Урок по физике на тему "Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение" (9 класс)

Урок №7/7 по теме «Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение»

Этап постановки целей и задач урока

Образовательные:

  1. сформировать понятие прямолинейного равноускоренного движения, ускорения; рассмотреть основные характеристики равноускоренного движения;
  2. построить графики скорости равномерного и равнопеременного движения;
  3. продолжить формирование знаний по физическим основам получения переменного тока.

Развивающие:

  1. развивать практические умения учащихся: умение анализировать, обобщать, выделять главную мысль из рассказа учителя и делать выводы;
  2. развивать умение применять полученные знания в новых условиях.

Воспитывающие:

  1. расширить кругозор учащихся о видах механического движения (в частности, о прямолинейном равнопеременном (равноускоренном) движении);
  2. отрабатывать навыки учебного труда по составлению опорного конспекта (схемы) материала.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные : овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о прямолинейном равноускоренном движении тел, регулятивными УУД при решении расчетных задач.

Личностные : сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний об ускорении тела при прямолинейном неравномерном движении, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные : проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению прямолинейного равноускоренного движения; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать расчетные задачи по определению ускорения, времени, начальной и конечной скоростей движения.

Частные предметные : объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; применять формулу для расчета ускорения при решении расчетных задач.

Техническое обеспечение урока - компьютер, мультимедийный проектор

1.Организационный этап

2.Мотивация к учебной деятельности.

2. Контроль знаний

2.1.Индивидуальная работа по карточкам

2.2. Фронтальный опрос по теме «Равномерное прямолинейное движение»

3. Открытие новых знаний

При неравномерном движении мгновенная скорость тела непрерывно изменяется: от точки к точке, от одного момента времени к другому. Как же вычислить мгновенную скорость тела? Скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории называют мгновенной скоростью .

Для вычисления перемещения тела в любой момент времени нужно было знать, как быстро оно изменяется с течением времени. Точно так же для вычисления скорости в любой момент времени нужно знать, как быстро она изменяется, или, говорят, каково изменение скорости в единицу времени.

Для простоты будем рассматривать такое прямолинейное неравномерное движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково. Такое движение называется равноускоренным .

Если в некоторый начальный момент времени скорость тела равна υ 0 , а через некоторый промежуток времени она оказывается равной υ, то за каждую единицу времени скорость изменяется на величину


Эта величина и характеризует быстроту изменения скорости. Ее называют у скорением и обозначают латинской буквой а :

Ускорение - физическая векторная величина, характеризующая быстроту изменения скорости и численно равная отношению изменения скорости тела к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло.

В системе СИ ускорение измеряется в

Определим направление вектора ускорения в некоторый момент времени. Для этого необходимо найти вектор изменения скорости тела. Что бы это сделать, необходимо начало вектора υ 0 параллельным переносом совместим с началом вектора υ. Достроим рисунок до треугольника. В результате получаем вектор разности двух векторов. Он направлен в сторону уменьшаемого вектора, в нашем случае, к вектору конечной скорости.

Рассмотрим связь знаков проекций скорости и ускорения с характером движения тела. Если вектор скорости сонаправлен с вектором ускорения (т.е. вектор скорости направлен в ту же сторону, что и вектор ускорения), то скорость тела увеличивается.


Первичное закрепление материала

И так, сделаем главные выводы:

  • Неравномерное движение - это такое движение, при котором тело, за любые равные промежутки времени совершает разные перемещения.
  • В некоторых случаях, когда имеют дело с неравномерным движением, пользуются понятием средней скорости, которая показывает, чему равно перемещение, которое тело в среднем совершает за единицу времени.
  • В каждой точке траектории движения и в каждый момент времени скорость тела имеет определенное значение.
  • Скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории называют мгновенной скоростью.
  • Направление вектора ускорения совпадает с направлением вектора изменения скорости тела.
  • Рассмотрим связь знаков проекций скорости и ускорения с характером движения тела.
  • Если вектор скорости сонаправлен с вектором ускорения (т.е. вектор скорости направлен в ту же сторону, что и вектор ускорения), то скорость тела увеличивается.
  • Если вектор скорости направлен в сторону, противоположную вектора ускорения, то скорость тела уменьшается.
  • И, наконец, скорость тела постоянна, если вектор ускорения равен нулю или перпендикулярен вектору скорости.

Решение задач

  1. Скорость спуска парашютиста после раскрытия парашюта уменьшилась от 60 до 5 м/с за 1,1 секунды. Найдите ускорение парашютиста.
  2. Разгон пассажирского самолета при взлете длился 25 секунд, к концу разгона самолет имел скорость 216 км/ч. Определите ускорение самолета..
  3. Автомобиль через 10 с приобретает скорость 20 м/с. С каким ускорением двигался автомобиль? Через какое время его скорость станет равной 108 км/ч, если он будет двигаться с тем же ускорением?
  4. Тело движется равноускоренно. Сколько времени оно будет двигаться в том же направлении, что и в начальный момент, если v 0x = 20 м/с, а х = - 4 м/с 2 ?

Рефлексия.

Заполните, пожалуйста, бланк

Тебе нравится физика?

Интересна ли для тебя тема урока?

Что нового ты узнал?

Где могут пригодиться тебе полученные знания?

Ты доволен своей работой на уроке?

Домашнее задание §5 вопросы. Упр.5(2,3),1436


Тема урока: « Прямолинейное равноускоренное движение.

Решение задач».

Цель урока: Систематизировать знания о способах решения задач при равноускоренном движении.

Задачи урока :

    Сформировать умения выделять ускоренное движение и характеризовать его с помощью физических величин – ускорения, скорости.

    Научиться строить график скорости.

    Научиться составлять уравнение скорости по графику скорости.

    Научиться составлять уравнение скорости.

Ход урока.

1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.

Фронтальный опрос.

1)Что называется ускорением равноускоренного движения?

2) Что такое равноускоренное движение?

3)Что характеризует ускорение? По какой формуле вычисляется? (а х =

4) При каком условии модуль вектора скорости движущегося тела увеличивается? Уменьшается?

5) Запишите формулу, по которой можно рассчитать проекцию вектора мгновенной скорости

(V x = V 0 x + a x t)

На сегодняшнем уроке будем рассматривать следующие вопросы:

    Как составить уравнение скорости;

    Как по уравнению скорости определить направление скорости и ускорения;

    Как по уравнению скорости построить график проекции скорости:

    Как по графику проекции скорости составить уравнение скорости.

Задача 1. По данному рисунку составить уравнение проекции скорости:

3м/с 2 1м/с 2

1 тело : V x = 6 - 3 t , т.к вектор скорости сонаправлен с осью Х, то V 0 x =6 м/с, вектор ускорения противоположно направлен с осью Х, то а х = -3м/с 2 .

2 тело : V x = 2 + t , т.к вектор скорости сонаправлен с осью Х, то V 0 x =2 м/с, вектор ускорения тоже сонаправлен с осью Х, то а х = 1м/с 2 .

Задача 2 . (самостоятельно).

По данным уравнениям проекции скорости нарисовать положение тел на координатной прямой.

    V x = -10 + 2 t 2) V x = -6 - 3 t

2м/с 2 3м/с 2

10м/с 6м/с X

Задача 3. По данным уравнениям проекции скорости построить графики проекции скорости.(Из условия первой задачи)

1)V x = 6 - 3 t 2) V x = 2 + t

Графиками данных функций являются прямые, которые строятся по точкам.

Вопросы учащимся:

1.Как движется первое тело? Второе тело?(первое тело - тормозит, второе- ускоряется)

2. Что означает точка пересечения графиков? (скорости тел через 1 сек после начала движения стали равны)

Задача4 . По данному графику проекции скорости написать уравнение проекции скорости. (рис А)

(рис.А)

Ответ: по графику определяем, что V 0х = 3м/с. Чему равно ускорение? а х =

а х = = 2 м/с 2 . Подставляя числа в уравнение, имеем: V x = 3 +2 t .

Закрепление:

      Какое из приведенных ниже уравнений описывает движение, при котором скорость тела увеличивается?

    На рисунке 1 приведен график зависимости скорости движения тела от времени. Какое уравнение соответствует этому графику?

(рис.1)

    Какой из графиков (рис.2) соответствует уравнению скорости V = 2-t?

(рис.2)

    Какой из графиков (рис 3) соответствует равноускоренному движению тела, при котором вектор ускорения направлен противоположно вектору скорости?

(рис.3)

    По графику зависимости скорости от времени (рис. 4) определите ускорение тела в момент времени t= 4с.

(рис. 4)

Итоги.Домашнее задание. §6.Упр.6 (3,4)

Список использованной литературы

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс –М. Дрофа 2005.

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008.

3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы.9 класс. – М. Дрофа. 2008г.

9 класс физика Тема: Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Цели урока:

Образовательная: повторение, углубление и систематизация имеющихся у учащихся сведений о механических явлениях; сформировать новые знания и умения: определение прямолинейного равнопеременного движение, ускорения, единица измерения ускорения, проекции ускорения.

Развивающая: развитие мышления, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей; умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы,

Воспитательная: формирование системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

План урока.

    Организационный момент

    Повторение (решение задач).

    Изучение нового материала.

    Домашнее задание

    Подведение итогов урока.

    Рефлексия

Ход урока.

    Орг. Момент.

    Повторение.

Решение задач упр.2 (1 – 3).

1. В начальный момент времени тело находилось в точке с координатами х 0 = - 2м и у 0 =4м. Тело переместилось в точку с координатами х =2м и у =1м. Найдите проекции вектора перемещения на осях х и у. Начертите вектор перемещения.

2. Из начальной точки с координатами х 0 = - 3м и у 0 =1м тело прошло некоторый путь, так что проекция вектора перемещения на ось х оказалась равной 5,2м, а на ось у – 3м. Найдите координаты конечного положения тела. Начертите вектор перемещения. Чему равен его модуль?

3. Путешественник прошел 5км в южном направлении, а затем еще 12км в восточном. Чему равен модуль совершенного им перемещения?

    Изучение нового материала.

Презентация «Векторы и действия над ними». Повторим наглядно, что собой представляют векторы и какие действия можно совершать над ними.

Вопрос: Какое же движение называется равномерным?

Ответ: Движение, при котором тело, за любые равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния.

Движение с постоянной скоростью.

Вопрос: Что называется скоростью прямолинейного равномерного движения?

Ответ: Постоянная векторная величина равная отношению перемещения к промежутку времени, за которое это изменение произошло.

V = s / t .

Вопрос: Тогда скажите, как вы понимаете: скорость автомобиля 60 км/ч?

Ответ: За каждый час автомобиль проезжает 60 км.

Вопрос: Скорость скалярная или векторная величина?

Ответ: Скалярная. Поэтому характеризуется направлением и модулем (численным значением).

Вопрос: В каких случаях проекция вектора скорости положительна, в каких отрицательна?

Ответ: Положительна, если проекция вектора скорости сонаправлена с осью.

Отрицательно, если проекция скорости и выбранная ось противоположно направлены.

Вопрос: Определите знак проекции вектора скорости

Ответ :1-положител.

2-положител.

3-отрицател.

4- равна 0

Вопрос: Вспомните формулу по которой можно найти положение тела в любой момент времени.

Ответ: x = x 0 + v х t

Основной материал.

До этого нам приходилось иметь дело с равномерным движением. Еще раз давайте повторим.

Равномерным называется движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния. По-другому, движение с постоянной скоростью, не очень часто встречается на практике. Гораздо чаще приходится иметь дело с таким движением, при котором скорость со временем изменяется. Такое движение называется равнопеременным.

С самым простым видом равнопеременного движения является равноускоренное. При котором тело движется вдоль прямой линии, а проекция вектора скорости тела за любые равные промежутки времени меняется одинаково. Допустим, по дороге движется автомобиль и из бака капает бензин через одинаковые промежутки времени оставляет следы.

Время, каждые 2сек.

Мы видим, что через одинаковые промежутки времени скорость меняется одинаково. Так вот такое движение называется равноускоренным.

Учитель: Давайте запишем в тетрадях определение равноускоренного движения.

Движение тела при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называется равноускоренным.

При рассмотрении равноускоренного движения вводится понятие мгновенной скорости.

Мгновенная скорость- скорость в каждой конкретной точке траектории, в соответствующий момент времени.

Рассмотрим движение, при котором в начальный момент времени скорость тела была равно V 0 , а через промежуток времени t она оказалась равной V,

тогда отношение – быстрота изменения скорости.

Т.е. быстрота изменения скорости называется ускорением.

а =

V 0 - начальная скорость, скорость в момент времени t=0

V - скорость, которую тело имело к концу промежутка t.

Ускорение величина векторная.

- [а]=м/с 2

Из формулы можно найти значение скорости в определенный момент.

Сначала запишем значение скорости в векторном виде, а затем и скалярном.

V = V 0 + at

V = V 0 - at

Ускорением тела называется величина, характеризующая быстроту изменения скорости; она равна отношению изменения скорости к промежутку времени за которое это изменение произошло.

Равноускоренное движение это движение с постоянным ускорением.

Т.к. ускорение это векторная величина, значит она имеет направление.

Как определить, куда направлен вектор ускорения?

Допустим, прямолинейно движется тело и с течением времени его скорость увеличивается. Изобразим это на чертеже.

В этом случае вектор ускорения направлен в ту же скорость что и вектор скорости.

Если тело движется, и его скорость с течением времени уменьшается (тормозит) - вектор ускорения направлен противоположно вектору скорости.

Если векторы скорости и ускорения движущегося тела направлены в одну сторону, то модуль вектора скорости увеличивается.

Если в противоположные стороны, то модуль вектора скорости уменьшается.

    Домашнее задание

§4 упр. 3.

    Подведение итогов.

1. Какое движение называют равноускоренным или равнопеременным?

2. Что называют ускорением?

3. Какая формула выражает смысл ускорения?

4. Чем отличается «ускоренное» прямолинейное движение от «замедленного»?

Таким образом, прямолинейное движение рассматривается двух видов: равномерное и равнопеременное (с ускорением). Равномерное с постоянной скоростью, равнопеременное с постоянным ускорением. Ускорение характеризует быстроту изменения скорости.

    Рефлексия.

Урок полезен…

Мне было…

Я узнал…


Графическое представление равномерного прямолинейного движения Упр 4 (2) V ; км/ч (Время) t, с




Ускорение [а] = м/с 2 а = V /t м/с: с = м/с 2 - быстрота изменения скорости. (на сколько изменяется скорость тела за секунду) (величина, равная отношению изменения скорости тела к промежутку времени, за который это изменение произошло) V 0 - начальная скорость V - конечная скорость V - изменение скорости t - время










1 вопрос. Выберите верное(-ые) утверждение(-я): А. Равноускоренное движение является неравномерным движением. Б. равноускоренное движение является равномерным. 1) только А; 2) только Б; 3) и А и Б; 4) ни А ни Б. Какая из формул соответствует определению ускорения? 1) а =υ 2 /2s; 2) а =(υ-υ 0)/t; 3) а =υ/t ; 4) а =(υ 0 -υ)/t


2 вопрос. В каких единицах измеряется ускорение? 1)км/ч; 2)м/с 2 ; 3) км/ч 2 ; 4) м 2 /с; Какое(-ие) утверждение(-я) верно(-ы)? А. если направление ускорения совпадает с направлением скорости, то модуль скорости увеличивается. Б. Если направление ускорения противоположно направлению скорости, то модуль скорости уменьшается. 1)Только А; 2) только Б; 3) и А и Б; 4) ни А ни Б.


3 вопрос. Какое(-ие) утверждение(-я) верно(-ы)? А. Если направление ускорения противоположно направлению скорости, то модуль скорости уменьшается. Б. если направление ускорения совпадает с направлением скорости, то модуль скорости увеличивается. 1) и А и Б; 2) ни А ни Б. 3)Только А; 4) только Б; Какая физическая величина является векторной? 1)ускорение; 2) проекция перемещения; 3)время; 4)путь.


4 вопрос. Мотоциклист начинает движение из состояния покоя. Через 30 с он достигает скорости 15 м/с. С каким ускорение происходит движение? 1)2 м/с 2 ; 2) 30 м/с 2 ; 3) 15 м/с 2 ; 4) 0,5 м/с 2. Санки равноускоренно съехали со снежной горки. Их скорость в конце спуска 12 м/с. Время спуска 6 с. С каким ускорением происходило движение, если спуск начался из состояния покоя. 1) 2 м/с 2 ; 2) 6 м/с 2 ; 3) 12 м/с 2 ; 4) 0,5 м/с 2.


5 вопрос. Санки съехали с горы и въехали на другую. Во время подъёма на гору скорость санок, двигавшихся прямолинейно и равноускоренно, за 4 с изменилась с 12 до 2 м/с. При этом ускорение равно: 1)-2,5 м/с 2 ; 2) 2,5 м/с 2 ; 3) -3 м/с 2 ; 4) 3 м/с 2. При прямолинейном равноускоренном движении в течение 2 с скорость шарика уменьшилась с 8 до 3 м/с. С каким ускорением двигался шарик? 1) - 0,4 м/с 2 ; 2) 4 м/с 2 ; 3) -2,5 м/с 2 ; 4) 2,5 м/с 2.


6 вопрос. Велосипедист съезжает с горки двигаясь равноускоренно и прямолинейно. За время спуска скорость его увеличилась на 10 м/с. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с 2. Сколько времени длился спуск? Ускорение тела при прямолинейном равноускоренном движении равно 2 м/с 2. За какое время его скорость увеличится на 10 м/с 2 ?


7 вопрос. Лыжник начинает спускаться с горы, имея скорость 4 м/с. Время спуска 30 с. Ускорение постоянно и равно 0,5 м/с 2. Какой будет скорость в конце спуска? Автомобиль начал тормозить имея скорость 20 м/с. Какой станет скорость автомобиля через 4 с, если он двигается с постоянным ускорением -2 м/с 2 ?