Первое электронное правительство. Электронное правительство: понятие, цели

Тема 10. Электронное правительство в системе государственного управления

1. Информационные технологии и новая миссия административной власти

Современные компьютерные технологии все активнее втор-гаются в работу властных структур, во взаимоотношения граж-дан и государства, определяют пути трансформации и модерни-зации государственного аппарата. 22 июля 2000 г . была принята Окинавская хартия глобального информационного общества , в которой подчеркнуто, то «информационно-коммуникацион-ные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных фак-торов, влияющих на формирование общества двадцать первого века . Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия пра-вительства и гражданского общества ».

Достижения информационных технологий видоизменяют характер деятельности государства и его структур. Новые ин-формационные технологии становятся новыми политико-ад-министративными технологиями . Внедрение информацион-но-коммуникационных технологий делает работу органов исполнительной власти более динамичной и гибкой, интерак-тивной . Повышается качество предоставляемых государством услуг, информирование граждан становится более полным .

ИКТ, с одной стороны , доставляют информа-цию, необходимую для нормального функционирования ин-ститутов государства, с другой стороны , позволяют гражданам реагировать на практическое осуществление государственной политики.

В структурном плане использование ИКТ в деятельности государственных учреждений означает конец внутренней и внешней «закрытости» исполни-тельной власти .

Ликвидация внутренней закрытости означает изменение не только организационных структур органов влас-ти, но и характера отношений между ними.

Ликвидации внеш-ней закрытости ведет к установлению иного типа отношений между администрациями и гражданами . Внедрение инфор-мационно-коммуникационных технологий в деятельность ор-ганов исполнительной власти постепенно уносит в прошлое традиции секретности в деятельности администрации и закла-дывает фундамент «стеклянного дома» (административной прозрачности).

Информационно-коммуникационные технологии изменя-ют миссию административной власти в двух направлениях :

1) политическая категория «интерес» приобретает новый смысл : технологически облегчая связи между государством и гражданами (что имеет и юридические последствия), инфор-мационные технологии возвращают государству его фунда-ментальные функции, которые становятся для властных структур более осознанными и способствуют акцентирова-нию внимания на первостепенных проблемах граждан ;

2) но-вые технологии позволяют более взвешенно перейти от регла-ментации к регулированию , создать новый регулирующий механизм.

Тем самым государство начинает более эффективно и в то же время демократично выполнять свои функции.

Работа в этих направлениях происходит на нескольких уровнях:

  • на теоретическом уровне речь идет о понимании информа-ции как ресурса управления , рассматриваемого наряду с чело-веческими и материальными и поставленного в один ряд с тру-дом и капиталом;
  • на техническом уровне создаются единые банки данных, компьютеризируется документооборот, технологизируется ад-министративная деятельность , что позволяет унифицировать отдельные узлы регуляционного механизма;
  • на уровне организаций возрастает стремление рассматривать информационный менеджмент как одну из приоритетных мно-гопрофильных задач , относящихся к организации в целом, а не к отдельным ее частям;
  • на государственном уровне расширяется диапазон обраба-тываемой органами государственной власти информации , рас-тут потенциал и децентрализация компьютерных систем, каче-ственно улучшается информационное обеспечение, исходя из задач органов исполнительной власти.

Развитие вычислительной техники, программного обеспече-ния, средств коммуникации позволило государственным структурам шире использовать компьютерные технологии в своей деятельности. Современные компьютерные программы позволяют объединить ранее изолированные функции :

  • дело-производство,
  • информирование,
  • консультирование граждан.

Современные возможности компьютерных технологий :

  • открывают доступ к гораздо большему, чем когда- либо, объему информа-ции;
  • предоставляют возможность быстрой передачи и получе-ния информации;
  • позволяют дистанционно пользоваться ис-точниками оперативной информации, услугами крупнейших библиотек, баз и банков данных.

Вместе с тем задачи, условия функционирования и организа-ционные структуры исполнительной власти отличаются специ-фическими особенностями, не позволяющими схематично и без изменений переносить понимание рационализации, типичное для технической сферы, на политико-административное управ-ление. Органы исполнительной власти значительно различают-ся между собой, управленческая работа в гораздо меньшей сте-пени поддается формализации, чем может показаться на первый взгляд. Испытывая большую потребность в информации, ис-полнительные структуры не используют все имеющиеся в их распоряжении резервы информационного обеспечения. Это го-ворит о необходимости совершенствования информационного менеджмента, в частности принятия децентрализованных, предлагаемых самими пользователями решений.

Такие страны как Великобритания, США и Канада накопили к сегодняшнему дню богатый опыт использования этих технологий в государственном управлении, который и позволил сформировать концепцию «электронного правительства». Темпы, с которыми эти страны входят в современную стадию информационно-го общества, огромны.

Правительство Великобритании передвинуло дату окончания про-граммы развития электронных технологий в обществе с 2008 на 2005 г. В соответствии с этой программой с 2005 г. каждый житель страны, желающий иметь выход в Интернет, получил данную возможность; все правительственные службы разместили информацию в сети; страна стала одной из лидирующих в мире по использованию дан-ных средств в экономике.

В Канаде разработан ряд программ по интенсификации использо-вания информационных технологий под общим названием «Общаю-щиеся канадцы» (« Connecting Canadians »). Уже в 2000 г. 57 % канад-цев имели доступ к Интернету.

В США , где электронные технологии в правительственной дея-тельности связаны еще с административными реформами начала 1990-х годов, движение за «электронное правительство» интенсифицировалось с приходом новой администрации Джорджа Буша-младшего. Это движение положено в основу административной реформы нового столетия.

Разворачивается процесс электронизации правительственной дея-тельности и в других странах. Так, в Германии в 1999 г. была принята специальная программа «Современному государству — современное управление» (« Modern State — Modern Administration »), базирующая-ся на принципах нового государственного менеджмента: работать лучше, а стоить меньше; выполнять задачи в конкурентных условиях; быть проницаемым и открытым. Для этого в 2000 г. с целью активиза-ции развития электронного правительства федеральным канцлером Герхардом Шредером была открыта программа « BundOnline 2005 EGovernment initiative », в соответствии с которой все услуги феде-ральной администрации, которые могут быть осуществлены через Интернет, переведены в онлайновую форму в 2005 г. Еще в 2002 г. около 69% населения склонны были решать свои проблемы с пуб-личными органами власти через Интернет.

2. Источники информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества .

Информация играет важную роль в организации взаимодей-ствия между государством и гражданином. Достаточная, пол-ная и понятная информация помогает обеспечить прозрач-ность в работе органов исполнительной власти, предоставляет гражданам возможность участвовать в подготовке политико-управленческих решений.

Информация, которую гражданин может получить от органа исполнительной власти, разделяется на несколько типов:

информация об услугах, предоставляемых гражданам ис-полнительной структурой;

информация о возможностях участия в принятии решений;

информация о делопроизводстве и методах работы государственных институтов;

справочная информация.

Основная проблема заключается в том, насколько доступны эти информационные услуги гражданам и каково их качество . Как правило, органы исполнительной власти не следят за тем, принимается ли к сведению гражданами их информация и нас-колько она им понятна.

Исполнительная власть, правительственные органы во всем цивилизованном мире осознают, что их успешная работа стано-вится невозможной без создания информационно-коммуника-ционных служб , работа которых базируется на следующих принципах:

  • общедоступность;
  • охрана конфиденциальности, личной тайны и безопасности;
  • соблюдение прав интеллектуаль-ной собственности;
  • просвещение и непрерывное (на протяже-нии всей жизни и в любом возрасте) обучение;
  • использование новейших достижений компьютерной техники и информацион-ных технологий.

Вместе с тем в определенных кругах формируется точка зре-ния , что централизация информационных ресурсов приведет к централизации власти правительства, позволит безраздельно распоряжаться информацией и монопольно осуществлять власть.

Весьма важно и то, как используется полученная информа-ция. Лица, принимающие решения, чаще полагаются на собственные знания и опыт, чем на информацию из других источников. Например, для того чтобы государственный служа-щий использовал в своей работе информацию из Интернета, компьютерная сеть должна стать широко доступным каналом, таким же, как и остальные каналы связи. Согласно данным оп-роса института Гэллапа, более половины государственных слу-жащих США относятся к Интернету настороженно. Они опаса-ются нарушения тайны частной жизни, избыточного объема информации, боятся лишиться личных контактов, страшатся переучивания и остановки в служебном росте.

История напоминает, что все крупные изменения в обществе вызывали его раскол, поэтому существует потенциальная воз-можность, что в результате технологической революции второй половины двадцатого века сформируются новые «имущие» и «неимущие», т. е. те, кто имеет доступ к информации, и те, кто не имеет. Какие тексты, звук и изображения появятся в Интер-нете, кто будет иметь к ним доступ — это во многом политичес-кие решения, которые принимают учреждения, предоставляю-щие информацию.

В информационном обществе вопросы сочетания свободы доступа общественности к информации исполнительной влас-ти и защиты ее конфиденциальности, тайны частной жизни и прав человека становятся особо актуальными.

По мнению французского ученого Г.Мэля , государство и его исполнительные структуры становятся «информационной ма-шиной» , которая собирает, производит и обрабатывает инфор-мацию . Гражданам эта машина — система государственных уч-реждений - должна давать доступ к правительственной информации, решать их насущные проблемы, защищать права и предоставлять возможность влиять на принятие решений, ка-сающихся их жизни. Открывая доступ к своей архивной инфор-мации, административные органы становятся прозрачными для граждан, но и граждане, в свою очередь, раскрываются с различных сторон. Поэтому необходимо разработать право-вые нормы, регулирующие и защищающие информацию с обе-их сторон .

Истинная мощь и преимущества компьютерных технологий ярко проявляются в Интернете. С появлением web -технологий государственные учреждения получили возможность разме-щать информацию о своей деятельности и сделать ее общедоступной. Простота их использования привела к тому, что к Ин-тернету стали подключаться рядовые граждане.

3. Электронное правительство и теория управления

Формирование электронных технологий осуществления прави-тельственной деятельности изменяет сам характер управления. В ин-формационном обществе по сравнению с традиционным осуществле-нием властных полномочий происходит становление новой структу-ры и принципов управления, которое в концептуальном ключе все более и более сосредоточивается в понятии « governance ». Можно провести различия по ряду критериев между традиционным осуществлением власти и новым управлением .

Так, процессы принятия решений традиционно строились на контроле и выполнении команд , теперь основными параметрами становятся со-гласие и договор . Традиционное управление большое внимание уде-ляло праву и регламентам , современное - непринудительным нор-мам, коллективным рекомендациям, моральным соглашениям . Тра-диционная власть осуществлялась правительствами, бюрократией и парламентами , новое управление в условиях сетевого общества все больше включает в публичную власть такие формы, как комиссии, форумы, большие демократически организованные группы . Если ра-нее информация для управления была централизованной и засекре-ченной , то сейчас информация становится распределенной, открытой , а информационные процессы связаны с интерфейсами и протоколами, становятся сетевыми , включают сетевые форумы, образование и др.

Понятие « governance » отражает изменения , которыми характери-зуются и отношения гражданского общества и органов публичной власти , и отношения внутри организационной структуры государства . Считается, что сформированные межорганизационные сети в системе нового публичного управления отличаются от внутриорганизационных сетей в системе бюрократического управления .

Сети внутри ие-рархий, или внутриорганизационные сети , ставят отношения между акторами под управленческую структуру, которая регулирует разре-шение конфликтов и направляет поведение . Внутриорганизационные сетевые формы включают совместные предприятия, стратегические альянсы, деловые группы, предприятия с особыми правами, исследо-вательские консорциумы, контрактные отношения и межминистер-ские, межведомственные и межотраслевые образования . Хотя в по-следних сетях имеются конфликты, однако если уровень доверия и кооперативного сотрудничества в них высок, то здесь наблюдаются значительные сокращения трансакционных издержек, лучшее использование совместных ресурсов, больший уровень инновативности, т.е. больше условий, обеспечивающих эффективность управлен-ческой и общей деятельности. В этом отношении Интернет и новые информационные технологии создают дополнительный базис для по-вышения эффективности, хотя в правительственных организациях и наблюдается сопротивление переменам . Как пишет Жан Фоунтен , «внутриорганизационные сети, партнерство и консорциумы не могли бы функционировать на современном уровне без электронных средств. Тем не менее, возможности информационных технологий для быстрых перемен в структуре, системах и менеджменте еще не реали-зованы — и могут быть не реализованы. Исследователи постоянно от-мечают, что системы и структуры сопротивляются переменам, даже когда новые информационные технологии предлагают повышение эффективности. Для того чтобы использовать преимущества сетевого компьютерного пространства, организации должны быть способны сотрудничать как внутри, так и с партнерами по сети ».

Среди исследователей нет единства относительно того, как связа-ны административные реформы недавнего прошлого (новый государ-ственный менеджмент) и формирование электронного правительства. Некоторые считают, что сегодня наблюдается серьезный отход от прежних установок. По крайней мере, можно говорить о формирова-нии совершенно отличной модели публичного управления, изменяю-щей все его параметры. Другие более осторожны. Часто электронное правительство рассматривают скорее как новое средство для решения в значительной мере тех же задач, которые ставили реформы по моде-ли нового государственного менеджмента (сокращение затрат, эф-фективность, конкурентность и др.). В связи с этим не все элементы электронного правительства и направления в их развитии продолжа-ют прежние реформы.

В целом выделяют три основных элемента электронного прави-тельства:

  1. Электронная демократия и участие (e - democracy and participa - tion ) предназначены для формирования общественного мнения и вы-работки решений через электронные средства (голосование, граждан-ские сети и т.д.);
  2. Электронные производственные сети (electronic production net - work ) являются формами сотрудничества между публичными, а также пуб-личными и частными институтами через электронные средства;
  3. Электронные общественные услуги (electronic public services ) предназначены для предоставления услуг во благо получателей, част-ных лиц или компаний через местные, региональные или националь-ные порталы.

Если первая составляющая имеет отношение в целом к политиче-ской системе, то две других в той или иной степени продолжают нача-тое. «Я не вижу, что реформы по модели нового государственного ме-неджмента или связанные с ними движения остановились, хотя мно-гие элементы были приспособлены к национальным нуждам и структурам, — пишет Куно Шедлер , один из известных исследователей нового государственного менеджмента. — Концепт "электронное правительство" является другой возможностью для изучения перемен в политико-административной системе. Мы должны, однако, не трактовать электронное правительство как наследника нового госу-дарственного менеджмента, а рассматривать этот концепт в качестве дополнительного интересного подхода к его аргументации».

4. Понятие «электронного правительства»

Развитие информации и электронных технических средств оказа-ло серьезное влияние на структуры и процессы государственного управления. Если вначале это влияние выразилось в повышении эф-фективности сбора, обработки и использования информации в про-цессе принятия решений, то в дальнейшем начали происходить за-метные трансформации в институтах и методах организации всей системы государственного управления. Особую интенсивность ин-формационные технологии в государственном управлении приобре-тают в середине 1990-х годов, что выражается в появлении нового кон-цепта «электронное правительство» (« e - government »). Формируются и связанные с ним концептуальные понятия «электронная демократия» e - democracy »), «электронное управление» e - governance »).

В целом развитие электронного правительства следует за развити-ем электронного бизнеса и электронной коммерции. Выделяется «уз-кое» и «широкое» понимание электронного правительства.

В широ-ком смысле электронное правительство включает использование всех информационных и коммуникационных технологий от факсов до спутни-ковой связи для усовершенствования ежедневной деятельности прави-тельства .

В узком смысле популярная интерпретация электронного правительства состоит в его определении как исключительно Интернет-активности правительства , «которая позволяет усовершенствовать доступ граждан к управленческой инфор-мации, услугам и экспертизе для развития гражданского участия. Оно связано с постоянной обязанностью государства улучшать отношения между частными лицами и публичным сектором посредством интенсив-ного, незатратного и эффективного предоставления услуг, информации и знания. Оно является практической реализацией того наилучшего, что может предложить правительство».

Различают также «умеренную» и «радикальную» школы в интер-претации электронного правительства.

В первом смысле это понятие отражает совершенствование деятельности госу-дарственного управления посредством использования новых инфор-мационных технологий, что позволяет в конечном итоге повысить его эффективность в предоставлении услуг населению .

Во втором смысле электронное правительство выражает не только новый характер внутриорганизационных отношений, но и трансформацию всего ком-плекса отношений государственного управления с обществом .

Все эти подходы и школы в определенной мере связаны с пониманием электронного правительства на различных этапах его становления. Наиболее развитая стадия позволяет сформировать представление о «виртуальном государстве». Как пишет Джейн Фоунтен , «веб-порталы, которые позволяют применить к правительству бизнес-концепт "7 х 24 х 365" (доступные семь дней в неделю, два-дцать четыре часа в день, 365 дней в году) переструктурируют взаимо-отношения между государством и гражданами для того, чтобы они были проще, более интерактивными и эффективными. Виртуальное государство означает правительство, которое все более организуется через виртуальные агентства, кросс-агентства и публич-но-частные сети, чьи структуры и возможности зависят от Интернета и веб».

Журнал « The Economist » выделяет следующие аспекты электрон-ного правительства:

1) установление безопасной интрасети прави-тельства и центральной базы данных для более эффективного и коо-перативного взаимодействия между правительственными агентства-ми;

2) предоставление услуг на сетевой основе;

3) применение электронной торговли (e - commerce ) для более эффективной правительственной трансакционной деятельности такой, как поставка и контракт;

4) цифровая демократия (digital democracy ) для более про-зрачной ответственности правительства.

Государство посредством электронных средств позволяет эффек-тивно предоставлять услуги населению, бизнес-организациям, совер-шенствовать взаимодействие между самими правительственными структурами. При этом достигаются общие цели деятельности госу-дарства :

  • укрепление и расширение форм сотрудничества между общест-вом и государством;
  • содействие экономическому и социальному развитию общества и граждан;
  • быстрое и эффективное реагирование на изменяющиеся усло-вия деятельности;
  • оптимизация предоставления услуг населению и бизнес-структурам; сокращение стоимости услуг;
  • повышение эффективности внутриорганизационных отноше-ний в государственном управлении;
  • развитие кадрового потенциала государственного управления;
  • повышение ответственности государственных служащих, поощрение их инициативы и повышение уровня прозрачности государст-венного управления в целом.

5. Основные этапы развития электронного правительства

Применение электронных и информационных технологий в госу-дарственном управлении проходит ряд этапов . Выделяют пять основ-ных этапов в этом процессе (согласно данным Отделения государственной экономики и управления ООН и Американского общества го-сударственного управления).

Первый этап возникающее веб-присутствие — связан с выходом правительственных агентств в электронные сетевые структуры. На этом этапе правительства имеют один или несколько сайтов, которые выполняют информационную роль. Эти сайты информируют граж-дан о составе правительства, его министрах, агентствах, чиновниках и т.д. Размещается также информация о телефонах, адресах, часах приема и т.д. На сайтах можно обнаружить и «обратную связь» в виде информирования о наиболее часто задаваемых вопросах.

Второй этап продвинутое веб-присутствие — позволяет пользо-вателям получать специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество правительственных сайтов. Здесь есть возможность получать правительственные публикации, юридические документы, новостную информацию. Число правительственных агентств в сети увеличивается, и возможна связь с каждым из них. Появляется информация об электронных адресах, поисковые систе-мы, возможность послать комментарий или совет.

Третий этап интерактивное веб-присутствие — характеризуется интенсификацией возможности взаимодействия между гражданами и правительственными структурами, поставляющими услуги населе-нию. Национальный правительственный веб-сайт часто действует в виде портала, прямо связывающего пользователя с министрами, де-партаментами и агентствами. Взаимодействие между гражданами и провайдерами услуг позволяет пользователям сети напрямую иметь доступ к информации, соответствующей их конкретным потребно-стям и интересам. Пользователь может получать специализирован-ные данные, загружать различные формы и бланки или подписывать их через сеть, назначать встречи с чиновниками, участвовать в элек-тронных собраниях. Здесь появляются сайты безопасности и пароли для пользователей.

Четвертый этап трансакционное веб-присутствие — включает возможности для пользователя получать через сеть документы и осу-ществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свиде-тельства о рождении и смерти, лицензии, разрешения и другие трансакционные услуги. Правительственный веб-сайт является порталом, содержащим прямой доступ граждан к правительственным подразде-лениям и услугам. Подобные порталы скорее ориентированы на нуж-ды и приоритеты граждан, чем на правительственные функции и структуры. Граждане могут также платить налоги и осуществлять дру-гие платы через сеть (за парковку, регистрацию автомобилей и т.д.). В это время начинает признаваться электронная подпись .

Пятый этап полностью интегрированное веб-присутствие — вы-деляется тем, что позволяет правительству осуществлять все услуги и связи через правительственный портал, а пользователю сети позволя-ет немедленно получать любую услугу. Отмечается, что здесь границы между правительственными подразделениями очень подвижны, что позволяет говорить о новом качестве правительства и организации его деятельности и функционирования чиновничества, подобно «вир-туальному государству» и соответствующей «виртуальной бюрокра-тии», «бюрократии системного уровня».

Некоторые исследователи говорят о наиболее высоком этапе раз-вития электронного правительства, когда оно включается в систему электронной демократии, позволяющей осуществлять электронное голосование, сетевые публичные форумы, сетевые социологические обследования и т.д. Как пишет Джей Мун, «если предыдущие... ста-дии относятся к сетевым публичным услугам в административной сфере, [последняя] стадия подчеркивает сетевую политическую ак-тивность граждан».

6. Порталы электронного правительства в мире

Уровень развития электронного правительства по странам, естест-венно, различен. Проводимые сравнительные исследования (некото-рые проводятся, например, с 1996 г. на основе Website Attribute Evaluation System (http : // www . cyprg . arizona . edu ) исследовательской группой по политике в киберпространтсве (the Cyberspace Policy Research Group ) в Университете Аризоны и Джордж Мейсон Универ-ситете (США)) показывают, что наиболее развитыми в этом отноше-нии являются Великобритания и Соединенные Штаты , затем идут Индия, Австралия, Канада и Япония . Страны отличаются по уровню прозрачности и интерактивности правительства. Так, Канадское пра-вительство более интерактивно, чем прозрачно, тогда как Австралия имеет более прозрачное правительство, но менее взаимодействующее с населением. Правительство в США характеризуется наибольшей степенью прозрачности и открытости.

Во Франции согласно циркуляру премьер-министра все министерства страны долж-ны были открыть свою страничку в Интернете до 31 декабря 1997 г. При этом требовалось обязательное соблюдение следую-щих требований: представленная информация должна быть ис-черпывающей и объективной, строго актуализированной, чет-кой, обеспечивающей равный для всех доступ, давать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

В США аналогичный проект начал развиваться с 1 июля 1997 г ., хотя его идея возникла значительно раньше. Создание Национальной информационной инфраструктуры (доктрина N11) являлось одним из предвыборных обещаний А.Гора еще в 1991 г. и было им успешно выполнено. Сегодня все органы госу-дарственной власти США не только имеют представительство в Интернете, но и активно взаимодействуют с гражданами с по-мощью электронной почты . Определяя значение современных ИКТ для развития государства и общества, А. Гор отмечал: «Эти магистрали, точнее, сети распределенного интел-лекта, ...позволят сделать информацию общедоступной, налажи-вать связь и общение на уровне мирового сообщества. Это станет источником постоянного и устойчивого экономического роста, позволит укреплять демократию, находить лучшие решения за-дач охраны окружающей среды в глобальных и местных масшта-бах, улучшить здравоохранение и, наконец, в полной мере ощу-тить себя настоящими хозяевами нашей маленькой планеты».

В настоящее время функционирование электронного правительст-ва организовано в Интернет-порталы , т.е. комплексные электронные средства, обеспечивающие осуществление ряда функций правительства .

Интернет-порталы выполняют следующие функции:

  • поиск и получение информации;
  • взаимодействие граждан и организаций с органами государственной власти;
  • проведение органами государственной власти мероприятий для граждан и организаций;
  • предоставление общественных услуг.

В Великобритании основным правительственным порталом, обес-печивающим работу электронного правительства, является «Британ-ский сетевой портал для граждан» UK online Citizen Portal »: http : // www . ukonline . gov . uk ], который обеспечивает доступ к правительствен-ной информации и услугам. Он появился в 2001 г. Каждый день его по-сещают 123 тыс. визитеров. До этого с 1994 г. информационные услуги оказывал сайт Британского правительства www . open . gov . uk , который размещал сайты отдельных правительственных подразделений в алфа-витном порядке. Новый портал имеет выход на сайт «Вход в прави-тельство» (« Government Gateway »), который обеспечивает регистраци-онные услуги и предоставляет бланки документов (например, налоговые формы). Основной портал дает возможность выхода на сайты коммерческих предприятий, обратную связь, консультации и т.д.

Канадское правительство было нацелено на предоставление полной информации и услуг правительства через сеть с 2004 г. Уже сейчас здесь действуют три правительственных портала, обеспечивающие коммуникацию и взаимодействие между гражданами и правительст-вом. Это «Канадский сайт » (« Canada Site »: http :// canada . gs . ca ), «Прави-тельство он-лайн » (« Government On - Line »: http :// www . gol - ged . gs . ca ) и «Служение Канаде » (« Service Canada »: http :// www . servicecanada . gs . ca ). «Канадский сайт» появился в 1995 г. и является основным для предос-тавления услуг через сеть.

В Соединенных Штатах Америки главный правительственный портал « First Gov », введенный в действие в 2000 г., (http : // www . firstgov . gov ) служит реализации основных целей пятого этапа применения информационных технологий к государственному управлению. Он построен в соответствии с основной концепцией электронного правительства как системы отношений: правительство — граждане, правительство — бизнес, межагентские отношения. Этот портал объединил свыше 27 млн. федеральных правительственных страниц с целью более эффективного поиска информации и оказания услуг, следуя потребностям пользователей. В 2000 г. едва ли не каждое федеральное агентство, большинство штатов и огромное количество местных органов власти обеспечивали информацию и услуги через сеть. Медианное число услуг, обеспечиваемых через сеть правитель-ствами штатов, было четыре. Конечно, между раз-личными правительственными органами есть различия в осуществле-нии электронного правительства. Некоторые считают, что федераль-ное правительство существенно отстает от штатов. В штате Мериленд, например, уже к 2002 г. планировалось 50% услуг осуществлять через сеть, а к 2004 г. — уже 80%. Нынешняя администрация США прилага-ет значительные усилия по электронизации своей деятельности.

Имеются различные суждения относительно уровня эффективно-сти электронного правительства . Его создание радикально не измени-ло институциональную структуру государственного управления. Вме-сте с тем новые электронные и информационные технологии посте-пенно становятся необходимым элементом правительственной деятельности в различных странах, модифицируя, а иногда и ради-кально меняя подходы и отношения в административной среде. «Мода» на электронное правительство отражает современное состоя-ние информационного общества, позволяющего делать администра-тивно-государственную деятельность и структуры более открытыми, прозрачными и эффективными .

Сравнение стратегий формирования электронного правительства , например, в России и Германии, позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, в западных странах ее цели и задачи более конкретны и связаны с административной реформой, во-вторых, они самым тес-ным образом связаны с развитием электронной демократии , хотя имеются и свои сложности. Например, в той же Германии из 90 об-следованных городов 89% не имеют стратегии развития электронного правительства и не имеют информации об ожиданиях своих граждан относительно электронного правительства. Основными недостатками внедрения считаются (по мнению проф. Майкла Брайтнера):

- невысокая активность использования электронных подписей;

- недостаточная стандартизация услуг и деятельности;

- отсутствие необходимых правовых норм;

- недостаточное технологическое обеспечение;

- информационная перегрузка;

- слабый менеджмент и организация (организационное сопротивле-ние);

- проблемы сознания и культуры;

- дефицит стратегии и политики.

В индустриальную эпоху такие нововведения, как железные дороги и авиация, совершенно изменили лицо общества и бизнеса в результате появления новых рынков сбыта, о которых раньше нельзя было и подумать. Благодаря этому различные компании получили возможность контактов с новыми потребителями и поставщиками. Поскольку государство обеспечило законодательную поддержку и стабильность новой инфраструктуры, перевозка грузов по железной дороге и по воздуху повысила эффективность экономики, содействовала развитию государств и, тем самым, оказалась полезной для всех.

Точно так же, как железные дороги явились новым средством коммуникации в индустриальную эпоху, в нарождающуюся информационную эру роль базовой инфраструктуры играет сеть Интернет . Сегодня она оказывает заметное влияние на все новые и старые экономические структуры, помогая предприятиям промышленности и сферы услуг снижать затраты на материалы, по-новому строить взаимоотношения с партнерами, выходить на новые рынки сбыта и создавать дополнительные источники дохода. Государственные службы также должны идти в ногу с процессом перехода от индустриального века к информационному. Граждане и частные фирмы сегодня уже не полагаются на централизованные методы массового предоставления государственными учреждениями услуг населению (такие методы, характерные для индустриальной эпохи, предполагают оказание услуг по вертикальным каналам). Люди ожидают от своих правительств улучшения качества государственных услуг, повышения эффективности и снижения затрат, роста конкурентоспособности и обеспечения благосостояния в новой информационной экономике.

Как и в индустриальную эпоху, во многих случаях именно государственным органам предстоит возглавить переход к новой информационной эре. Организации государственного сектора должны будут видоизменить свои взаимоотношения с гражданами, частными компаниями, служащими и другими государственными учреждениями. Государственные службы имеют поистине уникальную возможность стать катализатором перемен. Поэтому развитие информационного общества подталкивает многие организации к принятию концепции "электронного правительства" с целью:

Предоставлять услуги для населения в интегрированном виде по сети Интернет. Помимо того, чтобы просто оказывать услуги по Интернету, не заставляя граждан тратить время на стояние в очередях, организации могут предоставлять интегрированные услуги и дополнительные возможности. Вместо того чтобы посещать несколько различных контор или несколько разных веб-сайтов для получения какого-либо официального разрешения, граждане и частные компании могут совершить все операции в одном месте, доступ к которому открыт 24 часа в сутки и 7 дней в неделю

Преодолеть информационное неравенство. Государство может сделать новые технологии более доступными для менее обеспеченных слоев общества, а также организовать преподавание навыков использования компьютеров, особенно для молодежи и пожилых людей. Этого можно добиться, и это следует сделать, используя различные способы и разнообразные программы.

Дать людям возможность обучаться на протяжении всей жизни. Идея о том, что обучение не прекращается в тот момент, когда человек оканчивает школу, сегодня может быть воплощена в жизнь путем широкого распространения электронного обучения. Будущее общество, состоящее из "работников со знаниями" (knowledge workers), продолжит пользоваться современными, персонализированными средствами получения образования по Интернету .

Перестроить взаимоотношения с населением. Вместо того чтобы предоставлять одинаковые услуги всем гражданам, государственные учреждения могут использовать новые информационные технологии, чтобы учитывать индивидуальность людей и предоставлять персонализированные услуги. Граждане становятся более ответственными за свои взаимоотношения с государственными службами и вновь обретают доверие к государственному сектору.

Способствовать развитию экономики. Государственные учреждения могут помочь частным компаниям выйти в Интернет, а также оказать им содействие в использовании электронных средств. Иногда для этого могут потребоваться консультации или материальные стимулы. Частные компании, занимаясь электронной коммерцией, могут не только пользоваться преимуществами своей близости, например, к местным потребителям, но и расширяться и выходить на новые мировые рынки. Это также способствует повышению уровня профессиональной подготовки и занятости на местах.

Выработать разумные законы и разумную политику. Информационное общество ставит перед законодателями множество новых проблем, среди них - идентификация граждан и удостоверение их личности, конфиденциальность, защита данных, вопросы юрисдикции в киберпространстве, налогообложение электронной коммерции, а также так называемые кибер-преступность и кибер-терроризм. Государство должно гибко создавать новое законодательство, порождая доверие ко всем видам электронных операций и сохраняя равновесие между необходимостью экономического развития и обеспечения конфиденциальности информации.

Создать формы правления с бульшим участием граждан. Автоматизация государственных служб, в конечном счете, может привести к возникновению "прямой демократии" (без промежуточных звеньев). На местном уровне муниципальные органы уже сейчас поддерживают дебаты, дискуссионные форумы и голосование в Интернете, и это помогает местным органам в принятии решений.

Перспективы для граждан

Граждане все в большей степени ожидают от государственных служб, что те будут действовать подобно коммерческим организациям . Раз в США и многих других странах люди могут купить билет на самолет или в театр по Интернету, то они хотят таким же образом продлить регистрацию автомобиля или заплатить налоги. Им нужен удобный, мгновенный доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Они желают получать доступ к услугам из дома, с работы или из любого другого места. И они не хотят никаких ограничений на то, какие средства будут использованы для получения этого доступа - персональный компьютер, WebTV1, мобильный телефон или какое-либо портативное устройство.

Граждан также не интересует, какая группа чиновников или какое официальное лицо отвечают за ту или иную государственную программу или вид услуг для населения. Чтобы предоставлять населению персонализированное обслуживание, государственные службы должны обеспечить возможность доступа ко всей информации и всем услугам через один интегрированный источник. С помощью веб-порталов и электронных магазинов, через которые люди получают доступ к Интернету, можно создать единый интерфейс для всех государственных организаций, скрыв их сложную внутреннюю структуру.

Кроме того, единая точка доступа позволяет гражданам лучше выразить свое отношение к тому, что они ожидают от государственных служб и в чем нуждаются. Благодаря этому люди могут более активно участвовать в местной общественной жизни и демократических процессах, поскольку они могут взаимодействовать с государственными службами и получать доступ к публичной информации, официальным документам, а также к протоколам административных органов. Если человеку некогда сходить в муниципалитет или на заседание какого-либо комитета, чтобы принять участие в публичных слушаниях, то вместо этого он может отправить электронное письмо или поместить сообщение в дискуссионном форуме в Интернете .

Электронное правительство - такой способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Цель создания электронного правительства состоит в том, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг .

В будущем электронное правительство "одного окна" станет менее актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

Существует несколько различных видов взаимодействия, в совокупности формирующих электронное правительство. Так, выделяются:

G2С - между государством и гражданами (Government-to-Citizen),

G2B - между государством и бизнесом (Government-to-Business),

G2G - между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government),

G2E - между государством и государственными служащими (Government -to- Employees)

Определение электронного правительства - Всемирный банк (англ.): "Под электронным правительством понимают использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним".

Создание электронного правительства предусматривает разработку государственно-административными ведомствами своих сайтов, обеспечение их технологического обслуживания, бесперебойного функционирования и эффективного взаимодействия. Интернет-ресурс государственного учреждения должен давать необходимое представление об устройстве и деятельности соответствующего ведомства, обеспечивать хотя бы минимальный комплект общественных веб-сервисов и быть снабжен средствами оперативного взаимодействия с другими правительственными учреждениями. В перспективе система таких онлайновых образований должна не только охватить центральные органы власти, но и распространиться на регионы, включая администрации городов и крупных экономических центров.

По мнению американских и европейских специалистов, первостепенная задача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиков оказывать населению определенные услуги. Следовательно, население вправе требовать от государства качественного и быстрого исполнения этих услуг, что непосредственно обеспечивается сферой G2C и косвенно - G2E, поскольку качество и скорость исполнения услуг зависят и от эффективности внутриведомственной работы госучреждений .

История создания электронных правительств идет параллельно с развитием информационных технологий. Как полагают эксперты, введение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров.

"Электронное правительство" подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия, для того чтобы доводить правительственную информацию и доносить государструктур и государственных органов.

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

  • * оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • * повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • * поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • * рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  • * снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Основополагающие принципы организации ЭП

Для достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. "Электронное правительство" должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года.

В настоящее время донесение информации до граждан носит, как правило, пассивный и нерегулярный характер и в основном ограничивается ее распространением через СМИ. Люди узнают о новых законах и распоряжениях правительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имеют возможности ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется.

Обращаясь, например, в паспортный стол или БТИ, вы в первую очередь сталкиваетесь с проблемой поиска информации по оказанию услуг (бланки, порядок оказания услуг и т. п.). Далеко не всегда эту информацию можно найти на доске объявлений, и гражданам приходится обращаться за консультацией к служащим, далеко не всегда расположенным к общению с клиентами. Следом за удовлетворением "информационного голода", вы сталкиваетесь с проблемой низкой доступности услуг, выраженной в виде одной или нескольких длинных очередей, в которых вам необходимо выстоять. И наконец, третья проблема - оплата государственных услуг, что заставляет вас отстаивать еще одну очередь, теперь уже в Сбербанке.

Из-за недоступности информации и незаинтересованности служащих госучреждения в предоставлении услуг, гражданин может вообще не знать о том, что по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Люди не знают о своих правах и поэтому нередко становятся жертвами недобросовестности чиновников и блюстителей правопорядка.

Чтобы решить подобные проблемы, перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем и каждому в любое время.

В рамках формирования в стране электронного сообщества такая информация должна быть стандартизована и опубликована, например, на тех же сайтах Интернета, чепень самообслуживания граждан.

Однако ЭП начинается не с функционирования системы обмена информацией через Интернет, а с предоставления государством услуг через эту систему.

Не у каждого есть возможность ходить по кабинетам. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь приема.

Появление ЭП - это в определенной степени отклик на возникающие ожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства.

"Электронное правительство" должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге - с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, что сделает "электронное правительство" не только доступным, но и интерактивным .

По сути, создание ЭП - это способ приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, - вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, - это снижение коррупции и взяточничества.

Технологии ЭП

Современные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации "электронного правительства", проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях.

Рассмотрим модель электронного правительства как идеальную интегрированную информационную систему (ИС) - на каких программных технологиях она должна базироваться.

Документоориентированные технологии

Одним из основополагающих инфраструктурных компонентов ЭП являются системы управления электронными документами (IDM - Integrated Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркивает делопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагает работу прежде всего с документами - с заявлениями граждан, справками, письмами и т. п.

В государственном секторе документ является одновременно и целью деятельности, и средством производства. С документами связано множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот.

Для государственного сектора можно выделить следующие типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:

  • * автоматизация делопроизводства. Главным образом, здесь речь идет об обработке входящих, исходящих и внутренних документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;
  • * обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;
  • * ведение дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, которые необходимо подшивать. Такие документы необходовная масса документов по-прежнему находится в бумажной форме, и юридическую силу имеют именно такие документы, то речь идет о применении систем класса Record Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел.

Но одной САДД при организации развитого ЭП не обойтись. Современная реальность заставляет думать уже не о простой IDM-системе, а о полноценной системе управления информационными ресурсами (ECM), выросшей на фундаменте IDM и BPM (Business Process Management).

Правительство внесло в Госдуму законопроект о создании единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России Распоряжение от 22 июля 2019 года №1627-р. Создание федерального ресурса о населении позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, информационную открытость и прозрачность системы государственного и муниципального управления для граждан, в том числе обеспечить доступность для граждан информации о них, находящейся в распоряжении органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами и органов местного самоуправления.

21 апреля 2018 , О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» Постановление от 21 апреля 2018 года №482. Утверждено положение о государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», которым установлены основные принципы работы информационной системы, порядок взаимодействия её участников, определён оператор системы.

11 апреля 2018 , Электронное правительство За 6 лет в полную силу заработала единая система межведомственного электронного взаимодействия органов власти. Общее количество транзакций в ней достигло 20 млрд в год.

24 марта 2018 , Электронное правительство О дополнении перечней общедоступной информации, размещаемой в интернете в форме открытых данных Распоряжение от 24 марта 2018 года №500-р. В перечень открытых данных включена экологическая информация Росприроднадзора и Росгидромета. Принятое решение позволит раскрывать наиболее востребованную общественно значимую информацию в сфере экологии, повысит уровень информированности общества о состоянии окружающей среды.

22 февраля 2018 , Электронное правительство Об определении оператора единой информационной системы персональных биометрических данных Распоряжение от 22 февраля 2018 года №293-р. Оператором единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, определено ПАО «Ростелеком».

9 января 2018 , Общие вопросы реализации национальных проектов Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

29 декабря 2017 , Электронное правительство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании законодательства в сфере регистрации актов гражданского состояния Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №472-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 27 ноября 2017 года №2631-р. Федеральным законом, в частности, Минфин России наделяется полномочием по утверждению требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, и порядка представления, использования и хранения таких сведений в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Правительство России наделяется полномочием по утверждению особенностей составления записи акта гражданского состояния за пределами России.

28 ноября 2017 , Электронное правительство О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Распоряжение от 27 ноября 2017 года №2631-р. Законопроектом, в частности, предлагается наделить Минфин России полномочием по утверждению требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, и порядка представления, использования и хранения таких сведений в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Правительство России предлагается наделить полномочием по утверждению особенностей составления записи акта гражданского состояния за пределами России.

27 сентября 2017 , Система государственного контроля и надзора Об утверждении «дорожной карты» по созданию информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» Распоряжение от 26 сентября 2017 года №2049-р. Цель «дорожной карты» – разработка типового технического решения для автоматизации процессов сбора и обработки информации контрольными и надзорными органами, отвечающего современным требованиям облачных технологий.

15 августа 2017 , Электронное правительство О развитии технологий архивного хранения электронных документов Постановление от 12 августа 2017 года №966. Направлено на внедрение технологий безбумажного документооборота и последующего архивного хранения электронных документов в условиях функционирования «электронного правительства».

В повестке: о Системном проекте развития электронного правительства до 2020 года, об информатизации в здравоохранении. 1

Развитие современных информационных технологий (внедрение электронного документооборота, создание порталов) обусловило постановку задачи повышения качества оказания государственных услуг перед органами государственной власти за счет внедрения этих технологий в практику собственной деятельности.

Сегодня существуют множество самых разных определений термина «электронное правительство». Наиболее коротко электронное правительство можно охарактеризовать как автоматизацию процесса предоставления государственных услуг. Gartner Group под электронным правительством понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Электронное правительство (e-Government) - это система интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель государственного управления, преобразующая традиционные отношения граждан и властных структур.

Следует отличать правительство, снабженное электронным интерфейсом (онлайновое правительство, government on-line, GOL) от электронного правительства. Понятно, что электронное правительство всегда связано с гражданами через онлайновый интерфейс. Но не всегда онлайновое правительство является электронным правительством. Последнее требует более глубокой перестройки традиционных форм деятельности.

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Это целая система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

В модели «электронное правительство» выделяются четыре четко выраженные сферы взаимоотношений:

  • между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen),
  • государством и частными компаниями (G2B - government-to-business),
  • государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employee)
  • между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G-government-to-government).

Электронное правительство имеет следующие основные цели:

  • оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • сокращение трудозатрат и времени на обработку и подготовку документов, принятие управленческих решений;
  • повышение уровня исполнительской дисциплины и упростить механизм ее контроля
  • обеспечение оперативности (соблюдение установленных законодательством сроков) предоставления услуг населению;
  • ускорение взаимодействия с подведомственными организациями, иными органами власти,
  • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также предоставляемых ими услугах;

снижение расходов органов власти на обеспечение взаимодействия между собой и с населением. подразделениями, расположенными в других городах или отдаленных офисах;

Создание электронного правительства обеспечивает не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете, это фактор совершенствования демократии и повышения ответственности власти перед гражданами.

Можно выделить следующие принципы организации «электронного правительства»

  • Ориентация на граждан. Граждане (налогоплательщики) должны определять политику и направление развития проекта.
  • Удобство и простота использования. Все электронные приложения, применяемые в `цифровом правительстве`, имеют своей целью облегчить пользование системой для граждан, увеличив скорость обслуживания запросов и сократив время ожидания.
  • Бизнес-трансформация. Все программное обеспечение, архитектура и инфраструктура, а также политика "электронного правительства" направлены на то, чтобы придать правительственной системе эффективность бизнес-модели, с ее соответствующей цепочкой ценностей.
  • Стоимость и сложность. Они должны быть сведены к минимуму, чтобы работа с системой не вызывала затруднений ни у частных, ни у корпоративных пользователей.
  • Обслуживание. Эффективность работы «электронного правительства» должна проявляться в его способности быстро и с наименьшими затратами обслужить наибольшее количество граждан, обеспечивая при этом высочайшее качество обслуживания.
  • Соответствие. Электронные приложения должны полностью соответствовать общей архитектуре систем безопасности, идентификации, электронных платежей, а также общему дизайну пользовательского интерфейса системы.
  • Масштабность решений. Приложения должны обеспечивать взаимодействие между различными структурами и органами, составляющими систему, и полную взаимную совместимость.
  • Исполнение. Приложения должны соответствовать цели совершенствования трансакций путем сокращения длительности и сложности обслуживания и прилагаемых усилий.
  • Отчетность. Приложения должны увеличивать точность данных и возможность их архивирования, а также аудита трансакций.
  • Быстрота воплощения. Срок доработки и внедрения приложений должен составлять от трех до девяти месяцев.
  • Готовность к действию. Правительственные органы должны проявлять готовность присоединиться к системе и подстроить под нее свою работу. Принимая при этом определенные риски, эти органы должны руководствоваться разумными примерами и здравым смыслом, будучи уверены в успехе и полезности проекта

В международной практике уже накоплен достаточный опыт (как положительный, так и отрицательный) по разработке и реализации этапов и проектов создания архитектуры «e-government». Сегодня не существует никакого единого шаблона, который мог бы отвечать всем условиям и решениям задачи формирования электронного правительства. Каждая страна располагает своим уникальным сочетанием обстоятельств, приоритетов и наличных ресурсов, которые могут использоваться при реализации данной задачи.

Анализируя опыт строительства электронных правительств в разных регионах и странах мира, принято выделять три основные архитектурные модели, получившие практическое воплощение в Америке, Европе и Азии. Условно их можно назвать так: американская модель, которая отражает специфику ее становления в США; европейская, в рамках которой осуществляется развитие электронно-государственных структур в большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы. И, наконец, азиатская модель, с наибольшим успехом реализуемая в Сингапуре и Южной Корее .

Американская модель электронного правительства развита в США и Канаде. Программа ее создания в США в первую очередь преследует цель упростить и удешевить взаимодействие граждан и представителей бизнеса с государственными структурами, а также сделать возможным их прямое общение с гражданами. Американское правительство постепенно становится крупнейшим потребителем информационных технологий, программных средств в стране. Его расходы на высокотехнологичные решения оцениваются в 40-50 млрд. долларов в год.

В Канаде, где при предоставлении услуг существуют проблемы, схожие с проблемами в России и обусловленные географической ситуацией - большими расстояниями, экстремальными климатическими условиями, спецификой проживания северных народов, низкой плотностью населения на большей части территории страны и культурным многообразием, а также устройством власти (в структуре правительства Канады существует разделение полномочий, а не иерархия власти), система "одного окна" на федеральном уровне реализуется уже около десяти лет. Еще в 90-ых годах в Канаде было объявлено о начале работы правительства, ориентированного на услуги. В сентябре 2005 года был запущен проект Services Canada, ставший универсальным пунктом предоставления услуг, обеспечивающий многоканальный доступ к различным услугам и ориентирующийся на клиента. Выбрав одну из возможностей предоставления услуги, будь то по телефону, лично или с помощью Интернета, гражданин получает универсальный доступ к программам и услугам правительства. Руководство программой осуществляет Министр человеческих ресурсов и социального развития.

В настоящее время Services Canada включает в себя 320 пунктов предоставления государственных услуг, кроме того, в рамках проекта существует колледж Services Canada и работает программа сертификации по предоставлению высококачественных услуг. В целях достижения вертикальной интеграции в провинциях Канады существуют и сотрудничают со службой Services Canada аналогичные агентства по предоставления услуг.

Европейская модель характеризуется наличием надгосударственных институтов - Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд, рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС. Поэтому европейская модель ориентирована, прежде всего, на выравнивание условий и координацию деятельности «e-government» для всех стран Европейского Союза.

Азиатская модель опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели «электронной демократии» основной акцент сделало на удовлетворение информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему культуры и образования.

В последнее время правительственные сайты в Интернете становятся все более популярными, активное развитие Сети заставляет властные органы большинства стран развивать электронную составляющую своей деятельности.

Исследование компании Taylor Nelson Sofres, в ходе которого было опрошено более 28 тыс. человек из 31 страны (Австралии, Канады, США, Японии, Южной Кореи, Турции и целого ряда европейских стран) показало, что число граждан, использующих всемирную сеть для доступа к правительственным сервисам, существенно увеличилось за последние годы, в целом, 30% населения обращается к сайтам различных государственных учреждений .

Согласно данным исследования, люди, прежде всего, обращаются к правительственным ресурсам для получения информации. В то же время, в последнее время увеличивается процент населения, использующий их для заключения сделок, получения персонифицированных услуг.

Наиболее популярны сайты электронного правительства в Швеции - 57% населения считают их очень полезными, а также в Норвегии (56%), Сингапуре и Дании (53%), Англия и Япония в этом отношении имеют самые низкие показатели (13%).

Еще в марте 2001 г. в Японии была одобрена комплексная программа развития и внедрения в стране перспективных информационных и телекоммуникационных технологий «Электронная Япония» (e-Japan), рассчитанная на 2001-2005 гг. Ее главная цель - формирование на территории страны условий для внедрения информационных технологий, создания инфраструктуры высокоскоростных сетей передачи данных, развития электронной торговли. Все это должно было дать импульс экономике страны, которая в последнее время находится в состоянии застоя .

В середине 2005 года Всемирный банк провел видеосеминар, на котором в концентрированном виде был представлен опыт строительства электронных правительств в США и Канаде, а также проанализировано его значение для развивающихся стран (Бразилии, Гватемалы, Македонии, Мексики, Шри-Ланки, Уганды и др.) . Большинство стран-клиентов Всемирного банка теперь смотрят на американский и канадский опыт как на источник передовых методов и учебных материалов для проектирования и осуществления собственных национальных стратегий построения электронного правительства, разработки рамочных регламентов управления системой, создания единой архитектуры. Изучение опыта реализации проектов в передовых странах необходимо в связи с желанием избежать общих ошибок и максимизировать показатель возвращения инвестиций. В то же время существует множество факторов, которые должны быть рассмотрены и учтены при конкретных реализациях: численность населения страны; культурные, социально-экономические и политические особенности; распространенность доступа в Интернет в обществе; источники и готовность финансирования проектов и т. д. Все эти вопросы изучались исполнителями и участниками ФЦП «Электронная Россия», при выработке собственного взгляда на возможность использования в наших условиях зарубежного опыта.

Таким образом, программа создания электронного правительства во многих странах мира говорит о том, что необходимо развивать информационные технологии как фактор обеспечения эффективного управления государством и предоставления населению качественных социальных услуг.

Работы по созданию электронных правительств в различных государствах проводятся под лозунгом большей открытости и подотчетности правительств гражданам. Электронизация, скажем, выплаты гражданами налогов является лишь технологической и совершенно неглавной задачей в этом движении. Подотчетность, в свою очередь, не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных государственных органов и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Построение такой системы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.

В России для реализации проекта по внедрению электронного правительства разработана и принята федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". В 2006 г. Правительство Российской Федерации утвердило подготовленную Мининформсвязи РФ новую редакцию ФЦП "Электронная Россия (2002-2010гг.)", в которой одним из направлений реализации мероприятий программы обозначено "обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ", а принятая годом позже Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года одну из целей формирования электронного правительства уже определяет как повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан. Понятие "электронное правительство" в Концепции определяется как "новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Согласно Концепции, электронное правительство должно было создаваться в два этапа:

1) 2008 год - разработка и утверждение необходимых документов,

2) 2009-2010 годы - практическое внедрение.

10 сентября 2009 года вышло Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002-2010 годы)"».

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Согласно положениям Программы, построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов - информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа - центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Выполняя поручение Правительства Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оценило возможности продления сроков действия Программы на 2011-2012 годы и предложила считать это нецелесообразным.

Для программного проведения информационной политики в органах государственной власти для потребностей общества Российской Федерации, развития инфраструктуры электронного правительства, решения задач ведомственной и региональной информатизации, широкого проникновения информационно-коммуникационных технологий в жизнь граждан и организаций, и в конечном итоге модернизации экономики и социальных отношений в Российской Федерации будет разработана новая программа - долгосрочная целевая программа "Информационное общество (2011-2018 годы)".

Предполагается, что основными направлениями программы станут развитие государственных автоматизированных информационных систем, реализация ведомственных программ развития информационного общества, информационное развитие регионов, развитие национальной информационной инфраструктуры. Одним из основных пунктов программы является создание в России "электронного правительства" на федеральном и региональном уровнях.

Однако некоторые эксперты весьма скептически относятся ко всем вышеобозначенным программам. Основной их аргумент: суммы, которые инвестируются государством на их реализацию, - огромнейшие, если федеральная целевая программа «Электронная Россия» стоила менее 100 млрд., то на долгосрочную целевую программу "Информационное общество (2011-2018 годы)" планируют потратить 375 млрд. рублей. Предусмотрены также расходы из бюджетов федеральных и региональных разного уровня органов исполнительной власти. В рамках этих программ и бюджетов государственные организации создают многочисленные сайты, информационные системы, Интернет-порталы и т.д. У многих организаций на балансе уже по десятку «Интернет Активов», различных Информационных систем и внутренних корпоративных порталов. Огромные расходы идут не только на их создание и запуск, но и на их обслуживание и эксплуатацию.

Многие из описанных выше ресурсов уже умерли, какие-то заброшены и не поддерживаются, а большинство существуют только для галочки и отчётности перед вышестоящими и контролирующими органами. Но деньги из бюджета на них всё равно выделяют и осваивают, независимо от их текущего состояния, причём в абсолютной величине эти суммы, как правило, гораздо большие, чем тратят на такие работы коммерческие организации.

По мнению экспертов, выступающих с критикой программ внедрения электронного правительства, ошибочна и порочна сама идея создания собственных государственных социальных сетей и различных Информационных Интернет-порталов за бюджетные деньги на любом уровне государственной власти. Особенно много их по таким темам, как медицина, образование, культура, спорт, молодёжная политика. Причём это не только проекты, финансируемые за счёт федерального бюджета, но и региональные /Е.Лернер/

Так что для государства и общества будет гораздо лучше, если государство оставит за собой самый минимум в Интернете - официальные сайты. Государственным организациям любого уровня не нужно создавать собственные государственные социальные сети и порталы, можно отлично сотрудничать и пользоваться самыми успешными из уже существующих.

Портал государственных услуг http://www.gosuslugi.ru/ - это система "одного окна" общероссийского государственного информационного центра, позволяющая осуществить с использованием технологий электронной цифровой подписи связь граждан и коммерческих предприятий с различными правительственными организациями, предоставляющими ту или иную информацию и услуги. Это инновационный проект, предлагающий единую инфраструктуру для стандартизации и интеграции сферы оказания электронных услуг и основных процессов управления в рамках отдельных правительственных организаций и, следовательно, для перехода к межведомственному электронному взаимодействию и возможности оказания юридически значимых дистанционных услуг гражданам.

Краткий экскурс в историю его разработки: в России в 2006 году работы по оказанию госуслуг в электронной форме на федеральном уровне фактически были провалены. В 2007 году, напротив, проведены масштабные работы по созданию доверенного портала госуслуг. Однако, в силу несовершенства законодательной базы и необходимости проведения широкого спектра работ силами органов государственной власти, госуслуги в электронной форме предоставлять не получилось. Так, по состоянию на первый квартал 2008 года более 75% Интернет-ресурсов федеральных органов исполнительной власти не продвинулись в повышении качества представления информации о госуслугах дальше первого, информационного, минимального этапа. Другие ведомства и вовсе находились в данном вопросе в состоянии, близком к нулевой отметке. Но, наконец, 15 декабря 2009 доверенный портал госуслуг- www.gosuslugi.ru, предназначенный для оказания гражданам и организациям госуслуг в электронном виде через единый сайт в Интернете, был запущен

Портал «Государственные услуги» (Gosuslugi.ru) является справочно-информационным. Благодаря этому порталу любой человек или организация могут получить сведения о государственных услугах, порядке их предъявления и оформления, формах обращения. Вся информация, о государственных услугах размещённая на сайте госуслуг региональными и федеральными органами Российской Федерации. Также сайт Госуслуги предоставляет возможность получить эти самые услуги.

Для более удобного поиска ответов на искомые вопросы сайт разделён на государственные услуги, предоставляемые физическим лицам и государственные услуги, предоставляемые юридическим лицам. Для более удобного поиска можно сделать отбор по категориям, ведомствам и возникшим жизненным ситуациям. На сайте «госуслуги» также размещены странички со всеми последними публикациями и интересный раздел, посвящённый профессиональным ответам на всевозможные вопросы. Кроме всего выше перечисленного, на сайте «госуслуги» находится раздел с наиболее часто необходимыми услугами.

На сайте госуслуг все услуги структуризированны и разбиты на категории, по ведомствам и по жизненным ситуациям. Поэтому найти нужную Вам услугу должно быть не так сложно. На сайте существуют следующие разделы:

Информация на сайте сгруппирована по следующим категориям:

Для физических лиц:

  • Гражданство, регистрация, визы
  • Семья
  • Социальное обеспечение
  • Земельно-имущественные отношения
  • Налоги и сборы
  • Правоохранительная деятельность
  • Труд и занятость
  • Природопользование и экология
  • Сельское хозяйство и ветеринария
  • Культура, искусство
  • Образование и наука
  • Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Предпринимательская деятельность
  • Здравоохранение
  • Страхование
  • Информационные технологии и связь
  • Транспорт и дорожное хозяйство
  • Таможенное дело
  • Экономика, финансы, статистика
  • Энергетика

Для юридических лиц

Помимо всех перечисленных для физических лиц в разделе присутствуют дополнительные подразделы:

  • Некоммерческие организации
  • Производство, строительство и торговля

Имеется также возможность группировать данные по ведомствам, предоставляющим ту или иную услугу, а также по жизненным ситуациям. На сайте размещены текущие новости и справочный раздел «Вопросы и ответы». Помимо упомянутых выше направлений предоставляющих услуги, на сайте госуслуги.ру размещено ещё множество информации касающейся финансов, производства, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, культуры и экосистемы.

На первом этапе портал выполняет информационно-справочные функции: содержит описания госуслуг, порядка их предоставления, списки документов, необходимых для их получения, бланки и образцы заявлений, квитанций, контакты соответствующих государственных органов. Сейчас на портале есть такой набор сведений о более чем 100 федеральных и 250 региональных государственных услугах. Информацию на портале размещают и актуализируют сами ведомства, предоставляющие те или иные услуги.

Некоторые виды госуслуг, доступные уже сейчас:

  • государственный техосмотр транспортных средств (запись);
  • прием заявлений граждан об установлении им трудовых и государственных пенсий;
  • прием заявлений о добровольном вступлении в программу софинансирования пенсий;
  • информирование застрахованных лиц о состоянии их пенсионного счета;
  • оформление, выдача, замена паспортов гражданина РФ;
  • оформление приглашений на въезд в РФ, а также принятие решений о выдаче виз;
  • лицензирование деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, а также предоставление информации о таких организациях;
  • лицензирование медицинской деятельности, а также предоставление информации об этих организациях
  • предоставление информации об оказании высокотехнологичной бесплатной медпомощи
  • прием налоговой декларации по налогу на доходы физлиц;
  • организация выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание в РФ и вида на жительство в РФ;
  • регистрация по месту пребывания и по месту жительства.

Уже с 2011 года по большинству государственных услуг на этом портале можно будет заполнить все необходимые бланки, распечатав затем нужный документ. С 2012 года станет возможной подача документов в электронном виде.

На следующих этапах будет обеспечена возможность представлять в госорганы через портал документы в электронном виде без личной явки. В перспективе электронный документ, после его отсылки, попадает на рассмотрение к определенному чиновнику, и пользователь на этом же сайте может отслеживать статус документа.

В основе концепции электронного правительства также лежит идея формирования электронного документооборота как внутриведомствнного, так и межведомственного. Основными значимыми моментами с точки зрения документационного обеспечения управления для организации внутриведомственного документооборота являются следующие:

  • вероятность потери документов при безбумажном документообороте снижается до минимума в отличие от работы с бумажными документами;
  • на поиск необходимого документа требуется всего несколько минут - средства атрибутивного поиска обеспечивают быстрое нахождение электронного документа даже по неполным реквизитам, а при введении системы штрих-кодирования возможен моментальный поиск по штрих-коду;
  • согласование документов и принятие решений по документам занимает от нескольких часов до 2-3 дней, даже если один согласующий сидит в Калининграде, а второй - во Владивостоке;
  • участники процесса согласования имеют доступ к рецензиям иных согласующих, а также к версиям документа;
  • экономятся время и ресурсы для обеспечения взаимодействия сотрудников внутри организации за счет автоматизации служебных записок, заявок, внутренних правил движения документов, назначения поручений и формирования отчетов по исполнительской дисциплине, быстрого и контролируемого ознакомления сотрудников с новыми документами, упрощения управления документооборотом;
  • с обращениями граждан работа ведется оперативно и четко с соблюдением сроков - они также заносятся в систему, которая направляет их по заложенным в нее регламентам и контролирует сроки подготовки ответных решений;
  • документы могут быть даже подписаны в электронном виде при использовании в организации электронной цифровой подписи;
  • руководители различных уровней имеют целостную картину происходящих процессов;
  • снижаются затраты на обеспечение взаимодействия между разными органами власти, упрощается администрирование этого процесса;
  • появляются инструменты для отслеживания сроков предоставления иными органами власти данных и документов, необходимых для принятия решений и предоставления госуслуг;
  • документы могут быть даже подписаны в электронном виде при использовании в организациях электронной цифровой подписи - передача подписанных электронной цифровой подписью документов может считаться достаточной и не требовать дублирования бумажными документами;
  • поиск документов, независимо от организации их подготовившей, занимает несколько минут, если межведомственный документооборот двух и более организаций реализован в едином информационном пространстве - все организации работают фактически в единой системе.

Облегчается доступ к документам, создается реальная возможность их повторного использования. Созданы предпосылки для превращения информации в знание.

Все документы собраны в едином хранилище документов - для организации, имеющей множество подразделений по всей России (или всему региону), достаточно создания единого архива документов. Контроль доступа к документам гораздо проще организовать при работе с электронными документами и их архивном хранении - права доступа определяются ролью специалиста в системах СЭД БОСС-Референт. Работать с электронным документом из архива могут одновременно несколько специалистов, тогда как использовать бумажный документ может только один сотрудник. Снижается стоимость хранения документов, так как электронный архив документов занимает значительно меньшую площадь и требует меньших расходов на обслуживание.

Создание электронного правительства - это мощное средство системы информационной и интеллектуальной поддержки и принятия решений, позволяющих на практике реализовать систему управления знаниями в органах государственной власти.