Поэзия вергилия. Вергилий: биография, коротко о жизни и творчестве: вергилия Литература вергилия

Вергилий

Среди поэтов эпохи Августа самым крупным являлся, несомненно, Публий Вергилий Марон (70-19). Он родился в деревне близ г. Мантуи в Северной Италии. Отец Вергилия был довольно зажиточным землевла­дельцем и смог дать сыну хорошее образование. Вергилий учился в Кре­моне, Медиолане и Риме. Вернувшись по окончании образования на роди­ну, он был лишен своего поместья, конфискованного в пользу ветеранов Октавиана (42 г.). Тем не менее Вергилию удалось найти доступ к Октавиану и добиться возвращения земли.

Первую известность поэту дали «Буколики», сборник из 10 эклог, пас­тушеских песен типа идиллий Феокрита. Однако не все эклоги Вергилия являются подражанием Феокриту. В некоторых из них под видом пасту­хов выведены современники Вергилия и содержатся намеки на политиче­ские события эпохи. Эклоги написаны прекрасным языком и являются, в сущности, первым по времени поэтическим произведением «золотого века» римской литературы. Они обратили на себя внимание Мецената, а через него - и Октавиана.

Следующим крупным произведением Вергилия, написанным по жела­нию Мецената, были «Георгики». С точки зрения политической, это про­паганда развития сельского хозяйства в Италии, разоренной граждански­ми войнами. Поэма состоит из 4 книг. Первая посвящена земледелию, вто­рая - садоводству,третья - скотоводству и четвертая - пчеловодству. Над «Георгиками» поэт работал 7 лет и использовал обширную научную и художественную литературу по сельскому хозяйству. Говорят, что Окта­виан был в таком восторге от «Георгик», что в 31 г., возвращаясь из Ак­ция, в течение 4 дней подряд слушал чтение поэмы.

Самым выдающимся произведением Вергилия, доставившим ему ми­ровую славу, была «Энеида», эпическая поэма в 12 песнях. Хотя поэт ра­ботал над ней 10 лет, он не успел докончить ее и завещал уничтожить по­эму после своей смерти. Однако Август приказал издать поэму в том виде, в каком ее застала неожиданная смерть Вергилия.

«Энеида» подражает гомеровским поэмам в сюжете, композиции, в от­дельных эпизодах, в языке. В ней очень силен элемент искусственности. Тем не менее «Энеида» - одно из величайших произведений мировой литерату­ры. В этом были единодушны как современники, так и потомки. Говорят, что, когда Вергилий появлялся в театре, зрители вставали, чтобы приветствовать его. Данте в «Божественной комедии» избрал римского поэта своим провод­ником по аду и чистилищу. Вольтер ставил Вергилия выше Гомера.

«Энеида» была первой большой римской поэмой, написанной крупней­шим мастером слова в эпоху расцвета римской литературы. Цель ее - не только художественная, но и политическая. Вергилий поставил перед со­бой задачу изобразить провиденциальные судьбы римского народа, про­славить его древнюю доблесть и возвеличить род Августа. Для этого он положил в основу своей поэмы старую легенду о бегстве Энея в Италию.

Поэма начинается с описания бури, которая застигла Энея и его спутни­ков при переезде из Сицилии в Италию на седьмом году странствий. Бурю устроила Юнона, враждебная троянцам. Но мать Энея Венера добивается прекращения непогоды и направляет корабль в Африку. Карфагенская цари­ца Дидона радушно встречает скитальцев. Охваченная страстью к Энею, она просит его рассказать о своих приключениях. Рассказ Энея о гибели Трои и своем бегстве из города принадлежит к лучшим местам поэмы (песнь II).

Любовь Энея и Дидоны завершается их соединением. Но троянцам суждена другая судьба. Энею является посланец Юпитера Меркурий и прика­зывает ему покинуть Дидону и отправиться в Италию, где он должен ос­новать новое царство. Эней повинуется, а Дидона в отчаянии кончает жизнь самоубийством.

Эней высаживается на италийском берегу (песнь VI). У г. Кум он спус­кается в пещеру пророчицы Сивиллы и вместе с ней сходит в подземное царство. Там он видит своего отца Анхиза, который показывает ему буду­щие судьбы Рима: перед глазами Энея проходят его великие потомки, на­чиная с Ромула и кончая Цезарем и Августом. В речи Анхиза мы находим знаменитую историческую параллель между римлянами и другими наро­дами, в частности греками:

Смогут другие создать изваянья живые из бронзы, Или обличье мужей повторить во мраморе лучше, Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней Вычислят иль назовут восходящие звезды, - не спорю: Римлянин! Ты научись народами править державно - В этом искусство твое! - налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных!

В дальнейших песнях рассказываются приключения Энея в Лации. Сна­чала царь Латин радушно встречает троянцев и хочет выдать за Энея свою дочь Лавинию. Но Юнона возбуждает ссору между троянцами и латинами. Главным врагом Энея является царь рутулов Турн, за которого раньше была просватана Лавиния. Начинается война, в которой Турн гибнет от руки Энея. На этом поэма обрывается.

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

Из книги Древний Рим автора Миронов Владимир Борисович

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. В средние века многие считали «языческого» Вергилия христианином Когда жил Вергилий? Сегодня считается, что: «Виргилий, Вергилий (Публий В. Марон) [пишется Vergilius в Медицейской и Ватиканской рукописи и в нескольких последующих, начиная с XIV в. - „е“ заменяется „i“ в

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Цивилизация в XIV веке. - Классическое язычество включается в процесс образования. - Данте и Вергилий. - Петрарка и Цицерон. - Флоренция и Рим XIV век сокрушил Средние века и расшатал институты их в односторонней их догматической форме, старую церковь, старую империю,

Из книги Римская история в лицах автора Остерман Лев Абрамович

Интерлюдия первая Вергилий Эта короткая вставная глава начинает серию ей подобных, названных интерлюдиями. История Рима в них не продвигается. Зато читатель получает представление о некоторых дошедших до нас памятниках культуры той поры: сочинениях поэтов,

Из книги Август. Первый император Рима автора Бейкер Джордж

Возрастающая роль Октавиана. Причины этого. Вергилий. Четвертая эклога. Антоний под впечатлением Договор, заключенный в Брундизии, должен был казаться более странным его участникам, чем нам. Фигура Марка Антония была столь велика в глазах людей, завеса, окутывавшая его

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Вергилий Среди поэтов эпохи Августа самым крупным являлся, несомненно, Публий Вергилий Марон (70-19). Он родился в деревне близ г. Мантуи в Северной Италии. Отец Вергилия был довольно зажиточным землевла­дельцем и смог дать сыну хорошее образование. Вергилий учился в

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Вергилий - самый знаменитый поэт Августовского века. Родился Вергилий в небогатой семье в 70 году до н. э. близ Мантуи.
Консулами в это время были Гней Помпей Великий, Марк Лициний Красс. Предание гласит, что ветка тополя, по традиции посаженная в честь родившегося ребенка, быстро разрослась и вскоре сравнялась с другими тополями; это предвещало младенцу особое покровительство богов, удачу и счастье. Впоследствии "дерево Вергилия" почиталось как священное.
Первое воспитание получил в Неаполе и Милане, затем в Риме, в риторической школе Эпидия. В школе обучались юноши из знатных фамилий, в том числе и будущий император Октавиан Август; дружеские связи, сложившиеся в юности, обеспечили Вергилию доступ в высшие круги римского общества. Здесь же он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием, Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению. Его больше привлекали Платон и стоики.
В 45 году до н. э. Вергилий переехал в окрестности Неаполя, где стал слушателем философской школы эпикурейца Сирона. Он увлекался медициной, математикой и мечтал целиком посвятить себя занятиям философией. В согласии с учением Эпикура он прожил жизнь уединенно, окруженный друзьями в небольшом поместье неподалеку от Неаполитанского залива. Юные годы Вергилия проходили в трагический период гражданских войн последних лет существования республиканского Рима.
Долгожданный мир, установился только к концу 30-х годов 1-го века до н. э. и современники связывали с именем императора Октавиана Августа.
Два первых крупных произведения Вергилия "Буколики" - "Пастушеские стихотворения" (42-39 г до н. э.) и "Георгики" - "Земледельческие стихи" (38-30 до н. э.), воспевают мирную жизнь на лоне природы. "Буколики" состоят из десяти эклог ("избранных стихов") и близки по форме "Идиллиям" Феокрита, знаменитого в Риме древнегреческого поэта Александрийской школы. Замечательная поэтическая техника Вергилия сказалась уже в этой первой книге поэта. В них попадаются еще выражения шаблонные, но нет ни одного небрежного стиха, все обработано с тщательностью и мастерством. В «эклогах» определилось искусство Вергилия писать афоризмами, которые потом, в течение тысячелетий повторял весь мир. Афоризмы щедро рассеянные в «Энеиде», так полно соответствовали миросозерцанию народа завоевателя, что быстро обратились в пословицы. Вергилий как бы запечатлевал в сжатой, меткой, красивой формуле то, что сам Рим выразил своей историей. И ни у одного историка нельзя найти более верной характеристики римлян, чем слова, вложенные Вергилием в уста одного из своих героев:

Выкуют пусть другие из дышащей меди нежнее
(Я допускаю), живей из мрамора выведут лики,
Лучше в судах защитят дела, движения неба
Циркулем изобразят, исходящие звезды опишут, -
Ты над народами править властию, римлянин, помни,
Вот в чем искусства твои: налагать условия мира,
Побежденных щадить и войной низвергать горделивых.»

Пастушеские песни Вергилия полны мягкого лиризма. В них есть и сетования пастухов, покидающих родину, и песни о неразделённой любви, и тема народных состязаний в песенном творчестве.

Центральная часть произведения, навеянная сицилийским мифом о пастухе Дафнисе, вносит в "Буколики" тему круговорота времен, смерти и воскресения.
Светоний так описывал Вергилия: "Большого роста, крупного телосложения, лицом смуглый, походил на крестьянина. Когда он приезжал изредка в Рим, показывался там на улице и люди начинали ходить за ним по пятам и показывать на него, он укрывался от них в ближайшем доме». В Неаполе, где Вергилий обычно жил, его звали "Недотрогой" и «Девицей». Он лишь иногда наведывался в Рим и слыл человеком очень образованным. Римляне почитали его как великого поэта, мастера слова. Правитель Октавиан Август считал его лучшим пропагандистом государственной политики. И сам Вергилий понимал свое творчество как общественное служение, очень ответственно к этому относился, был большим тружеником, славы не искал и жил затворником. Но его заметили. Меценат и Октавиан Август ввели его в круг государственных мужей, помогли взрасти славе поэта
Женат Вергилий не был, биографы говорят о его страстной привязанности к двум юношам, воспетым им, под вымышленными именами, в «Буколиках». Здоровья Вергилий был слабого, жил затворником, с друзьями встречался редко. Увлекался науками - медициной и особенно математикой. Всю жизнь мечтал бросить поэзию и целиком отдаться философии, об этом он говорил друзьям даже за считанные месяцы до смерти. Разговаривал поэт тяжело и несвязно, выступать публично не умел. Но стихи читал замечательно, и профессиональные ораторы завидовали тонкости и выразительности его интонаций.
Ко времени учёбы в Риме относятся его мелкие стихотворения, из которых самое достоверное - Culet. Над стихами Вергилий работал самоотверженно. Юношей он учился писать у молодых поэтов-новаторов, чьим правилом было: каждая строка должна быть обдуманной, каждое слово неожиданным, лучше меньше, да лучше. Этим заветам он остался верен на всю свою жизнь. Маленькие "Буколики" Вергилий писал три года, "Георгики" семь лет, "Энеиду" одиннадцать лет. Если посчитать, то окажется, что в "Буколиках" и «Георгиках" он сочинял меньше чем по стиху в день. А работа была ежедневной: поутру на свежую голову поэт слагал и диктовал писцу сразу большое количество стихов, а потом в течение дня их отделывал, оттачивал и сокращал - часто до нуля.
Хотя Вергилий и выглядел мужиком среди горожан хотя и родился в деревне в часе пути от Мантуи (еще век спустя там показывали тополь, по обычаю посаженный в день его рождения), хотя он и прославил в "Георгиках" сельский труд, но человеком "от земли" он не был и землю любил не как крестьянин, а как дачник. Неаполь и окрестная Кампания, где он жил, были излюбленными местами отдыха для изящного римского общества. На родину, в северную Италию, он возвращался лишь однажды, когда во время гражданской войны было конфисковано имение его отца. Вергилий два раза подвергался опасности потерять свои владения в Мантуе; но каждый раз его спасало личное вмешательство Октавиана, которому благодарный поэт посвятил вскоре две хвалебные эклоги.
В Риме, куда Вергилий часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошелся с Меценатом и окружавшими его поэтами; впоследствии он ввёл в этот круг Горация, и оба поэта совершили вместе с своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундузий.
ПОСЛЕДНИЙ ГОД
Последнюю свою вещь, "Энеиду", Вергилий писал неуверенно, как начинающий, вначале сочинил все двенадцать книг в прозе, потом частями, по настроению, перекладывал их в стихи. Вергилий боялся, что мастерство спугнет у него вдохновение; поэтому то, что не давалось ему сразу, он оставлял вчерне или откладывал на будущее. В "Энеиде" у него несколько десятков строк в разных местах так и остались дописанными лишь до половины. До последних дней Вергилий считал поэму недоработанной и неудачной: даже императору Августу, настойчиво требовавшему показать хоть что-нибудь из этого неведомого чуда, он согласился прочесть лишь три книги - вторую, четвертую и шестую. Умирая, поэт попросил друзей подать ему рукопись; они отказались, понимая, что он бросит ее в огонь. Тогда он попросил, по крайней мере, не издавать ничего, что не издал бы он сам; и "Энеида" появилась в свет лишь после его смерти, бережно подготовленная друзьями-поэтами по распоряжению самого римского императора.
Вергилий был верным проводником правительственных идей. Но он не стал бы великим поэтом, если бы только это и отображал своим творчеством. Работая над «Энеидой», он решил соперничать в жанре дидактической поэмы с греческим поэтом Гесиодом. В этой поэме он выразил, хоть и пространно, свои пристрастия в философии, свои представления о смысле жизни, о счастье. Все ждали новую поэму как величайшее событие. Другой замечательный поэт, Проперций, писал тогда:

Сдайтесь писатели Рима, сдайтесь Эллады:
Большее нечто растет и «Илиады» самой!»

Вергилий не любил путешествий, но всё- таки отправился в Грецию, считая, что для завершения «Энеиды» ему необходимо своими глазами увидеть Грецию и Трою.

В Греции он тяжело заболел и на корабле Августа, которого встретил в Афинах, направился обратно на родину. Однако морская качка и жара подорвали его здоровье. С полпути он вынужден был вернуться, так как в Греции занемог от солнечного удара, а, высадившись в Италии, через несколько дней умер.
Похоронили его в Калабрии, близ Неаполя.
Говорят, умирая, он оставил два распоряжения - сжечь "Энеиду" и на его могильной плите выбить эпитафию: «Мантуей был я рожден, Калабрией отнят. Покоюсь в Партинопее. Воспел пастбища, села, вождей».
А "Энеиду" он завещал сжечь потому, что не успел ее закончить, боялся, что незаконченное произведение может получить ложное толкование.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Бойтесь данайцев, дары приносящих», - эта фраза, ставшая крылатой во всех языках мира, принадлежит великому римскому поэту Вергилию. В его изложении Троя пала не в честном бою, а от хитрости и коварства данайцев, не будь этого, "Троя не пала б досель и стояла твердыня Приама». Хитрость и коварство, по Вергилию, исходили от злокозненного Одиссея.
"Энеида» Вергилия - это римский эпос. Вергилий, по сути, стал римским Гомером. Римлянин, читая "Энеиду ощущал живую связь своего народа с великой Троей, с древними италийскими племенами. Это наполняло его сердце гордостью за себя, за свой народ. Гомер не рассказал о падении Трои, Вергилий же нарисовал яркую картину падения города.
Произведения Вергилия стали классикой, потому что они давали людям то, для чего существует литература: взаимопонимание. В них каждый находил то, что было ему доступно и близко, и все это не исключало, а дополняло друг друга. Неискушенный читатель мог увлекаться нежными чувствами "Буколик", важными наставлениями "Георгик", драматическими событиями "Энеиды". Искушенный читатель мог наслаждаться утонченной словесной тканью произведения, где каждый оборот фразы, каждое слово, каждый звук были одновременно и предельно естественны, и предельно необычны. Знаток словесности мог любоваться, как Вергилий вставляет в свои стихи целые пересказанные отрывки и переведенные строки из Гомера и Феокрита, но так, что они органично входят в новый текст и служат новому смыслу, обогащая его древнейшими литературными слоями. Практический политик мог оценить, как издали и исподволь подводит Вергилий читателя к приятию той программы возрождения древних римских доблестей, которую в эти же годы декларировал император Август. И, наконец, всякий с несомненностью чувствовал, что стихи Вергилия как-то откликаются на его собственный жизненный опыт, а также на опыт каждого современника и, может быть, каждого человека вообще, - хотя, вероятно, и не смог бы сказать, в чем этот опыт состоит.
Бывает, что от поэта в веках остается одна строка или одно стихотворение, но такие, что делают его имя бессмертным, а от Вергилия остались три его больших главных сочинений: "Буколики ", «Георгики», "Энеида».
Поклонение, которым имя Вергилия было окружено при жизни, продолжалось и после смерти поэта; уже начиная с Августовского века, сочинения его изучались в школах, комментировались учёными и служили для предсказаний судьбы, как оракулы Сибилл. Имя Вергилия окружалось таинственной легендой, превратившейся в Средние века в веру в него как в волшебника. Основанием многочисленных легенд о его чудодейственной силе послужили некоторые непонятые места его сочинений.

Поэт Августовского века

Вергилий - знаменитейший поэт Августовского века. Род. в 70 до н. э. близ Мантуи, получил первое воспитание в Кремоне; шестнадцати лет получил тогу зрелости. Это торжество совпало с годом смерти Лукреция , так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника певца De rerum natura . Дальнейшее образование Вергилий получил в Милане, Неаполе и Риме; там он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием, Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению; его привлекали Платон и стоики .

К этому времени относятся его мелкие стихотворения, из которых самое достоверное - Culet, признаваемое за вергилиевское Марциалом , Светонием и Стацием. После смерти Цезаря Вергилий вернулся в Мантую и предался там изучению Теокрита; но его покой нарушен был гражданскими войнами. Во время раздачи земель ветеранам - сторонникам триумвиров после битвы при Филиппах Вергилий два раза подвергался опасности потерять свои владения в Мантуе; но каждый раз его спасало личное вмешательство Октавиана, которому благодарный поэт посвятил вскоре две хвалебные эклоги (I и IX).

В Риме, куда Вергилий часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошелся с Меценатом и окружавшими его поэтами; впоследствии он ввёл в этот круг Горация , и оба поэта совершили вместе с своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундузий. В 37 г закончены были Bucolica, первое зрелое произведение Вергилия, и он взялся по просьбе Мецената за Georgica, написанные в Неаполе в 30 г. В 29 г после многих предварительных работ Вергилий приступил к Энеиде и, проработав над ней несколько лет в Италии, отправился в Грецию и Азию, чтобы изучить на месте театр действия своей поэмы и придать своему труду больше жизненной правды. В Афинах он встретил Августа , который уговорил его вернуться в Италию. По дороге в Рим Вергилий заболел и умер в Брундузии в 19 г. до н. э. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Эту просьбу некоторые учёные (Бартенштейн, напр.) объясняют так: царствование Августа убедило Вергилия, что он всю жизнь воспевал тирана, и он почувствовал перед смертью раскаяние, что своей эпопеей доставит ему бессмертие.

Буколики

В первом произведении своём - «Bucolica» (состоящем из 10 эклог и написанном в 43-37 гг.) - Вергилий хотел внести в латинскую поэзию особенности греческой, её простоту и естественность, и начал подражанием Феокриту. Но ему совершенно не удалось достигнуть цели, несмотря на прямой перевод во многих местах сицилийского поэта - именно простота-то и естественность отсутствуют в Буколиках Вергилия. В то время как пастухи Феокрита в самом деле живут непритязательной жизнью детей природы, весь интерес которых в процветании стад и любви пастушки, пастухи Буколик - поэтическая фикция, художественный образ, прикрывающий сетования римлян на невзгоды гражданских войн. В некоторых из них Вергилий представляет выдающихся лиц той эпохи; так напр., в Дафнисе представлен Цезарь. Самая знаменитая и на самом деле самая интересная по торжественности настроения и тонкости деталей - эклога IV (Pallio), в которой Вергилий предсказывает будущий золотой век и скорое рождение ребёнка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно (omnis fert omnia tellus), и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника. Вероятнее всего, что Вергилий имел в виду в этом стихотворении сына Августа, Марцелла, раннюю смерть которого он впоследствии воспел в поэтическом эпизоде VI песни «Энеиды». В общем характере Х эклоги, её ненависти к войне и жажде спокойной жизни Вергилий отразил стремление к миру, охватившее все римское общество. Литературное значение Буколик состоит главным образом в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Риме.

Георгики

«Георгики», вторая поэма Вергилия, написаны с целью возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, награждённых землями. Взявши за образец Гесиода , Вергилий, однако, не входит, подобно своему греческому образцу, во все подробности сельскохозяйственного дела - его цель показать в поэтических образах прелести сельской жизни, а не написать правила, как сеять и жать; поэтому детали земледельческого труда его занимают лишь там, где они представляют поэтический интерес. Из Гесиода Вергилий взял лишь указания счастливых и несчастных дней и некоторых земледельческих приемов. Лучшая часть поэмы, то есть отступления натурфилософского характера, большей частью почерпнута из Лукреция.

«Георгики» считаются самым совершенным произведением Вергилия по чистоте и поэтической законченности стиха. В них, вместе с тем, глубже всего отразился характер поэта, его взгляд на жизнь и религиозные убеждения; это - поэтические этюды о достоинстве труда. Земледелие в его глазах - святая война людей против земли, и он часто сравнивает подробности земледельческого быта с военной жизнью. «Георгики» служат также протестом против распространившегося в последнее время республики атеизма; поэт помогает Августу возбуждать в римлянах угасшую веру в богов и сам искренно проникнут убеждением в существовании высшего Промысла, управляющего людьми.

Энеида

«Энеида» - незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями. По всей вероятности, «Энеида» была рассчитана, подобно «Илиаде», на 24 песни; 12-я заканчивается лишь победой над Турном, между тем как поэт хотел рассказать самое поселение героя в Лациуме и его смерть. Сюжет эпопеи - Эней , основывающий новый Илион в Риме и делающийся родоначальником gens Julia, из которой произошёл Август .

Вергилий занялся этим сюжетом по просьбе Августа, чтобы возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей и, с другой стороны, для защиты династических интересов Августа, будто бы потомка Энея через его сына Юлия, или Аскания. Вергилий в «Энеиде» близко примыкает к Гомеру ; в « Илиаде» Эней является героем будущего. Поэма начинается последней частью скитаний Энея, его пребыванием в Карфагене, и затем уже рассказывает эпизодически прежние события, разрушение Илиона (II п.), скитания Энея после этого (III п.), прибытие в Карфаген (I и IV п.), путешествие через Сицилию (V п.) в Италию (VI п.), где начинается новый ряд приключений романического и воинственного характера. Самое исполнение сюжета страдает общим недостатком произведений Вергилия - отсутствием оригинального творчества и сильных характеров. Особенно неудачен герой, «благочестивый Эней» (pius Aeneas), лишённый всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов, которые покровительствуют ему как основателю знатного рода и исполнителю божественной миссии - перенесения Лар на новую родину. Кроме того, на «Энеиде» лежит отпечаток искусственности; в противоположность Гомеровскому эпосу, вышедшему из народа, «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями; греческие элементы перепутаны с италийскими, мифические сказания - с историей, и читатель постоянно чувствует, что мифический мир служит лишь поэтическим выражением национальной идеи. Зато Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют бессмертную славу эпопеи. Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. Стоит только вспомнить патетическое, несмотря на свою простоту, описание дружбы Низуса и Эриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду, чтобы простить поэту его неудачную попытку возвеличить славу Августа на счет преданий старины. Из 12 песней «Энеиды» шестая, где описывается сошествие Энея в ад, чтобы повидаться с отцом (Анхизом), считается самой замечательной по философской глубине и патриотическому чувству. В ней поэт излагает пифагорейское и платоническое учение о «душе мироздания» и вспоминает всех великих людей Рима. Внешняя постройка этой песни взята из XI п. «Одиссеи». В остальных песнях заимствования из Гомера тоже весьма многочисленны.

В построении «Энеиды» подчеркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера . Большинство мотивов «Энеиды» Вергилий нашёл уже в прежних обработках сказания об Энее , но выбор и расположение их принадлежат самому Вергилию и подчинены его поэтическому заданию. Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения , метафоры , эпитетыи т. п.) обнаруживается желание Вергилия «соперничать» с Гомером.

Тем резче выявляются глубокие различия. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию. «Энеида» представляет цепь повествований , полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы.

Её движущая сила - воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами , вещими снами, чудесами и знамениями , руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа.

Массовых сцен Вергилий избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания которых и создают драматическое движение. Драматизм усиливается стилистической обработкой: Вергилий умеет мастерским подбором и расположением слов придавать стёртым формулам обыденной речи большую выразительность и эмоциональную окраску.

В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к «благородным» аффектам. В ясном членении целого на части и в драматизации частей Вергилий находит нужный ему средний путь между Гомером и «неотериками» и создаёт новую технику эпического повествования, в течение веков служившую образцом для последующих поэтов.

Правда, герои Вергилия атомистичны, они живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распылённого общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, «благочестивый» Эней, с его своеобразной пассивностью в добровольном подчинении судьбе, воплощает идеал стоицизма , ставшего почти официальной идеологией . И сам поэт выступает как проповедник стоических идей: картина подземного царства в 6 песне, с мучениями грешников и блаженством праведных, нарисована в соответствии с представлениями стоиков. «Энеида» была закончена лишь вчерне. Но и в этом «черновом» виде «Энеида» отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в «Буколиках».

Прочие произведения

Из мелких стихотворений, кроме названного выше Culet, Вергилию приписываются ещё Ciris, Moretum и Сора. Вергилий в своей поэзии, так же как и в личной жизни, более человек чувств, чем мысли. «Bonus», «optimus», «anima candida» - вот постоянно сопровождающие его имя эпитеты у Горация, Доната и др. В своей поэзии Вергилий менее всего философ, хотя его сильно увлекают философские проблемы, занимавшие республиканский Рим, и ему хотелось бы идти по следам Лукреция. Но он чувствует своё бессилие и грустно восклицает по адресу Лукреция (Geor. II):

Felix qui potuit rerum cognoscere causas…

Fortunatus et ille deos qui novit agrestis…

Все, касающееся философских систем в «Энеиде» и «Георгиках», прямо заимствовано из разных греческих авторов (как, напр., «учение о загробной жизни» в VI п. и др.). В политике Вергилий один из самых искренних сторонников Августа. Полный энтузиазма к великому прошлому Рима, он от души славословит водворителя мира в Италии. Август для него - представитель национальной идеи, и он поклоняется ему без всякого оттенка заискивания, чуждого его чистой душе.

Почитание Вергилия после смерти

Поклонение, которым имя Вергилия было окружено при жизни, продолжалось и после смерти поэта; уже начиная с Августовского века сочинения его изучались в школах, комментировались учёными и служили для предсказываний судьбы, как оракулы Сибилл . Так называемые «Sortes Virgilianae » были в большом ходу во времена Адриана и Севера . Имя Вергилия окружалось таинственной легендой, превратившейся в Средние века в веру в него как в волшебника. Основанием многочисленных легенд о его чудодейственной силе послужили некоторые непонятые места его сочинений, как например IV и VIII эклоги. Рассказ о загробной жизни в VI п. «Энеиды» и т. д. и, кроме того, толкования скрытного значения его имени (Virga - волшебный жезл) и имени его матери (Maia - Maga ). Уже у Доната встречаются намеки на сверхъестественное значение поэзии Вергилия. Фульгенций («De Continenta Vergiliana ») придаёт «Энеиде» аллегорическое значение. Затем имя Вергилия встречается в испанских, французских и немецких народных книгах, которые относят его или ко времени сказочного короля Октавиана, или короля Сервия; бретонские сказания говорят о нём как о современнике короля Артура и о сыне рыцаря из «Кампаньи в Арденском лесу». Вергилию подчиняются стихии, он чудесным образом зажигает и гасит огонь, вызывает землетрясение и грозу; Вергилий - патрон или genius loci Неаполя, который он основал, построив его на трех яйцах (вариант - построенный на яйце замок, Castello del’uovo ); Вергилий пробивает подземный ход сквозь гору (Позилиппо). Он - непревзойденный мастер, изготовляющий чудесные предметы (ingeniosissimus rerum artifex ), среди которых - сложная система сигнализации и защиты города с помощью бронзовых статуй Salvatio Romae (вариант - система, предохраняющая от извержения Везувия); бронзовая муха, изгоняющая из Неаполя мух и таким образом предохраняющая город от заразы; чудесное зеркало, отражающее все, что происходит в мире; bocca della verità ; вечно горящая лампа; воздушный мост и др. Высшее проявление значения, приписываемого средними веками Вергилию, - это роль психопомпа , которую ему даёт Данте в «Божественной комедии », выбрав его как представителя самой глубокой человеческой мудрости и сделав его своим руководителем и проводником по кругам ада.

Сочинения Вергилия дошли до нас в большом количестве рукописей, из которых самые замечательные: Медицейская, написанная, вероятно, до падения Западной Римской империи (изд. Foggini в Флоренции в 1741 г.), и Codex Vaticanus (изд. Bottari, Рим, 1741 г.). Из edid. princ. отметим небольшой folio 1469 г., изданный Свейнгеймом и Панарцом, Альдинское издание в Венеции 1501 года, несколько изданий XV и XVI вв. с комментариями Сервия и др., изд. I. L. de la Cerda, Мадрид, 1608-1617 гг., изд. Ник. Гельзиуса в Амстерд., 1676 г., Буркмана в 1746 г., Вагнера в 1830 г., исправленное по рукописям и снабженное замечаниями об орфографии многих слов Вергилия - «Handbuch der classischen Bibliographie» Schweigger’a содержит перечисление всех остальных изданий и указание их достоинств.

Первоисточниками для сведений о жизни и сочинениях Вергилия служит «Vita Vergilii» Доната, некоторые другие vitae, которыми снабжены рукописи, комментарии Сервия и биография Вергилия в стихах Фоциуса.

Переводы на русский язык

Переводы Вергилия на русский язык очень многочисленны.

Первые из них относятся ещё к XVIII столетию:

  • «Энеиду» перевёл В. Санковский (изд. 2-е, с предисловием и объяснениями В. Рубана, 3 части, СПб., 1775);
  • «Георгики» В. Рубан (4 кн., с прибавд. I Эклоги, называемой Титир, СПб., 1777) и А. Раич (М., 1821);
  • «Эклоги» А. Мерзляков (М., 1807);
  • «Энеиды Вергилия», перев. стихами И. Соснецкого (М., 1872);
  • «Энеида» И. Соснецкого (I-XII п., 1870-76);
  • «Энеида Вергилия» И. Шершеневича (Варшава, 1868);
  • «Буколика и Георгики Вергилия», перев. в стихах И. Соснецкого (Москва, 1873);
  • «Энеида» (4, 5, 6, 9 и 12 книги, перев. А. Соколова, Киев, 1881-83);
  • «Энеида. V песнь», перев. В. Алексеева (М., 1886);
  • «Энеида» А. Фета (2 тома, кн. 1-12, Москва, 1888);
  • «I песнь» С. Манштейна (с примечаниями, Москва, 1878);
  • Р. А. Шарбе, «Перевод и разбор IV Эклоги» («Учёные записки Казанского университета», 1854, IV, 69-120);
  • «Энеида» песнь I, В. Бегака и Ф. Блонского (Киев, 1879); песнь III, перевод Соколова (Киев, 1874); песнь IV-VI, перев. Логинова (Киев, 1886): песнь VIII-IX, перев. И. Горовый и Е. Котляр (Киев, 1884-87).

Вергилий в иконописи

Являясь языческим дохристианским поэтом, Вергилий считался непререкаемым авторитетом среди античных авторов, и достиг вершины римской поэзии. Прямые заимствования, ссылки и вергилиевские реминисценции встречаются во многих христианских произведениях. Считая Вергилия предвестником христианства , на котором была благодать Божия, церковь почитает его в ряду других дохристианских гениев и героев. В подтверждение тому Вергилий довольно часто изображается в цикле росписей храма, либо его изображения (обычно без нимба - знака святости) входят в состав иконостасов , занимая, конечно, подчинённые места в иерархии образов.

Ссылки

Литература

  • С. С. Аверинцев. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С. С. Поэты. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996, с. 19-42

Wikimedia Foundation . 2010 .

Самый известный поэт Августовского века Вергилий считается одним из гениев дохристианской эпохи. Сведений о его биографии сохранилось немного: несмотря на разнообразие источников, многие из них противоречат друг другу. Хотя Мантуанский лебедь (это прозвище дали Вергилию современники) был языческим поэтом, цитаты и отсылки на его творчество часто встречаются в христианских книгах, а изображения поэта, хоть и без нимба, входят в иконостасы.

Детство и юность

Полное имя поэта – Публий Вергилий Марон. Родился он в 70 году до нашей эры в Северной Италии, в деревне Андес, в семье зажиточного землевладельца. Отец отправил юношу учиться в Кремону. После получения образования будущий литературный деятель пожил в Милане, съездил в Неаполь – посетить поэта Парфения и взять у него уроки греческого языка и литературы, а в 47 году переехал в столицу, чтобы заняться политикой.

Городская жизнь не понравилась Вергилию. Душой он стремился домой, к родной природе в глухой провинции, а для политической деятельности его здоровье оказалось слишком хрупким. Молодой человек вернулся на малую родину, чтобы вести тихую уединенную жизнь, вести хозяйство и заниматься поэзией – уже тогда он начал писать знаменитые «Буколики» («Эклоги»). Мирным планам помешала судьба в лице правителя.

После битвы при Филиппинах объявил, что дарует ветеранам земельные владения. Для этого потребовалось изъять часть поместий в пользу государства, и Вергилий стал одним из тех, кого изгнали из родных земель. К тому времени поэт уже успел приобрести славу: три его работы – «Полемон», «Дафнис» и «Алексис» – благосклонно оценили современники, в том числе и местные чиновники.


Друг Вергилия Азиний Поллион попросил триумвира помочь молодому таланту, оказавшемуся бездомным. Август одобрил работы поэта и помог Вергилию получить дом в Риме и новое имение в Кампании. В благодарность тот прославил мецената в следующей эклоге «Титир».

После Перузинской войны история с конфискацией имущества повторилась еще раз. Воины пришли в новое поместье поэта и взяли его силой. Вергилий вынужден был бежать, и опять потребовалось вмешательство Октавиана, чтобы он смог вернуться домой. Седьмую эклогу поэт посвятил новорожденному сыну покровителя, назвав его «гражданином золотого века».


Когда в Италии воцарились спокойные времена, Вергилий всерьез принялся за творчество, проводя часть года в Риме, а часть в Неаполе, который он любил за мягкий климат. Именно там были написаны знаменитые «Георгики», призывающие римлян вернуться к земледелию и восстановить разрушенное после войн хозяйство.

Поэт стремился оправдать ожидания поклонников и меценатов и упорно трудился. Он изучал древние поэмы, труды Энния, Невия и Лукреция, историю старых городов. Позже эти работы вдохновили его на создание знаменитой «Энеиды».

Смерть

В 29 г. до н. э. Вергилий решил посетить в Грецию, чтобы отдохнуть и поработать над «Энеидой», но Октавиан, встретивший поэта в Афинах, убедил его поскорее вернуться на родину. Путешествие плохо сказалось на здоровье поэта. Едва ступив на родной берег, он тяжело заболел. Вскоре сильная лихорадка стала причиной смерти.


«Энеида» к тому времени была почти готова, но окончательно привести ее в порядок Вергилий не успел. Перед смертью он захотел сжечь рукопись. По одной версии, ему просто не хотелось оставлять потомкам неоконченную работу, по другой – Октавиан Август под конец жизни разочаровал поэта своими поступками на посту правителя, и он решил, что всю жизнь воспевал тирана.

Друзья Варий и Тукка уговорили сохранить рукопись и пообещали привести ее в порядок. Вергилий велел ничего не добавлять от себя, а только вычеркнуть неудачные места. Этим объясняется тот факт, что в «Энеиде» много неполных и обрывочных стихотворений.

Литература и философия

Вергилий вместе с и входят в число величайших поэтов античности. В юности поэт преклонялся перед Лукрецием и интересовался учением эпикурейцев, но не примкнул к нему: характеру и склонностям Вергилия больше соответствовал стоицизм . В своей поэзии, как и в личной жизни, он был скорее человеком чувств, чем мыслей.


В первой крупной работе «Буколики», состоящей из 10 эклог, он сначала пытался подражать Феокриту, поскольку находил очень привлекательной простоту и естественность греческой поэзии. Несмотря на это стремление и простую, чистую тему сельской жизни древнего Рима (от названия поэмы родилось понятие буколического жанра), слог получился тяжеловесным и торжественным.

В повествование Вергилий вплетает восторженные славословия в адрес своих благодетелей. Христианские писатели видят в «Буколиках» пророчество рождения спасителя, но некоторые исследователи утверждают, что под ребенком, который изменит мир, Вергилий имел в виду племянника Октавиана Августа.


Что касается чистоты и законченности стиха, то здесь вершиной творчества поэта считаются «Георгики». Они также полнее всего отразили взгляды поэта на жизнь – в них Вергилий порицает атеизм, воспевает достоинства честного труда и делает лирические отступления в духе натурфилософии.

В патриотическом эпосе «Энеида» он выступает поборником стоических идей и тонким лириком. Источником вдохновения для поэта послужили произведения Гомера. У него нет соперников среди поэтов той поры в том, что касается описания нежных чувств – бессмертную славу поэме обеспечили именно лирические эпизоды. Из «Энеиды» происходит крылатая фраза Timeo Danaos et dona ferentes – «Бойтесь данайцев, дары приносящих».

Память

  • До наших времен сохранилось много рукописей Вергилия, большинство из которых не вызывает сомнений в достоверности.

  • В средние века Вергилия почитали как древнего философа и пророка, а его высказывания цитировали в религиозных произведениях. В знаменитой «Божественной комедии» изобразил его своим проводником в аду. Многие исследователи и сегодня считают творчество Вергилия образцом для современных поэтов, а романские языки сохраняют в себе синтаксис и нормативный стиль, которым он изъяснялся в своих стихотворениях.
  • В честь поэта назван астрономический объект – борозда Вергилия на Плутоне.

Цитаты

Любые невзгоды следует превозмогать терпением.
Одно спасение у побежденных - не надеяться ни на какое спасение.
Все побеждает любовь, покоримся ж и мы ее власти.
Не может любая земля родить любое растение.
Наша забота пусть останется нашим потомкам.

И pastoral poetry [d]

Пу́блий Верги́лий Маро́н (лат. Publius Vergilius Marō ), очень часто просто Верги́лий (15 октября 70 год до н. э. , Андес близ Мантуи - 21 сентября 19 год до н. э. , Брундизий) - один из величайших поэтов Древнего Рима . Прозван «мантуанским лебедем». В его честь названа борозда Вергилия на Плутоне (название не утверждено Международным астрономическим союзом).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Час истины - Вергилий Публий Марон

    ✪ Публий Вергилий Марон / Publius Vergilius Maro

    ✪ ВЕРГИЛИЙ. "Буколики". Библейский сюжет

    Субтитры

Поэт Августовского века

Вергилий - знаменитейший поэт Августовского века. Родился в 70 году до н. э. близ Мантуи, получил первое воспитание в Кремоне ; в шестнадцать лет получил тогу зрелости. Это торжество совпало с годом смерти Лукреция , так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника певца De rerum natura . Дальнейшее образование Вергилий получил в Милане , Неаполе и Риме; там он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием , Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению; его привлекали Платон и стоики .

К этому времени относятся его мелкие стихотворения, из которых самое достоверное - Culex («Комар»), признаваемое за вергилиевское Марциалом , Светонием и Стацием . После смерти Цезаря Вергилий вернулся в Мантую и предался там изучению Феокрита ; но его покой нарушен был гражданскими войнами. Во время раздачи земель ветеранам - сторонникам триумвиров после битвы при Филиппах Вергилий два раза подвергался опасности потерять свои владения в Мантуе; но каждый раз его спасало личное вмешательство Октавиана , которому благодарный поэт посвятил вскоре две хвалебные эклоги (I и IX).

В Риме, куда Вергилий часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошёлся с Меценатом и окружавшими его поэтами; впоследствии он ввёл в этот круг Горация , и оба поэта совершили вместе со своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундизий. В 37 году до н. э. были закончены «Буколики», первое зрелое произведение Вергилия, и он взялся по просьбе Мецената за «Георгики», законченные в Неаполе в 30 году. В 29 году после многих предварительных работ Вергилий приступил к «Энеиде » и, проработав над ней несколько лет в Италии, отправился в Грецию и Азию, чтобы изучить на месте театр действия своей поэмы и придать своему труду больше жизненной правды. В Афинах он встретил Августа , который уговорил его вернуться в Италию. По дороге в Рим Вергилий заболел и умер в Брундизии в 19 году до н. э. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Эту просьбу некоторые учёные (Бартенштейн, например) объясняют так: царствование Августа убедило Вергилия, что он всю жизнь воспевал тирана, и он почувствовал перед смертью раскаяние, что своей эпопеей доставит ему бессмертие.

Буколики

В своём первом произведении - «Bucolica» (состоящем из 10 эклог и написанном в 43-37 гг.) - Вергилий хотел внести в латинскую поэзию особенности греческой, её простоту и естественность, и начал подражанием Феокриту . Но ему совершенно не удалось достигнуть цели, несмотря на прямой перевод во многих местах сицилийского поэта - именно простота-то и естественность отсутствуют в Буколиках Вергилия. В то время как пастухи Феокрита в самом деле живут непритязательной жизнью детей природы, весь интерес которых в процветании стад и любви, пастушки, пастухи Буколик - поэтическая фикция, художественный образ, прикрывающий сетования римлян на невзгоды гражданских войн. В некоторых из них Вергилий представляет выдающихся лиц той эпохи; так напр., в Дафнисе представлен Цезарь .

Самая знаменитая и на самом деле самая интересная по торжественности настроения и тонкости деталей - эклога IV (называемая также «Pollio», то есть «Поллион», по имени римского консула Гая Азиния Поллиона), в которой Вергилий предсказывает будущий золотой век и скорое рождение ребёнка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно (omnis fert omnia tellus), и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника. Возможно, что Вергилий имел в виду в этом стихотворении племянника Августа, Марцелла , раннюю смерть которого он впоследствии воспел в поэтическом эпизоде VI песни «Энеиды».

В общем характере Х эклоги, её ненависти к войне и жажде спокойной жизни Вергилий отразил стремление к миру, охватившее все римское общество. Литературное значение Буколик состоит главным образом в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Риме.

Георгики

«Георгики», вторая поэма Вергилия, состоящая из четырёх книг, написана с целью возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, награждённых землями. Взяв за образец Гесиода , Вергилий, однако, не входит, подобно своему греческому образцу, во все подробности сельскохозяйственного дела, его цель - показать в поэтических образах прелести сельской жизни, а не написать правила, как сеять и жать; поэтому детали земледельческого труда его занимают лишь там, где они представляют поэтический интерес. Из Гесиода Вергилий взял лишь указания счастливых и несчастных дней и некоторых земледельческих приемов. Лучшая часть поэмы, то есть отступления натурфилософского характера, большей частью почерпнута из Лукреция.

«Георгики» считаются самым совершенным произведением Вергилия по чистоте и поэтической законченности стиха. В них, вместе с тем, глубже всего отразился характер поэта, его взгляд на жизнь и религиозные убеждения; это - поэтические этюды о достоинстве труда. Земледелие в его глазах - святая война людей против земли, и он часто сравнивает подробности земледельческого быта с военной жизнью. «Георгики» служат также протестом против распространившегося в последнее время республики атеизма; поэт помогает Августу возбуждать в римлянах угасшую веру в богов и сам искренно проникнут убеждением в существовании высшего Промысла, управляющего людьми.

Одним из подражателей Вергилия является Луиджи Аламанни .

Энеида

«Энеида» - незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями.

Вергилий занялся этим сюжетом по просьбе Августа, чтобы возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей и, с другой стороны, для защиты династических интересов Августа, будто бы потомка Энея через его сына Юла , или Аскания . Вергилий в «Энеиде» близко примыкает к Гомеру ; в «Илиаде » Эней является героем будущего. Поэма начинается последней частью скитаний Энея, его пребыванием в Карфагене, и затем уже рассказывает эпизодически прежние события, разрушение Илиона (II п.), скитания Энея после этого (III п.), прибытие в Карфаген (I и IV п.), путешествие через Сицилию (V п.) в Италию (VI п.), где начинается новый ряд приключений романического и воинственного характера. Самое исполнение сюжета страдает общим недостатком произведений Вергилия - отсутствием оригинального творчества и сильных характеров. Особенно неудачен герой, «благочестивый Эней» (pius Aeneas), лишённый всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов, которые покровительствуют ему как основателю знатного рода и исполнителю божественной миссии - перенесения Лар на новую родину. Кроме того, на «Энеиде» лежит отпечаток искусственности; в противоположность Гомеровскому эпосу, вышедшему из народа, «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями; греческие элементы перепутаны с италийскими, мифические сказания - с историей, и читатель постоянно чувствует, что мифический мир служит лишь поэтическим выражением национальной идеи. Зато Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют бессмертную славу эпопеи. Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. Стоит только вспомнить патетическое, несмотря на свою простоту, описание дружбы Ниса и Эвриала , любовь и страдания Дидоны , встречу Энея с Дидоной в аду, чтобы простить поэту его неудачную попытку возвеличить славу Августа за счет преданий старины. Из 12 песней «Энеиды» шестая, где описывается сошествие Энея в ад, чтобы повидаться с отцом (Анхизом), считается самой замечательной по философской глубине и патриотическому чувству. В ней поэт излагает пифагорейское и платоническое учение о «душе мироздания» и вспоминает всех великих людей Рима. Внешняя постройка этой песни взята из XI п. «Одиссеи». В остальных песнях заимствования из Гомера тоже весьма многочисленны.

В построении «Энеиды» подчеркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера . Большинство мотивов «Энеиды» Вергилий нашёл уже в прежних обработках сказания об Энее , но выбор и расположение их принадлежат самому Вергилию и подчинены его поэтическому заданию. Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения , метафоры , эпитеты и т. п.) обнаруживается желание Вергилия «соперничать» с Гомером.

Тем резче выявляются глубокие различия. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию. «Энеида» представляет цепь повествований , полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы.

Её движущая сила - воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами , вещими снами, чудесами и знамениями , руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа.

Массовых сцен Вергилий избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания которых и создают драматическое движение. Драматизм усиливается стилистической обработкой: Вергилий умеет мастерским подбором и расположением слов придавать стёртым формулам обыденной речи большую выразительность и эмоциональную окраску.

В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера , и стремится к «благородным» аффектам. В ясном членении целого на части и в драматизации частей Вергилий находит нужный ему средний путь между Гомером и «неотериками» и создаёт новую технику эпического повествования, в течение веков служившую образцом для последующих поэтов.

Правда, герои Вергилия автономны, они живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распылённого общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, «благочестивый» Эней, с его своеобразной пассивностью в добровольном подчинении судьбе, воплощает идеал стоицизма , ставшего почти официальной идеологией ; в странствиях Энея сопровождает бесстрашный оруженосец Ахат , преданность которого стала нарицательной. И сам поэт выступает как проповедник стоических идей: картина подземного царства в 6 песне, с мучениями грешников и блаженством праведных, нарисована в соответствии с представлениями стоиков. «Энеида» была закончена лишь вчерне. Но и в этом «черновом» виде «Энеида» отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в «Буколиках».

Прочие произведения

Из мелких стихотворений, кроме названного выше Culex -а, Вергилию приписываются ещё Ciris , Moretum и Сора . Вергилий в своей поэзии, так же как и в личной жизни, более человек чувств, чем мысли. «Bonus», «optimus», «anima candida» - вот постоянно сопровождающие его имя эпитеты у Горация , Доната и др. В своей поэзии Вергилий менее всего философ, хотя его сильно увлекают философские проблемы, занимавшие республиканский Рим, и ему хотелось бы идти по следам Лукреция. Но он чувствует своё бессилие и грустно восклицает по адресу Лукреция (Geor. II):

Felix qui potuit rerum cognoscere causas…
Fortunatus et ille deos qui novit agrestis…

Все, касающееся философских систем в «Энеиде» и «Георгиках», прямо заимствовано из разных греческих авторов (как, напр., «учение о загробной жизни» в VI п. и др.). В политике Вергилий один из самых искренних сторонников Августа. Полный энтузиазма к великому прошлому Рима, он от души славословит водворителя мира в Италии. Август для него - представитель национальной идеи, и он поклоняется ему без всякого оттенка заискивания, чуждого его чистой душе.

Почитание Вергилия после смерти

Поклонение, которым имя Вергилия было окружено при жизни, продолжалось и после смерти поэта; уже начиная с Августовского века сочинения его изучались в школах, комментировались учёными и служили для предсказаний судьбы, как оракулы Сибилл . Так называемые «Sortes Virgilianae » были в большом ходу во времена Адриана и Севера . Имя Вергилия окружалось таинственной легендой, превратившейся в Средние века в веру в него как в волшебника . Основанием многочисленных легенд о его чудодейственной силе послужили некоторые непонятые места его сочинений, как например IV и VIII эклоги. Рассказ о загробной жизни в VI п. «Энеиды» и т. д. и, кроме того, толкования скрытного значения его имени (Virga - волшебный жезл) и имени его матери (Maia - Maga ). Уже у Доната встречаются намеки на сверхъестественное значение поэзии Вергилия. Фульгенций («De Continenta Vergiliana ») придаёт «Энеиде» аллегорическое значение. Затем имя Вергилия встречается в испанских, французских и немецких народных книгах, которые относят его или ко времени сказочного короля Октавиана, или короля Сервия; бретонские сказания говорят о нём как о современнике короля Артура и о сыне рыцаря из «Кампаньи в Арденском лесу». Вергилию подчиняются стихии, он чудесным образом зажигает и гасит огонь, вызывает землетрясение и грозу; Вергилий - патрон или genius loci Неаполя, который он основал, построив его на трех яйцах (вариант - построенный на яйце замок, Castello del’uovo ); Вергилий пробивает подземный ход сквозь гору (Позилиппо). Он - непревзойденный мастер, изготовляющий чудесные предметы (ingeniosissimus rerum artifex ), среди которых - сложная система сигнализации и защиты города с помощью бронзовых статуй Salvatio Romae (вариант - система, предохраняющая от извержения Везувия); бронзовая муха, изгоняющая из Неаполя мух и таким образом предохраняющая город от заразы; чудесное зеркало, отражающее все, что происходит в мире; bocca della verità ; вечно горящая лампа; воздушный мост и др. Высшее проявление значения, приписываемого средними веками Вергилию, - это роль психопомпа , которую ему даёт Данте в «Божественной комедии », выбрав его как представителя самой глубокой человеческой мудрости и сделав его своим руководителем и проводником по кругам ада. Так же в роли психопомпа Вергилий представлен в сатирическом романе «Острове пингвинов» Анатоля Франса , который был ярым поклонником поэта. В романе Вергилий обвиняет Данте в неверном толковании своих слов, отрицает свою роль в христианстве и доказывает приверженность к античным богам.

Сочинения Вергилия дошли до нас в большом количестве рукописей, из которых самые замечательные: Медицейская, написанная, вероятно, до падения Западной Римской империи (изд. Foggini во Флоренции в 1741 г.), и Codex Vaticanus (изд. Bottari, Рим, 1741 г.). Из edid. princ. отметим небольшой folio 1469 г., изданный Свейнхеймом и Паннарцом , Альдинское издание в Венеции 1501 года, несколько изданий XV и XVI вв. с комментариями Сервия и др., изд. I. L. de la Cerda, Мадрид, 1608-1617 гг., изд. Ник. Гельзиуса в Амстерд., 1676 г., Буркмана в 1746 г., Вагнера в 1830 г., исправленное по рукописям и снабженное замечаниями об орфографии многих слов Вергилия - «Handbuch der classischen Bibliographie» Schweigger’a содержит перечисление всех остальных изданий и указание их достоинств.

Первоисточниками для сведений о жизни и сочинениях Вергилия служит «Vita Vergilii» Доната, некоторые другие vitae, которыми снабжены рукописи, комментарии Сервия и биография Вергилия в стихах Фоциуса.

Вергилий в иконописи

Являясь языческим дохристианским поэтом, Вергилий считался непререкаемым авторитетом среди античных авторов, и достиг вершины римской поэзии. Прямые заимствования, ссылки и вергилиевские реминисценции встречаются во многих христианских произведениях. Считая Вергилия предвестником христианства , на котором была благодать Божия, церковь почитает его в ряду других дохристианских гениев и героев. В подтверждение тому Вергилий довольно часто изображается в цикле росписей храма, либо его изображения (обычно без нимба - знака святости) входят в состав иконостасов , занимая, конечно, подчинённые места в иерархии образов [ ] .

Переводы

Переводы на русский язык

Переводы Вергилия на русский язык очень многочисленны. Первые из них относятся ещё к XVIII столетию. Пародийную «Энеиду назнанку » издал в 1791 году Николай Осипов . «Энеида» неоднократно издавалась в России в оригинале для школ в конце XIX-начале XX века.

Переводы «Буколик» и «Георгик» :

  • Георгик, или О земледелии четыре книги. / Пер. под ред. В. Г. Рубана. СПб, 1777. 104 стр.
  • Эклоги П. Виргилия Марона. / Пер. А. Мерзлякова. М., 1807. XXXII, 86 стр.
  • Виргилиевы Георгики. / Пер. А. Р[айча]. М., 1821. XL, 181 стр.
  • Буколики и Георгики Виргилия. / Пер. И. Соснецкого. М., 1873. 80, 118 стр.
  • Одна из Эклог переведена В. С. Соловьёвым («Русское Обозрение», 1891).
  • Публия Вергилия Марона Буколики или пастушеские поэмы. / Пер. А. В. Рудзянского. Севастополь, 1897. 52 стр.
  • Вергилий. Сельские поэмы: Буколики. Георгики. / Пер. С. Шервинского . (Серия «Сокровища мировой литературы»). М.-Л., Academia. 1933. 167 стр. 5300 экз. (неоднократно переиздавался, в том числе в «БВЛ» )
  • Вергилий. Георгики. Песнь IV / Пер. Е. Иванюк // Новый Гермес. № 3 (2009). С. 153-181.

Полные переводы «Энеиды» :

  • Еней. Героическая поема Публия Виргилия Марона . / Пер. В. Петрова . СПб, 1781-1786. 308, 254 стр.. (Серия «Памятники мировой литературы»). М.-Л., Academia. , «Перевод и разбор IV Эклоги» («Учёные записки Казанского университета», 1854, IV, 69-120);
  • «Энеида» песнь I, В. Бегака и Ф. Блонского (Киев, 1879); песнь III, перевод Соколова (Киев, 1874); песнь IV-VI, перев. Логинова (Киев, 1886): песнь VIII-IX, перев. И. Горовый и Е. Котляр (Киев, 1884-87).
  • Публий Вергилий Марон . Первая книга «Энеиды». / Под общ. ред. А. В. Подосинова. (Серия «AD USUM SCHOLARUM»). М.: Импэто, . 104 стр. 400 экз.

Отдельные издания:

  • «Р. Vergilii Maronis Aeneidos L. I-VI» (с прим. по Ладевигу, Каппесу, Фрейнду и друг., сост. П. Н., СПб., 1878);
  • «Энеида» (кн. 1-6, с введением и примечаниями Д. И. Нагуевского, 2 и 5 т. учебного изд. лат. классиков, 2 изд., Казань и Лейпциг, 1885-86);
  • С. Орловский, «Вторая книга Энеиды» (с подробными комментариями, Одесса, 1885);
  • Фоков, «I Буколика» (с примечаниями, в «Журнале министерства народного просвещения» 1873, ч. 169);
  • Д. Нагуевский, «Словарь к I-III книгам Энеиды» (Рига, 1884 и сл.).

Прочее :

  • Комар. / Пер. К. Котельникова. Ревель, 1894. 15 стр.
  • Вергилий . Буколики. Георгики. Энеида. (Серия «Библиотека античной литературы »). М., Художественная литература. 1979. 550 стр. (в этом издании впервые вместе переведены поэмы т. н. «Appendix Vergiliana»: «Комар», «Скопа», «Проклятия», «Лидия», «Трактирщица», «Завтрак»)

Переводы на другие языки

  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 2 томах (№ 63, 64).
  • В серии «Collection Budé » сочинения изданы в 5 томах.
  • , «Об Энеиде» («Учёные записки Московского университета», 1835, том X);
  • L. Müller. «О nomen gentile автора Энеиды» («Журнал Министерства народного просвещения », 1877, ч. 189);
  • «De Verg. Aen. I» (390-401, ibid., 1876, ч. 185);
  • Боровиковский, «Сравнение из Энеиды» (ibid., 1876, ч. 185);
  • I. Luniac, «Vergiliana (к Энеиде)» (ibid., 1878, ч. 200);
  • Фогель А. К. «Vergiliana (к Энеиде)» (ibid., май 1884);
  • L. Schwabe, «Observationes in Cirin» (Дерпт, 1871).

Ср. Д. Нагуевского, «Основы библиографии по истории римской литературы» (Казань, 1889, стр. 61-66) и дополнения В. А. Алексеева (Воронеж, 1890).

  • Аверинцев С. С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С. С. Поэты. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996, с. 19-42
  • Вормс А. Э. . «Яснополянский сборник - 2002» (публикация и биогр. справка И. В. Егорова и Н. И. Шлёнской), Тула, Изд. дом «Ясная Поляна», 2003, с. 228-235.