составу. Однако, это не так. Количество витаминов в разных плодах фактически одинаковое, но иногда они немного различаются по вкусу.

ВЫВОДЫ

1. Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается в витаминах для сбалансированной работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной организации всей нервной системы. Питание школьников должно быть разнообразным и включать различные продукты, богатые витаминами. Только в этом случае, школьник не будет болеть, сможет лучше запоминать то, что говорит учитель и лучше учиться, а так же активно заниматься спортом.

2. В исследовании установлено, что 40% второклассников мало или ничего знают о витаминах (35% знают, но мало, а 5% не знают о витаминах ничего). Только 56% второклассников ежедневно, как это и рекомендовано, едят фрукты, 14% от 3 до 5 раз в неделю, а 30% всего 1-2 раза в неделю, что является недостаточным для восполнения потребности в витаминах. 4% второклассников думают, что основными источниками витаминов являются торты и пирожные. В целом же, второклассники знают о пользе витаминов, только 2% считают, что от витаминов нет никакой пользы.

3. В результате исследования установлено, что содержание витамина С в киви составляет 90 мг на 100 г продукта, в апельсине 60 мг на 100 г, в болгарском перце 128 мг на 100 г. Таким образом, такие показатели говорят нам о том, что лидером по содержанию витамина С оказался болгарский перец. Он сладкий на вкус, сочный, из него легко приготовить огромное количество самых разных блюд. А по содержанию витаминов и различных микроэлементов его можно назвать даже одним из самых полезных овощей.

Врачам-педиатрам, учителям: При выявлении недостатков в питании школьников, например, при отказе от полезных продуктов в школьной столовой, информировать об этом родителей.

Родителям и школьникам: Повышать знания в вопросах здорового питания. Контроль родителей за детьми в вопросах соблюдения правильного питания в домашних условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких , М.М. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников: методические рекомендации / М.М Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева // Письмо Минобрнауки РФ от 12.04.2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников». – 2012. – 43 с.

2. Клещина, Ю.В. Особенности формирования нарушений питания у детей / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 8 (233). – С. 20-22.

3. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 560 с.

4. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: методические рекомендации МР 2.3.1. 2432 – 08. – М., Издательство стандартов, 2008. – 26 с.

5. Рациональное питание как основа здоровья детей и подростков в современном образовательном пространстве / А.Г. Сетко, С.П. Тришина, Е.И. Кузнецова, С.Г. Пономарева // Материалы конгрессных мероприятий 7 Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровое питание – здоровая нация». – Москва, 2011. – С. 59-61.

6. Румянцев, Г.И. Гигиена: учебник / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 608 с.

Приложение 1.

Фамилия:

Имя:

Класс:

Возраст:

Анкета

Ребята, просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы!

Выберите один или несколько правильных ответов!

1. Ты знаешь, что такое витамины?

Да

Нет

Знаю, но мало

2. Сколько раз в неделю ты кушаешь фрукты?

1-2 раза

3-5 раз

Каждый день

3. В каких продуктах содержится больше витаминов?

Торты и пирожные

Фрукты и овощи

Колбаса, сосиски

Мороженое

4. Какое значение имеют витамины для здоровья детей?

Не имеют значения

Помогают расти и заниматься спортом

Помогают лучше учиться и запоминать

Защищают от болезней

Спасибо!

Витамины – это большая группа органических соединений разной химической природы. Их объединяет одна важная черта: без витаминов невозможно существование человека и других живых существа.

Еще в древности люди предполагали, что для профилактики некоторых заболеваний достаточно внести определенные коррективы в рацион питания. Так, например, в Древнем Египте лечили «куриную слепоту» (нарушение сумеречного зрения), употребляя в пищу печень. Много позже было доказано, что данная патология обусловлена недостатком витамина А, который в большом количестве присутствует в печени животных. Несколько веков назад в качестве средства от цинги (болезнь обусловлена гиповитаминозом С) было предложено вводить в рацион кислые продукты растительного происхождения. Метод оправдал себя на 100%, поскольку в обычной квашеной капусте и в цитрусовых присутствует много аскорбиновой кислоты.

Зачем нужны витамины?

Соединения данной группы принимают самое активное участие во всех видах обменных процессов. Большая часть витаминов выполняет функцию коферментов, т. е. работают в качестве катализаторов энзимов. В продуктах питания эти вещества присутствую в довольно небольших количествах, поэтому все они отнесены к группе микронутриентов. Витамины необходимы для регуляции жизнедеятельности через жидкие среды организма.

Изучением данных жизненно важных органических соединений занимается наука витаминология, находящаяся на стыке фармакологии, биохимии и гигиены питания.

Важно: витамины совершенно не обладают калорийностью, поэтому не могут служить источником энергии. Структурными элементами, необходимыми для формирования новых тканей, они также не являются.

Гетеротрофные организмы получают данные низкомолекулярные соединения, главным образом, с пищей, но некоторая их часть образуется в процессе биосинтеза. В частности, в кожных покровах под действием ультрафиолетового излучения образуется витамин D, из провитаминов-каротиноидов – А, а из аминокислоты триптофана – РР (никотиновая кислота или ниацин).

Обратите внимание : бактерии-симбиоты, обитающие на слизистой оболочке кишечника в норме синтезируют достаточный объем витаминов В3 и К.

Суточная потребность в каждом отдельно взятом витамине у человека совсем невелика, но если уровень поступления значительно ниже нормы, то развиваются различные патологические состояния, многие из которых представляют весьма серьезную угрозу для здоровья и жизни. Патологическое состояние, обусловленное дефицитом определенного соединения данной группы, называется гиповитаминозом.

Обратите внимание : авитаминоз предполагает полное прекращение поступления витамина в организм, что наблюдается довольно редко.

Классификация

Все витамины делятся на 2 большие группы в соответствии со своей способностью растворяться в воде или жирных кислотах:

  1. К водорастворимым относятся все соединения группы В, аскорбиновая кислота (С) и витамин Р. Они не имеют свойства накапливаться в значительных количествах, поскольку возможные излишки выводятся с водой естественным путем в течение считанных часов.
  2. К жирорастворимым (липовитаминам) причисляются А, D, E, и K. Сюда же относят и позже открытый витамин F. Это витамины, растворяемые в ненасыщенных жирных кислотах – арахидоновой, линолевой и линоленовой и пр.). Витамины этой группы имеют свойство депонироваться в организме – главным образом, в печени и жировой ткани.

В связи с этой спецификой чаще отмечается недостаток именно водорастворимых витаминов, а вот гипервитаминозы развиваются главным образом по жирорастворимым.

Обратите внимание : у витамина К имеется водорастворимый аналог (викасол), синтезированный еще в начале 40-х годов прошлого столетия. К настоящему моменту времени получены также растворимые в воде препараты других липовитаминов. В связи с этим, такое деление на группы постепенно становится довольно условным.

Для обозначения отдельных соединений и групп используются латинские буквы. По мере глубокого изучения витаминов стало ясно, что некоторые представляют собой не отдельные вещества, а комплексы. Используемые в настоящее время названия были утверждены в 1956 году.

Краткие характеристики отдельных витаминов

Витамин А (ретинол)

Рекомендуем прочитать:

Это жирорастворимое соединение позволяет предупредить ксерофтальмию и нарушение сумеречного зрения, а также повысить резистентность организма к инфекционным агентам. От ретинола зависит эластичность эпителия кожных покровов и внутренних слизистых оболочек, рост волос и скорость регенерации (восстановления) тканей. Витамин А обладает выраженной антиоксидантной активностью. Данный липовитамин необходим для развития яйцеклеток и нормального течения процесса сперматогенеза. Он минимизирует негативные последствия стрессов и воздействия загрязненного воздуха.

Предшественником ретинола является каротин.

Исследования показали, что витамин А препятствует развитию онкологических заболеваний. Ретинол обеспечивает нормальную функциональную активность щитовидной железы.

Важно: излишнее поступление ретинола с продуктами животного происхождения вызывает гипервитаминоз. Следствием переизбытка витамина А может стать рак.

Витамин В1 (тиамин)

Рекомендуем прочитать:

Человек должен получать тиамин каждый день в достаточных количествах, поскольку данное соединение в организме не депонируется. В1 нужен для нормального функционирования сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также головного мозга. Тиамин принимает непосредственно участие в метаболизме ацетилхолина – медиатора нервного сигнала. В1 способен нормализовать секрецию желудочного сока и стимулировать пищеварение, улучшая моторику органов ЖКТ. От тиамина во многом зависит белковый и жировой обмен, что важно для роста и регенерации тканей. Он также нужен для расщепления сложных углеводов до основного источника энергии – глюкозы.

Важно: содержание тиамина в продуктах заметно падает в ходе термической обработки. В частности картофель рекомендуется запекать или готовить на пару.

Витамин В2 (рибофлавин)

Рибофлавин необходим для биосинтеза ряда гормонов и образования красных кровяных телец. Витамин В2 нужен для образования АТФ («энергетической базы» организма), защиты сетчатки глаза от негативного воздействия ультрафиолета, нормального развития плода, а также регенерации и обновления тканей.

Витамин В4 (холин)

Холин участвует в метаболизме липидов и биосинтезе лецитина. Витамин В4 очень важен для выработки ацетилхолина, защиты печени от токсинов, процессов роста и гемопоэза.

Витамин В5 (пантотеновая кислота)

Витамин В5 позитивно влияет на нервную систему, так как стимулирует биосинтез медиатора возбуждения – ацетилхолина. Пантотеновая кислота улучшает кишечную перистальтику, укрепляет защитные силы организма и укоряет регенерацию поврежденных тканей. В5 является частью ряда энзимов, необходимых для нормального течения многих метаболических процессов.

Витамин В6 (пиридоксин)

Пиридоксин нужен для нормальной функциональной активности ЦНС и укрепления иммунитета. В6 принимает непосредственное участие в процессе биосинтеза нуклеиновых кислот и построении большого числа различных энзимов. Витамин способствует полноценному усвоению жизненно необходимых ненасыщенных жирных кислот.

Витамин В8 (инозит)

Инозит обнаружен в глазном хрусталике, слезной жидкости, нервных волокнах, а также в сперме.

В8 способствует снижению уровня холестерина в крови, повышает эластичность сосудистых стенок, нормализует перистальтику ЖКТ и оказывает седативное воздействие на нервную систему.

Витамин В9 ()

Небольшое количество фолиевой кислоты образуют микроорганизмы, населяющие кишечник. В9 принимает участие в процессе деления клеток, биосинтезе нуклеиновых кислот и нейромедиаторов – норадреналина и серотонина. От фолиевой кислоты во многом зависит процесс гемопоэза. Она также участвует в метаболизме липидов и холестерина.

Витамин В12 (цианокобаламин)

Цианокобаламин принимает непосредственное участие в процессе гемопоэза и нужен для нормального течения белкового и липидного обмена. В12 стимулирует рост и регенерацию тканей, улучшает состояние нервной системы и задействуется организмом при создании аминокислот.

Рекомендуем прочитать:

Сейчас все знают о том, что аскорбиновая кислота позволяет укрепить иммунитет и предупредить или облегчить течение ряда заболеваний (в частности – и простуды). Это открытие было сделано сравнительно недавно; научные обоснования эффективности витамина С для профилактики простуды появились только в 1970 году. Аскорбиновая кислота депонируется в организме в очень незначительных количествах, поэтому человеку нужно постоянно пополнять запасы этого водорастворимого соединения.

Лучшим его источником являются многие свежие фрукты и овощи.

Когда в холодное время года свежих растительных продуктов в рационе мало, целесообразно ежедневно принимать «аскорбинку» в таблетках или драже. Особенно важно не забывать об этом ослабленным людям и женщинам в период беременности. Регулярный прием витамина С крайне необходим детям. Он принимает участие в биосинтезе коллагена и многих обменных процессах, а также способствует детоксикации организма.

Витамин D (эргокальциферол)

Рекомендуем прочитать:

Витамин D не только поступает в организм извне, но и синтезируется в коже под действием ультрафиолетового излучения. Соединение необходимо для образования и дальнейшего роста полноценной костной ткани. Эргокальциферол обеспечивает регулирование метаболизма фосфора и кальция, способствует выведению тяжелых металлов, улучшает работу сердца и нормализует процесс свертывания крови.

Витамин Е (токоферол)

Рекомендуем прочитать:

Токоферол является наиболее мощным из известных антиоксидантов. Он минимизирует негативное действие свободных радикалов на клеточном уровне, замедляя естественные процессы старения. Благодаря этому витамин Е способен улучшить работу целого ряда органов и систем и предотвратить развитие тяжелых заболеваний. Он улучшает работу мышц и ускоряет репаративные процессы.

Витамин К (менадион)

Рекомендуем прочитать:

От витамина К зависит свертывание крови, а также процесс образования костной ткани. Менадион улучшает функциональную активность почек. Он также укрепляет стенки кровеносных сосудов и мышцы и нормализует функции органов пищеварительного тракта. Витамин К необходим для синтеза АТФ и креатинфосфата – важнейших источников энергии.

Витамин L-Карнитин

L-Карнитин участвует в метаболизме липидов, способствуя получению организмом энергии. Данный витамин повышает выносливость, способствует росту мышц, снижает уровень холестерина и улучшает состояние миокарда.

Витамин Р (В3, цитрин)

Рекомендуем прочитать:

Важнейшей функцией витамина Р является укрепление и повышение эластичности стенок мелких кровеносных сосудов, а также снижение их проницаемости. Цитрин способен предотвращать кровоизлияния и обладает выраженной антиоксидантной активностью.

Витамин РР (ниацин, никотинамид)

Во многих растительных продуктах содержится никотиновая кислота, а в животной пище данный витамин присутствует в виде никотинамида.

Витамин РР принимает активное участие в метаболизме белков и способствует получению организмом энергии при утилизации углеводов и липидов. Ниацин входит в состав ряда ферментных соединений, отвечающих за процессы клеточного дыхания. Витамин улучшает состояние нервной системы и укрепляет сердечно-сосудистую. От никотинамида во многом зависит состояние слизистых оболочек и кожных покровов. Благодаря РР улучшается зрение и нормализуется артериальное давление при .

Витамин U (S-метилметионин)

Витамин U уменьшает уровень гистамина за счет его метилирования, что позволяет существенно понизить кислотность желудочного сока. S-метилметионин обладает также антисклеротическим воздействием.

Нужно ли регулярно пить витаминные комплексы?

Безусловно, многие витамины должны поступать в организм регулярно. Потребность во многих биологически активных соединениях возрастает при повышенной нагрузке на организм (при физической работе, занятиях спортом, во время болезни и т. д.). Вопрос о необходимости начала приема того или иного комплексного витаминного препарата решается строго индивидуально. Бесконтрольный прием этих фармакологических средства может стать причиной гипервитаминозов, т. е. переизбытка в организме того или иного витамина, что ни к чему хорошему не приведет. Таким образом, прием комплексов нужно начинать только после предварительной консультации с лечащим врачом.

Обратите внимание : единственный натуральный поливитамин – это грудное молоко. Малышам его не могут заменить никакие синтетические препараты.

Целесообразно дополнительно принимать некоторые витаминные препараты беременным (в связи с увеличением потребности), вегетарианцам (многие соединения человек получает с животной пищей), а также людям, придерживающимся ограничивающей диеты.

Поливитамины необходимы детям и подросткам. У них ускорен обмен веществ, так как он нужен не только для поддержания функций органов и систем, но и для активного роста и развития. Конечно, лучше если достаточное количество витаминов будет поступать с натуральными продуктами, но некоторые из них содержат нужные соединения в достаточном количестве только в определенный сезон (в основном это касается овощей и фруктов). В связи с этим, без фармакологических препаратов обойтись достаточно проблематично.