Современное древлеправославие - отменена ли флорентийская уния? Флорентийская уния Флорентийская уния католической и православной церквей.

Доклад по истории

Ученика 11 “В” класса

Деменкова Ильи.

"Флорентийская уния"

Флорентийской унией называется договор, заключённый в 1439 году между православной и римско-католической церквями и формально объединивший их (подчинивший греко-православную церковь римско-католической). О необходимости воссоединения христианской церкви говорили еще задолго до церковного собора, на котором была заключена уния (Ферраро-Флорентийский собор), по этому поводу проводились многочисленные переговоры и съезды, но все они были бесплодны. Результат принес только Флорентийский собор. Почему же это произошло?

Дело в том, что в то время христианский мир как никогда нуждался в объединении: католическая Европа была ослаблена крестовыми походами, а православная подвергалась постоянной опасности со стороны восточных соседей (Русь – монголо-татар; Византия – турков). В таких условиях поддержка “братьев во Христе” очень сильно помогла бы и тем, и другим. Кроме того, постоянно ширились торговые и культурные связи стран, в которых были приняты разные направления христианства. Понятно, что для этих связей было бы очень полезно хотя бы формальное примирение церквей. Естественно, больше всего в возрождении единого христианства были заинтересованы византийские, греческие власти, которые не имели уже ни военной, ни экономической, ни даже дипломатической силы. Зато они имели сильных врагов.

В конце 1435 года было уже предрешено созвание так интересовавшего византийцев Феррарского собора. Греки начали готовиться к этому собору и не могли в ввиду этого оставить без внимания русскую митрополичью кафедру, так как Московская митрополия константинопольского патриарха была самой обширной, сильной и богатой из всех заграничных (таких, как Болгария). Русский митрополит был бы на таком посту для греков совсем нежелателен: как узкий националист, он мог воспротивился союзу с католиками и вовсе не явиться на собор. Поэтому московским митрополитом был назначен грек Исидор, считавший своими соотечественниками очень высоко образованным человеком, крупным философом, геополитиком практически... В русских летописях его называют “многим языкам сказителем”. В 1433 году он уже представлял Византию на переговорах об объединении церквей, проходивших на очередном церковном соборе, где добился значительных успехов. Назначая Исидора, византийские церковные и светские власти надеялись обеспечить участие Руси в деле объединения с католиками. Но эти надежды греков на Исидора нужно понимать не в том смысле, что в нем видели человека, готового предать православие. Греческие церковные власти представляли себе унию в совершенно другом виде: они надеялись, что им самим удастся вынудить католиков на уступки. В Исидоре ценили не готовность отречься от веры предков – напротив, этого-то от него не ожидали и не хотели – а высокую образованность и ораторское искусство, которая, как считали, поможет византийцам убедить католиков в своей правоте. Кроме того, византийская казна была практически пуста, и, назначив митрополитом соотечественника, греки могли надеяться на русские деньги, столь необходимые для будущего собора.

Национально-политическое самосознание Москвы к этому времени настолько возросло, что митрополит из греков считался для неё уже нежелательным. Среди русских начинала бродить мысль о том, чтобы не только избирать митрополита у себя дома, но и делать это независимо от Константинополя. Поэтому-то великий князь московский Василий Владимирович, узнав о том, что на его кафедру назначен грек, вначале не хотел даже пускать его в свои земли. Но потом он сменил гнев на милость, прослышав об учености Исидора и прочих его достоинствах. Будучи принят великим князем Василием как новый митрополит русской земли, Исидор стал тут же собираться на церковный собор. А для этого ему надо было сначала посвятить в свои планы князя. Естественно, князь сначала удивился диковинным замыслам церковников и рьяно отговаривал митрополита от каких бы то ни было уступок католикам–латинянам. Однако, доверяя учёному греку, князь предоставил ему действовать по своему усмотрению. Молва о том, что митрополит отправляется на доброе дело обращения латинян к правой вере была настолько сильна, что даже упрямых новгородцев она побудила уступить митрополиту Исидору те доходные статьи, которые они так долго не отдавали его предшественникам и существенно этим обеднить свой городской бюджет. Выехав 8 сентября 1437 года из Москвы и проехав через Новгород, Псков, Ригу, Германию и Альпы, митрополит Исидор со своей свитой прибыл 18 августа в итальянский город Феррару. Особенно пышно митрополита чествовали в Пскове, где, помимо роскошного пира, ему были преподнесены крупные денежные суммы, что объясняется, надо понимать, давними торговыми контактами Пскова с представителями католичества и существенные к ним симпатии. Таким образом, псковчан интересовала уния между христианскими церквами с коммерческой точки зрения. В Пскове Исидор устроил себе новый источник доходов, переведя этот город под своё прямое управление и отобрав его у новгородского архиепископа (с тем, чтобы самостоятельно собирать все церковные подати с этой земли и спокойно их прикарманивать)

На соборе ожидалось присутствие многих европейских монархов, но никто из низ не приехал. В январе 1939 года собор был перенесён во Флоренцию по экономическим причинам (в Ферраре кормили плохо).

Долгое время на соборе шли богословские споры, подкреплённые экономическими и военными аргументами; дебаты по поводу того, как надо объединяться и какая ветвь христианства станет доминирующей, но все они были бесплодны: каждая стороны ожидала уступок от другой. В конце концов, не видя перспектив, Римский папа предложил грекам крутую альтернативу: либо они к Пасхе принимают католичество полностью и без исключений, либо уезжают восвояси несолоно хлебавши. Было пущено в ход и золото. Несчастные греки заколебались. Каждого из них обрабатывали по отдельности, находя аргументы в пользу католичества, особенно важные для него и его метрополии. Под влиянием различных притеснений и постоянного давления на предложенную унию согласились все православные церковные иерархи, кроме епископа Марка. 5 июля 1439 года они скрепя сердце подписались под актом унии, где чёрным по белому было написано, что православная церковь входит в состав католической.

Митрополиту Исидору принадлежала в организации Флорентийского собора не какая-нибудь заурядная роль, напротив, он фактически был его инициатором. Он первый согласился на предложенные папой условия и первый поставил свою подпись на документе, закреплявшем унию. Именно Исидор склонил византийского императора в сторону подчинения Риму, пользуясь для этого доверием императора и своим громадным авторитетом. А о том, как он был велик, можно судить по тому, что Исидора пророчили в приемники скончавшемуся во время собора патриарху.

На Руси отношение к унии с самого начала было резко отрицательным. Так, сопровождавший Исидора на собор русский монах называет католиков “еретиками” (как это делалось и всегда), а греческих православных иерархов – отступниками и даже обвиняет во взяточничестве. А рязанского епископа Иону Исидор смог “убедить” подписать унию, только продержав его неделю в темнице. На Руси о заключении унии было известно еще до возвращения Исидора. В народе сформировалось к ней резко враждебное отношение. Вернувшись в Москву в сане католического кардинала, Исидор стал стремительно вводить католические обычаи: заменять православную символику католической (восьмиконечный православный крест на простой четырехконечный), поминать в молитвах римского Папу прежде константинопольского патриарха, проводить православные службы в костёлах и участвовать в их освящении. Не ожидавшие такого резкого поворота князь Василий и бояре некоторое время не предпринимали никаких действий. Но буквально через неделю Исидор был лишён должности главы русской церкви и заключён в монастырь. Его склоняли к отказу от унии, пугая страшной казнью, но Исидор был неподкупен. Конечно же, московский князь не посмел бы не то что казнить, но даже изгнать митрополита – ведь такие действия были бы прямым нарушением воли патриарха и самой настоящей ересью. Московское государство дорожило своими отношениями с Византией, которыые давали ему право называться “Третьим Римом” и не хотело их разрыва. С другой стороны, Москва стремилась к максимальной независимости от всех “старших братьев”. Вслед за татарским “царём” пришла очередь византийского. Исидор сам помог князю Василию, бежав из своей тюрьмы ночью на 15 сентября. Такой расклад всех устраивал, так что князь приказал не преследовать беглеца.

15 декабря 1448 года съезд русского духовенства, выражавшего общенациональное неприятие унии, уничтожавшей православие, избрал “митрополитом всей Руси” рязанского епископа Иону. Это было сделано против воли Константинопольского патриарха, который с тех пор уже не назначал глав русской церкви. Московские власти ожидали бурной реакции из Константинополя, вплоть до отлучения от церкви, но её не последовало. С тех пор в Византии еще несколько раз менялось отношение к унии, правители колебались между ортодоксальным православием и католичеством, но Москву это уже не волновало – она уже обладала собственной совершенно независимой от внешних сил, автокефальной церковью. Благодаря этой независимости московское православие довольно спокойно пережило скорый захват Византии турками и уничтожение этой “колыбели православия” . Она позволила главам русской православной церкви вскоре присвоить себе звание патриарха, а московским князьям – звание царей.

Одном месте Слова на лытыню - в риторическом обращении к Евгению IV он назван "зломысленным" ). Более того, может быть, в самом раннем тексте, почти современном Ферраро-Флорентийскому собору, - Хождении во Флоренцию столь нейтральное именование понтифика (по существу, виновника греческого позора) отдает даже как будто бы симпатией к нему, ведь, по уверению неизвестного создателя этого...

К этому переселению митрополита. И действительно, еще при жизни Максима (+ 1305) между югом и севером видим следы соперничества из-за митрополии, которое с течением времени все разрастается и ведет к разделению Русской церкви на две половины. Из росписей кафедр константинопольской патриархии и ее актов ХIV века видим, что еще в 1303 году греки учредили в Галиче особую митрополию; известно имя и...


Реферат на тему: "Флорентийская уния 1439г. и ее последствия для церквей и религий славянских народов"

Ростов-на-Дону

Введение

В середине 11в. последовал полный разрыв между церквами Восточной и Западной. Вместо прежних мирных отношений между ними установились отношения неприязненные. Несмотря на это, греки и латиняне часто предпринимают попытки к соединению церквей. Были особые причины, которые побуждали их искать церковного союза. Папы и по разделении церквей не теряли надежды подчинить своей власти Греко-восточную церковь. С этой целью они всеми силами стремились восстановить общение церквей, понимая под восстановлением общения не союз церквей, а подчинение Восточной церкви Западной. Греки по расчетам политическим со своей стороны также иногда помышляли о соединении церквей. А так как пап ничем нельзя было расположить в свою пользу, как только изъявлением готовности к соединению церквей, с подчинением Восточной церкви Западной, то византийское правительство во всех переговорах с Римом на первый план выдвигало вопрос о соединении церквей. Т.о с обеих сторон главную роль в обоюдных попытках играл расчет, и уже одно это не обещало им успеха. Непрочность попыток к соединению церквей обусловливалась еще и тем обстоятельством, что они не имели характера всеобщности, по крайней мере на Востоке. Со стороны греков главным образом хлопотали о соединении церквей императоры, греческая же иерархия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение Восточной церкви папе. Из множества попыток соединения церквей, вообще неудачных, особенно замечательны две, доведенные всевозможными хитростями и насилиями до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для Греко-восточной церкви. Это т.н. Лионская (1274г.) и Флорентийская (1439г.) унии.

Флорентийская уния 1439г. расколола общество на два лагеря, которые боролись друг с другом с большим ожесточением, чем православные с католиками. Уния Греко-восточной церкви с Римом недооценивается - между тем бесконечно ценной была для всего славянства литургия на славянском языке, которую Рим не дозволил бы славянам; ей они обязаны своей древней литературой. Если бы эту унию ввели сознательно и доброжелательно, то успех был бы неминуем. Но то, что предприняло римское духовенство под духовным руководством иезуитов и под покровительством польского короля было почти насмешкой над христианской любовью.

К началу 15в. Византия окончательно была стеснена османскими турками. Византийское правительство искало помощи на Западе и главным образом у пап. Иоанн VI Палеолог (1425-1448) решился для спасения империи на крайнее средство - под предлогом соединения церквей подчинить Греко-восточную церковь папе и за это получить помощь от западных государей. С этой целью он начал переговоры с папой Евгением IV. Папа согласился на предложение императора. Они решили созвать вселенский собор из представителей греческой и латинской церквей и на нем решить соединение. После долгих переговоров о месте собора его назначили в Ферраре. 8 октября 1438г. папа по соглашению с императором открыл собор. Главным спорным вопросом было латинское учение об исхождении Св. Духа и от Сына. В спорах прошло 15 заседаний. Греческие отцы оставались неуступчивыми, папа начал стеснять их содержанием. Между тем в Ферраре появилась чума, и собор был перенесен во Флоренцию (1439г.). Иоанн Палеолог стал убеждать греческих отцов придти к соглашению с латинянами. Под влиянием убеждений и угроз они согласились на латинское чтение символа, а также на признание главенства папы. Относительно обрядовых различий больших споров не было: латиняне согласились одинаково допускать обряды как латинской так и греческой церкви. Был составлен акт соединения церквей. Он был торжественно прочитан в соборной церкви на латинском и греческом языках. В знак общения и единения греки и латиняне обнялись и поцеловались. Греки отправились домой. По возвращении Палеолог увидел как непрочно соединение церквей, совершенное при посредстве разных происков и насилий. Те же греческие епископы, которые согласились на унию во Флоренции, по приезде в Константинополь отказались от нее, объясняя, что их там принудили согласиться на соединение с латинянами. Греческое духовенство и народ, узнав об унии, пришли в раздражение, униатов считали еретиками. В 1443г. в Иерусалиме состоялся собор, на котором отлучили от церкви всех приверженцев унии. Сам император, не получив от Запада ожидаемой помощи, охладел к делу унии. При его преемнике незадолго до падения Константинополя, восточные патриархи еще раз произнесли осуждение унии на соборе в Константинополе (1450). Когда в 1453г. Константинополь был взят турками, о Флорентийской унии не время было уже думать. И сначала кажется, что уния эта не имела каких-либо весомых последствий, но это не совсем так. Последствия были и причем весьма значительные, но проявились они не сразу. Особенно тяжелые последствия имела уния на тех территориях, где проживало рядом католическое и православное население. Например, в Польше на 4 века затянулась борьба между униатами и православными, причем она была более ожесточенной, чем борьба между католиками и православными. Власти были на стороне католиков, что еще больше усугубляло положение православных, их постоянно притесняли: им препятствовали исполнять свое богослужение, над их священниками открыто глумились оскорбляли их, их церкви сдавались панами в аренду евреям, требовавшим потом уплаты денег за их открытие. Многие города изгоняли православных из своих самоуправлений и даже исключали из бюргерского сословия; церкви и церковные имущества были у них отняты - словом гнет стал невыносимым. Ненависть к Польше возрастала на всем Востоке. Теперь в Польше не было больше места для иноверных. Православные старались организоваться, пытались что-либо сделать, но пропасть между двумя лагерями делалась все глубже.

С тех пор как литовский князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и вступил на польский престол, в Литве стали вводить католичество. Язычников прямо обращали. Что же касается православных, то от них требовали только признания власти папы, не определяя в чем будет заключаться их подчинение папскому престолу. Когда в 1439г. была заключена Флорентийская уния, литовское правительство признало ее, и права католического духовенства были уравнены с правами православного. В конце 15в. число приверженцев унии было вероятно очень невелико. В письме папе Казимир признавался в 1468г., что в Литве много "схизматиков" и количество их растет. Для поддержания католицизма он вызвал из Кракова бернардинов и основал для них в Вильно монастырь. Около 1480г. он запретил строить новые православные церкви в Вильно и Витебске. Так как притеснение православных усилилось, северские князья отпали от Литвы и соединились с Москвой. Преследования православных в Литве продолжались и при преемнике Казимира, Александре, хотя он постоянно уверял, что православие в Литве пользуется полной свободой. При Александре была сделана новая попытка ввести в Литве унию. После преемников Мисаила, остававшихся православными, на киевскую митрополию был назначен смоленский епископ Иосиф Болгаринович, сразу начавший действовать в пользу унии с Римом. В 1501г. Иосиф умер. После него долго не было попыток ввести в Литве унию. Следовавшие друг за другом митрополиты оставались строгими ревнителями православия. После войны с Москвой (1500-1503), одной из причин которой были притеснения православных в Литве и переход северских князей на сторону Москвы, польско-литовский король Александр сделался снисходительнее к православным. Преемник его Сигизмунд I относился к иноверцам: протестантам и православным вполне миролюбиво. Сигизмунд II Август в конце своего правления стал подпадать под влияние католиков. В 1564г. епископом-кардиналом Станиславом Гозием были призваны в Польшу иезуиты, что еще больше усугубило положение православных. После заключения Люблинской политической унии, окончательно подчинившей Литву влиянию Польши, в том же 1569г. иезуиты были призваны в Вильно. Хотя они имели целью борьбу с протестантизмом, но с ним они скоро покончили и обратили свое внимание на православных. Благоприятные условия для деятельности иезуитов лежали и в тогдашнем состоянии православной церкви. Среди епископов и высшего общества начали подумывать о принятии унии. В 1595г. Гедеон созвал у себя в епархии собор, на котором обсуждался этот вопрос. Необходимо было только согласие митрополита Михаила Рогозы. Терлецкий и Поцей убедили его подписать условия унии. Осенью 1595г. Терлецкий и Поцей отправились в Рим и изъявили покорность папе приняв все католические догмы и оставив только обряды православной церкви. Папа Климент VIII с радостью принял это. Известие об этом вызвало взрыв негодования. В конце 1596г. в Бресте был созван собор для окончательного решения вопроса об унии. В нем участвовали представители православия и униатства. Собор сразу разделился на две половины - униатскую и православную. Униатская заседала в городском соборе, для православных же Поцей приказал закрыть все церкви, так что они принуждены были открыть заседания в частном доме. Экзарх три раза приглашал митрополита и четырех епископов на православный собор, но они не явились. Собор лишил их сана, отверг унию и проклял ее. Униатский собор ответил тем же православному. После этого началась борьба между православными и униатами. Уния распространялась путем проповеди и путем насилия, постоянно переплетавшимися между собой. Одновременно началась и религиозная полемика. Полемика шла очень оживленно, но не могла удержать униатов от насилий. В 1599г. вторым униатским митрополитом стал Поцей. Он энергично повел дело распространения унии, тем более, что на его стороне всецело была светская власть. В 1607г. на съезде под Сандомиром дворянство постановило просить короля об уничтожении унии, лишении униатов епископских должностей и замещении их православными. Король обещал, но не исполнил обещания. В конституцию варшавского сейма 1607г. была внесена особая статья "о религии греческой", в которой давалось обещание не нарушать прав народа в отношении к вере и не запрещать ему свободного отправления церковных обрядов. Однако эти уступки не остановили усердия униатов. Поцей вел борьбу с православными епископами и монастырями, отнимал у них имения, лишал духовных лиц их мест и замещал их униатами. В 1609г. все церкви в Вильно, за исключением церкви Св. Духа, были отобраны у православных. После покушения на его жизнь энергия Поцея значительно слабеет. Управление епархией переходит мало-помалу в руки Иосифа Рутского (1613-1637), который после смерти Поцея и сделался митрополитом. Злоупотребления со стороны униатов встречались на каждом шагу, а жаловаться было некуда, потому что суды обычно принимали сторону униатов. Православное духовенство поредело, православных епископов не было, за посвящением священников приходилось обращаться к львовскому епископу. Охрану православия принимает на себя мало-помалу казачество. Когда в 1623г. в ответ на действия иезуитов и правительства не желавших признавать назначенных Феофаном митрополита и епископов, казачество отказалось воевать против турок, сейм обнаружил миролюбивое настроение, высказывая готовность утвердить права православных и изыскать меры к примирению их с униатами. В это же время осенью 1623г. в Витебске произошло убийство полоцкого епископа Иосафата Кунцевича, жестоко преследовавшего православных. Везде начались гонения на них. Положение их сделалось до того невыносимым, что в 1625г. митрополит Иов обратился к царю Михаилу Федоровичу с просьбой принять Украину в русское подданство. Царь отверг это предложение. В 1632г. умер Сигизмунд III. Приверженцы православия в виду предстоявших выборов решили добиться прав для православной церкви. И они получили право избирать митрополита и четырех епископов, им была предоставлена полная свобода веры, утверждались права братств, школ и типографий, возвращались некоторые церкви и монастыри. Эти постановления были приняты при условии, что права православной церкви даются, если права католической сохраняются. Постановления сейма вызывали сильную оппозицию, и осуществлять их в жизнь было чрезвычайно трудно. Униаты не хотели возвращать лучших церквей и монастырей, униатские епископы не уступали своих мест православным. Правительство не могло сдерживать своей силой ни наездов со стороны католиков и униатов на православные монастыри, ни буйство иезуитских школяров и черни по отношению к православным. Особенно часты стали в это время злоупотребления правом патроната, доходившие до того, что церкви отдавались в аренду евреям, и последние требовали платы за каждое богослужение. В это время центром борьбы за православие является Украина. В 1633г. Петр Могила был отправлен на сейм для защиты прав православных. Он добился своего назначения митрополитом, после чего развернул энергичную деятельность в пользу православия. Когда состоялось присоединение украинского народа к России (1654), католическая партия в Польше притихла. Но при Яне III Собеском почти все епархии перешли в руки униатов. В 1720г. униатский митрополит Лев Кишка созвал в Замостье собор, на котором униатская церковь была провозглашена единственно законной, кроме католической, в Речи Посполитой. После этого началось самое деятельное преследование православия. С 1732-1743гг. было обращено в унию 128 православных монастырей, при помощи наездов, истязаний, мучений и т.п. Относительно схизматиков, как называли православных, все было дозволено. По вечному миру с Польшей 1686г. Россия получила право заступаться за православных. Последние просили не раз ее заступничества, и она не раз помогала, но особенного значения это не имело. При избрании на престол в 1764г. Станислава Понятовского вопрос о православных был внесен на сейм. Среди православных польской Украины началась деятельная агитация. По селам стали возобновляться и вновь строиться храмы, приходы возвращались православным. В 1765г. король даровал православным грамоту с утверждением религиозных прав украинского народа, а также письма короля к униатским властям с приказанием прекратить насилия по отношению к православным. Гонения только усилились. На варшавском сейме 1766г. краковский епископ Солтык предложил установить конституцию, объявлявшего врагом всякого, кто осмелился бы на сейме поднять голос в пользу иноверцев. Предложение Солтыка было принято с восторгом и получило силу закона. Все требования держав относительно диссидентов были отвергнуты сеймом. После этого Россия ввела свои войска на Украину, и сейм пошел на уступки. Диссидентам была предоставлена свобода веры, право судиться в смешанной комиссии, а не у католиков, в случаях столкновений с последними, право строить церкви и школы, собирать сборы, заседать в сенате и сеймах. Уступки эти имели силу до тех пор. Пока русские войска находились в Польше. Как только они удалились, фанатизм проявился снова. Православное духовенство подвергалось преследованию, снова появились на Украине униаты, вытесняя православных священников. Положение Украины сделалось еще более печальным, когда единственная в Польше православная епархия, белорусская, по первому разделу Польши в 1722г. была присоединена к России. Теперь уже некому было поставлять священников. Так продолжалось до 1785г., когда Екатерина, по настоянию Г. Конисского и нескольких польских панов, назначила Садковского епископом в Польшу. Затем последовали второй и третий разделы Польши, по которым все православные области, кроме Галиции отошли к России. После второго и третьего разделов Польши был разрешен свободный переход униатов в православие. После этого все униатские епархии, кроме белорусской, были уничтожены. 12 февраля 1839г. в Полоцке был подписан "соборный акт" о соединении униатской церкви с православной.

Заключение

На унию в Польше никогда не смотрели иначе, как на переходную ступень к католицизму. Желание перейти в православие было сильно развито среди униатов. Отдельные случаи присоединения униатов к православию имели место еще со времен введения унии, но они не могли быть многочисленными, так как закон карал переход в православие. На мой взгляд, ни одно явление не может быть оценено как полностью отрицательное. У заключения Флорентийской унии были и положительные последствия, в частности борьба с католичеством и униатством стимулировала развитие культуры и главным образом литературы, писалось огромное количество полемических произведений, к тому же уния дала возможность проводить литургию на славянском языке, что имело немаловажное значение. Но те зверства и притеснения, которые допускались по отношению к православным в значительной степени сводят на нет положительные последствия.

Библиография

· История человечества. Всемирная история.-Спб.,1959г.-Т 5

· Христианство. Энциклопедический словарь.-М.,1995г.-Т 3

Подобные документы

    Поддержка православной церковью объединения земель вокруг Москвы, великокняжеской власти и создания централизованного государства. Флорентийская уния, ее значение. Рост авторитета Церкви после падения Константинополя. Критика и сторонники нестяжателей.

    презентация , добавлен 04.12.2014

    Исторические и политические предпосылки обоснования и осуществления идеи церковной унии. Этапы ее заключения и распространения униатства на землях Речи Посполитой. Политические и идеологические позиции, которых придерживались противники Брестской унии.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2014

    Попытки объединения. Брестская уния 1596 года. Идея воссоединения католической и православной церквей. В Украине попытки объединения церквей имели место еще в XIII в., а после Флорентийского собора 1439 г, идея эта едва не осуществилась.

    реферат , добавлен 06.01.2004

    Заключение Люблинской унии в 1569 году. Конец литовско-русского периода в истории Украины с утверждением унии. Наступление польского правительства и шляхты на украинские земли для окатоличевания. Отпор украинского народа, стремление к независимости.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Характеристика труда Л.Н. Гумилева "От Руси к России: очерки этнической истории". Описание славянских народов; раскол славянского единства и создание новых народов. Крещение Руси ее распад на уделы; период междоусобицы. Освобождения от зависимости Орды.

    доклад , добавлен 23.01.2010

    Начало и причины великого церковного раскола, политические, культурные, экклезиологические разногласия. Религиозные отношения в славянском мире сразу после разделения церквей в 1054 г. Немецкий натиск на славянский город Юрьев. Походы Александра Невского.

    реферат , добавлен 30.11.2015

    Направления и формы взаимодействия православных народов Большой Сирии с ближневосточными государственными образованиями в XI–XIII вв. Выявление способов и форм существования православных народов в рамках противостояния сельджуков и крестоносцев.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2016

    Рассмотрение процесса взаимодействия культур с точки зрения его непрерывной динамики. Выявление ее разнообразных проявлений и степени интенсивности во времена реформ Петра Первого. Причины, ход и основные последствия цивилизационного раскола в обществе.

    реферат , добавлен 28.01.2015

    Иезуиты и русско-польские дела. Первые попытки Рима уничтожить православное государство. Оторванность от Русской Церкви и русского государства крупных православных центров. Истоки, последствия Смутного времени. Филарет, его забота о всеобщем образовании.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2009

    Принятие христианства на Руси. Религиозная реформа князя Владимира. Православная церковь в период складывания и укрепления Московского государства. Церковь в XVII веке. Итоги церковной реформы, церковный раскол. Ликвидация патриаршества в XVIII веке.

Флорентийская уния 1439 г. - соглашение между представителями католической и православной церквей, заключенное на Ферраро-флорентийском соборе 1438-1445 гг., на условиях признания верховенства папы над всеми христианами в обмен на обещанную помощь в отражении османской агрессии против Византии. Уния не вошла в силу ни в Византии, ни в России, хотя Московский митрополит Исидор и поставил под ней свою подпись.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 538.

Флорентийская уния - соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в мае 1439 г. Флорентийская уния была заключена на условиях принятия православием католических догм о филиокве и чистилище, признания главенства во Вселенской Церкви за папой римским, при сохранении православных обрядов и греческого языка при богослужении, брака для белого духовенства и причащения для мирян и хлебом, и вином. Византийский император Иоанн VIII Палеолог и большинство греческого духовенства из числа участников собора согласились на эти условия в надежде получить военную помощь от западноевропейских стран в борьбе против турецкой угрозы. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор , грек по национальности, за что по возвращении на Русь был низложен и арестован великим князем Василием II Темным . Вскоре Флорентийская уния была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор Православной Церкви в 1443 г. предал ее проклятию. Первая униатская служба в храме Святой Софии была проведена только 12 декабря 1452 г., менее чем за полгода до падения Константинополя под натиском турок -османов.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.448.

Далее читайте:

Ферраро-Флорентийский собор - церковный собор, состоявшийся в 1438-1439 гг. в итальянских городах Феррара и Флоренция.

Византия (краткая справка).

Флорентийская уния 1439 г. - соглашение об объединении католич. и православных церквей, принятое на Базельско-Флорентийском соборе.

Несмотря на раскол 1054 г., Западная и Восточная церкви никогда не оставляли мысли об объединении. Время от времени императоры, папы, патриархи и короли пытались взять на себя почетную миссию примирителей. Однако после того как латиняне разрушили христианский Константинополь, положение серьезно осложнилось. Это вызвало справедливый взрыв возмущения среди православных греков и их единоверцев. После прихода к власти Михаила VIII Палеолога переговоры возобновились, но различные политические и дипломатические причины так и не позволили тогда совершить объединение.

По этому же поводу шла идеологическая борьба и на русских землях. Здесь это было тесно связано с разделением этих земель между Московским и Польско-Литовским государством. Папство давно пыталось перекрестить в католичество население западнорусских земель. В свое время оно вело активные переговоры с Данилой Галицким, который получил из рук понтифика корону. Католицизм продолжал свое наступление на восток. В 1419 г. вновь соединились в одну главные русские православные митрополии - Киевская, находившаяся под влиянием литовцев, и Московская.

Ф. у. была заключена в весьма сложной ситуации для Византии и папства.

В 1430 г. турки взяли Фессалонику, и от Византии по существу остался только Константинополь, окруженный со всех сторон турецкими владениями. В этих условиях византийский император Иоанн VIII Палеолог обратился за помощью к папе римскому Евгению IV, рассчитывая на организацию крестового похода против турок. При этом император предложил начать переговоры об объединении католич. и православной церквей. Папа охотно принял предложение - и потому, что реальностью становились многовековые расчеты на подчинение вост. церквей, и потому, что Евгений IV получал шанс на победу в затянувшемся конфликте со сторонниками соборного движения.

В 1438 г. император Иоанн VIII Палеолог в сопровождении чуть ли не всего высшего православного духовенства страны прибыл в Италию для участия в XVII Вселенском соборе.

Собор начался 8 января 1438 г. в Ферраре, а затем продолжился во Флоренции. Акт воссоединения церквей был подписан 5 июля 1439 г. Православное духовенство согласилось с причастием на пресном хлебе, с исхождением Святого Духа от Отца и Сына, с католическим учением о чистилище и примате папы. При этом Восточная церковь сохранила свои отличительные обряды и обычаи.

После восстановления временного единства с Восточной церковью на Флорентийском соборе 1439 г. последовали церковные унии с другими восточными христианскими церквями. Так, осенью была заключена уния с армянскими монофизитами, затем в 1442 г. с египетскими и эфиопскими монофизитами, спустя два года - с представителями раскольничьих церквей в Сирии и Месопотамии (якобиты и несториане). Правда, часть заключенных уний фактически осталась на бумаге.

Флорентийская уния была серьезной победой католицизма, однако дальнейший ход истории свел эти достижения на нет. Византийцы обвиняли Иоанна VIII и Константина IX в предательстве. Уния была зачитана в соборе Святой Софии лишь в декабре 1452 г. А еще через пять месяцев Константинополь оказался в руках мусульман, с их приходом канула в Лету и уния. В 1443 г. в Иерусалиме восточные патриархи провозгласили отлучение от церкви всех приверженцев унии, а униатского патриарха Григория Мамму низложили.

Москва тоже не приняла Флорентийские решения. На созванном Василием III Поместном соборе Русской православной церкви глава рус. православной церкви митрополит Исидор, подписавший унию, был осужден. Московским митрополитом был избран рязанский епископ Иона, впервые поставленный без согласия Константинополя. Это стало отправной точкой российской церковной автономии (автокефалии). В это время, особенно после того как в 1453 г. пала Византийская империя, в Москве окончательно сформировалась идея «Третьего Рима». В годы правления великого князя Московского Ивана III, женатого на дочери константинопольского императора Софье Палеолог, эта идея получила свое дальнейшее развитие и воплощение. Отныне не могло быть и речи о каком-либо союзе с католической церковью.

В Литве великий князь Казимир признал решения Флорентийского собора, но, опасаясь испортить отношения с Москвой, признал главой Русской православной церкви не Исидора, а Иону. Православные и католики были им уравнены в правах. Папа Пий II резко воспротивился такой политике Казимира. Он утвердил на Киевскую митрополию ученика Исидора Григория, которого посвятил в сан бывший патриарх-униат Григорий Мамма. Казимир не посмел ослушаться папу. Однако в 1459 г., когда на Московском соборе восточнорусские епископы предали проклятию Флорентийскую унию и ее проводника Григория, все православные князья и большая часть духовенства Великого княжества Литовского отказались признать Григория своим митрополитом. Флорентийская уния окончательно провалилась. Сам Григорий в конце концов подчинился Константинопольскому патриарху и умер в 1475 г., будучи православным.

Главным результатом всех этих событий явилось то, что Западнорусская митрополия окончательно отделилась от Восточной.

Опять заговорили о Флорентийской унии. На «Независимом старообрядческом форуме» появились высказывания:

«Братцы, все знают что 1447 году (в 1439 по их летоисчислению, но не по православному) была подписана флорентийская уния, в которой восточная церковь признала основные добавления католиков верными и папу главой церкви.

Константинопольский патриарх не подписал унию, т.к. умер перед подписанием.

Местоблюстители других патриархов подписали + епископы и митрополиты, в том числе и русский Исидор и Рязанский. Флорентийская уния была официально провозглашена и в Москве и в Константинополе + литургия с поминовением папы.

Что еще нужно было для легализации?

Никто внятно не может сказать действует ли она сейчас или нет.

В случае, если официальной отмены не было, то все мы с вами еретики, как мне видится. art

Можно сказать что действует, потому что сознательного отречения у греков от нее не было, было лишь давление турок для изоляции греческой иерархии от помощи со стороны запада Комнатный подвижник

Да, в 1439 году ее подписал византийский император Иоанн VIII; да, ее подписали подчиненные ему делегаты Флорентийского собора; да, в 1452 году византийский император Константин ХI заставил утвердить ее на соборе, несмотря на протест православных, а через полгода Константинополь пал, исчезла Византия, на ее месте возникло турецкое государство.

Любители «исторической правды» делают далеко идущие выводы: Византии как государства не стало, но осталась Церковь. Униатская! Следовательно, Русская церковь униатская, т.к. русский патриарх при царе Федоре Иоанновиче был поставлен униатами, да и митрополит Амвросий служил в униатской церкви, а стало быть, Белокриницкая старообрядческая церковь униатская. Итак, все мы находимся в подчинении римского папы.

Этот прием выдавать ложь за правду не нов. VII тыс. лет назад так было загублено человечество, когда Адам и Ева поверили дьяволу. Неужели тысячелетняя история нас ничему не научила! Разберем все по порядку.

1. Флорентийская уния была подписана на так называемом «Вселенском соборе». На этом соборе вместо вселенских патриархов присутствовали их представители. Патриархи сразу заявили, что за их действия они не отвечают. Унию не приняли, а собор сочли недействительным.

2. В 1443 г. вселенские патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский собрали Собор в Иерусалиме, на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии.

3. В Константинополе многие представители духовенства и мирян не признавали решений Флорентийского собора. 15 ноября 1452 г. делегация духовенства встретилась с императором Константином XI и предоставили ему документ, излагающий богословские возражения, которые являлись причиной их отказа принять Флорентийскую унию.

4. «12 декабря 1452 г. в кафедральном соборе Св. Софии была отслужена торжественная литургия в присутствии императора и всего двора. В молитвах были упомянуты имена папы и официально провозглашены положения Флорентийской унии» (Стивен Рансимен «Падение Константинополя в 1453 г. стр.155».

Византия закончила свое историческое бытие униатской!

5. У турков был обычай: если город при осаде добровольно не сдавался, то при его захвате полностью уничтожались все его государственные структуры, в том числе и церковь. Константинополь не сдался, император погиб, патриарха не было. В городе осталась горстка несчастных людей: одни из них продолжали быть православными, другие помнили об унии.

6. Махмет II – Завоеватель считал себя не только повелителем мусульманского государства, но и приемником Византийского императора.

«Султан Махмет хорошо знал о тех трудностях, которые возникли в Греческой церкви при попытке навязать ей унию с Римом… Нужно было найти нового патриарха. После проведения некоторого расследования Махмет решил, что им должен стать Георгий Схоларий, теперь известный как монах Геннадий. Геннадий был не только самым выдающимся ученым в Константинополе, жившим там в момент захвата города. Он пользовался всеобщим уважением за безукоризненную честность и он был вождем партии противников унии и Запада в Церкви. Можно было положиться на него, что он не будет затевать интриги с Западом» (Стивен Рансимен. Великая церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. – С-П, 2006г. – С.176). Султан разрешил возродить в Константинополе церковь, которую в 1454 году по решению выживших иерархов возглавил патриарх Геннадий Схоларий. Как видим, церковь в Константинополе после пленения появилась, но уже не униатская, но православная. «Он (Махмет) мог ожидать, что падение Константинополя не остановит в Западной Европе движение против турок, что пропаганда о крестовом походе не затихнет, напротив получит новый толчок и силу. Поэтому Махмету выгодно было иметь в среде восточно-христианского населения партию, неприязненно настроенную против католицизма, на которую можно было бы опереться против западного ополчения. Вот почему Махмет являлся покровителем православных или тех из них, которые не терпели папастического Запада» (А.П.Лебедев. История греко-восточной церкви под властью турок. – Кн.2. – С-П., 2004г.). Поэтому только православие, а не латинство продолжало существовать в странах порабощенных мусульманами. В то время вселенские патриархии (Иерусалима, Антиохии, Александрии) были под их властью.

7. «Через 45 лет после Флорентийской унии она была официально отвергнута в Константинополе… В 1484 году патриарх Симеон в свое третье и наиболее стабильное патриаршество созвал собор патриаршей Церкви Паммакаристос с участием представителей патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского… Но поскольку это был собор со статусом Вселенского после Флорентийского, первым его делом было провозгласить, что Флорентийский собор не был канонически правильно созван и проведен, и поэтому его постановления были не действительными» (Стивен Рансимен. Великая церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. – С-П, 2006г. – С.234).

8. Греческие патриархи и впоследствии неоднократно выступали против унии и формулировали неприятие к римско-католической церкви в следующих документах:

− «Православное исповедание Кафолический и Апостольской Церкви Восточной» (1662, подписано всеми 4-мя восточными патриархами с иерархами),

− «Исповедание Досифея» (1672), составленное по просьбе Иерусалимского патриарха Досифея Константинопольским патриархом Дионисием IV Муселимисом с помощью своих предшественников Парфения IV, Климента и Мефодия III, подписанное ими всеми, отправленное в Иерусалим и там утвержденное местным собором;

− «Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере» (1723, подписано патриархами Константинопольским, Антиохийским, Иерусалимским с иерархами),

− Окружное послание патриарха Кирилла V (18 сентября 1752 - 27 января 1757) и орос 1755 г. (подписан патриархами Константинопольским, Александрийским и Иерусалимским; Антиохийский патриарх в это время собирал пожертвования в России, а его престол был узурпирован), которые на основании канонов требовали перекрещивания в случае любого обращения (включая обращение из Римской и Армянской церквей),

− «Окружное послание единой, святой, соборной и апостольской Церкви ко всем православным христианам» (1848, подписано всеми 4-мя восточными патриархами с иерархами), и, наконец,

− «Окружное патриаршее и синодальное послание Константинопольской Церкви по поводу энциклики Льва XIII о соединении Церквей от 20 июня 1894 г.» (1895).


9. В 1589 году русскими епископами был поставлен русский патриарх Иов. Это поставление утвердили в 1593 году восточные православные вселенские патриархи, о чем письменно оповестили царя.

Как мы видим из предыдущих документов, никаких оснований в то время считать греческую церковь униатской не было.

Почему же в наши дни, казалось бы, чисто исторический вопрос об отмене Флорентийской унии стал всерьёз волновать некоторых старообрядцев?

Можно предположить, что есть силы, заинтересованные в сближении старообрядчества с экуменической Московской Патриархией, которая близка к полному признанию римо-католической церкви и объединению с ней. Поэтому кто-то пытается убедить старообрядцев, что они уже давно с католиками объединились.

Если кому-то хочется упасть в объятия папы-еретика, это его добровольный выбор, но зачем тащить в еретическое латинство всю Русскую церковь?

КТО ЖЕ МЫ? МЫ – ПРАВОСЛАВНЫЕ!!!