Закон транспозиции гештальтпсихология. Гештальтпсихология основные положения

«Скажешь мне – и я забуду, покажешь мне – и я запомню, дашь мне сделать – и я пойму». Книга «Делегирование и управление» Конфуций (представитель древнекитайской философии).


Большинство воспринимает психологию как комплекс явлений из жизни. Хотя с другой стороны, это система доказанных знаний, с ее помощью решаются разнообразные практические и сугубо научные проблемы. В 16 веке впервые упомянули «психологию», как сферу, занимающуюся изучением явлений с душевной и психической стороны. В 17-19 веках, область исследования существенно разрослась и включила в себя процессы бессознательного уровня. А уже с 19 века психология – экспериментальная сфера научных знаний.

Гештальт психология что это?

Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее во время кризисного периода в науке (1920 год). Основатель – М. Вертгеймер, работу над идеей продолжили К. Левин, В. Келлер и К. Коффка. Гештальтпсихология зародилась в Германии и стала своеобразным возражением по отношению к программе, разработанной Вундтом.

Исследовалось зрительное сознание человека. Опираясь на полученные результаты, вывели новую единицу «гештальт» (гештальт в психологии это унитарная форма). Ее суть в том, что людям свойственно понимать окружающий мир как последовательную целостную структуру, а не каждый элемент по отдельности.

Сторонники гештальтпсихологии отрицали эффективность структурной психологии (сознание делится на блоки) и всего, на что она ориентируется. Даже сформулировали своеобразный закон, гласящий, что «целое в любом случае больше совокупности составных его элементов».

Согласно Википедии, изначально предметом гештальт психологии выступало феноменальное поле. В будущем тематика серьезно расширилась: вошли вопросы о проблемах психического развития, разбросе потребностей индивидуумов, памяти и неординарном мышлении.

Возникновение и развитие школы гештальтпсихологии

Гештальт психология зародилась после проведения одного очень важного эксперимента Максом Вертгеймером под названием «фи-феномен». Суть исследования: используя тахиостоскоп и стробоскоп ученый наблюдал за двумя прямыми линиями (раздражители) у участников, передавая им разную скорость. Таким образом он выяснил, что:

  • линии воспринимаются последовательно, если промежуток большой;
  • линии осознаются одновременно, если промежуток минимальный;
  • появляется осознанность движения (тестируемый следил за перемещением линии в определенную сторону, а не за двумя вместе или друг за другом);
  • «фи-феномен», если промежуток оптимальный (осознается исключительно чистое перемещение, испытуемый понимает, что движение есть, но без смены положения самой линии).

Результаты эксперимента он подробно изложил в своем труде в 1912 году. Эта и другие его работы заинтересовали многих известных научных деятелей того времени. Далее гештальтпсихология обзавелась множеством представителей, важнейший из которых – К. Коффка.

Результаты его собственных исследований показаны в труде «Перцепция: введение в гештальттеорию». В 1921 году свет увидела книга «Основы психического развития», рассказывающая о становлении детской психологии. Труд пользовался огромной популярностью как в Германии, так и за рубежом.

Исследования Коффки о перцепции у детей выявили ряд интересных закономерностей. Одна из них: изначально ребенок на деле владеет набором частичных и не очень логичных образов всего внешнего мира. Тогда ученый решил, что на восприятие сильно влияет соотношение фигуры и фона, на котором располагается объект. После он сформулировал закон трансдукции в психологии. В гештальт школе это одна из теорий восприятия, кратко изложив которую выходит, что дети осознают не сами цвета, а их сочетания.

Гештальт что это такое в психологии: идеи, законы и принципы

Сознание – то, с чем работает гештальт психолог, как представитель школы. По сути, это живое целое, в котором все составные элементы взаимодействуют друг с другом. Хороший аналог: человеческий организм в целом состоит из множества систем, работающих слаженно и исправно в течение многих лет. Гештальтпсихология опирается на следующие основные понятия:

  • Что такое гештальт? Мера сознания, некая образная конфигурация.
  • Гештальтпсихология использует в качестве предмета исследования сознание. Его изучение строится на использовании принципа целостности.
  • Наблюдение и описание – основные методы исследования. Восприятие идет не от ощущений, они нереальны. Оно идет от слуха, как от отражения изменения давления воздуха.
  • Зрительная перцепция на первом месте. Это ведущий процесс в психологии, определяющий степень развития психики.
  • Мышление – процесс разрешения проблем с помощью структурированных полей. Через инсайт в нынешнем времени.

Основные законы восприятия в гештальтпсихологии:

  • Транспозиция. Психика отвечает на комплекс раздражителей, а не на каждый по отдельности.
  • Константность. Все процессы стремятся к неизменности.
  • Близость. Склонность соединять соседние элементы в один целый.
  • Фигура и фон в гештальтпсихологии занимают одно из важнейших мест. Каждая фигура — изолированное целое, фон – что-то динамичное за фигурой.
  • Закон прегнантности. Склонность реагировать на самую постоянную и простую фигуру среди всех возможных.
  • Замыкание. Если человек видит что-то непонятное, то мозг старается переделать информацию в то, что нам знакомо.

Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором все законы восприятия контактируют между собой, используя определенные принципы:

  • близость;
  • замкнутость;
  • общая зона;
  • схожесть;
  • смежность;
  • целостность.

Гештальт теория восприятия ориентируется на 3 константы:

  • Размер. Он остается неизменным, независимо от смены его положения на глазной сетчатке.
  • Форма. Она всегда остается постоянной.
  • Яркость. Яркость предмета неизменна, даже с учетом смены условий освещения.

Гештальт терапия

Это один из видов психотерапии, основанный Ф. Перлзом в 50-х годах прошлого века. Предмет гештальт терапии – это контакт и границы, в которых находится человек и все то, что его окружает. Контакт – сольватирование потребностей индивидуума с возможностями среды. Получается, что удовлетворить конкретную потребность можно только выходя на контакт с окружающим миром. (Утолить жажду можно, если взять воду).

Основная техника такой терапии – игра, базирующаяся на диалоге внутри себя. Разговор ведется с одной или несколькими частями собственной личности. В принципе, вся терапия направлена на завершение какого-то оставленного ранее дела – гештальта.

Круг правильного гештальта имеет такой вид:

  1. Появляется необходимость.
  2. Ищутся способы ее удовлетворения.
  3. Происходит удовлетворение.
  4. Контакт с окружающим миром завершается.

Всегда существует ряд факторов, мешающих идеальному процессу. Если цикл незакончен, то человек в течение всей своей жизни чувствует себя изнуренным и не может открыться новым желаниям. Незавершенный гештальт может вызвать серьезный сбой в защитных свойствах психики человека.

Гештальтпсихология и терапия – это возможность помочь «самому себе» и найти первопричины внутренних нестыковок, если говорить кратко. Существует ряд упражнений, направленных на принятие самого себя и того, что лежит за гранью реального, одновременно. Они должны помочь начать думать о себе и раскрыться миру. Другие увлекательные интерактивные материалы, разработанные ведущими психологами, можно найти на BrainApps. Тесты и курсы по саморазвитию, свыше 90 увлекательных игр позволят еще быстрее разобраться с внутренними переживаниями и расставить все по своим местам.

Гештальт картинки

Гештальт рисунками называют картинки перевертыши (иллюзии). Глядя на них нужно ответить, что вы видите и какие эмоции вызывает изображение. Такие материалы не рекомендованы к просмотру дошкольникам, так как они могут привести к различным психическим расстройствам. Ниже представлены известные «обманы зрения». А что на них разглядели именно вы?

Гештальтпсихология от нем. gestalt - образ, форма) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Предмет гештальтпсихологии : Феноменальное поле

Представители гештальтпсихологии : Основателем гештальтпсихологии по праву считается Фредерик Перлз в ряду его последователей выделяются немецкие психологи: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин.

Базовые Идеи

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена - принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле », которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия , фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.). Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия - константы, фигура, фон - в гештальтпсихологии вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

  • Близость . Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Схожесть . Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Целостность . Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
  • Замкнутость . Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.
  • Смежность . Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
  • Общая зона . Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.
Методологический подход гештальтпсихологии

базировался на нескольких основаниях - понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны физическим и психофизическим, т.е. процессы, которые происходят в головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и в результатах исследования между бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые

Гештальтпсихология зародилась в Германии в начале 20-го века .

Данное направление основано на идее о целостности сознания человека.

Гештальт — определение простыми словами, значение слова

Гештальт — это теория восприятия .

По своей сути гештальттерапия и гештальтпсихотерапия идут в неразрывной связке, сообщаясь методами и подходом.

Гештальт-консультирование также рассматривают в рамках гештальт-подхода. Технику работы с человеком при этом разделяют на технику диалога и проективную технику (работа с фантазией, снами, воображением и т.д.).

Методики и техники

Благодаря гештальт-подходу можно разрушить невротические механизмы.

Борьба с ними происходит по определенным правилам.

И большую роль в этом играет разбор определений, которые становятся отправной точкой для начала терапии:

  1. «Интроекция» в гештальт терапии. При интроекции индивидуум принимает установки, нормы и модель мышления извне, принимая их за личные. В результате родители, друзья, близкие и т.д. программируют человека на успех или неуспех.
  2. «Проекция» в гештальт терапии. Стремление человека переложить ответственность за собственную жизнь на внешний мир (окружение). А свои отрицательные качества индивидуум не осознает, но при этом приписывает их другим людям.
  3. «Слияние» в гештальт терапии. Человек находится в том состоянии, когда личные границы максимально стерты. Он не отличает свои собственные чувства и мысли от чувств и мыслей людей, которые были или пребывают с ним в контакте. В речи у такого человека часто фигурирует местоимение «МЫ».
  4. «Ретрофлексия» в гештальт терапии. Проецирование поступков и эмоций, предназначенных для окружающих, на самого себя. Человек как бы делит собственную личность на две части.
  5. «Эготизм» в гештальт терапии. Состояние, при котором человек замыкается в своих мыслях, фантазиях и не может на 100% пребывать и растворяться в реальности.
  6. «Профлексия» в гештальт терапии. Поведение человека, при котором он поступает с окружающими людьми именно так, как хотел бы чтобы поступили с ним.

Все эти понятия — формы прерывания контакта в гештальт терапии.

Психотерапевтический процесс в гештальттерапии требует соблюдения некоторых условий :

  1. Употребление местоимения «Я» и отказ от «мы», «он», «она», «они».
  2. Отказ от глаголов «не могу» и «не хочу» в пользу «должен» и «предпочитаю».
  3. Раскрытие потенциала и смысла слова «это».
  4. Прямое обращение вместо описаний людей в третьем-лице.
  5. Отказ от вопроса «почему» и замена его на вопрос «как», чтобы из рассуждений уйти в чувственную сторону.
  6. Замена вопросительных формулировок на утвердительные.

Технические процедуры в гештальт-терапии называют играми .

Это различные действия, которые активируют различные чувства и переживания, отчужденные части личности с помощью воплощения в реальности мысленных образов.

Очень часто в гештальт-терапии встречается техника «пустого стула» . Эта техника помогает выявить и усилить скрытые чувства.

Пустой стул в этом случае как бы занимает какой-либо человек, отношение к которому для участника гештальттерапии остается не до конца объяснимым. В результате прием катализирует воображение.

Когда происходит прерывание контакта в гешальттерапии (клиент не испытывает чувств или не замечает их, не понимает своих желаний и их природы, эмоции идут на спад) терапевт задает наводящие вопросы:

  • «Что ты ощущаешь?»
  • «Что происходит у тебя в теле?»
  • «Какие эмоции преобладают в твоей голове?» и т.д.

Это помогает вернуть контакт.

Терапевт также делится своими собственными чувствами, чтобы клиент мог использовать эти чувства как среду для дальнейшей реакции.

Примеры упражнений

«Челночное движение»

Клиент переживает события прошлого этапами, как бы по ступенькам возвращаясь в предыдущий день.

Человек визуализирует травмирующее событие, заново его переживает и закрывает тем самым гештальт.

«Противоположные ассоциации»

Клиент и терапевт поочередно называют понятие. Сначала — негативное, потом тоже понятие в связке с позитивной ассоциацией. Например, сочетание понятия «слезы» и «слезы радости».

«Верх и низ»

Упражнение применяется в условиях групповой терапии. Один стоит на стульчике, другой встает перед ним на корточки. Затем участники меняются местами и делятся эмоциями/ощущениями.

«Лицо»

Клиент ложится и пытается почувствовать свое лицо, рот, нос, лоб. Затем он, не влияя на выражения своего лица и не изменяя его, пытается осознать данное выражение. Сосредотачиваясь на нем необходимо также улавливать непроизвольные изменения в лице.

В результате клиент переживет несколько разных настроений.

«Антиквариат»

Клиенту необходимо мысленно представить, как он заходит в антикварный магазин и покупает там вещь. Затем он сливается с этой вещью, представляя себя антикварным объектом. От имени этого предмета он рассказывает свои историю, раскрывает секреты бывших хозяев и описывает свои чувства/эмоции будучи антикварной вещью.

«Два стула»

Случается так, что человек чувствует противоречия межу собственными эмоциями.

С одной стороны он испытывает острое раздражение, а с другой стороны раскаяние за . Сценариев может быть масса. Упражнение «два стула» помогает разобраться в себе.

Клиент поочередно садиться на «злой» и «добрый» стул, отыгрывая за каждую сторону своей личности. В процессе человек может прочувствовать противоречивые эмоции и выйти из конфликта, закрыв гештальт.

Обучение и практика

Гештальт тренинги и курсы гештальт-терапии очень популярны на данный момент , так как методы и техники терапии можно применять самостоятельно, без строгого контроля со стороны терапевта. Однако для этого необходимо обладать базой знаний по теме.

Даже групповые и частные занятия дают хорошую и крепкую базу для последующей самостоятельной проработки своих чувств и эмоций. Все дело в том, что запускается процесс саморегуляции психики и развивается осознанность.

Гештальтерапия помогает не только решать проблемы психологического и эмоционального характера. Она также способствует развитию творческого потенциала, раскрытию личности и тренировке воображения. Сегодня терапия (групповая и частная) применяется даже как профилактика .

Что такое гештальт-терапия? Основы гештальт-терапии в этом видео:

Гештальтпсихология возникла в двадцатых годах двадцатого века и носит ярко выраженный интегративный характер. М. Вертгеймер, В. Кёлер и К. Коффка (основатели нового направления) решили, что поведение человека, его сознание невозможно изучать отдельно, это тупиковый путь. Сознание человека собирает части опыта в некую целостную структуру, которую назвали гештальтом. Если назвать предмет, которым занимается гештальтпсихология, кратко, это и будет сам гештальт.

Целое не является просто суммой своих частей. Задачей психологов ставится не изучение отдельных процессов восприятия, а объяснение, по каким принципам эти части группируются. Это знание используется терапевтом, чтобы объяснить пациенту его поведение, помочь стать более гармоничной личностью.

Структурные закономерности восприятия

Гештальтпсихологам удалось открыть несколько принципов, согласно которым организуется восприятие человека. Вот они:

  1. Схожесть. Вместе воспринимаются те объекты, которые схожи: по форме, цвету или очертаниям.
  2. Целостность. Мы упрощаем сложные объекты, объединяя их в знакомую форму.
  3. Близость. Объекты, расположенные рядом, привычно группируются.
  4. Замкнутость. Чаще всего нам хочется завершить фигуру, чтобы она имела целостную форму.
  5. Завершенность. Наш мозг умеет дорисовывать, заполнять пробелы, чтобы предмет обрел цельный вид.
  6. Фигура и фон. При восприятии объекта он выступает фигурой, остальное – фон, на который мы не обращаем внимания. В связи с этим принципом есть ряд картин, которые мы можем воспринять как одним, так и другим образом.

Восприятие, конечно, штука интересная, но как мы можем на практике применить эти знания? Для чего они могут пригодиться?

Терапия с помощью гештальта

Через двадцать лет после основания гештальтпсихологии супруги Пёрлз основали новое направление в психотерапии – гештальттерапию. Они считали, что организм, представляющий собой единство функций психики, обладает способностью приспосабливаться к окружающей среде, а также поддерживать саморегуляцию. Терапевты помогали пациентам рассмотреть свое «я» на фоне всего остального, понять собственную суть, отрешаясь от фона: конфликтных ситуаций, неприятных эмоций.

Методы гештальттерапии:

  1. Ролевые игры, техника «пустого стула». Пациенту предлагается увидеть оппонента, сидящим на стуле и высказать ему все, что накипело. Это помогает избавиться от негатива, а также увидеть новое решение проблемы.
  2. Анализ сновидений. Чаще всего человеку предлагают записывать все свои сновидения, а потом выбрать наиболее значительное, разыграть его в жизни. Это позволяет соединиться с тем прошлым, которое пациент отрицал.
  3. Битье дивана палками – забавно звучит, но работает, чтобы выпустить пар.
  4. Техника «Я знаю, что я…» повышает уровень осознанности, приближает к самости, позволяет оставаться в настоящем.

Советую один из методов попробовать самостоятельно. Навредить не должно! Спасибо за внимание, делитесь статьей в социальных сетях, и до новых встреч!

С уважением, Александр Фадеев!

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.