Как надеть на коня офицерское седло. Дамское седло

Сейчас, когда овеянная легендами многих веков конница ушла с поля боя на экраны кино, трудно представить, что само существование кавалерии (со всеми присущими ей видами оружия и приемами боя) стало возможным лишь тогда, когда человечество изобрело столь обычный в нашем представлении предмет, как стремена.

Тем не менее, в науке нет единого мнения ни о времени, ни о месте появления стремян. Одни полагают, что стремена появились у степных народов, для которых конь был необходимым ежедневным спутником кочевой жизни, а конница составляла основу войска. Другие ученые считают, что стремена изобретены оседлыми народами, быстро освоившими верховую езду в борьбе с кочевыми соседями.

Кандидат исторических наук А. Амброз, исследовав большие серии археологических, письменных, изобразительных материалов, пришел к выводу, что древнейшие стремена возникли в одном месте - на Дальнем Востоке в IV-V веках и отсюда распространились дальше на весь огромный кочевой мир от Сибири до Дуная.

Стремян не знал ни античный мир, ни те народы, которые были тесно связаны с ним: , сарматы, парфяне, персы. Неудобство езды без стремян, отсутствие необходимой опоры для маневров во время боя и при передвижении всадники многих веков компенсировали силой и ловкостью. Тяжелая конница античного мира - катафрактарии,- образуя мощные бронированные фаланги, врезаясь в строй врага, лишь открывала путь своей пехоте и легкой кавалерии лучников.

Безусловно, предшественницей стремян явилась легкая ременная подножка, облегчающая посадку в седло. В IV-V веках на Дальнем Востоке появляются парные деревянные овальные стремена, выгнутые из деревянного прута и обитые листом железа или меди. Первые железные стремена встречаются с предметами V века и поначалу имитируют деревянные. В VI-VII веках железные стремена широко распространились и у тюркских племен Сибири и в Центральной Европе у аварских племен. Авары познакомили со стременами и .

Стремена широко распространились тогда, когда в V-VI веках было изобретено твердое седло. Первые стремена и седла были несовершенны и изменчивы, но поздние наиболее удачные их формы просуществовали без заметных изменений до нашего времени.

Другой исследователь, тоже занимающийся историей стремян, археолог И. Кызласов, считает, что стремена появились много раньше - в IV-III в. до н. э. Археологи не находят их, возможно, потому, что самые ранние стремена делали из не сохраняющихся в земле материалов - веревок, ремней. Не случайно слово «стремя» во многих европейских языках происходит от корней со значением «ремень», «веревка». Исследователь полагает, что наличие своеобразных местных форм стремян - ременных, деревянных, металлических, их сосуществование в течение веков у народов с разными хозяйственными укладами снимают необходимость поисков народа - «изобретателя стремян».

Лошадиное седло является самым важным снаряжением для верховой езды. Его можно назвать неким проводником между лошадью и наездником. Комфорт животного и человека зависит от правильности формы конного снаряжения. Важным является не только правильно надеть седло на скакуна, но и правильно подобрать его. Так как этот элемент способен оказывать влияние на движение и здоровье животного.

Если неправильно выбрать конное снаряжение, животное будет испытывать дискомфорт при езде, что в дальнейшем может отрицательно сказаться его на физическом здоровье. Встречались случаи, когда неправильно подобранное седло становилось причиной травм спины у скакуна .

Стоит более подробно разобраться в том, какие существуют виды верховых снаряжений, а также из чего они состоят.

Основные разновидности

Седло является самым древним снаряжением для верховой езды. Изначально в качестве него использовались простые небольшие накидки с ремешками. В настоящее время снаряжения имеют правильную конструкцию и форму . Об этих важных моментах заботится сама наука. Современные виды ориентированы на комфорт и здоровье лошади и наездника. Существует множество различных видов этого снаряжения верховой езды, которые применяются в разных конных дисциплинах, учитывая уровень сложности, нагрузку на спину и время нахождения всадника верхом.

Основные виды конного снаряжения для скакунов:

Галерея: седло для лошади (25 фото)

















Если говорить о современных конных снаряжениях, они имеют весьма сложную конструкцию. Основная часть – ленчик, от которого зависит форма снаряжения. Рассмотрим остальные составляющие на примере ковбойского седла:

Как сделать седло своими руками?

Лошадиное седло можно назвать неким сидением с подушками для человека, которые позволяют смягчить удар во время езды верхом. Сразу стоит отметить, что сделать своими руками его весьма непросто, так как для этого потребуются специальные материалы, которые отличаются своей износостойкостью. Если такие материалы имеются, для изготовления можно воспользоваться следующей инструкцией.

Материалы и инструменты:

Пошаговая инструкция:

  1. конное снаряжение должно подходить по размеру для лошади. Поэтому необходимо снять мерки со скакуна. Делается замер самой высокой части холки, замер расположения полок на 4 пальца ниже лопатки, замер окончания холки до 18-го позвонка. Также необходимо сделать формирование загиба спины при помощи проволоки;
  2. перенести замеры на бумагу и вырезать их. Это станет каркасом для деревянной части и ленчика;
  3. вырезать 2 полки из деревянной доски или листа фанеры. Соединить между собой с помощью проволоки. Сделать в полках отверстия для подпруги;
  4. вырезать из деревянной доски ленчик и придать ему гладкую форму;
  5. прикрепить его к полкам гвоздями;
  6. сделать обивку, вырезая по нужной форме поролон и прикрепляя его к каркасу;
  7. приструги и подпругу лучше купить готовыми;
  8. обтянуть каркас кожей или прочным кожзаменителем;
  9. пристегнуть стремена.

Таким образом можно сделать седло для лошади своими руками .

Седло - важный и неотъемлемый элемент при работе с лошадью под верхом. К выбору седла надо отнестись очень внимательно, потому что плохо подходящее седло может травмировать лошадь и стать причиной отказа лошади выполнять те или иные элементы. Хорошо лежащее на спине лошади седло не натрет спину даже при больших нагрузках. Оно должно способствовать корректной посадке всадника и равномерно распределять его вес по спине животного. Для подбора седла снимают промеры с тела лошади, определяют форму холки, ширину спины. Так же учитывают вес всадника и его умения в управлении лошадью и вообще как он держится в седле. Тип и форма седла, а так же материал, из которого оно сделано, тоже влияют на выбор при покупке седла.
Из каких материалов изготавливают седла и какие бывают виды седел.
Седла в нашем магазине бывают для выездки, конкура, троеборья или универсальные. Выездковые седла отличаются более длинными крыльями. У конкурных крылья покороче, ленчик более плоский. Если же Вы уже определились с видом седла, то мы Вам поможем подобрать сбор к нему: подперсье, чехол, подпругу, стремена, путлища, чехол на подпругу и другое дополнительную амуницию. Важный момент - брать кожаное или синтетическое седло? Кожаное дольше прослужит, но стоить будет на порядок дороже. А синтетическое дешевеле, легче по весу и в случае если всадник или лошадь перерастут его, то его легко можно будет заменить. Кстати, и синтетическое седло может быть в работе до десяти лет, а ухаживать за ним в разы проще. В нашем магазине конных товаров сайт Вы сможете купить седла марки Horze и быть уверенным в качестве материалов, будь то кожа или синтетика, в надежности ленчика, приструг и упоров седла!

Кира Столетова

Одним из важнейших элементов конного снаряжения является седло для лошади. Без него занятия верховой ездой невозможны. Чем лучше седло, тем комфортнее процесс езды для обоих его участников. Каждый владелец лошади должен не только уметь правильно одевать снаряжение, но и знать, на что нужно обращать внимание при его выборе. Ошибочно подобранное обмундирование причинит дискомфорт и наезднику, и животному.

Каких видов бывают седла

Седло, равно как и уздечка, было изобретено давно. В древности оно выглядело, как обычная накидка с застежками. Со временем конструкция снаряжения не раз модернизировалась и улучшалась, в результате появилось много различных моделей, созданных с учетом индивидуальных особенностей породистых скакунов, способных удовлетворить все потребности наездников.

Существуют следующие виды лошадиных сёдел:

  • Кавалерийский - кожаное кавалерийское снаряжение отлично подходит для длительных непрерывных прогулок на лошадях. У него, в зависимости от модели, либо стальной, либо деревянный ленчик седла (твердый каркас). Использование столь плотных материалов является гарантией отличной износостойкости оборудования. Кроме того, вес наездника при использовании такого седла правильно распределяется по спине лошади и не причиняет ей дискомфорт. Ранее, когда конные были одним из основных видов войск и походы кавалеристов могли затянуться надолго, седла лошадей имели дополнительную броню и крепления для вещмешков и оружия.
  • Казачий - тоже хороший походный вид седел, но сделанный совершенно по другой технологии. Основные элементы конструкции, из которых состоит казачье седло, - арчак, крылья и подушка. На седле специальной формы с небольшой рукоятью всадник в любой момент может привстать на ровные ноги или выполнить любой из элементов джигитовки.
  • Дамский - один из видов конного снаряжения дошедший до наших дней с XVII века. В те времена считалось дурновкусием, если женщина сидела в мужском седле. Кроме того, учитывая моду на пышные длинные юбки, это делать было ужасно неудобно, поэтому было принято решение разработать специальное женское седло для лошади. С появлением моды на брюки данный вид сёдел практически перестал применяться, но с недавнего времени дамское седло вновь приобрело популярность.
  • Конкурный - специальное конкурное снаряжение со всеми вытекающими из этого вида спорта особенностями. У таких моделей крылья выдвинуты вперед, благодаря чему ноги всадника плотно прижимаются к бокам животного, тем самым повышается устойчивость наездника в седле во время совершения прыжков. Форма задней луки выполнена либо в виде круга, либо в виде квадрата.
  • Выездковый - хорошая выездка происходит только в седлах с глубокой посадкой, где всадник без труда может полностью выпрямить ноги для контакта с лошадью. Чтобы сделать требуемую глубину посадки, создателям пришлось существенно укоротить сиденье. Для правильного поддержания ног строение крыльев узкое и длинное. Во время выездки очень важно, чтобы животное максимально чутко реагировало на каждую команду человека, большая часть которых подается корпусом, поэтому у выездковых седел обивки почти нет, а полки узкие и короткие.
  • Универсальный - снаряжение подходит почти для всех конных видов спорта и для простых прогулок на лошадях. Это оптимальный вариант для любителей верховой езды, профессионально не участвующих в заездах, которые только изучают основы выездки. Если вы хотите выбрать хорошее охотничье или прогулочное седло, обязательно обратите внимание именно на универсальные модели.
  • Троеборный - визуально седла похожи на универсальные и тоже отлично подходят для любых вариантов верховой езды, но подушка с крылом у них слегка выдвинута вперед, что при кроссе дает возможность сменить обычную посадку на полевую.
  • Скаковой - спортивное седло упрощенной формы с почти плоским сиденьем и короткими стременами. Такая конструкция позволяет максимально снизить нагрузку на лошадь и все ее силы направить на главную цель - победу в скачках.
  • Офицерский - используется во время военных парадов, кроме того, его можно встретить на скакуне конной полиции, во время какого-либо длительного конного пробега или похода. На седле много креплений для оружия и других необходимых офицерам вещей.

Существуют некоторые виды седел для наездников более узкой специализации, например:

  • Вестерн - снаряжение американских ковбоев, обеспечивающее устойчивость и комфорт посадки. Даже во время резких движений или внезапной остановки животного сидеть в таком седле удобно. Кроме того, на нем есть специальный рожок для крепления лассо.
  • Безленчиковое - мягкое пластичное седло, идеально прилегающее к спине животного. Оно почти ничего не весит. Чаще всего такие седла надевают на травмированных скакунов или на тех, у кого больная спина. После выздоровления скакунам этот вид удобнейшего снаряжения может сниться еще долгое время. Поверх таких седел обычно крепится гелевая накладка.
  • Вьючное - устройство используется для перевозки на животных больших объемных грузов.

Существует еще один вид конного снаряжения, который нельзя назвать полноценным седлом, - пад. Этот амортизатор в случае чего может быть использован либо как мягкая подстилка под жесткие модели, либо в качестве самостоятельного элемента вместо седел.

Делаем седло самостоятельно

Не думайте, что изготовить снаряжение для лошади так же просто, как скрафтить его в любимой игре. Для того чтобы своими руками сделать седло, необходимо наличие специальных навыков и опыта подобной работы. Кроме того, без специфических материалов не обойтись, поэтому многие профессиональные заводчики советуют подобрать готовый вариант, тем более что сегодня в продаже существует огромный выбор разнообразных моделей.

Придя в специализированный магазин, можно не только узнать, сколько стоит тот или иной вид седел и осуществить подбор оптимальной модели, но и приобрести все необходимое снаряжение на заказ по индивидуальному дизайну.

Если вы не ищите легких путей, можете попробовать изготовить этот элемент снаряжения своими силами и одеть в него любимого скакуна. Начать стоит с самой простой модели: строевого седла, в основе которого - обычный деревянный ленчик.

Итак, необходимо заранее приготовить:

  • лист плотного картона;
  • деревянный брусок;
  • нож и пару ножниц;
  • немного гвоздей и скоб;
  • молоток;
  • строительную модель степлера;
  • кожу, неважно, искусственную или натуральную, или аналогичный материл;
  • напильник;
  • кусок поролона;
  • ремни.

Очень хорошо если перед тем, как сделать седло для лошади своими руками, удастся где-нибудь раздобыть основу от старого снаряжения. Ведь если у вас уже готов ленчик, тогда достаточно будет просто осуществить его ремонт, добавив пару элементов. Это намного проще, чем делать седло для лошади своими руками с нуля.

Подготавливаем каркас с нуля

  • Первое, что необходимо для этого сделать, - это определить размеры животного в самой верхней и в самой нижней точке холки и в изгибе спины. Полученные размеры следует перенести на картон, затем нарисовать чертеж каркаса для ленчика и вырезать его по контуру.
  • Следующий этап - создание 2-х полок. Вырезав из дерева, их соедините проволокой так, чтобы они держали форму по спине животного. В каждой полке делают по отверстию для подпруги.
  • Берут деревянную заготовку, накладывают выкройку ленчика и вырезают его, а затем при помощи гвоздей прикрепляют к полкам.

Делаем обивку

  • К каркасу нужно прикрепить поролон, а для полок сшить войлочную подкладку.
  • Затем необходимо заняться созданием из ремней приструг и подпруг. Впрочем, в продаже существуют уже готовые варианты этих элементов, можно купить их. К каждому пристругу прикрепляют по стремени, подпруги устанавливают в полках.
  • Создать седло - это только полдела. Необходимо, чтобы животное к нему привыкло.

    Обратите внимание на то, что приучение лошади к седлу должно начинаться только после того, как животное прошло базовую подготовку, доверяет наезднику, знает и выполняет основные команды.

    Эти минимальные навыки определяют дальнейшее поведение питомца.

В наши дни возвращается из забвения для любительниц старины и необычных ощущений дамское седло. До сих пор оно нередко называется "седлом королев", ведь именно коронованные особы и женщины-аристократки ездили в нем и принимали самое живое участие в его усовершенствовании. Среди имен благородных всадниц прошлого встречаются имена Катерины Медичи, Марии Стюарт, Изабеллы Бурбонской, шведской королевы Кристины.

История

Исторически сначала и мужчины, и женщины ездили одинаково. Дамские седла появились не сразу. По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком.

В 14 веке женщины ездили на небольших лошадях (до 145см) и им не требовалось особых усилий для управления такой лошадкой. Поэтому вначале для перемещения дамы в седле широко использовались седельные подушки, которые могли иметь ухваты для рук, кожаные ремни для крепления к мужскому седлу. Чаще всего, средневековые дамы сидели позади своих мужчин, держась за их ремни и были просто пассажирами на лошади.

Позже к мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. В отсутствие приспособлений для обеспечения безопасности, на нем можно было ехать только очень медленно.

Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.

Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что придало большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.

Вторая верхняя лука была изобретена во Франции около 1580 года, во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.

Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Однако в 1952 году юная королева Елизавета выехала на свой первый военный парад в дамском седле, чем поддержала дальнейшее развитие дамской езды.

В настоящий момент ассоциации по всему миру устраивают соревнования по классической езде и конкуру, дамские седла появляются в каталогах магазинов, что свидетельствуют об интересе к этой ветке конного спорта.

«Седло королев»

Английское дамское седло состоит из обтянутого кожей ленчика, неравномерных кожаных крыльев, подкрылка с одной стороны, приструг с каждой стороны седла, одной или двух съемных подпруг, левого путлища и левого стремени. Путлище спрятано под крылом, имеющим, как правило, особую защелку - типа "собачки", которая в момент падения всадницы срабатывает, высвобождая путлище.

Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.

Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.

Стремя дамского седла короче и имеет свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении. Для дамского седла используется одна основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, еще и балансировочная подпруга, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того, чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной подпруге и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Костюм для дамской верховой езды

Для езды в дамском седле обязательно наличие специального костюма. Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных длинных и пышных платьях. Специальный костюм всадницы - амазонка - появился только в начале XIX века. Он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы. По правилам Британской ассоциации существует несколько видов костюма для верховой езды: для охоты, для показательных выступлений по выездке, по конкуру, для подростков и для взрослых всадниц. Однако основные составляющие костюма не меняются: рубашка, галстук, жилетка, пиджак с фалдами, ниспадающими до седла; передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле; бриджи и сапоги.

На голове у английской всадницы должна быть шляпа - котелок соответствующего цвета (коричневого для охоты и черного для остальных случаев), каска (для соревнований по конкуру и для детей и подростков) или цилиндр (для полуфинальных и финальных соревнований по выездке, проходящих после 12 часов дня). В случае с котелком и цилиндром обязательно наличие вуали, удерживающей головной убор на месте, и низко расположенного пучка, который может представлять собой шиньон, если всадница не является счастливой обладательницей длинных волос. Цилиндр всадницы выше обыкновенного выездкового цилиндра - от 13 до 15,5 см, под него всадница одевает белый сток и белые перчатки, а на лошадь - мундштучное оголовье.

Посадка всадницы

Существует «10 золотых правил» правильной посадки в дамском седле:

1.Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.

2. Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки до места под коленкой должно быть не менее 2 см.

3. Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.

4.Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.

5.Спину держать прямо, затылок стремиться вверх.

6.Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.

7.Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.

8.Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.

9.Балансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.

10.Кисти рук держать свободно, а локти прижаты к талии.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади.

В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом и натяжением поводьев приводят к остановке лошади.

Дамская лошадь

В любой из зарубежных школ ответственно подходят не только к получению необходимой квалификации для преподавания искусства езды в дамском седле, но и всегда предоставляют надёжную учебную лошадь.

Дамская лошадь, верховая лошадь под дамское седло, должна быть хорошо выезженной, иметь не слишком чувствительный рот, спокойно стоять, пока всадница садиться и слезает.

Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской. Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Чем же так интересно дамское седло?

Во-первых, это новый опыт, новые ощущения. Во-вторых, это прекрасная возможность самовыразиться для всадницы, которой «не светит» яркая спортивная карьера, и «выйти в свет» - для лошади с посредственными способностями в «обычных» спортивных дисциплинах. Для дамского седла практически нет ограничений в возрасте. Иногда бывает, что после перенесенной травмы или болезни человек уже не может ездить в обычном седле - а в дамском получается… Более того, дамские седла отнюдь не являются прерогативой исключительно прекрасного пола: в них ездили и ездят многие уважаемые джентльмены. Например, один из лучших в мире тренеров амазонок - англичанин Роджер Филлот: множество всадниц из самых разных стран, от Америки до Австралии, обязаны ему великолепной посадкой и высокой техникой езды. Наконец, езда в дамском седле - это очень интересно, очень красиво и стильно.