Какие организации обязаны проводить обязательный аудит. Организации, подлежащие обязательному аудиту: перечень, особенности, отчетность

В соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение в ряде случае входит в состав бухгалтерской отчетности. Таким образом, некоторые компании наряду с другими формами отчетности должны предоставлять в налоговую инспекцию еще и данный документ.

В соответствии с действующим законодательством аудит может быть добровольным и обязательным. Добровольный аудит проводится по инициативе самой организации. Но есть компании, для которых проведение аудита раз в год является непременным условием легитимности их деятельности.

Обязательный аудит проводится в следующих случаях:

· организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

· организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной/фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

· объем выручки от продажи (за исключением сельхозкооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествующий отчетному год превышает 400 млн. рублей;

· сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. рублей, для муниципальных унитарных предприятий региональным законом финансовые показатели могут быть снижены.

Обязательный аудит для отдельных категорий организаций может быть предусмотрен иными нормативно-правовыми актами.

При определенных условиях обязательному аудиту подлежат:

· кредитный кооператив (ч. 1 ст. 31, ч. 10 ст. 33 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

· саморегулируемая организация (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);

· получатель доходов от целевого капитала некоммерческой организации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»);

· автономное учреждение (п. 9 ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»);

· жилищный накопительный кооператив (ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

· застройщик (п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»);

· организация, участвующая в накопительно-ипотечной системе (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»);

· организатор и оператор лотереи (ст. 23 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях»);

· государственное и муниципальное унитарное предприятие (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

· специализированный депозитарий и управляющая компания в сфере инвестирования пенсионных накоплений (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»);

· объединение страховщиков (ОСАГО) (п. 6 ст. 28 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

· акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания паевого инвестиционного фонда (п. 3 ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»);

· предприятие как имущественный комплекс при ипотеке (п. 3 ст. 70 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

· негосударственный пенсионный фонд (ст. 22 Федерального закона от 7 июля 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»);

· кредитная организация и объединение банков (ст. 42 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Любая организация, для которой проведение аудита является обязательным, должна ежегодно предоставлять в налоговую инспекцию аудиторское заключение в составе годовой бухгалтерской отчетности.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 86 Положения, утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в инспекцию в течение девяноста дней по окончании года Черных М.Н Основы аудита. - М.: Кно-Рус, 2009 - С.178.

За непредоставление аудиторского заключения Налоговым кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф. Сумма его незначительна - 50 рублей (НК РФ) и 300-500 рублей (КоАП РФ). Таким образом, в самом крайнем случае компания заплатит 550 рублей. Сумма эта по сравнению со стоимостью услуг аудиторских компаний невелика. Однако это вовсе не означает, что можно игнорировать требования закона об обязательном аудите.

Дело в том, что уплата штрафа вовсе не означает освобождение организации от обязанности провести аудит (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ), а отсутствие аудиторского заключения может грозить и другими неприятностями помимо штрафа. Компании могут, например, отказать в кредите или лизинге. Кроме того, отсутствие аудиторского заключения может серьезно повлиять на репутацию фирмы в глазах контрагентов.

Таким образом, всякая организация, решившая сэкономить на проведении обязательного аудита, должна отдавать себе отчет, что это может обернуться для нее серьезными проблемами.

В соответствии с действующим законодательством, правом осуществлять аудиторскую деятельность наделены независимые аудиторы и аудиторские организации.

Аудитором может быть физическое лицо, которое в установленном порядке получило квалификационный аттестат аудитора и которое является членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Что касается аудиторских организаций, то таковыми могут быть коммерческие фирмы, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций.

Только аудиторские организации могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих компаний:

· организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

· кредитных и страховых организаций;

· негосударственных пенсионных фондов.

Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ определяет аудит, как независимую проверку бухотчетности организации, когда аудитор выражает мнение о ее достоверности в своем заключении (п. 3 ст. 1 закона № 307-ФЗ). Такая проверка может проводиться по желанию организации, то есть добровольно, но для некоторых юрлиц аудит обязателен по закону. Критерии обязательного аудита мы рассмотрим в этой статье.

Что такое – критерии обязательного аудита

Однозначного закрытого списка критериев в законодательстве об аудите не содержится. Все случаи, когда должен проводиться обязательный аудит отчетности за 2016 год, были собраны в информации Минфина РФ. В этом перечне можно выделить следующие основные критерии обязательного аудита в 2017 году:

  • ведение определенного вида деятельности,
  • превышение установленных лимитов дохода или активов,
  • определенная организационно-правовая форма,
  • принадлежность к конкретной организации,
  • представление консолидированной отчетности.

Проводить обязательный аудит, критерии которого приведены выше, компаниям следует ежегодно. Результаты проверки оформляются в аудиторское заключение, и подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.

Обязательный аудит за 2017 год – критерии

Перечислим, для каких организаций по итогам 2017 г. будет обязательным наличие аудиторского заключения, исходя из основных критериев обязательного аудита:

  • для организаций, являющихся кредитными, бюро кредитных историй, организаций, являющихся профучастниками рынка ценных бумаг, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, клиринговыми организациями, организаторами торговли, организаторами азартных игр, операторами лотереи, спецдепозитариями, пенсионными негосударственными, акционерными инвестиционными и другими фондами, управляющими компаниями ПИФ или НПФ, а также организаций, у которых допущены к торгам ценные бумаги и другие;
  • для организаций, чей объем выручки за 2016 год превысил 400 млн руб., либо активы по балансу на 31.12.2016 г. составили более 60 млн руб.; эти критерии проведения обязательного аудита 2017 г. не относятся к ГУП, МУП, сельхозкооперативам и госучреждениям;
  • абсолютно для всех акционерных обществ, а также фондов, госкорпораций, госкомпаний, ФГУП, публично-правовых компаний;
  • для Центробанка РФ, Агентства по страхованию вкладов, госкорпораций «Ростех», «Росатом», ОАО «РЖД», Фонд содействия кредитованию и др., в данном случае критерием обязательного аудита является принадлежность к конкретной организации;
  • для организаций, представляющих или раскрывающих годовую консолидированную бухотчетность.

Такие критерии проведения обязательного аудита предусмотрены ст. 5 закона № 307-ФЗ и другими законами РФ. Например, закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ обязует проводить аудит в саморегулируемых организациях (п. 4 ст. 12 закона № 315-ФЗ), а по закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ обязательному аудиту подлежит отчетность застройщика 9 п. 4 ст. 18 закона № 315-ФЗ). Аудиторской проверке также подлежат жилищные накопительные кооперативы, государственные, микрофинансовые и другие организации.

Обязательный аудит – критерии 2017 для ООО

Наличие аудиторского заключения в составе годовой отчетности, специально для обществ с ограниченной ответственностью, законом № 315-ФЗ не оговаривается, но если ООО подпадает под какие-либо критерии, перечисленные выше, то аудит для него обязателен.

Так, в 2017 г. требуется обязательный аудит для ООО, критерии которых следующие:

  • выручка в 2016 г. без учета НДС превышает 400 млн руб., или
  • балансовые активы на 31.12.2016 г. превышают 60 млн руб.

Если такое ООО относится к субъектам малого предпринимательства , от обязательного аудита данный статус его не освобождает.

Законом об ООО от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрена аудиторская проверка по решению общего собрания участников общества, а обязательный аудит требуется, если это установлено иными законами и нормативными актами (ст. 48 закона № 14-ФЗ).

Если отсутствует обязательный аудит (критерии 2017): штрафы

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, подаваемой в ИФНС, но оно должно присутствовать в комплекте бухотчетности, представляемой в органы статистики.

Непредставление аудиторского заключения в составе отчетности для Росстата, или нарушение срока представления для организации обернется штрафом от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – 300-500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если аудит вовсе не проводился, и у организации нет обязательного для нее аудиторского заключения – это грубое административное нарушение, за которое предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. руб., налагаемый на руководство компании. При повторном нарушении штраф вырастет до 20 тыс. руб. либо должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-2 года (ст. 15.11 КоАП РФ).

Если отсутствует обязательный аудит по критериям 2017 г. для ООО, штрафы будут аналогичны.

Для АО штрафы намного существеннее – раскрытие информации не в полном объеме, в том числе бухотчетности без аудиторского заключения, грозит административным штрафом в размере, установленном п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • 30-50 тыс. руб. для должностных лиц (или их дисквалификация от 1 года до 2-х лет),
  • 700 тыс. – 1 млн руб. для организации.

"Новая бухгалтерия", 2007, N 12

В каких случаях проводится обязательный аудит? Кто проводит обязательную аудиторскую проверку? Что отражается в аудиторском заключении? Что грозит фирме за непредставление аудиторского заключения в составе отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Правовые основы

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п. 1 ст. 9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее - Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае - аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

В каких случаях проводится обязательный аудит?

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ):

  1. кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления граждан и организаций, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и организаций;
  2. организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), объем выручки которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ <*> или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода 200 тыс. МРОТ <*>.
<*> В настоящее время для указанных целей принимается МРОТ в размере 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Письмо УМНС России от 24.02.2004 N 11-14/11113). Организация подлежит обязательному аудиту в том случае, если сумма выручки от реализации за год превысит 50 млн руб. (500 000 x 100 руб.) или сумма активов баланса на конец года составит более 20 млн руб. (200 000 x 100 руб.).
  1. государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п. 3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  2. организации и ИП, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.

Пример. Допустим, что годовой объем выручки ОАО составил 60 млн руб. По какому из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, организация подлежит обязательному аудиту?

Из условия примера следует, что организация подпадает под обязательный аудит по двум основаниям. Во-первых, организационно-правовая форма - ОАО; во-вторых, объем выручки за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз.

Тот факт, что организация является ОАО, обязывает ее проводить обязательный аудит независимо от объема выручки. Следовательно, в этом случае сравнивать выручку с предельной величиной согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ не нужно.

Остановимся подробнее на п. 3 вышеприведенного перечня. Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Относительно активов баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

Формы N 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Какие еще организации, кроме прямо перечисленных в Законе N 119-ФЗ, подлежат обязательному аудиту?

Так, например, обязательному аудиту подлежат негосударственные пенсионные фонды. Это предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Обязательной аудиторской проверке подлежат также эмитенты ценных бумаг (п. 9 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Проведение обязательного аудита касается и организаций-застройщиков. Норма пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязывает застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение.

Отсюда следует: застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.

Особняком стоят сельскохозяйственные кооперативы. Прямого указания на то, что они должны проводить обязательный аудит, из Закона N 119-ФЗ не следует. Поэтому нужно руководствоваться Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ). Нормы, которая обязывала бы сельскохозяйственные кооперативы проводить обязательную проверку, Закон N 193-ФЗ не содержит.

Законом предусмотрено проведение ревизии, осуществляемой ревизорами-консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются по гражданско-правовым договорам (ст. 32 Закона N 193-ФЗ). Проведение ревизии для сельскохозяйственных кооперативов является обязательным условием.

Этот вывод основан на том, что в состав бухгалтерской отчетности в обязательном порядке включается заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1966 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Кто проводит обязательный аудит?

Как было сказано выше, обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона N 119-ФЗ. Стоит отметить, что с 1 июля 2008 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ внесены в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Что касается индивидуальных аудиторов, то они не вправе осуществлять обязательную аудиторскую проверку. Рассматривая жалобу индивидуального аудитора, имеющего лицензию на проведение общего аудита, о нарушении конституционных прав в связи с тем, что обязательный аудит осуществляется только аудиторскими организациями, Конституционный Суд РФ установил следующее. Положение п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, не ущемляет права индивидуальных аудиторов и не противоречит Конституции РФ.

При выборе аудиторской организации фирма должна обратить внимание на некоторые моменты. При проведении проверки в организации, уставный капитал которой не менее чем на 25% принадлежит государству или муниципальному образованию, аудиторская организация выбирается по итогам открытого конкурса (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Немаловажную роль при выборе аудиторской фирмы играет независимость аудиторов (ст. 12 Закона N 119-ФЗ). Аудит не может осуществляться аудиторами (аудиторскими организациями), которые (руководители которых) являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности или состоящими с перечисленной категорией граждан в близком родстве.

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в организации, которой они в течение трех лет, предшествующих проведению проверки, оказывали услуги по восстановлению и ведению бухучета и по составлению отчетности. Эти правила предусмотрены пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона N 119-ФЗ.

Аудиторское заключение

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - заключение). Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Аудиторское заключение (или заключение ревизионного союза, если организация является сельскохозяйственным кооперативом) включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

В заключении указываются: адресат; сведения об аудиторе и об аудируемом лице. Далее следуют вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата аудиторского заключения; подпись аудитора (п. 4 Правила (стандарта) N 6). В заключении должен быть приведен перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода и состава отчетности (п. 7 Правила (стандарта) N 6).

Аудитор должен датировать аудиторское заключение тем числом, когда был завершен аудит (п. 20 Правила (стандарта) N 6). Заключение должно быть подписано руководителем или уполномоченным лицом аудиторской фирмы. При этом должны быть указаны номер и срок действия его квалификационного аттестата. Подпись должна быть скреплена печатью.

В связи с тем что Правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц, аудиторское заключение должно быть представлено пользователям в соответствии с требованиями, установленными Правилом (стандартом) N 6.

Учет расходов на проведение аудита

В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.

Пример. ООО "Альфа" заключило договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита. Стоимость аудиторских услуг составила 118 000 руб. (НДС - 18 000 руб.).

В учете бухгалтеру ООО "Альфа" нужно сделать следующие проводки:

Дебет 26 - Кредит 60

  • 100 000 руб. - отражена стоимость аудиторских услуг;

Дебет 19 - Кредит 60

  • 18 000 руб. - учтен предъявленный аудиторской фирмой НДС;

Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19

  • 18 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС;

Дебет 51 - Кредит 60

  • 118 000 руб. - отражена оплата на основании договора об оказании аудиторских услуг.

* * *

Для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Порядок определения даты признания расходов на проведение аудиторских услуг зависит от метода, принятого для расчета налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

При методе начисления расходы на аудиторские услуги учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. Расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (в п. 1 ст. 272 НК РФ).

Датой осуществления расходов на аудиторские услуги может считаться:

  • дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора;
  • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);
  • последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такие правила установлены в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Одну из трех вышеуказанных дат нужно отразить в учетной политике организации. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183.

При кассовом методе расходы на аудиторские услуги признаются для целей налогообложения прибыли после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности

Аудиторские фирмы могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ).

В настоящее время законодательством установлена налоговая и административная ответственность за непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения.

Аудиторское заключение является составляющей бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

Бухгалтерскую отчетность организации должны представить в налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Срок представления годовой отчетности - 90 дней по окончании года. Из-за ряда причин организация может не представить аудиторское заключение. В связи с этим организация может быть оштрафована в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. За каждый непредставленный документ взыскивается штраф в размере 50 руб.

Кроме того, руководство организации могут также оштрафовать за "непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" (ст. 15.6 КоАП РФ). Размер санкции составляет от 300 до 500 руб.

Уплата штрафа не освобождает фирму от обязанности представить аудиторское заключение (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Максимальный размер штрафа может составлять 550 руб.

"Экономика и жизнь"

1. Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
2. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 7

Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной.
Обязательный аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Аудит обязателен только для тех организаций или индивидуальных предпринимателей, для которых это предусмотрено комментируемым Законом.
Обязательному аудиту подлежат экономические субъекты в зависимости от суммы баланса, объема реализации или суммы услуг.
Комментируемый Закон предусматривает обязательный аудит в случаях, если:
1) организация имеет организационно - правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.
Кроме того, еще Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355 (ред. от 25.04.95) были утверждены "Основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке".
Согласно этому документу бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по следующим критериям (системе показателей) деятельности:
- Организационно - правовая форма экономического субъекта.
Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно - правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.
- Вид деятельности экономического субъекта.
По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:
- банки и другие кредитные учреждения;
- страховые организации и общества взаимного страхования;
- товарные и фондовые биржи;
- инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
- внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
- благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
- другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
- Источники формирования уставного капитала (уставного фонда) экономического субъекта.
Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
- Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.
Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
- объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
- суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.
Для определения указанных финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.
В целях усиления контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024, Правительство Российской Федерации установило, что проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчета за 1999 год, является обязательным в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее именуются "предприятия"), при наличии одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
- объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающий в 500 тысяч раз установленный законом минимальный размер оплаты труда;
- сумма активов баланса, превышающая на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.
Обязательные аудиторские проверки осуществляются уполномоченными аудиторскими организациями, отобранными на конкурсной основе.
Предприятия осуществляют выбор аудиторской организации самостоятельно из числа уполномоченных аудиторских организаций и заключают с ней договор на проведение аудита. При этом необходимо учитывать также Примерное техническое задание на проведение аудиторской проверки федерального государственного унитарного предприятия (утверждено распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 26.05.2000 N 9-р).
Расходы предприятия на оплату аудиторских услуг включаются в установленном порядке в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия.
В договоре на проведение аудиторской проверки предприятия предусматривается обязательство аудиторской организации о представлении ею в Министерство государственного имущества Российской Федерации и в федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по одному экземпляру отчета, в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в составе вводной, аналитической и итоговой частей, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 года N 81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации.
В целях усиления контроля за деятельностью государственных и муниципальных унитарных предприятий некоторые субъекты Российской Федерации принимают свои акты. Так, распоряжением Правительства Москвы от 3 ноября 2000 г. N 1096-РП "Об аудиторских проверках государственных и муниципальных унитарных предприятий" установлено, что проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчета за 2000 год, является обязательным для всех городских государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Аудиторская проверка осуществляется не позднее первого квартала года, следующего за отчетным.
Этим распоряжением установлено, что обязательные аудиторские проверки (п. 1) проводятся уполномоченными аудиторскими организациями, отобранными на конкурсной основе.
Также утверждено Положение о конкурсном отборе уполномоченных аудиторских организаций для аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее - Положение).
Вышеназванное Положение регламентирует проведение конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций на проведение аудиторских проверок государственных и муниципальных унитарных предприятий, подведомственных органам исполнительной власти Москвы.
В целях повышения эффективности аудиторских проверок на основе специализации деятельности аудиторских фирм создаются конкурсные комиссии при отраслевых комплексах Правительства Москвы (далее - Комплексы городского управления).
Конкурс по отбору аудиторских организаций проводится ежегодно.
По результатам конкурса при соответствующем Комплексе городского управления на определенный год определяется перечень прошедших отбор уполномоченных аудиторских организаций, из числа которых государственные и муниципальные унитарные предприятия г. Москвы выбирают аудиторскую организацию для проведения аудиторских проверок на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий".
Сообщение о предстоящем конкурсном отборе уполномоченных аудиторских организаций передается конкурсной комиссией соответствующего Комплекса городского управления через средства массовой информации.
Сообщение о конкурсном отборе публикуется не менее чем за 30 дней до его проведения и должно содержать:
- наименование и адрес организатора конкурса, а также сведения о цели конкурсного отбора;
- требования, предъявляемые к аудиторским организациям - участникам конкурса;
- информацию о требованиях, предъявляемых к отчетам уполномоченных аудиторских организаций;
- дату начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;
- адрес места приема заявок и документов;
- перечень документов, представляемых претендентами для участия в конкурсном отборе, и требования к их оформлению;
- дату и место проведения конкурсного отбора с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурсного отбора;
- номера телефонов и местонахождение комиссии;
- адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями, и порядок ознакомления с этими сведениями;
- способ уведомления участников конкурсного отбора об его итогах;
- иную необходимую информацию.
Для проведения конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций соответствующий Комплекс городского управления совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы и Комиссией по координации аудиторской деятельности при мэре Москвы формирует конкурсную комиссию (далее - комиссия) в количестве 6 человек с правом решающего голоса и утверждает ее персональный состав.
Решения комиссии о включении прошедших конкурсный отбор аудиторских организаций в перечень уполномоченных аудиторских организаций соответствующего Комплекса городского управления принимаются на ее заседании большинством голосов путем открытого голосования членов комиссии, участвующих в заседании. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствует не менее половины от числа ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании является решающим. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми принявшими участие в заседании членами комиссии с правом решающего голоса.
В конкурсном отборе могут принимать участие только аудиторские организации, включенные в Реестр аудиторских фирм, положительно зарекомендовавших себя на рынке аудиторских услуг г. Москвы, который ведется Комиссией по координации аудиторской деятельности при мэре Москвы.
Для участия в конкурсном отборе аудиторские организации, претендующие на включение в перечень уполномоченных аудиторских организаций, подают в комиссию следующие документы:
- заявку аудиторской организации на участие в конкурсном отборе по прилагаемой форме (к заявке прилагается опись представленных документов в двух экземплярах);
- нотариально заверенные копии учредительных документов (включая копию свидетельства о государственной регистрации) аудиторской организации;
- заверенные заявителем копии лицензий аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности, выданных в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которых не истек, а также ксерокопии лицензий аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности, выдававшихся ранее аудиторской организации;
- заверенные заявителем копии квалификационных аттестатов аудиторов - штатных специалистов аудиторской организации на право осуществления аудиторской деятельности, выданных в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которых не истек;
- ксерокопии трудовых книжек штатных аттестованных аудиторов аудиторской организации;
- последний годовой бухгалтерский баланс аудиторской организации и баланс за квартал, предшествующий дате подачи заявки, заверенные в налоговой инспекции, с приложением заверенных в налоговой инспекции балансов дочерних и зависимых аудиторских организаций;
- сведения о региональной сети аудиторской организации (о филиалах, дочерних и зависимых обществах);
- нотариально заверенную копию лицензии органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны (представляется аудиторскими организациями, имеющими такую лицензию);
- сведения о расценках на оказываемые организацией аудиторские услуги.
Все вышеперечисленные документы подаются в комиссию в одном экземпляре на русском языке в срок, указанный в сообщении о проведении конкурсного отбора.
Аудиторская организация, претендующая на включение в перечень уполномоченных аудиторских организаций, должна отвечать следующим критериям:
- наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, выданной в установленном порядке;
- наличие в штате аудиторской организации не менее 2 (двух) специалистов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, срок действия которых не истек;
- опыт работы аудиторской организации - претендента на рынке аудиторских услуг не менее 3 (трех) лет;
- наличие внутрифирменных стандартов, соответствующих требованиям правил (стандартов), одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации;
- наличие соответствующего уровня технического (телефоны, факсы, ксероксы, компьютеры и др.) и информационного обеспечения (доступ к информационно - правовым системам по федеральному и городскому законодательству);
- отсутствие в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доли, принадлежащей иностранным инвесторам.
Комиссией может быть отказано аудиторской организации во включении ее в перечень уполномоченных аудиторских организаций в следующих случаях:
- несоответствие аудиторской организации критериям, предусмотренным этим Положением;
- несоответствие информации, представленной аудиторской организацией - претендентом, фактическому положению дел;
- наличие фактов нарушения аудиторской организацией лицензионных требований и условий, выявленных лицензирующим органом при осуществлении надзора за деятельностью аудиторской организации;
- наличие фактов аннулирования либо приостановления действия ранее выданных в установленном порядке аудиторской организации лицензий на осуществление аудиторской деятельности;
- несоблюдение аудиторской организацией, ранее проводившей аудиторские проверки государственных и муниципальных унитарных предприятий, требований технических заданий на проведение аудиторских проверок, а также требований, предъявляемых к отчетам уполномоченных аудиторских организаций, представляемым ими в орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствующем Комплексе городского управления.
Уведомление о признании участника конкурса уполномоченной аудиторской организацией и выписка из протокола об итогах конкурса выдаются аудиторской организации или ее полномочному представителю под расписку либо высылаются по почте (заказным письмом) не позднее 3 (трех) дней с даты утверждения протокола организатором конкурса по адресу, указанному в заявке аудиторской организации на участие в конкурсе.
Уполномоченная аудиторская организация при заключении договора на проведение аудиторской проверки государственного или муниципального унитарного предприятия должна иметь лицензию на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита (срок действия которой не истек), выданную в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации.
В установленных случаях уполномоченная аудиторская организация обязана иметь лицензии на осуществление иных видов аудиторской деятельности (кроме общего аудита).
Перечень уполномоченных аудиторских организаций публикуется конкурсными комиссиями соответствующих Комплексов городского управления в средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о предстоящем конкурсном отборе, не позднее чем через 20 дней со дня объявления победителей конкурса.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, подведомственные префектам административных округов и другим структурным подразделениям городской администрации, проверяются уполномоченными аудиторскими фирмами соответствующего Комплекса городского управления с учетом их отраслевой принадлежности.
Нужно обратить внимание на то, что предприятия самостоятельно осуществляют выбор аудиторской организации из числа прошедших конкурс аудиторских организаций и заключают с ней договор на проведение аудита.
Этим же документом установлено, что в договоре на проведение аудиторской проверки предприятия предусматривается обязательство аудиторской организации о представлении ею в орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по одному экземпляру отчета, в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в составе вводной, аналитической и итоговой частей, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Комментируемый Закон исключает возможность проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Аудиторское заключение

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение должно содержать:

1) наименование "Аудиторское заключение";

2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);

3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;

5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;

6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);

7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

8) указание даты заключения.

Требования к форме, содержанию , порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 6 определены следующие виды аудиторских заключений: безоговорочно положительное и модифицированное.

Безоговорочно положительное заключение готовится, когда аудитор приходит к мнению о том, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Аудитор может отказаться выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с мнением аудитора это обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности:

имеется ограничение объема работы аудитора;

имеется разногласие с руководством относительно:

допустимости выбранной учетной политики;

метода ее применения;

адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтер-ской) отчетности.

Модифицированное аудиторское заключение выдается , если возникли факторы:

не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении для привлечения внимания пользователей к какой- либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой отчетности;

влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Модифицированное аудиторское заключение с факторами, влияющими на мнение аудитора, может быть с оговоркой, отказом от выражения мнения, отрицательным мнением. В любом случае в отдельном параграфе заключения должны быть раскрыты причины его выдачи.

Аудитор модифицирует заключение с факторами, влияющими на мнение аудитора, если имеется хотя бы одно из обстоятельств: ,

ограничение объема аудита - может привести к мнению с оговоркой или отказу от выражения мнения;

разногласие с руководством аудируемого лица относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой отчетности-влечет за собой выражение мнения с оговоркой или отрицательное мнение.

Модифицированное аудиторское заключение может быть:

не влияющим на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;

с оговоркой;

с отказом от выражения мнения;

отрицательное.

Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, когда аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством аудируемого лица или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Оно должно содержать формулировку. «За исключением обстоятельств...».

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой отчетности.

Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством аудируемого лица настолько существенно для финансовой отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой отчетности.