На этапе исполнения бюджета применяется какой контроль. Контроль исполнения бюджета предприятия

Составление проекта бюджета начинается за... месяцев до начала финансового года.

Бюджетный процесс - это... .

Функцию генерального агента по обслуживания государственного долга выполняет... .

Какие существуют основные этапы бюджетного процесса?

Что служит основным оперативным документом для исполнения бюджета?

Какие виды операций осуществляются через лицевые счета, открываемые в территориальных органах казначейства?

10. Какие функции выполняет Центральный банк и его учреждения в процессе исполнения бюджета?

11. Для отражения операций, связанных с поступлением доходов в федеральный бюджет, санкционированием и финансированием его расходов, используется:

12.В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджета:

1. казначейская

2. смешанная

3. банковская

4. финансовая

5. распорядительная

1. смета расходов бюджета

1. формирование, утверждение, исполнение бюджета

2. формирование, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, контроль за исполнением

3. формирование, исполнение

4. формирование, рассмотрение, утверждение

1. смета расходов бюджета

2. утвержденный проект бюджета

3. заявки бюджетных учреждений

4. роспись доходов и расходов бюджета

16.Индивидуальная смета составляется.…

1. при централизованном учете централизованными бухгалтериями по однотипным предприятиям

2. бюджетным учреждением

3. министерствами, ведомствами, отделами местных администраций

1. Министерство финансов РФ

2. Федеральное казначейство

3. Центральный банк РФ

18.Относится к ведению представительных органов власти:

1. составление проекта бюджета

2. утверждение проекта бюджета



3. исполнение бюджета

4. контроль за исполнением бюджета

5. оперативное управление дефицитом бюджета

1. регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов

2. оперативное управление финансовыми ресурсами

3. контроль за кассовым исполнением бюджета

21.Федеральный бюджет в Государственной Думе проходит несколько слушаний:

1. в зависимости от реальности проекта бюджета

22.Кассовым исполнителем бюджета занимается:

1. Центральный Банк РФ

2. Министерство финансов

3. Государственная Дума

4. Казначейство

23.Распоряжение о закрытии финансового года издает:

1. Президент РФ

2. Государственная Дума

3. Совет Федерации РФ

4. Министр финансов

24.Исполнение бюджета по расходам предусматривает осуществление процедур:

1. секвестирования

2. санкционирования

3. финансирования

4. бюджетирования

25. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства:

1. предупреждение о надлежащем исполнении бюджетного процесса

2. блокировка расходов

3. блокировка доходов

4. изъятие бюджетных средств

5. наложение штрафа

6. начисление пени

26. Основными формами финансового контроля являются:

Бюджетный контроль - процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализа отклонений и внесения необходимых корректив.

Бюджетный контроль осуществляется с помощью отчета об исполнении бюджетов характеристика которых приведена в предыдущем разделе учебника.

Отчет о выполнении содержит сравнение запланированных и фактических показателей с расчетом отклонений и указанием их причин. Он составляется бухгалтером-аналитиком и предоставляется менеджеру, который отвечает за принятие соответствующих решений.

Форма Отчета о выполнении бюджета аналогична форме бюджета, который подлежит контролю с добавлением граф:

- "фактическое исполнение бюджета";

- "отклонения от бюджета положительное";

- "отклонения от бюджета отрицательное".

Бухгалтер-аналитик должен вместе с Отчетом об исполнении бюджета предоставить обоснованные комментарии о существенность отклонений.

Решение менеджера (руководителя структурного подразделения, отраслевого специалиста, руководителя предприятия) на отклонение должно быть адекватным размера отклонений и причин их возникновения.

Если отклонения незначительные, менеджер их может игнорировать, то есть не исследовать причин этих отклонений.

Значительный размер отклонений требует более детального изучения их причин с помощью дополнительной информации.

Причинами отклонения от бюджета могут быть:

Ошибки и просчеты в процессе составления соответствующих бюджетов;

Неправильное определение функций затрат и доходов и калькулирования производственной себестоимости и себестоимости реализации;

Вследствие неэффективной деятельности и действий персонала;

Изменения спроса;

Колебания цен на производственные запасы;

Колебания цен на сельскохозяйственную продукцию, производимую предприятием;

Невыполнение договоров покупателями и подрядчиками. В случае наличия значительных отклонений в зависимости от их возможных причин принятия таких решений:

Корректировка или пересмотр бюджета, если результаты контроля свидетельствуют, что выполнять их дальше нецелесообразно;

Внесение соответствующих коррективов в действия структурных подразделений для обеспечения достижения запланированных мер по предпринимательской деятельности;

Усиление функций материального и морального стимулирования работников, задействованных в предпринимательской деятельности.

Отчет об исполнении бюджета обеспечивает обратную связь, привлекая внимание руководителей структурных подразделений и специалистов к значительным отклонениям от ожидаемых результатов, что, в свою очередь, дает возможность осуществлять управление отклонениями.

Бюджетный контроль дополняется детальным анализом исполнения бюджетов и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Направления анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится по следующим блокам (направлениям):

Факторный анализ с применением метода цепных подстановок;

Структурный анализ активов и пассивов и расчет балансовых предложений;

Анализ текущего финансового состояния предприятия;

Экспресс-анализ финансового состояния предприятия;

Анализ рентабельности.

Факторный анализ исполнения бюджетов

Процесс контроля исполнения бюджета осуществляют с помощью метода цепных подстановок. Суть этого метода заключается в определении влияния факторов на изменение результативного показателя соответствующего бюджета путем последовательной замены бюджетной величины каждого фактора в объеме изучаемого показателя и его фактической величиной указанной в Отчете об исполнении бюджета. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом: чем больше показателей в расчетной формуле, тем больше и расчетов.

С этой целью рассчитывается ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, двух, трех и более факторов, предполагая, что все другие факторы соответствующего бюджета остаются неизменными.

Степень влияния того или иного фактора определяется вычитанием: из второго расчета первого, из третьего-второго и т.д. В первом расчете все величины, указанные в соответствующем бюджете (или базисные), в последнем фактические (или отчетные), а все промежуточные расчеты - условные. Количество расчетов результативных показателей должно соответствовать определенному правилу: общее их количество должно быть на единицу больше числа факторов, а количество условных результативных показателей всегда на единицу меньше численности факторов. То есть, если определяется влияние двух факторов, то необходимо рассчитать три результативных показатели: бюджетный, фактический и условный. Если требуется определить влияние трех факторов, то в этом случае рассчитываются уже четыре результативных показатели, из которых два условных.

Схематично порядок определения результативных показателей для чотирьохфакторної модели отражено в таблице 3.1.

Таблица 3.1. в

Метод применения цепных подстановок рассмотрим на примере трьохфакторної модели валового сбора зерна по группе однородных культур (выполнения бюджета реализации сельскохозяйственной продукции), формируется под воздействием:

а) размера посевной площади, га:

б) структуры посевных площадей, %;

в) урожайности отдельных культур, ц/га.

Факторную модель валового сбора зерна по группе однородных культур можно представить в таком виде:

ВЗ - валовой сбор по группе однородных культур; £ - размер посевной площади по группам культур; ПВіБ - удельный вес каждой отдельной культуры в общей площади посевов;

У/ - урожайность отдельной культуры; и - отдельная культура.

По данным таблицы 3.2 расчет проводится согласно установленной схемы, для чего сначала необходимо определить дополнительно к бюджетному и фактического валового сбора две условные показатели (на единицу меньше количества факторов) валового сбора, а именно:

Валовой сбор при фактической площади, бюджетной структуре посевных площадей и бюджетной урожайности зерновых культур. Валовой сбор определяется по формуле:

Валовой сбор при фактической площади, фактической структуре посевных площадей и бюджетной урожайности зерновых культур. Валовой сбор определяется по формуле:

Общее отклонение фактического валового сбора от валового сбора, предусмотренного бюджетом реализации и бюджетом производства, определяется путем сравнения. В нашем примере это отклонение составляет;

В процессе дальнейшего анализа абстрагируемся от влияния всех факторов, кроме тех, что изучаются на данный момент; и получим отклонение валового сбора за счет изменения:

а) размера посевной площади:

б) структуры посевной площади:

в) урожайности отдельных культур:

Проверяется правильность расчетов:

Финансовый результат исполнения бюджета (прибыль или убыток) формируется под воздействием:

а) себестоимости продукции, грн;

б) цены реализации продукции, грн;

в) объема реализации продукции, тыс. грн.

Факторную модель размера финансового результата от реализации сельскохозяйственной продукции растениеводства можно представить в таком виде:

Фр - финансовый результат по реализации продукции растениеводства;

Пи - количество реализованной продукции отдельных культур;

Эти ~ цена реализации продукции отдельных культур;

Си - производственная себестоимость продукции отдельных культур;

/ - отдельная продукция.

Расчет производится по данным таблицы 3.3 по методике, приведенной при определении влияния отдельных факторов на валовой сбор зерна, а именно, дополнительно определяется до бюджетного и фактического финансового результата от реализации сельскохозяйственной продукции растениеводства несколько условных показателей:

Финансовый результат при фактическом объеме реализации, фактической реализационной цене и бюджетному производственной себестоимости. Финансовый результат определяется по формуле:

Финансовый результат при фактическом объеме реализации, бюджетной реализационной цене и бюджетному производственной себестоимости по формуле:

Финансовый результат при бюджетном объеме реализации, фактической реализационной цене и фактической производственной себестоимости по формуле:

реализации сельскохозяйственной продукции

Общее отклонение фактических финансовых результатов от финансовых результатов, предусмотренных бюджетом, определяется путем сравнения. Это отклонение составляет:

Отклонение произошло за счет изменения:

Анализ выполнения бюджета реализации сельскохозяйственной продукции и/или дополнительных биологических активов приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.3. в

Система бюджетирования - это не просто система взаимосвязанных бюджетов. Бюджетирование - это система обязательных процедур и правил на всех этапах, начиная с планирования и заканчивая анализом исполнения бюджета, и, конечно, включая промежуточные этапы - учет, контроль и принятие решений.

Исполнение бюджета - это управление предприятием в течение всего бюджетного периода с целью достижения финансовых и производственных результатов в соответствии с параметрами утвержденного бюджета. В своей ежедневной работе менеджеры руководствуются плановыми показателями. Финансовая служба контролирует исполнение бюджета с помощью различных инструментов.

Инструменты исполнения бюджетов включают в себя процедуры:

  • управленческий учет
  • оперативное планирование
  • управление договорами
  • управление платежами
  • управление денежными потоками
  • управление материальными потоками
  • управление финансовыми рисками
  • контроль соответствия бюджету
  • анализ исполнения бюджета
  • корректировки бюджета

Контроль исполнения бюджета бывает текущий (оперативный) и заключительный. Любой контроль исполнения бюджета базируется на сравнении факта с планом.

Оперативный контроль исполнения бюджета происходит в текущем месяце и включает:

  • управление платежами и согласование заявок на оплату с целью контроля затрат в соответствии с бюджетом предприятия,
  • операционный менеджмент (управление производством, логистикой) с целью мониторинга наличия необходимых ресурсов для обеспечения плановых продаж,
  • управление продажами и мониторинг поступления денег от клиентов с целью обеспечения бесперебойного денежного потока в соответствии с бюджетом.

Оперативный контроль проводится ежедневно и еженедельно по данным оперативной отчетности. При оперативном контроле мониторинг осуществляется фрагментировано, по тем данным, которые проще всего получить моментально - это все поступления и платежи по банковским выпискам, данные по производству и по отгрузкам в денежном и натуральном показателях и т.д.

Заключительный контроль - это анализ выполнения планов и подведение итогов после окончания периода. Как правило, анализ исполнения бюджета проводится в компаниях по окончании каждого месяца. Такая регулярность позволяет менеджменту контролировать реализацию текущих задач и оперативно реагировать на возникающие отклонения от планов.

Контроль исполнения бюджета - выявление отклонений фактических показателей от запланированных.

Анализ исполнения бюджета - выявление причин отклонений фактических показателей от запланированных.

Заключительный план-факт анализ эффективен на более длительных бюджетных периодах, чем месяц. Детальный анализ исполнения бюджета и подробный разбор причин отклонений проводится раз в квартал. Такой период позволяет увидеть не только случайные проблемы, которые уже заметны по итогам месяца, но и выявить определенные тенденции в развитии компании и системные отклонения. Контролируя и анализируя отклонения, менеджмент компании может и должен принять эффективные управленческие решения для выравнивания показателей по году, либо для принятия решения о пересмотре бюджета.

Виды анализа исполнения бюджета

План-факт анализ исполнения бюджета - это базовый способ оценить результаты работы компании по итогам месяца/квартала/года. В отчетах об исполнении бюджетов приводятся фактические и плановые данные за истекший период, рассчитываются отклонения в абсолютном и в относительном выражении. Дополнение отчета фактическими данными нарастающим итогом с начала года, а также прибавление плановых значений будущих периодов до конца года поможет сделать выводы о существующих тенденциях и спрогнозировать возможность выполнения бюджета по итогам года.

В дополнение к план-факт анализу целесообразно также проводить сравнительный анализ факта текущего года к факту прошлого года, чтобы увидеть развитие компании в динамике - прогресс или регресс в целом и по отдельным направлениям. Также полезен факторный анализ, который помогает выделить и разложить влияние каждого элемента по отдельности в формате: статья дохода/расхода - сумма отклонения - процент (вклад) выполнения/невыполнения плана по прибыли.

  • сравнение фактических данных за текущий период с запланированными (план-факт)
  • прогнозирование результатов года (факт прошедших месяцев плюс план будущих месяцев)
  • сравнение фактических данных за текущий период и аналогичный период прошлого года
  • оценка влияния факторов на исполнения бюджета (факторный анализ)

Задача план-факт и факторного анализа - выявление причин, повлиявших на величину отклонений, и выработка рекомендаций по их устранению. Чем именно были вызваны расхождения по той или иной статье бюджета, кто ответственный за полученный результат. В зависимости от типа и суммы отклонений руководством предприятия принимаются оперативные управленческие решения. Также необходимо разработать мероприятия по минимизации влияния внешних негативных факторов, обнаруженных в ходе анализа.

В общем виде последовательность действий:

  1. сбор информации и формирование отчетности
  2. выявление и анализ причин отклонений факта от плана
  3. принятие управленческих решений

По окончанию бюджетного периода подводятся итоги, при выполнении и перевыполнении планов определяются премии и бонусы. А что происходит, если план не выполняется?

Существенность отклонений

Отклонения без корректировок бюджета допустимы, когда факт отличается от плана в пределах до 10 процентов. Свыше - есть все основания для пересмотра бюджета. Но это общий подход. Определение пределов допустимости зависит от отрасли, в которой работает предприятие. В некоторых отраслях допустимыми считаются и 15 - 20 процентов. Также следует установить критерии допустимых отклонений по видам затрат. Например, превышение в 10 % по себестоимости будет критичным, а превышение расходов на обучение на 10 % не критично. Обычно предел устанавливается процентах и в абсолютном значении, например, не более 5 % или 100 тысяч рублей. Таким образом ограничение будет охватывать значимые статьи (ограничение по процентам) и менее значимые (ограничение по сумме).

Помимо предела допустимости следует определить вид отклонения, ведь в зависимости от вида могут быть приняты разные управленческие решения.

Виды отклонений:

  • Благоприятные и неблагоприятные отклонения
  • Контролируемые и неконтролируемые отклонения
  • Временные и систематические отклонения

Учитывая вид и масштаб отклонения, принятие решения о корректирующих действиях делегируется руководителям разных уровней - от руководителя ЦФО до Генерального директора.

Корректировка бюджета

Пересмотр бюджета (перебюджетирование) целесообразно проводить в случае существенных изменений функционирования предприятия (кризис, новые собственники, смена технологии и т.д.), или существенных отклонений от принятого бюджета.

Необходимо заранее определить ключевые (контрольные) показатели бюджета и допустимый предел их отклонений. При существенном отклонении выше условной нормы запускается процедура перебюджетирования. Как правило, такими показателями являются выручка, валовая прибыль, чистая прибыль (БДР - бюджет доходов и расходов) и поступления от клиентов и чистый денежный поток от операционной деятельности (БДДС - бюджет движения денежных средств).

Нужно с осторожностью подходить к внесению корректировок и к перебюджетированию. Вместо того, чтобы приложить усилия и попытаться достичь поставленных целей, руководство просто их пересматривает. План для того и нужен, чтобы пытаться его достичь. Пересмотр бюджета обычно происходит раз в полугодие. Не нужно прибегать к квартальным корректировкам бюджета, иначе бюджетирование превращается в пустую формальность. Стремление часто пересматривать бюджетные показатели может слишком перегрузить бюджетный процесс и превратить работу финансово-экономической службы в череду бесконечных корректировок. А результатом этих работ будет множество вариантов бюджета и непонимание менеджеров, на какие цели следует ориентироваться.

Регламенты исполнения бюджета

Регламентация процедур и автоматизация процессов повышает дисциплину исполнения и делает ее обязательной для всех. Необходимо создать регламент бюджетного контроля и зафиксировать в нем все виды проверок, их периодичность, ключевые показатели и диапазоны их отклонений, порядок пересмотра бюджетов. систему мотивации. Это сделает процесс контроля прозрачным и понятным для всех участников бюджетного процесса.

Регламент согласования платежей

Регламент согласования платежей определяет правила платежной дисциплины в компании и фиксирует:

  • порядок прохождения заявок на оплату
  • сроки и ответственных на каждом этапе
  • обязанности и полномочия сотрудников
  • последовательность действий

Заявка должна проходить три уровня контроля:

  • Руководитель ЦФО проверяет целесообразность и обоснованность платежа
  • Сотрудник бухгалтерии - правильность оформления документов на оплату
  • Бюджетный контролер - наличие лимита в бюджете по данной статье

В случае превышения бюджета и/или спорности ситуации маршрут согласования удлиняется на дополнительных участников, имеющих полномочия принимать решение по платежу.

Другие статьи по бюджетированию:

Основная цель составления любых планов — разработка шаблона действий, позволяющих грамотно и в полной мере использовать все имеющиеся у предприятия ресурсы. Но зачастую мы по тем или иным причинам не всегда четко следуем составленным планам. Поэтому одним из ключевых моментов финансового планирования является отслеживание его выполнения, так как финансовое планирование без обратной связи — это даром потраченные и время, и деньги.

Основной целью создания плана является прогнозирование развития компании на основании опыта, накопленного в предыдущие периоды, и анализа основных тенденций, которые приведут к отклонениям от средних величин. Таким образом, оценка исполнения плана есть оценка эффективности планирования как такового. Анализ того, какие изменения произошли в системе и какие действия следует предпринять, чтобы провести текущую корректировку поведения системы на основании данных о ее состоянии, есть управление текущим процессом или обратная связь. Наличие обратной связи делает систему жизнеспособной. Для системы финансового планирования обратной связью является контроль и анализ исполнения планов и бюджетов.

Методика контроля исполнения финансовых планов компании состоит из нескольких шагов:

  1. Выявление и оценка отклонений
  2. Анализ причин отклонений
  3. Принятие управленческих решений

Различают регулярный и окончательный контроль исполнения финансового плана компании:

  • Регулярный контроль осуществляется в течение планового периода. Технология регулярного контроля позволяет на ранней стадии обнаружить тенденции к нарушению плана и принять меры по корректировке финансовой ситуации. Регулярный контроль исполнения бюджетов филиалов осуществляется на уровне центров финансовой ответственности (ЦФО). При этом возрастает роль бюджетного комитета, контролирующего процесс исполнения плановых бюджетных показателей филиалами.
  • Окончательный контроль проводится по завершении планового периода на основе отчетов об исполнении бюджетов компании.

Контроль исполнения бюджета основывается на данных о значениях бюджетных показателей и осуществляется путем вычисления отклонений фактического значения бюджетного показателя от планового. Можно начинать проверку с обобщающих статей бюджета, постепенно опускаясь на уровень составляющих статей для выявления причин расхождений.

По результатам сопоставления проводится анализ (часто его называют анализом план-фактных отклонений) оценки уровня отклонений фактических показателей от плановых. В то же время существуют различные особенности такой оценки, ведь могут сравниваться абсолютные (условные единицы, американский доллар, рубли, единицы продукции и т. д.) и относительные (проценты, коэффициенты) показатели. Отклонения могут рассчитываться между показателями, запланированными на определенный период, и по отношению к любому базовому периоду.

Для облегчения принятия управленческих решений в автоматизированной системе ведения бюджета компании должна быть реализована возможность эффективного анализа причин возникновения отклонений путем детализации выявленных отклонений до первичных документов. Так или иначе каждый из подходов ориентирован на анализ отклонений. Анализ отклонений в первую очередь базируется на расчете определенных показателей или их групп, динамика и изменения которых дадут ответ на ключевые вопросы: «Почему произошло отклонение от плана?» и «Что можно сделать, чтобы скорректировать его выполнение?»

Процесс планирования чрезвычайно многогранен, и на протяжении всего процесса можно выделить огромное количество показателей, которые в той или иной степени отражают произошедшие изменения. Однако на практике на каждом предприятии выделяется группа показателей, которая удовлетворяет ряд требований:

  • соответствие ключевым стратегическим целям компании: если ключевой стратегией компании на текущий период является завоевание рынка сбыта, то значение показателя объема продаж гораздо выше, чем, например, показателя фондоемкости;
  • удобопонятность показателя для топ-менеджера. Человеку, к сожалению, свойственно уделять внимание лишь наиболее важной информации, поэтому зачастую, как бы ни был показателен расчет того или иного индекса, его значение для большинства неспециалистов может быть непонятно;
  • сопоставимость единой совокупности показателей. Статистика — вещь двуликая: можно накормить одного обедом и другого оставить голодным, а проведенный анализ по выборке даст ответ, что все съели по половине обеда. Показатели, на основании которых принимается управленческое решение, должны отображать наиболее достоверную картину и отсекать излишнюю информацию, которая может сглаживать общую тенденцию.

Можно выделить стратегический подход к анализу отклонений, который базируется на гипотезе, что оценка результатов деятельности предприятия, в частности выполнения бюджета, должна осуществляться с учетом стратегии, которой следует предприятие. Система контроля выполнения планов в данном случае является крайне важным элементом для предприятия, которое ориентируется на стратегию использования при стратегическом позиционировании конкурентных преимуществ. Отражением этого стремления является метод контроля бюджета, сфокусированный на управленческих решениях. Методика, которая позволит построить систему управлением предприятием на основе ключевых показателей, называется сбалансированной системой показателей (Balanced Scorecard — BSC).

Сбалансированная система показателей (BSC) представляет собой систему, которая позволяет руководителям на основе стратегических целей компании формировать четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности.

Построение сбалансированной системы показателей — кропотливая, работа, причем для всего персонала компании. Каждый сотрудник, от директора до рядового менеджера, должен знать и понимать, какой именно показатель характеризует его работу, и иметь достаточный уровень квалификации и, конечно же, мотивации.

Сбалансированная система показателей — это один из идеальных примеров контроля исполнения планов компании. Однако браться за формирование на предприятии столь сложной системы не стоит, пока не исчерпаны ресурсы более простых методик анализа исполнения планов, которые могут использоваться на предприятии. Поэтому хотелось бы уделить внимание и наиболее простому виду анализа исполнения финансовых планов предприятия — финансово-экономическому анализу.

Финансово-экономический анализ в данном случае необходимо проводить на основании данных управленческой отчетности. В рамках системы бюджетного правления можно выделить следующие виды анализа, которые представлены ниже.

1. Финансовый анализ:

а) анализ отчета о прибылях и убытках;
б) анализ управленческого баланса:

  • горизонтальный анализ баланса;
  • вертикальный анализ баланса (анализ структуры активов и пассивов);
  • сравнительный анализ баланса;
  • трендовый анализ;
  • факторный анализ;

в) анализ финансовой устойчивости предприятия;
г) анализ платежеспособности и ликвидности предприятия;
д) анализ степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;
е) анализ эффективности и рентабельности;
ж) коэффициент рентабельности инвестиций (ROI).

2. Экономический анализ:

а) анализ объема, структуры и качества реализации и производства продукции;
б) анализ затрат на производство;
в) анализ себестоимости продукции;
г) анализ факторов производства;
д) анализ использования основных фондов;
е) анализ использования рабочей силы (персонала и пр.).

Основная цель финансового анализа — получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Основными функциями финансового анализа являются:

  • объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;
  • выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
  • подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
  • выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия является управленческий бухгалтерский баланс. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату.

Наиболее важными задачами анализа баланса являются:

  • оценка эффективности и рентабельности. Показатели рентабельности как одни из основных показателей эффективности финансовой деятельности позволяют совокупно отразить «качество» финансового состояния организации и перспективы его развития. В. В. Ковалев различает две группы показателей рентабельности: 1) рентабельность как показатель отношения прибыли и ресурсов; 2) рентабельность как отношение прибыли и совокупного дохода в виде выручки от продажи товаров, работ, услуг. В первую группу входят показатели рентабельности капитала: совокупного, собственного, заемного; во вторую — рентабельность продаж;
  • оценка степени деловой активности предприятия. Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обусловлено в значительной степени его деловой активностью. К данной группе относят следующие показатели: общая капиталоотдача; оборачиваемость всех оборотных активов; оборачиваемость; оборачиваемость дебиторской задолженности; оборачиваемость банковских активов; оборот к собственному капиталу. Если относительные финансовые показатели могут быть выражены как в коэффициентах,так и в процентах, то показатели деловой активности лучше представлять в коэффициентах;
  • оценка финансовой устойчивости. Показатели определяют, насколько эффективно используется соотношение между собственным и земным капиталом. К ним относятся: коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент концентрации привлеченного капитала, коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств;
  • оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия. Группа показателей ликвидности определяет, насколько предприятие способно поддерживать свой уровень платежеспособности. К данной группе можно отнести следующие показатели: величина собственных оборотных средств (функционирующий капитал); маневренность собственных оборотных средств; коэффициент покрытия общий; коэффициент быстрой ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности); доля оборотных средств в активах; доля производственных запасов в текущих активах; доля собственных оборотных средств в покрытии запасов; коэффициент покрытия запасов;
  • коэффициент рентабельности инвестиций (ROI) — финансовый показатель, характеризующий доходность инвестиционных вложений. ROI представляет собой обобщенную формулу анализа прибыльности произвольных инвестиций в активы. Он рассчитывается следующим образом:

ROI = [Прибыль + (Цена продажи — Цена приобретения) ] * 100 / (Цена приобретения)

где: Прибыль — доходы, полученные за время владения активом; Цена приобретения — цена, по которой был приобретен актив; Цена продажи — цена, по которой был продан (или может быть продан) актив по окончании срока владения.

Подводя итог, необходимо сказать, что разработка системы контроля исполнения бюджетов — безусловно, один из наиболее важных аспектов всего процесса финансового планирования и управления компанией в целом. Выбор методов, оценки исполнения, системы показателей уникален для каждого конкретного предприятия и напрямую зависит от тех стратегических целей, которые были поставлены перед компанией, и от специфики ее функционирования. Процесс построения системы бюджетирования и системы исполнения бюджетов довольно сложен и трудоемок, поэтому реализовать его возможно лишь с помощью систем автоматизации. Выбирая информационную систему, в которой будет реализовано бюджетное управление организацией, нужно заранее предусмотреть возможность создания инструментов исполнения бюджета. Большинство программных продуктов, представленных на рынке, в той или иной степени поддерживают эти требования или содержат готовые решения. Тем не менее при продуманной организации контроля исполнения бюджета автоматизировать и ускорить работу можно и за счет таких общедоступных программных продуктов, как Excel или Access.

В заключение хочется снова отметить, что в первоначально принятые положения по исполнению бюджета потребуется вносить дополнения и изменения, продиктованные опытом и спецификой деятельности компании.

Ирина Анатольевна Лисовская

Бюджетирование не может существовать в компании само по себе. Процессом нужно управлять, организовывать, контролировать. Рассмотрим, какие направления контроля исполнения бюджетов существуют, как проводить анализ отклонений и корректировку бюджета. Вы также сможете скачать пример регламента контроля исполнения планов и бюджетов.

Для исполнения бюджета можно выделить три направления:

  • предварительный контроль исполнения бюджета
  • текущий (оперативный) контроль
  • заключительный контроль

Цель предварительного контроля за исполнением бюджета - профилактика потенциальных нарушений бюджета, иначе говоря, предупреждение необоснованных расходов. Он проводится до совершения хозяйственных операций. Наиболее распространенная форма такого контроля - согласование заявок (например, на оплату или отгрузку товаров со склада).

Текущий контроль исполнения бюджета подразумевает регулярный мониторинг деятельности центров ответственности для выявления отклонений фактических показателей их деятельности от запланированных. Проводится ежедневно или еженедельно по оперативной отчетности.

Заключительный контроль исполнения бюджета - не что иное, как анализ выполнения планов после закрытия периода, оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и по центрам ответственности.

Последние два вида контроля основаны на отчетности, сравнении плана с фактом. В общем виде процедуру их проведения можно разбить на три этапа:

  • сбор информации о фактическом исполнении плановых показателей и формирование отчетности;
  • выявление и анализ причин отклонений;
  • принятие решений о корректировке деятельности компании и ее структурных подразделений.

Схема 1.

Разрабатывая формы отчетов об исполнении бюджетов, убедитесь в том, что они полностью соответствуют исходным бюджетным формам. А именно – охватывают те же области управления, содержат те же показатели и с той же аналитикой. Иногда может понадобиться более глубокая детализация «фактической» отчетности. Например, не всегда возможно запланировать бюджет продаж в разрезе клиентов, однако для целей анализа отчет об исполнении его желательно формировать по покупателям.

В отчетах приводятся не только фактические данные за истекший период, но и плановые. Здесь же рассчитываются отклонения как в абсолютном, так и в относительном выражении. Дополнение отчета данными нарастающим итогом поможет сделать выводы о существующих тенденциях и спрогнозировать возможность выполнения бюджета по итогам года.

Все применяемые на предприятии отчетные формы нужно формализовать (аналогично бюджетным формам) – свести таблицы в «один альбом» и подготовить к ним инструкции по заполнению (наименование отчета, цель составления, входная информация, валюта и размерность, порядок заполнения).

Пример. Инструкция по заполнению отчета о выполнении плана продаж

Цель составления отчета – анализ динамики продаж продукции по рынкам сбыта.

Входная информация:

  • план продаж на отчетный период;
  • данные о фактических объемах продаж в натуральных и стоимостных показателях за месяц (квартал, год) текущего и прошлого годов.

Валюта и размерность - данные представляются в натуральном (в единицах измерения продукции) и стоимостном выражении – в миллионах рублей, а также в процентах с одним знаком после запятой.

Порядок заполнения отчета:

  1. Отчет о выполнении плана продаж составляется ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Фактические значения заполняются на основании данных регистров управленческого учета, плановые – по данным плана продаж за соответствующий период;
  2. Отчет состоит из двух разделов: доходы от продаж основной продукции и доходы от продаж прочей продукции. Доходы от продаж основной продукции детализируются на продажи на «внутренний рынок» и «внешний рынок». Дальнейшая детализация доходов от продаж основной продукции при подготовке отчетов за год проводится по региональным рынкам, при подготовке отчетов за квартал и месяц – по региональным рынкам, покупателям и договорам. Доходы от продаж прочей продукции детализируются по направлениям продаж – на внутренний рынок и на внешний рынок, а также по центрам ответственности, производящим данную продукцию;
  3. Для контрактов, расчеты по которым производятся в иностранной валюте, данные пересчитываются в рубли;
  4. Объем продаж за отчетный период – плановый и фактический объем продаж за отчетный период в стоимостном выражении;
  5. Отклонения фактических значений от плановых, а также процентное отношение суммы отклонений к плановому объему продаж. Выделяются отклонения по количеству продукции, цене, объемам скидок, а также вызванные структурным сдвигом. Под последним понимается различие номенклатуры фактически реализованной и запланированной к реализации продукции (продажа не учтенных в плане номенклатурных позиций или отказ от продаж запланированных). Величина отклонений объема продаж, вызванных структурным сдвигом (Δs), рассчитывается только по не учтенным в плане или запланированным, но не реализованным номенклатурным позициям. Расчет величины отклонений производится следующим способом:

(Δs) = (Vf Pf) – (Vp Pp),

где Vf – фактический объем продаж;

Vp – плановый объем продаж;

Pf – фактическая цена;

Pp – плановая цена, нарастающим итогом с начала периода. В этом разделе отчета отражаются фактический объем продаж за период с начала года, сумма накопленного отклонения от плана, а также процентное отношение отклонений к плановой сумме продаж.

На этом же этапе стоит продумать, какие отчеты и каким руководителям будут представляться. Например, генеральный директор контролирует итоговые показатели деятельности предприятия. Для него можно готовить специальный комплект сводных отчетов по функциональным направлениям и отдельно отчет об эффективности деятельности компании в целом.

Такой пакет отчетности может включать:

  • сводный отчет о продажах и поступлениях денежных средств;
  • отчет о закупках (как товарно-материальных ценностей, так и услуг) и расходовании денежных средств;
  • производственный отчет;
  • отчет об эффективности инвестиций;
  • отчеты верхнего уровня (отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, управленческий баланс).

Тогда как для главного энергетика и главного механика, отвечающих за уровень затрат на ремонт энерго- и механического оборудования соответственно, будет достаточно отчета о выполнении программы ремонтов.

Важно

Обеспечить систему бюджетирования фактическими данными. Проведите аудит учетной системы – содержит ли она все аналитические признаки, заложенные в бюджетах. Если нет, то сравнение плана с фактом может оказаться некорректным.

Выявлять отклонения на самых ранних этапах. Определите, какие методы предварительного и текущего контроля бюджета можно использовать в компании. Например, ввести процедуры согласования заявок на платеж или отпуск материалов со склада. Это позволит избежать неоправданных расходов, предупредить неисполнение бюджета и заранее принять меры.

Регламентировать процедуры контроля. Создайте отдельный регламент бюджетного контроля. Опишите в нем виды и этапы проверок, их периодичность, порядок пересмотра бюджетов, ключевые показатели и диапазоны их отклонений. Это сделает процесс контроля прозрачным и понятным, повысит исполнительскую дисциплину.

Читайте также :

Анализ отклонений при исполнении бюджета

Задача анализа отклонений (факторного анализа) - определить, чем именно были вызваны расхождения по той или иной статье бюджета, кто в них виноват – какие-то конкретные подразделения или внешняя экономическая ситуация.

Как правило, факторный анализ проводится планово-экономическим отделом компании (см. схему 2 ниже). Его результаты служат основанием для решения о премировании или депремировании сотрудников по итогам отчетного периода. Но на этом управляющая функция системы контроля не исчерпывается. Необходимо также разработать мероприятия по минимизации влияния негативных факторов, обнаруженных в ходе анализа, и определиться с тем, можно ли исправить положение и добиться исполнения бюджета по итогам года, а также что потребуется для этого сделать.

Схема 2. Схема факторного анализа отклонения по прибыли

На практике отклонения чаще всего допустимы, когда план отличается от факта на величину в пределах от 0 до 10 процентов. Считаются сверхнормативными при расхождении до 30 процентов, аварийными – свыше 30 процентов. Но это общий подход. Для некоторых показателей цифры могут быть совершенно другими, все зависит от специфики деятельности компании. Например, в некоторых отраслях промышленности отклонение на 5 процентов по расходу нормируемых ТМЦ в производстве – аварийное, а в отношении административно-хозяйственных затрат – обычное дело. Определение пределов допустимости отклонений стоит поручить планово-экономическому отделу, а сделать это можно на основе анализа статистических данных за прошлые периоды.

В зависимости от того, за какой период времени обнаружено отклонение и на какую величину, принятие решения о корректирующих действиях можно поручить руководителям разных уровней. В частности, если речь идет о ежедневном контроле, основные решения принимаются руководителями структурных подразделений. Например, при незначительном отклонении от плана объемов производства сборочного цеха его начальник самостоятельно разбирается в причинах и принимает соответствующие меры. В случае сверхнормативных отклонений принятие решений передается выше – на уровень руководителя центра ответственности «Дирекция по производству», аварийных – вмешивается генеральный директор.

Когда анализируются данные накопленным итогом за два-три квартала (получится ли выйти на запланированные годовые показатели), независимо от величины отклонения все решения принимает непосредственно генеральный директор, поскольку они могут быть связаны с корректировкой деятельности предприятия в целом.

Корректировка бюджетов

оправдан только в случае существенных изменений внешней или внутренней среды предприятия, а также если отклонения по некоторым показателям превысили допустимые значения. В качестве примера внешних факторов можно привести изменение конкурентной ситуации на рынке, внезапный рост или падение цен на потребляемые ресурсы. Внутренними причинами могут быть нарушение технологического процесса, неполадки оборудования, смена руководства компании.

В российской практике нередко встречаются ситуации, когда бюджет предприятия на текущий период постоянно корректируется, чуть ли не до десяти раз в месяц. Но зачем тогда он вообще нужен? Ведь вместо того, чтобы приложить усилия и попытаться достичь поставленных целей, менеджмент просто их пересматривает.

Как руководителям компаний, так и их сотрудникам важно помнить, что – это вовсе не доказательство их вины. А план для того и нужен, чтобы пытаться его достичь, пусть и в усложнившихся условиях. Не нужно прибегать к корректировкам «по поводу и без», иначе бюджетирование превращается в пустую формальность.

Вряд ли стоит запускать процедуру корректировки бюджетов из-за сверхнормативного перерасхода средств в части административно-хозяйственных расходов. Другое дело, если объем продаж упал на 30 процентов. Следовательно, имеет смысл заранее определиться с ключевыми (контрольными) бюджетными показателями, существенные отклонения которых послужат сигналом для запуска процедуры пересмотра. Кроме объема продаж такими показателями могут быть переменные затраты на единицу продукции, поступления или чистый денежный поток от операционной деятельности и т. д.

Среди прочего решение о пересмотре бюджета зависит и от горизонта планирования. Например, на месяц он формируется в оперативном режиме исходя из сложившихся текущих условий деятельности. Его корректировка допустима только при аварийных отклонениях. Лучше завершить текущий месяц по старому плану, а следующий уже планировать исходя из новых условий.

Что касается квартальных планов, имеет смысл их пересматривать не чаще одного раза в квартал и только в двух случаях. Во-первых, если расхождение контрольных показателей с фактом превысило допустимый уровень. Во-вторых, когда есть уверенность в том, что внешняя среда изменится настолько, что отклонения от бюджета будут выше допустимых значений. Наконец, корректировка годового бюджета оправдана при существенных изменениях внешней среды и в случае чрезвычайных событий в самой компании. То есть когда становится понятно, что в силу сложившихся обстоятельств невозможно выполнить план по основным показателям деятельности компании.

Полезный материал? Добавьте страницу в закладки, сохраните, распечатайте или переадресуйте.