Языковые семьи, их образование и классификация. Происхождение языков

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Языковые семьи.
Рубрика (тематическая категория) Производство

1. Наиболее изучены языки индо-европейской языковой семьи, на которых говорят народы России, СНГ, Зарубежной Европы, Ирана, Афганистана, большинство стран Америки, Австралия и Н. Зеландия.

К восточной ветви индо-европейской языковой семьи относятся: хинди, урду, бенгальский, раджастани, гуджарамы, уткали, языки иранской группы, памирские языки, греческий и армянский.

К западной ветви индо-европейской семьи относятся: романские языки, кельтские, германские. Романские языки развились из диалектов латинского языка после распада Римской империи. К ним относят: испанский, португальский, французский, итальянский, сардинский, румынский и др.

Промежуточное положение между восточно- и западно- индо-европейскими языками занимают: балто-славянские. Которые делятся на балтийские и славянские. Славянские делятся на: восточно-славянские (русский, украинский, белорусский), западно-славянские (чешский, словацкий, польский), южно-славянские (болгарские, старославянские, македонский, словенский).

2. Афро-Азийская семья имеет распространение в северной и северо-восточной Африке и юго-западной Азии. Состоит из пяти групп: семитской, египетской, бербероливийской, кумитской и чадской.

В семитскую группу входят: еврит, арабские языки, мехри, харсуси.

3. Картвейская – расположена в западном Закавказье. Входят: грузинский, мегрельский, сванский. На всœех этих языках говорят: грузины, мегрелы, лазы, гваны, которые частично сохранились в качестве субэтнических групп.

4. Северо-кавказская: абхазо-адыгская группа (абхазский язык, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, чеченский, ингушский); дагестанская группа (около 30 горских языков Дагестана).

5. Дравийская семья. Господствует в южной Индии и состоит из семи групп: южная (самая многочисленная – тапильский язык), юго-западная, юго-восточная, центральная, гондванская, северо-восточная и северо-западная.

6. Уральская языковая семья географически локализована на севере европейской части России, в Поволжье, Прибалтике, Финляндии, севере Скандинавии и в центральной Европе (Венгрия). Состоит из двух групп: фино-угорская (финский, карельский, эстонский, мордовский, марийский, венгерский, хантыйский); самодийская группа (ненецкий и др.).

7. Эскимоско-алеутская семья. Распространена на обширных арктических просторах Северной Америки включая Гренландию и северо-восточную Азию (эскимосский, алеутский).

8. Алтайская семья. Распространена на огромных пространствах: от Турции на западе до северо-востока и востока Сибири. Группы: тюркские языки (чувашский, турецкий, азербайджанский, туркменский, татарский, башкирский, казахский, киргизский, узбекский, уйгурский, якутский, алтайский, хакасский, тувинский); монгольская группа (монгольский, бурятский, калмыцкий), тунгусо-маньчжурская группа (маньчжурский, эвенкийский, эвенский).

9. Чукотско-камчатская семья локализована на крайнем северо-востоке России. Включают: чукотский, корякский, ингельменский.

Населœение Африки к югу от Сахары говорит на языках трех семей:

10. Нигеро-Кордофанской: языки банту.

11. Нило-Сахарская семья.

12. Койсанская семья: языки бушменов и готентоков.

13. Сино-Тибетская семья. Локализована на востоке Азии (китайский язык и его диалекты, нигбешский, бирманский).

14. Австро-Азиатская: вьетнамский, кмерский, мяо, яо, сантальский.

15. Паратсейская семья распространена в Индокитае и юге Китая. Языки: лаосский, джуанский.

16. Австро-Незийская языковая семья. Распространена: юго-восточная Азия, Океания, Мадагаскар.
Размещено на реф.рф
Языки: яванский, сундский, малайский.

17. Австралийская семья: языки аборигенов Австралии. Плохо изучены.

18. Изолированные языки, не входящие в какую-либо семью. Языки: юкагирский, корейский, японский, нипхский, кетский, язык басков.

2.

Важной частью духовной жизни людей являются их религиозные интересы, ᴛ.ᴇ. приверженность к какой-либо религии (конфессии). Религиозная принадлежность тесно связана с этнической принадлежностью, часто являясь одним из главных признаков этноса. Под сильным воздействием религии сформировалась культура большинства этносов Земли.

Конфессиональный (религиозный) состав населœения - ϶ᴛᴏ распределœение людей по вероисповеданию. При этом отдельно выделяются (не рассматриваются) люди неверующие и атеисты, доля которых постепенно увеличивается, но и сегодня они составляют меньшинство населœения Земли (по разным оценкам, 20-30%). Неверующие и атеисты составляют значительную часть населœения лишь в немногочисленных сохранившихся социалистических странах – Китае, Северной Корее, Кубе. В некоторых странах (в том числе в современной России) доля верующих среди населœения в последние годы увеличивается.

Сбор данных о конфессиональном составе значительно затруднен по сравнению с другими характеристиками населœения. Даже во время всœеобщих переписей во многих странах мира вопросы о религиозной принадлежности не задаются, так как считается, что религия – личное дело каждого человека. Какой-либо официальной регистрации верующих, как правило, не ведется (регистрируются только религиозные организации, причем некоторые из них предпочитают не заявлять о своем существовании в государственные органы). Данные о количестве верующих, собираемые самими религиозными организациями, не являются точными и часто несопоставимы друг с другом. Некоторые конфессии ведут учет всœех своих верующих, а некоторые – только тех, кто активно участвует в жизни религиозных организаций. Некоторые конфессии не учитывают в качестве своих верующих детей и т.д. Специальные исследования конфессионального состава населœения также распространены сравнительно мало, особенно в развивающихся странах.

При характеристике религиозного состава населœения принято выделять:

  1. мировые религии;
  2. национальные религии, распространенные преимущественно в одной стране или среди одного народа. К примеру, иудаизм – евреи, синтоизм – Япония, индуизм – Индия.
  3. различные направления (церкви) и секты внутри отдельных религий. К примеру, среди протестантов – кальвинисты, секты – баптисты, и др.;
  4. примитивные верования или родоплеменные культы: анимизм, фетишизм, магия среди племенных обществ.

Соотношение религиозных (конфессиональных) и этнических общностей на разных этапах исторического развития было различным.

В первобытнообщинную эпоху или в раннеклассическом обществе этнические и религиозные границы совпадали. В раннеклассичеком обществе каждая политическая единица и соответствовавший ей этнос имели своих богов, свою систему религиозных представлений и обрядов. Далее с развитием отношений возникают более широкие, чем ранее религиозные общности, одну и ту же религию исповедуют несколько народов. В дальнейшем учащаются случаи, когда одна часть этноса продолжает придерживаться старой религии, другая принимает новую веру. С возникновением мировых религий этнические границы в большинстве случаев перестали совпадать с религиозными. Чисто национальной конфессий осталось сейчас немного: армяно-грегорианская церковь и др.
Размещено на реф.рф
Во всœем мире этническое самосознание превалирует над религиозным. Несколько по иному обстоит дело в мусульманских странах, где и по ныне этническое самосознание подменяется религиозно-общинным. Населœение этих стран группируется (статистикой) главным образом по религиозному признаку и в число национальных меньшинств нередко включаются группы, не исповедующие ислам. В некоторых арабских странах к этническим меньшинствам принято относить не только всœех не мусульман, но и тех кто принадлежит к направлениям ислама не являющихся господствующими в данной стране.

Принадлежность разных частей одного и того же народа к нескольким религиям способствует возникновению внутри него культурно-бытовых различий и к образованию так называемых конфессиональных групп. Такими группами являются старообрядцы в составе русского народа. Среди курдов обособились йезиды, среди арабов Сирии и Ливана – друзы.

Общее количество религий, существующих в современном мире, оценить очень сложно. Среди всœего многообразия существующих религий можно выделить три, которые имеют особенно широкое распространение среди многих народов и во многих странах. Это так называемые мировые религии – христианство, ислам (мусульманство) и буддизм. Все мировые религии в процессе своего исторического развития потеряли первоначальное единство, и сегодня они делятся на ветви (течения). Все остальные религии считаются национальными, так как они встречаются или только в одной стране, или среди одного этноса. Среди некоторых этносов Земли религии еще не получили распространения, и среди их представителœей преобладают традиционные верования (с точки зрения христианства – язычество).

Буддизм – считают, что возник в VII в. до н.э. в северной Индии, как ʼʼДжайнизмʼʼ и выступал против строжайших норм кастового строя и засилья жрецов. Согласно Буддизму, жизнь - ϶ᴛᴏ непрерывная цепь страданий, избавиться от которых можно, только следуя четырем благородным истинам, ведущим к успокоению страстей, эмоций, желаний и т.д. Буддисты верят в переселœение души, в перевоплощение, а этическим положением буддизма является требование не убиения живых существ. Принципы правильное поведение и правдивость. К началу н.э. в буддизме наметились два базовых направления (школы) сильно отличающихся друг от друга.

  1. Тхеравада (Хинаяна) – ᴛ.ᴇ. узкий путь. Приверженцы этой школы следовали принципам раннего буддизма, считали Будду реальным историческим лицом и верили, что достичь спасения могут лишь монахи.
  2. Махаяна – широкий путь. Более поздней формой Махаяны является ламаизм. Приверженцы этой школы считали, что для освобождения или спасения не обязательно быть монахом, а в ламаизме большое значение стали предавать магическим заклинаниям.

Христианство – возникло в начале I тысячелœетия н.э. Считают, что оно возникло на востоке Римской империи и юго-западной Азии. Основные положения и его вероучения - ϶ᴛᴏ существование Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей, в будущем прийти на Землю во второй раз, чтобы установить на ней царствие небесное. Священная книга – библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Одна из главных заповедей – призыв к терпению и всœепрощению. В 1054ᴦ. эта религия раскололась на два направления: православие и католицизм. Οʜᴎ отличаются особенностями культа и организации. Все католики организационно едины и подчинœены папе Римскому. Православные имеют автокефальные и независимые национальные церкви (Константинопольскую, Грузинскую, Иерусалимскую и др., всœего 15).

Существенным различием между католиками и православными является вопрос об исхождении Святого Духа. Католики считают, что исходит от Бога Отца и Бога Сына. Православные, что только от Бога Отца. Католики считают, что кроме ада и рая, существует промежуточное звено – чистилище. Есть отличия в отправлении служб. В православных храмах лишь хоровое пение, в католических еще и органная музыка. Есть отличия в крещении: католики обливают детей водой, православные трижды погружают в воду.

Направление христианства – протестантизм. В XVI в. в результате так называемой реформации от католицизма откололся протестантизм, отвергший власть папы Римского и ставший третьим основным направлением христианства. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главными из которых являются – англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Следовательно, христианство имеет три базовых направления: православие, католицизм и протестантизм.

Ислам – возник в VII в. среди населœения Аравийского полуострова и по имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанство. Возникнув позже христианства, иудаизма он впитал в себя ряд элементов этих религий: веру в загробную жизнь, посмертное воздаяние, рай и ад, единого Бога Аллаха посланником которого является Мухаммед. Их священная книга – Коран. Пять раз в день мусульмане молятся, постятся в Рамазан, совершают паломничества и т.д. Вскоре после своего появления новая религия распалась на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.

Последнее направление не получило значительного распространения. Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают в полном объёме священное придание Сунну. Шииты принимают это придание только частично, признавая лишь разделы, связанные с именем зятя Мухаммеда Али и его родственников. Хариджизм – близок к суннитам, но представляет группу верующих, которые предъявляют более суровые требования к своим последователям, осуждают роскошь, запрещают игры, музыку и т.д.

Во II тысячелœетии до н.э. начинают возникать религии, сохранившиеся до нашего времени под названием местные религии:

- одним из самых ранних таких верований был иудаизм, возникший в I тыс. до н.э. среди еврейского населœения Палестины. Распространен почти исключительно среди евреев живущих в разных странах мира. Наиболее крупные группы в США и Израиле. Общая численность иудаистов 13 млн. чел. Οʜᴎ верят в единого Бога Яхве, приход конца света и страшного суда, в бессмертие души, существование загробного царства. Но существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, избранным Богом;

- брахмаизм – получил распространение в Индии в I тыс. до н.э. и с середины I тыс. до н.э. существует в виде индуизма, основной религии жителœей Индии. Общая численность индуистов 520 млн. чел. Индуизм регламентирует основные стороны демографического поведения верующих, призывая к ранним бракам, к рождению большого количества детей в семье. В то же время в прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов. В ХХ в. тоже сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью женщин и девочек, что ведет к их повышенной смертности. Брак считается нерасторжимым союзом, случаи разводов редки;

- конфуцианство - ϶ᴛᴏ религиозно-этическая доктрина в Китае возникла в серединœе I тыс. до н.э. и сохранилась как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием. На протяжении многих столетий конфуцианство было господствующей философией и стремилось к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации: строгое соблюдение культа предков, почитание старых, установка на большую семью. Общее число приверженцев – около 180 млн. чел.;

- даосизм - ϶ᴛᴏ вторая местная религия Китая, основана на обожествлении природных явлений. Сохранилась религия лишь в некоторых районах Китая, число последователœей около 30 млн. чел.;

- синтоизм – религия Японии. Считают, что она представляет собой сочетание элементов конфуцианства, ᴛ.ᴇ. соблюдение культа предков, патриархальных устоев; и даосизм – обожествление сил природы. После образования централизованного государства видное место в синтоизме занял культ императора Микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Общее число приверженцев синтоизма 90 млн. чел.

Языковые семьи. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Языковые семьи." 2017, 2018.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Тестовая часть 1. Автором учения о ноосфере является а) Вернадский В.И. в) Кропоткин П.А. б) Докучаев В.В. г) Воейков А.И. 2. Каким должен быть угол наклона оси вращения Земли, чтобы в Москве один день была полярная ночь? а) 66,5⁰ б) 55⁰ в) 23,5⁰ г) 35⁰ 3. Вертолёт вылетел из Москвы и полетел строго на север, потом на восток, затем на юг, и, наконец, на запад. Где он приземлится относительно места старта, если вертолёт будет пролетать по 200 км в каждом направлении? а) в том же месте в) восточнее б) западнее г) севернее 4. На каком острове вероятность встретить граниты наибольшая? а) Исландия б) Шри-Ланка в) Итуруп г) Гавайи 5. В каком геологическом периоде образовались мощные толщи каменноугольных отложений Кузбасса, Донбасса, Рура? а) карбон б) пермь в) триас г) девон 6. Укажите тип климата, в котором осадки выпадают преимущественно зимой. а) умеренный континентальный в) субэкваториальный б) субтропический средиземноморский г) умеренный муссонный 7. Укажите климатический пояс, который не имеет сплошного простирания в северном полушарии. а) тропический б) субтропический в) умеренный г) субэкваториальный 8. Выберите вариант, где перечислены географические объекты, находящиеся на третьем по величине материке. а) Кама, Балатон, Монблан, Мьянма, Амман б) Мичиган, Юкон, Орисаба, Тегусигальпа, Белиз в) Замбези, Чад, Тибести, Ботсвана, Претория г) Чимборасо, Парана, Титикака, Уругвай, Парамарибо 9. Выберите вариант, где совпадает центр происхождения культурного растения и страна, лидирующая в его сборе. а) Китай чай в) Кот-д"Ивуар какао б) Бразилия сахарный тростник г) Россия сахарная свекла Не забудьте перенести Ваши ответы в таблицу на титульном листе 1

2 10. Россия занимает 1 место по количеству стран-соседей. А какая страна находится на 2 месте по этому показателю? а) Бразилия б) Китай в) Германия г) Конго 11. Укажите страну, граничащую с Россией, которая является членом НАТО, но не входит в Евросоюз. а) Норвегия б) Финляндия в) Польша г) Эстония 12. Укажите природную область в России, по которой не проходит водораздел бассейнов океанов или внутреннего стока. а) Северные Увалы б) Уральские горы в) Становой хребет г) Западный Саян 13. Укажите самый южный заповедник России. а) Печоро-Илычский в) Тунгусский б) Жигулёвский г) Уссурийский 14. Выберите вариант, который включает только наукограды России. а) Реутов, Снежинск, Красноярск, Находка б) Дубна, Пущино, Саров, Королёв в) Мичуринск, Арсеньев, Чехов, Лермонтов г) Курчатов, Северодвинск, Анапа, Суздаль 15. Какой из городов не является центром субъекта России (указаны старые названия)? а) Куйбышев б) Устинов в) Молотов г) Брежнев 16. Россия занимает 4 место в мире по производству электроэнергии. Назовите крупнейшую по установленной мощности электростанцию России. а) Саяно-Шушенская ГЭС в) Ленинградская АЭС б) Сургутская-2 ТЭС г) Кислогубская ПЭС 17. Выберите страну, которая расположена на двух материках и в двух частях света. а) Панама б) Египет в) Турция г) Россия 18. Выберите страну, где на протяжении последних 100 лет не было переноса столицы. а) Украина б) Нигерия в) Танзания г) США 19. Укажите правильное сочетание: языковая семья народ религия а) Индоевропейская семья англичане католицизм б) Афразийская семья персы ислам в) Алтайская семья турки ислам г) Дравидийская семья тамилы буддизм ноября отмечается Всемирный день телевидения. В каком городе расположена самая высокая телевизионная башня мира? а) Москва б) Гуанчжоу в) Токио г) Торонто Не забудьте перенести Ваши ответы в таблицу на титульном листе 2

3 3 Задание 1 Аналитическая часть Определите по приведенным сочетаниям государство, к которому относятся все, за исключением одного Укажите в каждом из списков «белую ворону» и объясните свой выбор. 1) Альпы, кантоны, Европейский союз, немецкий язык, конфедерация, горнолыжный туризм. 2) НИС, раффлезия, границы литосферных плит, нефть, ислам, индоевропейская семья. 3) Балтийское море, шхеры, озера, монархия, Восточно-Европейская равнина, германская группа. 4) неопределённость границ, Восточная Африка, нефть, монархия, пустыни, священные города. 5) бананы, вулканы, гигантские сухопутные черепахи, Амазония, федерация, Тихий океан.

4 4 Задание 2 Внимательно прочитайте текст, определите объект и его особенности. «Несколько подобных зон уже сформировалось в мире в XX веке и сегодня, в XXI веке, возникают всё новые и новые. Протягиваясь на 700 километров вдоль побережья, эта урбанизированная зона представляет собой единую систему, в которой проживает больше половины населения страны. Для удобства сообщения еще 50 лет назад была построена высокоскоростная железнодорожная линия, которая и сегодня является самой загруженной в мире. Эта единая система состоит из нескольких более мелких городских систем. Выделяются три из них с населением в 37, 17 и 10 миллионов человек, про города которых известно следующее: А город состоит из 23 специальных районов, муниципальных образований с собственным мэром и районным советом; общая численность население 8,5 миллионов человек Б город часто называют автомобильной столицей страны В город был столицей страны на протяжении 11 веков Г в 1995 году в городе произошло сильное землетрясение, разрушившее десятки тысяч домов, множество мостов, дорог и причалов. Д крупнейший аэропорт города построен на искусственном острове посреди залива. Е крупнейший порт своей страны. Напишите: 1) Каким термином обозначают такие урбанизированные зоны; 2) Название объекта, государство, где расположена описанная выше урбанизированная зона, укажите примерную численность его населения; 3) Примеры подобных объектов в других странах мира, как сформировавшихся в XX веке, так и формирующихся в XXI веке (по 3 примера); 4) Название скоростной железнодорожной линии; 5) Каким термином обозначаются городские системы, из которых состоит объект; 6) Города А Е, в каких городских системах они находятся;

5 5 Задание 3 С помощью рисунков ответьте на следующие вопросы: 1) Определите рельефообразующий процесс, районы распространения которого показаны на картосхеме. Какой природный объект мира дал название этому процессу? На территории какой страны мира располагается бóльшая часть данного объекта? 2) Опишите, в чём заключается данный рельефообразующий процесс, какие горные породы могут быть ему подвержены (приведите три примера). 3) Какая форма рельефа изображена на рисунке? Определите, что отмечено на рисунке числами 1,2,3. Приведите примеры трёх форм рельефа (помимо изображённой на рисунке), сформированных рассматриваемым процессом. 4) Определите, к какой группе рельефообразующих сил (процессов, факторов) относится, рассматриваемый в задаче, процесс. Приведите четыре примера других рельефообразующих процессов и созданных ими форм рельефа (по 2 примера для каждого процесса), относящихся к данной группе рельефообразующих сил.

6 6 Задание 4 Горная Широта Состав верхней границы леса Абсолютная система высота, м А 44 Бук восточный Б 65 Лиственница сибирская В 70 Лиственница Гмелина Г 54 Береза каменная Д 50 Кедр сибирский, пихта сибирская, лиственница сибирская E) Обычно этот пояс расположен выше снеговой линии В таблице представлено положение верхней границы леса в некоторых горных системах России (А Д). Про эти горные системы известно следующее: 1) Здесь находится высочайшая точка азиатской части России. 2) Эта горная система является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. 3) Этот хребет находится на правом берегу Лены. 4) Высота высочайшей вершины составляет 1895 метров над уровнем моря. 5) В пределах горной системы расположено самое влажное место в России. Определите эти горные системы и впишите в соответствующую строку в таблице бланка ответа. Выше лесного пояса в каждой из них расположены два других высотных пояса (A E). Определите эти высотные пояса по описанию и впишите их названия в таблицу бланка ответа. А) В этом поясе распространены высокотравные луга с густым и красочным травостоем, многочисленны заросли рододендрона. Чуть выше растительный покров несплошной, преобладают низкотравные луга из злаков и осок, на фоне которых ярко выделяются горечавки, незабудки, колокольчики и другие красиво цветущие травы. B) Пояс скалистых вершин, где растительность разрежена, преобладают щебнистые и каменистые россыпи с накипными лишайниками. C) Этот пояс аналог одной из природных зон. Сильные ветры, низкие температуры, широкое развитие многолетней мерзлоты привели к формированию приземистой растительности. Здесь господствуют карликовые формы: кустарнички и полукустарнички, много мхов и лишайников, встречаются многолетние травянистые растения. D) Пояс представляет собой заросли небольшого стелющегося древесного растения, обычного для Сибири.

7 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1. Определите численный и именованный масштаб, используя линии километровой сетки. На бланке работы обязательно привести расчёт! 2. Определите географические координаты рамки карты: для северной и южной широту; для западной и восточной долготу. 3. Внимательно изучите карту. Какие типы населенных пунктов встречаются на этой территории. Укажите главный классификационный признак. Приведите примеры названий населенных пунктов разного уровня. 4. Расшифруйте сокращения на карте: МТФ, СТФ, вдкч, СС. 5. Определите хозяйственную специализацию территории. 6. Определите в пределах какого субъекта Российской федерации, природного района, равнины, климатического пояса и типа климата находится эта территория. К каким водосборным бассейнам она относится? Свой ответ подкрепите примерами из карты. 7. Рассчитайте плотность населения на этой территории. Ответы запишите на бланке работы!


Задания А15 по географии, практика, Задания А15 по географии 1. Что из перечисленного характерно для природы Финляндии? 1) обилие рек и озёр 2) действующие вулканы 3) широколиственные леса 4) жаркое сухое

География России Обратите внимание! РФ Российская Федерация СНГ Содружество независимых государств СССР Союз советских социалистических республик РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА Россия (Российская Федерация) самое

1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ-9 по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» (программа «География Земли») Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по географии отводится

2012 год Всероссийская олимпиада школьников по географии Муниципальный этап 8 класс Олимпиада по географии включает задания двух раундов тестового и аналитического. Максимальное количество баллов за правильное

Тема 6. Южные материки Урок 25. Африка: географическое положение, особенности природы материка, природные районы Есть о чём подумать Географическое положение материка важная часть его географической характеристики,

План характеристики гор 1. Географическое положение. 2. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 3. Протяженность хребтов (км). 4. Преобладающая высота. 5. Наибольшая высота (координаты вершины).

Картографический тренажер инструмент организации практической деятельности школьника. О.В. Крылова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Серия универсальных учебных пособий. 5 9 класс

Общие требования Программы для поступающих. География На экзамене по географии поступающий в высшее учебное заведение должен: свободно ориентироваться по картам физическим, социальноэкономическим, политическим;

ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИЯ 8 КЛАСС 1. Укажите приблизительную площадь России: 1)14 млн кв. км 2) 20 млн кв. км 3)17 млн кв. км 4)23 млн кв. км 2. Назовите государство, имеющее сухопутную границу с Россией: 1) Финляндия

План описания гор 1. Название. 2. Географическое положение (материк, страна) 3. Возраст гор. 4. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 5. Протяженность в километрах (при помощи масштаба) 6. Преобладающие

Контрольная работа по географии 8 класс для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ Контрольная работа по географии для учащихся 8-х классов составлена в форме теста в двух вариантах.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии Ханты-Мансийский автономный округ Югра 2015-2016 учебный год 8 КЛАСС Шифр Учащиеся работают без карт, без географических атласов, без

Природные зоны России Арктические пустыни Природные условия Арктика расположена на островах Северного Ледовитого океана и на севере полуострова Таймыр. Арктика-страна льда и тьмы. Сурова природа этой

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 6 класса по географии 7 Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба: а) : 500 в) :50 000 б) :5 000 г) :5 000 000 Часть При выполнении

Тематический блок 1 Вариант 1 Введение. Закономерности формирования природы материков и океанов 1 Укажите крупнейшую по площади часть света. А Америка Б Африка В Евразия Г Азия Назовите материк, изображенный

Тематическое планирование по географии, Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом, базисным учебным планом 2004 года,

Тематическая диагностическая работа по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» 19 декабря 2014 года 7 класс Вариант ГГ70101 (45 минут) Район. Город (населённый пункт). Школа Класс Фамилия. Имя. Отчество География.

I. Требования к уровню подготовки учащихся: 1.Оценивать и прогнозировать: - по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; - изменение климатов Земли; - природные

Демоверсия итоговой промежуточной аттестации по географии 8 класс ВАРИАНТ 1 А 1. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу? а) Швеция; б) Эстония; в) Иран; г) Таджикистан. А 2. Крайняя

ТЕСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ для итоговой аттестации учащихся 7 класса I Вариант 1. Если в основании территории находится малоподвижная структура (платформа), то рельеф будет: а) равнинный; б) горный. 2. Литосфера

Итоговая контрольная работа по географии за 1 полугодие 7 класс Часть I Выберите 1 верный вариант ответа Вариант 1 1. Назовите исследователя, которому первому удалось найти морской путь в Индию вдоль побережья

1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» (программа «География Земли») Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по географии отводится

Типовые планы описания материков. 7 класс. geoschool1.ru План описания физикогеографического положения материка 1 Название материка и его размеры. 2 Расположение материка относительно а) экватора б) тропиков

Всероссийская олимпиада школьников по географии Региональный этап 2014/2015 учебного года Задания 1 раунда для 10 11-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На выполнение всех

Спецификация диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для 7-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 16 марта 2016 года с целью

Контрольные вопросы для учителей географии 1. В каких трѐх из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) Кувейт 2)

Вариант 1 ЧАСТЬ А Часть А содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный. При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под

Демонстрационный тест по географии Часть А Задания этой части (А1 А25) содержат вопрос и несколько возможных вариантов ответа. В бланке ответов под номером задания поставьте () в клетке, номер которой

Экзаменационные билеты по географии материков и океанов (7 класс): Билет 1. 1. Географическая карта: значение, виды карт, способы изображения основного содержания карты. 2. Евразия: географическое положение,

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева Материалы вступительных испытаний по географии для поступающих в 9 классы 2015 г. Демонстрационный вариант Вопросы

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается

Практическая работа 1 Анализ тектонической и физической карт мира: установление связей между геологическим строением, тектоническими структурами и формами рельефа Цель работы: закрепить понятия «платформа»

Содержание работы: КАРТА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ география 8 класс (1 триместр) Географическое положение России Россия на карте мира: размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие

Вариант 1 Тестирование 1. Какое место по площади занимает Африка? а. первое б. пятое в. второе г. третье 2. Южная точка Африки мыс: а. Альмади б. Рас-Хафун в. Бен-Секка г. Игольный 3. Как называется пролив,

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

MyTestXPro НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ http://mytest.klyaksa.net Тест: "10 класс География Профиль Модуль 2". Тестируемый: Дата: Задание 1 Укажите во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Земли в

Диагностическая работа. Класс- 7. Предмет география Вариант 1. Инструкция по выполнению заданий Части 1: к каждому из заданий приведены 4 варианта ответа. Прочитайте вопрос и выберите один из предложенных

Задания А6 по географии 1. На какой из территорий, обозначенных буквами на карте Южной Америки, среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее? 1) А 2) B 3) С 4) D Точка А располагается в экваториальном

МБОУ «Томаровская СОШ 1 Яковлевского района Белгородской области» Разработка урока по географии в рамках проведения недели естествознания: «Внутренние воды и природные зоны Северной Америки» (7 класс)

1 Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других

Географии 7 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором одного

Промежуточная аттестация по географии 6 класс Вариант 1 1. Какие географические координаты имеет точка А на карте? a) 66 с.ш. 50 в.д. b) 40 с.ш. 40 в.д. c) 40 ю.ш. 66 з.д. d) 66 ю.ш. 50 з.д. 2. Какая из

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 57 Контрольная работа по географии 8 класс Составитель: учитель географии I категории Усольцева О.Г. Тюмень, 2008 Вариант

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова ПРОГРАММА вступительного испытания по ГЕОГРАФИИ Архангельск 2011 Экзамен по географии проводится в письменном виде. На экзамене по географии,

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ВятГУ) УТВЕРЖДАЮ Председатель

Задания А4 по географии, практика, Задания А4 по географии 1. Для какой природной зоны характерны чернозёмные почвы? 1) смешанные леса 2) степи 3) тайга 4) широколиственные леса Правильный ответ 2. Черноземные

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий

Демонстрационный вариант диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся VIII классов. Январь 2014 г. При выполнении заданий А1-А14 обведите номер правильного ответа и перенесите его в бланк тестирования

Инструкция по выполнению заданий тестового раунда На выполнение заданий тестового раунда отводится 45 минут. Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Если задание не удается

Тестовая работа по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» Базовый уровень 1. Оболочка жизни 1) географическая оболочка 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера 5) атмосфера 2. Первым (нижним) высотным

Тестовый раунд Инструкция по выполнению заданий тестового раунда На выполнение заданий тестового раунда отводится 45 минут. Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Если задание

Демонстрационный вариант проверочных материалов для промежуточной аттестации обучающихся 10 классов (в форме семейного образования и самообразования) по ГЕОГРАФИИ Назначение демонстрационного варианта

Задания А16 по географии, практика, Задания А16 по географии 1. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу? 1) Молдавия 2) Туркмения 3) Финляндия 4) Армения Финляндия граничит с РФ

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для поступающих в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в 2014 году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе

Контрольная работа по теме «Климат России». 1 Вариант. 1. Какой климатообразующий фактор является ведущим? 1) Географическое положение 2) Циркуляция атмосферы 3) Близость океанов 4) Морские течения 2.

Школьный тур олимпиады по географии 8 класс ВОПРОСЫ 19 ноября 2013 Имя и фамилия ученика Класс Школа Учитель географии 1. Проанализируй климатические и агроклиматические карты Атласа Эстонии. Выяви связь

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В результате изучения предмета на базовом уровне ученик должен: объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный

Аннотация к рабочей программе по географии для 7 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 35 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района города Казани (общеобразовательный уровень)

Спецификация Диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы, 3 октября 206 года. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится в октябре

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

Географии 6 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором одного

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов внутришкольного мониторинга в МОУ «СОШ 8» по географии за курс 8 класса. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы

Географии 10 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП). 2017 2018 учебный год 8 КЛАСС ЗАДАНИЯ Время на выполнение заданий - 45 мин. Тестовые задания. 1. Какой географический объект не имеет долготы:

Природа Земли и человек 1) Какая из перечисленных горных пород по происхождению является магматической? 1) мрамор 2) известняк 3) песчаник 4) гранит 4 2) Вулканическое происхождение имеют(-ет) 1) остров

Всероссийская олимпиада школьников по ГЕОГРАФИИ Региональный этап 2014/2015 учебного года Задания 1 раунда для 9-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На выполнение всех заданий

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по географии (7 класс) ЧАСТЬ А Часть А содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых

1. Где земная кора имеет наибольшую толщину? 1) На Западно-Сибирской равнине; 2) В Гималаях; 3) На дне океана; 4) В Амазонской низменности. 2. Сейсмические пояса Земли образуются: 1) На границах столкновения

Часть 1 Инструкция по выполнению работы К каждому из заданий 1 10 даны варианта ответов, из которых только один правильный. На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается

7 класс. Закономерности природы. Материки и страны. 1. Установите соответствие между материками и их географическим положением: 1. Евразия А) северные материки 2. Африка 3. Южная Америка Б) южные материки

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монголоиды. Они в большинстве своем мусульмане, однако встречаются народы, исповедующие христианство, традиционные верования, шаманизм. Единственное, что связывает почти 170 млн людей, - это общее происхождение группы языков, на которых сейчас разговаривают тюрки. Якут и турок - все они говорят на родственных диалектах.

Сильная ветвь алтайского дерева

Среди некоторых ученых до сих пор не утихают споры по поводу того, к какой языковой семье относится тюркская языковая группа. Некоторые лингвисты выделяли ее в отдельную большую группу. Однако наиболее общепринятой гипотезой сегодня принята версия о вхождении этих родственных между собой языков в большую алтайскую семью.

Большую лепту в эти исследования внесло развитие генетики, благодаря которому стало возможно отследить историю целых народов по следам отдельных фрагментов генома человека.

Когда-то группа племен в Центральной Азии говорила на одном языке - предке современных тюркских наречий, однако в 3 в. до н. э. от большого ствола отделилась отдельная булгарская ветвь. Единственный народ, который говорит сегодня на языках булгарской группы, - это чуваши. Их наречие заметно отличается от других родственных и выделяется в особую подгруппу.

Отдельные исследователи даже предлагают вынести язык чувашей в отдельный род большой алтайской макросемьи.

Классификация юго-восточного направления

Прочие представители тюркской группы языков обычно делят на 4 большие подгруппы. Есть разногласия в деталях, однако для простоты можно взять самый распространенный способ.

Огузские, или юго-западные, языки, к которым относят азербайджанский, турецкий, туркменский, крымско-татарский, гагаузский. Представители этих народов говорят очень похоже и без труда поймут друг друга без переводчика. Отсюда и огромное влияние сильной Турции в Туркмении и Азербайджане, жители которых воспринимают турецкий язык как родной.

К тюркской группе алтайской семьи языков относят также кыпчакские, или северо-западные, языки, на которых говорят в основном на территории РФ, а также представители народов Средней Азии, имеющие предков-кочевников. Татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы, такие народы Дагестана, как ногайцы и кумыки, а также казахи и киргизы - все они разговаривают на родственных наречиях кыпчакской подгруппы.

Юго-восточные, или карлукские, языки солидно представлены языками двух больших народов - узбеков и уйгуров. Однако почти тысячу лет они развивались отдельно друг от друга. Если узбекский язык испытал колоссальное влияние фарси, арабского языка, то уйгуры, жители Восточного Туркестана, привнесли за много лет огромное количество китайских заимствований в свое наречие.

Северные тюркские языки

География тюркской группы языков широка и разнообразна. Якуты, алтайцы, в общем, некоторые коренные народы северо-восточной Евразии, также объединяются в отдельную ветвь большого тюркского дерева. Северо-восточные языки довольно разнородны и подразделяются на несколько отдельных родов.

Якутский и долганские языки отделились еще от единого тюркского наречия, и произошло это в 3 в. н. э.

К саянской группе языков тюркской семьи относят тувинский и тофаларские языки. Хакасы и жители Горной Шории разговаривают на языках хакасской группы.

Алтай - колыбель тюркской цивилизации, до сих пор коренные жители этих мест разговаривают на ойротском, телеутском, лебединском, кумандинском языках алтайской подгруппы.

Казусы в стройной классификации

Однако не все так просто в этом условном делении. Процесс национально-территориального размежевания, проходивший на территории среднеазиатских республик СССР в двадцатые годы прошлого столетия, затронул и такую тонкую материю, как язык.

Все жители Узбекской ССР были названы узбеками, была принята единая версия литературного узбекского языка, основанная на наречиях Кокандского ханства. Однако и сегодня узбекскому языку свойственен ярко выраженный диалектизм. Некоторые диалекты Хорезма, самой западной части Узбекистана, более близки языкам огузской группы и ближе к туркменскому, чем к литературному узбекскому языку.

Некоторые районы разговаривают на диалектах, которые относятся к ногайской подгруппе кыпчакских языков, отсюда нередки ситуации, когда ферганец с трудом понимает уроженца Кашкадарьи, который, по его мнению, безбожно коверкает родной язык.

Примерно так же обстоят дела у других представителей народов тюркской группы языков - крымских татар. Язык жителей прибрежной полосы практически идентичен турецкому, однако природные степняки говорят на наречии, более близком к кыпчакским.

Древняя история

Впервые тюрки вышли на мировую историческую арену в эпоху Великого переселения народов. В генетической памяти европейцев до сих пор остается содрогание перед нашествием гуннов Аттилы в 4 в. н. э. Степная империя была разношерстным образованием многочисленных племен и народов, однако преобладающим был все-таки тюркский элемент.

Существует много версий происхождения этих народов, однако большинство исследователей помещают прародину сегодняшних узбека и турка в северо-западную часть Центрально-Азиатского плато, в район между Алтаем и Хингарским хребтом. Этой версии придерживаются и киргизы, которые считают себя прямыми наследниками великой империи и до сих пор ностальгируют по этому поводу.

Соседями тюрок были монголы, предки сегодняшних индоевропейских народов, уральские и енисейские племена, маньчжуры. Тюркская группа алтайской семьи языков стала оформляться в тесном взаимодействии с близкими народами.

Путаница с татарами и болгарами

В первом веке н. э. отдельные племена начинают мигрировать в сторону Южного Казахстана. В 4-м веке произошло знаменитое вторжение гуннов в Европу. Именно тогда от тюркского древа отделилась булгарская ветвь и образовалась обширная конфедерация, которая разделилась на дунайскую и волжскую. Сегодняшние болгары Балкан разговаривают теперь на славянском языке и утратили свои тюркские корни.

Обратная ситуация произошла с булгарами Поволжья. Они до сих пор говорят на тюркских языках, однако после нашествия монголов называют себя татарами. Покоренные тюркские племена, жившие в степях Волги, приняли имя татар - давно исчезнувшего в войнах легендарного племени, с которым Чингисхан начинал свои походы. Татарским они назвали и свой язык, который прежде называли булгарским.

Единственным живым наречием булгарской ветви тюркской группы языков считается чувашский. Татары, еще одни потомки булгар, на самом деле говорят на одном из вариантов более поздних кыпчакских диалектов.

От Колымы до Средиземноморья

К народам тюркской языковой группы относятся жители суровых районов бассейна знаменитой Колымы, курортных пляжей Средиземноморья, гор Алтая и ровных, как стол степей Казахстана. Предками сегодняшних тюрок были кочевники, вдоль и поперек исходившие Евразийский континент. Две тысячи лет они взаимодействовали со своими соседями, которыми были иранцы, арабы, русские, китайцы. За это время произошло невообразимое смешение культур и кровей.

Сегодня даже невозможно определить расу, к которой относятся тюрки. Жители Турции, азербайджанцы, гагаузы относятся к средиземноморской группе европеоидной расы, здесь практически отсутствуют ребята с раскосыми глазами и желтоватой кожей. Однако якуты, алтайцы, казахи, киргизы - все они несут в своем облике ярко выраженный монголоидный элемент.

Расовое разнообразие наблюдается даже среди народов, говорящих на одном языке. Среди татар Казани можно встретить голубоглазых блондинов и черноволосых людей с раскосыми глазами. То же самое наблюдается в Узбекистане, где невозможно вывести облик типичного узбека.

Вера

Большинство тюрок - мусульмане, исповедующие суннитскую ветвь этой религии. Лишь в Азербайджане придерживаются шиизма. Однако отдельные народы либо сохранили древние верования либо стали адептами других больших религий. Большинство чувашей, гагаузов исповедуют христианство в его православной форме.

На северо-востоке Евразии отдельные народы продолжают придерживаться веры предков, среди якутов, алтайцев, тувинцев продолжают пользоваться популярностью традиционные верования и шаманизм.

Во времена Хазарского каганата жители этой империи исповедовали иудаизм, который продолжают воспринимать в качестве единственно верной религии сегодняшние караимы, осколки той могучей тюркской державы.

Лексика

Вместе с мировой цивилизацией развивались и тюркские языки, вбирая в себя лексику соседних народов и щедро одаривая своими словами. Трудно сосчитать количество заимствованных тюркских слов в восточнославянских языках. Все началось с булгар, у которых было позаимствованы слова «капь», от которого возникло «капище», «суварт», преобразованное в «сыворотку». Позже вместо «сыворотки» стали использовать общетюркский «йогурт».

Особенно оживленным обмен лексикой стал во времена Золотой Орды и позднего Средневековья, во время активной торговли с тюркскими странами. В обиход вошло огромное количество новых слов: ишак, колпак, кушак, изюм, башмак, сундук и прочие. Позже стали заимствоваться лишь названия специфических терминов, например ирбис, карагач, кизяк, кишлак.

Индоевропейская языковая семья - самая распространенная в мире. На относящихся к ней языках говорят более 2,5 млрд человек. Она включает современные славянскую, романскую, германскую, кельтскую, балтийскую, индоарийскую, иранскую, армянскую, греческую и албанскую языковые группы.

Многие древние индоевропейцы (индо-иранцы, например) были кочевниками и могли пасти свои стада на огромных пространствах, передавая свой язык местным племенам. Ведь известно, что язык кочевников часто становится своеобразным койне в местах их кочевий.

Славянские народы

Крупнейшая в Европе этноязыковая общность индоевропейского происхождения - славяне. Археологические данные указывают на формирование ранних славян в области между Верхним Днестром и бассейном левых притоков Среднего Днепра. В этом регионе найдены самые ранние памятники (III–IV вв.), признанные достоверно славянскими. Первые упоминания славян встречаются в византийских источниках VI в. Ретроспективно эти источники упоминают о славянах в IV в. Когда праславянская народность выделилась из общеиндоевропейской (или промежуточной балтославянской), достоверно неизвестно. По разным данным, это могло произойти в очень широком временном диапазоне - от II тыс. до н.э. до первых веков н.э. В результате миграций, войн и другого рода взаимодействий с соседними народами и племенами славянская языковая общность распалась на восточную, западную и южную. В России представлены преимущественно восточные славяне: русские, белорусы, украинцы, русины. Русские при этом составляют абсолютное большинство населения Российской Федерации, украинцы являются третьим по численности народом страны.

Восточные славяне были основным населением средневековых Киевской Руси и Ладожско-Новгородской земли. На основе восточнославянской (древнерусской) народности к XVII в. сформировались русский и украинский народы. Формирование белорусского народа завершилось к началу XX в. Вопрос о статусе русинов как отдельного народа до сего дня является спорным. Некоторые исследователи (особенно на Украине) считают русинов этнической группой украинцев, а само слово «русины» - устаревшим названием украинцев, применявшимся в Австро-Венгрии.

Экономической основой, на которой исторически формировались и развивались в течение веков восточнославянские народы, были сельскохозяйственное производство и торговля. В доиндустриальный период у этих народов сложился хозяйственно-культурный тип, в котором преобладало пашенное земледелие с культивированием злаковых (ржи, ячменя, овса, пшеницы). Другие хозяйственные занятия (домашнее животноводство, пчеловодство, огородничество, садоводство, охота, рыбная ловля, сбор дикоросов) имели важное, но не первостепенное значение в обеспечении жизни. До XX в. почти все необходимое в крестьянском хозяйстве русских, украинцев и белорусов производилось самостоятельно - от домов до одежды и кухонных принадлежностей. Товарная ориентация в сельскохозяйственной отрасли накапливалась постепенно, и в первую очередь за счет помещичьих хозяйств. Ремесла существовали как в виде подсобных домашних промыслов, так и в виде специализированных производств (железоделательных, кузнечных, гончарных, солеваренных, бондарских, углежогских, прядильных, ткацких, кружевных и т.п.).

Очень важным элементом хозяйственной культуры восточнославянских народов традиционно было отходничество - заработки крестьян на чужбине, вдалеке от родной деревни: это могла быть работа в крупных помещичьих хозяйствах, в артелях мастеровых, в шахтах, на лесозаготовках, труд в качестве странствующих печников, лудильщиков, портных и т.п. Именно из отходников постепенно формировались людские ресурсы городского промышленного производства. С развитием капитализма в конце XIX - начале XX в. и далее, в процессе советской индустриализации, усиливался отток людей из деревни в город, росла роль промышленного производства, непроизводственных сфер деятельности, национальной интеллигенции.

Преобладающий тип традиционного жилища у восточных славян различался в зависимости от местности. Для русского, белорусского, североукраинского жилища основным материалом было дерево (бревна), а типом строения - срубная наземная пятистенная изба. На севере России часто встречались срубные дома: дворы, в которых под одной крышей были объединены разные жилые и хозяйственные постройки. Для южнорусского и украинского сельского жилища характерно сочетание дерева и глины. Распространенным типом строения была хата: мазанка - из плетня, обмазанного глиной и побеленного.

Семейный уклад восточнославянских народов до начала XX в. характеризовался распространением двух типов семьи - большой и малой, с частичным преобладанием той или иной в разных местностях в разные исторические эпохи. С 1930-х гг. наблюдается почти повсеместный распад большой семьи.

Важным элементом социального устройства русского, белорусского и украинского народов в период пребывания их в составе Российской империи было сословное деление. Сословия различались специализациями, привилегиями, обязанностями, имущественным положением.

И хотя в некоторые периоды наблюдалась определенная межсословная мобильность, в общем случае пребывание в сословии было наследственным и пожизненным. Некоторые сословия (например, казачество) стали основами для появления этнических групп, в среде которых сейчас только и сохраняется память о сословной принадлежности предков.

Духовная жизнь русских, украинцев, белорусов и русинов богата и разнообразна. Особую роль играет православие с элементами народной обрядности. Распространены также католицизм (в основном греческого обряда - среди украинцев и русин), протестантизм и др.

Южные славяне формировались в основном на Балканском полуострове, тесно взаимодействуя с византийцами-ромеями, потом с турками. Нынешние болгары - результат смешения славянских и тюркских племен. К современным южным славянам также относят македонцев, сербов, черногорцев, хорватов, боснийцев, словенцев, горанцев.

Религия большинства южных славян - православие. Хорваты преимущественно католики. Большая часть боснийцев (муслимы, босняки), горанцы, а также помаки (этническая группа) и торбеши Аллегория Руси (этническая группа) - мусульмане.

Район современного проживания южных славян отделен от основного славянского ареала неславянскими Венгрией, Румынией и Молдавией. В России в настоящее время (согласно переписи 2002 г.) из южных славян проживают болгары, сербы, хорваты, черногорцы.

Западные славяне - это кашубы, лужицкие сорбы, поляки, словаки и чехи. Их родина - в Польше, Чехии, Словакии, отдельных районах Германии. Некоторые языковеды относят также к западнославянским диалект паннонских русинов, живущих в сербском крае Воеводина.

Большинство верующих западных славян - католики. Встречаются также православные, протестанты.

В России из западных славян живут поляки, чехи, словаки. В Калининградской области, Санкт-Петербурге, Москве, Республике Коми, Краснодарском крае есть довольно большие польские общины.

Армяне и хемшилы

Особняком в индоевропейской семье языков стоит армянский язык: в армянскую языковую группу входят только он и несколько его диалектов. Формирование армянского языка и соответственно армянского народа, происходило в IX–VI вв. до н.э. в рамках государства Урарту.

На армянском языке в России говорят два народа: армяне и родственные им хемшилы (амшенцы). Последние происходят из армянского города Амшен (Хемшин) в Понтийских горах.

Хемшилов часто называют армянами-мусульманами, однако северные амшенцы, переселившиеся на территории нынешних Краснодарского края и Адыгеи еще до исламизации своих соплеменников, принадлежат, как и большинство армян, к христианской (дохалкидонской) Армянской Апостольской церкви. Остальные хемшилы - мусульмане-сунниты. Среди армян встречаются католики.

Германские народы

К народам германской языковой группы в России относят немцев, евреев (условно) и англичан. Внутри западногерманского ареала в I в. н.э. выделялись три группы племенных диалектов: ингвеонская, иствеонская и эрминонская. Переселение в V–VI вв. части ингвеонских племен на Британские острова предопределило развитие в дальнейшем английского языка.

На континенте продолжали формироваться немецкие диалекты. Формирование литературных языков завершилось в Англии в XVI–XVII вв., в Германии в XVIII в. Возникновение американской версии английского языка связано с колонизацией Северной Америки. Идиш возник как язык ашкеназских евреев в Центральной и Восточной Европе в X–XIV вв. на основе средненемецких диалектов с обширными заимствованиями из древнееврейского, арамейского, а также из романских и славянских языков.

В религиозном отношении среди российских немцев преобладают протестанты, католики. Евреи в большинстве - иудаисты.

Иранские народы

Иранская группа включает в себя не менее тридцати языков, на которых говорят десятки народов. В России представлены не менее одиннадцати иранских народов. Все языки иранской группы так или иначе восходят к древнеиранскому языку или группе диалектов, на которых говорили праиранские племена. Около 3–2,5 тыс. лет до н.э. диалекты иранской ветви начали отделяться от общего индоиранского корня. Праиранцы в эпоху общеиранского единства обитали на пространстве от современного Ирана до, вероятно, юга и юго-востока теперешней европейской части России. Так, на иранских языках Скифо-сарматской группы говорили скифы, сарматы и аланы. Сегодня на единственном живом языке скифской подгруппы говорят осетины. Этот язык сохранил отдельные черты древнеиранских наречий. Языки персов и таджиков относятся к собственно персидско-таджикской подгруппе. Курдский язык и курманджи (язык езидов) - к курдской подгруппе. Пушту - язык афганцев-пуштунов - более близок к индийским языкам. Язык татов и язык джугурди (диалект горских евреев) очень похожи друг на друга. В процессе формирования они подверглись существенному влиянию кумыкского и азербайджанского языков. Язык талышей тоже подвергся влиянию азербайджанского. Собственно талышский язык восходит к азери - иранскому языку, на котором говорили в Азербайджане до его захвата турками-сельджуками, после чего большая часть азербайджанцев перешла на тюркский язык, который сейчас и называют азербайджанским.

Говорить об общих чертах в традиционном хозяйственном комплексе, обычаях и духовной жизни разных иранских народов почти не приходится: слишком давно они живут вдалеке друг от друга, слишком много испытали на себе очень разных влияний.

Романские народы

Романские языки называются так, потому что восходят к латыни - языку Римской империи. Из романских в России наибольшее распространение имеет румынский, вернее - его молдавский диалект, считающийся самостоятельным языком. Румынский - язык жителей древней Дакии, на землях которой находятся современные Румыния и Молдавия. До романизации Дакии там жили племена гетов, даков, иллирийцев. Затем 175 лет эта область была под римским владычеством и подверглась интенсивной колонизации. Римляне ехали туда со всех концов империи: кто-то мечтал выйти в отставку и занять свободные земли, кого-то отправляли в Дакию как в ссылку - подальше от Рима. Вскоре почти вся Дакия говорила на местном варианте народной латыни. Но с VII в. большую часть Балканского полуострова занимают славяне, и для валахов, предков румын и молдаван, начинается период славяно-романского двуязычия. Под влиянием Болгарского царства валахи принимают в качестве основного письменного языка старославянский и пользуются им до XVI в., когда появляется наконец собственно румынская письменность на основе кириллицы. Румынский алфавит на основе латиницы был введен только в 1860 г.

Жители находившейся в составе Российской империи Бессарабии продолжили писать на кириллице. До конца XX в. молдавский язык находился под сильным влиянием русского.

Основные традиционные занятия молдаван и румын - до XIX в. скотоводство, потом пашенное земледелие (кукуруза, пшеница, ячмень), виноградарство и виноделие. Верующие молдаване и румыны в основном православные. Встречаются католики и протестанты.

Родина других романоязычных народов, представители которых встречаются в России, - дальнее зарубежье. На испанском (называемом также кастильским) языке говорят испанцы и кубинцы, на французском - французы, на итальянском - итальянцы. Испанский, французский и итальянский языки сформировались на базе народной латыни в Западной Европе. На Кубе (как в других странах Латинской Америки) испанский язык закрепился в процессе испанской колонизации. Большая часть верующих среди представителей этих народов - католики.

Индоарийские народы

Индоарийскими называют языки, восходящие к древнеиндийскому. В большинстве это языки народов Индостана. Так же к этой группе языков относят так называемый романы чиб - язык западных цыган. Цыгане (рома) - выходцы из Индии, но их язык развивался в изоляции от основного индоарийского ареала и сегодня существенно отличается от собственно индостанских языков. По жизненному укладу цыгане ближе не родственным им по языку индийцам, а скорее среднеазиатским цыганам. К последним относят этнические группы люли (джуги, мугат), согутарош, парья, чистони и кавол. Они говорят на диалектах таджикского пополам с «лавзи мугат» (особое арго на основе арабского и узбекского языков с вкраплениями индоарийской лексики). Группа парья, кроме того, сохраняет для внутреннего общения собственный индоарийский язык, существенно отличающийся как от индостанских языков, так и от цыганского. Исторические данные говорят о том, что, вероятно, люли попали в Среднюю Азию и Персию из Индии во времена Тамерлана или раньше. Непосредственно в Россию часть люли перебралась в 1990-е гг. Западные же цыгане из Индии попали в Египет, потом долго были подданными Византии и жили на Балканах, а на территорию России пришли в XVI в. через Молдавию, Румынию, Германию и Польшу. Рома, люли, согутарош, парья, чистони и кавол не считают друг друга родственными народами.

Греки

Отдельную группу внутри индоевропейской семьи составляет греческий язык, на нем говорят греки, но условно к греческой группе относят также греков-понтийцев, многие из которых русскоязычны, и приазовских и цалкских греков-урумов, говорящих на языках тюркской группы. Наследники великой античной цивилизации и Византийской империи, греки попадали в Российскую империю разными путями. Одни из них - потомки еще византийских колонистов, другие эмигрировали в Россию из Османской империи (эта эмиграция была почти непрерывной с XVII по XIX в.), третьи стали российскими подданными, когда к России отошли некоторые земли, принадлежавшие ранее Турции.

Балтийские народы

Балтийская (летто-литовская) группа индоевропейских языков родственна славянской и когда-то, вероятно, составляла с ней балто-славянское единство. Живых балтийских языков два: латышский (с латгальским диалектом) и литовский. Дифференциация между литовским и латышским языками началась в IX в., тем не менее они еще долго оставались диалектами одного языка. Переходные диалекты существовали как минимум до XIV–XV вв. Латыши долгое время мигрировали на русские земли, спасаясь от немецких феодалов. С 1722 г. Латвия находилась в составе Российской империи. С 1722 по 1915 г. в составе России находилась и Литва. С 1940 по 1991 г. обе эти территории пребывали в составе СССР.

1. Сколько народов проживает в России?

Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 200 народов.

2. Народы каких языковых семей и групп представлены в России?

Индоевропейская семья: Славянская группа, Армянская группа, Иранская группа, Индоарийская группа, Романская группа, Балтийская группа; Алтайская семья: Тюркская группа, Монгольская группа, Тунгусо-Маньчжурская группа; Северо-Кавказская семья: Нахско-Дагестанская группа, Абхазо-Адыгская группа; Уральская семья: Финно-Угорская группа, Самодийская группа; Чукотско-Камчатская семья; Юкагирская семья; Енисейская семья.

3. Выберите верный ответ. Большинство россиян говорят на языках семьи: а)кавказской; б) алтайской; в) индоевропейскрй.

4. Выберите верный ответ. Самый многочисленный после русских народ в России? а) украинцы; б) татары; в) чуваши.

5. Почему в России почти невозможно выделить «чистые» в этническом отношении территории?

На территории России практически невозможно найти «чистые» этнические территории, поскольку наша страна многонациональная и на каждой территории, в каждом субъекте можно встретить разные народы, этносы и национальности. Также русские – как самый многочисленный народ России присутствует в каждом субъекте страны.

6. Какова роль русского языка для народов России?

Русский язык, как государственный и самый распространенный в России, используется в качестве языка межнационального общения народов России. Русский язык является формой культуры, он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств россиян.

7. В легенде карты на с. 248-249 Приложения найдите и выпишите названия неизвестных вам народов. В поисковой системе Интернета Яндекс (рубрика "Словари") или в энциклопедиях найдите эти народы. Отметьте их численность и места проживания.

Неизвестные (малочисленные) народы России:

Аварцы – один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в нагорном Дагестане;

Кумыки – тюркоязычный народ, один из коренных народов Дагестана, компактно проживают также в Северной Осетии и в Чечне;

Лакцы – одни из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана;

Табасараны – один из коренных народов Северного Кавказа. Основной территорией расселения является юго-восточный склон Кавказа, обращённый к Каспийскому морю;

Ногайцы – народ на Северном Кавказе, на юге Нижнего Поволжья, в Крыму, а также в Северном Причерноморье;

Эвенки – коренной народ Восточной Сибири.

8. Используя географическую и краеведческую литературу, проведите этнографическое изучение своего населённого пункта и выясните: а) каков национальный состав населения; б) каково соотношение численности основных народов; в) чем характеризуется динамика численности населения и его национального состава.

Этнический состав г. Челябинска:

а) Этнический состав: русские, татары, башкиры, украинцы, немцы, белорусы, армяне, мордва, таджики, казахи;

б) Соотношение численности: русские – 936,5 тысяч человек (86,53 %), татары – 54,4 тысяч (5,03 %), башкиры − 33,7 тысяч (3,11 %), украинцы – 15,6 тысяч (1,44 %), немцы – 7,1 тысяч (0,65 %), белорусы – 4 тысячи (0,37 %), армяне – 3,7 тысяч (0,34 %), мордва – 3,1 тысяч (0,29 %), таджики – 3 тысячи (0,27 %), казахи – 2,9 тысяч (0,26 %);

в) Динамика численность населения г. Челябинска: население Челябинска по данным переписи Российской империи 1897 года составляло всего 20 тыс. чел. К 1926 году население утроилось и составило 59 тыс. чел. В послевоенные годы, когда население эвакуировали на Урал и Сибирь, после индустриализации 1930-х и строительстве крупнейших предприятий металлургии и машиностроения, а также химической и других отраслях, которые обеспечивали поставки боевой техники в военные годы, а также сельскохозяйственной техники, население увеличилось более чем в 10 раз и составило уже к 1959 году 689 тыс. чел. Бурное развитие Челябинска в послевоенные годы привело к быстрому росту населения: 13 октября 1976 года родился миллионный житель города. Почти за три столетия население Челябинска выросло более чем в 1080 раз. Национальный состав: благодаря пограничному положению Челябинской области, в городе Челябинске встречается большое этническое разнообразие, хотя большинство составляют русские. Благодаря положению на Южном Урале, в этническом составе Челябинска встречаются тюркские народы (татары, башкиры, казахи); так как Челябинск, является промышленным городом, то в военные и послевоенные годы на работу предприятий привозили военнопленных немцев, многие из них остались жить в городе, чем разнообразили этнический состав.

9. Когда вы впервые задумались о своей национальной принадлежности? Представители каких национальностей имеются в вашей родне? Что вы или члены вашей семьи переняли у них (из быта, культуры)? Напишите сочинение на тему «Национальный характер: я в диалоге культур».

В нашей семье все считают себя русскими. Не смотря на это, в семье часто встречаются культурные «отклики» других народов. К примеру, на бабушкиных коврах, которые она ткала сама, часто встречаются узоры финно-угорских народов, мама часто готовит украинский борщ, татарский чак-чак, узбекский плов и казахский лакман; иногда в нашей семье вспоминают про праздники европейских народов, такие как День святого Валентина или католическое Рождество. Сочинение: «Национальный характер: я в диалоге культур». На формирование российской культуры повилял ряд факторов: необходимость освоения больших площадей, на которых объединялись и взаимодействовали многочисленные национальности; утверж¬дение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства. Русская ментальность – специфический совокупный архетип народа, который возник в результате взаимодействия уникального субъекта и обстоятельств его жизнедеятельности. Он накладывает существенный отпечаток на характер русской общности и изменяется вместе с ней. Русский народ – признанный творец одной из «осевых» культур. В условиях вёликой «смены всех» «и становления российской цивилизации XXI столетия решение «единой и неделимой» проблемы преемственности с культурным наследием и его обновления стало условием духовного возрождения России. «Не делить, не дробить русскую историю... следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начала, но рассматривать их во взаимодействии».