Методика расчета выплаты по дорожной карте медикам. «Дорожная карта» в здравоохранении: что такое и для чего нужно? Назначение и плюсы дорожного картирования

«Дорожная карта» в здравоохранении на 2019 год – это утвержденный распоряжением Правительства РФ план мероприятий, который призван оптимизировать процесс оказания бесплатных государственных медицинских услуг и увеличить благосостояние врачей и медицинских работников. Реализация этого плана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012г. №2599-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» началась еще в 2013 году. В отношении здравоохранения «дорожная карта» конкретизировала основные положения так называемых «майских» указов Президента РФ Владимира Путина.

Расскажем подробнее, что такое «дорожная карта» в медицине и здравоохранении, какие мероприятия в нее входят, кому в соответствии с документом должны доплатить, как изменится зарплата врачей и медицинских работников в 2019 году, как рассчитать надбавку.

Предпосылки принятия

На 2012 год заработная плата врачей в России была значительно ниже, чем у многих категорий наемных работников, в том числе, трудящихся в бюджетных учреждениях и государственных органах. В Новосибирске, Москве и других городах зарплата врача была маленькой, а вот социальная напряженность в обществе – высокой. Медики были вынуждены выходить на забастовки. Акции протеста врачей в то время прошли в Свердловской области, Волгограде, республике Башкортостан, других регионах.

В предвыборной программе В. Путина при избрании его на третий срок повышение заработной платы бюджетникам значилось одним из важнейших пунктов. Приступив к работе, президент сразу издал 11 приказов, в которых поручил Правительству РФ обеспечить повышение к 2018 году размера заработной платы врачей до 200% от средней заработной платы по соответствующему региону, среднему и младшему медперсоналу – до 100%.

При этом дорожная карта для медицинских работников в 2018-2019 годах – это не только положение о заработной плате. Это план мероприятий по системному изменению отрасли, повышению эффективности труда работников и всей система здравоохранения в РФ.

«Дорожная карта» в здравоохранении: что это за понятие?

Данный термин для российского законодательства является новым. Он пришел из менеджмента и в оригинале звучит как technology roadmapping, что наши специалисты и перевели как «дорожная карта». Это синоним такого термина как «план мероприятий», пошаговая инструкция, стратегия развития с определением основных этапов развития с конкретными цифрами и мероприятиями, а не только декларативными утверждениями.

Обзор документа

Что такое дорожная карта в медицине наглядно показывает обсуждаемый нормативный документ.

Декларируемые задачи «дорожной карты»:

  • установление уровня заработной платы работников в зависимости от качества и объема оказанных медуслуг;
  • обеспечение конкурентного уровня заработной платы персонала;
  • перевод медперсонала на эффективные контракты, в котором конкретизированы критерии оценки деятельности сотрудника, показатели и критерии для получения стимулирующих выплат;
  • внесение изменений в существующий порядок оказания медпомощи, разработка и утверждение, создание региональных программ развития здравоохранения, разработку и внедрение показателей эффективности деятельности.

Показатели структурных преобразований в системе оказания медпомощи подразделяются на следующие виды:

  • системные показатели, такие как доля расходов на оказание медпомощи вне медицинских учреждений от всех расходов на финансирование государственной программы здравоохранения или доля работников, трудоустроившихся после обучения в рамках целевой программы подготовки;
  • кадровые – доля аккредитованных специалистов;
  • нормативные – количество разработанных стандартов;
  • показатели соотношения работной платы медперсонала к средней заработной плате в регионе;
  • количественные – число дней работы койки в году, средняя длительность лечения больного в стационаре;
  • основные показатели здоровья населения: смертность, в том числе, детская и материнская и от различных групп заболеваний.

Для достижения оптимальных результатов необходим следующий перечень мероприятий:

  • разработка комплексных мер, направленных выполнение программы в регионах (планировалось сделать до 2013 года);
  • в 2013-2014гг. должны были быть разработаны отраслевые стандарты;
  • до 2013 года необходимо было утвердить показатели эффективности деятельность федеральных и региональных, муниципальных медорганизаций, а также сформировать оценку качества оказания услуг.

Ответственными за разработку стандартов были, в основном, Министерство здравоохранения и Министерство труда, документы утверждались приказами. Полномочия по разработке региональных программ получили местные власти, которые также могли запросить материальную помощь у федерального центра при недостаточности собственных средств, получаемую на основании соглашения.

Результаты

2019 год наступил, пришло время подводить итоги реализации мероприятий «дорожной карты» в медицине. Зарплата врачей должна была вырасти на 200%, а среднего и младшего медперсонала – на 100%. Президента РФ Владимира Путина практически при каждом удобном случае спрашивают об исполнении этих планов. В 2017 году на пресс-конференции он заявил, что они выполнены на 95-97%.

Медицинские работники в этом отношении отмечают некоторые несоответствия программы повышения заработной платы квалификации работников. Например, средний и младший медперсонал уравняли, а ведь это существенно разный уровень профессионализма. В результате средний медперсонал предпочитает уходить в частный сектор или уезжать в более крупные города, где платят больше. Москва и Санкт-Петербург как пылесосы вытягивают кадры из Московской области и Ленинградской области соответственно.

Тем не менее, средняя зарплата врачей на 2019 год составляет 50 тысяч рублей и это настоящее достижение «дорожной карты» в сфере здравоохранения.

Тема: Могут ли судебные приставы снять деньги с картыСудебные приставы сняли с пенсионной карты долг за ДТП 100% дохода, имеют ли они на это право, а жить на какие деньги я должна?читать ответы (1) Тема: Будет ли в этом году амнистияБольница не выполнила объемы гос. задания в связи с этим не выплатила премию дорожная карта правомерно ли это.читать ответы (1) Тема: Дорожная карта в здравоохраненииСкажите пожалуйста кому положена выплата дорожной карты в здравоохранение? Почему санитаркам выплачивают а техничках не платят эти выплаты дорожной карты?читать ответы (1) Нас, медиков, в психинтернате администрация поставила в известность, что по дорожной карте зарплата медиков плюс коммунальныечитать ответы (1) Тема: Имею ли я долю в квартиреЯ медицинский работник, получил уведомление о сокращении, имею ли я право на дополнительную денежную компенсацию в размере 300 т.р.

Стимулирующие выплаты медработникам и врачам от государства в 2018 году

Какой порядок полученмя страховки.читать ответы (1) Тема: Я не виноватНужно ли предоставлять диагностическую карту при дтп, если я не виноват? И если да то в чью страховую компанию? Какие могут быть основания для отказа.читать ответы (1) Скакжите пожалуиста кому в поликлинике должна выплачиваться дорожная карта меня интересует должность мед сестра Республика акасия.читать ответы (1) Положенно ли дорожная карта санитарке. Проживаю в Псковской обл. Спасибо.читать ответы (1) Тема: Зеленая картаУ меня произошло дтп с участием двух машин виновник застрахован по зеленой карте… После обращения в рса назначили альфа страхование..читать ответы (1) Тема: Оплата дорожной картыЧто такое дорожная карта для медработников и как она оплачивается в Самарской области.читать ответы (1) У коллектива преподавателей возник такой вопрос.

Кому положены стимулирующие выплаты по мероприятию дорожная карта?

Важно

Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением. Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.


Лишение стимулирующих Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена, что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты. Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.
Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Зарплатный тупик. куда заведет “дорожная карта”?

  • категории специалистов, подпадающих под действие Положения;
  • конкретная схема начисления с разделением на финансирование из: средство обязательного страхования и денег, полученных от предпринимательской деятельности;
  • критерии эффективности труда медиков.

Проверьте, на вашем предприятии профсоюз участвовал в оценке эффективности тружеников в 2017 году? Согласовано ли с общественниками Положение на 2018 год? Нюансы начислений Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями.

Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам в 2018 году

Инфо

Порядок начисления Все начисления стимулирующих выплат должны производиться согласно внутреннему документу об оплате труда в учреждении. По истечении месяца руководство подготавливает приказ, согласно которому все медработники получают соответствующие поощрительные надбавки. Обычно стимулирующие выплаты производятся за счет обязательного медицинского страхования.


Поэтому рассчитывать на них могут те сотрудники, которые принимают участие в этой программе. При установлении размера стимулирующих выплат учитываются средняя заработная плата, объем работы сотрудника и качество. В конце каждого месяца руководители подразделений обязаны предоставить списки работников со всей информацией об объеме выполненной ими работы.


Эти списки подписывают члены комиссии, осуществляющие оценивание эффективной деятельности сотрудников медицинского учреждения.

Дорожная карта

Правда, в реальности опрошенные сотрудники получают несколько больше за счет стимулирующих выплат и дополнительных заработков, однако даже эти надбавки, как правило, не превышают 35-40% указанной величины зарплаты. Следовательно, даже в соответствии с “очищенными” данными недовыполнение плана все равно остается весьма внушительным. Следует учесть и тот факт, что администрации вузов уже научились “рисовать” нужные цифры для отчетов.

С этой целью используются многочисленные “хитрости” формирования отчетных данных путем “переброски” разных категорий и финансовых статей в отчетные разделы. По экспертным оценкам, статистика по зарплате ППС систематически завышается не менее чем на 20%. Приведенные цифры дают вполне объективный общий баланс разных сторон явления.

Для его иллюстрации рассмотрим следующую цепочку расчетов.

«дорожная карта» повышения зарплат медиков

А на должность заместителя главного врача по медицинской части может быть принят специалист, имеющий высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело» или «стоматология», послевузовское профессиональное или дополнительное профессиональное образование, а также сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» (письмо Минздрава России от 14 мая 2014 г. № 16-4/3023499-2412). Соискатель с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием, как оконченным, так и незавершенным, без сертификата специалиста может быть допущен к работе на должностях среднего медицинского (фармацевтического) персонала (ч. 5 ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Порядок такого допуска определяется Положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 19 марта 2012 г.

Оплата труда по дорожной карте в здравоохранении

Среднее значение параметра зарплаты ППС для страны составляет 123,2% (таблица 5), которое с учетом фактора его “нарисованности” на 20% дает “очищенную” величину в 98,6%. Усредненное опросное значение данного параметра для доцентов и профессоров (таблица 6) составляет 72,4%, которое с учетом дополнительных заработков в 35-40% повышается до 97,7-101,4%. “Очищенная” оценка в 98,6% попадает в этот интервал, что говорит о принципиальной стыковке основных количественных пропорций и об отсутствии в приведенных цифрах явных противоречий. Главный же итог состоит в том, что официальные данные о заработках научных кадров систематически и весьма сильно завышаются.

Что такое Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам в 2018 году. Как распределяются и начисляются стимулирующие выплаты медицинским работникам. Современные врачи уже очень давно жалуются на маленькие заработные платы.

Внимание

А это в свою очередь серьезно влияет на эффективность и работы. Ведь, несмотря на благородство профессии, мало кто способен выдерживать такую колоссальную нагрузку практически за бесплатно. К тому же, недостаток средств не позволяет специалистам развиваться профессионально.

  • Основные моменты
  • Стимулирующая выплата медсотрудникам в России
  • Положение о выплате стимулирующих надбавок медицинским работникам

А это существенно влияет на качество предоставляемых услуг населению.


Что же с этой ситуацией собирается делать правительство? Медицина являются важной частью деятельности государства.

Какой категории специалистов оплачивают дорожные карты

Изменения в 2018 году В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России. Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.
В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли. Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ. Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Иллюзия благополучия Как же выполняется правительственная “дорожная карта” с учетом имеющихся статистических “хитростей”? Данные таблицы 2, составленной на основе официальной статистики Росстата, недвусмысленно говорят о том, что радужные показатели, которые имели место в 2014 и 2015 годах, “сломались” в 2016 году. Если в первые два года плановые установки “дорожной карты” перевыполнялись, то в следующем году ситуация в корне изменилась - падение относительной зарплаты научных сотрудников составило почти 40 процентных пунктов, а недовыполнение плана - почти 20%. Ясно, что такой “перелом” тренда связан с ухудшением общеэкономической ситуации в 2016 году. Именно в этом году начал в полной мере сказываться секвестр научного бюджета страны, и выполнять нормативы для государственного сектора стало гораздо сложнее.

Жесткий контроль за уровнем заработной платы медицинского персонала – отличительная черта управленческой деятельности в сфере здравоохранения в нынешнем году.

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true , "pageDots": false, "prevNextButtons": false }">

И речь не только о том, что все медорганизации предоставляют статистическую отчетность по заработной плате по установленным формам в несколько инстанций. Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения СК, этим министерством и краевым фондом ОМС проводятся проверки учреждений.

Усиление контроля за ситуацией с оплатой труда медицинских работников связано прежде всего с необходимостью вывести к 2018 году зарплату медиков на уровень, определенный указами Президента РФ. А именно: зарплата врачей и специалистов, имеющих высшее немедицинское образование, должна составить 72032 рубля, среднего и младшего медицинского персонала – 36016 рублей. Иными словами, по сравнению с 2012 годом размер зарплаты врачей увеличится в три раза, среднего персонала – в 2,6 раза.

Важно отметить, что заработная плата медработников повышалась и в предыдущие годы – в рамках национального проекта « Здоровье» и программы модернизации, которые можно назвать первыми этапами обновления отрасли. По сути, с 2006-го в здравоохранении за счет федеральных и краевых средств осуществлялись своего рода « реанимационные мероприятия». И это позволило увеличить заработную плату. В 2012 году, к примеру, средняя зарплата врачей составила 23698 рублей против 17867 рублей в 2010-м, среднего медицинского персонала соответственно 13751 рубль против 9927 рублей. А по отрасли в среднем – 14606 рублей против 11643.

При этом средства, поступившие ранее по нацпроекту и программе модернизации на обеспечение дополнительных стимулирующих выплат, остались в отрасли. Они включены в общий фонд заработной платы и в структуру тарифа на медицинские услуги и с 2013 года распределяются на всех работников. Именно потому лечебно-профилактическим учреждениям необходимо в зависимости от объемов и качества оказываемой медицинской помощи выплачивать не просто заработную, а именно заработанную плату. И не случайно в этом году внесены соответствующие изменения в примерное положение об оплате труда работников учреждений здравоохранения.

В связи с тем что с 2013 года устанавливается прямая зависимость заработной платы от количества и качества выполненной работы, специалистами минздрава края и краевого фонда ОМС принимаются немалые усилия для оказания методической и практической помощи в этом направлении. Тем более что правительством края утверждена Программа поэтапного совершенствования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013-2018 годы, а минздравом края разработан план мероприятий (« дорожная карта») « Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ставропольском крае на 2013 – 2018 годы». « Дорожная карта» согласована в Минздраве РФ, утверждена в правительстве края.

Отметим, что « дорожной картой» определены приоритеты структурных преобразований системы оказания медицинской помощи населению Ставрополья на 2013 – 2018 годы и поэтапное повышение заработной платы работников в рамках указов Президента России от 7 мая 2012 года. Более того, каждым учреждением также разработана и утверждена своя « дорожная карта», свой план мероприятий всех структурных преобразований и повышения заработной платы работников. « Дорожные карты» учреждений здравоохранения согласованы с министерством. А это значит, что руководители учреждений приняли на себя обязательства по проведению структурных преобразований и, соответственно, по повышению заработной платы целевых категорий работников. Ведь указом Президента РФ предусмотрено, что на повышение заработной платы должно быть привлечено не менее 1/3 собственных средств от сокращения неэффективных расходов.

Что касается приоритетов, определенных « дорожной картой», то это и развитие новых форм оказания медицинской помощи, и создание в действующих учреждениях подразделений неотложной помощи, и многое другое. Почин реализации « дорожной карты» уже сделан: с 1 апреля 2013 года проведено повышение окладов медицинских работников на 24 процента. Согласно данным статистики за четыре месяца 2013 года, средняя заработная плата в отрасли сложилась в размере 15710 рублей, на 7,6 процента выше значений 2012 года. У врачей заработная плата составила 24986 рублей, у среднего медперсонала 14721 рубль.

Причем это средние по отрасли показатели. А есть учреждения, где зарплата врачей намного выше. Например, в Апанасенковской ЦРБ средняя зарплата врачей за четыре месяца текущего года составила 31534 рубля, тогда как за четыре месяца 2012-го она составляла 26185 рублей. В городской поликлинике № 2 Невинномысска аналогичные показатели составляют 27796 рублей против 23982, на станции скорой медицинской помощи Ставрополя 26260 рублей против 19010 рублей. Это лишний раз подтверждает: многое зависит от самих медработников – и сколько они зарабатывают, и как распределяются в учреждениях заработанные средства. В том числе и по части контроля со стороны врачей и среднего медперсонала. Ведь они лучше знают, кто и как оказывает медицинскую помощь, сколько получает. Своего рода « народный контроль», который во времена СССР имел немалую силу. Плюс совместная работа минздрава края, руководителей и персонала медицинских организаций.


1. Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников :

Сферы труда и социальной защиты открыта горячая линия Минтруда России ;
- сферы образования и науки открыта горячая линия Минобрнауки России ;
- сферы культуры и искусства открыта горячая линия Минкультуры России .

3. Федеральной службой по труду и занятости в целях защиты прав и интересов работников и работодателей создана Система электронных сервисов ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ , которая позволяет :

Направить заявление в инспекцию труда, которая проверит соблюдение трудовых прав и поможет устранить нарушения;
- получить консультацию о применении требований и норм трудового законодательства в течение 3-х рабочих дней;
- работодателю провести самопроверку соблюдения трудового законодательства.

4. ​Ответы на типовые вопросы в части оплаты труда работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения :

Вопрос: Будет ли повышение заработной платы у работников здравоохранения? Работаю врачом-терапевтом, какой должен быть мой оклад? Какие и в каких размерах должны начисляться мне выплаты компенсационного и стимулирующего характера ?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе о повышении заработной платы, о порядке установления размеров окладов, о порядке установления выплат компенсационного и стимулирующего характера (в том числе надбавки за наличие почетного звания, выплат за стаж работы, за наличие квалификационной категории, за работу в сельской местности) относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, по этим вопросам следует обращаться в орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено учреждение, в котором Вы работаете.

Вопрос: Почему моя заработная плата меньше, чем средняя заработная плата по врачам в регионе ?

Расчет средней заработной платы по отдельной категории медицинских работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы, включая выплаты по окладам, компенсационные выплаты и выплаты стимулирующего характера, а также заработную плату на работе по внутреннему совместительству и среднесписочной численности работников данной категории.

Размер заработной платы конкретного работника зависит от установленной ему продолжительности рабочего времени, условий труда, квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы.

Вопрос: Когда будет повышение заработной платы у работников здравоохранения ?

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, включающая динамику примерных (индикативных) значений соотношений средней заработной платы работников учреждений и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации.

Данная динамика соотношений включена в показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. № 2599-р (далее - отраслевая «дорожная карта»).

В целом по Российской Федерации в отраслевой «дорожной карте» на конец 2016 года предусмотрено достижение соотношения средней заработной платы врачей и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации 159,6 %, среднего и младшего медицинского персонала соответственно 86,3 % и 70,5 %.

В соответствии с пунктом 4 отраслевой «дорожной карты» субъектами Российской Федерации разработаны и утверждены по согласованию с Минздравом России «дорожные карты» развития здравоохранения, включающие в том числе региональные значения соотношений средней заработной платы категорий медицинских работников и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по этому вопросу следует обратиться в орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено учреждение, в котором Вы работаете.

Вопрос: Работаю врачом, заработную плату выплачивают не в полном объеме и не вовремя. Прошу защитить мои трудовые права .

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, у Министерства здравоохранения Российской Федерации отсутствуют полномочия по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Полномочия по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно статье 353 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, если Вы полагаете, что работодателем нарушается трудовое законодательство, Вы вправе обратиться в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости и (или) в суд.

Вопрос: В нашем городе есть медицинская организация, в которой заработная плата руководителя в десятки раз превышает заработную плату врачей. А ведь лечат врачи, а не руководители .

В большинстве субъектов в соответствии с пунктом «ж» раздела X Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 25 декабря 2015 г. № 12), в целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей и работников медицинских учреждений нормативными правовыми актами установлены предельные уровни соотношений средней заработной платы руководителей и работников учреждения в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы.

По данным мониторинга Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, в 2015 г. в 94,0% государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации, соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений не превысило 4 раза.

При этом случаев превышения установленных предельных соотношений в субъектах Российской Федерации не зафиксировано.

Вопрос: Что такое «эффективный контракт» в здравоохранении и обязан ли я его подписывать ?

Одним из основных направлений совершенствования заработной платы в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, является создание систем стимулирования, обеспечивающих установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям, то есть перевод на «эффективный контракт». Иными словами это разработка и внедрение системы мотивации, нацеливающей работника на достижение цели учреждения при соблюдении его интересов.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. № 2599-р, на основе методических рекомендаций Минздрава России, утвержденных приказом Минздрава России от 28 июня 2013 г. № 421, разработали показатели деятельности государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работников.

Изменение порядка установления стимулирующих выплат является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и в соответствии с частью второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

С работником учреждения, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

В дополнительном соглашении к трудовому договору условия осуществления выплат, рекомендуется конкретизировать применительно к данному работнику учреждения.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

Вопрос. Предлагают дополнительно поработать за медсестру нашего отделения во время ее отпуска с оплатой 25% от ее оклада. Правомерно ли определен размер доплаты, могу ли я отказаться от предложения ?

Работнику может быть поручено выполнение дополнительной работы только с его письменного согласия. Это следует из статьи 60.2 Трудового кодекса. При этом работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель досрочно отменить поручение о ее выполнении. Для этого лишь нужно предупредить другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и объема дополнительной работы. Об этом говорится в статье 151 Трудового кодекса.

Вопрос. При работе по скользящему графику в январе часть рабочих смен приходится на нерабочие праздничные дни. Как их оплачивать, если учетный период три месяца ?

Работа в нерабочие праздничные дни включается в норму рабочего времени учетного периода. Поскольку работа в праздники в этом случае осуществляется в пределах нормы рабочего времени, согласно ст. 153 ТК РФ она оплачивается в размере не менее одинарной ставки сверх заработной платы работника за все часы, отработанные в эти дни.

Конкретные размеры оплаты за работу в нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Повышенная оплата труда за работу в праздничные дни должна начисляться ежемесячно вместе с заработной платой соответствующего месяца

Вопрос. Работал в январе 2016 г. в свой выходной день полный рабочий день и в этом же месяце предоставили другой день отдыха, оклад 12000 руб. Какая заработная плата должна быть у меня в январе ?

В статье 153 Трудового кодекса говорится, что в таких ситуациях работнику работа в выходной день оплачивается не менее одинарной дневной части должностного оклада сверх должностного оклада. В вашей ситуации получается, что полностью отработан январь, 15 рабочих дней (один день отработан в выходной день), за работу в этот день вам предоставлен другой день отдыха. Поэтому вам должны оплатить работу в выходной день в одинарном размере. Значит, всего за январь ваша заработная плата составит 12800 рублей, из них 12000 рублей оклад за отработанный полностью месяц, и 800 рублей (12000: 15 х 1 день) за работу в выходной день.

Вопрос. Обязан ли работодатель производить в двойном размере доплаты за вредные условия труда и за работу в ночное время, если работа производилась в выходные и праздничные дни ?

Ст. 153 ТК РФ устанавливает минимальный размер повышенной оплаты за работу в выходной и нерабочий праздничный день двойной тариф.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной, нерабочий праздничный день, с учетом различных надбавок и доплат могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Таким образом, повышенная оплата труда за работу в выходной или нерабочий праздничный день производится с учетом всех установленных в организации доплат и надбавок, если это предусмотрено коллективным, трудовым договором.

Вопрос. Каким образом следует оплачивать дежурства медицинских работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени ?

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени возможна в данном случае на условиях совместительства (т.е. по отдельному трудовому договору по соглашению сторон), в виде сверхурочной работы, а также при работе в режиме ненормированного рабочего дня.

Работа по совместительству это выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время не более четырех часов в день и половины месячной нормы рабочего времени и до полной нормы рабочего времени в случаях, предусмотренных постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 года № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

Согласно ст.285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Сверхурочная работа - работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Оплата сверхурочной работы производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором.

Вопрос. В нашей организации практикуется взимание штрафов с премиальных выплат за нарушение трудовой дисциплины. Правомерно ли это ?

За совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ).

Основные обязанности работника перечислены в ст.21 ТК РФ, к которым относится, в частности, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка организации. Таким образом, нарушение правил внутреннего трудового распорядка организации (например, опоздание на работу без уважительной причины) является дисциплинарным проступком и влечет возможность наложения дисциплинарного взыскания.

Трудовой кодекс предусматривает три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Другие взыскания (например, вычеты из заработной платы) работодатель налагать на работников не может.

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В соответствии со ст.137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 ТК РФ) или простое (часть третья статьи 157 ТК РФ);

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 ТК РФ.

Не начислить премию или начислить ее не полностью в случае, если на работника наложено дисциплинарное взыскание, возможно только при условии, что в положении о премировании имеется запись об этом.

Вопрос. Работаю в режиме суммированного учета рабочего времени с учетным периодом год. В ноябре 2015г. уволен. Являются ли сверхурочными часами 40 часов, отработанных в пределах графика сменности работника, но сверх нормального числа часов за этот период ?

В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации работа, производимая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, является сверхурочной.

Оплата сверхурочной работы, в соответствии со ст.152 ТК РФ, производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Этот принцип оплаты сверхурочных работ, имеющих место при любом режиме работы, является единым.

Что касается приведенной ситуации, то переработку в размере 40 часов следует оплатить как сверхурочную работу. Ведь в данном случае в связи с увольнением до окончания учетного периода переработка в месяцах перед увольнением не может быть компенсирована недоработкой в оставшихся месяцах учетного периода.

Начисление заработной платы работникам, которым установлена месячная тарифная ставка и суммированный учет рабочего времени производится на основе часовой тарифной ставки.

Нормативно порядок расчета часовой ставки из установленной месячной не определен. На практике применяются два варианта исчисления часовой тарифной ставки из установленной месячной:

путем деления месячной тарифной ставки на среднемесячное число рабочих часов в году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели;

путем деления месячной тарифной ставки на число рабочих часов по норме в месяце, за который начисляется заработная плата.

По нашему мнению, оптимальным является первый вариант, поскольку позволяет избежать возможных отклонений в годовой заработной плате работника.

При втором варианте начисления отклонения годовой заработной платы по установленным условиям возможны в любую сторону, то есть и в сторону уменьшения тоже. Все зависит от того, какое количество рабочих часов по графику приходится на месяцы, в которых количество рабочих часов по норме наименьшее и наибольшее.

По нашему мнению, исчисление часовой тарифной ставки из установленной месячной в целях оплаты часов сверхурочной работы, работы в ночное время и т.д. также следует производить путем ее деления на среднемесячное число рабочих часов в году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.

В этом случае одинаковое количество часов сверхурочной работы, ночной работы и т.д., осуществленное в разные месяцы учетного периода будет оплачено в одинаковом размере.

Вопрос. Имеет ли право работодатель обязать работника получать заработную плату по карточке через банкомат, установленный на территории организации, если это предусмотрено в коллективном договоре ?

Как следует из положений ст. 136 (часть третья) ТК РФ, заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Из данной нормы следует, что перечисление работодателем заработной платы работников по реестру в банк для выплаты ее по карточкам без получения соответствующего заявления работника с указанием расчетного счета в банке неправомерно даже, если такая возможность предусмотрена коллективным договором. В коллективном договоре обычно предусматриваются условия о расходах сторон трудового договора в случае договоренностей о перечислении работодателем заработной платы работника на расчетный счет в банке.

Вопрос. В организации применяется авансовый метод начисления заработной платы: 25 числа - аванс за текущий месяц, 10 числа - заработная плата под расчет за предыдущий месяц. Таким образом, соблюдается требование ст. 136 ТК РФ о выплате заработной платы 2 раза в месяц. Правомерны ли такие сроки ?

По нашему мнению, установленные в Обществе сроки выплаты заработной платы, противоречат ст.136 ТК РФ по следующим основаниям.

Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, а не 2 раза в месяц в общей сложности. Это означает, что при авансовом методе начисления заработной платы за каждую половину месяца заработная плата должна начисляться примерно в равных суммах. При этом аванс является заработной платой за первую половину месяца.

Установленные в вашей организации сроки выплаты заработной платы могут привести к нарушению требований данной статьи, например, когда работник, поступивший на работу 1 числа, получит заработную плату за первую половину месяца (аванс) только в конце месяца (25 числа), когда месяц практически отработан полностью, что противоречит трудовому законодательству.

Вопрос. В нашей организации на основании локального нормативного акта в расчетных листках объеденены выплаты по районному коэффициенту, оплата ночных часов, праздничных дней и т.д. в одну статью для упрощения печатной формы, правильно ли это ?

Ответ. По нашему мнению объединять в расчетных листках выплаты по районному коэффициенту, оплату ночных часов и праздничных дней, премиальные выплаты и другие дополнительные выплаты в одну статью нельзя, т.к. в соответствии со ст. 136 Трудового Кодекса Российской Федерации, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Вопрос. Работаю в медицинской организации, с 1 января 2016 г. замещаю должность заместителя начальника отдела кадров, должностной оклад по которой выше на 30% должностного оклада по предыдущей должности. В этом же месяце меня направили в командировку на две недели с сохранением среднего заработка. Вернувшись из командировки обнаружил, что моя заработная плата за январь практически оказалась на уровне до повышения. Правильно ли это? Могли ли в таком случае мне выплатить за время командировки обычную заработную плату, а не средний заработок ?

Нет, в соответствии со ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. Других вариантов расчетов с работниками за время командировки указанная статья не содержит.

В приведенной ситуации действительно выплаты по среднему заработку будут меньше, поскольку он не подлежит корректировке, так как произошло персональное повышение должностного оклада в связи с переходом на вышестоящую должность, а не в целом по организации.

Учитывая, что время нахождения в командировке включается в рабочее время, в случаях, когда средний заработок, исчисленный за время нахождения работника в служебной командировке, оказывается ниже его заработной платы за это время, рассчитанной в соответствии с установленными условиями оплаты труда, локальным нормативным актом об оплате труда работников могут предусматриваться доплаты к среднему заработку до заработной платы как за фактически отработанное время.

Вопрос. Подлежит ли оплате по среднему заработку выходной день, в который работник сдал кровь и полагается ли при этом еще два дополнительных оплачиваемых дня отдыха ?

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

В случае сдачи крови в выходной день сотруднику предоставляется по желанию другой день отдыха.

В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Таким образом, в связи со сдачей крови в выходной день работнику полагается оплата по среднему заработку дня сдачи крови, дополнительного дня отдыха и другого дня отдыха, предоставляемого по его желанию.