Уголок живой природы в детском саду: как правильно подобрать комнатные растения? Уголок природы в детском саду Требования к подбору растений.

Дошкольный период - очень важное время в развитии каждого ребёнка. Именно в этот период формируется личность человека, его мировоззрение и отношение к окружающей реальности. Живой уголок в детском саду поможет привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширит кругозор и поможет получить новые знания.

Основная цель, которую ставят перед собой воспитатели, организовывая живой уголок - научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство ответственности. Совместный уход за питомцами живого уголка поможет сплотить коллектив, научит детей работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих. Кроме того, многие дети не любят ходить в детский сад, а живой уголок поможет заинтересовать ребёнка, станет своеобразным стимулом и позволит скорее привыкнуть.

Выбирая питомцев в живой уголок, следует прежде всего учитывать безопасность животного и простоту ухода за ним. Понятно, что ни один живой уголок в детском саду не переживёт наличия террариума с ящерицами или «ручных» тарантулов. Дети должны сами научиться ухаживать за обитателями живого уголка, поэтому чем меньше времени и сил занимает уход, чем меньше он требует специальных знаний - тем лучше.

Кроме того, животные, которых Вы поселите в живой уголок, должны иметь яркую окраску. Это будет привлекать и концентрировать внимание детей. Желательно заводить несколько питомцев одного вида, это позволит детям видеть индивидуальные особенности экземпляров.

Лучше всего поставить в живой уголок аквариум с рыбками, которые не требуют серьёзного ухода. С детей будет вполне достаточно того, что они научатся правильно кормить рыб, менять воду и периодически чистить аквариум. Естественно, все эти манипуляции должны проходить под чутким руководством воспитателя.

Лучше всего выбрать небольшой аквариум и поселить в него , данио, меченосцев и . Хорошо будет воспринята детьми живущая в аквариуме маленькая водяная черепашка.

Аквариум должен украшать живой уголок, поэтому стоит продумать дизайн его внутреннего оформления. Детям очень нравится наблюдать за тем, как рыбки заплывают в гротики, шныряют между корягами и резвятся среди водорослей.

Можно поселить в живой уголок каких-то грызунов: крыс или хомяков, но лучше всего подойдут морские свинки, так как эти животные абсолютно безвредны и прекрасно ладят с детьми. Их можно брать на руки и кормить с ладошки, что приносит дошкольникам массу положительных эмоций. Не доставят морская свинка особых хлопот и в процессе чистки клетки.

Живой уголок может стать домом для волнистых попугайчиков. Лучше приобрести самца и самочку, так как детям обязательно захочется научить птичку разговаривать, а, как известно, этим могут похвастаться только представители мужской половины попугайчиков. Кроме того, если у Ваших питомцев появятся птенцы - это станет ценным материалом для наблюдения.

Обязательно вместе с детьми дайте питомцам клички. Сам процесс выбора имени принесёт море позитива, а впоследствии поможет детям по-настоящему подружиться с обитателями уголка природы.

Озеленить живой уголок также лучше простыми, не требующими особого ухода комнатными растениями. Можно использовать хлорофитум, который кроме эстетической привлекательности является ещё и очень хорошим очистителем воздуха, аспарагус, традесканции, монстеру, циперус и китайскую розу. Эти растения просты в уходе, не требуют особенных условий, легко размножаются. Для безопасности детей не следует приносить в живой уголок кактусы, а также растения, которые имеют ядовитый сок. Можно составить график полива, это поможет воспитать в детях чувство ответственности.

Периодически все вместе устраивайте генеральную уборку в своём живом уголке. Чистка аквариума и освобождение растений от пыли - интересное и увлекательное занятие для дошкольников.

Живой уголок в детском саду обязательно понравится воспитанникам, особенно тем, чьи родители не разрешают заводить домашних животных. Общение с природой - ценный опыт для воспитания личности, формирования человеческих ценностей и становления характера.

Введение

В последнее время очень актуальным стало экологическое воспитание детей, фундамент для которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте.

Немалую роль играют в этом детские дошкольные учреждения, в которых детям дают первое представление об окружающем мире, о его хрупкости и многообразии.

Конечно, нельзя познакомить ребенка с природой только с помощью красивых фотографий или чтения книг.

В любом правильно организованном детском дошкольном учреждении должен быть зооуголок.

В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. Благодаря наличию зооуголка дети с малых лет учатся бережному отношению к животному миру и братьям нашим меньшим.

У них появляются чувство ответственности, стремление оберегать более слабых существ и заботиться о них.

Уход за животными в зооуголке дисциплинирует детей, позволяет им приобрести простейшие навыки трудовой деятельности.

Кроме того, постоянное общение с животными раскрывает творческий потенциал ребенка, что облегчает художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Следует правильно отнестись к подбору животных для детского живого уголка, обустройству помещения, чтобы нахождение в нем было безопасным и комфортным как для детей, так и для их питомцев.

К сожалению, в настоящее время существует мало литературы, посвященной организации живого уголка в дошкольных учреждениях.

Эта книга поможет вам грамотно организовать зоологический уголок в любом дошкольном учреждении.

В ней вы найдете сведения о самых распространенных и интересных домашних питомцах, рекомендуемых для содержания в детских садах.

Она поможет вам грамотно разместить животных в зооуголке, правильно подобрать для них рацион, обеспечить соответствующий уход за ними.

Отдельные главы книги посвящены мерам безопасности при уходе за животными, благотворному влиянию общения с животными на детей, что будет полезно знать каждому человеку, работающему в детских коллективах.

Устройство живого уголка в детском саду и основные требования к его объектам

Зооуголки в дошкольных учреждениях устраивают прежде всего с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в зооуголке дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями – в прохладное и затененное.

Постоянными обитателями живого уголка являются аквариумные рыбки (живородящие виды – меченосцы, гуппи, платипецилии; сомики, лабео, данио, барбусы, золотые рыбки). Наблюдение за ними интересно, а труд по уходу несложен для детей и доступен им (он заключается в кормлении, чистке аквариума). Можно содержать в живом уголке амфибий и рептилий. Помимо постоянных обитателей зооуголка (шпорцевых лягушек, аксолотлей, черепах), можно приносить для демонстрации детям местные виды животных (зеленую и серую жаб, лягушек, ящериц).

Большой интерес у детей вызовет уход за птицами. Типичными представителями пернатых обитателей живого уголка являются канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы размножаются в неволе, а развитие птенцов, забота птиц о потомстве – ценный материал для наблюдения детей.

Млекопитающие являются ценными объектами для живого уголка благодаря своему сложному поведению. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам. В зооуголке можно разместить кроликов, хомячков, морских свинок, крыс.

Особенности организации зооуголка для детей младшей и старшей групп

В зооуголке младшей группы лучше всего содержать певчих птиц. Они обладают яркой окраской, легко приспосабливаются к неволе. Млекопитающие же требуют к себе много внимания, поэтому их содержат в зооуголке старшей группы детсада, а клетки с хомячками, кроликами, морскими свинками приносят в младшие группы для временного наблюдения. В аквариумах зооуголка для детей старшей группы лучше содержать живородящих и икромечущих рыб. Уход за амфибиями и рептилиями несложен. Они могут содержаться в зооуголках всех возрастных групп. Однако скорее всего эти животные вызовут интерес у детей старших групп, так как они не обладают яркой окраской, которая могла бы привлечь внимание младших детей.

Самые маленькие дети получают знания о животных путем наблюдения. Для этого хорошо подойдут ярко окрашенные тропические рыбки, морские свинки с интересным внешним видом, со сложным поведением, черепахи, хомячки. Детей надо познакомить с животными: сказать их название, дать их детям возможность рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их движениями, рассказать о питании животных, возможно, дать покормить. В этом возрасте, когда ребенок особенно охотно идет на контакт, ему можно предложить проимитировать звуки животного, повторить движения животных, не издающих звуки.

После таких занятий дети хорошо запомнят информацию о животном, будут лучше его воспринимать.

Кроме того, важно заинтересовать ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме. Ребенок должен научиться распознавать окраску шерсти, цвет глаз, форму тела, его рельефность. При этом можно научить детей образному сравнению, например сказать, что шерстка животного мягкая как пух. Очень заинтересует детей разгадывание загадок про животных, которых им потом продемонстрируют. Дети могут дать клички животным.

Потом детей необходимо научить установлению причинно-следственных связей. Почему у черепахи панцирь? Почему у попугая крылья? Почему кролик передвигается прыжками, а морская свинка бегает? Детям можно рассказать о диких и домашних животных (продемонстрировать кролика, канарейку, хомячков). На этом этапе детям впервые можно дать возможность ухаживать за животными под руководством воспитателя. Это могут быть простейшие действия: положить корм в кормушку, налить воды в поилку. На этом этапе дети уже начинают сами придумывать рассказы и стихи, рисовать картинки.

Детям старшей группы можно давать понятия о многообразии животных, об их уникальности и необходимости их охраны, демонстрировать живородящих рыбок, давать знания о размножении животных, воспитании ими потомства. Уход становится более сложным, добавляются новые навыки – замена подстилки, самостоятельное кормление, замена воды в поилке, купание животных, уход за потомством. При этом детям демонстрируются фильмы о животных, диафильмы.

Их побуждают к самостоятельным наблюдениям, новым открытиям в поведении животных.

Обитатели живого уголка и особенности ухода за ними

Аквариумные рыбки

Самыми подходящими для содержания в живом уголке являются живородящие рыбки – меченосцы, гуппи и платипецилии. Эти рыбки очень просты в содержании, неприхотливы и легко размножаются в неволе.

Меченосец

Родина этой рыбки – Гватемала и Южная Мексика. Длина тела – 6,5-10 см. Самцы зеленоватого цвета с голубым отсветом. Плавники желтоватые, хвостовой плавник имеет длинный ярко-желтый мечевидный вырост, его кайма черная. Меч гибкий, самцы пользуются им для привлечения самки. Самка зеленоватая с оливковой спинкой и белым брюшком, хвостовой плавник округлый, без меча.

Меченосцы бывают красными, черными, в крапинку, золотистыми. Меченосцы так же могут быть гибридами самца меченосца и самки пецилии. В этом случае рыбки наследуют от меченосца внешний вид и строение хвостового плавника, а от самки – окраску тела.

Гуппи

Это самая распространенная аквариумная рыбка. Родина вида – Центр и Южная Америка. Длина тела самки – до 4,5 см, а самцов – 2–3 см. Самка невзрачная, зеленовато-серая. Самцы, напротив, окрашены ярко. На спинном плавнике самца находятся изогнутые лучи. У самцов очень много разных вариантов окраски, расположения пятен. На теле и спинном, хвостовом плавниках расположены черные точки, окруженные желтыми, фиолетовыми и красными пятнами.

Особенно красива золотистая разновидность гуппи.

Самка рождает до 50 мальков, причем в год может принести до 6–7 потомств. Половозрелости они достигают на 4-м году жизни.

Пецилия пятнистая

Родина этой рыбы – Мексика и Гватемала. Длина самки – 5–6 см, самца – 3–3,5 см. Самцы и самки окрашены одинаково. Тело короткое, сжатое с боков. Существует много вариантов окраски: серо-желтые с черным пятном у хвоста, черная, красная, золотистая, в крапинку. Очень красивы черные рыбки с голубыми и золотистыми блестками, красные особи с золотистым отблеском.

В год у платипецилии 6–8 пометов, появляется по 50–60 мальков за один раз. Самку можно не отсаживать, потому что она в отличие от других живородящих рыб не поедает своих мальков. Уход за живородящими рыбками не отличается от ухода за другими рыбками.

Они могут жить в аквариумах разного объема, в которых обязательно должно быть достаточное количество зелени, потому что живородки питаются в том числе и растительной пищей.

Температура должна быть в пределах 18–23 °C, без резких колебаний. Мальков надо кормить с первых дней живой пылью.

Барбус-клоун

Очень интересны для детей будут барбусы. Эти рыбки очень активны, ярко окрашены, за ними интересно наблюдать. Привлекает внимание их стайный образ жизни.

Барбус распространен в странах Азии (Сингапуре, Борнео). Длина тела самца – 9 см, самки – 12 см. По сравнению с другими барбусами тело барбуса-клоуна не слишком высокое, слегка сжатое с боков. Общая окраска буровато-розовая. Чешуйки окантованы перламутровой полоской, поэтому тело рыбки похоже на блестящую сеточку.

На теле барбуса-клоуна 4 овальных темных пятна, отливающих металлическим голубым блеском. Глаз пересекает широкая дымчатая полоса. Все плавники ярко-красные. Самцы заметно мельче самок, стройнее, окраска их более яркая.

Барбусы-клоуны – мирные. В аквариумах держатся в нижних слоях воды, часто роются в грунте. Хорошо уживаются с другими мирными подвижными рыбками.

Основным условием содержания может выступать только размер аквариума (не менее 1 м в длину). Вода предпочтительна мягкая, теплая (28–30 °C). Барбус любит густые заросли водной растительности, умеренное освещение.

Кормить барбусов-клоунов желательно со дна кормом (мотылем, трубочником).

Барбус-клоун легко нерестится при обильном кормлении, половозрелости достигает поздно: самки – в 11–12 месяцев, самцы – в 1,5–2 года.

Барбус огненный

Встречается в Азии (Бенгалии, Ассаме, и некоторых северных штатах Индии). Рыбка имеет средние размеры. Обычная длина тела – 8 см, но отдельные самки могут достигать длины 16 см. Туловище высокое, слегка сжато с боков. Самки и самцы сильно отличаются окраской.

Спинна самца желтая с легким зеленоватым отливом, бока яркие, оранжевые или карминные. На хвосте крупное черное пятно. Плавники янтарные, спинной плавник желтовато-дымчатый.

Окраска самок более однообразна. Тело их желтоватое с легким серебристым оттенком. Плавники тоже желтоватые, хвостовой плавник бесцветный, темное пятно слабо выражено, усов нет.

Выведена форма с вуалевыми плавниками.

Половой диморфизм проявляется после 5–6 месяцев, в более раннем возрасте самцы и самки трудноразличимы.

Барбусы – очень мирные рыбки. Среди других рыб они держатся отдельными стайками.

Вид неприхотлив, этим рыбкам подойдет любой аквариум длиной от 60 см. Рыбки нетребовательны к качеству воды, но предпочитают яркое освещение, температура воды предпочтительна 17–22 °C, но хорошо переносят и более низкие температуры. К корму нетребовательны. Можно кормить любым живым или искусственным кормом.

Разводить этот вид проще, чем остальных барбусов. Рыбки готовы к размножению с 9-месячного возраста. Самца и самочку помещают в нерестилище, длина нерестилища – 30–40 см, уровень воды – 10–15 см, температура – на 2–3 °C выше, чем вода в аквариуме. На дно необходимо поместить сеточку, чтобы обезопасить икру.

Ксения Зубкова
Живой уголок в детском саду

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.

За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни каждый воспитатель и коллектив педагогов детского сада имеет право выбрать программу или составить ее из нескольких программ сообразно общей воспитательно-образовательной направленности дошкольного учреждения и своим педагогическим установкам.

В соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста - младший, средний и старший дошкольный возраст, - она состоит из трех частей. В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и становления, готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника. Познание мира ребенком осуществляется эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами - и обследует их форму, цвет, величину, радуется ярким краскам природы - и начинает постигать многообразие природных объектов. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, к проявлению творчества.

Особенности знакомства детей среднего дошкольного возраста с миром природы

В 4-5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрасте вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» порой ставят взрослых - родителей, педагогов - в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом, интереса к узнаванию природы, сформировать продуктивные для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления - важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» (выделение как предметов познания) живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи - они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют отношение к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам.

Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырехлетних малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Предлагаемая программа экологического образования поможет взрослым - педагогам, родителям - начать приобщение детей к экологической культуре, формирование у них основ экологического миропонимания.

Устройство живого уголка в детском саду и основные требования к его объектам

Уголок живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки, трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Зооуголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего, с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в зооуголке дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями - в прохладное и затененное.

Постоянными обитателями живого уголка являются аквариумные рыбки (живородящие виды - меченосцы, гуппи, платипецилии; сомики, лабео, данио, барбусы, золотые рыбки). Наблюдение за ними интересно, а труд по уходу несложен для детей и доступен им (он заключается в кормлении, чистке аквариума). Можно содержать в живом уголке амфибий и рептилий. Помимо постоянных обитателей зооуголка (шпорцевых лягушек, аксолотлей, черепах, можно приносить для демонстрации детям местные виды животных (зеленую и серую жаб, лягушек, ящериц).

Большой интерес у детей вызовет уход за птицами. Типичными представителями пернатых обитателей живого уголка являются канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы размножаются в неволе, а развитие птенцов, забота птиц о потомстве - ценный материал для наблюдения детей.

Млекопитающие являются ценными объектами для живого уголка благодаря своему сложному поведению. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам. В зооуголке можно разместить кроликов, хомячков, морских свинок, крыс.

В зооуголке младшей группы лучше всего содержать певчих птиц. Они обладают яркой окраской, легко приспосабливаются к неволе. Млекопитающие же требуют к себе много внимания, поэтому их содержат в зооуголке старшей группы детсада, а клетки с хомячками, кроликами, морскими свинками приносят в младшие группы для временного наблюдения. В аквариумах зооуголка для детей старшей группы лучше содержать живородящих и икромечущих рыб. Уход за амфибиями и рептилиями несложен. Они могут содержаться в зооуголках всех возрастных групп. Однако, скорее всего эти животные вызовут интерес у детей старших групп, так как они не обладают яркой окраской, которая могла бы привлечь внимание детей младших групп.

Самые маленькие дети получают знания о животных путем наблюдения. Для этого хорошо подойдут ярко окрашенные тропические рыбки, морские свинки с интересным внешним видом, со сложным поведением, черепахи, хомячки. Детей надо познакомить с животными: сказать их название, дать их детям возможность рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их движениями, рассказать о питании животных, возможно, дать покормить. В этом возрасте, когда ребенок особенно охотно идет на контакт, ему можно предложить проимитировать звуки животного, повторить движения животных, не издающих звуки.

После таких занятий дети хорошо запомнят информацию о животном, будут лучше его воспринимать.

Кроме того, важно заинтересовать ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме. Ребенок должен научиться распознавать окраску шерсти, цвет глаз, форму тела, его рельефность. При этом можно научить детей образному сравнению, например, сказать, что шерстка животного мягкая как пух. Очень заинтересует детей разгадывание загадок про животных, которых им потом продемонстрируют. Дети могут дать клички животным.

Потом детей необходимо научить установлению причинно-следственных связей. Почему у черепахи панцирь? Почему у попугая крылья? Почему кролик передвигается прыжками, а морская свинка бегает? Детям можно рассказать о диких и домашних животных (продемонстрировать кролика, канарейку, хомячков). На этом этапе детям впервые можно дать возможность ухаживать за животными под руководством воспитателя. Это могут быть простейшие действия: положить корм в кормушку, налить воды в поилку. На этом этапе дети уже начинают сами придумывать рассказы и стихи, рисовать картинки.

Детям старшей группы можно давать понятия о многообразии животных, об их уникальности и необходимости их охраны, демонстрировать живородящих рыбок, давать знания о размножении животных, воспитании ими потомства. Уход становится более сложным, добавляются новые навыки – замена подстилки, самостоятельное кормление, замена воды в поилке, купание животных, уход за потомством. При этом детям демонстрируются фильмы о животных, диафильмы.

Работа дошкольников в уголке природы

Что касается растений и ознакомления с ними, то в старшей группе дети знакомятся с новыми комнатными растениями, запоминают их названия, выявляют отличие их строения от уже известных растений.

Большая работа проводится по формированию и закреплению представлений детей о потребности растений в определенных условиях среды (воды, хорошей почвы, света, тепла). Формирование этих представлений, закрепление их в условиях повседневной жизни лучше всего осуществлять посредством проведения несложных опытов.

Опыт с водой. Отбираются растения, быстро реагирующие на изменение влажности почвы (колеусы, бальзамины и др.). Наблюдение проводится в понедельник утром после двухдневного перерыва в поливе растений. Одно из растений за час до наблюдения поливается (без привлечения внимания детей). К моменту наблюдения политое растение должно уже быть в нормальном состоянии, другое оказывается увядшим, с опустившимися листьями.

Дети вместе с воспитателем рассматривают оба растения, сравнивают, выявляют различие в их состоянии. Затем, обследуя почву, обнаруживают, что одно полито, другому недостает воды. Обильно полив растение, оставляют его до вечера. Вечером или на утро следующего дня проводится повторное наблюдение, в котором, сравнивая оба растения, дети обнаруживают, что состояние у них одинаково хорошее. После этого делается вывод о потребности растений в воде и о своевременном удовлетворении этой потребности (поливе).

Опыт с почвой. Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой - песок. «Посмотрим,- говорит педагог,- в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети два раза в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают оба посева.

Первое наблюдение следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время наблюдения детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее наблюдение проводится на занятии, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках.

В дальнейшем осуществляется работа по подкормке и пересадке растений и наблюдение за ними.

Опыт со светом. До наблюдения необходимо прорастить 3 луковицы: две - в темноте, одну - на свету. Через несколько дней, когда разница будет очевидна, воспитатель приглашает детей рассмотреть луковицы и установить, чем они отличаются друг от друга по окраске и форме листьев: желтые и искривленные листья у тех луковиц, которые проросли в темноте (в подвале). В подтверждение этого одну луковицу из тех, что росли в темноте, выставляют на свет, другую оставляют в прежних условиях.

Второе наблюдение проводят, когда луковица с желтыми листьями выпрямится и позеленеет. Затем выставляют и третью луковицу на свет. Когда изменится состояние и третьей луковицы, проводится занятие, на котором обсуждаются результаты опыта. Воспитатель помогает детям обобщить представления о значении благоприятных условий (света) для роста растений.

Ведутся также систематические наблюдения за состоянием комнатных растений. Детей обучают умению определять растения, которые испытывают световой голод (по вытянутым стеблям и бледным листьям, ухаживать за ними: переставлять на хорошо освещенное место, мыть.

Опыт с ветками (выявление потребности растений в тепле). В зимнее время вносят ветки тополя, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят между рамами. Затем наблюдают за распусканием веток.

Первое наблюдение проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих на подоконнике. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях.

В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась.

Размещение объектов в уголке природы

В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так; чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго-восток.

Растения не рекомендуется ставить близко к форточкам и печам, так как резкие колебания температуры вредны для них. При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге. Так, обитатели тропических лесов и болот, например традесканция, аспидистра, плющ, не выносят сильного солнечного припека. Их лучше ставить около окон северной стороны или в простенках между окнами. Растения субтропиков и пустынь лучше растут на солнечной стороне.

Для всех растений, которые стоят на окне, необходимы деревянные подставки. Для равномерного развития растения время от времени поворачивают так, чтобы свет падал на разные стороны их.

Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом. Террариумы ставят на светлом и теплом месте. Птиц держат подальше от форточек: они не выносят сквозняков.

Сезонные изменения в уголке природы, В связи со сменой времен года изменяют и состав обитателей уголка природы.

Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки. Животных, впадающих в зимнюю спячку (лягушек, ящериц, черепах, наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.

Зимой в уголок вносят ящики с посевами и посадками, которые произведены детьми (лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень). Из холодного помещения сюда переставляют горшки с высаженными в них еще летом дикими растениями леса и луга. К, концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезанными ветками деревьев и кустов.

Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками и вносят террариумы.

Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и пополняют теми растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.

С природой. Все реже они бывают в лесу, на лугу. За городским шумом трудно услышать пение птиц, среди асфальта невозможно наблюдать зверей из дикой природы. Чтобы заинтересовать детей, в школах можно обустроить небольшое помещение, чтобы в нем обитали животные живого уголка.

Назначение

Не секрет, что каждый ребенок ищет себе надежного товарища. Не стоит ограничивать его лишь общением с одноклассниками. Немного внимания, заботы, потраченного времени на кормление и уход - и среди питомцев может появиться верный и надежный друг: хомячок, кролик, крыса или попугайчик.

Животные живого уголка служат прекрасным наглядным пособием. На примере таких экспонатов проще проводить занятия по биологии и тематические семинары. Забота и приучают к труду, развивают чувство ответственности.

Многие в процессе занятий начинают углубленно заниматься вопросами природы. Некоторые отдают предпочтение фотографированию, другие занимаются исследовательской работой. На основе своих наблюдений дети начинают систематизировать и обобщать информацию, а результаты подают в виде интересных презентаций.

Особенности

Животные живого уголка должны быть доступны для обзора детям и не представлять для них опасности. Предполагается, что содержание животных не должно быть самоцелью. Коллекция призвана расширять кругозор знаний и представлений об окружающей среде и Участие детей в и уход за ними призваны формировать личность и развивать социально важные свойства и функции будущего члена общества. Чтобы уголок органично вписывался в помещение и не вызывал дискомфорта при его посещении, следует позаботиться о чистоте и санитарной гигиене.

Размещая в помещении аквариумы, террариумы, клетки и вольеры, целесообразно комбинировать их с растительными формами, наиболее подходящими по среде обитания. Наличие на стенах тематических стендов (муляжей, чучел) поможет детям лучше разобраться в строении тела, скелета, особенностях кормления и содержания различных видов. Не стоит разделять уголок на зоны для младших и старшеклассников. Общая забота стимулирует развитие чувства ответственности.

Дети, постепенно входя в курс дела, могут взять на себя часть забот о питомцах. Функциональный живой уголок в школе требует больше усилий, чем это понадобилось бы для разведения лишь растительных форм. Добавляются заботы о приобретении и заготовке корма, его хранении, получении и разрешений, поддержанию чистоты и санитарно-гигиенических норм.

Начав с небольшого уголка природы, можно попробовать добавить аквариум и посмотреть, как будет изменяться интерес и посещаемость. На следующем этапе можно завести улиток, лягушек, жаб, тритонов. Поселять пресмыкающихся и мелких млекопитающих животных стоит, лишь поняв, что будет должная поддержка от детей, их родителей и от администрации школы.

Несмотря на сложность, настроить дежурства вполне реально. Сейчас есть возможность обеспечить контроль температурного режима и освещения, а поение и раздачу корма в выходные можно автоматизировать. В таком режиме уголок может быть открыт для посещения до шести дней в неделю.

Аквариум

Как правило, расширение уголка природы начинается с появлением в нем рыбок. Для аквариумного содержания вполне подойдут даже простые небольшие карасики или вьюны, пойманные в водоеме. Они не особо требовательны к условиям содержания и корму. Из декоративных видов на начальном этапе рекомендуют завести гуппи, вуалехвостов, меченосцев.

В аквариуме могут обитать не только рыбки живого уголка. Вполне по силам обеспечить условия для содержания гидр, плавунцов, улиток, дафний. В сочетании с разнообразной водной растительностью можно создать некое подобие природного водоема. Элодея, рдест, роголистник и другие неприхотливые виды сделают аквариум интересным объектом для изучения и наблюдения.

Хомячки

Особенность этих животный - дневной сон. Активно бодрствовать они готовы ближе к вечеру. Кроме места для отдыха у них должно быть достаточно простора для выгула. В домике можно обустроить несколько уровней, соединенных лесенками, а также оборудовать беговое колесо, туннели, чтобы на прогулках в замкнутом пространстве им не было скучно.

Планируя живой уголок в школе, следует помнить, что селить в одной клетке нескольких животных этого вида нельзя, они вряд ли уживутся вместе. Оптимальный температурный режим для них - 20-25 °С. В клетке необходимы поилка, миска для корма, для песка, камень для стачивания зубов, наполнитель на дно. Убирают в клетке дважды в неделю.

К зерновым кормовым смесям можно добавлять фрукты, овощи, листья салата, свежую зелень. Съедят морковь, кабачки, тыкву, полакомятся хурмой, грушами и яблоками. Самок, ждущих потомства, нужно дополнительно подкармливать нежирным творогом, отваренным яичным желтком или куриным мясом.

Черепаха

Любители этих умных рептилий утверждают, что к ним очень легко привязаться. Считается, что черепахам нравится, когда их гладят по панцирю. При правильном уходе питомцы могут прожить долго в живом уголке, радуя посетителей своим бесшумными и забавными перемещениями.

Жить в коробке они не могут. Минимальный размер террариума - от 60 см в длину и до 40 см в ширину и высоту. Сухопутные черепахи нетребовательны к уходу. Для грунта используют опилки, сено, щепу, ракушечник вперемешку с крупным промытым песком, крупную гальку. Необходимы лампа обогрева и ультрафиолет. Растения в террариуме с черепахой долго не живут: она их съедает. Кормить ее можно фруктами и ягодами, овощами и свежей зеленью (клевер, одуванчик).

Уход за черепашками не доставляет забот, если правильно обустроить ей место обитания. Специалисты советуют использовать для нижнего слоя в террариуме впитывающую пленку, а сверху - резиновый дырчатый коврик. На нем уже можно размещать грунт. Для кормления следует использовать миску. Нужно следить, чтобы питомцы не поедали грунт или его заменитель. Если это происходит, следует подумать о его замене и пересмотреть рацион, добавив витамины и микроэлементы.

Ежи

Эти существа предпочитают бодрствовать ночью. Днем их увидеть сложно. Приручить настолько, чтобы брать в руки, не получится. На зиму ежи и вовсе впадают в спячку. С конца осени они готовят себе гнездо из всякого мусора (нитки, газеты, тряпки). Ближе к зиме становятся вялыми, выходят, только когда проголодались. Уснувшего ежика нельзя будить. Он становится уязвимым для болезней и не сможет вести обычный образ жизни до самой весны. Его вольер с гнездом нужно перенести в прохладное и защищенное от осадков место.

Для обитания ежу необходимо больше свободного места. На территории, максимально приближенной к естественной среде обитания, должен присутствовать различный хлам, который он будет постепенно собирать для строительства гнезда. Ежи как животные живого уголка непривередливые. Лучше всего приобретать специальный корм для ежей. Но можно при необходимости заменить его мясом, иногда предлагать молоко с крошеным хлебом, творог и яблоки. Но так как ежи - насекомоядные, для правильной работы органов пищеварения им необходимы различные жуки или кузнечики. Если их не давать совсем, ежик будет болеть. Запасать впрок этот корм можно в сушеном виде, чтобы весной и осенью подкармливать питомцев.

Полуфабрикаты, продукты с консервантами (колбаса, копчености), сухой корм для собак или кошек им предлагать не следует. Выпускать в дикую природу ежа, рожденного в неволе или долгое время прожившего в искусственной среде, нельзя: он погибнет.

Другие обитатели живого уголка

Кроме вышеперечисленных питомцев можно содержать ящериц, ужей, белых мышей, крыс, белок, кроликов. Морские свинки также легко приживаются в неволе. Они едят все, что дают (сено, отруби, овощи), но требовательны к условиям содержания. Эти грызуны не выживут в сырых и подверженных сквознякам помещениях, так как склонны к заболеваниям.

Из пернатых хорошо подойдут попугайчики. Это красивые питомцы, они могут прожить в школьном уголке десятилетие и более, хорошо переносят неволю и быстро привыкают к условиям. Их приветливое щебетание, попытки подражать речи, а также любознательность и сообразительность будут радовать детей.

Техника безопасности

Животные в уголке природы должны постоянно осматриваться ветеринаром. При малейшем подозрении на заболевания следует обеспечить условия карантина. Такую возможность следует предусмотреть заранее и иметь в распоряжении подходящее помещение.

Как бы тщательно ни был организован уголок живой природы, следует помнить, что это все-таки место повышенной опасности. Работать с животными следует осторожно. При перемещении склонных к агрессии питомцев следует использовать защитную одежду и рукавицы.

При допуске учащихся к обслуживанию потенциально опасного оборудования необходим подробный инструктаж. Четкое выполнение правил техники безопасности позволит свести к минимуму риск возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. А постоянное соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении, где расположен живой уголок, сделает его посещение приятным и комфортным.

Нас в любое время года учит мудрая природа:

птицы учат пению, паучок терпению,

пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.

Живой уголок – это частичка природы в детском саду №172 г. Тюмени. Постоянное общение с живой природой, проведение наблюдений и опытов, забота о животных и выращивание растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность, прививают любовь к природе.

Труд и наблюдения в зимнем саду мы организуем в течение всего учебного года. Систематическая работа в зимнем саду решает многие задачи экологического образования, а так же помогает активизировать познавательную, речевую, трудовую сферы деятельности наших воспитанников.

Растения в зимнем саду являются ценным дидактическим материалом при организации образовательной деятельности с детьми.

В большом аквариуме живут рыбки. Наблюдения за рыбками разнообразны, а уход за ними вполне доступен детям (кормить, менять воду).

Постоянными жителями зимнего сада являются птицы. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за попугаями, кормят их, следят за чистотой клеток вместе с воспитателями. Труд по уходу за птицами формирует у ребят бережное отношение к ним, а также активизирует словарный запас.

Большую радость детям приносит общение с кроликом, которого зовут Черныш. Ребята с удовольствием наблюдают за повадками этого забавного зверя, кормят его.

В просторной клетке живёт морская свинка по имени Тоша, ему скучно без общения. Поэтому мы с детьми устраиваем для него разнообразные развлечения - даём мячик, мастерим лабиринты из бумаги. Ребятам нравится брать его на руки и кормить с ладошки.

Так же в зимнем саду живут сухопутные и водяные черепахи. Дети понимают, что правильный уход за черепахами невозможен без поддержания чистоты среды обитания (террариумов) и личной гигиены животного. Ребята не забывают мыть поилку для черепахи и ежедневно менять питьевую воду.

Наши дети очень положительно реагируют на встречу с прекрасным, их лица расцветают, глаза начинают светиться, когда они смотрят на животных. Какие положительные эмоции появляются у ребят, когда им дают погладить черепаху, покормить рыбок. Живой уголок для многих детей остаётся единственной возможностью близко пообщаться с животными, стать частью самой природы, ещё глубже понять, полюбить её, стать внимательнее и добрее, уважительно относиться к окружающей среде Родного края.

Материал подготовила: Порядкова Оксана Петровна, воспитатель МАДОУ детского сада №172 г. Тюмени.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец:

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2020/2021 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.