Органы выделения у моллюсков. Строение моллюсков

Во время роста моллюска растёт и его раковина. Класс моноплакофоры. Класс панцирные. Класс головоногие. Класс бороздчатобрюхие. Современный наутилус. Тип моллюски или мягкотелые. Изучение внешнего строения и способа передвижения. Класс двустворчатые. Жизненный цикл большого прудовика. Внешнее строение брюхоногих моллюсков. Класс лопатоногие. Внутреннее строение брюхоногих моллюсков. Тип моллюски. У большинства моллюсков в глотке есть плотный мускулистый язык.

«Брюхоногие моллюски» - Внутреннее строение типичного моллюска. Банановый слизень, бороздчатый лиоплакс. Мускулатура тела. Проверим знания. Выяви признаки, характерные для представителей класса Моллюски. Системы органов. Заполним таблицу. Гигантская ахатина, гранатовое блюдечко. Тип Моллюски. Контрольный срез по теме «Плоские, Круглые, Кольчатые черви». Органы дыхания. Общая характеристика типа Моллюски (Мягкотелые). Брюхоногие.

«Общие признаки моллюсков» - Развитие. Местообитание. Орган. Что отличает классы. Признаки. Местообитание - суша, пресные водоёмы. Раковина. Чернильная железа. Прудовик. Скользят на ноге. Туловище. Сравнительная характеристика. Сравнительная характеристика классов. Суша. Общие признаки типа. Сравнительная характеристика классов типа Моллюски. Части тела - голова, туловище, нога. Класс Брюхоногие. Питание мельчайшими водными организмами.

«Систематика моллюсков» - Тип Моллюски. Брюхоногие чувствительны к температуре. Признаки типа. Чувствительность к факторам среды обитания. Особенности организации моллюсков, их происхождение. Класс Головоногие. Местообитание. Систематика моллюсков. Хищники. Тип животного. Особенности строения моллюсков. Внешнее строение моллюсков. Самый длинный и объемистый моллюск. Класс Брюхоногие. Кальмары. Строение пищеварительной системы.

«Классы типа Моллюски» - Класс Брюхоногие. Вредители кораблей. Сердце состоит из 1 желудочка и 2 предсердий, кровь голубая. Разменная монета. Отдельный вид – жемчужницы образуют жемчуг. Между мантией и телом находится мантийная полость. Наружный слой раковины роговой, средний (фарфоровый) и внутренний (перламутровый) - известковые. В Приморском заповеднике разводят, размножают и расселяют устриц и морских гребешков. У раздельнополых моллюсков оплодотворение наружное, у гермафродитных - внутреннее, перекрестное.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: познакомить учащихся с представителями типа Моллюски. Отметить особенности классов Брюхоногих, Двустворчатых и Головоногих, охарактеризовать их роль в природе и использование человеком. Показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные :

  • раскрыть особенности основных классов типа моллюски;
  • закрепить, углубить, систематизировать знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной литературой;
  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
  • развивать инициативу, уверенность в своих силах.

Воспитательные:

  • воспитать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов, бережное отношение к природе.

ТИП УРОКА: комбинированный, изучение нового материала и первичное закрепление.

ОБОРУДОВАНИЕ: влажные препараты моллюсков, раковины двустворчатых и брюхоногих моллюсков, таблицы, рисунки, презентация

ПЛАН УРОКА:

Ход урока

I. Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. В чем заключается симбиоз губок и водорослей? (Симбиоз – это совместное, взаимовыгодное проживание разных, чаще всего систематически далеких друг от друга организмов (например, растений и животных). В клетках губок благополучно живет одноклеточная водоросль зоохлорелла, снабжающая губку кислородом для дыхания, получая взамен надежное убежище и некоторые нужные ей минеральные соли, а также выделяемый губкой при дыхании углекислый газ.)

2. Каковы размеры губок? (Большинство губок имеет мелкие (иногда менее 1 см) и средние размеры, но есть очень крупные виды, достигающие 1–2 м в высоту (корзинка Венеры, кубок Нептуна).)

3. Перечислите характерные признаки кишечнополостных. (Для кишечнополостных характерны: тело из двух слоев клеток – эктодермы и энтодермы, лучевая симметрия, наличие кишечной полости и защитные стрекательные клетки на щупальцах.)

4. Какие организмы и в каких формах образуют атоллы и рифы? (Рифы образуются известковыми скелетами колониальных коралловых полипов в теплых морях с высокой соленостью, где температура воды не опускается ниже 20,5 °C. Рифы вокруг островов формируют кольцевые атоллы, внутри которых в спокойной воде лагун процветают самые богатые морские экосистемы с обилием разнообразных форм жизни. Самый протяженный в мире Большой Барьерный риф протянулся вдоль восточного побережья Австралии.)

5. Опасны ли медузы для человека? (Многие медузы тропических морей весьма опасны для купальщиков. Стрекательные клетки корнерота, “португальского кораблика” и, особенно, морской осы при соприкосновении с их щупальцами обжигают тело человека, вызывая сильную боль вплоть до потери сознания и гибели купальщика.)

6.Назовите преимущества замкнутой кровеносной системы, впервые появляющейся у кольчатых червей. (При наличии замкнутой кровеносной системы кровь движется только по сосудам. Поскольку при этом она не выливается в полость тела, движение происходит быстрее и без потерь, что обеспечивает более интенсивный обмен веществ. Кровь движется за счет сокращения стенок кровеносных сосудов, так как у кольчатых червей еще не образовалось сердце – специальный морфологически выраженный мускульный мешок, которое появится на более поздних этапах эволюции животного мира.)

7. Что такое гермафродитизм? (Виды-гермафродиты характеризуются наличием в организме одной особи как мужских, так и женских органов размножения и, соответственно, половых продуктов. Но самооплодотворения при этом не происходит, так как мужские и женские половые продукты, как правило, созревают в разное время, поэтому гермафродит может выступать то в качестве самца, то самки. У дождевых червей и некоторых других видов две гермафродитные особи обмениваются мужскими и женскими половыми продуктами, попадающими в “поясок”, где и происходит их перекрестное оплодотворение.)

8. Каково значение кольчатых червей? (Аэрация и удобрение почвы, пища для других организмов.)

9. Что означает название группы видов – дождевые черви? (Они выползают на поверхность почвы после дождя, так как заполняющая норки вода затрудняет дыхание наземноживущих червей через кожу.)

II. Изучение нового материала

Характерными признаками моллюсков является подразделение мягкого тела на голову, туловище и мускулистую ногу, появление у большинства видов защитных раковин разнообразной формы (продемонстрировать учащимся образцы или иллюстрации на таблице), используемых в систематике типа, а также дальнейшее усложнение систем органов: нервной (наличие головного мозга, наиболее крупного – у головоногих), дыхательной (жабры и легкие), пищеварительной (терка с роговыми зубчиками в глотке для измельчения пищи). При объяснении нового материала необходимо отметить происхождение моллюсков от древних многощетинковых червей.

Система типа Моллюски включает три класса, названия которых точно отражают главные их особенности. (слайд)

Брюхоногие (слайд) обладают мощной “ногой” с широкой подошвой для ползания; выделяемая при этом слизь облегчает перемещение по жесткому субстрату. На хорошо выраженной голове имеются подвижные выросты, способные вытягиваться, сокращаться и ощупывать встречающиеся на пути предметы, а также глаза на одной из пар щупалец. Брюхоногие – одни из немногих животных, у которых не выражена ни внешняя, ни внутренняя симметрия.

Двустворчатые (слайд) моллюски надежно защищены прочными половинками раковин, удерживаемых мощным мускульным замком. “Нога” у большинства видов сплюснута с боков и хорошо приспособлена для рытья канавок на илистом или песчаном дне (полезно спросить учащихся – доводилось ли им видеть бороздки на поверхности прибрежного дна реки или озера?).

Своеобразно строение головоногих , (слайд) действительно состоящее из крупной головы с большими глазами (в которой находятся и мозг, и хорошо выраженные внутренние органы), а также восьми мощных щупалец-ног (отсюда название самого известного вида – осьминог), снабженных множеством цепких присосок. В природе водные моллюски, потребляющие мелких животных и их остатки, способствуют биологическому очищению водоемов, а также сами являются богатым источником пищи для рыб и других потребителей, включая человека. Вместе с тем некоторые наземные брюхоногие моллюски (голые слизни, садовая и огромная виноградная улитки) наносят ущерб ягодным и овощным культурам. Дополнение. Высших головоногих моллюсков образно именуют “приматами моря”, подчеркивая их “интеллектуальные” способности. Наблюдения и эксперименты показывают, что осьминоги умеют использовать в качестве орудия защиты оторванные у медузы “португальского кораблика” жгучие щупальца. Известна способность осьминогов и каракатиц при появлении опасности выпускать маскирующее облачко “чернил”, а также менять свой цвет, чтобы стать невидимым для врага или, напротив, испугать его внезапной яркой окраской. Для головоногих характерен редчайший среди живых организмов способ перемещения в водной среде – реактивный. Вместе с тем, легенды и красочные литературные описания нападений гигантских головоногих на лодки и корабли, не подкреплены достоверными наблюдениями и относятся к мифологии. Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” приложение2

Интересные факты: (слайды)

1. Самым крупным беспозвоночным животным является гигантский кальмар из рода архитевтис. На берегу бухты Лайалл в Новой Зеландии штормом был выброшен кальмар длиной 17,37 м. Два самых длинных его щупальца были по15м. Вес таких кальмаров превышает 2т.

2. Самые большие глаза имеют гигантские кальмары, обитающие в Атлантике. Диаметр глаза может достигать 40см.

3. Самый крупный осьминог принадлежит к виду Октопус апполион. Обитает в Тихом океане. Вес – 53,8 кг, расстояние между щупальцами – 7 м.

4. Самой быстрой наземной улиткой считается обыкновенная садовая улитка Хеликс асперза. Расстояние в 31 см она преодолевает за 2 мин. 31 сек.

5. Самые ценные раковины имеют фарфоровые улитки ципреи. Так, экземпляр вида ципреи был продан в Нью-Йорке одному коллекционеру из Италии за 24 тыс. долларов.

6. Самая большая жемчужина была размерами с голубиное яйцо и весила 6,8 г. Стоимость этой жемчужины – 350 кг золота.

7. Укус морских улиток может быть ядовитым. Яд конуса вызывает воспаление и иногда остановку дыхания.

8. Европейская устрица может менять свой пол несколько раз в год. Созревшая для размножения, она сначала функционирует как самка, а через некоторое время как самец и так по нескольку раз.

9. Присоски осьминогов обладают большой силой. На каждом щупальце их насчитывается до 100 штук. Одна присоска диаметром 6 мм удерживает вес в 170 г.

10. Ежегодно во всем мире добывается свыше 800 000 т мидий. По калорийности это соответствует более чем 6000 т. телятины.

III. Закрепление изученного материала:

1. Обозначь части тела моллюсковприложение 1

Заполните таблицу, представляющую сравнительную характеристику основных классов моллюсков используя приложение 3:

11

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока:

  1. Тело моллюска состоит из головы, туловища и ноги.
  2. Встречаются представители с раковинами и без них.
  3. Нервная система у моллюсков разбросано-узлового типа.
  4. Органы чувств. Химического чувства и равновесия встречаются у всех, у многих видов глаза.
  5. Кровеносная система. У моллюсков (за исключением головоногих) незамкнутая кровеносная система.
  6. Органы дыхания: У большинства видов представлены жабрами, у наземных видов легкими.
  7. У моллюсков пищеварительная система незамкнутого типа. Она начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным.
  8. Выделительная система Выделительная система состоит из одной, но чаще двух почек.
  9. Моллюски могут быть как гермафродитами (улитки), так и раздельнополыми (большинство двустворок).
  10. Являются неотъемлемой частью экосистемы. Люди используют в пищу, и ракушки как украшения.

V. Домашнее задание

1. Составить перечень моллюсков, используемых человеком в пищу, а также для получения украшений. 2.Приготовить 3 доклада по классам: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. 3. выполнить задания: Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте:

Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала - она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара - панамы нам очень пригодились. “Смотрите, цапля!” - закричал Коля, снимая джемпер, - “лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей...”. А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается.... И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три - цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: “Иди, я не трону тебя”.

Инструктивная карточка

Возьмите банку с обыкновенным прудовиком, когда моллюск начнёт ползать по стеклу, рассмотрите его строение. Найдите голову со щупальцами, у основания которых располагаются небольшие глаза, ротовое отверстие на нижней стороне головы, подошву ноги. Из каких отделов состоит тело брюхоногого моллюска?

  1. Обратите внимание на плавное скольжение прудовика по стеклу, хорошо видны волнообразные сокращения мышц ноги.
  2. Когда моллюск поднимается к поверхности воды, понаблюдайте, как открывается дыхательное отверстие, ведущее в лёгочную полость. Определите, как долго дыхательное отверстие будет открыто.
  3. Пересадите моллюска на стеклянную пластину, и когда улитка начнёт ползать, прикоснитесь осторожно карандашом к её щупальцам. Понаблюдайте, как убираются щупальца, при этом глаза ввёртываются в них. При более сильном раздражении происходит сжатие всего тела, постепенно убирающегося в раковину. Какую роль в жизни моллюсков играют щупальца?
  4. Когда моллюск успокоится, проведите перед ним по стеклу кусочком чеснока, не прикасаясь к телу улитки. Понаблюдайте за её поведением. О чём говорит этот опыт?
  5. Положите перед моллюском кусочек яблока. Проследите, как моллюск питается. Если сидеть тихо, то можно слышать, как улитка соскребает челюстью кусочек пищи. Закончив наблюдение, пересадите моллюска в банку. Вспомните, чем питаются наземные брюхоногие моллюски

Заполни таблицу и сдай ее учителю. (В колонке “Да” и “Нет” поставь + или -)

Класс Брюхоногие – самая многообразная и распространенная группа моллюсков.

Брюхоногих около 90 тыс. современных видов, обитающих в морях (рапаны, конусы, мурексы), пресных водоёмах (прудовики, катушки, лужанки), а также на суше (слизни, виноградные улитки).

Внешнее строение

Большинство Брюхоногих моллюсков имеют спирально закрученную раковину. У некоторых раковина недоразвита или полностью отсутствует (например, у голых слизней).

Тело состоит из трёх отделов: головы, туловища и ноги .

На голове расположены одна или две пары длинных мягких щупалец и пара глаз.

В туловище - внутренние органы.

Нога брюхоногих приспособлена к ползанию и представляет собой мускулистый вырост брюшной части тела (отсюда и название класса).

Прудовик обыкновенный - обитает в пресных водоёмах и на мелководьях рек по всей территории России. Питается растительной пищей, соскабливая тёркой мягкие ткани растений.

Пищеварительная система

В ротовой полости брюхоногих моллюсков находится мускулистый язык с хитиновыми зубами, образующими «тёрку » (или радулу ). У растительноядных моллюсков тёрка (радула) служит для соскабливания растительной пищи, у хищных - помогает удерживать добычу.

В ротовую полость обычно открываются слюнные железы .

Ротовая полость переходит в глотку , а затем - в пищевод , который ведёт в желудок и кишечник . В него впадают протоки пищеварительной железы . Непереваренные остатки пищи выбрасываются через анальное отверстие .

Нервная система

Нервная система (на рисунке показана жёлтым цветом ) состоит из нескольких пар хорошо развитыхнервных узлов , расположенных в разных частях тела, и отходящих от них нервов .

У Брюхоногих моллюсков развиты органы чувств, они расположены в основном на голове: глаза, щупальца - органы осязания, органы равновесия . У брюхоногих хорошо развиты органы обоняния - они могут распознавать запахи.

Кровеносная ситема

Брюхоногие моллюски имеют незамкнутую кровеносную систему, состоящую из сердца исосудов . Сердце состоит из двух камер : желудочка и предсердия.

Дыхание у моллюсков, живущих в воде, осуществляется жабрами , а у наземных - с помощьюлёгкого .

В мантийной полости у большинства водных брюхоногих моллюсков имеются одна или, реже, две жабры.

У прудовиков, катушек, виноградных улиток мантийная полость выполняет роль лёгкого. Кислород из атмосферного воздуха, заполняющего «лёгкое», проникает через стенку мантии в разветвлённые в ней кровеносные сосуды, а углекислый газ из кровеносных сосудов поступает в полость «лёгкого» и выходит наружу.

Выделительная система

Органы выделения моллюсков - одна или две почки .

Ненужные для организма продукты обмена веществ поступают из крови в почку, проток от которой открывается в мантийную полость.

Освобождение крови от углекислого газа и обогащение кислородом происходит в органах дыхания (жабрах или в лёгком).

Размножение

Моллюски размножаются только половым путём .

Прудовики, катушки, слизни - гермафродиты .

Оплодотворённые яйца они обычно откладывают на листья растений и различные водные предметы или между комочками почвы. Из яиц выходят маленькие улитки.

Многие морские Брюхоногие - раздельнополые животные, они развиваются с личиночной стадией - парусником .

Значение

Многие моллюски служат кормом для рыб и птиц. Наземных брюхоногих поедают земноводные, кроты, ежи. Некоторые виды брюхоногих употребляет в пищу и человек.

Среди брюхоногих есть вредители садов и огородов - слизни, виноградная улитка и др.

Видео YouTube


Класс Двустворчатые (Пластинчатожаберные) моллюски

Теория:

Двустворчатые моллюски исключительно водные животные, они в основном ведут малоподвижный образ жизни. Большинство из них живет в морях (мидии, устрицы, морские гребешки), и лишь незначительная часть обитает в пресных водоёмах (беззубка, перловица, дрейсена речная).

Характерная особенность Двустворчатых - отсутствие головы.

Раковина Двустворчатых моллюсков состоит из двух створок (отсюда и название класса).

Представитель - беззубка обыкновенная . Её тело состоит из туловища и ноги, покрытых мантией. Она свешивается с боков в виде двух складок. В полости между складками и телом находятся нога и жаберные пластинки. Головы у беззубки, как и у всех двустворчатых, нет.

На заднем конце тела обе складки мантии прижимаются друг к другу, образуя два сифона: нижний (вводной) и верхний (выводной). Через нижний сифон вода поступает в мантийную полость и омывает жабры, чем обеспечивается дыхание.

Пищеварительная система

Для Двустворчатых моллюсков характерен фильтрационный способ питания. У них имеется вводной сифон, по нему вода со взвешенными в ней пищевыми частицами (простейшие, одноклеточные водоросли, остатки отмерших растений) поступает в мантийную полость, где эта взвесь фильтруется. Отфильтрованные пищевые частицы с помощью ресничек направляется в ротовое отверстие иглотку ; затем поступает в пищевод, желудок, кишечник и через анальное отверстие попадает в выводной сифон.
У беззубки хорошо развита пищеварительная железа , протоки которой впадают в желудок.

Дышат Двустворчатые моллюски с помощью жабр .

Кровеносная система

Кровеносная система незамкнутая. В неё входят сердце и сосуды .

Размножение

Беззубка – раздельнополое животное. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки, куда через нижний сифон вместе с водой попадают сперматозоиды. Из оплодотворенных яиц в жабрах моллюска развиваются личинки.

Значение

Двустворчатые моллюски являются фильтраторами воды, кормом для животных, используются в пищу человеком (устрицы, гребешки, мидии), производителями перламутра и натурального жемчуга.

Раковина Двустворчатых моллюсков состоит из трех слоёв:

  • тонкого наружного - рогового (органического) ;
  • наиболее толстого, среднего - фарфоровидного (известкового) ;
  • внутреннего - перламутрового .

Лучшие сорта перламутра выделяют толстостенные раковины морской жемчужницы, обитающей в теплых морях. При раздражении отдельных участков мантии песчинками или другими предметами на поверхности перламутрового слоя образуются жемчужины.

Раковины и жемчуг используются для производства ювелирных украшений, пуговиц и других изделий.

Некоторые моллюски, например корабельный червь, названный так за форму тела, вредят деревянным постройкам, находящимся в воде.

Видео YouTube


Класс Головоногие моллюски

Теория:

Головоногие моллюски - немногочисленная группа высокоорганизованных животных, отличающихся наиболее совершенным среди других моллюсков строением и сложным поведением.

Их название - «Головоногие» - объясняется тем, что нога этих моллюсков превратилась в щупальца (обычно их 8-10), располагающиеся на голове вокруг ротового отверстия.

Головоногие моллюски обитают в морях и океанах с высоким содержанием солей (они не встречаются в Чёрном, Азовском и Каспийском морях, вода которых опресняется впадающими в них реками).

Большинство головоногих - свободноплавающие моллюски. Лишь некоторые обитают на дне.

К современным головоногим относятся каракатицы, кальмары, осьминоги. Размеры их тела бывают от нескольких сантиметров до 5 м, а обитатели больших глубин достигают 13 м и более (с вытянутыми щупальцами).

Внешнее строение

Тело у Головоногих моллюсков двусторонне-симметричное . Оно обычно разделено перехватом на туловище и крупную голову, а нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку - мускулистую коническую трубку (сифон ) и длинные мускулистые щупальца с присосками , расположенные вокруг рта (у осьминогов 8 щупалец, у каракатиц и кальмаров - 10, у наутилуса - около 40). Плаванию помогает пульсирующее выбрасывание воды из мантийной полости через сифон - реактивное движение.

Тело большинства головоногих лишено наружной раковины, есть лишь недоразвитая внутренняя раковина. А у осьминогов раковины нет совсем. Исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения этих животных (скорость движения некоторых кальмаров может превышать 50 км/ч).

Исходный уровень знаний:

План ответа:

Общая характеристика Моллюсков.
Строение Брюхоногих моллюсков на примере Большого прудовика
Строение Двустворчатых моллюсков на примере Беззубки.
Многообразие Моллюсков
Значение Моллюсков в природе и жизни человека

Количество видов : около 130 тысяч.
Среда обитания : пресная и соленая вода, многие приспособились к жизни на суше

Общая характеристика типа Моллюски:

Туловище образует кожную складку – мантию. Между мантией и туловищем образуется мантийная полость, в которую открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез, там же находятся органы дыхания, некоторые органы чувств.

Имеется раковина, выполняющие функции наружного или внутреннего скелета и защищающие моллюсков. Наружный слой раковины - органический, средний - известковый, внутренний - перламутровый. У некоторых видов моллюсков раковина редуцируется.

Сегменты сливаются в небольшое количество отделов тела, каждый из которых обеспечивает определенные функции.

Полость тела смешанная. Внутренние органы погружены в паренхиму, но имеются полости, заполненные жидкостью. Вторичная полость частично редуцировалась.

Пищеварительная система состоит из передней, средней и задней кишки. Возникли пищеварительные железы, обеспечившие более быстрое и полное переваривание пищи. В глотку открываются протоки слюнных желез, в среднюю кишку открываются протоки печени.

Кровеносная система незамкнутая, состоит из сердца и кровеносных сосудов. От желудочка сердца отходят артерии, по которым кровь течет от сердца ко всем органам. Часть пути кровь проходит не по сосудам, а по полостям между внутренними органами.

Органы дыхания у большинства видов представлены жабрами, у наземных представителей - легкими. Жабры и легкие - видоизмененные участки мантии, в которых очень много кровеносных сосудов.

Органы выделения - почки, представляющие собой видоизмененные метанефридии.

Нервная система разбросанно-узлового типа. Из органов чувств - органы химического чувства и равновесия, у многих имеются глаза.

Размножаются моллюски только половым способом. Есть раздельнополые и гермафродиты. Развитие прямое или с личиночной стадией.

Наиболее распространенные моллюски относятся к трем классам: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Строение Брюхоногих моллюсков на примере Большого прудовика

Животные этого класса обитают в морских и пресных водоемах, многие живут на суше. Характерной чертой является асимметричность строения. Раковина и туловище брюхоногих спирально закручены. Раковина состоит из двух слоев: тонкого органического наружного слоя и фарфоровидного известкового слоя.

Тело прудовика состоит из трех отделов: головы, туловища и ноги. На голове находятся 1–2 пары щупалец, хорошо развитые глаза, которые нередко помещаются на вершине щупалец; нога обычно широкая с плоской подошвой, туловище спирально закручено. В глотке находится - радула. Это терка для соскабливания мягких частей растений, состоящая из роговых зубчиков.

Органы дыхания у большинства брюхоногих представлены жабрами. У наземных брюхоногих орган дыхания - легкое. Участок мантийной полости у них обособляется и открывается наружу самостоятельным отверстием. Это так называемая легочная полость, в стенках которой расположены многочисленные кровеносные сосуды. Кровь чаще всего бесцветна, иногда в ней присутствует пигмент, содержащий медь и придающий крови моллюсков голубой цвет.

В выделительной системе большого прудовика сохраняется только одна почка. Большой прудовик гермафродит, оплодотворение перекрестное. Откладывает яйца в виде слизистых шнуров. Развитие прямое, без личиночной стадии. Из яиц развиваются молодые особи.

Строение Двустворчатых моллюсков на примере Беззубки

В этот класс объединяют малоподвижных морских и пресноводных моллюсков, тело которых заключено в раковину, состоящую из двух створок. Типичным обитателем дна пресных водоемов является беззубка. На спинной стороне створки соединяются с помощью эластичной связки (лигамента), или с помощью замка. Закрываются створки при помощи двух мышц - замыкателей. Головы нет. Тело имеет только туловище и ногу. Передвигаются двустворчатые медленно, обычно выдвигая ногу, а затем подтягивая к ней все тело.

Тело покрыто мантией, которая свешивается с боков виде складок. На спинной стороне мантия срастается с телом моллюска. Нередко свободные края мантии срастаются, оставляя отверстия - сифоны для ввода и вывода воды из мантийной полости. Внешним эпителием мантии образуются створки раковины. Наружный слой раковины состоит из органического вещества; средний слой образован из углекислой извести и имеет наибольшую толщину. Внутренний слой - перламутровый.

Органы дыхания - две пластинчатые жабры. Жабры, а также внутренняя поверхность мантии, снабжены ресничками, движением которых создается ток воды. Ток воды создается также сифонами.

Пищевые частицы, попавшие в мантийную полость, склеиваются и отправляются в ротовое отверстие моллюска, находящееся у основания ноги. Такой способ питания называется фильтрационным, а животные - фильтраторами. В пищеварительной системе отсутствует радула и слюнные железы.

Нервная система двустворчатых моллюсков представлена тремя парами ганглиев, которые связаны нервными тяжами - комиссурами. Органы чувств развиты слабо, имеются специальные клетки, обеспечивающие кожную чувствительность, имеются органы равновесия - статоцисты, органы химического чувства.

Схема внутреннего строения двустворчатых моллюсков: 1 - рот, 2 - передний мускул-замыкатель, 3, 15, 20 - нервные узлы, 4 - желудок, 5 - печень, 6 - передняя аорта, 7 - наружное отверстие почки, 8 - почка, 9 - сердце, 10 - перикардий, 11 - задняя аорта, 12 - задняя кишка, 13 задний мускул-замыкатель, 14 - анальное отверстие, 16 - жабры, 17 - отверстие гонады, 18 - средняя кишка, 19 - половая железа.

Органы выделения представлены двумя почками. Мочеточники открываются в мантийную полость.

Размножение . Большинство двустворчатых моллюсков раздельнополы. Семенники и яичники парные. Половые протоки открываются в мантийную полость. Развитие происходит с метаморфозом. Личинки пресноводных моллюсков (беззубок и перловиц), называются глохидиями, имеют двустворчатую раковинку с зазубренными шипами на краях. Когда над беззубкой проплывает рыба, моллюск выталкивает через выводной сифон личинок в окружающую воду. При помощи биссусной нити и шиповатых створок глохидии прикрепляются к коже рыбы. Вокруг личинки образуется небольшая опухоль, внутри которой глохидий питается за счет хозяина.

Новые понятия и термины: мантия, мантийная полость, радула, сифоны (вводной, выводной), смешанная полость тела, жабры, биофильтраторы, глохидия, жемчужина.

Вопросы на закрепление:

  • Какие признаки объединяют Двустворчатых и Брюхоногих моллюсков?
  • Чем отличаются Двустворчатые и Брюхоногие моллюски?
  • Почему в аквариуме со стоячей водой прудовик может жить, а беззубка нет?
  • Какие меры борьбы наиболее эффективны и безопасны с моллюсками – вредителями?

Литература:

  1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. – М.: ООО Издательский дом «Оникс 21 век», 2002
  2. Биология: Пособие для поступающих в вузы. Том 1. – М.: ООО «Издательство Новая Вол-на»: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000.
  3. Каменский, А. А. Биология. Справочное пособие / А. А. Каменский, А. С. Маклакова, Н. Ю. Сарычева // Полный курс подготовки к экзаменам, зачетам, тестированиям. - М.: ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2005. - 399с.
  4. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для уча-щихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Понома-ревой. – М.: Вентана-Граф, 2001.
  5. Константинов, В. М. Биология: животные. Учеб. для 7 кл. общеобразоват. школы /В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 304с.
  6. Латюшин, В. В. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Лактюшин, В. А. Шапкин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 304с.
  7. Пименов А.В., Гончаров О.В. Пособие по биологии для поступающих в вузы: Электронный учебник. Научный редактор Гороховская Е.А.
  8. Пименов А.В., Пименова И.Н. Зоология беспозвоночных. Теория. Задания. Ответы.: Сара-тов, ОАО издательство «Лицей», 2005.
  9. Тейлор Д. Биология / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. - М.:Мир, 2004. - Т.1. - 454с.
  10. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. Т.2. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.

93. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей тела моллюска, обозначенных цифрами.

94. Заполните таблицу.

Системы органов Моллюсков.

95. Выполните лабораторную работу «Внешнее строение моллюсков».
1. Рассмотрите живую беззубку (перловицу) или готовый препарат. Опишите её размеры, цвет, форму. Сделайте рисунок.


2. Определите передний и задний концы раковины, спинную и брюшную стороны.
3. Найдите в раковине слои годового прироста. Определите возраст моллюска.
4. Рассмотрите внутреннюю поверхность раковины, найдите места прикрепления замыкательных мускулов.
5. Рассмотрите и опишите роговой, фарфоровый и перламутровый слои раковин.
Раковина беззубки состоит из трех слоев:
Рогового – наружного окрашенного (из органического вещества). Слой имеет коричневато-зеленую окраску
Среднего слоя – фарфорового
Внутреннего слоя, который образован горизонтально расположенными известковыми пластинками, преломляющими свет и придающими перламутровый блеск. Поэтому внутренний слой раковины называют перламутровым.

96. Рассмотрите рисунки. Какие системы органов на них изображены? Напишите, из каких органов состоит каждая система.


1 рис. – Кровеносная система. Состоит из сердца, сосудов (аорта, капилляры, вены) и полостей тела, заполняемых кровью.
2 рис. – Нервная система. Разбросанно-узловая: в ней имеется окологлоточное нервное кольцо, надглоточный нервный узел, нервные стволы и нервы.

97. Изучите таблицу «Тип Моллюски. Строение двустворчатого моллюска». Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей тела двустворчатого моллюска, обозначенных цифрами.


98. Что представляет собой раковина? Каковы её функции?
Раковина – это наружное скелетное образование, покрывающее тело большинства моллюсков и выполняющее защитную и опорную функции.

99. Каково значение моллюсков в природе и в жизни человека?
Значение моллюсков в природе:
Моллюски имеют большое значение в питании многих других животных. Наземными моллюсками питаются жабы, кроты, пресноводными - многие рыбы, водоплавающие птицы, выхухоли. Головоногими моллюсками питаются морские рыбы, тюлени, кашалоты.
Двустворчатые моллюски участвуют в очищении водоемов от органических взвесей.