Художественная культура античности презентация. Художественная культура античности

Периоды культуры
Древней Греции
1.Эгейская культура (2800-1100 гг. до н.э.)
2.Гомеровский период (XI-IX века до
н.э.)
3.Период архаики (VIII-VI века до н.э.)
4.Классический период (V-IV века до н.э.)
5.Эпоха эллинизма (323-146 гг. до н.э.)

Одновременно с Египтом и Месопотамией на островах
Эгейского моря в III-II тыс. до н.э. процветала одна из
самых загадочных цивилизаций, получившая название
Крито-микенской или Эгейской.
На о. Крит Зевс, в образе
золотого быка, привез
похищенную у
финикийского царя дочь –
Европу.
Серов «Похищение Европы»

Особенности эгейской культуры

1. Центры – остров Крит и г.Микены
2. Экономическая основа – сельское хозяйство,
скотоводство. Высокий уровень развития ремёсел
(выплавка бронзы, изготовление керамики)
3. Наиболее известный памятник культуры –
Кносский дворец («Лабиринт»).
4. Развитие скульптуры малых форм
5. Развитие живописи в росписях дворцов.

Мастер Дедал создал для Миноса
дворец и лабиринт для Минотавра
Он не имел четкой планировки и
напоминал запутанный лабиринт.

Тронный зал
В центре прямоугольный двор с
пристройками разных времен.

Архитектура дворца представлена
лестницами, коридорами,
поворачивающимися под углом 90
градусов.
Главным украшением дворца
были деревянные колонны,
сужающиеся к низу.

Многочисленные фрески украшают дворец

Живопись крито-микенская

Игры с быком
Микенская женщина

В одной из пещер у селения КАМАРЕС
были обнаружены разнообразные по
форме вазы с росписью светлой
краской по темному фону
ПИФОС. Яйцевидные вазы до 2-х
метров в высоту. В них хранили
зерно, вино, воду.

Особенности античной науки

1) попытка целостного охвата и объяснения действительности;
2) создание умозрительных конструкций (не связанных с
практическими задачами);
3) не было дифференцированости
наук (только в XVIII в. самостоятельными областями науки
стали механика, математика, астрономия и физика; химия,
биология и геология – только начали формироваться);
4) отрывочность знаний об объектах природы (оставалось
место для вымышленных связей).
В античной науке формируются умозрительные догадки,
обоснованные в более поздние времена: атомизм,
гелиоцентрическое устройство мира и др.
Формируются формы существования научных школ (Академия
Платона и Ликей Аристотеля).

Линейное письмо

Развитие техники

Зарождается строительное дело,
благоустройство городов требовало создания
системы водоснабжения и
канализации, строительство бань, цирков, теат
ров;
Механика, промышленное производство металлов
способствовало изготовлению инструментов и
оружия. На этой основе формируется знание в
области химии.

Критская культура погибла в середине II
тыс. до н.э. после сильнейшего извержения
вулкана на о. Санторин. Ослабило Крит и
нашествие ахейцев с материка.
Под натиском греков – дорийцев погибли в
XII в. до н.э. и очаги микенской культуры.

Особенности древнегреческой культуры

Главными, стержневыми доминантами в
античной
культуре были религия и мифология.
Мифология была для древних греков содержанием и
формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была
неотделима от жизни этого общества.
Античная (или древняя) Греция была колыбелью
европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были
заложены те материальные, духовные, эстетические
ценности, которые в той или иной мере нашли своё
развитие почти у всех европейских народов.

Боги Греции

Основными
богами
греческого
пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон,
Афина, Артемида,
Аполлон, Гермес,
Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес,
Гефест, Гестия – богиня семейного очага.
Характерной чертой древнегреческой
религии
был
антропоморфизм
представление о богах, как о сильных,
прекрасных людях, которые бессмертны и
обладают вечной молодостью. Жили боги,
по представлениям греков, на горе Олимп.
Боги Олимпа

Мифология

Греческая мифология - это не только мир религиозных представлений,
это мир греков, это сложное и обширное целое, куда входят и исторические
легенды, предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные
вариации на мифологические темы.
Важное значение принадлежало
мифологическим
олицетворениям
элементов земной природы.
Греки
населили всю природу божественными
существами: в рощах жили дриады,
нимфы, козлоногие сатиры; в море наяды и сирены (птицы с головами
женщин).

12 подвигов Геракла

Геракл и
Немейский лев
Образы культурных героев
занимали в мифологии важное
место.
В качестве культурных героев
выступают боги,
титаны и
полубоги-герои, происходившие,
по мнению греков, от браков
богов с людьми. Особенно
известен и почитался Геракл,
совершивший 12 подвигов.
Это образ благородного героя,
борющегося
со
злом
и
побеждающего его.
Статуя Геракла

«Илиада»

Гомер
«Илиа́да» - эпическая поэма, приписываемая Гомеру,
древнейший из сохранившихся памятников греческой
литературы. Основой для неё послужили многочисленные
сказания Древней Греции о подвигах древних героев.
Именование «Илиада» дано по названию столицы
Троянского царства - Илиона.
Действие происходит в десятом году осады Трои
(Илиона) соединённым ополчением греческих
вождей. Сказания о предшествующих событиях
(похищение Елены Парисом, выступление греков
(ахейцев) под верховным начальством Агамемнона,
фигуры главных вождей (Агамемнон, Менелай,
Ахилл, Одиссей, Нестор, Диомед, Аякс Малый, Аякс
Великий, Идоменей и др., троянский царь Приам,
его сыновья Гектор, Парис и т. д.), равно как и исход
войны (гибель Трои), предполагаются в Илиаде
известными. Илиада охватывает незначительный
промежуток времени, эпизод из истории осады Трои.
.
Рукопись «Илиады»
V век

«Одиссея»

«Одиссе́я» - вторая (после «Илиады») классическая поэма,
приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. Создана в VIII в.
до н. э. Рассказывает о приключениях мифического героя по
имени Одиссей (Улисс) во время его возвращения на родину по
окончании Троянской войны, а также о приключениях его
жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.
Одиссей со спутниками
выкалывают глаз Полифему.
Роспись чернофигурного килика
Одиссей в пещере Полифема

Семь чудес света

Список относился к понятиям, обязательным для запоминания (имена учёных, вождей,
городов и т.п.) Первоначальный автор списка Геродот, потом он менялся. Классический
список выглядит так:
Галикарнасский мавзолей,
храм Артемиды в Эфесе,
Статуя Зевса в Олимпии,
пирамиды в Гизе
висячие сады Семирамиды,
Александрийский маяк.
Колосс Родосский.

Древнегреческая скульптура

С V в. до н.э. достигла небывалого
расцвета. В ней передаётся не только
фигура и лицо, но движение и даже
чувства изображаемых людей.
Мирон (середина V века до н.э.).
«Дискобол»
Скульптура ранней классики
Особой известностью и славой
пользовались скульпторы:
Мирон
(середина V века до н.э.), Фидий, (ок. 490
до н. э. - ок. 430 до н. э.), Поликлет (род.
ок. 480 г. до н.э.), Пракситель (ок. 390 г.
до н. э.-ок. 334 г. до н. э.) Скопас (ок. 395
до н. э.- 350 до н. э, Лисипп (ок.390 г.
до н.э дата смерти неизвестна).

Скульптуры Поликлета

Статуя Аполлона
Дорифор

Раненые амазонки

Слева-
Работы
Поликлета,
Справа –
Фидия

Скульптуры Фидия

Афина Парфенос (копия),
Фидий, 447-438 гг до н

Статуя Зевса работы Фидия (копия)

Скульптура Праксителя

Статуя Гермеса.
Сочетание спокойствия и
движения, необходимость
опоры для статуи,
непринуждённость поз.

Скульптуры Лисиппа

Афродита Книдская. Лисипп.
Геракл, борющийся со львом. Лисипп

Основную массу произведений Лисиппа
составляли бронзовые статуи, изображающие
богов, Геракла, атлетов и других современников,
а также лошадей и собак. Лисипп был
придворным скульптором Александра
Македонского.

Апоксиомен

Апоксиомен, атлет, соскребающий с себя масло
после борьбы (в античности борцы намазывались
маслом перед поединком, чтобы усложнить
задачу противника). Статуя была впоследствии
поставлен императором Агриппой перед термами
в Риме.
Скребком, зажатым в левой руке, атлет очищает
вытянутую вперед правую руку. Левая рука
пересекает тело, что было первым случаем
воспроизведения движения в третьем измерении,
с которым мы встречаемся в древнегреческой
скульптуре. Голова статуи меньше, чем было
принято в более ранней скульптуре, черты лица
нервные, тонкие; с большой живостью
воспроизведены растрепавшиеся от борьбы
волосы.

Скульптуры Скопаса

Менада.
Представлена в
буре дионисийской
пляски, тело
выгнуто, подобно
луку. Движение
передаёт бурю
чувств.

Живопись Древней Греции

Древнегреческая живопись.
Краснофигурные вазы
Живопись была широко распространена в древней Греции в
виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но
они почти не сохранились до нашего времени.
К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые
греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.

Живопись Аполлодора

Похищение
сабинянок

Мозаика Битва Александра Македонского с Дарием

Театр

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр.
Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога
Диониса.
Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия
(трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.
Театр Древней Греции
Театральные
представления
считались школой воспитания, и
государство уделяло им большое
внимание.
Представления
шли
несколько раз в год по большим
праздникам и продолжались несколько
дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2
комедии.
В период расцвета греческой
культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах
жили и творили самые выдающиеся
греческие трагические поэты, классики
не только греческой, но и мировой
литературы.

Классики комедии и трагедии

Эсхил по праву считается отцом всей
европейской трагедии за его бессмертные
произведения («Семь вождей», «Прометей»,
«Орестея», «Персы»).
Эсхил
Софокл
Софокл – главный создатель трагедий для
греческого театра («Царь Эдип», «Электра», и
др.)
Еврипид – древнегреческий драматург,
автор «Медеи», «Ипполита», «Ифигении в
Авлиде».
Аристофан
Еврипид
Классиком и «отцом» греческой комедии
является Аристофан, написавший комедии:
«Мир», «Женщины в народном собрании»,
«Всадники» и др.

Древнегреческие геммы

Горгона на древнегреческой
гемме V в. до н.э. Бестиарий.

Древнегреческая гемма со слоном

Торевтика

ТОРЕ́ ВТИКА (франц. toreutique, от греч. toreuto -
«вырезаю, выдалбливаю») - выколачивание объемных
фигур из листов бронзы и меди. В современном
производстве называется - выколотка. В Древней Греции
торевтика была синонимом сфиротехники (от греч. sphyron
- «молоток, пятка молотка» и techne - «ремесло,
умение»). Так в Древней Греции изготавливали большие,
составные, полые внутри статуи, которые невозможно
было отлить из бронзы из-за их
гигантских размеров. Техника античной торевтики
использовалась для декора металлических сосудов. В
русском языке есть близкий термин: ковка (родств. лат.
cudo - «бью, колочу»). Сейчас термин торевтика
используется для обозначения всех техник холодной
обработки металла.

Обратная сторона зеркала

Геракл и Авге. Золочение по серебру.

Древнегреческая архитектура

Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были
храмы, театры, общественные здания. Но главным архитектурным
сооружением является храм. Самые знаменитые образцы, сохранившиеся до
нашего времени в афинском Акрополе - храмы Парфенон и Эрехтейон.
Стили в древнегреческой архитектуре
сменялись последовательно:
дорический,
ионический
коринфский.
Отличительной особенностью этих
стилей является форма колонн непременного атрибута древнегреческих
сооружений.
Главный храм Древних Афин - Парфенон

Колонны различных ордеров

А-дорический
Б–
ионический
В- коринфский

Составные части античной колонны

База - нижняя часть, которая переносит
нагрузку на основание. Необязательная,
например в классическом дорическом ордере
её нет.
Ствол - собственно основная часть колонны. В
классической архитектуре часто украшался
канеллюрами - желобками.
Капитель - верхняя часть, распределяющая
нагрузку с верхних элементов, тоже, как и база,
может отсутствовать. Является самым
выразительным элементом ордера.

Опорные части крыши здания

Древнеримская культура

прошла сложный путь развития от
культуры римской общины, впитав культурные традиции древней
Греции,
попав
под
влияние
этрусской,
эллинистической
культур и культур народов древнего Востока.
Колизей или Амфитеатр Флавиев
Римская культура стала питательной почвой для культуры
романо-германских народов Европы.

История Римской цивилизации

Религия Древнего Рима

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом
связана с
религиозными
представлениями населения
Древнего Рима.
В представлении римлянина каждый предмет, каждое
явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел
свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым
движением и вздохом человека от рождения до смерти.
Другая любопытная черта ранней римской религии и
мировоззрения людей – отсутствие определённых образов
богов.

Поклонение богам

Римляне почитали богов судьбы,
городов, духов-покровителей каждого
человека.
Особое место в их верованиях занимали
боги домашнего очага.
Для отправления обрядов в честь
домашних богов римская семья
собиралась вокруг домашнего алтаря.
В домах сооружали ларарии - что-то
вроде маленькой часовни, где
находились восковые статуэтки Ларов
(покровителей дома) и Пенатов
(хранителей очага и запасов
продовольствия). Глава семьи ставил
перед алтарем медовые лепешки, вино,
цветы или бросал предназначенную
богам часть обеда в пламя очага.
Общегосударственное значение имел
культ Гения, покровителя императора и
всех мужчин.
Женщинам покровительствовала
Юнона.

Архитектура Древнего Рима

Рим и другие города империи
украшались великолепными зданиями –
храмами,
дворцами,
театрами,
амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и
цирки, в которых травили животных,
устраивали бои гладиаторов и публичные
казни, - особенность культурной жизни
Рима.
Римский форум
Арка на площади Рима
Площади Рима
и других городов
украшались триумфальными арками в
честь военных побед,
статуями
императоров
и
выдающихся
общественных людей государства.
Во многих городах возводились дома в
3 - 6 этажей.

Рим

В эпоху расцвета Империи
распространился римский тип
городской планировки: город
состоял из жилых кварталов,
общественных зданий, площадей
(форумов) и районов
ремесленников.
Римляне научились делать из
известкового раствора, щебня и
вулканического песка материал
типа бетона, что позволило
возводить массивные и прочные
сооружения.
У этрусков римляне взяли такие
архитектурные элементы, как арку
и свод
У греков римляне позаимствовали
архитектурные ордера

Римский Форум

Центром жизни Рима, столицы империи, была площадь, лежащая
между двумя холмами - Капитолием и Палатином. Она называлась «Форум
Романум». 3десь проходили народные собрания, на которых обсуждали
законы, решали вопросы войны и мира, заключали торговые сделки. На
площади стояли здания, украшенные мраморными и бронзовыми
статуями, колонны и арки, которые воздвигались в честь побед римских
императоров и полководцев.

Акведуки и виадуки

Постепенно Рим становится наиболее богатым водой городом мира.
Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э., акведук
Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное
место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей
АКВЕДУК (лат., от «вода» и «веду») - мост с желобочным водопроводом и
арочными пролётами, иногда в несколько ярусов в местах понижения
земной поверхности.
ВИАДУК (лат., от «путь, дорога» и «веду») - мост, по которому проходит
участок дороги в месте пересечения ее с оврагом, ущельем, другой дорогой
и т. п.

Термы

Общественные бани (термы)
оборудовались гимнастическим
залом, площадками для игр,
бассейнами с горячей, теплой и
холодной водой.
Бани были излюбленным
местом отдыха римлян. Там они
занимались физическими
упражнениями, обменивались
новостями. Вместо мыла в кожу
втирали оливковое масло. После
парной погружались в бассейн с
холодной водой. Потом делали
массаж и шли домой обедать.

Колонна Траяна

Кроме арок, в Риме строили и колонны-памятники.
Такова колонна Траяна (архитектор Аполллодор),
возведенная в 113 г. в честь победы римлян над даками.
Колонна, сложенная из 17 барабанов каррарского мрамора,
возвышалась на 30 м и была увенчана бронзовой статуей
императора Траяна.
Снаружи колонна была отделана мраморными плитами с
рельефами важнейших эпизодов войны с даками. Эта
скульптурная лента длиной около 22 метров опоясывает
всю колонну

Пантеон – храм всех богов

На протяжении многих веков этот храм был непревзойденным образцом постройки,
увенчанной куполом. Грандиозное круглое пространство храма перекрыто сферической
чашей купола диаметром 43,2 м. В центре купола - окно диаметром 9 м, сквозь которое
льются потоки солнечного света.
Всю тяжесть огромного купола держат восемь массивных опор-пилонов, скрытых в
стене. Они соединены друг с другом системой кирпичных арок.
Широкий каменный фронтон портика опирается на 8 колонн
Пантеон считается самым совершенным образцом римской архитектуры и в
техническом, и в художественном отношении.

Колизей

Во времена императорской династии Флавиев в
75-80 гг. в центре Рима был построен
грандиозный амфитеатр. В средние века он
получил название «Колизей» - от латинского
слова «колоссеус» - колоссальный. Колизей - это
огромная овальная чаша размером 188х156 м с
рядами сидений, которые спускаются к центру арене. Здесь проходили поединки гладиаторов,
бои людей с животными. Их могли наблюдать до
56 тысяч зрителей. Сооружение опоясывает
мощная стена. Она делится на 4 яруса, состоящие
из столбов и арок. Каждый ярус украшали
колонны различного типа: нижний – дорические,
второй – ионические, третий - коринфские.
Четвертый ярус представлял собой глухую стену,
расчлененную коринфскими пилястрами выступами. Так римский архитектор умело и посвоему использовал греческую ордерную систему,
дополнив ее римскими элементами - аркой и
сводом.

Живопись и скульптура Древнего Рима

Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и
картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской
мифологии, а также изображение воды и зелени.
В период империи особое внимание получила портретная скульптура,
характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в
передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры
представляли прекрасно выполненные копии греческих и эллинистических
произведений искусства.
Особенно распространённым видом искусства была мозаика, обработка
драгоценных металлов и бронзы.

Скульптурный портрет

Римляне заимствовали у этрусков
обычай почитания умерших
предков.
С лица покойного снимали
гипсовую или восковую маску и
выставляли в парадной комнате.
Во время погребальной процессии
за гробом несли маски не только
умершего, но и предков.
Этот обычай приучил римлян
видеть в портрете не идеального
героя, а реальную личность, ценить
достоверность скульптурного
портрета.

Скульптурный портрет

Во II-I вв. до н. э. римской
высшей знати было
предоставлено право воздвигать
в общественных местах свои
статvи. Они изображали
конкретных людей, и скульпторы
стремились передать внешнее
сходство, но без идеализации

Реконструкция раскраски статуи Октавиана

Фаюмские портреты

Фаюмские портреты представляют собой изображения
жителей римского Египта 1-4 веков н. э. - египтян, греков,
нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. В 1887 г. английский
археолог У. Питри Флиндерс обнаружил в некрополе
римского города Хавары (также близ Фаюма) 90 мумий с
фаюмскими портретами. Кроме того, портреты были
обнаружены и в других городах около Фаюмского оазиса -
Арсиное, Каранисе, Фаг-эль-Гамусе, Тебтунисе. В целом в
музеях мира хранится более 700 «фаюмских портретов».
Это название закрепилось за ними, хотя аналогичные
экземпляры были найдены южнее: в Фивах, Антиное,
Ахмиме, Ассуане.

Cлайд 1

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА Античностью называется полуторатысячный период от возникновения в 1 тыс до н.э. Древней Греции до гибели Римской империи в V в. н.э. Античной культурой называют культуру Древней Греции Древнего Рима в соответствующий исторический период. Эгейская (крито-микенская культура) – III-II тыс. до н. э. Культура Древней Греции – XI-I вв до н.э. - гомеровский период – XI-VII вв до н.э. - архаический период – VII-VI вв до н.э. - классический период –V-IVвв до н.э. - эллинистический период – IV- I вв до н. э. 3. Культура этрусков - VIII-VI вв до н.э. 4. Культура Древнего Рима - V в. до н.э.- V в. н.э. - период республики V – I вв. до н.э. - период империи I в. до н.э. – V в. н.э.

Cлайд 2

Эгейская культура. Крит. Микены. Эгейское искусство, которое иногда называют крито-микенским, - плод культуры, возникшей в бронзовый век в бассейне Эгейского моря: на островах этого моря, в материковой Греции (на полуострове Пелопоннес) и на западном побережье Малой Азии. Главным центром его был Крит, а затем - Микены.

Cлайд 3

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТСКАЯ МИКЕНСКАЯ (минойская) (ахейская) Остров Крит Материковая Греция Малая Азия Города Кносс, Фест города Микены, Тиринф город Троя д\з 1. Вам наверняка знакома фраза «Платон мне друг, но истина дороже». Кто и по какому поводу её произнёс? 2. В каких греческих легендах и мифах упоминается остров Крит?

Cлайд 4

Увлеченность его принесла успех делу, в которое, кроме него, долго никто не верил. Еще ребенком Генрих Шлиман объявил отцу: - Я не верю, что ничего не осталось от Трои. Я найду ее. И нашел... Но до этого он еще совершил много дел. Сын скромного пастора, оставшегося под конец жизни без всяких средств, Генрих Шлиман был вынужден бросить школу, чтобы зарабатывать на пропитание. Затем он мало-помалу преуспевает в коммерции, становится обеспеченным человеком и, наконец, наживает значительное состояние. Другим его достижением в это время было знание языков. По своей собственной системе он изучает язык за языком. Знание языков помогло Шлиману в его торговых операциях, а нажитые им миллионы позволили ему приступить к осуществлению заветной мечты: из-под пластов земли, нагроможденных тысячелетиями, открыть развалины великого города вместе с сокровищами его царя. Он приступил к раскопкам в месте, которое наиболее соответствовало описаниям Гомера. То был Гиссарлыкский холм на малоазиатском побережье Эгейского моря. Он нашел золотой клад, решил, что это сокровища царя Приама, и объявил, что нашёл Трою. Микены достигли наивысшего подъема между XVI и XIII в. до н. э., значит, процветали и после крушения Крита, где, по-видимому, возникло эгейское искусство. Но Микены были раскопаны до критских дворцов, и потому человека, открывшего Микены, следует считать первооткрывателем эгейского культурного мира. Этот человек -немец Генрих Шлиман (1822- 1890).

Cлайд 5

Впоследствии оказалось, что Шлиман ошибся: град Приама лежал выше того, который он принял за Трою. Но подлинную Трою, хоть и сильно попортив ее, он все же откопал. Найденный же Шлиманом клад принадлежал царю, жившему за тысячу лет до Приама. А затем Шлиман отправился на Пелопоннес, опять-таки следуя указаниям Гомера, чтобы открыть Микены, где царствовал некогда победитель троян, вождь ахейцев и предводитель союзного войска, «владыка мужей» Агамемнон. Шлиман откопал Микены и нашел там в царских могилах сокровищницу с грудой бесценных золотых украшений. Быть может, не самого Агамемнона, но Шлиман мог объявить с полным правом: «Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и не подозревал». Славы Шлиман достиг беспримерной, можно сказать, что он был одним из самых знаменитых людей своего времени. А на Крите английский археолог Артур Эванс продолжил и завершил его дело.

Cлайд 6

Cлайд 7

Кносский дворец В начале II тыс. до н. э. на Крите строили много дворцов. Дворец представлял собой большую группу построек, возведенных вокруг внутреннего двора и предназначенных как для религиозных, так и для светских надобностей. Дворец мог служить резиденцией правителя и центром управления всей области. Он был одновременно и городом, и крепостью. Дворцы были в нескольких критских городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Мали и Като-Заро. Для всех критских дворцов характерен целый ряд общих черт. Внутренний двор представлял собой прямоугольник со сторонами 52 на 28 метров. Почти все дворцы ориентированы по сторонам света - их внутренний двор вытянут с севера на юг. Каждый дворец ориентирован на «священную гору», хорошо видимую из него.

Cлайд 8

Критское искусство избегает неподвижности, тяжелых опор, подчеркнуто стабильных конструкций. Несмотря на громадные размеры дворцов и кажущуюся простоту конструкций, эти сооружения довольно сложны. Разнообразные внутренние помещения соединяются между собой самым причудливым образом, а длинные коридоры неожиданно приводят в тупики. Этажи соединяются множеством лестниц. Путешествие посетителя по дворцу - с его контрастами света и тьмы, замкнутости и открытости, сумрака и звучных, сочных красок, беспрестанных подъемов и спусков - напоминает саму жизнь с ее непредсказуемостью и безостановочным движением.

Cлайд 9

Перед западным фасадом Кносского дворца располагалась театральная площадка для ритуальных сценических действ, там же устраивались многолюдные праздники. По всей вероятности, дворцы считались земным отражением мест обитания небожителей, к последним причисляли богинь, которым поклонялись в святилищах. В святилищах совершали жертвоприношения, обрядовые трапезы, богам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток. Хотя во дворцах жили цари, не исключено, что сооружения эти считались собственностью богинь. Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга (а зачастую сына-супруга) богини. Жена правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.

Cлайд 10

В Кносском дворце главный вход, Коридор Процессий, был украшен росписью, на которой богине подносят дары и новое одеяние. Праздники, которые устраивались в связи с началом нового года, были весьма популярны в древности. В Кноссе в шествии дароносцев принимали участие, по большей части, юноши. Они несли драгоценные сосуды и специальный дар - критскую юбку-брюки для «новорожденной» богини. Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках критские символы власти - двойные секиры (лабрисы), от которых, видимо, и произошло название дворца - Лабиринт (Дворец Лабрисов).

Cлайд 11

Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес, сложенные из огромных глыб природного камня. Такая кладка называется «циклопической». Микенские дворцы по своей структуре значительно отличаются от критских - их формы просты и строги. Дворцовое здание представляет собой мегарон - вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имеющее внутреннего двора. Здание состоит из трех основных помещений, нанизанных на основную ось. МИКЕНСКИЕ ДВОРЦЫ

Cлайд 12

. В XIV в. до н. э. вход в город был оформлен так называемыми «Львиными воротами», украшенными сценой поклонения львов божеству, воплощенному в критской колонне.

Cлайд 13

К числу величайших достижений микенского искусства принадлежат памятники погребального искусства. Рядом с микенским дворцом находился царский некрополь (гробница). Некрополь находился ниже уровня дороги и имел форму круга, обнесенного каменным кольцом. В этих некрополях, датируемых XVI в. до н. э., хранились все богатейшие сокровища микенских царей. В каждом «круге» имеется несколько глубоких шахтовых гробниц, где были погребены члены царского рода. Гробницы имеют прямоугольную форму, сделаны весьма грубо, не имеют даже внутренней обкладки стен камнем. В погребениях найдены золотые маски, сильно стилизованные, но ясно передающие черты микенских правителей. Ярко выраженные индоевропейские черты иногда по-настоящему благородны (маска Агамемнона). Купольная гробница царя Атрея Шахтовая гробница Агамемнона

Cлайд 14

Образы критян на фресках во дворцах соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, словно готовые переломиться. Участники священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув головы и отклонив торс назад. Мужские фигуры покрашены в оттенки коричневого, женские – в белый. ШЕДЕВРЫ ЭГЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Cлайд 15

Cлайд 16

В жизни древних людей цветы играли огромную роль. Они также наделялись особой святостью, в них видели воплощения богов. В Святилище Дам, где был изображен обряд преподнесения богине нового платья, смежная комната была расписана цветами папируса - огромными, с белоснежными венчиками и удлиненными листьями, символизировавшими неприкосновенность богов. По преданию, как только Персефона сорвала цветок нарцисса, земля разверзлась, явился бог подземного мира Аид и похитил ее. Вероятно, с этой легендой был связан и ферейский ритуал.

Cлайд 17

В Западном Доме святилищем служили две смежные комнаты на втором этаже, богато украшенные фресками на морские темы, из-за чего первоначально здание получило название Дом Капитана. Здесь совершался торжественный обряд возрождения богини. В меньшей комнате была специальная расселина, похожая на трещину в скале, собственно, оттуда и выходила богиня, которую представляла жрица.

Cлайд 18

Богиня появлялась из подводного мира, где переживала временную смерть, о чем свидетельствуют изображенные в простенках срезанные лилии. Сама богиня изображена как бы в «переходном» состоянии - в простенке у двери, соединяющей комнаты. Жрица торжественно шествовала в угол комнаты, где на одном из восьми окон помещался алтарь, украшенный в критском стиле дельфинами, ныряющими среди коралловых рифов. Сюда же, к алтарю, юноши-жрецы несли связки рыб. соответствующий исторический период.

Cлайд 19

Особым очарованием дышит образ «Парижанки» - изящной девушки, изображенной в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Фреска представляла ритуальный пир, участники которого сидели друг против друга с чашами в руках.

Cлайд 20

На фреске, изображающей «Таврокатапсию» - ритуальный бой с быком - с быком сражаются не только мужчины, но и женщины. Богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сына-супруга. Она ежегодно приносила его в жертву на подобном празднике - чтобы он, отживший годичный цикл, мог родиться вновь. Фреска с таврокатапсией показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Ему чужды застывшие позы, остановившиеся взгляды и самоуглубленность - т. е. все то, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья. Для критского искусства важен момент, верно схваченное движение, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спиной быка, вот бык уже пронзил рогом одну из своих противниц.

Cлайд 21

В III тыс. до н. э. высокого расцвета достигло искусство островов Эгейского моря и побережья Малой Азии. Всеобщую известность приобрели так называемые кикладские идолы («Арфист»). Это мраморные статуэтки, найденные в погребениях Киклад, а также на Крите и в Балканской Греции. Идолы - иногда миниатюрные, а порой достигавшие полутораметровой высоты - представляют собой фигуры обнаженных людей, стоящих в скованных позах («Великая богиня»). ЭГЕЙСКАЯ КИКЛАДСКАЯ СКУЛЬПТУРА Великая богиня. Кикладский идол. Сер. III тыс. до н. э. Эти боги должны были помочь умершим обрести новую жизнь. Статуэтки с соединенными ногами, слабо намеченными руками и грудью завершаются весьма условным изображением головы, на которой выделяется только нос. Исследователи предполагают, что остальные черты лица наносили красками, однако их следы не сохранились. Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту. В пифосах хранили зерно, воду, вино. У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам. Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично. ВАЗЫ СТИЛЯ «КАМАРЕС»

Cлайд 24

Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы - лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Замечательны композиции, представляющие цветы, склонившие свои головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название - вазы «камарес».

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, но они в значительной мере совпадают со временем Идеальная реконструкция Римского форума существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V вв. н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия. Театр Древней Греции Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2 комедии. В период расцвета греческой культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы.

Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Но главным архитектурным сооружением является храм. Самые знаменитые образцы, сохранившиеся до нашего времени в афинском Акрополе - храмы Парфенон и Эрехтейон. Стили в древнегреческой архитектуре сменялись последовательно: дорический, ионический коринфский. Отличительной особенностью этих стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений. Главный храм Древних Афин - Парфенон

Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. В ней передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп. Мирон. «Дискобол» Скульптура ранней классики

Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы. Древнегреческая живопись. Чернофигурные вазы

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины, впитав культурные традиции древней Греции, попав под влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой для культуры романо-германских народов Европы. Колизей или Амфитеатр Флавиев

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. В представлении римлянина каждый предмет, каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов.

Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями – храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Римский форум Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Во многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей. Арка на площади Рима

Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика, обработка драгоценных металлов и бронзы.

Античная культура - уникальное явление, оказавшее огромное влияние на развитие всей европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.



Периодизация античной художественной культуры

  • I – гомеровский (XI-IX вв. до н.э)
  • II – архаический (VIII-VI вв. до н.э.)
  • III – классический (V-IV вв. до н.э.)
  • IV – эллинистический

(конец IV-I вв. до н.э.)

Республиканский Древний Рим V-I вв.до н.э.

Императорский Древний Рим I-V вв.до н.э.

  • (конец IV-I вв. до н.э.) Республиканский Древний Рим V-I вв.до н.э. Императорский Древний Рим I-V вв.до н.э.

Гомеровский период Крито-Микенская культура III-II тыс.до н.э.

  • Эгейская культура расцвела на островах и побережье Эгейского моря(остров Крит, г.Микены, г.Тиринф, г. Троя)
  • Артур Джон Эванс в марте 1900г. Начал раскопки на острове Крит – Кносский дворец(Легенда о Минотавре,Ариадне и Тесее).

Фрески Кносского двореца

Фреска «Парижанка», жрица божества, XV век до н. э.

Царь-жрец, фреска в кносском дворце


Архаика VII-VI вв.до н.э. Ордерная система

  • ОРДЕР - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка.
  • Ордер включает несущие части (колонна с капителью , базой , иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз , в совокупности составляющие антаблемент ).

Скульптура периода архаики Человек – носитель природной красоты

  • Курос из Аттики. Мрамор. Около 520 г. до н.э. Национальный археологический музей. Афины.
  • Кора в пеплосе. Мрамор. Около 530 г. до н.э. Музей Акрополя. Афины.

Классика V-IV вв. до н.э.

  • Сократ
  • Я знаю, что ничего не знаю.
  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • Существует лишь одно добро - знание. Существует лишь одно зло - невежество

Портрет Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре


Древнегреческая драматургия

Оказала огромное влияние

На развитие мирового театра.

«Отец трагедии»

АРИСТОФАН

ЭСХИЛ

СОФОКЛ

Древнегреческий бюст

Слепок древнегреческой скульптуры


Храм Зевса в Олимпии (реконструкция)


Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие. Статуя Зевса .

Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров.


Классический стиль в скульптуре

  • Гармония
  • Легкость
  • Простота
  • Соразмерность человеку
  • Практичность
  • Торжественность

Скульптура периода классики

  • М ѝрон. Дискобол. Около 450 г. до н.э. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала.

Музей терм. Рим.


Скульптура периода классики

  • Поликлет. Дорифор. V в. до н.э. Реконструкция в бронзе с мраморной римской копии. Национальный археологический музей. Неаполь.
  • Равновесие фигуры достигнуто тем, что приподнявшемуся правому бедру соответствует опущенное правое плечо и, наоборот, опустившемуся левому бедру – приподнятое левое плечо. Такая система построения человеческой фигуры (так называемый «хиазм») придает статуе мерный, ритмический строй.

Скульптура периода высокой классики

Фидий

(490 г. до н. э. - 430 г. до н. э.) - древнегреческий скульптор,

один из величайших художников периода высокой классики

  • Ника Самофракийская. Мрамор.

Около 190 г. до н.э. Лувр. Париж.


  • Агесандр, Полидор, Афанодор. Лаокоон с сыновьями. Мрамор. Около 40 г. до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана.Рим.
  • Агесандр, Полидор, Афанодор. Лаокоон с сыновьями. Мрамор. Около 40 г. до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана.Рим.

  • Агесандр (?)
  • Венера Милосская, ок. 130-100 до н. э.
  • Мрамор. Высота: 2,02 м
  • Лувр, Париж

Древний Рим I-V вв.

  • Капитолийская волчица , ок. 500-480 до н. э. бронза. Высота: 75 см Капитолийские музеи, Рим
  • Этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев - Ромула и Рема

Форум Цезаря - первый из императорских форумов Рима.


Триумфальная

арка Тита - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.


Колизей, амфитеатр Флавиев

памятник архитектуры Древнего Рима

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев: начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н.э. амфитеатр был освящен императором Титом.


Пантео́н - «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света - 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око


Римский скульптурный портрет

Император Август

Римский национальном музее (палаццо Массимо).


Античность - мир высокой культуры, для многих поколений эллинов и римлян была духовной основой.

Античная максима «Человек-мера всех вещей» стала истоком развития европейской цивилизации.

С конца V в. Начинается новый период европейской истории, озаренный ценностями христианства.