Урок русского языка твердые и мягкие согласные. Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные

2. Минутка чистописания.

Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).

Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

Маша,медведь

Сравните их.С какой буквы начинаются слова?

Какую букву будем писать на минутке чистописания

Сформулируйте цель вашей работы.

    Писать все буквы одинаковой высоты

Запишите число, классная работа.

На доске:

Мм Ммм Мммм

Найти закономерность. Запишите и продолжите ряд.

Подчеркните карандашом те буквы, которые соответсвуют правилу красивого письма

На слайде:

Медведь, Маша

4.Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса.

Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет её домой. (“Маша и медведь”)

Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)

Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).

Сравните эти звуки: - чем похожи? (Согласный, звонкий)

Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).

Назовите букву для обозначения этих звуков. (М)

Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука? (от гласной)

Сформулируйте тему урока (Твердые и мягкие согласные)

Какую цель поставим:

!)Различать согласные твердые и мягкие

2)Проведем исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие звуки

Откроем учебник на с.53и прочитаем тему который нам дает автор.

    Работа по теме урока.

    Составьте из слов пары: (на доске)

Что общего между словами первого столбика?

- А в словах второго столбика?

Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?

Что указывает на мягкость согласных звуков?

Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?

Что мы знаем о мягком знаке?

5. Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери урожай”.

Рассмотрите предметы (овощи).

Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки

Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)

Будьте внимательны,

Мальчики, какие предметы собрал медведь, назовите (свекла. репа..огурец.помидор).

Девочки, какие предметы собрала Маша, назовите (лук. тыква, капуста. баклажан). тыква).

Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими).

Какие вы знаете непарно твердые согласные? ([ж], [ш], [ц]).

А непарно мягкие?([й’], [ч’], [щ’])

Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и)

Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.

Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»

ЗАНЯТИЕ №12 .

Тема. Твёрдые и мягкие согласные . Условное обозначение мягких согласных .

Цель : дать понятие о мягких и твёрдых согласных , учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных ; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.

Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

Ход занятия:

Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные .)

Какие звуки мы называем гласными?

Вспомни, чем гласные отличаются от согласных ? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ - ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).

Как на схеме обозначаются гласные звуки ? (кружочком)

Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть) .

Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?

Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)

Расскажите стихи о гласных и согласных звуках .

- Какие это звуки : [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные .

Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой ? (СОГЛАСНЫЕ )

2. Работа с наглядностью.

Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

3. Проверка выполнения задания.

Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны ? Почему?

Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны , что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?

Произнесите первый звук в слове кот ([к]) . Понаблюдайте за вашим язычком.

Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков , будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков .

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя.

В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости . Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь . Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА .)

Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный . Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые , а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки

2. Игра «Озорники» .

Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные , мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

Исправьте ошибку.

Хорь пел весело и звонко.

Кто такой хорь?

(Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)

3. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)

Составим звуковую модель слова лук.

А теперь звуковую модель слова люк.

Сравните наши модели. Что заметили?

Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки , мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками .

4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем» .

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

подрыгаем, подрыгаем,

В ладоши мы похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками, потопаем,

Потопаем, потопаем.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунок. Что вы видите?

Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)

Слова звучат одинаково : коса.

А что они значат?

2. Игра «Поймай звук» .

Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый , разведите руки. Если мягкий , хлопните в ладоши.

Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…

Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.

Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…

3. Физкультминутка «Сова» .

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Игра «Волшебники» .

Я бросаю мяч и называю согласный звук . Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости .

(Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]) .

2. Игра «Ремонт слов» .

Попробуйте починить слова :

Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …

3. Беседа.

Что вы знаете о звуках?

Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот ?

7. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

Чему научились?

Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии .

Воспитатель : Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии .

Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.

Воспитатель : А теперь попрощаемся с вами.

«До свидания, до свидания.

Приходите к нам ещё.

Мы вас любим горячо».

Технологическая карта урока русского языка учителя начальных классов Смородиновой Е.Э.

Предмет

Русский язык

Класс

Тема урока

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цели урока:

образовательные

развивающие

воспитательные

научиться применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных, о влиянии гласных букв и, е, ё, ю, я, мягкого и твердого знаков на произношение согласных звуков и обозначение на письме;

развивать речь, память, мобильность и самостоятельность учащихся;

воспитывать познавательный интерес к предмету, любознательность, культуру общения.

Задачи:

учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

расширять и активизировать словарный запас;

формировать потребность детей в обращении к словарю;

развивать мелкую и общую моторику;

развивать внимание, память, мышление.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, материал из энциклопедий

Планируемые результаты

Личностные УУД

Построение жизненных планов во временной перспективе

Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Метапредметные УУД

Познавательные

умение отличать твердые и мягкие согласные, выявлять их главные признаки, развитие интеллектуальных способностей

Регулятивные

вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием

Коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре

Предметные УУД

Выделение существенных признаков твердых т мягких согласных;

Умение работать с дополнительной литературой, добывать необходимые знания;

Умение различать твердые и мягкие согласные в словах;

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска информации

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Этап урока

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

1. Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)

Повернитесь, улыбнитесь,

Встаньте прямо, подтянитесь.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт сегодня впрок!

Тихо сели мальчики, грациозно сели девочки

Учеными доказано, то таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику: Зарядка для пальчиков Я тетрадь свою открою ….

На уроке литературного чтения мы все работали детективами. Сейчас вам придётся продолжить эту работу, я составила для вас предложение «Учитесь… открывать». Одно слово в их предложении пропало, вам необходимо его подобрать по смыслу из имеющихся слов (школа, тайны, наука ) (работа в парах).

Какое предложение у вас получилось? («Учитесь тайны открывать»)

Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начинаем наш урок? . Вы готовы к деятельности по открытию нового знания?

Я желаю вам успеха на уроке. А какие качества помогут вам добиться успеха?

проверка готовности к уроку, эмоциональный и психологический настрой

Подбор слов.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Целеполагание

Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу

Мы будем сегодня работать на уроке по плану: Слайд №1

1. Проверка знаний «Что я знаю»

2. Минутка Чистописание

3. Словарь

4. Составить словосочетание

5.Составить предложение.

И не забудьте оценить свою деятельность на каждом этапе урока - Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)

1. Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)

Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? (В звук)

Групповая работа Слайд №2

Составьте кластер по теме Буквы

Проверка на доске

Звуки

звонкие

Гласные Согласные глухие

Ударные безударные

Мягкие Твердые

Структурирование знания

Построение своих высказываний

Учиться строить монологическое высказывание

Излагать свое мнение (в монологе), аргументируя его, подтверждая фактами

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Выдвигать версии,

определять цель, проблему

Составление плана последовательности действий

Развитие познавательных интересов

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ . (на доске - слоги)

Что заметили ? рё, за, бе-

Прочитайте слоги.

Какое задание можете предложить? (разделить на 2группы )

Давайте сформулируем тему урока?

(Твердые и мягкие согласные звуки)

Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке?

Используйте опорные слова. РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ …….различать мягкие и твердые согласные звуки и обозначать их на письме с помощью гласных букв... Для чего нам нужны эти умения? Чтобы быть грамотными.

Слайд №3

Соедините стрелками поработайте в паре.

Что заметили? Ошибку? Давайте исправим.

Какое задание с данными слогами можете предложить? Соберите их в слово? БЕРЁЗА …….. (скажите мне по секрету на ушко)

(картинка на слайде)

Многие писатели и художники воспевают красоту русской березки в своих произведениях.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках, С. Прокофьев

Назовите первый звук слова Дайте ему характеристику. Какой буквой он обозначен?

Что вы знаете об этой букве? (2в алфавите, обозначает парный согласный звонкий звук)

Сконструируйте её написание на парте(ленточки)

Давайте пропишем ее в тетради. Выберите самый красивый элемент, поставьте под ним точку.

Бб Что всегда пишем с заглавной буквы?

Рассуждение на поставленный вопрос

Дети пытаются сформулировать тему и цель урока

Построение своих высказываний, формулирование выводов на основе анализа

Развитие умения учится слышать, уважать чужую точку зрения, участие в обсуждении

Развитие умения учится ставить проблему

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование

самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

Давайте вернемся к нашему слову Береза Слайд №4

Каково лексическое значение слова? А где мы эту информацию можем узнать?(показать словарь) и вывести на слайд)?

Слайд №5 (передают веточку березы друг другу) рисунок

Расскажите все, что вы о нем знаете с точки зрения русского языка (Имя сущест обозначает предмет, ..

Проверка на доске(слова)

Можно ли допустить ошибку при записи слова береза? Почему? Докажите. (В этом слове есть опасное место в корне, т.к. не падает ударение на гласный звук. Можно записать в корне слова БЕРЁЗА букву И.) Слайд слова БЕРЕЗА Запишем это слово в тетрадь. Подчеркните буквы мягких согласных звуков

Дети повторяют работа в паре

Записывают согласные звуки в тетради

Учиться использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт;

Формирование умения участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга

Проговаривание последовательности действий

Динамическая пауза

Игра «ассоциации»

Какие ассоциации возникают когда слышите слово береза?

А вот как я представила оел, токлис, щаро, окс. рако,

В каких словах есть опасное место? Запишем слова. Подчеркните буквы мягких согласных. Взаимопроверка. Сходите в гости друг к другу. Проверьте работу. Если все верно. Поставьте +

Как вы думаете, всегда ли твердость или мягкость согласного зависит от стоящей за ней буквы? (Приведите пример. (Чаща, лыжи

В каких случаях этого не происходит? (Только мягкие, только твердые согласные) Назовите эти буквы

Ч Щ Ш Ж,Ц

Составьте с нашим словом словосочетание по схеме Прил + Сущ белая берёза, молодая береза, красивая береза.

Лес, лист

Роща

Сок

Кора

Кора безударный гласный

Ч Щ Ш Ж,Ц,Й

Формирование умения классифицировать по заданным основаниям

Умение учиться выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся

Формирование умения высказывать своё предположение

Прочитайте эту запись Береза, растет стройная, роща, в

Что заметили? Какое задание можете предложить?

Работа в паре

В роще растет стройная береза.(картинка березы)

Составьте предложение. Подчеркните буквы твердых согласных синим карандашом, а мягких зеленым.

Давайте проверим

Выполним разбор предложения по членам предложения.

Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознание степени усвоенности материала

Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с

Работа в группах

В русском языке много выражений, которые делают нашу речь яркой и выразительной.

Как они называются? (эпитеты, олицетворение, сравнение)

Стройна как березка…

О ком так говорят?

Запишите предложение. Назовите буквы мягких согласных

Работа в паре «Верно -неверно

Гласных букв 10? (Да)

Что гласных звуков 6? (Нет)

Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да)

Что есть всегда только мягкие согласные? (Нет)

Буквы о,э.ы.у,а, обозначают твердость согласного звука (да)

Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет)

Формирование умения корректировать выполнение задания, контроль и коррекция

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

(2-3 минуты)

Сможем ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока.

Какое настроение осталось у вас от урока?

Как вы считаете какие тайны мы сегодня открыли на уроке?

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Умение учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение

Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)

Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на наших гостей. Давайте покажем, как мы умеем работать.

Повернитесь, улыбнитесь,

Встаньте прямо, подтянитесь.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт ребятам впрок!

2. Актуализация знаний (4-5 минут)

Страница 1

Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)

Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? (В звук)

Сколько букв в русском языке? На какие две группы они делятся?

Какие буквы не обозначают звука?

Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их.

А сколько гласных букв? (10) Назовите их. Запишите гласные буквы в таком порядке, как они записаны на доске.

Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда? (Мягкость согласных). Приведите примеры.

Что мы знаем о гласных буквах верхнего ряда? (Твердость согласных). Приведите примеры.

Знаете ли вы, сколько согласных букв? (21) А сможете ли вы сказать, сколько согласных звуков?

Буквы (33) Звуки (42)

Гласные (10) Согласные (21) Гласные (6) Согласные (36)

не обозначают звука (2) Мягкие (18) Твердые (18)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (4-5 минут)

Как вы думаете, какой теме мы сегодня посвятим урок? (Согласные звукам)

Что вы можете рассказать о согласных? На какие группы делятся согласные звуки? (Твердые и мягкие)

Давайте попробуем сформулировать тему урока? (Твердые и мягкие согласные звуки)

Но ведь нам надо уметь их обозначать на письме? Давайте попробуем сформулировать тему урока поточнее (Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения)

Тогда чему мы должны научиться в течение урока? (Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки, применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных)

Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

Чего больше согласных букв или согласных звуков и почему? (Звуки бывают твердыми и мягкими)

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)

Работа с ЭОР просмотр диска 1 до 2. Повторите согласные мягкие и твердые звуки. Запишите согласные звуки в тетради (только мягкие, только твердые, и твердые, и мягкие)

Выясните, сколько согласных звуков в русском языке.

Страница 2

На доске вы видите слова. Задание - записать рядом со словами звуковые схемы этих слов.

люк [л"ук] Сравните слова, чем они отличаются?

нес [н"ос] Сравните слова, чем они отличаются?

Какой вывод можно сделать, посмотрев на звуковые схемы? (Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими в зависимости какая гласная стоит после нее)

Отчего зависит твердый или мягкий согласный будет в слове? (От стоящей за ним буквы)

Послушайте стихотворение

Страница 3

Гордые согласные все не успокоятся,

Твердые согласные не желают спать.

Кто же им поможет, кто же им подскажет,

Мягкими и нежными как согласным стать.

«Мы друзьям поможем», - прозвенело нежно.

«Кто же вы?» - «Мы гласных дружная семья.

Мягкими слияниями встанем с вами вместе».

«Как зовут вас, гласные?» - «Е,ё, ю, и, я.

Чтобы нас запомнить сразу, мы вам дарим эту фразу.

Запомните, друзья: всЁ лЮбИть нЕльзЯ».

Страница 4

обозначающие твердость обозначающие мягкость

Записать и привести примеры.

Страница 5

Только ли от гласных зависит мягкость согласных звуков?

уголки [угалк"и]

угольки [угал"к"и] Сравните слова, чем они отличаются?

«Я вам тоже пригожусь, - вдруг проснулся мягкий знак. -

С вами вместе тружусь, отдыхать нельзя никак.

Мягче станете, друзья, если рядом буду я». (Е. Солдатова)

Как вы думаете, всегда ли твердость или мягкость согласного зависит от стоящей за ней буквы? (Нет)

Приведите пример. (Чаща, лыжи)

В каких случаях этого не происходит? (Только мягкие, только твердые согласные)

Страница 6

Мы не зависимы от гласных, -

Шепнули нежно трепеща. -

Любую гласную подставьте

За нами, это не беда.

Мы не изменимся ни капли

И будем мягкими всегда.

Ну а мы такие гордые,

Что всегда мы только твердые, -

Ж, Ц, Ш объединились.

И все буквы согласились. (Е. Солдатова)

Запишите, какие это согласные. (Ж, ц, ш)

(чего зависит твердый или мягкий согласный будет в слове?

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)

Страница 7

богач, линейки, улей, магазин, сельдь, дрова, корабль, карапуз, багаж

Динамическая пауза

Если мягкий звук согласный - то хлопаете в ладоши, если твердый - топаете ногами.

ме, ра, си, до, ща, фё, ку, ге, фи, ля, ше, зэ

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 минут)

Страница 8

Задание: разделите слова на три группы:

Леня Саша Матвей чаща шалаш Лена указка лейка келья печники сироп сирень

Скажите, все ли слова вам знакомы? Сможете ли вы объяснить их лексическое значение?

Где найти значение слова? Работа с ноутбуками в парах

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)

Работа в группах с ноутбуками: упражнение с бегемотом, с мальчиками, лось, с пингвинами.

Страница 9 (если останется время)

Исправь ошибки

«Верите ли вы?» (тоже)

  1. Что гласных букв 10? (Да)

    Что гласных звуков 4? (Нет)

    Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да)

    Что есть всегда только мягкие согласные? (Да)

    Что их 5? (Нет)

    Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет)

    Согласных звуков больше, чем согласных букв? (Да)

    Что это зависит от твердости-мягкости согласных звуков? (Да)

    Что согласных звуков 33? (Нет)

    Что согласных букв 21? (Да)

Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2-3 минуты)

Сможем ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока.

Какое настроение осталось у вас от урока?

Домашнее задание

Составьте занимательное задание по теме урока, по желанию можно составить мини-проект о согласных звуках и буквах

Используемая литература:

1. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс автор Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, Москва «Вако», 2004 и игровой материал в 1-2 классе

2. Поурочные разработки по русскому языку (2 класс, 1-4) Зеленина, Хохлова. Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, М., «Вако», 2004

3. «Справочное пособие по русскому языку» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой


+МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Конспект открытого урока с использованием ИКТ по теме:
«Твердые и мягкие согласные»

Составитель учитель-логопед
Гавриленко М.А.

Урок проведен во 2-ом классе
Дата проведения: 2 декабря 2014г.
Урок во 2 классе по теме " Твердые и мягкие согласные"
ТИП УРОКА: урок -повторение.
ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить умения определять твердые и мягкие согласные звуки на слух и обозначать их на письме гласными II ряда.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
- закреплять умения различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и словах;
- повторить и закрепить навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза,
- совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в учебный диалог;
- развивать речевую активность;
- развивать память, внимание и мышление.
Воспитательные:
- повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность;
- развивать навыков сотрудничества и коммуникации;
- воспитывать умение слушать говорящего;
- формировать умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пособие «Живые буквы»; таблица гласных звуков; веер букв; индивидуальные карточки для работы; мяч; слоги, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
- Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
- Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; умеют различать на слух твердость и мягкость согласных; знают и соблюдают способы обозначения мягкости согласных на письме гласными II ряда.
- Метапредметные:
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя таблицы; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. (Слайд 1)
(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться).

– Ребята, начнем наш урок с игры.
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Вместе мы с тобой друзья.
- Давайте с хорошим настроением продолжим урок.
2. Постановка цели. (Слайд 2)

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли дети Тома и Тёма. Чем отличаются их имена по звучанию? (ответы учащихся: В слове Тома 1-й звук твердый, а в слове Тёма – мягкий).
Верно. Тома и Тёма принесли листочки, где на прошлом занятии мы писали слова. Посмотрите на свои листки. Какие ошибки вы допустили? Некоторые из вас написали «ламка» вместо лямка, «клушка» вместо клюшка. А кто-то написал Тома вместо Тёма. Вот эти ребята и пришли к нам помочь разобраться с этим вопросом. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (учащиеся формулируют тему урока).
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА Откройте тетради, напишите число и тему урока.
3. Актуализация знаний, умений, навыков
Логопед: Прочитайте буквы (а, о, у, ы, э).
– Это гласные буквы какого ряда? (Первого ряда).
– Какую работу они выполняют? (Образуют слоги. Показывают твердость согласных).
– Прочитаем хором гласные второго ряда: я, ю, ё, и, е.
– Какую работу выполняют гласные второго ряда? (Образуют слоги. Показывают мягкость согласных).
Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я вам напишу. На правой ладошке я буду писать гласные первого ряда, а на левой – второго. (Письмо на ладошке. Цель: развитие тактильного восприятия.)
– Итак, давайте повторим еще раз правило.
Перед гласными А, О, У, Ы, Э – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.
Перед гласными Я, Ё, Ю, И, Е – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.
– Какие звуки согласных всегда твердые? (ц, ж, ш).
– Какие звуки согласных всегда мягкие? (й, ч, щ).
4. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух:
- изолированных. Игра «Семафор».
Логопед: Я буду произносить звуки, какие кружки вы поднимете на мягкий звук, а какие на твердый? (На мягкий звук –зеленый кружок, а на твердый –синий): м, мь, р, н, рь, г, гь….
- в слогах. Поиграем в игру «Живые буквы»
По очереди вы будете выходить и брать букву, если буква написана зеленым цветом, то называете слог с мягким звуком, а если синим, то с твердым. Букву не показывайте. Остальные должны поднять соответствующий кружок.
- в словах: Игра с мячом «Принцесса на горошине». (Слайд 3)
В одном королевстве в прекрасном дворце ночевала принцесса из сказки Г.Х.Андерсена. Но ей мешает спать не горошина, а слова с твердыми согласными.
Ребята, помогите принцессе заснуть, измените, слова так, чтобы твердые согласные стали мягкими. Я буду бросать вам мяч и называть слово с твердым звуком, а вы мне возвращать тоже слово с первым мягким звуком.
Нос – нёсВол – вёлВоз – вёз была – билавыли – вилимыла – Мила рад – ряд лук – люкмал - мял тук – тюк
сэр – сер ложка – Лёшка
5. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда:
- в слогах: Приготовьте веер букв. Я буду называть слоги, а вы показывайте гласную букву: ма, ми, мя, мы, мо, мэ, ме, му…
Компас, вещи, пила, палатка, очки, топор, пельмени, зонт, тюбики, кисель, удочка, деньги, продукты, посуда, чай
- в словах: (Слайд 4) Тёма и Тома собираются в путешествие на воздушных шарах. Помогите им собрать вещи в дорогу: в корзину для Томы перетащите слова со всеми твердыми согласными, в корзину для Тёмы – со всеми мягкими согласными.

Какие вещи не взяли Тома и Тёма, почему?
6. Физминутка для глаз (Слайд 5)
Дети следят за движущимися предметами на мониторе.
- Крепко зажмуриваем глазки. Надавливаем слегка на глазки указательными пальчиками, смотрим звёздочки.
7. Закрепление материала. Самостоятельная работа. Работа на слух.
- Поделимся на 2 команды – подруги Томы и друзья Тёмы.
Девочки записывают слоги, в которых согласный твердый, а мальчики - слоги, в которых согласный звучит мягко: са, ва, ма, тю, ре, ли, гы, плё, кря, слы, ста, бли, пли.
Прочитайте слоги, которые вы выписали.
Контроль полученных умений и навыков. Индивидуальная работа по карточкам.
Тома и Тёма прислали телеграмму, где рассказали, как они путешествуют. Внимательно прочитайте словосочетания. Все ли вам понятно? (Нет.) Почему? (Неправильно подобраны гласные на письме.) Запишите словосочетания правильно.
Плывом пo реке. Видим большой посолок. Лубуемса закатом. Сушим восла.
По окончании работы дети делятся на пары и совершают взаимопроверку.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Логопед: Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Тома и Тёма вернулись к нам. Напомните, какова тема нашего занятия. Поделитесь с ними, что вы узнали, закрепили на нашем занятии. (Мы повторили, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Учились различать твердые и мягкие согласные на слух. Вспомнили какими гласными обозначают мягкие согласные на письме.) Ребята спрашивают, все ли вам было понятно, остались ли вопросы? Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния «Лесенка»).
Список использованных источников.
1.Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.
2.И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.
3.Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007
4. Электронное пособие «Развивающие задания для детей 5-6; 6-7; 7-9 лет» под изданием Психологического центра «Адалин».
1377315269938500100965217170000«Лесенка успеха»
Нарисуй на одной из ступенек человечка – себя. Если ты считаешь, что был внимательным, старательным и сдаешь работу без ошибок, то нарисуй себя на верхней ступеньке.

Урок русского языка в 5 классе

Тема. Согласные твёрдые и мягкие

Цель урока: систематизация сведений о твердых и мягких согласных звуках.

Задачи: развитие УУД

Личностные УУД: продолжить работу по определению сильной и слабой позиции согласного звука в словах, познакомить учащихся с понятием «твёрдые и мягкие согласные»;

Регулятивные УУД: формировать навыки определения ошибкоопасных мест в словах, правильного произношения в словах твёрдых и мягких звуков; целеполагание, выбор образовательного маршрута;

Коммуникативные УУД: воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки;

Личностные УУД: прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока.

1.Оргмомент. Настрой на урок.

С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите солнышко, если у вас хорошее настроение, облачко, если вас что-то тревожит.

Ободряющие слова, пожелание успехов. Сегодня мы продолжим наше путешествие.

II. Повторение изученного ранее.

1. Работа с карточками. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки в словах.

Вода – водичка , май – майский, друг – друга , косить - косьба , расписаться – роспись, лампа – лампочка. Самопроверка выполнения заданий на карточках.(Один делает у доски). (Приложение №).

III. Подготовка к восприятию темы урока.

Первая останова «Невидимки». На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова: олень, снаряд, экран, клещ, град, мель, смех . Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки. (Обучающиеся находят и записывают слова лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех) Взаимопроверка.

Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А чем различаются слова «мел» и «мель»? От чего зависит перемена лексического значения данных слов? (твердым и мягким звуком оканчивается слово).

О таких звуках мы будем говорить на уроке. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

IV. Объявление темы урока. Запишем тему урока в тетрадях.

Выход на проблему . - Ребята, а это что за конверт? На нем написано: Коммунарская средняя школа №3, улица Просвещения, 1, 5а классу от согласных. Давайте прочитаем? Читает письмо.

Здравствуйте, дорогие пятиклассники. Мы узнали, что вы изучаете тему «Твердые и мягкие согласные». У нас давно идет спор: какие согласные звуки важнее: твердые или мягкие. Помогите нам разобраться. С уважением, согласные звуки.

Ребята, запишите свой ответ согласным звукам. (Важны мягкие и твердые звуки)

Предлагаю отправиться в путешествие в страну твердых и мягких согласных звуков. На чем отправимся в путешествие? Можно отправиться в одиночку по маршрутному листу, а можно пойти вместе. Выбирайте. Раздаю индивидуальные маршрутные листы желающим. (Приложение №2). По окончании работы ученики проверяют свои работы по листу ответов (Приложение №4).

Инструктаж обучающихся.

Система само-и взаимооценки:

2 балла - задание выполнено без ошибок;

1 балл - допущены 1-2 ошибки;

0 баллов – задание не выполнено. (на стенде)

V. Работа над новой темой.

1. Работа с информацией. Наблюдение по таблице на стр. 127. Запись согласных, не имеющих пары по мягкости и твердости». Все ли согласные имеют пары? (Ж, Ш, Ц –всегда твердые, Ч,Щ,Й- всегда мягкие). На полях!

2. Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков.

1) Выполним устно упражнение, в котором сможете понаблюдать над различением значений слов и их звуковым составом, - №277 (с. 128). Ответы по образцу. 3 ученика. Вывод: Сигнал мягкости согласного Ь.

Слово учителя: Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова смысл слова . Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки.

2) Работа над предложением Дарю трём свиристелям по шишке на ели (на доске). Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Какие буквы стоят рядом с мягкими согласными? Выпишите их (И,Е, Ё, Ю, Я) – это сигналы мягкости (обозначают мягкость согласных).

Сигнал мягкости согласного И, Е,Ё,Ю, Я.

Записываем вывод: Сильная позиция: перед буквами Ь и И, Е,Ё,Ю, Я.

3. Физкультминутка. (Дети встают возле своих мест.)

Если я назову слово, в котором есть мягкий согласный, выделаете поворот направо, если в слове нет мягких согласных, то налево. Слова: мгла, Мила, мама, мел, мёл, Кот, крот, мять, заяц.

4. Остановка «Родной город». (Презентация) Задание: Выписать из презентации слова, выделенные красны цветом: город , герб, флаг, школа , памятник, фабрика, центр, бассейн, комплекс, автобус. (Один ученик у доски)

- Подчеркните те слова, в которых все согласные твердые. Слова написаны на доске. Взаимопроверка

5. Деревня «Траскрипция».

Запись транскрипции слов . (1 ученик у доски ) Солю, заяц, леска, просьба, мёд. Взаимопроверка.

6. Остановка «Внепарная». Выписать слова в которых есть внепарные Ч, Й, Щ (1 вариант); Ж, Ш, Ц (2вариант). Учитель читает текст.

Нильс осторожно соскользнул на пол и сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза. Его широкополая шляпа сбилась в сторону, ноги запутались в полах кафтанчика. Он барахтался на дне сетки и беспомощно размахивал руками. (2 у доски).

Ответы: 1в. Сачок, пойманная, кафтанчика, беспомощно. 2в. Осторожно, широкополая, шляпа, цепляясь.- Молодцы, путешествуем дальше. Самопроверка.

7. Перевал «Текстовый». Самостоятельная работа. Текст напечатан на карточках. (Приложение №3). Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.

Карточка №2 . мягких согласных.

(И. Бунин) Самопроверка.

V. Домашнее задание. Выучить таблицу. Упр. 279

VI. Конечная остановка. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вернитесь к своей записи в тетради. Хотели бы вы ее изменить? Какие звуки твердые или мягкие важнее? Слушаем ответы учеников.

Подтвердилось ваше предположение? Если «да» поставьте себе 1 балл.

Проанализируйте, как вы работали на уроке.

Выберите карточку того цвета, который соответствует вашему настроению. Солнышко или тучку.

Итоговая оценка:

9-10 баллов – «5»

7 -8 баллов -«4»

4-6 баллов – «3»

1-3 баллов – «2»

0 баллов –«1»

Приложение №1

Карточка №1. Задание:

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Приложение №2

Маршрутный лист

Фамилия, имя_________________________________

Прочитай теоретические сведения на стр. 127 и выполни задания.

1. Запишите слова, обозначая квадратными скобками мягкие согласные звуки.

Птичка, речной, звенеть, нянчить. Количество баллов _____

2. Какие слова затранскрибированы? Запишите эти слова.

[буквар, ], [дач, н, ик], [каз, ба], [р, эщ, ик], [й, ама], [й, ош]. Количество баллов _____

3. Превратите слово Лён - в цифру, слово Лей - в дерево, слово Ток - в домашнее животное, Лоб - в название покрытия. Запишите ответ.

Количество баллов _____

4 Вставьте пропущенные буквы. П одчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.

Кругом нас были п…ля, глушь Было предвечернее время июньск…г… дня. Стар …я б…льшая д…р…га, заросшая кудряв…й муравой, изрезанная заглохшими колеями, сл…дами давней жизни наших отцов и дедов, ух… дила пер…д нами в беск…нечную ру…кую даль. (И.Бунин)

Количество баллов _____

5. Приготовление салата

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свёкла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1 - в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков,

2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких,

3 - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые,

4 - в слове 4 слога.

Для приготовления салата хозяйка взяла _______________________________________________

Самооценка Количество баллов ______

2 балла - нет ошибок.

1 балл – допущены ошибки.

0 баллов – задание не выполнено.

Всего баллов: ________

Приложение №3

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Приложение №4

Маршрутный лист

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было дОрОга отцов

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга , заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)

5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга , заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)

5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ.