Карбюратор к 151 устройство ремонт регулировка. Регулировка карбюраторов К151 и К126

Когда бывалые автомобилисты бросают невзначай фразу «вот раньше техника было исключительно надёжной», они в определённом смысле правы. Действительно, стоит ли сравнивать по уровню сложности современный автомобиль и его аналог 50-60-летней давности? А если изделие простое, то по определению и более надёжное. Владельцы машин последних поколений наверняка с этим согласятся: если крупные поломки на начальной стадии эксплуатации встречаются очень редко, то с мелкими неисправностями нужно только успевать справляться.

В этом аспекте продукцию Ленинградского карбюраторного завода можно считать легендарной, а её флагманом по праву признаётся карбюратор К-151, более известный под псевдонимом Пекар. О его надёжности ходят легенды, неслучайно именно он используется на автомобилях с силовыми агрегатами ЗМЗ и УЗАМ, в частности, на знаменитом отечественном внедорожнике УАЗ. Но, как известно, наибольший КПД этот аппарат демонстрирует при правильных настройках. Сегодня мы расскажем, как этого добиться.

Функции и устройство карбюратора

В современных двигателях за приготовление ТВС отвечает электронная система, работающая в паре . Предшественником этой схемы является карбюратор, который в состоянии готовить качественную горючую смесь без какого-либо участия электронных мозгов. А поскольку пропорции смеси меняются в зависимости от режима работы мотора, карбюратор должен уметь готовить оптимальный состав при любых нагрузках, от холостых до максимальных оборотов вращения коленвала. И, нужно сказать, он хорошо справляется с этой задачей. Даже сегодня К-151 можно встретить на таких отечественных автомобилях, как «Газель» со всеми её модификациями, ИЖ, «Волга», и, конечно же, УАЗ.

Хотя в ассортименте торговой марки Пекар имеется немало моделей, «сто пятьдесят первой» отведено почётное место, причём существует немало модификаций этого карбюратора, отличающихся в названии буквой после численного обозначения модели. В частности, автомобили ГАЗ-3302 (или просто «Газель»), а также ГАЗ-3102 («Волга») комплектуются карбюратором модификации К-151С. Различия между модификациями состоят в жиклёрах разного диаметра, рассчитанные для подготовки ТВС для конкретных силовых агрегатов.

Состав карбюратора Пекар-151:

  • корпус с поплавковой камерой;
  • вторичный верхний корпус, в котором устанавливаются дроссельные заслонки, управление которыми осуществляется приводным тросиком, соединённым с педалью акселератора;
  • крышка ПК, служащая площадкой для установки запорного механизма, предотвращающего переполнение камеры горючим. Здесь же расположена воздушная заслонка, используемая при пуске и прогреве холодного мотора;
  • дозирующая система, которая ответственна за формирование топливовоздушной смеси и включает каналы определенного диаметра, два воздушных и такое же количество топливных жиклёров;
  • подсистема холостого хода, используемая при работе силового агрегата в режиме холостых оборотов. Включает обводной канал, по одному топливному и воздушному жиклёру, винты регулировки количества/качества горючей смеси, клапан экономайзера мембранного типа;
  • насос-ускоритель, отвечающий за равномерную динамику двигателя, без провалов при резком увеличении оборотов. Включает дополнительные каналы, проходящие в корпусе с поплавковой камерой, мембранное устройство, шариковый клапан и распылитель бензина;
  • эконостат – деталь, которая обогащает смесь при работе мотора на . Включает систему дополнительных каналов, предназначенных для подачи во впускной коллектор внеплановой порции горючего при полностью открытых дроссельных заслонках;
  • переходная система, которая задействуется на начальной стадии открытия ДЗ, расположенной во вторичной камере и служит для плавного роста оборотов. Включает в себя пару жиклёров обеих типов.

Таким образом, К-151 относится к категории двухкамерных карбюраторов, в котором ДЗ открываются последовательно. Во входной штуцер интегрирован сетчатый фильтр. Предусмотрен в нём и топливопровод, предназначенный для слива излишков бензина обратно в бак и для защиты от избыточного давления в камере. Как видим, простым это устройство назвать нельзя, поэтому для выполнения его настроек требуется немалый опыт.

Подключение шлангов

Сложное устройство К-151 проявляется и при его подключении к двигателю. Здесь предусмотрено использование целого ряда шлангов, при этом используется только два различных типоразмера, так что перепутать их вполне возможно, при этом мотор на определённых режимах будет работать со сбоями. Порядок подключения шлангов к карбюратору:

  • подача топлива через топливный патрубок осуществляется к штуцеру, расположенному под поплавковой камерой со стороны мотора;
  • шланг обратки одевается на нижний штуцер – он смотрит в сторону, обратную от силового агрегата и расположен ниже входного;
  • два шланга малого сечения подключаются к электромагнитному клапану, другой конец одного из них – к клапану экономайзера;
  • второй конец тонкого шланга одевается на штуцер, расположенный в нижней части К-151 на обратной стороне корпуса ДЗ (там их два рядом стоящих, используем нижний);
  • на верхний штуцер из этой пары натягиваем шланг, идущий на вакуумный опережатель зажигания (он расположен на трамблёре);
  • штуцер большого диаметра на корпусе ДЗ служит для подключения патрубка принудительной вентиляции картера, устройства, располагаемого обычно на клапанной крышке;
  • штуцер малого диаметра, расположенный в средней части К-151, служит для подключения термовакуумного выключателя, однако этот патрубок используется только при наличии на двигателе системы рециркуляции отработавших газов. Если на конкретной модификации мотора такая система не предусмотрена, на этот штуцер просто устанавливают заглушку. Правда, такая предосторожность излишня – подсоса воздуха через этот штуцер нет.

При отсутствии опыта эти подключения следует осуществлять, сверяясь с инструкцией к устройству.


Регулировка ХХ на Пекар

На питерском карбюраторе К-151 имеет основополагающее значение. Это особый режим работы двигателя, который требует устойчивой работы. Именно это и достигается правильной настройкой ХХ, что также способствует минимизации количества углекислоты в выхлопе автомобиля, что важно с точки зрения современных экологичных требований.

Со временем в результате засорения сетки фильтра количество сжигаемого в режиме ХХ горючего увеличивается сверх нормы, и в этом случае исправить ситуацию можно соответствующей регулировкой.

Такая операция не относится к числу особо сложных:

  • для начала необходимо прогреть СА до рабочей температуры;
  • затем необходимо отыскать винт качества ТВС, расположенный на хвостовике вращения, и снять с него ограничитель. Отметим, что функция ограничения вращения присутствует не на всех модификациях Пекар. Если на вашем автомобиле её нет – просто приступайте к следующему шагу;
  • производим регулировку винта качества, для чего ищем положение винта, при котором силовой агрегат будет выдавать максимальное количество оборотов при работе на ХХ. Определять этот момент следует на слух (более точные способы требуют использования специального оборудования);
  • теперь переходим к расположенному рядом винту количества, с помощью регулировки которого следует увеличить скорость вращения коленвала на 100-120 об/мин. После этого нужно полностью закрутить винт качества, что приведёт к падению оборотов на ту же величину (в пределах 100-120 об/мин).

Если при обратном закручивании винта качества не произошёл сброс оборотов в результате небольшого обеднения смеси., то это свидетельствует о наличии неисправностей карбюратора.

Регулировка ПУ карбюратора К-151

Пусковое устройство – это узел, который является источником сигнала, информирующего о пуске силового агрегата. Если элементы пусковой системы неисправны, или работают неправильно – завести автомобиль вы не сможете. Но и при исправном пусковом механизме возможны проблемы, затрудняющие пуск. Для их и исправления и проводится настройка карбюратора К-151, причём такая работа может быть проведена как на демонтированном, так и на рабочем и установленном на двигателе устройстве.

Регулировка на демонтированном Пекаре осуществляется в следующем порядке:

  • немного приоткрываем ДЗ и ищем рычаг управления ПУ;
  • проворачиваем его в крайнее положение и фиксируем чем-нибудь подходящим (верёвкой, проволокой);
  • отпускаем ДЗ в исходное положение. При этом величина зазора между стенкой камеры и кромкой заслонки должна лежать в пределах 1.5±0.3 мм;
  • откручиваем контргайку, блокирующую вращение винта-упора, находящегося на рычаге ДЗ;
  • сам винт проворачиваем поэтапно, каждый раз на полоборота. При этом мы должны добиться того, чтобы при закручивании контргайки винт оказался расположенным перпендикулярно кулачку, в противном случае ПУ работать не будет;
  • проверяем долину тяги, с помощью которой кулачок ПУ соединён с рычагами воздушной заслонки. При повёрнутом в крайнее положение рычаге ПУ и полностью закрытой ВЗ необходимо добиться величины зазора между рычагами в пределах 0.2-0.8 миллиметров. Если это не так, регулировка осуществляется отпусканием или затягиванием головки тяги, что позволяет укоротить или удлинить саму тягу.

Отрегулировать ПУ карбюратора К-151 можно и не снимая его, при этом на качестве настройки это не скажется.

Алгоритм настройки:

  • демонтируем воздухофильтр автомобиля (разумеется, без снятия короба);
  • запускаем мотор на ХХ;
  • посредством нажатия на педаль акселератора открываем ДЗ и вытаскиваем манетку – механизм, ответственный за управление работой воздушной заслонки;
  • посредством отвёртки с плоским наконечником приоткрываем ВЗ, при этом необходимо определить частоту вращения вала силового агрегата (ориентир – 2600±100 оборотов/минуту). Если скорость намного выше, проделываем схожую операцию с той, которая производилась на снятом карбюраторе: откручиваем контргайку блокировки вращения регулировочного винта рычага, приводящего в движение ДЗ;
  • после откручивания контргайки заворачиваем коленвал, если он вращается медленнее, чем нужно, вы вворачиваем КВ;
  • затягиваем контргайку.

После выполнения настройки пускового механизма необходимо произвести обкатку карбюратора.

Важно! Перед проведением регулировочных работ следует определить и записать расход горючего при работе на разных режимах, чтобы иметь возможность сравнивать с показателями, достигнутыми после регулировки.

Настройка уровня горючего в поплавковой камере

Неправильно выставленный уровень бензина в ПК – это разбалансировка работы двигателя. Если он завышен, то смесь получится обогащённой, и одним из самых ощутимых последствий такого положения дел будет . При уровне меньше нормы ТВС будет обеднённой, что для двигателя ещё хуже, поскольку может привести к серьёзным поломкам, требующим дорогостоящего ремонта.

Таким образом, уровень горючего в поплавковой – критический показатель для любого карбюратора, независимо от марки и модели.

Для точной регулировки поплавка в камере К-151 нам потребуется линейка и сверло диаметром до 2 мм.


Алгоритм регулировки:

  • устанавливаем машину на ровную горизонтальную площадку (это важно, поскольку мы будем работать с жидкостью);
  • демонтируем корпус воздухофильтра, расположенный на силовом агрегате;
  • запускаем мотор, даём ему поработать на ХХ примерно 5-7 минут;
  • откручиваем и снимаем верхнюю крышку карбюратора;
  • измеряем поплавковой камере в миллиметрах уровень топлива. Эту операцию следует проводить оперативно, поскольку бензин характеризуется высоким показателем испаряемости, особенно в жару, чему будет способствовать и нагрев двигателя. Промедлив, мы рискуем получить искажённые результаты;
  • для К-151 замеры должны дать порядка 215 миллиметров – это показатель, считающийся нормальным для эффективной работы мотора;
  • если уровень не соответствует нормативному – выполняем регулировку, заключающуюся в изменении положения поплавка;
  • для этого нам нужно использовать что-либо, позволяющее замерять положение поплавка во время проведения регулировочных работ – пригодится предложенное в самом начале сверло, или же кусок проволоки, или любой аналогичный цилиндрический предмет. Главное, чтобы его диаметр не превышал двух миллиметров;
  • переворачиваем крышку К-151 и кладём её на ровную горизонтальную поверхность – только в таком положении замеры будут точными;
  • измеряем линейкой расстояние от крышки карбюратора (за точку отсчёта выбираем картонную прокладку) до нижней кромки поплавка. Это расстояние должно быть не больше двух мм;
  • если это не так, следует подогнуть язычок рычага поплавка таким образом, чтобы добиться нормативного зазора.

Ту же операцию можно выполнить с использованием штангенциркуля, но в этом случае нужно измерять расстояние от картонной прокладки до верхней кромки поплавка. Правильный результат – 30 миллиметров. При несовпадении опять же подгибаем язычок рычага, добиваясь необходимой величины.


Отметим, что при осуществлении всех вышеописанных настроек имеется вероятность ошибок, особенно если этим занимается неопытный автовладелец. Поэтому после выполнения регулировки нужно обязательно проверить её правильность. Делается это так:

  • крышку К-151 перемещаем в вертикальное положение;
  • осуществляем наблюдение за язычком, который мы подгибали (или не трогали, если уровень был в норме);
  • если всё сделано без ошибок, язычок должен слегка давить и топить демпфирующий шарик, находящийся на ИК. При этом язычок рычага должен располагаться на уровне, проходящем строго параллельно игольчатому клапану;
  • смотрим и на ось штамповки поплавка, которая должна располагаться на уровне, совпадающем с .

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается – процедуру регулировки уровня горючего в ПК придётся выполнять повторно. Многие водители ограничиваются двумя итерациями, даже если ситуация требует иного. Мы рекомендуем всё-таки завершить настройку должным образом, невзирая на потраченное время – полученный опыт нам ещё обязательно пригодится!

Это устройство дозирования топлива имеет механический привод. В целом оно неприхотливое, редко портится раньше своего эксплуатационного срока. Выпускаемый отечественным заводом Pekar (ранее ЛенКарЗ), карбюратор К151, имеет много разновидностей. Отличие, как правило, в размерах жиклёров.

Устройство и принцип работы

В принципе, устройство карбюратора К151 мало чем отличается от «Озона». Двухкамерный карбюратор состоит из трёх основных частей: крышки или верхней зоны, корпуса или средней зоны и дроссельной части, низа. Каждая из них имеет уникальные детали, системы и узлы:

  • заслонку воздушную, клапан вентиляции, пружину пуска, скобу (предназначена только для модели К-151Н), прокладку крышки и узел пневмокорректора;
  • впускной клапан или шарик, поплавок, топливный фильтр, штуцерный узел, распылитель, диффузор и систему ускорительного насоса;
  • штуцер вентиляции отработанных газов, заслонки дросселей, эмульсионные трубки, текстолитовую прокладку и узел ЭПХХ.

Полезно будет также рассмотреть некоторые особенности данного карбюратора:

  • воздушный дроссель открывается с помощью ступенчатого рычага;
  • штатный винт качества смеси периодически выкручивается, поэтому рекомендуется на него ставить плотную резину или промазать головку силиконовым клеем;
  • шарик всасывающего клапана системы ускорения в магазинах редкий товар, поэтому не рекомендуется его терять - находится под ограничительным винтом;
  • узел нейтрального хода может обмерзать во время работы, особенно зимой.

Технические характеристики карбюратора К151

Подробнее смотрите в таблице.

Существующие модификации

Как и говорилось выше, карбюратор К-151 имеет множество разновидностей. Самым маленьким топливным жиклёром оснащается карбюратор К151С. В остальном разницы между моделями практически нет, не считая наличия или отсутствия специального выхода для газов. Например, модель К151Д не оснащёна таким штуцером.

Разница также касается типа дросселей. Это может быть троссовый или тяговый вариант исполнения механизма. Некоторые модификации К-151 оснащаются двумя вариантами системы подсоса. Различают устройства с пластиково-гладким и металлическо-ступенчатым сектором.

Подробнее о разнице между модификациями смотрите в таблице.

Стоимость

Цена на карбюраторы К-151 варьируется в пределах 7-8 тыс. рублей за оригинальные изделия. Аналоги можно купить в пределах 3-4 тыс. рублей.

Стоит также отметить, что в ремкомплекте для карбюраторов Пекар всех модификаций часто идёт игла поплавковой камеры с круглым окончанием. Но она - не лучший вариант. Рекомендуется взять деталь марки Уникар, с резиновым коническим окончанием. Также надо будет заменить одновременно седло.

Схема подключения шлангов

Для корректной работы карбюраторы К 151 должны быть грамотно отрегулированы по схеме подключения шлангов. От этого зависит производительность работы двигателя, появляется возможность повышения его мощности и увеличения КПД. Различают две схемы подключения, рассчитанные на двигатели ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406. Сами моторы конструктивно схожи, но отличия затрагивают некоторые штуцеры и калибровочные отверстия.

402 двигатель

Схема здесь должна выглядеть так:

  • на нижний штуцер надевается шланг, который второй стороной подсоединяется к электромагнитному клапану холостого хода или пневмоклапану;
  • на верхний штуцер карбюратора надевается шланг с трамблёра;
  • обратный шланг, расположенный возле штуцера для шланга подачи топлива - на картерные газы или на штуцер под номером 8.

2- нижний штуцер; 3- верхний штуцер карбюратора; 4- штуцер для патрубка вентиляции картера; 5 – штуцер топливный; 6 – обратка; 7- для экономайзера; 8 – для соединения с клапаном рециркуляции отработанных газов

406 двигатель

Почти такая же схема, но разница, во-первых, касается патрубка вентиляции картера — его глушат. Во-вторых, на нижний штуцер надевается шланг, который второй стороной подсоединяется к электромагнитному клапану холостого хода уже через катушку.

Также возможна следующая схема подключения:

  • штуцер под номером 8 перекрывается;
  • 7 соединяется со шлангом 2;
  • 4 перекрывается саморезом;
  • 3 соединяется с клапаном ЭПХХ.

Основные неисправности карбюратора К151

В процессе эксплуатации данных устройств дозирования возможны неполадки, которые выявляются по признакам нарушения работы двигателя.

Не держит холостые обороты

Данная неисправность возникает часто из-за обеднения топливной смеси. Виною этому становится сбой настроек нейтрального хода карбюратора или банальное засорение каналов. Ещё один из вариантов, что криво установлен поплавок в камере.

Карбюраторы, оснащённые электроклапаном, регулируются так:

  • ослабить слегка винт регулировки ХХ;
  • проверить обороты;
  • если они изменились, затягивать винт до тех пор, пока обороты не нормализуются.

В некоторых случаях этот болт даже выпадает из своего места. Купить его можно в ремкомплекте или по отдельности. Перед установкой отверстие рекомендуется смазать герметиком или просто обмотать кончик винта бумагой.

Заливает (переливает)

Не редкость и перелив , возникающий из-за переобогащения бензиновой смеси. Определить данную неисправность легко, достаточно обратить внимание на сильный запах горючего и подтёки топлива из распылителей. Также из выхлопной трубы может валить чёрный дым.

Как правило, перелив не даёт мотору возможности нормально запускаться. Особенно актуально это на прогретых двигателях, которые даже после успешной попытки завода работают нестабильно. При задействовании акселератора начинаются провалы и рывки.

Для исправления ситуации достаточно настроить поплавковую камеру. Здесь есть несколько вариантов, как поступить:

  1. Повреждение игольчатого клапана. Надо проверить работоспособность иглы - на неё подаётся разрежение и тестируется открывание/запирание. Подробнее про ремонт клапана читайте ниже;
  2. Зависание клапана. В этом случае надо постучать молотком несильно по крышке карбюратора. Это повлияет на клапан. Не исключено, что рассох уплотнитель или элемент завёрнут недостаточно плотно;
  3. Залипание клапана. Происходит такое из-за попадания в топливо масла. Примеси могут оседать в топливном резервуаре, а оттуда в виде липкого раствора проникать в устройство дозирования. Решается неисправность заменой всего ремкомплекта, можно вместе с жиклёрами. Менее затратный вариант - обработать иглу специальной пастой;
  4. Разрушение поплавка. Испорченный элемент начнёт просто тонуть в бензине, таща за собою клапан. По этой причине жидкость будет постоянно закачиваться внутрь камеры, что и станет причиной перелива. Дырявый поплавок можно определить по звуку жидкости в нём - достаточно снять его и потрясти над ухом. В крайнем случае, деталь разрешено запаять;
  5. Заедание поплавка, касание стенок корпуса. Это уже говорит о неправильной настройке положения. Также рекомендуется проверить ход поплавка при вертикальном поставленной верхней части карбюратора - естественно, перед тестом верх нужно демонтировать.

Замерзание системы

Осенью, а особенно зимой К-151 может замерзать. Такое случается при передвижении по дорогам на высокой скорости. Причина - заслонка воздуха остаётся постоянно открытой. Данная ситуация грозит большой проблемой. Лёд закроет воздушные отверстия дозирующего устройства. Смесь начнёт переобогащаться, а свечи зажигания - обрастать нагаром.

Что делать? Во время езды по трассе определить на слух, что характер работы ДВС изменился, остановиться. Снять верх воздушного фильтра, внимательно осмотреть диффузоры. При наличии в этом месте твёрдых капель, немного подождать - лёд растает, можно продолжать путь.

Другие причины замерзания карбюратора:

  • испорчен электроклапан ХХ;
  • засорена или повреждена сеточка-фильтр;
  • воздушная заслонка закрывается не до конца;
  • подсасывает воздух через соединения устройства.

Ремонт составных элементов

Конечно же, карбюратор К-151 далеко не идеален. Для более эффективной производительности его отдельные части нуждаются в рихтовке и шлифовке. Речь о привалочных плоскостях:

  • верхней крышки, а именно в зоне поплавковой камеры ;
  • средней части, где поверхность часто выгнута из-за перетягивания устройства к коллектору.

Что касается нижней зоны дросселей, то она имеет нормальные формы.

Ремонт насоса-ускорителя

Насос ускорительной системы попадает в зону внимания ремонтника часто после того, как падает динамика автомобиля. Появляются провалы, увеличивается расход - на начальных стадиях, время от времени.

Если проверка насоса даст такие результаты, надо приступать к его ремонту:

  • производительность ниже 8-9 куб. см;
  • наличие люфта ножки насоса, что объясняет запаздывание подачи горючего;
  • кривое направление струи из носика распылителя - бьёт не в камеру, а в диффузор.

Ремонт карбюратора К151 своими руками в данном случае означает грамотную настройку. Естественно, крышка устройства должна быть снята. Ниже приведены полезные рекомендации:

  1. Протестировать производительность насоса можно только на снятом карбюраторе. Его следует заполнить бензином, затем установить над воронкой с мензуркой (отрезанное днище от пластиковой бутыли тоже подойдёт, если знать, сколько там вмещается). Далее открыть дросселя, удержать их секунд пять в открытом положении. Потом закрыть на 1-2 секунды и вновь открыть. Повторить эти операции десять раз подряд. Сверить объём собранного в мензурке горючего;
  2. Струю легко направить в нужное место, проточив стенку и повернув носик распылителя на пару миллиметров. Смесь должна бить прямо в камеру, а не капать туда или вовсе не попадать. При полном отсутствии струи из распылителя, нужно удостовериться в исправности нагнетательного клапана и чистоте отверстия. Вообще, лучше будет диафрагменный механизм разобрать, промыть его полость и продуть все каналы струёй сжатого воздуха. Отверстие распылителя можно эффективно прочистить куском 0,3-миллиметровой проволоки;
  3. На моделях К-151Д/С предусмотрен двойной топливный распылитель ускорительного насоса. Однако он в этих карбюраторах не нужен, так как вторая камера закрыта. Если данный распылитель будет установлен по какой-либо причине (ошибке), то он начнёт заливать топливо и во вторую камеру. При открытии заслонки бензин потечёт в коллектор. Это вызовет провалы в работе двигателя. Поэтому рекомендуется заменить данный элемент на одинарный. Или модернизировать карбюратор, включая в работу и вторую камеру;
  4. Заслонка воздуха при открытии должна стоять строго в вертикальном положении - 90 градусов! Малейший её завал приведёт к повышению расхода топлива;
  5. Ножка регулируется путём лёгкого подгиба. Она не должна иметь даже малейшего свободного хода. Правильно отрегулированный ускоритель начнёт реагировать мгновенно.

Замена игольчатого клапана в поплавковой камере

Как и было сказано выше, потребление большого количества топлива может начаться из-за неисправного игольчатого клапана. Чтобы его заменить, надо провести следующие действия:

  • демонтировать верх карбюратора;
  • вытащить поплавковую ось;
  • снять поплавок с иголкой;
  • отвернуть седло клапана;
  • установить новые детали;
  • собрать всё обратно.

Полная замена карбюратора

В некоторых случаях ремонт устройства нецелесообразен. Тогда приходится карбюратор полностью заменять.

Алгоритм проведения снятия и установки:

  • демонтировать воздушный фильтр;
  • отсоединить шланги - топливный, обратный и другие;
  • вынуть тягу привода воздушной заслонки;
  • отвернуть 4 крепёжных болта устройства;
  • снять кронштейн вместе с тягой привода дросселей;
  • поднять карбюратор с изолирующими прокладками;
  • установить новый.

Если К-151 хочется заменить другой моделью карбюратора, например - ДААЗ (такое часто делают на УАЗ с двигателями 2,5 литра), спектр работ расширяется. Одна из причин модернизации - переделка тяги на тросовый привод, чтобы вторая камера нормально открывалась.

Что для этого понадобится:

  • новое устройство дозирования модели ДААЗ или схожей;
  • прокладки - текстолитовая и паронитовые;
  • переходник воздушного фильтра;
  • болты, шпильки, шайбы.

Работы надо проводить после снятия старого карбюратора:

  • вкрутить новые шпильки, если старые коротки;
  • примерить самую большую прокладку - при несоответствии отверстий, рассверлить новые дырки на 10 мм;
  • поставить также тонкую прокладку, желательно обточенную так, чтобы она не мешала ходу заслонок карбюратора;
  • установить переходник на воздушный фильтр - болтом на М6 прикрутить к карбюратору;
  • поставить новое устройство.

Кто не желает подключать ЭПХХ, может установить заглушку вместо клапана.

Инструкция по регулировке: как настроить карбюратор К151

Продутый и чистый карбюратор К-151, имеющий ровные по форме плоскости, может удивить качественной и тонкой работой. Напротив, разлаженное устройство, ещё и подсасывающее воздух, не даст мотору приёмистости и стабильности оборотов. Такой карбюратор будет нуждаться в регулировке.

Регулировка карбюратора К151 проводится по трём основным направлениям:

  • настройка ХХ;
  • корректировка положения заслонки воздуха и заслонки дросселя;
  • регулировка уровня бензина в камере.

Начнём с регулировки холостого хода:

  • прогреть двигатель до 80-90 градусов;
  • оставить мотор работать с открытой воздушной заслонкой;
  • вывернуть до упора оба винта (качество и количество) - силовой агрегат станет реветь на максимальных оборотах;
  • закрутить винты до момента, пока обороты снизятся до минимально возможного;
  • немного увеличить обороты винтом качества, «поймать горку» или стабильную работу ДВС - желательно завинчивать по возможности больше кругов, чтобы расход горючего был низким;
  • подкрутить винт количества, добиваясь стабильной работы двигателя при 700-800 об/мин — в данном же случае, желательно завинчивать возможно меньшее количество кругов.

Далее идёт корректировка положения дроссельной заслонки посредством другого специального винта. Последний часто прикипает, и его бывает невозможно повернуть. Но на нём имеется шлиц, куда надо вставить плоскую отвёртку, а затем аккуратно стукнуть несколько раз молотком. Это позволит «оживить» винт, он начнёт вращаться. Так удастся выставить наиболее приемлемые обороты двигателя корректированной подачей воздуха.

Нормальный уровень бензина в поплавковой камере должен составлять 21,5 мм при закрытом клапане. Расстояние измеряется от верхней кромки камеры до поверхности жидкости. Очевидно, что машина должна стоять на ровной площадке, без перекосов. Изменяя положение поплавка, удастся понизить или повысить уровень топлива.

Таблица: технические характеристики К-151

Модель К-151 К-151В К-151Г К-151И К-151Д
Диаметр диффузоров, мм:
– большого 23/26 23/26 23/26 23/26
– малого 10,5/10,5 10,5/10,5 10,5/10,5 10,5/10,5
Диаметр смесительной камеры, мм 32/36 32/36 32/36
Пропускная способность жиклеров, см3/мин:
главная дозирующая система:
– топливный 225/300 225/330 225/380 230/340
– воздушный 330/330 300/230 330/330 330/330
системы холостого хода и переходной системы 2-ой камеры
– топливный
– воздушный I 95/150 95/150 95/150 95/150
– воздушный II 85/280 85/280 85/280 85/200
– эмульсионный 330/270 330/270 330/270 370/270
1,1* 1,1* 1,1* 2,0*
топливный эконостата 280 280 280
Диаметр распылителя ускорительного насоса, мм 0,4 0,4 0,4 0,35
Производительность ускорительного насоса, см3/10 циклов 7,5–12,5 5,0–9,0 10,0–14,0
Пусковые зазоры, мм:
– воздушной заслонки 1,4–1,7 1,4–1,7 1,4–1,7
– дроссельной заслонки 1,1–1,3 1,1–1,3 1,1–1,3
Уровень поплавковой камеры, мм 20,0–23,0 20,0–23,0 20,0–23,0 20,0–23,0

Таблица: стоимость карбюратора и запчастей

Устройства и запчасти Цена, рубли
Карбюратор К-151 Д «Пекар» ГАЗель ЗМЗ 406 дв. 8600
К151Д-1107010 Карбюратор К151Д ГАЗ-3302, 2217 двиг. 406 (ПЕКАР) 8000
151 Е-1107010 Карбюратор К-151 Е УАЗ дв.УМЗ-421. Пекар 8400
К151В-1107010 Карбюратор К151В УАЗ двиг. 90 л.с. (ПЕКАР) 7200
Карбюратор К-151 С «Пекар» газ 402 дв 7200
Карбюратор К151 ЗМЗ-402, 4025, 4026 (TRUCKMAN) 4000
Игла карбюратора К 151 УАЗ с седлом 70
Экономайзер К151-1107150 на карбюратор К151, К151Д, К151С, К151Т Пекар 240
Переходник УАЗ карбюратора К-151 200
Нижняя часть карбюратора «ПЕКАР» К151 дв.402 2800
Прокладки карбюратора К 151 В УАЗ «Riginal» 120 штука
Этна Шпилька карбюратора К-151 М8x10x1x55мм (ремонтная) 20
Ремкомплект карбюратора ГАЗ-3302 К-151Д ПЕКАР 400
Игла карбюратора к-151 с седлом к151-1107330 50

Таблица: разновидности модификаций карбюраторов К-151

Модель Автомобили Размеры топливного жиклёра ГДС Размеры воздушного жиклёра ГДС Диаметр диффузоров, мм
К-151 Волга ГАЗ-2410, -31029, 3102, 3110; Газель ГАЗ-33021, -33023, -33027, -2705, -27057 225/380 330/330 23/26
К-151В, К-151Г УАЗ-31512, -31514, -3741, -3962, —2206, -3303, -3909 225/330 330/230 23/26
К-151Д Волга ГАЗ-3110 ЗМЗ-406; Соболь ГАЗ-2752, -2217, -22171; Газель ЗМЗ-406 (кроме ГАЗ-33021) 225/340 330/330 23/26
К-151Е УАЗ-3153, -33036, -39094, -39095 230/330 330/330 23/26
К-151И Волга ГАЗ-31029; Газель ГАЗ-3302 225/380 330/330 23/26
К-151Л УАЗ-31601 225/340 330/330 23/26
К-151Н ИЖ-412ИЭ, -21251, -2715-01, -27151-01 225/330 330/230 23/26
К-151П ИЖ-2126 Ода 225/330 310/280 23/26
К-151С Волга ГАЗ-3102, -31029, -3110 ЗМЗ-402.10; Газель; Соболь 205/330 260/330 23/26
К-151Т Газель УМЗ-4215.10 235/330 280/330 23/26
К-151У УАЗ-31512 ЗМЗ-402.10 225/380 330/330 23/26
К-151Ц УАЗ-33036, -31512 205/280 260/330 23/26

Ремонт карбюратора К151 может понадобиться по разным причинам. Это сложный узел, осуществляющий смесь воздушной массы с бензином для питания двигателя внутреннего сгорания. При неправильной его работе двигатель будет работать с перебоями, а эксплуатация авто будет невозможна.

Составляющие и принцип действия карбюратора К151

Карбюратор используется для подготовки топливовоздушной смеси, необходимой для двигателя внутреннего сгорания. Правильная работа этого узла дает возможность добиться стабильной работы двигателя при разных оборотах.

Данная модель устанавливается на такие машины, как:




В зависимости от объема ДВС, карбюратор К151 может укомплектовываться жиклерами разного сечения.

Для нормальной работы узла при разных нагрузках в нем собраны разные системы и элементы:

  • Основная (средняя) часть. Она оснащена поплавковой камерой, в которую подается бензин из топливного бака, жиклерами и каналами.
  • Верхняя крышка. Оборудована воздушной заслонкой, осуществляющей регулировку подачи воздуха при холодном запуске двигателя.
  • Нижняя часть. На ней установлены дроссельные заслонки, привод которых механически связан с педалью акселератора, и винты для регулировки.
  • Главная дозирующая система. Служит для подготовки смеси из бензина и воздуха.
  • Система холостого хода. Работает отдельно, используется для нормальной работы двигателя на холостых оборотах.
  • Переходная система. Позволяет двигателю плавно набирать обороты при открытии заслонки во второй камере.
  • Насос-ускоритель. Увеличивает количество бензина в смеси при резком нажатии на педаль газа, тем самым улучшая динамику.
  • Эконостат. Группа дополнительных каналов, увеличивающих подачу бензина при высоких оборотах.

Устройство карбюратора К151 состоит из двух рабочих камер. Первая работает постоянно, вторая же подключается последовательно.

Как правильно подсоединить шланги?

Подключение шлангов играет важную роль в работе устройства, осуществляется следующим образом:

  • Главная топливная магистраль подключается к штуцеру, находящемуся под поплавковой камерой со стороны ДВС.
  • Происходит обратная подача к выходу, находящемуся с противоположной стороны от главной магистрали.
  • Два шланга от электромагнитного клапана соединяются с выводами клапана экономайзера и нижним штуцером на корпусе дроссельных заслонок.
  • Вакуумный опередитель момента зажигания, находящийся на трамблере (с верхним выводом на корпусе заслонок) приводится в действие.

Как отрегулировать карбюратор?

Регулировку карбюратора самостоятельно сможет произвести любой водитель. Для этого необходимо понять принцип действия устройства, строго следовать инструкции. Настройка карбюратора К151 осуществляется в несколько этапов.

Регулировка уровня бензина

Уровень топлива в поплавковой камере регулируется путем сгибания специального усика на поплавке игольчатого клапана. Установить оптимальный уровень неопытному человеку достаточно сложно, поэтому лучше доверить эту регулировку профессионалам.

Регулировка холостого хода

Чтобы приступить к регулировке холостого хода, нужно предварительно прогреть двигатель до рабочей температуры. После этого регулировка осуществляется следующим образом:

  • Полностью открыть воздушную заслонку. Для этого утопить подсос до упора.
  • Запустить двигатель и оставить работать его на холостых оборотах.
  • Выкрутить винты, осуществляющие регулировку качества и количества топливной смеси до тех пор, пока коленчатый вал не начнет вращаться с максимальной частотой.
  • Постепенно закрутить винты, добившись стабильной работы мотора.
  • Добавить немного оборотов винтом, одновременно с этим, осуществляя регулировку стабильной работы ДВС винтом качества.
  • Выставить частоту вращения в диапазоне 700 – 800 об./мин.

Важно: регулировка качества смеси влияет на расход топлива.

Регулировка дроссельных заслонок

Выполнить регулировку положения заслонок можно при помощи регулировочного элемента, расположенного на нижней части узла. При его закручивании зазор между заслонкой и стенкой камеры будет увеличиваться.

Ремонт устройства

Иногда, в процессе использования, может возникать необходимость в ремонте карбюратора К151. О выходе из строя какой-либо его части могут свидетельствовать следующие признаки:

  • увеличен расход бензина;
  • при движении авто слышны хлопки в глушителе;
  • перебои в работе мотора;
  • провалы;
  • затрудненный запуск ДВС и т. п.;

Чаще всего возникают следующие неисправности карбюратора К151:

  • поломка игольчатого клапана, перекрывающего подачу бензина;
  • засор жиклеров или каналов, появляющийся по причине плохого качества топлива;
  • деформирование составляющих из-за неправильной установки или перегрева.

Замену игольчатого клапана можно провести, не снимая устройство с ДВС. При засоре придется демонтировать карбюратор, разобрать его и прочистить. Сделать это можно при помощи специализированных составов. После промывки необходимо продуть все каналы сжатым воздухом.

Замена всего узла

При значительной деформации частей карбюратора он не подлежит регулировке. В таком случае потребуется полная замена узла.

Замена производится при прогретом моторе. Для проведения процедуры необходимо выполнить следующие действия:

  • Снять корпус воздушного фильтра.
  • Открутить и демонтировать трос привода воздушной заслонки.
  • Отсоединить крепление троса, ведущего к педали акселератора.
  • Отключить все шланги.
  • Открутить гайки крепления к впускному коллектору.
  • Демонтировать старый карбюратор.
  • Установить новый агрегат.
  • Выполнить вышеперечисленные действия в обратной последовательности.
  • Запустить ДВС и осуществить регулировку.

После этого узел будет готов к эксплуатации.

Из вышесказанного следует, что карбюратор К151 является сложным узлом автомобиля, который необходим для питания двигателя. Для нормальной работы авто важно регулярно проводить его чистку и регулировку. Придерживаясь определенной инструкции, представленной выше, можно без труда выполнить его настройку своими руками.

Ремонт карбюратора К–151В производите в случае поломки каких-либо его деталей или при неудовлетворительной работе карбюратора после регулировки на всех режимах работы двигателя.

Техническое обслуживание (продолжение)
При пуске холодного двигателя рукоятка управления воздушной заслонкой должна быть вытянута до отказа, а после прогрева - утоплена до упора. По мере прогрева все необходимые перемещения заслонки осуществляются автоматически.
Автономная система холостого хода обеспечивает снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов.
Полная регулировка карбюратора производится на станции техобслуживания (с использованием газоаналитического оборудования) и должна производиться при следующих условиях:
- на прогретом двигателе;
- с отрегулированными зазорами в газораспределительном механизме;
- с исправными свечами зажигания и при отрегулированном угле опережения зажигания;
- при полностью открытой воздушной заслонке. Последовательность регулировки:
1. Отрегулируйте винтом 37 эксплуатационной регулировки минимальную частоту вращения холостого хода 550 - 650 мин-1.
2. Отрегулируйте винтом 39 качества смеси содержание окиси углерода (СО) в пределах 1,0 - 1,5 %, предварительно удалив ограничительную втулку. Содержание углеводородов (СН) при этом не должно превышать 1000 млн-1.
3. Убедитесь, что подобранное положение винтов обеспечивает нормальную работу двигателя при перегазовках, для чего приоткройте дроссельную заслонку 41 и резко отпустите.
Если при этом отмечаются остановки двигателя или неустойчивая работа, то необходимо либо повысить минимальную частоту вращения, отворачивая винт эксплуатационной регулировки, либо обогатить смесь винтом качества смеси.
Максимально допустимое содержание СО при этом не более 2%.
4. Увеличьте частоту вращения до 2400 мин1.
Содержание СО должно быть не более 1%; СН не более - 500 млн1
После окончательной регулировки установите на винт регулировочный качества смеси ограничительную втулку и отметьте ее положение.
Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80 - 85 °С и проверьте содержание СО в отработавших газах на оборотах холостого хода 550 - 650 мин1.
Содержание СО не должно быть более 4,5% при любом положении винта качества, которое позволяет установить ограничительная втулка.
Установите винт с ограничительной втулкой в отмеченное положение.
Не допускается регулировка минимальной частоты вращения коленчатого вала с помощью винтов приоткрытия дроссельных заслонок.
Чтобы не перепутать жиклеры при установке, следует на их маркировку.
Каждый жиклер имеет маркировку, содержащую значение номинальной пропускной способности в см3/мин.
Маркировка нанесена ударным способом на головке жиклера (со стороны шлица).
1-я камера 225±3,0 330±4,5 95±1,5 85±1,5 330±4,5 28014,0 Пропускная способность жиклеров: 2-я камера 330±4,5 23О±3,0 Жиклер топливный главный
Жиклер воздушный главный
Блок жиклеров холостого хода: трубка холостого хода
150±2,0 27014,0 Примечание. При проверке работы карбюратора обращайте внимание на работу клапана 2 разбалансировки поплавковой камеры (надежность подсоединения трубопроводов, отсутствие заедания и герметичность клапана). Неисправность в работе клапана ведет к увеличению расхода топлива и затруднению пуска горячего двигателя
трубка эмульсионная
Жиклер воздушный холостого хода
Жиклер эмульсионныйхолостого хода
Жиклер топливный переходной системы
Жиклер воздушный переходной системы
1. Крышка карбюратора
2. Клапан разбалансировки поплавковой камеры
3. Поплавок
4. Воздушный жиклер переходной системы
5. Эмульсионный жиклер переходной системы
6. распылителя эконостата вторичной камеры
7. Воздушный жиклер главной дозирующей системы вторичной камеры
8. Распылитель эконостата
9. Эмульсионная трубка главной дозирующей системы вторичной камеры
10. Выпускной шариковый клапан ускорительного насоса
11 Распылитель ускорительного насоса
12. Воздушная заслонка
13. Малый диффузор первичной камеры
14. Воздушный жиклер главной дозирующей системы первичной камеры
15. Эмульсионная трубка дозирующей системы первичной камеры
16. Блок воздушного жиклера с эмульсионной трубкой системы холостого хода
17. Эмульсионный жиклер системы холостого хода
18. Воздушный жиклер системы холостого хода
19. Регулировочный винтперепуска топлива системы ускорительного насоса
20. Вытеснитель
21. Корпус поплавковой камеры
22. Перепускной жиклер ускорительного насоса
23. Впускной шариковый клапан ускорительного насоса
24. Пружина
25. Диафрагма ускорительного насоса
26. Крышка ускорительного насоса
27. Рычаг привода ускорительного насоса
28. Главный топливный жиклер первичной камеры
29. Трубка
30. Диафрагма экономайзера принудительного холостого хода
31. Клапан экономайзера
32. Ограничительный колпачок
33. Эмульсионный винт
34. Отверстия в пневмоклапане ЭПХХ
35. Корпус экономайзера регулировки холостого хода
36. Отверстие выходное системы холостого хода
37. Винт эксплуатационной регулировки холостого хода
38. Прокладка
39. Винт качества
40. Отверстия переходной системы холостого хода
41. Дроссельная заслонка первичной камеры
42. Кулачок привода рычага ускорительного насоса
43. Роликрычага ускорительного насоса
44. Обводной канал системы холостого хода
45. Дроссельная заслонка вторичной камеры
46. Прокладка
47. Корпус смесительных камер
48. Трубка подвода разрежения к электромагнитному клапану
49. Трубка отбора разрежения к вакуум-корректору
50. Главный топливный жиклер вторичной камеры
51. Трубка отбора разрежения к кгапану системы рециркуляции
52. Электронный блок управления
53. Микровыключатель
54. Фильтр
55. Электромагнит привода клапана
56. Штуцер
57. Топливный фильтр
58. Топливоподводящий штуцер
59. Пробка
60. Язычок регулировки хода топливного
61. Топливный клапан
62. Язычок регулировки уровня в поплавковой камере
63. Электропривод клапана разбалансировки поплавковой камеры
64. Рычаг
65. Пружина пусковая
66. Рычаг пневмокорректора
67. Тяга пневмокорректора
68. Рычаг
69. Рычаг
70. Тяга взаимосвязи
71. Рычаг секторный
72. Рычаг промежуточный
73. Элемент уплотнительный
74. Муфта регулировочная
75. Рычаг привода воздушной заслонки
76. Винт упора первичной дроссельной заслонки
77. Рычаг
78. Винт с роликом
79. Упор
80. Штифт
81. Рычаг профильный
82. Пружина пневмокорректора
83. Крышка пневмокорректора
84. Диафрагма
85. Жиклер пневмокорректора
1 Режим пуска холодного двигателя
П. Режим холостого хода
Щ. Режим принудительного холостого хода
IV. Режим ускорения
V. Режим полных нагрузок
А - воздух
Б - рабочая смесь
В - топливо
Г - эмульсия
Д - разрежение

Элементы карбюратора

1 - винт-пробка оси поплавка;
2 - рычаг на оси воздушной заслонки;
3 - резьбовая пробка топливного жиклера переходной системы вторичной камеры;
4 - штуцер отбора разрежения в вакуумный регулятор распределителя зажигания;
5 - штуцер отбора разрежения к клапану системы ЭПХХ;
6 - штуцер системы вентиляции картера;
7 - корпус топливного фильтра с подводящим и перепускным штуцерами;
8 - винт крепления корпуса фильтра;
9 - штуцер вакуумного управления клапаном рециркуляции отработавших газов;
10 - резьбовая пробка эмульсионного жиклера системы холостого хода;
11 - шпилька крепления корпуса воздушного фильтра;
12 - резьбовая пробка слива топлива из поплавковой камеры;
13 - штуцер подвода разрежения к клапану ЭПХХ;
14 - винт регулировки состава смеси на холостом ходу (винт «качества»);
15 - винт-упор рычага заслонки первичной камеры;
16, 22 - микропереключатель системы ЭПХХ;
17 - винт регулировки частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу (винт «количества»);
18 - винт двуплечего рычага пускового устройства;
19 - рычаг пускового устройства;
20 - рычаг на оси воздушной заслонки;
21 - тяга привода воздушной заслонки;
23 - стяжная пружина свободного хода рычага управления дроссельными заслонками;
24 - накладной рычаг кулачка управления пусковым устройством;
25 - регулировочный винт положения тяги привода воздушной заслонки;
26 - открывающий усик рычага дроссельной заслонки второй камеры;
27 - закрывающий усик рычага дроссельной заслонки второй камеры;
28 - кулачок пускового устройства;
29 - винт-упор рычага заслонки второй камеры;
30 - топливоотводящий штуцер;
31 - винт крепления кулачка ускорительного насоса (вариант исполнения);
32 - топливоподводящий штуцер.

Схема карбюратора

1 - крышка;
2 - поплавок;
3 - воздушный жиклер переходной системы второй камеры;
4 - топливный жиклер переходной системы второй камеры;
5 - резьбовой винт-держатель распылителя эконостата;
6 - главный воздушный жиклер второй камеры;
7 - распылитель эконостата;
8 - эмульсионная трубка главной дозирующей системы второй камеры;
9 - малый диффузор первой камеры с распылителем;
10 - держатель распылителя ускорительного насоса с нагнетательным клапаном;
11* - распылители ускорительного насоса;
12 - воздушная заслонка;
13 - малый диффузор второй камеры с распылителем;
14 - главный воздушный жиклер первой камеры;
15 - эмульсионная трубка главной дозирующей системы первой камеры;
16 - блок топливного и воздушного жиклеров холостого хода с эмульсионной трубкой;
17 - эмульсионный жиклер системы холостого хода;
18 - второй воздушный жиклер холостого хода;
19 - регулировочная игла на жиклере дренажного канала ускорительного насоса;
20 - ограничитель хода всасывающего шарикового клапана ускорительного насоса;
21 - корпус карбюратора;
22 - перепускной (дренажный) жиклер ускорительного насоса;
23 - шарик всасывающего клапана ускорительного насоса;
24 - пружина хода всасывания диафрагмы ускорительного насоса;
25 - диафрагма ускорительного насоса;
26 - крышка диафрагмы ускорительного насоса;
27 - рычаг привода ускорительного насоса;
28 - главный топливный жиклер первой камеры;
29 - штуцер клапана ЭПХХ;
30 - диафрагма клапана ЭПХХ;
31 - запорный клапан ЭПХХ;
32 - вставной пластмассовый ограничитель поворота винта «качества»;
33 - винт регулировки состава смеси («винт качества») на холостом ходу;
34 - разгрузочное поддиафрагменное отверстие в корпусе клапана ЭПХХ;
35 - корпус экономайзера принудительного холостого хода (узел холостого хода);
36 - седло клапана системы холостого хода;
37 - винт регулировки частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу;
38 - прокладка узла холостого хода;
39 - дополнительный винт регулировки состава смеси на главной топливоподающей ветви холостого хода (только на ранних модификациях карбюраторов);
40 - переходное щелевое отверстие системы холостого хода;
41 - дроссельная заслонка первой камеры;
42 - кулачок привода рычага ускорительного насоса;
43 - ролик рычага ускорительного насоса;
44 - входное окно воздушного канала системы холостого хода;
45 - дроссельная заслонка второй камеры;
46 - термоизоляционная наборная прокладка корпуса карбюратора;
47 - корпус дроссельных заслонок;
48 - штуцер отбора разрежения к электромагнитному клапану управления ЭПХХ;
49 - штуцер отбора разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания;
50 - главный топливный жиклер второй камеры;
51 - штуцер отбора разрежения к клапану рециркуляции отработавших газов;
52 - силовая цепь блока управления ЭПХХ;
53 - цепь микропереключателя системы ЭПХХ;
54 - фильтр на вентиляционном штуцере электромагнитного клапана управления ЭПХХ;
55 - электромагнитный клапан системы ЭПХХ;
56 - винт крепления корпуса топливного фильтра;
57 - топливный фильтр;
58 - топливный штуцер;
59 - пробка на стенке поплавковой камеры;
60 - запорный клапан поплавкового механизма;
61 - серьга запорной иглы;
62 - язычок поплавка.

* У карбюраторов, установленных на двигателе ЗМЗ-402 распылитель имеет одну форсунку, направленую в первую камеру.
Особенности конструкции

Карбюраторы К-151 представляют собой устройства для точного дозирования топлива в потоке воздуха, образования из топлива и воздуха горючей смеси и регулирования ее подачи в двигатель.

Карбюратор имеет два расположенных рядом вертикальных канала для прохода воздуха, в нижней части каждого из которых установлена поворотная дроссельная заслонка. Каждый из каналов называют камерой карбюратора. Поскольку таких каналов-камер два, а привод дроссельных заслонок устроен так, что по мере нажатия на педаль акселератора сначала открывается одна, а затем другая заслонка, карбюраторы этого типа называют двухкамерными с последовательным открытием камер. Камера, в которой дроссельная заслонка открывается раньше, называется первой, другая — второй.

В средней части каждого из главных воздушных каналов имеются конусообразные сужения-диффузоры, посредством которых создается разрежение в потоке воздуха, необходимое для подсасывания топлива из находящейся в корпусе карбюратора специальной емкости — поплавковой камеры. Необходимый для нормальной работы карбюратора уровень топлива в поплавковой камере поддерживается постоянным (точнее, почти постоянным) при помощи механизма с поплавком и запорной иглой.

Принципиальное отличие поплавкового механизма карбюратора К-151 от аналогичного устройства всех других отечественных карбюраторов: он полностью, вместе с иглой и поплавком, размещен в корпусе карбюратора и доступен для контроля после снятия крышки, без нарушения его работы.

Карбюратор состоит из трех основных частей:

Верхней — крышки с фланцем и шпильками крепления воздушного фильтра, с устройством вентиляции поплавковой камеры и деталями пускового устройства. Семью винтами крышка крепится к корпусу карбюратора через картонную прокладку;
средней — корпуса карбюратора с поплавковой камерой и поплавковым механизмом, топливоподводящим штуцером и топливодозирующими системами;
нижней — корпуса дроссельных заслонок, с дроссельными заслонками и механизмом их привода, а также устройством холостого хода. Корпус дроссельных заслонок крепится к корпусу карбюратора снизу двумя винтами через прокладки: двух тонких картонных и одной толстой пластмассовой.

В карбюраторе имеются следующие системы, устройства и механизмы:

Поплавковый механизм;
топливодозирующие системы;
главные дозирующие системы первой и второй камер;
система холостого хода;
переходная система второй камеры;
эконостат;
ускорительный насос;
пусковое устройство;
клапан-экономайзер отключения топливоподачи на режиме принудительного холостого хода;
система принудительной вентиляции картера;
система вентиляции поплавковой камеры;
механизм управления дроссельными заслонками.

Система холостого хода — с регулировкой количества и состава смеси (автономная система холостого хода).

Во второй камере карбюратора имеется переходная система с подачей топлива непосредственно из поплавковой камеры. Система вступает в работу в момент открытия дроссельной заслонки второй камеры.

Ускорительный насос диафрагменного типа. Для обогащения горючей смеси при полной нагрузке во второй камере предусмотрен эконостат.

Пусковое устройство — полуавтоматического типа, состоит из пневмокорректора, системы рычагов и воздушной заслонки, закрытие которой перед пуском холодного двигателя производится водителем при помощи ручного привода. В момент пуска двигателя пневмокорректор, используя разрежение, возникающее под карбюратором, автоматически приоткрывает воздушную заслонку на требуемый угол, обеспечивая устойчивую работу двигателя при прогреве.

ВНИМАНИЕ
При вытягивании ручки воздушной заслонки необходимо нажать на педаль акселератора.

Карбюраторы К-151Д и К-151Т отличаются от карбюратора К-151 распылителем ускорительного насоса с двумя форсунками и проходными сечениями дозирующих элементов.

Система отключения подачи топлива карбюратора К-151Д состоит из электромагнитного клапана, управляемого контроллером зажигания, и экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ). ЭПХХ размещается на карбюраторе, электромагнитный клапан и контроллер зажигания — под капотом, на щитке передка автомобиля.

Контроллер зажигания управляет электромагнитным клапаном в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и разрежения во впускном трубопороводе.

Система отключения подачи топлива работает следующим образом. При отпущенной педали привода дроссельных заслонок и частоте вращения коленчатого вала двигателя более 1650 мин-1 контроллер не подает напряжение на электромагнитный клапан, в результате через каналы электромагнитного клапана атмосферный воздух поступает в ЭПХХ, клапан которого перекрывает канал холостого хода.

Тарировочные данные карбюраторов К-151 (ЗМЗ-402), К-151Д (ЗМЗ-406), К-151Т (УМЗ-4215)