Мыслительные операции
В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию (рис. 2). С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
Рис. 2. Мыслительные операции
Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. Наряду с выделением существенных частей предмета, анализ позволяет мысленно выделить и отдельные свойства предмета, такие как цвет, форма предмета, скорость процесса и т.д. Следует обратить внимание и на то, что анализ возможен не только тогда, когда человек воспринимает какой-либо предмет, но и тогда, когда он воспринимает его по памяти. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.
Синтез – мысленное соединение отдельных составляющих объекта в единое целое.
Эта операция функционально противоположна анализу. Вместе с тем анализ и синтез столь взаимосвязаны, что их независимость друг от друга весьма условна. Например, изучая индивида, психолог выявляет отдельные его черты и одновременно создает психологический портрет в целом. Единство этих операций столь велико, что С. Рубинштейн в качестве важнейшего механизма мыслительной деятельности обозначил познавательную операцию «анализ через синтез ». Ее суть состоит в последовательном чередовании этих операций при изучении объекта. Познавая объект, индивид включает его во все новые связи с другими объектами. В этих обновляющихся связях объект проявляет новые качества и свойства, которые вновь анализируются, и т.д.
Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.
Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т. д.).
Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов являются для человека существенными. Операцию сравнения человек может осуществлять двумя путями: непосредственно и опосредованно. Когда человек может сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, он использует непосредственное сравнение. В тех случаях, когда человек осуществляет сравнение путем умозаключения, он использует опосредованное сравнение.
Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам.
Так, исследуя уровни развития процессов восприятия у отдельных детей, мы с определенной гарантией (риском, достоверностью) переносим выявленные феномены на всех детей, устанавливая тем самым некоторые закономерности.
Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.
Абстрагирование – игнорирование в познаваемом объекте всего того, что в данной ситуации может быть отнесено к несущественному, и выделение только важного, значимого. Например, при изучении психологического климата в группе на первых порах в целях оперативного получения общей картины можно не учитывать ее половозрастной состав. Однако же ясно, что подобный учет приблизил бы результаты наблюдения к объективным.
Абстракция широко используется человеком при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.
Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта.
Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.
а) беспричинных
б) корреляционных
в) причинно-следственных
г) все ответы верны
2. Мышление как процесс решения задач характеризуется в:
а) широком смысле
б) узком смысле
в) локальном смысле
г) все ответы неверны
3. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:
а) ассоциативной психологии
б) бихевиоризма
в) гештальтпсихологии
г) когнитивной психологии
4. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек (-ла):
а) бихевиоризм
б) психоанализ
в) гуманистическая психология
г) теория деятельности мышления
5. Теоретическое и практическое мышление различают по:
а) типу решаемых задач
б) по характеру обобщений
в) активности субъекта
г) ведущему анализатору
6. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного «схватывания» структуры ситуации или задачи представляет coбой _______ мышление.
а) интуитивное
б) дискурсивное
в) аналитическое
г) все ответы неверны
7. Предположение, проект решения задач проявляется как:
а) интеллект
б) инсайт
в) эвристика
г) гипотеза
8. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
а) анализ
б) синтез
в) обобщение
г) классификация
9. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
а) анализ
б) синтез
в) обобщение
г) классификация
10. Теоретическое мышление как оперирование знаниями выражается в:
а) понятиях
б) суждениях
в) умозаключениях
г) все ответы верны
ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
В структуре познавательной деятельности человека особое место занимает воображение (или фантазия). При помощи этого психического процесса человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее.
С помощью ощущений, восприятий, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессам, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы - образы воображения.
Работая над содержанием темы, следует иметь в виду, что образы фантазии могут быть реализованы, но могут остаться на уровне идеального (психического). Именно в этом их своеобразие. Ни одно живое существо не обладает фантазией, это исключительно человеческое свойство.
В психологии принято различать два вида воображения: воссоздающее и творческое.
Членение воображения на творческое и воссоздающее до некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Если ученый воссоздает по найденной кости скелет древнего животного, то он не только «расшифровывает» кость, но и комбинирует, по-новому сочетает имеющиеся знания, т. е. проявляет творчество. Если писатель силой творческого воображения создает неповторимый образ литературного героя, то элементы воссоздающего воображения в виде лиц, картин природы, взаимодействия персонажей представлены в полной мере.
При рассмотрении вопроса о способах создания новых образов отметить, что все они есть, по сути, результат аналитико-синтетической деятельности мозга (что роднит воображение с мышлением). Проблема развития воображения это отчасти проблема обучения созданию образов воображения: агглютинации, схематизации, типизации и т.п.
Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче (например, создание художником картины на определенную тему или работа ученика на уроках истории, географии), а также в процессе непреднамеренного, нецеленаправленного воображения (свободное течение образов во время отдыха, в случайных ситуациях и по случайному поводу).
Дело в том, что мышление направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений. Мышление как бы «вычерпывает» знания из предметов, явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно тогда, когда есть достаточно сведений или их можно добыть путем различных логических операций. А если этих сведений мало, если их пока и добыть невозможно, тогда помогает творческое воображение. Оно предлагает недостающие сведения, при его помощи создаются пропущенные звенья, увязываются факты в систему. Эти факты и вся система служат временно, до тех пор, пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними.
Следует отметить, что роль творческого воображения не во всех областях человеческой деятельности одинакова. Например, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве, так как ученому приходится иметь дело с большей степенью определенности, чем писателю.
Вопросы для изучения по теме:
1. Природа и своеобразие воображения как познавательного процесса.
2. Своеобразие образов воображения.
3. Виды воображения.
4. Мечта как особый вид воображения.
5. Приемы создания образов воображения
6. Познание, творчество, личность.
Литература
- Брунер Дж. Психология познания. М: Прогресс, 1977.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.,1989.
- Рибо Т. Анализ воображения. Интеллектуальный фактор. (Эмоциональный фактор) Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III.Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1998. с.461-463, 478-482.
- Гибсон Дж. Связь между воображаемым и воспринимаемым. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III.Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1998. с.466-467.
- Найсер У. Воображение и память. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III.Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1998. с.468-470.
Глоссарий
Воображение – психический процесс, выражающийся: 1)в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2)в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3)в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4)в создании образов, соответствующих описанию объекта.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятельности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи и т. п.). По содержанию пространственные представления подразделяются на представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа) и (образ радиотехнической схемы, структурной химической формулы и т. п.). По способу создания пространственные представления различаются в зависимости от характера творческой активности человека, направленной на преобразование ранее полученных образов. Хорошее развитие Пространственные представления. является необходимой предпосылкой научно-технической, изобразительно-художественной, спортивной и многих др. видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.
Тесты для самопроверки
В отличие от других совершается в соответствии с определенной логикой.
В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- абстрагирование;
- обобщение.
Сравнение — мыслительная операции, основанная на
Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.
Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.
Абстрагирование — выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Формы логического мышления
Основными формами логического мышления являются:
- понятия;
- суждения;
- умозаключения.
Понятие
Понятие - форма мышления, отражающая словом конкретными и абстрактными.
Суждение
Суждение - форма мышления, отражающая связи форме утверждения или отрицания.
Умозаключение
Умозаключение - вывод.
Различаются умозаключения:
- индуктивные;
- дедуктивные;
- по аналогии.
Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному
Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает , без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, умений, навыков.
Логика и эмоции в процессе мышления
В отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.
Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.
Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.
Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.
Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.
Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.
Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.
Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.
Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.
мышление речевой психический инсайт
Описание различных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.
В психологии наиболее распространенной является следующая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя критериями. Один из них (первая часть названий) -- это та конкретная форма, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать:
- · объект как таковой в своей материальности и конкретности;
- · объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;
- · объект, описанный в той или иной знаковой системе.
Другой критерий (вторая часть названий) -- это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир:
- · через практическое действие с объектом;
- · с помощью оперирования образными представлениями;
- · на основе логических понятий и других знаковых образований.
Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой всех более поздних форм мышления. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и не наблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Описанные виды мышления образуют этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Поэтому их нельзя оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности. Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом» мышления вообще, Конечной точкой интеллектуального развития.
В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим -- оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами. Некоторые психологи полагают, что наглядный и вербальный типы мышления являются «антагонистами»: носителям первого труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.
Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. Теоретическое мышление направлено на познание законов и правил, практическое -- на разработку средств реального преобразования окружающего мира. Отечественный психолог Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца» писал: «Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой». Важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. С.Л. Рубинштейн рассматривал практическое мышление как предпосылку и исходную форму теоретического мышления.
По степени рефлексии разделяют интуитивное и аналитическое мышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной, структурный и уровень осознанности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. При интуитивном решении задачи ответ появляется мгновенно в виде «ясного видения» проблемной ситуации. В психологии такой путь решения называется инсайт -- озарение, внезапное понимание. Развитое мышление представляет собой сложное единство интуитивных и логических компонентов, тесно связанных между собой.
Мышление возникает и протекает в виде особых операций, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемной ситуации, рассматриваются составляющие ее элементы, находится решение. Основными мыслительными операциями, необходимыми в каждой мыслительной деятельности, являются анализ и синтез. Анализ-- мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез -- мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. Всякая мыслительная деятельность является аналитико-синтетической.
Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом. Сравнение -- мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.
Эти сходные признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом. Абстракция -- мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных. Обобщение -- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Необходимая предпосылка обобщения -- сравнение предметов друг с другом. Обобщение может опираться на разные признаки сходных предметов. Но важнейшее значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков, не только общих, но и существенных для данных предметов. Именно оно ведет к образованию понятий, к открытию законов, к познанию закономерных связей и отношений. Абстракция и обобщение тесно связаны друг с другом. Человек не мог бы обобщать, если бы не отвлекался от различий в том, что он обобщает.
Выделение общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимости от сходств и различий.
Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие -- форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлении, выраженная словом или группой слов. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Овладеть понятием -- значит овладеть всей совокупностью знаний о предметах, к которым относится данное понятие. Понятия образуют более сложные формы мышления: суждения и умозаключения.
Суждение -- форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предметами, между теми или иными их признаками и свойствами. Например, «Земля вращается вокруг Солнца».
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается относительно всех предметов данной группы, данного класса («Все реки текут»). В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым объектам («Некоторые студенты -- отличники»). В единичных суждениях-- только к одному («Этот ученик плохо выучил урок»). Утверждать или отрицать что-либо можно с разной степенью уверенности. Важно, чтобы уверенность в правильности суждения была обоснована объективными данными. В значительной мере легкость, с которой возникает уверенность в суждениях, обусловлена индивидуальными особенностями личности.
К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что наблюдается, так и опосредованно -- через умозаключение. Умозаключение -- форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются посыпками умозаключения. Первое суждение, общая, или большая, посылка: «Все сланцы горючи». Второе суждение, частная, или меньшая, посылка: «Данное вещество является сланцем». Умозаключение: «Данное вещество горюче».
Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Различают два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индукция -- логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция -- логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Два этих вида умозаключений тесно связаны друг с другом, сложные процессы рассуждений всегда представляют собой целую цепь умозаключений, в которой используются и переплетаются оба вида. Кроме того, выделяют умозаключения по аналогии, или умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев в каком-либо отношении.
Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.
Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Мыслительные операции. Формы мышления.
1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)
2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое
3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия
4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам
5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.
6. Конкретизация - это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.