Человек будущего – человек нравственный. Есть ли будущее у наших детей? Нравственность и будущее человечества

Человек будущего – человек нравственный

Этика, мораль, нравственность

в контексте ПЕДАГОГИКИ и КУЛЬТУРЫ

Добро, Красота, Истина формула педагогики:

что должен делать человек? – творить Добро,

Через Красоту стремясь к Истине.

В этом – этика и принцип педагогики.

Понятия этики , МОРАЛИ и НРАВСТВЕННОСТИ в разговорной речи употребляются как частично взаимозаменяемые.

Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»).

Этика – (лат ethica, от греч ethike techпе – наука и искусство нравственности) –1. Наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. 2. Нормы поведения, мораль человека.

Мораль от лат. мoralis относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн.ч. mores обычаи, нравы, поведение.

Этика – основа жизни

В последнее время слово «этика» стало часто употребляемым (и даже расхожим), благодаря распространению слов, связанных с управленческой тематикой, – например, стало привычным такое словосочетание, как «корпоративная этика», из-за которого сложилось устойчивое и ошибочное представление о том, что если в организации, учреждении установить свои правила и нормы отношений, то это будет своя, собственная этика. Поэтому слово «этика» требует осмысления; это понятие нуждается в очищении.

Необходимо вспомнить, что ЭТИКА – едина, и нормы отношений, нравственность, – едины для всех. Это правила, законы жизни, единые и обязательные для всех. Они существуют с древних времен у всех народов и связаны с общечеловеческими ценностями, с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием. Говорить правду, выполнять обещания, не присваивать чужое, не наносить вреда ближним и всему окружающему, и т.п. – считалось нормой во все времена; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность , а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость. ..

Относиться с уважением к каждому, помогать друг другу в трудностях, не быть равнодушным к людям, к природе, высшему, ко всему живому – в этом состоит Этика, и три ее составляющие основы – ДОБРО, ДОЛГ, СОВЕСТЬ формируют нормы отношений между людьми. Иначе говоря, творить добро – это долг человека, подсказанный его совестью. В этом состоит сущность этики. Этика – это не показные, внешние (фальшивые) отношения, но сущность жизни. Живая Этика – культурная основа жизни.

КУЛЬТУРА и ЭТИКА с точки зрения современного научного подхода

Этика – основополагающее понятие, означающее жизненные начала, исходящие из самих основ мироздания. С точки зрения современной науки, в контексте целостного взгляда на человека и на весь культурно-исторический процесс, культура играет ведущую роль в космической эволюции человечества. Речь идет о природе Культуры как космическом явлении, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим, Космосом. Понимание Этики, таким образом, существенно расширяется, включая не только межличностное и общественное значения, но выходя за их пределы, обретает космопространственный смысл.

Этический и энергетический процесс преображения человека (усовершенствование его внутренних качеств), в целом неотделим от Культуры, это есть основная составляющая пути его космической эволюции .

Так, необходимо осознавать, что моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной; космический процесс этичен в самом глубоком смысле.

Пришло время, когда обществу надо осознать эволюционную необходимость соблюдения этических принципов бытия на всех уровнях – и на внешнем, поведенческом, и на внутреннем, психологическом, эмоционально-мыслительном (стремиться мыслить честно – императив времени).

Как рассматривает понятие МОРАЛЬ педагогическая наука?

Мораль – основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изучения Этики.

Мораль выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех . Мораль – это сознание обязанности (в широком смысле) человека перед другими людьми.

Мораль отражает потребности человека и общества , основанные на обобщении опыта многих поколений.Она содержитгуманистическую перспективу развития человечества.

Добро (в противоположность злу), долг и совесть – основные категории морали.

Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – её императивный характер, а совесть – интимно-личностную природу.

Мораль с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости является основой духовности и культуры человека.

Отрицание общечеловеческой морали ведет к кризису общества и личности.

В условиях развития современной цивилизации, с увеличением потенциальных опасностей, угрожающих существованию человечества, с возрастанием степени риска человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, ответственное отношение к морали, нравственности, признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим альтернативы .

(Российская педагогическая энциклопедия.– М.: 1993)

В какой форме выражается мораль?

Относительно человеческого индивида мораль является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. Её содержание выражается в форме норм и оценок , которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни – в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, международных отношениях и т. п.).

Мораль определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, КАК до лжно поступать в различных ситуациях.

«Золотое правило» нравственности

Сущность морали , связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «Золотого правила» нравственности:

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Наряду с «Золотым Правилом» нравственности сложились общегуманистические принципы : «не убий», «не лги», «не кради» . Сила и оправдание моральных предписаний, всегда безусловных по форме и крайне суровых по содержанию, состоит в том, что человек должен, прежде всего, обращать их к себе и только через собственный опыт предъявлять другим.

Как действуют моральные принципы?

Моральные принципы поддерживают (или, наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни; мораль относится к основным типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них. Правовые предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями; моральные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (совесть, красота нравственного поступка, сила личного примера и т. д.).

Как осуществляется моральная регуляция?

В морали оцениваются не только практические действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции (действиях по развитию в нужном направлении) особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть , честь, чувство личного достоинства и т. п.

Формами моральной регуляции являются саморегуляция, самооценка и самовоспитание.

Воспитание нравственности

Социальная значимость воспитания нравственности велика и очевидна: общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель. Воспитание нравственности ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманистическую перспективу истории общества.

Воспитание нравственности – это воспитание человека в его целостности, формирование фундаментальных человеческих качеств. Это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей; выработка им способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Вечные нравственные принципы, которые сосредоточены в памяти сердца, обеспечивают духу ИММУНИТЕТ, обеспечивают целостность и стойкость моральных ориентиров личности в обстоятельствах, которые постоянно изменяются.

Нравственное воспитание – самовоспитание и самосовершенствование

В целом процесс воспроизводства нравственности поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю, главным образом, в форме самовоспитания, самосовершенствования.

Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом – регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.

К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства». Нравственное воспитание как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную.

Как человек может влиять на собственное нравственное развитие?

Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведение, суммирующихся в нравственные черты характера.

Каковы поступки, таковы и нравственные качества человека .

Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым; проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность.

Вместе с тем именно через поступки человек оказывает нравственное воздействие на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А.Швейцер ), оно осуществляется через силу собственного примера. Так можно избежать морализаторства и ханжества – источника социальной фальши.

Таким образом, поступок является основой нравственного самовоспитания человека, а также главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Работа над собой – это работа над мыслью

Справедливо сказано: только по делам познается человек . Однако, все наши поступки и дела являются следствиями наших мыслей и побуждений. Мысль есть жизнь, и жизнь движется мыслью. Мысль есть основа творчества. Согласно научным исследованиям, она может быть видима и измеряема . Как сущность духовного плана, мысль не может быть уничтожена, но может быть нейтрализована противопоставлением мысли большего потенциала. Именно поэтому необходимо усвоить значение мысли и осознать ответственность за свое мысленное творчество.

Надо создать лучшую атмосферу во всем нашем обиходе путем очищения мыслей.

Заботясь о чистоте мысли, мы привлечем лучшие возможности во всей нашей жизни и сократим путь нравственного совершенствования.

Чистая мысль – это такая мысль, которая лишена своекорыстного содержания, и нужно отгонять каждую нечистую мысль, заменяя ее мыслью Общего блага, спешить очистить дух широкими созидательными мыслями о лучшем будущем. Бескорыстные мысли – лучшие очистители пространства.

Научиться управлять собой, своими мыслями и воспитать в себе ответственность за них – значит, научиться призывать силы, таящиеся в глубине сознания. Именно так каждый человек может совершенствовать свои силы – признанием их.

Овладение мыслью заключается не только в ее углублении и сосредоточии. Важно научиться освобождаться от тягостных размышлений и несвоевременных, ненужных мыслей. Надо помнить: ничто так не препятствует развитию, как тяжелые, неподвижные мысли. Контроль над мыслью обеспечит ее очищение.

Культура мысли есть венец человеческого существования.

Пусть каждый помнит – устремляясь к нравственному совершенствованию, он помогает не только себе, но действует и на Общее благо.

Учитывая взаимосвязь понятий «мысли» и «чувства», формирующих наряду с волевой сферой сознание человека, чувство ответственности становится необходимым признаком культуры мышления.

Воспитание культуры чувств и культуры мышления составляет этико-эстетическую основу культуры, фундамент формирования как отдельной личности, так и культуры общества в целом.

Этическое неразрывно с эстетическим

Нравственные формы поведения прекрасны по своей природе, а прекрасное, с точки зрения взыскательного эстетического вкуса, не может быть безнравственным. Так взаимосвязаны этические и эстетические основы самосовершенствования. Эта взаимосвязь осуществляется через Сердце. (Подробно об этом изложено в предыдущих материалах, подготовленных ко Дню Культуры: «Путь Культуры лежит через сердце» и «Осознание красоты преобразит жизнь» www.cultura.spb.ru)

Нравственное – в основе духовных ценностей

Общечеловеческие цели и ценности суть культурные, духовные ценности . Критерием таких ценностей выступает их гуманистическое содержание; духовно-культурные ценности вечны – в процессе их потребления не происходит «снашивание».

Они находят свое воплощение в предметах, идеях, нормах, убеждениях; это также теории, цели, идеалы, традиции, волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность. Общечеловеческие ценности как высшие духовные ценности проявляются в формах духовного, нравственного, эстетического развития людей.

Духовность и культура личности

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (Словарь рус. яз).

Духовность – понятие более широкое, чем религиозность или нравственность.

Духовность – основная характеристика Культуры.

Дух, духовность составляют основание здоровой государственности и великой Культуры. Духовность личности – это свобода и воля к совершенствованию; способность видеть последствия своих поступков для людей, для Общего блага. На уровень духовности личности влияют: сознание, мышление, интеллект, а также чувства, воображение, интуиция, совесть, воля, способность к творчеству .

Интеллект, уравновешенный с любовью ко всему прекрасному определяют духовную направленность личности.

Уровень духовности человека определяется уровнем развития его сознания. Самым действенным подходом к духовному совершенствованию является устремленность к культурным и нравственным ценностям и их утверждение в жизни каждого дня. Так человек взаимодействует с чем-то более совершенным и прекрасным.

Необходимым условием гармоничности этого взаимодействия является такая жизнь человека среди людей, ведущим качеством и главным результатом которой выступает самоотверженная, действенная любовь . Человек, возводящий в культ свои личные интересы и встающий на путь эгоизма, не способен к такой любви и не может проникнуться интересами Общего Блага. Он разрушает свою духовную целостность и отходит от закона единства. Тогда духовный мир человека деформируется, раскалывается. Избежать такого состояния души человеку помогает Культура, или устремление к Свету, к Прекрасному.

«Только не надо о духовности, не пугайте нас такими словами! » – говорит ведущий телеканала «Культура» во время обсуждения жизненно важных вопросов. Но именно духовность – вопрос жизни, вопрос её нормы. Какое разумное объяснение можно дать нежеланию это обсуждать? Всеобщая тенденция СМИ – переставлять акценты с самого главного и самого важного на второстепенное – в этом состоит особенность работы современных средств массовой информации.

Поэтому работа педагога по осуществлению нравственного воспитания сегодня значительно усложняется. На него ложится основная нагрузка по духовному воспитанию. (См. «Учитель - понятие духовное »)

Использованная литература:
1. Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. Энергетика наших детей// Дети нового сознания: Материалы междунар.общ.-научн. конференции. 2006 – М.: Международный Центр Рерихов, 2007.– http://lib.roerich-museum.ru/node/967
2. Валицкая А.П. Новая школа России: Культуротворческая модель / Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
3. Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики... //Вопросы философии. – № 3. – 2001. – С. 85-102.
4. Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – № 1. – С. 4-17

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Институт социальных и гуманитарных наук

Кафедра теологии

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе IX заочной

Международной научно-практической конференции

«НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Направления работы конференции

  1. Нравственные основы патриотизма в современной России.
  2. Место христианских добродетелей в системе нравственных ценностей.
  3. Приемы и методы реализации образовательного и воспитательного потенциала святоотеческого наследия и православной агиографии в светских и православных учреждениях образования и воспитания.
  4. Российская семья: прошлое, настоящее, будущее.
  5. Миссионерское и социальное служение Русской Православной Церкви.
  6. Значение православного краеведения и паломнического туризма в формировании нравственных ценностей.
  7. Традиции православной нравственности в отечественной культуре и словесности.
  8. Нравственный кодекс врача в контексте православного вероучения.

Заявки на участие в конференции и статьи, полностью подготовленные к публикации, принимаются до 1 марта 2018 г. Вместе со статей высылается фото автора: размер 9х12. В заявке необходимо указать ФИО, ученую степень, научное звание, место работы, почтовый и электронный адрес, контактные телефоны. Сборник научных работ по материалам конференции издается за счет организаторов.

Статья должна иметь следующую структуру:

1) в правом верхнем углу УДК;

2) название статьи на русском и английском языках (шрифт полужирный, прописные буквы, выравнивание по центру, переносы не допускаются);

4) место работы, город, страну, E-mail для контактов на русском и английском языках (шрифт обычный, выравнивание по центру);

5) аннотацию на русском и английском языках: 3-4 предложения объемом примерно 300 знаков, где изложены цели, методы и результаты работы, подчеркнуты новые и важные аспекты исследования (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

6) ключевые слова: 10 слов, характеризующих статью, на русском и английском языках (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

7) основной текст (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

8) список использованной литературы в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы оформляются в квадратных скобках, например: . Не допускаются подстрочные ссылки на литературу и колонтитулы, использование табуляций и автоматических списков.

26.01.2018

Мораль - это то, что отличает человека разумного от прочих живых существ. Нечто, данное нам свыше и определяющее наше бытие. Казалось бы, незыблемы устои, не подлежащие ревизии и пересмотру. Однако в нашем быстро меняющемся и, к сожалению, не всегда к лучшему, мире далеко не всё так однозначно и определённо.

24 января, в среду, в Большом Кремлёвском дворце состоялось торжественное открытие «Нравственные ценности и будущее человечества».

В своём роде это уникальное событие. Чтения выросли из конференции православных педагогов и впервые были проведены в 1993 г., когда Россия переживала далеко не простые времена. Упадок нравственности и культуры, как и общий упадок всего российского государства, трагические события, связанные с расстрелом Белого дома, – всё это происходило именно в этот год. Общество мучительно искало ответ на вопрос о нравственных ориентирах, на смену которым пришла безнравственность и откровенное пренебрежение как нормами права, так и духовными ценностями. На этом фоне церковно-общественный форум стал уникальным проектом в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. То, что сегодня наше общество преодолело в основном негативный осадок 1990-х, во многом заслуга и тех, кто непосредственно принимал участие все эти годы в этом авторитетном международном мероприятии.

Традиционно форум проходит в первые дни Нового года после празднования одного из наиболее почитаемых в христианстве праздника Рождества Христова. Отсюда происходит и его название. Председатель чтений – Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Главой оргкомитета является председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. На нынешних Рождественских чтениях было представлено более 15 тысяч участников из 16 стран.

На церемонии в Государственном Кремлёвском дворце в качестве почётных гостей присутствовали первый заместитель председателя Совета Федерации Н. В. Фёдоров; первый заместитель председателя Госдумы А. Д. Жуков; первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С. В. Кириенко; министр иностранных дел РФ С. В. Лавров; министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева; министр культуры РФ В. Р. Мединский; министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В. А. Пучков; министр внутренних дел РФ В. А. Колокольцев; полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А. Д. Беглов; президент Российской академии образования, председатель попечительского совета фонда «Русский мир» Л. А. Вербицкая; заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А. С. Горбенко.

Приветствие в адрес Международных Рождественских образовательных чтений Президента России В. В. Путина огласил первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ С. В. Кириенко. В нём, в частности, говорилось: «На протяжении многих лет ваш авторитетный форум является одним из наиболее ожидаемых и по-настоящему важных событий в общественной, культурной, духовной жизни страны, — объединяет вокруг своих благородных идей и целей большое число участников и гостей - неравнодушных, деятельных людей».

На пленарном заседании выступил с докладом Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Есть понятие «изменённого сознания», когда человеку разумному пытаются внушить идеи, противоречащие его сущности, направленные на постепенное его разрушение и самоуничтожение как личности в полном понимании этого слова. Происходит подмена понятий, когда на «белое» говорят «чёрное» и наоборот. Нарушаются базовые принципы морали. Нравственность трактуется как нечто аморфное и даже необязательное.


Делается это вполне сознательно с целью подавить волю индивида, который в итоге теряет способность мыслить самостоятельно и оценивать объективно окружающую его действительность.

Подобные процессы наблюдаются сегодня в «просвещённом» западном мире, считающем себя «образцом демократии», хранителем неких «либеральных ценностей».

«Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а всё остальное – вторично. Всё чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них» , – с тревогой отметил в своём докладе патриарх Кирилл.

Далее предстоятель Русской православной церкви сказал: «Мы видим, как традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов "отец" и "мать" в пользу ублажающего слух однополых партнёров "родитель № 1" и "родитель № 2", а любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет своё осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии, как то было с одним из пасторов в одной из европейских стран».

Ныне подобное отвергается практически солидарно представителями различных религий. Как отметил в своём выступлении патриарх Кирилл, «…вероучения различных религий могут заметно отличаться, но как только мы переходим на уровень аксиоматики, на уровень нравственных ценностей, большинство религиозных традиций демонстрирует совпадение взглядов».

Единство в основных подходах к сохранению нравственных ценностей человечества нашло своё отражение и в подписанной главами Русской православной церкви и Римско-католической церкви совместной Декларации во время их в феврале 2016 г. в Гаване.

Важно отметить, что с аналогичных позиций высказывался и присутствующий на чтениях министр иностранных дел России С. В. Лавров, который, кстати, был встречен продолжительными и бурными аплодисментами присутствующих, граничащих с овацией. Так зал выразил поддержку принципиальной и последовательной политике нашей страны на внешней арене и лично главе российского внешнеполитического ведомства.

Вот дословная цитата из выступления С. В. Лаврова: «Очевидно, что пересмотр базовых норм морали, вседозволенность, доведённая до абсурда толерантность наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью людей, лишают их культурно-цивилизационных корней. Например, в ряде стран – членов Евросоюза вводятся запреты на религиозную атрибутику, родителей лишают права воспитывать детей в духе христианской морали и другие примеры, которые приводились во вступительном слове Его Святейшества. Хотел бы напомнить, что в своё время Евросоюз отказался закрепить в своих уставных документах тезис о том, что европейская цивилизация имеет христианские корни. Думаю, что тот, кто стыдится своих нравственных корней, не может уважать представителей других вероисповеданий, точно также, как не вызывает у них уважения к себе. Это создаёт питательную среду для ксенофобии и нетерпимости, открывает путь к саморазрушению общества. Важно энергично противостоять псевдолиберальным подходам, поощряющим деструктивные модели поведения» .

Очевидно, что отсутствие нравственности означает, по сути, отсутствие будущего. Человечество может возвратиться к своему первобытному состоянию, когда сила заменяла всякую мораль и могла быть оспорена лишь другой силой. Но это путь в никуда, путь к прекращению существования рода человеческого. Причём такой подход неизбежно отразиться и на тех, кто осознанно или в силу собственных заблуждений его проводит. Присутствующий на пленарном заседании Рождественских чтений заместитель мэра Москвы А. С. Горбенко справедливо предложил уточнить их название, заменив союз «и» на «тире»: «Нравственные ценности – будущее человечества» .

«Нравственные ценности и будущее человечества» на уроках географии»

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»

Антон Семенович Макаренко

География - это предмет, где можно привить любовь к Родине, бережному отношению к природе своего края, научить ценить и уважать людей, их труд, культуру и традиции, проявлять толерантное отношение к их национальности и конфессии.

В настоящее время подростки стремятся к материально-обеспеченной жизни, подчас не считаясь с духовно - нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму. Понятие Родина, гражданин своего Отечества отходят также на задний план при достижении цели. Очень часто привожу пример с притчей о том, как отец, у которого было трое сыновей, наказал жить сыновьям дружно, в единстве, чтобы противостоять опасностям. Например, при изучении Северо – Западного экономического района в 9-х классах, мы говорили с ребятами о блокаде Ленинграда, о том, как вся страна поддерживала защитников города и город выстоял. Очередной раз подтвердив, что только в единстве наша сила, только все вместе мы способны защитить свой дом от врагов, поднять страну и построить благополучное будущее для себя и своих детей.

Формирование духовно-нравственной личности на уроках географии.

Ставлю для себя это первоочередной задачей почти на каждом уроке, потому что считаю, что проблемы в нашем обществе существуют только по причине недостаточно высокого уровня духовно – нравственного воспитания.

Задачи, которые должен решить педагог:

1. Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать способности реализовывать их в практической деятельности.

Как правило, многие школьники иногда даже и не подозревают о том, что совершают какие-то неблаговидные поступки. Поэтому, приходится всегда им напоминать о системе духовных ценностей. Что нужно делать и как себя вести в различных ситуациях, например, постоянно напоминаю о «волшебных словах».

2. Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общения.

Я часто обращаю внимание ребят, которые посещают другие страны, что по их поведению иностранцы судят о нашей стране в целом. Являясь «лицом» нашей страны, необходимо вести себя в соответствии всем нормам культуры поведения в обществе.

3. Формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей.

Изучая тему «Границы России», мы говорим о Чудском озере, через которое проходит граница с Эстонией. Я спрашиваю у ребят, с какими историческими событиями связано Чудское озеро. Мы вспоминаем Ледовое побоище 1242 года и слова, которые произнес Александр Невский: «Кто к нам с мечом, тот сам от меча и погибнет». Свожу это к тому, что мы – народ дружественный, гостеприимный, но, если на нас нападут, мы всегда сможем за себя постоять. Тем более, что это актуально в современном мире: расширение границ НАТО, агрессивная политика США и т.д.

Формирование чувств ребенка, их нормального развития имеет большое значение в воспитании у него эмоционально-положительного отношения к окружающим. Именно эмоциональная отзывчивость на радость и горе других людей составляет важнейшее звено духовно-нравственного развития человека. При изучении темы «Национальный состав России» в 9 классе вначале урока я ставлю вопрос «Что такое толерантность». В нашей школе обучаются ребята разных национальностей и вероисповеданий. Перед учащимися ставится вопрос: «А так ли сильно мы друг от друга отличаемся?». Ребята рассказывают друг другу о своих традициях и обычаях, о вероисповедании, о проблемах, которые беспокоят их. Выделяя главные ценности своих народов, например, ценность семьи, уважение к старшим и к родителям, почитание предков, отношение к женщине, выясняется, что они все между собой схожи, в том числе и религиозные заповеди, а это всё сближает народы. И даже проблемы тоже во многом совпадают, например, безработица, нехватка жилья и др.

Тогда задается другой вопрос: «Почему же возникают конфликты на национальной и религиозной почве в мире и, в том числе, в России?». Ребята начинают выдвигать свои версии, например, что кто-то провоцирует конфликты, преследую цель захвата власти, чтобы продать оружие, кто-то пользуется беспорядками для своего обогащения, то есть решаются вопросы только личной выгоды, а не благосостоянии народа. Следующий вопрос для ребят: «Как решить эту проблему?» ставит ребят немного в тупик, т.к. это действительно очень трудно разрешимая проблема даже для взрослых. Потом они начинают предлагать очень жёсткие меры по отношению к людям, которые специально провоцируют конфликты, принять против них соответствующие законы. Затем они говорят, что необходимо пропагандировать в стране среди подростков, молодежи такие принципы, как уважение, терпимость, воспитывать у них принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. А ведь это и означает толерантность. Учащиеся приходят к выводу, что Россия – это многонациональная страна. И ее культура – это совокупность культур всех национальных меньшинств. Если мы отделим все республики, входящие в состав России, то от великого государства ничего не останется. Следовательно, межнациональные конфликты должны быть ликвидированы, а для этого надо проявлять терпимость к людям другой национальности.

Вот мы и ответили на главный вопрос «Что такое толерантность».

Следующий вид работы – это дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Использую её при малейшей возможности, т.к. очень хочется знать мнение ребят по тем или вопросам. В процессе воспитания наиболее сложным моментом становится выработать у подростка определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому

В подростковом возрасте мышление становится абстрактным, более самостоятельным, активным, творческим. Подросток способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с какой - либо задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Тематическая беседа в 9-х классах по теме «С чем связаны проблемы в автомобильной промышленности России» позволяет им высказаться о том, что российские автомобили уступают по качеству, дизайну, техническим характеристикам немецким, японским, американским и другим признанным лидерам в этой отрасли.

Прошу ответить ребят: «Чем отличаются наши автомобили от иностранных?» Ребята быстро находят различия. При определении проблем, связанных с данной отраслью в России, активно выступают мальчики, которые говорят об отсутствии хороших специалистов в этой области, о технической отсталости, о большой конкуренции на мировом рынке автомобилестроения, о трудовой дисциплине на ведущих заводах мира, о нашей бюрократии, которая не дает возможность нашим продвинутым талантам внедрять новые разработки. А когда мы вместе делаем вывод о разрешении этих проблем, ребята понимают, чтобы в нашей стране собирались хорошие автомобили, и мы могли гордиться ими, нужно им, будущим инженерам и специалистам в других отраслях, хорошо учиться, чтобы стать высококвалифицированными специалистами, любить свою Родину и делать все на её благо. Тогда и наступит прогресс и благополучие в этой отрасли и в остальных.

Большую гордость за свою страну ребята испытывают на уроке, посвящённому теме «ВПК». Мы говорим о том, что наша оборонная промышленность самая лучшая в мире, при этом делаем вывод, что развитие этой отрасли связано не с целью нападения на другие государства, а для безопасности нашей страны и мира в целом.

Метод исследовательского проекта в 8 –х классах в курсе «География Иркутской области» по теме «Моя семья», позволяет ребятам узнать много нового о своей семье. Как правило, многие знают только представителей трех последних поколений, не более, но каково их удивление, когда они у своих бабушек и прабабушек узнают о своих далеких предках. Цель этой работы показать, как важна семья в жизни каждого человека, ведь без семьи – нет общества, а без общества нет государства. американский профессор политической и социальной этики. Основатель движения Этической Культуры Феликс Адлер (1851-1933) сказал: « Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого сообщества». Одним из вопросов исследований, анализ информации о количестве детей в семьях. Делаем вывод о том, что у наших предков были большие семьи, взрослые заботились не о собственном благополучии, а о достатке в семье, о своих детях. Дети же в благодарность, заботились о родителях в старости. И это был нормальный ход вещей. Привожу в пример китайский народ. В Китае из-за большой численности населения и старения нации на государственную пенсию могут надеяться только те, кто был на государственной службе и лица, работающие в промышленности. Сельское население пенсию не получает вообще. Т.е большинству стариков после выхода на пенсию можно надеяться только на своих детей, для этого нужно воспитать духовно-нравственную личность, для которой почитание своих родителей – это одна из главных ценностей. Для того, чтобы в России решилась демографическая проблема, необходимо, чтобы у всех в семьях было не менее 3-х детей. Интересуюсь у ребят, а сколько детей в их семьях и сколько бы детей они хотели сами. Очень радуют ответы учащихся, когда говорят о том, что хотели бы иметь двух или трех детей, даже перечислять какого пола. Значит, не все так плохо у нас.

На первом уроке «География России» в 8 классе мы даем характеристику ГП России. Основная цель – дать понятие слову Родина, что такое Россия для каждого из нас? Эпиграфом урока служат слова К.Симонова

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сетью меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Первое задание: написать несколько слов или словосочетаний, которые характеризуют современную Россию. Затем идет обсуждение.. Россия самое большое государство мира и о ее величии уместно сказать словами из стихотворения Ната́льи Льво́вны Заби́ла:

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

Определяя крайние точки страны я рассказываю о великих людях, которые их открыли: восточная материковая - мыс Дежнева (169°40" з.д.) на Чукотском полуострове;

Открыт в 1648 году русским землепроходцем С. И. Дежнёвым, который впервые обогнул этот мыс. В челобитных Дежнева говорится, что он обошел Большой Каменный нос. В XVII- XVIIIвв. упоминали этот мыс под названиями Необходимый нос, Чукотский нос. В 1898 году в ознаменование 250-летия открытия мыса по ходатайству Русского географического общества он был переименован в честь его первооткрывателя.

«Стоя под моросящим дождем на самой восточной точке Азии, я ощутил, что стою на краю земли и что за мною простирается огромный материк, имя которому - Евразия.

При изучении природных различий на территории России в 8-х классах, я несколько уроков посвящаю просмотру научно – популярного фильма «Россия от края и до края», состоящая из следующих циклов: «Арктика», «Кавказ», «Урал», «Сибирь», «Камчатка», «Дальний Восток». Год выпуска фильма: 2011, производство: Россия, США, режиссер: Генри Микс. Цель просмотра: показать всю красоту природы России, ее безграничные просторы, удивительных людей, населяющих нашу страну. После каждого просмотра ребята обмениваются впечатлениями, рассказывают о самом главном, что наиболее запомнилось. Я надеюсь, что, глядя на такую красоту, ребята поймут значение слов «Россия», «Родина» и ещё больше полюбят свою страну.

Какой прогноз мы можем сделать на основании вышеизложенного. Через систему духовно-нравственного воспитания на уроках географии закладывается прочная основа духовности и нравственности у учащихся, готовится почва для становления их личности. Учебная и воспитательная работа на уроке носит деятельностный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины, определить свое место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.

А в заключении, мне хочется пожелать своим коллегам успехов в воспитании современного подрастающего поколения. Мы – учителя являемся носителями духовности и нравственности для наших школьников. Только духовно – нравственная личность способна воспитать такую же личность.

После проведения такой большой работы по духовно – нравственному воспитанию учащихся, можно провести мониторинг. Тестирование уровня сформированности духовно-нравственной основы развития личности учащегося.

Тестирование – самый легкий способ определения уровня развития учащихся.

    Мониторинг результатов духовно-нравственного развития личности и коллектива учащихся (методическая основа: оценивающие тренинги, анкетирование)

Мониторинг помогает провести систематический сбор и обработку информации об уровне духовно – нравственного воспитания подростков, дать оценку нашей работе

Вот и я вам предлагаю вам, уважаемые коллеги, пройти небольшое тестирование.

Спасибо за внимание!

Среди наших понятий... понятие нравственности важнейшее.
И.Кант
Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас.
И.Кант

Вступление

Настоящая статья представляет собой лишь тезисное изложение проблемы теории нравственности и духовности в свете и значение нравственности для Будущего.

Мы, так или иначе, всегда ассоциируем понятие человек с нравственностью. Разве могут найтись люди, которые будут возражать против этого? Не значит ли это, что нравственность является, действительно, наиглавнейшим качеством человека? Отберите нравственность у человека, и мы получим некое орудие Природы, способное, кажется, уничтожить и саму Природу. Значит, нравственность делает человека человеком.

Понятие, точнее, категория нравственности, рано или поздно, возникает на первом месте в любых рассуждениях о человеческой жизни, продолжающейся во времени, то есть в Будущем. Нравственность является самой надёжной гарантией существования человечества.

Автором предлагается аксиоматическая нравственности, в которой априори устанавливаются и определяются такие категории, как главный, или генеральный, критерий Природы, дух, духовность, свобода, воля, истина, вера, исходя из их критериального понимания. Из них становится ясным понятие природной системы как вещи, состоящей из двух независимых частей: из объекта, составленного из материальных частей, соединённых особыми связями, и несущего целостность всей системе её главного критерия (главной оценки). Причём, последний не является принадлежностью этого объекта, а задаётся (или принимается людьми) извне по отношению к нему.

Сегодня зло на Земле достигло такого масштаба, что без жёсткого и сознательного приоритета нравственности над ним оно уже способно полностью уничтожить человеческую цивилизацию.

Такой подход обосновывается, прежде всего, существованием или отсутствием Будущего у человечества и является, по сути, единственным, однозначно связывающим значение нравственности и продолжение человеческого рода во времени.

Начальные определения

Нравственность не определяется никакими законами логики или разума, она сама является Законом Существования Будущего, который может быть выражен в виде Главного Критерия Жизни. Этот Закон рождён Свободой, наполненной любовью-дивергенцией, то есть любовью, исходящей из человека и являющейся аналогом Бога. Закон нравственности, как и существование Бога, выводится из Принципа необходимости для существования человека и человечества.

В то время как агрессия и жестокость – это категория свободного и добровольного выбора причинения зла.

Добро – это творческое начало Сознания Природы как необходимое условие созидания Будущего.

Зло – творческое начало Сознания Природы как необходимое условие разрушения Настоящего и Будущего.

По нашему мнению, существует Закон первичности Добра: Добро всегда первично, а зло вторично. Обратное неистинно по определению, ибо иначе бы ничего уже не существовало. Закон первичности Добра обуславливает метаболизм Природы как сложную реакцию созидания, разрушения и уничтожения отдельных частей Настоящего, лишних для Будущего. Мы видим, что в Природе есть все элементы для строительства Будущего, лишнее же, состоящее из первичных элементов, снова разлагается в элементы.

Конечно, можно сказать, что все вещи в Природе вначале просто рождаются, а потом зло заставляет их стареть и умирать. То есть на отрезке нашей жизни зло, якобы, превалирует. Однако, сам процесс рождения и подготовки к нему – это, без сомнения, имеет отношение к Добру, к созиданию, но никак не ко злу.

Свобода человека – это качество проявления воли человека, обусловленной принятым им для себя главным критерием. Соответственно можно определить и свободу Бога, и свободу самого главного критерия.

Воля критерия как его сила в Природе является самостоятельно проявляемой эманацией независимо от воли человека. Человек может присоединиться или нет к какому-либо критерию по своей воле, то есть добровольно. В этом проявляется свобода выбора человека. Но на этом свобода человека и заканчивается. Далее же его действия полностью лежат в поле действия выбранного критерия.

Человек, другими словами, полностью сливается с выбранным им для себя критерием, становится его орудием, инструментом для его максимизации. Конечно, это очень трудно представить и принять как закон Природы, но … Закон есть закон.

Воля человека во многом, если не во всём, определяется волей принятого человеком для себя главного критерия. Многие люди не понимают этой истины и думают, что их воля, их мысли и поступки принадлежат им, что они полностью обусловлены принятым человеком решением по выбору своего критерия.

То есть мы в своём критериальном подходе выносим критерий в некую категорию живых объектов, в некое как бы монадическое поле, неимеющее жёсткой связи с материальными объектами. В сознании человека его критерий превращается в идеи, смыслы, оценки и меры, то есть в то, что как бы гипнотизирует человека, подчиняя его мысли и его волю воле самого критерия.

Нравственность и удовольствие

Определение нравственности необходимо давать, исходя из главных, вершинных определений критериального сознания и критериальности Природы вообще.

Можно говорить о дихотомии нравственности и удовольствия, как о противоположных для нашей души категориях, воплощённых в её систему распознавания через свободный выбор.

Примем, что нравственность каждого человека является результатом свободы, которую нам представляет Природа, и любви, с которой мы рождаемся. Но не просто любви, а любви-дивергенции. Необходимо всегда говорить о любви как о процессе с чётким направлением относительно её носителя. Любовь нужно понимать двояко как источник и как сток или, точнее, как дивергенцию и конвергенцию – расхождение и схождение самой эманации Любви.

Тогда нравственность связывает свободу лишь с любовью-дивергенцией, ибо любовь-конвергенция несёт человеку чувственное удовольствие, что естественно к нравственности не имеет никакого отношения, кроме антагонистического или дихотомического.

Удовольствие, в том числе и чувственное счастье, – это результат соединения свободы и любви-конвергенции, когда в поле свободы человек проявляет свойство собирать эманацию любви в себе. На этом основано как чувство удовольствия, так и страсть, эгоизм, гедонизм.

Когда мы говорим о соединении свободы и любви, то нужно подчеркнуть, что свобода и любовь ведут между собой своеобразный диалог, причем, происходящий в нашей душе. Результатом этого диалога является своеобразная среда в нашей душе, настрой нашего сознания на которую создаёт некое модальное поле, поле качеств отношений. Именно это поле и задаёт для наших действий и мыслей оценки для выбора продолжений в узловых моментах сознательного и бессознательного анализа. Одна крайность оценок, качеств, этого поля – нравственность, другая – чувственное счастье.

Но человек не живёт чёрно-белой логикой своего поведения. Так называемая цветная логика его сознания часто независимо от его желания выводит его на такие режимы поведения, когда он мечется между нравственностью и удовольствием. Однако, он всё равно, рано или поздно, решает для себя задачу: иметь высший смысл своего существования или отдаться на волю сиюминутного наслаждения. Счастье, полученное тем и другим способом, и оценивается им по-разному. Это либо счастье от причастности к Божественному Началу, либо чувственное счастье материального вида.

О психике и о сознании

Новые знания позволяют по-новому взглянуть не некоторые вопросы естествознания.

Мы не смешиваем психику и сознание, как это делается в традиционных разделах и теориях психологии. Науки же о сознании до сих пор не существует. Уже давно необходимо разделить психику и сознание, а, вместе с этим, – и понять, что психология – это не наука по изучению сознания, это наука по изучению отражения деятельности сознания в человеке. Не зря многие психологи сами говорят о рефлексии психики.

Психика человека – это природный инструмент для подсказки сознанию человека об отклонениях в оценках широкого поля ошибок в поведении человека. С их помощью мы потом через сознание настраиваем своё поведения на некий путь рационального развития или движения.

Если же ошибки нашего поведения минимизировать, то мы приходим к парадоксальному результату – к исчезновению психики. Как будто вероятностные смыслы ошибок плавно перетекли в детерминированные критериально-оценочные смыслы, сознательно принятые человеком для своего руководства.

Мы можем уже говорить о том, что сознание имеет свою вершинную точку в высшей оценке поведения человека. Психика же лишена подобного и представляет собой поле реакций человеческого организма, которое несёт в себе качество вторичности. Сознание как бы освещает всё поведение человека с помощью волшебного прожектора этой высшей оценки, а психика призывает человека на своём языке эмоций, чувств, ощущений к действию, к сопротивлению, к сопереживанию, к агрессии и радости, не предоставляя человеку высшей оценки.

Наш век – век просвещения и уточнения терминов

Исходя из критериального подхода, укажем на особенности тех или иных терминов и определений, так или иначе, употребляемых нами в повседневной жизни и в научных текстах.

Истина – это то, что постоянно максимизируется. Философы упорно позволяют себе говорить об истине истины, не отдавая себе отчёта о тупике своей логики. Ведь если принята истина истины, то, значит, существует и ложь истины. Более алогичного заключения трудно себе представить.

Дух – это качество, модальность, высшего критерия сознания, критерия, который, чаще всего, не может быть выражен конкретно как одна понятная оценка.

Духовность – это качество, модальность, всего оценочного поля человека, которое задаётся духом и пронизывает все отношения человека к другим людям и событиям.

Моральные нормы общества и законы государства (право) вырастают из нравственности и призваны, в первую очередь, максимизировать степень нравственности общества, восходя к самым высшим человеческим отношениям. Любое другое понимание права приводит, как правило, к сознательным взрывам ничем, казалось бы, неоправданной жестокости на уровне общества и государства. Однако, такие человеческие объединения долго не живут, ибо создать целостность на основе агрессии невозможно.

Вот почему на вопрос «Кто в обществе и в государстве больше проводит нравственность, кто больше укрепляет или разрушает её: религия или лидеры государств и обществ?» ответ прост: конечно, больше всего влияют на состояние нравственности, в первую очередь, лидеры государств и обществ.

На религиозных деятелях лежит громадная ответственность за зеркальную демонстрацию идеалов нравственности. Религии напоминают нам о высшем Законе Природы для человека, заключающимся в максимизации нравственности.

Подмена нравственности рассуждениями о логике развития

Доказать необходимость нравственности для человека и человечества, как мы указывали раньше, можно лишь с позиции необходимости её в качестве главного критерия для Будущего всего человечества.

Конечно, можно пытаться обосновать главный критерий человечества в виде агрессии и вывести необходимость снижения численности человечества на земном шаре, исходя из основной операции логики «если, … то». Однако, необходимо учитывать, что эта операция, как и вся логика, исходит из человеческого опыта, полученного путём проб и ошибок в материальном мире. И какое оценочное поле при логическом анализе мы наложим на наш опыт, таков будет и результат анализа.

Можно с помощью описательной (предикативной) логики попытаться рассмотреть с разных сторон проблему численности населения Земли, как делается практически с каждой проблемой при её решении, и придти к необходимости решения её снижением числа живущих на Земле через войны, через рабство, через роботизированное подчинение, через обоснование невозможности прокормить всех.

Но все эти рассуждения будут основываться и уже основываются на избранности и преимуществах одной группы людей над другими группами. То есть на эгоистических интересах, якобы, избранного круга лиц. Это значит, что речь идёт о любви-конвергенции, любви к себе. Ни о каком продолжении во времени человечества при этом речи быть не может.

Логика рассуждений (предикативная логика) уже сейчас меняется на логику критериальную, оценочную, в которой существуют свои законы. В них чётко обозначено значение высших нравственных ценностей для всех сознательных процедур.

Нравственность и зеркало критериев

Необходимо заметить, что на основании законов диалектики и кибернетики, если что-то в человеческом сознании или в человеческом поведения максимизируется, то обязательно нечто обратно в его сознании и поведении будет минимизироваться. В Природе существует закон Зеркала, который не даёт сбоев.

Для нравственности противоположный по отношению к ней критерий – это критерий полной вседозволенности. Такое поведение людей ведёт к хаосу, разложению, уничтожению целостности и человека, и обществ, и цивилизаций.

Для любви противоположный по отношению к ней критерий – ненависть, жестокость. Любовь подразумевает милосердие, а жестокость – убийство врага своего. Увеличивая любовь или нравственность, мы автоматически снижаем степень агрессии. Не об этом ли говорил Иисус Христос в своём Учении?

Цветная логика поведения предполагает использовать для человека то критерий любви, то противоположный критерий. Подобное поведение характерно для людей со слабым оценочным полем, практически неимеющих главного критерия, для людей несамостоятельных в своём выборе.
Если мы максимизируем нравственность в обществе, то естественно будет минимизироваться противоположный по отношению к ней критерий аморальности. Однако, это не всё. Точно так же человек, увеличивая своими усилиями общественную нравственность как ограничение морального вида и максимизируя любовь в обществе, в то же самое время будет уменьшать любовь к себе.
Если человек имеет главный критерий любовь-дивергенцию, направленную из себя к другим людям, то в отношении себя он будет иметь критерий любовь-конвергенцию, при котором, сознательно или нет, минимизирует собственное превосходство, доводя его до полного ничтожества. Подобное характерно для некоторых религий, например для монашества в православии.

О гипнозе, об изменённых состояниях сознания и о языке

Гипнозом можно считать такое состояние сознания, в котором гипнотизёру удаётся изменить главный критерий человека, дающий тому возможность ориентироваться в изначальном оценочном поле его сознания, на критерий гипнотизёра. И тогда оценками его сознания становятся другие оценки.
Люди, у которых нравственный критерий слаб, легко поддаются такой принудительной замене. Иногда население отдельной страны без труда меняет свое критериальное поле, клюя на пропаганду вредительского толка. Подобное произошло на Украине в конце 20 и начале 21 века при искусственном формировании искажённого представления о её главном критерии. Это стало возможно лишь потому, что в общественном сознании украинцев не было чёткой опоры на высоко нравственные основы, на уходящую в глубь веков духовность, присущую в языке. Наблюдался языковый маргинализм, игра на котором и сыграла злую шутку. Искажение языковых норм, произошедшее в результате заимствования многих слов и понятий из других, неродственных, языков, привело к смысловому сбою сознания на самом высоком уровне.

Как и в гипнозе, в изменённых состояниях сознания, прежде всего, нужно отметить замену, сужение или расширение критериального поля сознания.

В связи с важностью проблемы нравственности для людей необходимо ещё раз упомянуть об особенностях взаимосвязи языка и сознания. Любой язык представляет собой то самое уже готовое критериальное поле оценок, о котором шла речь. Язык сам является общественным, коллективным, бессознательным, которое, пройдя временной отбор, во многом формирует личностную основу человека. В языке часто уже заложены моральные требования, задаются нравственные вершины. Но языки имеют и свои особенности.