НОД по развитию речи в II младшей группе "Чтение стихотворения А. Заучивание стихотворения А

Дата: ______________20___ годТехнологическая карта организационной учебной деятельностиОбразовательные области: КоммуникацияРазделы: Развитие речиТема: Звук [и]. Игрушки. ИгрыБилингвальный компонент: день рождения-туған күнЦель: обобщить и систематизировать знания детей об играх и игрушках;активировать и актуализировать словарь по теме;познакомить со звуком [и], закрепить понятие «гласный звук»;закрепить умение определять наличие и место звука [и] в слове;упражнять в звуко-слоговом анализе слов, постановке ударения, составлении предложений с заданным словом по схеме;учить образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям (женский и мужской род), множественное число существительных в именительном падеже;учить подбирать однокоренные слова, понимать разные сравнения в загадках;развивать связную речь, фонематический слух, внимание, воображение, мелкую моторику;воспитывать навыки сотрудничества, бережное отношение к игрушкам;Материал к занятию: азбука – тетрадь.карандаши.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно- побудительный Ход занятия
Ребята, а вы любите ходить в гости? Вот сегодня мы отправимся гости к... догадайтесь:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не зайчик,
С копытами, да не лошадка.
(Ослик) Слушают с интересом, отгадывают загадки.
Организационно- поисковый Беседа по загадке, что общего. С какими животными сравнивай ослика? (С волком) Какой ударный звук в этом слове? [о] Давай пропоем eго (о-о-о-о-о-о). Еще с кем? (С лошадкой) В этом слове какой ударный, пропой (а-а-а-а-а-а). И еще с зайчиком. Каким? (Длинноухим) Какой ударный? [у] Пропойте его (у-у-у-у-у).
1. Выделение нового звука. Сообщение темы занятия.
А знаете, как зовут ослика? (Если нет, то сказать - Иа.) Почему его так назвали? (Потому что ослик кричит: «И-a, и-a, и-a».) Какой первый звук в слове Иа? [и] Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [и] и узнаем букву: и. Иа нас пригласил на день рождения. Билингвальный компонент: день рождения - туған күн Он сегодня...(именинник). Посчитай! сколько звуков [и] слышится и произносится в слове именинник?
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам! Артикуляционная гимнастика. Посмотрите, при произношении звука [и] ваш рот улыбается, губы раздвигаются, язык опускается за нижние зубы. Произнесите звук [и] протяжно, долго, спойте его. Вы догадались, какой это звук? (Гласный). Каким кружочком обозначим звук [и]? (Красным кружочком)
Распознавание звука. А что принято дарить именинникам? (Подарки). Давайте возьмем подарки для ослика Иа. Выберите те предметы, в названии которых есть звук [и] (мишка, пирамидка, мячик).
1. Бабушка ослика приготовила нам угощение, угадайте, какое?
Из сада принесла спелые…(виноград, сливы, персики). Из фруктов сварила густой... (кисель). Из муки испекла...(пирог с изюмом). Наклейте на стол угощения.
В гости к ослику пожаловали кто? Животные, в названии которых есть звук [и] (ответы детей). И в подарок принесли торт и стихотворение. Ослик очень обрадовался.
Как я счастлив!
Как я горд!
Мне на день рождения Подарили вкусный торт И стихотворение.
- С днем рождения, Ослик!
«Будь здоров. Расти большой!» - Написали кремом,
Тебя любим всей душой Абсолютно все мы!
Выразительное чтение хором.
2. Подбор родственных слов. Что можно делать с игрушками? (Играть) Эта машинка (игрушечная). У нас есть много... (игрушек). Сейчас я приглашу вас на (игру). Со мной вы будете... (играть). Слова игра, играть, игрушки, игрушечная называются родственными. Это семья слов.
3. Ослик Иа любит играть в игры на столе, как они будут называться... игры какие? (Настольные игры) Какие настольные игры вы знаете? (Ответы детей)
Шахматы - шахматист - шахматистка.
Как называется доска для игры в шахматы? (Шахматная)
Физминутка.
Танцевальные движения под музыку.
4. Работа над предложением (словосочетанием). Ослик любит смотреть по телевизору игры на спортивном канале, какие игры? (Спортивные) Составьте предложения с этими словами.
5.Развитие связной речи (зайчик испугался лисичку). Покажи стрелочками и расскажи, что было сначала, что потом. Почему испугался зайчик.
Выполнение упражнений по развитию мелкой моторики. Отвечают на вопросы
Рассуждают.
Произносят слова на каз. языке.
Делают артикуляционную гимнастику.
Отвечают на вопросы.
Размышляют.
Отвечают на вопросы, наклеивают стикеры.
Слушают стихотворение.
Читают хором.
Слушают.
Рассуждают.
Выполняют движения.
Отвечают на вопросы.
Работа в тетради.
Рефлексивно- корригирующий Итог. Скажем спасибо Ослику Иа за гостеприимство. С каким новым звуком мы познакомились, будучи у него в гостях? Что вы хотите сказать на прощание? Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Ожидаемый результатЗнать: гласные звуки (а),(о),(у),(и).Иметь: фонематический слух, внимание,мелкую моторику.воображение.Уметь: читать по слогам, ставить ударение,делать звуко-буквенный анализ слова.

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Предварительная работа. На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли), кусты с облетевшей листвой (голые кусты).

Ход занятия

Часть I. Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила». (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии.)

Педагог читает стихотворение. Затем выясняет, правда ли, что в нем отражены приметы осени: «Цветы… (высохли). «Кусты… (голые). Солнце… (не блестит).Дождик… (моросит).

Воспитатель читает стихотворение еще раз, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова.

С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз.

Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки.

Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для того и другого ребенка.)

Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам.

«Осенью, когда „тучи небо кроют“, моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику».

Часть II. Воспитатель читает стихотворение А. Блока «Зайчик».


Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

После чтения педагог спрашивает у детей, жалко ли им маленького зайчика.

Примечание.

По желанию воспитателя вместо стихотворения А. Плещеева можно предложить детям для запоминания стихотворение А. Кольцова «Дуют веры, ветры буйные…».


Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи темные.
Не видать в них
Света белого;
Не видать в них
Солнца красного.

Оба стихотворения надо неоднократно читать детям на прогулке, соотнося их с особенностями осеннего дня.

  • Продолжить знакомство с природой и жизнью диких животных в осенний период.
  • Задачи: Учить детей воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание стихотворения.
  • Упражнять в умении составлять группы предметов, характеризовать их: много, мало, попарно.
  • Закрепляем умение наклеивать морковки.
  • Воспитывать умение слушать стихотворение, понимать его содержание.

Словарь: вянет, уныло, моросит.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за погодой в осенний период, знакомство с жизнью диких животных в осенний период.

Оборудование и материалы: презентация «Осень», игра «Сбор урожая» - грядки; морковки 3штуки; помидоры 3 штуки, игрушка заяц, нарисованная корзинка, силуэты морковок по количеству детей в группе, клей, кисточки, клеёнки, салфетки, смайлики.

Ход игровой непосредственной образовательной деятельности:

Включаем презентацию со слайдами «Осень», на фоне этих слайдов и спокойной музыки читаем стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»:

Осень наступила.

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

На экране останавливается картина «Зайцы в осеннем лесу». Воспитатель задает вопросы детям:

О каком времени года говорится в стихотворении?

Что случилось осенью с травкой?

Как выглядят кусты?

Какое небо осенью?

Куда осенью прячется солнце?

Куда птицы улетают осенью?

Кто прячется в осеннем лесу?

Один зайчик пришел к нам погреться. Зайчики грустят им жалко прощаться с солнышком и зеленой травкой.

Как можно развеселить зайцев? Выслушать мнение детей и остановиться на угощении для зайцев.

Чем можно угостить зайчиков? Конечно морковкой, осенью все люди в огороде собирают богатые урожаи овощей.

Какие овощи вы знаете? Назовите их. Дети перечисляют множество овощей.

Воспитатель предлагает отправиться в огород и посмотреть, а что же выросло на наших грядках.

Игра «Сбор урожая» (изображение грядок на доске)

На верхней грядке морковь (раскладываем в ряд). Сколько морковок выросло? (3). На другой грядке красные помидоры. А выросло их столько же, сколько и морковок. Для того, чтобы определить поровну ли их, положим под каждой морковкой помидор. Сколько помидоров выросло? (Столько, сколько и морковок, их поровну). Морковок и помидоров по количеству одинаково.

Вышел зайчик сорвать одну морковку. Давайте поможем ему. Чего теперь больше на грядках – морковок или помидоров? Чего меньше? Увидел зайчик помидоры красные, красивые и захотелось ему тоже сорвать один. Сколько же осталось помидоров? (Столько же, сколько морковок).

Вы уже сказали, что зайцы очень любят морковь. Сделаем для них подарок, соберем полную корзинку и отправим их в лес.

Аппликация «Угостим зайчиков морковкой» (изображение-силуэт корзинки пустой).

Отправляемся в огород.

Что выросло в нашем огороде? (морковь) Давайте соберем морковь в корзинку и отправим в лес зайцам.

Как сложить морковки в корзинку? (наклеить)

Для чего нужны клеёночки? (намазывать клей на силуэт не запачкать стол)

Для чего нужны кисточки? (не замараться, намазывая клей на силуэт)

Для чего нужны салфетки? (убрать лишний клей)

Дети наклеивают морковки и дают зайчику корзинку, он благодарит их. (зайца провожает за двери младший воспитатель). На экране появляется изображение корзинки с морковкой.

Продолжается слайд шоу «Осень» со спокойной музыкой.

Как вы думаете, зайчики обрадовались подарку?

А вы довольны своей работой?

Мы хорошие помощники?

Получите от зайчиков спасибо в виде весёлых смайликов.

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» (в сокращении). При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать у детей сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Предварительная работа. На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли), кусты с облетевшей листвой (голые кусты).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила». (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии.)

Педагог читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

…Туча небо кроет,

Сонце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Затем воспитатель выясняет, правда ли, что в стихотворении отражены приметы осени: «Цветы… (высохли). Кусты… (голые). Солнце… (не блестит). Дождик… (моросит)».

Воспитатель повторяет стихотворение, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова.

С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз.

Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки.

Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для детей.)

Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам.

«Осенью, когда „тучи небо кроют", моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику».