Что такое магистратура и бакалавриат: разница. Кто такие бакалавр, специалист и магистр Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Доучившись до конца школы (а то и университета), многие так и не понимают, в чем отличие специалитета, бакалавриата и магистратуры. Между ними есть много различий, но есть и кое-что общее: все это показатели высшего образования, со свидетельством о котором можно занимать такие должности, какие без диплома о высшем не стоит и думать.

Если почитать материалы в нашем телеграм-канале , вы поймёте, что все эти ступени обучения различаются между собой одновременно несколькими факторами: насыщенностью программы, количеством теоретических и прикладных дисциплин и длительностью обучения.

И хоть в последнее время в вузах не встречаются дипломы специалистов, все же нужно разбираться, в чем разница бакалавриата, специалитета и магистратуры.

А теперь обо всем по порядку.

О системе образования в целом

В далеком 1999 году в ходе Болонского процесса установили всеобщую двухуровневую систему образования. В ней бакалавриат является первой базовой ступенью высшего образования, а следующей – магистратура.

Страны договорились соблюдать эту систему, чтобы сохранить по всей Европе более менее единый стиль образовательного пространства.

Любая страна, которая хотела попасть в эту систему, должна была подписать договор. Россия вошла в этот союз только в 2003 году, после чего сразу пошли изменения в системе образования.

Так, первыми вузами, которые приняли новую европейскую систему, стали МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. Позже подтянулись и остальные вузы.

Уровни высшего профессионального образования в России

Высшее профессиональное образование включает в себя следующие ступени:

  1. Высшее проф., с присвоением квалификации «бакалавр».
  2. Высшее проф., с присвоением степени «дипломированный специалист».
  3. Высшее проф., с присвоением квалификации «магистр».

Сроки прохождения базовых программ образования

Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:

  • те, кто нацелен на получение степени бакалавра, учатся не менее 4-х лет;
  • те, кто намереваются получить диплом квалифицированного специалиста, проходят обучение больше 5 лет (иногда 5,5 лет);
  • те, кто выбирает направление магистратуры, должны проходить обучение в течение не меньше 6 лет.

Бакалавриат

Диплом бакалавра – показатель успешного завершения второй ступени высшего проф. обучения.

Первая ступень высшего проф. обучения – это неполное высшее, которое учащийся проходил по основным программам университета в течение не менее 2-х лет. Конкретный срок и содержание такой учебы отражаются в приложении к диплому.

Получить неполное высшее студент может, если будет отчислен или самостоятельно решит покинуть вуз в силу ряда причин.
Студент должен быть готовым к тому, что большинство работодателей не рассматривают кандидатов с неполным высшим образованием.

Бакалавр, в свою очередь, должен:

  • изучить общеобразовательные и общепрофессиональные предметы;
  • освоить специальные дисциплины и практику;
  • пройти итоговую аттестацию и получить квалификацию «бакалавр».

Такая квалификация предоставляет кандидату право претендовать на должности, где главное требование - наличие высшего профессионального образования.

Специалитет

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа .

Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.

Магистратура

Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.

Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.

Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу , при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.

Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.

Разница между бакалавриатом и специалитетом

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста

Кроме самого звания - «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению - в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

  1. Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
  2. Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.



Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.

Различия между специалитетом и магистратурой

Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:

  1. Программа современного специалитета.
  2. Программа магистратуры.

Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.

Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.

Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста

В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.

Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.

Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.

На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.

За последние 15 лет ветер перемен разметал многие устойчивые понятия на российских просторах. Советское высшее образование, такое добротное и понятное, постепенно сошло на нет и теперь с трудом выстраивается новая система. Мы постепенно привыкаем к новым названиям: бакалавриат и магистратура.

Немного истории

Для российских студентов все началось в 1996 году. В вузах была введена двухуровневая система подготовки. Целью нововведения было присоединение к Болонскому процессу - добровольное объединение систем высшего образования в странах Европы, которое к тому времени насчитывало около двух десятков лет.

Процесс присоединения к европейским стандартам был оформлен юридически в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. И с начала 2011 двухуровневая система стала основной в российском высшем образовании.

Справедливости ради надо сказать, что студенты, поступившие до 2010, еще имеют возможность получить степень «дипломированный специалист». Это промежуточная ступень между бакалавром и магистром. Но на сегодняшний день система восхождения на скалу из гранита науки выглядит следующим образом:

  1. Бакалавр;
  2. Магистр.

В чем разница между бакалавром и магистром

Эти два столь непривычные для нашего слуха слова означают степень подготовки выпускника вуза. Для понимания, чем отличается бакалавр от магистра, нужно знать цели подготовки на этих двух ступенях.

Бакалавриат - подготовка практикующего специалиста

Окончив школу, молодые люди поступают в бакалавриат. Это начало высшего образования. Проучившись в течение 2 лет, каждый из них может получить диплом о неполном высшем. То есть выдается диплом о том, что вы осилили половину первой ступени высшего профессионального образования, объем и содержание которого указывается в приложении к этому диплому.

Но на этом практически никто не останавливается. Продолжив учебу еще на 2 учебных курса, и пройдя итоговую аттестацию, вы получаете диплом бакалавра. К этому времени вы проходите не только общеобразовательные науки, но и специальные дисциплины и профессиональную практику. Этот диплом - свидетельство о полноценном и оконченном высшем профессиональном образовании. Вы имеете право претендовать на должности, в квалификационных требованиях которых значится необходимость иметь высшее образование.

Магистратура - нацеленность на научную работу

При желании дальше покорять научные вершины или заниматься преподавательской деятельностью в вузах, необходимо поступление в магистратуру. Магистратура необходима студентам, желающим или имеющим возможность в дальнейшем заниматься научной деятельностью или преподавать в вузе.

Но желающих учиться дальше после 4 лет обучения в университете на сегодняшний день, по данным статистики, примерно 25-30% от общего числа студентов. Объяснение стоит искать в реалиях нашей жизни. Не каждый студент может позволить себе продолжать учебу.

Минус еще и в том, что на работу предпочитают брать бакалавров - для офисной работы больше и не нужно. Человек должен уметь работать с информацией, обрабатывать документы, работать в коллективе. Словом быть грамотным и исполнительным сотрудником компании. И особых занятий научной деятельностью здесь не требуется. Именно поэтому большинство студентов предпочитают потратить 4 курса на получение базовых знаний, некоторого практического опыта и потом всерьез заняться карьерой.

От поступления в магистратуру удерживает еще несколько моментов:

  • Необходимость заново сдавать экзамены при поступлении. Даже в своем родном университете вы снова оказываетесь на правах абитуриента и в одном ряду с поступающими из других вузов.
  • На бесплатное обучение в магистратуру поступить еще тяжелее, чем при освоении первой ступени. Испытание проходит примерно одна треть из подавших заявление. Но для страстно желающих поступить есть платное обучение.
  • Можно считать фактом то, что стартовая зарплата магистров больше, чем у бакалавров. Особенно это подтверждают зарубежные исследования (например, в США и Канаде). Подробнее можно посмотреть в другом материале: статистика зарплат магистров и бакалавров .

Плюсы и минусы двухуровневой подготовки

Новая система ступеней вузовского обучения еще не укоренилась на просторах бывшего СССР и вызывает много трудностей в понимании. Для кадровиков иногда порой трудно определить степень подготовленности новоиспеченного специалиста. Тем более, что и те, и другие при заполнении анкеты пишут «высшее образование». Старшее поколение воспринимает выпускника первой ступени скорее как «недоучку». Кроме того, есть области, где диплом бакалавра явно не выигрышный момент: юриспруденция, экономика, высокие технологии. Первая ступень иногда приравнивается к техникуму (по мнению кадровиков старой закалки).

Но есть и плюсы. Крупные компании быстрее возьмут на работу выпускника первой ступени. Особенно те структуры, которые имеют собственную систему подготовки кадров. Ведь легче научить, чем переучивать. А доучить человека, который освоил практику обучения в вузе намного легче - тренировка в течение 4 лет дает навыки готовности к обучению.

Да и нацеленность на практику у него больше, чем у магистра. Ведь за время продолжения учебы в магистратуре создается ориентировка больше на научно-теоретическую деятельность, чем на практическую.

Если же студент мечтает заниматься научной деятельностью, продвигать научно-технический прогресс в лабораториях или в последствии учить студентов - без диплома магистра ему не обойтись.

Но перед поступлением для продолжения обучения, нужно узнать, если ли у вашего вуза лицензия на выпуск магистров и срок ее действия. Нежелательно, чтобы лицензия заканчивалась в год вашего окончания магистратуры. В жизни все бывает…

маги стр , магистра, муж. (лат. magister - учитель) (книж. ).

1. Первая ученая степень, присуждавшаяся университетами и духовными академиями лицам, выдержавшим специальный экзамен и публично защитившим диссертацию (дорев. ).

| Лицо, обладающее этой степенью (дорев. ). Магистр русской истории. Магистр богословия.

2. Глава духовно-рыцарского ордена (ист. ). Великий магистр Ливонского ордена. Магистр Мальтийского ордена.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от лат. magister начальник, глава, учитель)

1) в Др. Риме должностное лицо (магистр всадников и др.); позднее в Европе глава некоторых светских и церковных учреждений (напр., Великий магистр, или гроссмейстер , - глава духовно-рыцарского ордена).

2) в некоторых странах ученая степень, средняя между бакалавром и доктором наук. Присуждается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение, имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс обучения (1-2 г.), сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию. В Российской Федерации вводится с нач. 90-х гг.;

3) В России в 19 - нач. 20 вв. низшая ученая степень.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

(от лат. magis - глава, начальник, учитель).

1) Одна из основных ученых степеней (званий), присваиваемая в средневековой системе образования (наряду с доктором, бакалавром, лиценциатом). Обычно магистры дифференцировались по изучаемым и преподаваемым ими предметам: м. искусств, м. теологии и т.д.

2) Звание, присваиваемое чиновникам папской администрации и главам католич. духовно-рыцарских орденов.

Этимологический Словарь Русского Языка

Древнерусское – магистръ.

Немецкое – Magister.

Латинское – magister (начальник, учитель).

Слово «магистр» в значении «глава ордена» пришло в русский язык из латинского.

В значении «человек с ученой степенью» слово «магистр» пришло в русский язык в XVIII в. из немецкого языка, хотя первоисточником является все то же латинское magister.

Производные: магистерский, магистрант.

Педагогический терминологический словарь

(от лат. мagister - начальник, глава, учитель)

1. в Древнем Риме должностное лицо; позднее в Европе глава некоторых светских и церковных учреждений;

2. учёная степень в ряде стран, средняя между бакалавром и доктором наук, присуждается лицам, окончившим университет (или приравненное к нему учебное заведение), имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс обучения (1- 2 года), сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию. В России в 19-20 вв. являлась низшей учёной степенью, а с введением государственных экзаменов - первой учёной степенью; давала право на занятие университетской кафедры и на чин IX класса. В Рос. Федерации с начала 90-х гг. стала присуждаться как средняя степень между бакалавром и кандидатом наук.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 136)

вторая академическая степень (квалификационная степень, квалификация), которая присваивается по результатам аттестации лицам, имеющим первую академическую степень (квалификационную, квалификацию) бакалавра (или квалификацию "дипломированного специалиста") и успешно освоившим соответствуюшие образовательные программы высшего профессионального образования продолжительностью обучения не менее двух лет (не менее одного года - для дипломированного специалиста), и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной (как правило, научно-исследовательской или научно-педагогической) деятельностью или поступить в аспирантуру.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 49)

для получения квалификации (степени) "магистр" установлен срок освоения основных образовательных программ - не менее чем шесть лет.

(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002. С. 111)

См. также Бакалавриат, Итоговая государственная аттестация магистра, Магистратура

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а , м.

1. Ученая степень, а также лицо, имеющее эту степень.

* [Телегин :] Брата моего Григория Ильича жены брат, может, изволите знать, Константин Трофимович Лакедемонов, был магистром . // Чехов. Дядя Ваня // *

2. В средние века глава духовно-рыцарского ордена.

Болонская система, не так давно внедренная в России, предлагает наличие нескольких ступеней образования. Магистратура это одна из таковых стадий. Для российского менталитета не совсем понятная данная категоризация, поэтому возникают недомолвки о целях и уровне высшего образования сегодня.

Магистратура

Понять, что такое магистратура, можно при сравнении новой системы получения знаний с распространенной в России ранее. До недавнего времени просвещение происходило на протяжении пяти лет, по итогу которых выпускник считался специалистом.

Категоризировалась эта подготовка как специалитет. Сегодня многоуровневая система предполагает несколько этапов обучения. Основа или первый этап в виде бакалавриата является законченным высшим образованием. Точнее его первой ступенью. Затем следует магистратура.

Болонская схема предполагает следующую поэтапность в обучении:

  • Бакалавриат - 4 года.
  • Магистратура - 2 года.
  • Аспирантура - 3 года.

Кроме сопоставления с существовавшей ранее системой понятие магистратуры раскрывается и при ее сравнении с бакалавриатом. Последний представляется в виде нескольких курсов с прохождением общих дисциплин, но в своем направлении (филологическим, техническом и т.д.). Здесь преподаются более углубленные знания, чем в школе, но они не являются адаптированными и глубинными по определенной специальности. Магистратура же выступает первым шагом к научной деятельности и профилирует обучающегося по конкретной специализации.

Что дает

Достоинств у нынешней системы обучения масса. Благодаря ей можно получать знания в изначально выбранном направлении, что будет положительно принято будущими работодателями. Либо несколько переквалифицировать процесс обучения, если при получении степени бакалавра пришло понимание того, что получаемая специальность не очень близка. Стоит отметить, что магистратура это полноценный процесс, который занимает стандартный объем времени. Студента ожидают не только аудиторные занятия, но и практическая деятельность, а также написание околонаучных работ по специальности.

Перечень привилегий:

  • имеется возможность развиться в своей сфере, получить углубленные знания по конкретной специальности;
  • разрешено переквалифицироваться в допустимых пределах и пройти обучение по отличной от бакалавриата специальности;
  • статус образования аналогичен распространенной на международной арене системе (можно перевестись на постоянной основе или участвовать в обмене с зарубежными учреждениями);
  • допускается преподавательская деятельность по окончанию обучения;
  • приобретение навыков научной деятельности, что готовит к поступлению в аспирантуру.

Еще одним практичным плюсом для молодых людей выступает отсрочка от армии. Но исключительно при поступлении на очную форму обучения. Котировка получаемого сегодня образования и ее идентичность международной классификации позволяет не только получать знания за рубежом на базе российского бакалавриата. Теперь и отучившиеся за границей российские умы могут спокойно возвращаться на родину с пониманием того, что их уровень образования будет здесь принят.

Высшее образование или нет

Магистратура это, безусловно, высшее образование на территории России и в других странах. Принципиально Россия и перешла на такую систему для большей интеграции в мировое сообщество благодаря выпускаемым из ВУЗов специалистам. Хотя это несколько спорная ситуация. Благодаря внедрению многоуровневой системы учебы российские выпускники начали котироваться за границей. Такая инициатива облегчает поступление на работу и переезд за границу, потому что диплом приравнивается к международному нормативу. В этом случае России может грозить так называемая brain drain («утечка мозгов»).

Интересным моментом является возможность переквалифицироваться на иную специальность по окончанию бакалавриата. Поскольку он предусматривает наличие множества общих предметов, то магистратуру позволено выбрать в несколько отличном от него профиле. Сложно представить резкие перемены специализации. Например, бакалавр историк или эколог не пойдет на техническую специальность в магистратуру. Смысл ее получения состоит несколько в ином. Такая кардинальная разобщенность направления обучения не говорит в пользу глубинных знаний. В магистратуру может пойти выпускник бакалавр из иного ВУЗа.

Но это новшество открывает двери отечественных ВУЗов для принятия на обучение и иностранных студентов. Таким образом, мы исключаем из своей истории некое образовательное обособление. Однако, полноценный результат такого нововведения будет виден чуть позже. Болонская система и закрепляющая ее декларация это разработка европейских стран, с которыми у нас несколько напряженные взаимоотношения.

Это второе высшее

Получение нескольких высших образований это специфическая практика, широко распространенная на просторах Российской Федерации. Зарубежное образование в высших учебных заведениях более мобильное или гибкое. Оно предполагает изменение курса обучения уже на первых этапах. Российское вопреки ему более стабильно и монументально. Поэтому было принято решение о присоединении к болонской системе обучения. Благодаря ей можно несколько изменить и расширить теоретические и практические знания, что будет отражено в итоговом дипломе.

Вторым высшим образованием следует считать полноценное обучение также длиною 4-6 лет, получаемое по окончанию или же параллельно иному диплому. То есть магистратура не является таковым. Для обывателей остается открытым вопрос о том, чем же считать бакалавриат. Это первичная ступень высшего образования, также предполагающая выпуск дипломированных специалистов, готовых к работе (но подходящих не для всех уровней профессиональной деятельности).

Это ученая степень

Магистратура это источник получения степени, которую нельзя обозначить как ученую в полном смысле такой терминологии. Скорее здесь более уместно применение словосочетания «академическая степень». В дипломе выпускающегося магистра будет указано слово «степень» в скобках рядом с наименованием документа.

Тем не менее магистратура наряду с получаемой здесь спецификацией является и неким превью для получения в дальнейшем ученой степени без оговорок. Последнее реализуется посредством поступления в аспирантуру после окончания магистрата. Магистратура это продолжение полученного человеком ранее высшего образования. Его вторая ступень, углубление знаний в конкретной области, но не вторая «вышка» и не обязывающая к поступлению в аспирантуру фаза. Тем не менее именно она является проходным билетом для получения ученой степени в аспирантуре. После чего выпускник может заниматься полноценной научной деятельностью.

Это полное высшее

Говорить в данном случае о полном высшем образовании следует при уточнении понимания такового. В своем законченном виде и бакалавриат и бакалавриат+магистратура характеризуются как высшее образование. Выявляется лишь разница в цели применения знаний. Для многих подходящим уровнем останется степень бакалавра. Те, кто захочет углубить полученные ранее знания, пойдут в магистры.

Магистратура это не существующее само по себе высшее образование. Степень получается исключительно на предыдущей фазе обучения. Поэтому эти два года не идут отдельной линией и не считаются отдельным высшим образованием. Это продолжение обучения. Не стоит забывать и о наличии аспирантуры, как следующей ступени «вышки». Оконченная магистратура это неплохой плацдарм для нее, но не обязывающий к продолжению учебы.

Несоответствие количества лет по сравнению с предыдущей системой специалитета вызывает много вопросов относительно уровня сегодняшнего образования. Ее понижение до бакалавриата не является вполне правомерным, поскольку отличается даже количество лет для обучения. Тем не менее это скорее теоретическое сравнение. Выпускник специалитета не может в полной мере называться магистром. Ему следует сначала пройти соответствующее обучение. И в этом плане специалитет приравнивается именно к бакалавриату.

Чем отличаются бакалавриат и магистратура

Данная система недостаточно укрепилась в сознании населения России и людям кажется, что бакалавриат это не полноценное высшее образование. Для понимания следует смотреть на существующую ныне систему под несколько другим углом. Она реформаторская для Российской Федерации, поэтому не нужно всецело воспринимать ее на фоне популярной ранее пятилетней схемы специалитета. По итогу бакалавриат является первой и по-своему законченной ступенью высшего образования.

По восприятию резидента другой страны, где распространена эта многоступенчатая схема, такой уровень не является чем-то неполноценным. Более того, стоит понимать, что массовое поступление в ВУЗы после школы это прерогатива нашей страны. Попадание в высшее учебное заведение за границей зачастую осуществить не так просто. Обычно из-за финансовой составляющей. Школьная подготовка наших учеников позволяет принимать на очное и заочное обучение большое количество желающих.

Кто может поступить в магистратуру

Поступить сюда вправе выходец другого ВУЗа и совершенно другой специальности. Удобство заключается в том, что полученные в бакалавриате знания можно углубить и направить в конкретную сферу, если они по-прежнему интересны ее носителю. Например, бакалавр по менеджменту может направить эти знания в русло управления человеческими ресурсами. Или таким же способом можно найти новое призвание, если человек разочаровался предыдущим выбором.

Кто имеет право на поступление, исходя из уровня имеющихся знаний:

  • выпускник специалитета;
  • выпускник бакалавриата.

Специалитет, который был распространен раньше, на данный момент примерно идентичен магистерской степени. Но в пределах Российской Федерации. Недостаток такового заключается в том, что его сложно идентифицировать зарубежным высшим заведениям и работодателям. Хотя это не закрывает границы для граждан РФ полностью. Они могут притязать на не столь узкоспециализированную работу по окончанию университета здесь.

Кроме того, для поступления в магистратуру не обязательно соблюдать какие-либо временные рамки. Отсрочка после окончания бакалавриата или специалитета может быть вполне длительной.

Как поступить в магистратуру (Москва, регионы)

Поступление допустимо независимо от места расположения университета. Будь то Москва, область или вся остальная территория Российской Федерации. Поскольку далеко не все выпускники после окончания бакалавриата идут в магистры, то конкурс здесь меньше. Но надо понимать, что и претендовать на место будут осознанно стремящиеся к знаниям люди. Кроме того, заложенное количество мест может быть меньше, чем на первых четырех годах обучения. В целом выпускнику следует серьезно подойти к вопросу о выборе подходящего ВУЗа и курса. Зачисление не происходит автоматически. Для него также придется сдавать вступительные испытания.

При этом не исключена возможность получение степени магистра и за рубежом при наличии диплома бакалавра. С дипломом специалитета это сделать крайне сложно. Такие предложения иностранные образовательные учреждения формируют довольно редко. Кандидату придется подтвердить свое знание иностранного языка. Не лишним здесь буду научные публикации и прикладываемые к документальному кейсу рекомендации.

Форма обучения

В целом методика обучения в магистратуре сейчас стандартная. Слушателю предстоит посещать аудиторные занятия и заниматься практической деятельностью. Молодые люди пытаются совмещать такое обучение с работой, но это не так просто на очной форме, как и при обучении на бакалавриате. А в некотором плане даже сложнее из-за углубленного изучения специальности.

Таким образом, не стоит думать о том, что магистратура это некая прикладная стадия обучения. Ее форма также может быть очной и заочной. Учебе предстоит уделять много времени. Неплохим выходом становится откладывание процесса построения карьеры на некоторое время. Поддержание приемлемого образа жизни параллельно учебе можно добиться при помощи работы со свободным графиком. Зато потраченное время в дальнейшем позволит добиться больших успехов в получении желаемой работы. Альтернативой становится поступление на заочное отделение с полноценным рабочим графиком на месте своего трудоустройства.

от лат. magister - начальник; наставник, учитель) - вторая, средняя (между бакалавром и доктором наук) ученая степень в большинстве зарубежных стран в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая лицам, окончившим университет или колледж, имеющим степень бакалавра, после 1-2-годичного обучения и публичной защиты диплома или магистерской диссертации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАГИСТР

от лат. мagister - начальник, глава, учитель) 1. в Древнем Риме должностное лицо; позднее в Европе глава некоторых светских и церковных учреждений; 2. ученая степень в ряде стран, средняя между бакалавром и доктором наук, присуждается лицам, окончившим университет (или приравненное к нему учебное заведение), имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс обучения (1- 2 года), сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию. В России в 19-20 вв. являлась низшей ученой степенью, а с введением государственных экзаменов - первой ученой степенью; давала право на занятие университетской кафедры и на чин IX класса. В Рос. Федерации с начала 90-х гг. стала присуждаться как средняя степень между бакалавром и кандидатом наук. - вторая академическая степень (квалификационная степень, квалификация), которая присваивается по результатам аттестации лицам, имеющим первую академическую степень (квалификационную, квалификацию) бакалавра (или квалификацию "дипломированного специалиста") и успешно освоившим соответствуюшие образовательные программы высшего профессионального образования продолжительностью обучения не менее двух лет (не менее одного года - для дипломированного специалиста), и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной (как правило, научно-исследовательской или научно-педагогической) деятельностью или поступить в аспирантуру. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004.) - для получения квалификации (степени) "магистр" установлен срок освоения основных образовательных программ - не менее чем шесть лет. (Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002.) См. также Бакалавриат,Итоговая государственная аттестация магистра, Магистратура (2)7