Кто такие нацболы. Национал-большевистская партия

Политический обозреватель РИА «Новости» Юрий Филиппов.

Верховный суд России признал законным решение о ликвидации Национал-большевистской партии (НБП). Таким образом, подведена черта под многомесячной историей о прекращении деятельности Национал-большевистской партии - радикально оппозиционной организации, чьи демонстративные акции, направленные против российских властей, неизменно находятся за гранью политических приличий.

В течение последних лет национал-большевики захватывали приемную администрации президента, врывались в здание министерства здравоохранения и социального развития, одни их активисты в связи с этим отбывают сроки заключения, другие находятся под арестом и дожидаются решения суда.

Нынешнее решение Верховного суда лидер НБП Эдуард Лимонов назвал политическим и заявил, что в течение десяти дней в Министерство юстиции будут поданы документы для регистрации Общероссийской политической организации национал-большевиков - именно под таким названием «лимоновцы» намерены действовать дальше. Они не собираются самораспускаться и считают, что необходимые для официальной регистрации юридические формальности, в конце концов, будут соблюдены.

Однако даже это не будет означать, что национал-большевики на деле превратятся в массовую политическую партию и будут приняты в национальное политическое поле. Строго говоря, они никогда к этому и не стремились, не пытались, например, стать массовой организацией, нацеленной на электоральные победы, выстраивающей сотрудничество с властными структурами и врастающей в них, стать посредником между государством и обществом. Поэтому политические преграды для политической «легализации» лимоновцев объективны и они, конечно же, никуда не исчезнут.

Другие российские партии, сколько бы они не провозглашали свою оппозиционность, стремятся так или иначе сотрудничать с государством. После того как российские либералы из партии «Яблоко» и Союза правых сил потерпели поражение на парламентских выборах в 2003 году и не попали в Государственную думу, многие из их довольно ярких представителей все же не выпали из государственной жизни и тем более не ушли в глухую оппозицию. Так, например, «яблочник» Владимир Лукин стал Уполномоченным по правам человека в РФ, а один из наиболее известных эспээсовцев Сергей Кириенко до недавнего времени трудился полномочным представителем Президента России в Приволжском федеральном округе, а теперь возглавил Росатом. Периодически на совет к президенту приходит лидер коммунистов Геннадий Зюганов, а лидер националистическо-оппозиционной «Родины» Дмитрий Рогозин даже одно время был официальным представителем Путина в Калининградской области.

Представить, что национал-большевики могут пойти по такому пути, совершенно невозможно. Вполне реально допустить, что некоторые широко мыслящие сотрудники администрации президента приветствовали бы появление точек соприкосновения между властями и НБП. В конце концов, молодые лимоновцы брызжут энергией, они провозглашают свою преданность России, а их лидер Лимонов - как минимум очень способный литератор, умеющий привлекать к себе общее внимание. Если бы национал-большевики понизили градус своего эпатажа, выбросили на помойку провокационную символику, соединяющую советский серп и молот с нацистской цветовой гаммой и формами, если бы они, допустим, стали агитировать молодежь за здоровый образ жизни в рамках реализации президентского проекта по здравоохранению, пусть и не отказываясь при этом от идеализации советского периода советской истории, - у них бы появился вполне реальный шанс стать почти нормальным массовым российским молодежным движением - в идеале ничем не хуже, чем принимаемое Кремлем движение «Наши», к которому, впрочем, у многих тоже много претензий.

Именно к такого рода метаморфозе, обращенной к реальным проблемам страны, призывал недавно «нацболов», например, авторитетный коммунист, генерал армии и «знаменосец Победы» Валентин Варенников. «Национал-большевики должны присоединиться к тем силам, которые защищают интересы народа, а не выпячивать себя какой-то обособленной сверхгруппой, которая какое-то непонятное знамя несет», - сказал он.

Но все дело в том, что отказываться от своей обособленности и анархизма «лимоновцы» не собираются. У них нет никакой политической программы, кроме перманентного бунта и наскоков на тех, кого они относят к властям предержащим. Недавно Лимонов предложил объединиться всем российским оппозиционерам, включая крайних либералов, опальных министров и бывших олигархов для того чтобы произвести в России радикальную смену власти - что-то наподобие украинской «оранжевой революции». Но даже и после этого «лимоновцам» не удалось преодолеть обособленность от реальной политики. Респектабельным либералам претит союз с националистами, коммунисты же не верят в «оранжевые революции», передающие власть от одной элитной группировки другой, только рангом пониже.

Ксенофобия в субкультуре данного формировании имеет весьма большое значение. Для субкультуры характерно выраженное преобладание эстетического компонента.

Имеется информация о проходившем в Петербурге «саммите М.О.Н.О.Л.И.Та».

Деятельность группы «М.О.Н.О.Л.И.Т» носит явные признаки экстремизма. Имели место публичные призывы: «Убей ветерана ВОВ!» и «Убей старика – он твой биологический враг!».

ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ТОЛКА

Национал-большевистская партия

Введение

29 июня 2005 года Московский областной суд ликвидировал Межрегиональную общественную организацию "Национал-большевистская партия".

7 августа 2007 года Верховный суд Российской Федерации признал законным постановление Московского городского суда от 19 апреля 2007 года о признании Межрегиональной общественной организации «Национал-большевистская партия» (НБП) экстремистской и запрете ее деятельности.

В настоящее время НБП признана в судебном порядке экстремисткой организацией, ее деятельность запрещена.

Национал-большевистская партия России

Межрегиональная общественная организация "Национал-большевистская партия" (НБП) зарегистрирована Управлением юстиции Администрации Московской области 23 января 1997 года (8 сентября 1993 года тем же Управлением юстиции был зарегистрирован устав НБП, 4 июня 1998 года были зарегистрированы последние изменения и дополнения в устав организации) и, согласно учетным материалам, объединяет 47 региональных отделений.

После неудачной попытки функционеров НБП пройти в ноябре 1998 года перерегистрацию в качестве общероссийского общественно-политического объединения, в газете "Лимонка" был опубликован ряд статей экстремистского характера. Так, в статье "14 ноября в СПб состоится II-й внеочередной всероссийский съезд партии" ("Лимонка", # 104, стр.1). Лимонов обращается к тогдашнему министру юстиции Российской Федерации П.В.Крашенинникову: "... г-н министр, на Вас лежит огромная политическая ответственность, если Вы не откроете нам дверь к выборам, нам придется пойти другим путем: путем Ленина, Муссолини, красных бригад и рафовцев. И я не смогу и не захочу удерживать своих людей...".

Члены партии именуются «нацболами» - сокращение от «национал-большевики».

Печатный орган – газета «Лимонка». Выходит ряд региональных изданий, в Санкт-Петербурге – это газета «Смерч».

Партийное приветствие – «Да, смерть!».

Партийный салют – поднятая правая рука со сжатым кулаком (в отличие от ультраправых, вскидывающих руку с раскрытой ладонью).

Партийное знамя – черные серп и молот в белом круге на красном полотнище.

Партийный гимн написан композитором Николаем Кропаловым. Также есть еще «походный марш НБП», написанный Дмитрием Шостаковичем – внуком известного советского композитора.

В июне 1994 г. Э. Лимонов вместе с лидером рок-группы «Гражданская оборона» Егором Летовым выступил инициатором совместного заявления об объединении радикальных правых и левых экстремистов. Кроме Летова, Лимонова и Дугина заявление подписал только националист Александр Баркашов. Радикальные коммунисты и анархисты заявление подписать отказались. К работе в партии удалось привлечь крупные фигуры молодежной контркультуры: композитораавангардиста Сергея Курехина и панк-певца, коммуниста Егора (Игоря) Летова. Из-за их участия в проекте основной базис НБП впоследствии составила артистическая богема и панки - поклонники группы «Гражданская оборона».

Своей целью НБП объявило проведение «русской революции», сочетающей в себе национальную (установление власти русских) и социальную (достижение имущественной и экономической

справедливости) революции. Социальную базу НБП Э. Лимонов видит в «социально неудовлетворенной молодежи (рокерах, анархистах, фашистах, бизнесменах и др.)».

Питерское отделение НБП. Криминально-скинхедовский период

Питерское отделение НБП появилось в 1994 году. Насчитывало около 15 человек. Члены НБП в С-Пб принимали участие в коммунистических митингах, продавали партийную газету «Лимонка» у Гостиного двора. Через год после создания С-Пб НБП распалось.

В 1996 г. Национал-большевистская партия в Санкт-Петербурге, по словам нового руководителя регионального отделения НБП А. Гребнева, «к сожалению, не являлась партией». В нее входило 15-25 студентов, которые не проводили ни пикетов, ни акций, а просто «пили в партийном бункере». Став председателем НБП в Санкт-Петербурге, он провел в течение 2 месяцев более 60 акций. Результатом его действий явилось, по его мнению, то, что «наконец появилась партия».

Члены НБП регулярно участвовали в коммунистических демонстрациях, идя отдельной колонной под своими знаменами.

Одним из основных направлений деятельности партии являлось расписывание стен лозунгами НБП и расклейка листовок. Наиболее распространенные надписи: "Лимонов", "НБП", "Убей Хача!", "Ешь богатых!". Лозунги придумывались на собраниях. Гребнев выдавал на каждом партсобрании краску для надписей и клей для расклейки листовок.

НБП принимала участие в создании «Молодежного Единства», претендовавшего на молодежное подразделение партии «Единство» (Медведи). Непосредственным организатором «Молодежного Единства» - мимикранта стал Виталий Жуков – руководитель ОО «Новый город». Членом Организационного Совета ОО «Новый город», координатором по социальной и молодежной политике стал на тот период лидер СПб НБП Андрей Гребнев, а координатором по науке, геополитике и философии – нынешний руководитель СПб НБП Андрей Дмитриев.

Организация «Молодежное Единство» (мимикрант) получила юридическое лицо, но «Единство» отказалось признавать их в качестве своего подразделения. Об этом была серия выступлений в прессе. «Молодежное Единство» (мимикрант) имело поддерживающих его муниципальных депутатов во Фрунзенском и Адмиралтейском районах.

Лидер С-Пб-ЛО регионального отделения НБП Андрей Гребнев в тот период был известен как лидер одного из заметных в Санкт-Петербурге формирований скинхедов, без какой-либо религиозной ориентации. Он был весьма одиозной личностью. В интервью Андрея Гребнева газете «Стрела» в 1998 год, он пояснил, что считает себя террористом. Андрей рассказал, что полагает себя в прошлой жизни Пол Потом, а в случае прихода к власти НБП первое, что они сделают – взорвут Эрмитаж.

А. Гребнев непосредственно участвовал в выкапывании оружия с мест бывших боев, в составе групп «Черных следопытов» (или, как они их называли, «траферов»). Проходил по ряду уголовных дел.

27 октября 1999 года в Санкт-Петербурге группой скинхедов был избит кореец Ким. Среди арестованных по горячим следам был руководитель регионального отделения НБП Андрей Гребнев. 10 октября 2000 состоялся суд. Гребнев, скинхеды Румянцев и Разин были признаны виновными. Гребнев получил условный срок.

Внешняя атрибутика

В «гребневский» период "нацболы" старались одеваться в черную одежду: кожаные куртки (если позволяют средства), грубые ботинки ("хайкинги"). Также очень распространена одежда в стиле military. Вещи приобретались, в основном, в магазинах second-hand. Многие брили голову налысо (a la skinhead). Это делать было не обязательно, но короткая стрижка считалась предпочтительнее длинных волос.

Одежда, как правило, грязная и заношенная (как у панков). На акции и другие праздники на рукава надевают красно-бело-синие повязки с серпом и молотом в середине. Также носят значки - красно-бело- синий кружок с серпом и молотом в середине. Лица "нацболов", в том числе и девушек, часто украшают синяки, царапины - последствия пьяных драк. Рекомендуется также сделать на левом предплечье татуировку - изображение гранаты - «лимонки».

Радикально-оппозиционный период

До весны 2001 года лидером питерского отделения партии был Андрей Гребнев, но в марте 2001 года он был смещен и ушел в «Партию Свободы» Ю. Беляева.

Вот что пишет по поводу этого смещения Э. Лимонов в своей книге «Книга воды»:

«Руководитель организации НБП Андрей Гребнев, поэт, безумный тип (я тебя, Андрюха, всё равно ценю, хоть мы тебя и сняли с поста руководителя НБП в Питере, уж больно ты безумен для этого)».

Руководство отделением НБП перешло в руки координационного совета и временного руководителя

– Сергея Трофименко. В августе 2001 года руководителем (гауляйтером) питерской НБП стал Сергей Гребнев (брат А. Гребнева).

Впоследствии руководителем ЛО-С-Пб отделения партии стал Андрей Дмитриев.

В 2003 году на съезде С-Пб отделения НБП удостоверение члена НБП было вручено депутату Законодательного собрания Ленинградской области по 21 округу Леонову В.Н.

Вслед за сменой руководства партии, резко изменились направления и формы ее деятельности. Акции питерского отделения НБП стали носить оппозиционный характер.

Судя по характеру проведения радикальных акций по России, изменение характера деятельности НБП от криминально-радикального до умеренно-радикального, произошло не только в Санкт-Петербурге, но и по всей стране.

Однако уже вскоре акции НБП стали проходить по классической схеме гринписовских акций прямого действия с соблюдением всех этических норм такого рода мероприятий. Причем норм западного «Гринписа», так как в России «Гринпис» не практикует забрасывание высокопоставленных оппонентов яйцами, майонезом или кетчупом.

В настоящее время лидеры НБП в качестве основной стратегии своей деятельности избрали жесткие призывы к насилию (выражаемые, однако, в форме инсинуации, и не подпадающие под антиэкстремистское законодательство) и театрализованные публичные оскорбления крупных должностных лиц в формах, не представляющих опасности для их жизни и здоровья.

Весьма заметное влияние на отказ от противозаконных форм деятельности питерского НБП оказал депутат Законодательного собрания Ленинградской области по 21 округу Леонов Владимир Николаевич.

Начиная с 2003 года, питерские нацболы одной из основных форм своей деятельности избрали так называемый «майонезный терроризм» - закидывание во время массовых мероприятий своих политических оппонентов кетчупом, майонезом и т.п. предметами, не несущими опасности для человека, либо хлестанье букетами цветов по лицу. Одновременно отмечается прекращение ориентации С-Пб отделения НБП на околоскинхедовские праворадикальные группировки.

В тоже время, начиная в 2006 года, НБП начинает активное сотрудничество с неофашистскими организациями. НБП публично поддерживает акции ДПНИ и огульно критикует антифашистов.

После юридического запрета деятельности НБП как экстремистской организации, нацболы не прекратили свою оппозиционную деятельность.

СУММИРУЕМ СКАЗАННОЕ

До весны 2001 года деятельность Санкт-Петербургского отделения НБП можно назвать

криминально-скинхедовским периодом. А впоследствии – радикальный оппозиционнополитический.

Постановлением Московского городского суда от 19 апреля 2007 года Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (НБП) была признана экстремистской, ее деятельности была запрещена.

1. Кто является создателем национал-большевистской партии?

2. Чем в разные периоды своей деятельности занималась НБП?

ДЬЯВОЛОПОКЛОННИКИ

Субкультура дьяволопоклонников имеет экстремистский характер в связи с практикуемым ее адептами вандализмом. Этим они отличаются от сатанистов.

Сленговые наименования дьяволопоклонников среди сатанистов – «сОтОнисты» и «кошкодавы». Отличительными чертами субкультуры дьяволопоклонников являются:

Наличие «темной» - околосатанистской идеологии и сатанистской символики (перевернутые кресты, черепа и т.п.).

Вандализм (разрушение, повреждение или нанесение посторонних надписей и рисунков на могилы и склепы на кладбищах), либо ритуальное жестокое обращение с животными.

В 2003 году были проведены исследования надписей и рисунков, оставленных подростковыми группами на старых кладбищах Санкт-Петербурга, а также переписки неформальных движений в Интернете. Это позволило уточнить состояние и структуру движений дьяволопоклонников в СанктПетербурге.

Внешняя атрибутика ничем не отличается от сатанистов.

Были выделены следующие формирования дьяволопоклонников в различных неформальных движениях:

Классические дьяволопоклонники

Движение не сформировалось. Имеются небольшие группы, не связанные друг с другом. Единых лидеров нет. Единых мест дислокации также нет. Иногда устраивают шумные акции на кладбищах с издевательствами над животными.

Группы формируются, как правило, из подростков раннего подросткового возраста, проживающих вблизи старых или заброшенных кладбищ. Деятельностные и иные субкультурные элементы черпаются подростками из фильмов ужасов.

В процессе плановых обследований кладбищ Санкт-Петербурга и окрестностей, следы деятельности подобного вида дьяволопоклонников были выявлены на Смоленском и Казанском (г. Пушкин) кладбищах.

Сатано-ролевики

В период до 2000 года, ответвление «энергетов» в ролевом движении было неагрессивным немногочисленным крылом. Однако, впоследствии, в данной среде произошло сильное смещение норм морали в сторону сатанизма. Одновременно с этим возникли формирования «сатано-ролевиков» и дьяволопоклонников на основе ролевых групп. Это направление к 2004 году уже вытеснило с городской сцены традиционных дьяволопоклонников. Многие новые идеологизированные акты осквернения могил и склепов на кладбищах были совершены именно данной категорией лиц. Основные признаки – наличие в пентаграммах и иных околосатанистских рисунках фэнтазийных элементов: драконов, наименований «темных сил» из романа Толкиена «Властелин колец» и т.п. Наиболее характерный пример – осквернение склепа на Новодевичьем кладбище с драконом в пентаграмме и надписями «Мелькор с нами» и «Ave Satan!».

В первой половине 2004 года были выявлены попытки массового вовлечения детей и подростков в группировки дьяволопоклонников (антихристиан) под видом проведения игры «Шабаш» - реконструкции сатанинского ритуала Вальпургиевой ночи (в ночь с 30 на 1 мая).

Данное крыло в настоящее время отнесено к категории экстремистов в связи с фактами осквернения могил и склепов на кладбищах, что подпадает под признаки вандализма.

«Гиперфашисты», «гиперсатанисты»

Представляют гибрид дьяволопоклонников и неонацистов. До 2002 года печатали в типографии свой объемный журнал «Сотсирх сусии» (перевернутое написание «Иисус Христос»). До 2002 года публиковали прямые призывы к поджогу церквей.

СУММИРУЕМ СКАЗАННОЕ

Дьяволопоклонники отличаются от сатанистов наличием противоправной деятельности, преимущественно, вандализмом на кладбищах.

Имеется три ответвления дьяволопоклонников: классические дьяволопоклонники, сатаноролевики и «гиперсатанисты».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем дьяволопоклонники отличаются от сатанистов?

2. С чем связывается появление дьяволопоклонников?

Это видео от 27 мая 1994 года. Группа "Гражданская оборона" исполняет песню "И вновь продолжается бой" на национал-коммунистической рок-акции "Русский прорыв" в СК "Крылья Советов" в Москве. Время тогда было другое, и что-то из фестиваля было показано по 1-му каналу в рамках "Программы "А"" . На видео камера неоднократно фиксируется на вывешенных в зале флагах национал-большевистской партии - красное полотнище с белым кругом и чёрным серпом и молотом в круге. Кстати, на этом же фестивале вступительное слово говорил сооснователь (вместе с Дугиным) НБП Эдуард Лимонов.

Вот что пишет Википедия по поводу флага НБП:


В частности, по мнению критиков, стиль символики НБП аналогичен стилю символов Третьего рейха: флаг НБП похож на знамя Третьего рейха, за исключением символа советских большевиков - серпа и молота, расположенных на том месте, где на флаге Третьего рейха располагалась свастика. В связи с этим серп и молот на флаге нацболов часто называют «стилизованной свастикой».

Сочетание красного, белого и чёрного цветов даёт хороший контраст при визуальном восприятии.

Безусловно, флаг, вызывающий прямые ассоциации с флагом Третьего Рейха был выбран Лимоновым и Дугиным не случайно. Такая символика - хороший способ привлечения к себе внимания и политического троллинга, хоть слова такого в 1994 году и не знали ещё. Впрочем, у флага НБП есть официальное объяснение и без отсылок к Третьему Рейху.

Подобный же элемент троллинга использует православный монархист Константин Кинчев на концертах "Алисы", вывешивая на сцене красные полотнища с белым кругом и вписанной в него чёрной буквой "А". Естественно, соответствующие вопросы ему тоже задают, но он отвечает, что, "каждый реагирует в меру своей испорченности" и к нацизму Кинчев относится "резко отрицательно".

Испорчены мы или нет, но, как бы то ни было, действительно, сейчас любой флаг формата "красное полотнище, белый круг, что-то чёрное в круге" вызывает прямые ассоциации с нацистской символикой и порождает соответствующие вопросы.

В 1945 году, в Советском союзе, государстве, победившем фашизм, то ли меньше заботились о том, у кого какие ассоциации могут возникнуть, то ли, действительно, люди были меньше испорчены.

12 августа 1945 года в Москве прошёл парад физкультурников. И среди прочей символики несли на нём флаги вышеописанного формата:

Возможно, действительно, тогда никаких ассоциаций с Третьим Рейхом это не вызывало, хоть многие жители СССР могли видеть нацистские флаги живьём, а не в кино.

А вот сам парад целиком:

Посмотрите, зрелище красочное. А соответствующий фрагмент с флагом находится на 8:50.

Национал-большевистская партия (НБП ) — общественное объединение, позиционирующее себя как революционная, социалистическая, умеренно националистическая, антиправительственная и антибуржуазная партия. В начале 2006 года НБП было в очередной раз отказано в регистрации в качестве политической партии. НБП является членом оппозиционной коалиции «Другая Россия».

Члены партии на современном политическом жаргоне именуются «лимоновцами» или «нацболами» (сокр. от «национал-большевики»).

Идеология

За время своего существования НБП прошла идеологическое развитие от поддержки и пропаганды тоталитаризма к декларированию необходимости установления гражданских свобод при мощном социалистическом государстве, однако характерной особенностью идеологии партии остаётся языковой и культурный (не этнический) национализм. При этом принадлежность к русской нации определяется не по крови, а в соответствии с самоидентификацией человека с русским языком и культурой.

Прежние устаревшие пропагандистские материалы (листовки и плакаты) НБП, в которых присутствовали элементы усматриваемой некоторыми нацистской и советско-патриотической пропаганды, призывали в решительной форме к классовой борьбе, насилию против капиталистической системы, власти, российских буржуа и уменьшению влияния США.

Согласно программе 1994 года, глобальной целью национал-большевизма является создание «Империи от Владивостока до Гибралтара на базе русской цивилизации», а сущность национал-большевизма заключается в «испепеляющей ненависти к античеловеческой системе троицы: либерализма/демократии/капитализма. Человек восстания, национал-большевик видит свою миссию в разрушении системы до основания. На идеалах духовной мужественности, социальной и национальной справедливости будет построено традиционалистическое, иерархическое общество».

В 2004 году на V всероссийском съезде НБП была принята новая программа, однако при этом программа 1994 года не была отменена. Согласно новой программе, «Главная цель Национал-большевистской Партии — превращение России в современное мощное государство, уважаемое другими странами и народами и любимое собственными гражданами», путём обеспечения свободного развития гражданского общества, независимости СМИ и защиты национальных интересов русскоязычного населения.

История

НБП была создана в 1993 году как партия с идеологией, сочетающей в себе ультралевые и ультраправые идеи. Об этом говорит «Декларация о создании Национал-Большевистской партии »:

«Политическая борьба в России достигла критической точки. Фаза сопротивления исчерпала себя, потому традиционная оппозиция (лишь эмоциональная, лишь протестантская) — исчерпала себя. Период сопротивления закончился, начинается период национального восстания. Новый этап требует новых методов, новых форм и новых инструментов политической борьбы. Посему мы считаем необходимым создание радикальной политической и идеологической структуры нового, небывалого типа, призванной адекватно ответить на вызов Истории. Да будет национал-большевизм! Что такое национал-большевизм? Слияние самых радикальных форм социального сопротивления с самыми радикальными формами национального сопротивления есть национал-большевизм».

Идея создания партии, объединяющей ультраправую и ультралевую идеологию, принадлежит известным писателю Эдуарду Лимонову и философу Александру Дугину. В 1998 Дугин вышел из НБП и в настоящее время является лидером Международного Евразийского Движения.

В 1994 НБП задумывалась как кружок андерграундных художников-авангардистов в широком смысле этого слова, а собирательный образ члена партии представлял собой студента филфака, придерживающегося ультраправых идей, почитателя философии Дугина. Показательно, что партбилет № 4 достался основоположнику т.н. «сибирского депрессивного панк-рока» Егору Летову, лидеру группы «Гражданская оборона». За Дугиным, Лимоновым и Летовым в НБП вступили многие, но первые три года Национал-большевистская партия действовала не как политическая организация, а просто как сообщество людей с андерграундными взглядами на политику, экономику и искусство.

В 1994 году НБП начинает издавать партийную газету «Лимонка», ставшую позже рупором так называемой «контркультурной» оппозиции и постмодернистским литературным проектом. Эдуард Лимонов в книге «Моя политическая биография» пишет: «…Днем рождения Национал-большевистской организации должен, думаю, по праву считаться день выхода первого номера газеты „Лимонка“. Ведь на самом деле „Лимонка“ сделалась наше всё: наша программа, наш учебник политики, наш сборник легенд, наш устав партийной службы. Потому днём рождения партии я, её первый председатель и единственный живой отец-основатель, объявляю 28 ноября 1994 года».

Помимо газеты, НБП являлась организатором и вдохновителем «контркультурного» проекта «Русский прорыв». «Русский прорыв» считается кульминацией русского контркультурного движения 1990-х гг.

В то же время НБП начала проводить политические акции. НБП протестовала против либеральной идеи, основным лозунгом этого периода её существования становится: «Завершим реформы так: Сталин! Берия! ГУЛАГ!». Позже некоторые политические оппоненты НБП оторвали первую часть лозунга, а оставшееся «Сталин! Берия! ГУЛАГ!» стали использовать в качестве доказательства неадекватности политических требований нацболов.

С 1996 года НБП ежегодно, 5 апреля, отмечает «День Русской Нации» (в честь годовщины исторической победы Александра Невского).

Количество членов партии неуклонно росло, и к 1997 году в НБП состояло более 2000 человек.

После ухода Дугина политические позиции партии заметно сместились влево. В настоящее время среди нацболов есть люди самого различного социального положения, от рабочих до преподавателей ВУЗа. Необходимое и достаточное условие для членства — несогласие с текущим курсом правительства и президента РФ.

10 марта 1999 года в Центральном доме кинематографистов Егор Горшков и Дмитрий Бахур забросали тухлыми яйцами режиссёра Никиту Михалкова. 28 июня 1999 года Пресненский суд Москвы приговорил обоих к двум с половиной годам условно и амнистировал.

В 1999 году активистами партии была осуществлена акция захвата башни матросского клуба в Севастополе в знак протеста против дискриминации русского населения в Крыму. 15 человек были осуждены за участие в этой акции и провели в тюрьме по 5 месяцев.

В 2000 году нацболами была захвачена площадка башни Св. Петра в Риге — эта акция была проведена в поддержку русскоязычного населения Латвии. Троим были предъявлены обвинения по статье «Терроризм», однако позднее их действия были переквалифицированы как хулиганство.

К 2001 году число членов партии выросло до 7000 человек. В том же году лидер партии Эдуард Лимонов был арестован по обвинению в терроризме и осуждён за незаконное хранение оружия. Вплоть до выхода Лимонова из тюрьмы в 2003 году фактическое руководство партии осуществлял Анатолий Тишин.

22 ноября 2002 года на саммите НАТО в Праге на заключительном брифинге нацболы Дмитрий Нечаев и Дмитрий Бахур, скандируя "Нет расширению НАТО!" и "НАТО хуже гестапо", бросили несколько помидоров в генсека альянса Джорджа Робертсона. Обоих участников акции выслали в Россию, запретив въезд в Чехию на пять лет.

С 2002 года начинается политическое взаимодействие партии с левыми и либеральными силами, направленное на отстранение президента РФ от власти и возвращение политических свобод в России.

27 августа 2003 года на форуме "Выборы-2003" члены Национал-большевистской партии Сергей Манжос и Николай Медведев со словами "Честных выборов не будет!" облили майонезом главу ЦИКа Александра Вешнякова. Обоих обвинили в хулиганстве и оскорблении представителя власти. После выборов дело прекращено.

7 декабря 2003 года в Москве на избирательном участке №107 лимоновцы кинули яйцо в премьера Михаила Касьянова. Участников акции Наталью Чернову и Алексея Тонких обвинили в хулиганстве, затем дело прекратили. В июле 2006 года на оппозиционной конференции «Другая Россия» Касьянов сказал, что лимоновцы были отчасти правы в своих действиях.

В 2003 году количество национал-большевиков увеличилось до 10000 человек. В руководство НБП выдвинулся Владимир Абель. Многие связывают именно с этим человеком идеологический переход НБП от состояния маргинальной политической организации в сторону фактического получения статуса одной из наиболее популярных «внесистемных» политических партий в России.

В 2004 году на V съезде партии была принята новая программа, основу которой составили определения понятий свободы, социальной справедливости, политических свобод и защиты интересов граждан РФ и всех тех, кто считает себя принадлежащим к русскому народу и культуре.

2 августа 2004 года активисты НБП провели так называемую «акцию прямого действия» по захвату кабинета министра здравоохранения и социального развития Зурабова с лозунгами, направленными против монетизации льгот, в результате которой 7 членов НБП были осуждены на сроки от 2,5 до 5 лет.

14 декабря 2004 года была проведена ещё одна «акция прямого действия» по захвату приёмной Администрации президента РФ. 39 участникам акции были предъявлены обвинения в незаконном захвате и удержании власти, за что закон предусматривает срок заключения до 20 лет, но в ходе следствия инкриминируемое деяние было переквалифицировано как участие в массовых беспорядках. Так называемое «дело 39 декабристов» вызвало большой ажиотаж в средствах массовой информации. Суд над нацболами был завершен 8 декабря 2005 года, бо́льшая часть участников акции получили от 1 до 3 лет условно, однако 8 национал-большевиков были осуждены на действительные сроки.

К концу 2004 года популярность партии значительно выросла, и количество членов составило 17 000 человек.

После организации активистами НБП в начале 2005 года движения против монетизации льгот по всей России заместитель руководителя Администрации президента Владислав Сурков выступил с заявлением, в котором утверждалось, что «не стоит недооценивать опасность, исходящую от национал-большевиков». Вскоре произошли первые нападения на штаб партии в Москве и в других городах.

1 мая 2005 года питерское отделение НБП провело несанкционированное шествие, в ходе которого активистам удалось преодолеть три кордона ОМОНа.

В июне 2005 года, после штурма спецназа ГУИН, был закрыт главный штаб партии в Москве. 15 ноября 2005 года, по решению Верховного суда РФ, была ликвидирована Межрегиональная общественная группа «НБП».

25 января 2006 года около 15:00, в знак протеста против планов на сокращение рабочих мест и сворачивания производственных мощностей, свыше 50 членов НБП захватили здание заводоуправления Горьковского автозавода.

4 мая 2006 года Евгений Логовский и Ольга Кудрина вывесили на здании гостиницы "Россия" десятиметровый транспарант "Путин, уйди сам!". 10 мая 2006 года Тверской суд Москвы приговорил Евгения Логовского к трем с половиной годам условного, а Ольгу Кудрину - к трем с половиной годам реального срока.

28 июня 2006 агентство Росохранкультура разместило на своем официальном интернет-сайте письмо, в котором потребовало от СМИ прекратить употребление словосочетания «Национал-большевистская Партия» и аббревиатуры НБП, поскольку это будет приравниваться к «распространению сведений, не соответствующих действительности», и наказываться санкциями вплоть до лишения лицензии. Это указание основывается на письме #14-2356-СМ начальника Федеральной регистрационной службы Сергея Мовчана, в котором указывается, что НБП была ликвидирована в июне 2005 года Московским областным судом по иску прокуратуры Московской области.

2 августа 2006 лидер Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов направил в Европейский суд по правам человека жалобу по поводу отказа Федеральной регистрационной службы (ФРС) в официальной регистрации НБП как политической партии, квалифицируя этот отказ как «акт государственного подавления политической оппозиции в РФ». ФРС в своем отказе в январе 2006 года указала, что на учредительном съезде НБП отсутствовал кворум, а её программа «содержит признаки национальной принадлежности, выразившиеся в указании целей защиты прав русского и русскоязычного населения», что нарушает ст. 9 закона «О политических партиях».

7 ноября 2006 более 30 нацболов захватили офис компании «Сургутнефтегаз» выражая тем самым протест против чрезвычайно низкой оплаты труда рабочих-нефтяников и увольнения лидера независимого профсоюза «Профсвобода» Александра Захаркина. В результате акции Владимир Богданов был вызван в Кремль и был вынужден повысить зарплату нефтяникам. Лимоновцы получили до 15 суток административного ареста.

12 февраля 2007 нацболы захватили здание областного управления Федеральной миграционной службы в Иркутске и развернули плакаты "Россия - не чайна-таун!", "Остановим китайскую экспансию!", "Нет чайна-таунам в России!", "Продажных чиновников к ответу!". Эта акция разрушила монополию Движения против нелегальной иммиграции на тему борьбы с иммиграцией и сняло с НБП участившиеся обвинения в том, что партии следует отказаться от приставки "национал" в названии, якобы ставшей рудиментом.

Несмотря на давление со стороны государства, НБП провозглашает, что «нас не остановят ни тюрьма, ни пули» и ведёт активную предвыборную программу к выборам в Госдуму в декабре 2007 года, однако юридическая регистрация партии пока не осуществлена.

В конце 2006 года число членов НБП составляло более 54000 человек, из которых порядка 10000 человек являлись активистами.

19 апреля 2007 года Мосгорсуд признал экстремистской общественную организацию «национал-большевистская партия» и запретил её деятельность на территории РФ.

Критика НБП

Некоторые критики называют НБП «фашистской партией», обосновывая это утверждение тем, что в идеологии, целях и атрибутах НБП есть общие позиции с Национал-социалистической немецкой рабочей партией.

В частности стиль символики НБП аналогичен стилю символов Третьего рейха: флаг НБП почти полностью повторяет знамя Третьего рейха, за исключением коммунистических символов серпа и молота, расположенных на том месте, где на флаге Третьего рейха располагалась свастика.

Лидер:

Эдуард Лимонов

Дата основания :

Штаб-квартира:

Москва, Россия

Союзники и блоки:

КПРФ, ОГФ, АКМ, Другая Россия

Идеология:

национал-большевизм, социализм, русский и советский национализм, элементы коммунистической идеологии, сочетание ультралевых и умеренно правых идей

Количество членов:

Партийная печать:

газета «Лимонка» (центральный печатный орган),
бюллетень «НБП-Инфо» (теоретический печатный орган)

Девиз:

«Россия - всё, остальное - ничто!»

Сайт:

Падение тоталитарной идеологии, сопровождавшее крушение СССР, обнаружило запутанный и противоречивый клубок понятий, претендующих на выражение русской национальной идеи, получивший меткое обозначение "национал-большевизма"... .

Основная мысль национал-большевизма формулируется довольно просто. Революция объявляется закономерным явлением русской истории, а большевики — продолжателями державного творчества России, выразителями русской исконной государственной идеи. Поначалу ленинскую РСФСР, а после 1927 года Советский Союз, национал-большевики объявляют новыми формами существования русского национального дома; их русским патриотам должно защищать и поддерживать, поскольку эти государственные образования выражают и защищают интересы русского народа, обеспечивают его существование и процветание.

В различные периоды советской эпохи вышеуказанная стержневая идея иногда видоизменялась и обрастала разнообразными добавлениями, но анализ любой национал-большевицкой концепции обнаруживает присутствие этой основной идеологической схемы.

Отождествление Исторической России с РСФСР/СССР не является исключительным атрибутом национал-большевизма. В этой категорически ложной оценке национал-большевики сходятся в трогательном единении с западными и российскими русофобами (которым необходимо очернить Царскую Россию, и вообще всякое проявление русского национального самосознания, отождествляя русскую державность с СССР и проецируя на нее советские преступления и мерзости), а также с некоторыми нынешними искренними, но наивными патриотами России (на Западе их теперь называют русскими "либерал-националистами"), для которых как Имперская Россия, так и Советский Союз тождественны и потому одинаково неприемлемы — суть выражение единой ущербной державной этики и должны компенсироваться то ли самоупразднением русской государственности через одностороннее "самоограничение" (по сути, историческую капитуляцию) русских, то ли через строительство новой общественной утопии в России, на этот раз "национально-либеральной".

Первые сигналы национал-большевизма заметны уже в 1920 году, в воззвании генерала Брусилова к офицерам и командованию Белых Армий. Знаменитый и талантливый стратег, в то время уже служивший коммунистам, призывал своих бывших коллег и однокашников прекратить сопротивление Коминтерну и встать на защиту РСФСР от поляков, в тот момент решивших военным путем вернуть Польше утраченное при Богдане Хмельницком и царе Алексее Михайловиче обладание колыбелью русской государственности — Малороссией. Призыв генерала Брусилова, возможно не составленный, а только подписанный им лично, был выпущен с одобрения советской власти, сознательно использовавшей призывы к патриотизму в тех случаях, когда это ей было необходимо или выгодно.

Если национал-большевизм брусиловского воззвания был эмбриональным и конъюнктурным, то год спустя, в 1921 году, уже в эмигрантской среде, появилась более развитая мировоззренческая схема, вылившаяся в движение так называемых "сменовеховцев", среди которых выделялся некий Н. В. Устрялов. В этом движении национал-большевизм уже оснащен тем же аппаратом аргументов, что и сегодня, с одной существенной разницей: коммунизм и советчина на русской земле у сменовеховцев представлены как исторически завершенные явления — вероятность крушения советского строя игнорируется полностью, хотя в те годы зыбкость советской власти была очевидна.

Нынешние национал-большевики, после 1991 года, не могут оперировать аргументами неколебимости советской системы: им приходится их замещать теориями о подрыве СССР: то ли через измену внутри КПСС, то ли по проискам внешних противников, в особенности Америки. Они не могут признать, что советский режим был изначально внутренне обречен, они также игнорируют, что Запад на самом деле не был заинтересован в крушении советской системы в самом СССР, а только проводил политику сдерживания коммунистической экспансии в собственную сферу влияния.

Для врагов России и ее соперников коммунизм оказался историческим подарком, орудием геополитического и экономического развала их противника — вспомним кто, когда и зачем заслал Ленина и его команду в Российскую Империю.

Национал-большевики также не желают признать, что КПСС — стержень Советского Союза, встроенный даже в его основной закон (параграф 6 Конституции СССР в последней редакции) и следовательно, вина в преступлениях советской власти против русских полностью разделяется компартией СССР и ее идейными потомками, вроде теперешней КПРФ, сознательно только сменившей "СС" в прежнем обозначении на "РФ".

Сменовеховцев, несомненно, курировали советские органы разведки и идеологической диверсии. У них были деньги, периодика, возможности просоветской агитации. Однако в белой эмиграции они значительного успеха не имели, хотя и раздували свое значение всемерно. Единичное возвращение в СССР таких знаменитостей как Куприн или Вертинский произошло больше по личным мотивам (конец жизненного пути, желание умереть не на чужбине), а потому эти эпизоды невозможно представлять, как массовое осознание "правоты" сотворенного над Россией преступления. "Смена вех" оказалась уделом нескольких десятков активистов и немногих тысяч из среды миллионов Русского Рассеяния.

С течением времени сменовеховство переросло из гибридного русско-советского патриотизма в чисто советский патриотизм, более не затруднявшийся попытками оправдать коммунистический эксперимент над завоеванной "Октябрем" Россией как "продолжение органичного российского развития". Облик СССР в идеологии сменовеховцев вытеснил облик России, и с национал-большевицких позиций они все больше продвигались в сторону чистого пробольшевизма.

Но национал-большевицкая схема не была заброшена. Она возродилась в известном варианте в СССР, когда был завершен акт "политического мародерства"… Офицерам Красной Армии вернули почти все дореволюционные звания и погоны, одновременно оставляя красные звезды на фуражках, и конечно красные флаги компартии. Война с Германией заставила власть возродить, частично и уродливо, русское национальное самосознание, чтобы с его помощью бороться с врагом. С тех пор изуродованный коммунистической идеологией вариант русского национального сознания существовал в качестве постоянно помыкаемого идейного приживальщика в советской храмине. Однако это ущербное прозябание имело на какой-то короткий срок и продолжительное последствие: в тяжких условиях постоянных окриков из ЦК КПСС немногие герои духа все же смогли использовать формальную терпимость советам хотя бы и ограниченной русскости и предпринять восстановление основ национального сознания России. Примером такого духовного подвига является ныне покойный В. А. Солоухин.

Когда же механизм КПСС остановился, пришлось "перестраиваться", то советские державники, как и в 1941 году, взяли на вооружение русские национальные ценности, теперь уже в качестве основного своего инструмента. Национал-большевизм усилился и превратился в центральную доктрину тех остатков коммунистической номенклатуры, которым по разным причинам не нашлось места за "демократическим банкетом" в Российской Федерации.

Но как и прежде, национальное у национал-большевиков не искренне, а притворное — выборочно цитируя И. А. Ильина, они полностью выговорить его идеи не могут, так же как не могут освоить полноты нашего исторического наследия. Приветствуя, например, кадет русского белого зарубежья, национал-большевики не думают хотя бы из вежливости отказаться от коммунистических красных флагов и звезд, а портреты поляка Дзержинского — сознательно считавшего убийство наибольшего числа русских людей своей миссией — так и висят в кабинетах его служебных наследников, в семьях которых, замечу мимоходом, очень вероятно, тоже числятся жертвы "Железного Феликса".

С самого своего зарождения национал-большевизм сталкивается с острым противоречием. Вся идеология коммунизма — западническая, и документированно русофобская — от Маркса до самого Ленина. Финансирование и распространение революционного движения делалось открытыми и безоговорочными врагами России и русского народа, и все революционные вспышки нашего века, включая и "триумф" 1917 года выводят на враждебных Исторической России инспираторов и исполнителей, в подавляющем большинстве иностранцев. Таким образом, сам замысел, что революционное движение и его кульминация в 1917 году суть национальная идея и продолжение русского государственного творчества — бред, диаметрально противоположный историческим фактам.

Поэтому национал-большевики предпочитают трактовать РСФСР/СССР как данность своей исторической программы, а Ленина — как "великого человека", не углубляясь даже слегка в детали этих двух своих кумиров. Если же национал-большевика заставить полемизировать на тему революции и революционеров, то в хаосе повторяемой в качестве заклинаний советской агитки проступит давно затасканная ложь и клевета по адресу Государя и Государыни, дворян и офицеров, Церкви, "буржуазии" и т. п. Неприкосновенными остаются мифический "пролетариат" (батраки, чернорабочие, "социально близкие") и партия коммунистов со своими нерусскими вождями. То есть, коммунистическая революция для национал-большевика категорически священна, и любая его попытка доказать, что 1917 год является не захватом и ломкой, а "продолжением державного строительства Исторической России", сразу раскрывает сущность национал-большевизма — как антирусской идеологии, пытающейся выжить, притворяясь патриотической.

То же происходит с фактологией общественных преступлений советской власти: Гражданской войны, гонения на русское православие, концлагерей, истребления русской национальной аристократии и интеллигенции, уничтожения русского крестьянства, превращение русского рабочего в государственного раба, истребления казаков, гонения на все исторические сословия России, ломки и коверканья русской культуры — все эти прекрасно известные, вещественно доказанные действия (купальный бассейн на месте храма Христа Спасителя, к примеру) вызовут в лучшем случае: "произошли ошибки" — сквозь стиснутые зубы — с последующим кликушеским кукареканьем по поводу советских "достижений" — индустриализации, космоса, атомного оружия и т.п. Как будто Царская Россия была страной каменного топора, и без коммунистической революции никогда бы не достигла того сомнительного по качеству прогресса, который приписывают себе большевики.

Особенно нагло и кощунственно звучит приравнивание красных к белым (то есть Троцкого и Сталина к Деникину и Колчаку) — дескать красные "тоже воевали за Россию". Где и когда в лозунгах Красной Армии кроме марксизма и классовой ненависти звучали еще и русские патриотические темы, национал-большевики конечно указать не могут. Также как и обсудить национальный состав органов ВЧК, "вклад" латышских стрелков в создание РСФСР, контрактные карательные отряды из китайцев в "рабоче-крестьянской" (не народной, а классовой) армии коммунистов.

"Примирение" красных с белыми, якобы во имя гибнущей России, тоже из набора демагогии национал-большевизма. Нигде в этой лицемерной затее не говорится о раскаянии красных, о том что очевидная возможность гибели России есть следствие именно коммунистического ига. В "примирении" коммунисты не предлагают смиренно трудиться над исправлением причиненного ими зла отечеству, под идейным руководством, например, РОВСа, или Имперского Союза-Ордена; а напротив — "примирение" предполагает, что белые должны включиться в борьбу за Россию (советскую) под общим руководством коммунистов. Так что под видом "примирения" предлагается идейная капитуляция белых (победителей в историческом испытании) перед красными (исторический экзамен провалившими).

Так же лицемерно окрашено в красный цвет требование "не вычеркивать" коммунизм из истории России, причем под "невычеркиванием" подразумевается не вечная память жертвам коммунизма, или необходимость лечить на века изуродованное тело России, а оправдание и восхваление коммунистов и их "достижений" (неужто лагерной системы на Колыме?, а может быть Соловецкого Лагеря Особого Назначения?). О, если можно было бы действительно "вычеркнуть" советчину из истории русского народа, сделать ее "небывшей"! Но не о таком вычеркивании пекутся коммунисты в облике "патриотов". Под "невычеркиванием" они подразумевают хвалу, одобрение, моральное подчинение изначальным ценностям советского коммунизма.

В наборе агитпропа национал-большевиков особое место занимает тема "победа над фашизмом" и "защиты России" во время Второй Мировой войны. Для национал-большевиков желательно свести весь советский период — от Ленина до Черненко (Горбачев не в счет, его уже не считают "советским") — к четырем годам, от июня 1941 до июня 1945. Война с гитлеровской Германией коснулась всех жителей СССР; советский агитпроп прочно оборудовал ее события набором мифов, в котором самым видным является "ключевая роль коммунистов и ВКП(б)" в победе над беспощадным и грозным противником (на самом деле, например, будущий надсмотрщик ЦК КПСС по идеологии М. Суслов удрал из Севастополя при приближении Вермахта).

Конечно, как во всякой мифологии, вымыслы не выдерживают анализа своих настоящих истоков: если бы революция в России не победила, то наверное не было бы вообще Гитлера и гитлеризма, а без гитлеризма не произошла бы и война. Захват коммунистами России спровоцировал появление гитлеризма, дал Гитлеру идеологический заряд; таким образом, советская власть своим собственным существованием вызвала тот дух кровавой бойни, от которого русский народ не оправился до сих пор.

Будучи демагогическим по существу, национал-большевизм боится и избегает логического анализа своих позиций, предпочитая действовать разными вариантами крика площадных эмоций. Так поступал еще первый государственный преступник, вождь коммунистов Ленин.

Особенную проблему для национал-большевизма представляет наличие русской Белой эмиграции, физических и духовных потомков Белых воинов, рассеянных по всему миру, сохранивших в течение нескольких поколений веру и верность России. Они являются живым примером чистого русского патриотизма, не зависящего от советчины, не поющего дифирамбов "вождям", считающего революцию 1917 года величайшей трагедией и злом, а не "продолжением" державного развития России.

Русское Белое зарубежье имеет множество единомышленников в отечестве, его престиж — как наследника Белого Движения — высок и растет далее, и по мере своего прозрения русские патриоты со здоровым гражданским и национальным сознанием получают возможность использовать на благо национального возрождения все то, что с такой любовью и таким усердием собирали и берегли для России ее дети, рассеянные по всему миру.

По сущности своей притворной ориентации национал-большевики вступают в контакт с белыми — как в самой России, так и вне ее. За границей, по целому ряду причин, национал-большевикам легче маскировать свое истинное лицо; часто они это делают, используя показную православную набожность, и елейно рассуждают о духовности (от которой им по сути также далеко, как и до солнца). Делают они это для того, чтобы втереться в доверие белым, по возможности перехватывая в свои руки связь зарубежных русских патриотов с Россией. Заодно национал-большевикам желательно показать, что русское Белое зарубежье как бы санкционирует советский патриотизм: ведь приезжающие в Россию белые, именно как белые, оказываются в залах, где нагло висят красные флаги — знамена концлагерей и расстрельных подвалов ВЧК — получается, что советчина приемлема даже для потомков Белой гвардии, а уж для бывших советских граждан она должна быть тем паче милой, нужной и обязательной...

А острые протесты белых посетителей по этому вопросу национал-большевики вежливо, но неизменно игнорируют.

Вместе с этим ведется тихая, но систематическая дискредитация белых и русской Белой эмиграции внутри самой России. Используются разнообразные способы, например культивирование классовой ненависти к "чужакам", "буржуям", "изменникам родины". Недавно в национал-большевицкой прессе широко распространялись статьи со списками имен из парижского масонского архива 1940-х годов, в которых перечислено несколько тысяч масонов в русскоязычном обществе Франции. В этом перечне малоизвестных и непроверенных фамилий, на добрую треть даже не русских, заметен один-другой десяток более громких имен — это на миллионы русских эмигрантов во всем мире. Пытаются создать впечатление у неискушенного читателя в России, что белая русская эмиграция насыщена вольными каменщиками и, следовательно, ей верить и идейно сочувствовать нельзя. Национал-большевики и пропагандисты не знают, или умалчивают, что их излюбленное большевицкое "товарищ" пришло к социалистам и революционерам как раз из масонских лож, где этим словом обозначают вторую, основную, из трех степеней посвящения: ученик, товарищ, мастер.

Следует задуматься над психологией людей, пропагандирующих национал-большевизм. Один из типов этой категории — профессиональный агитатор, наглый лгун, выполняющий заказ. По разным причинам ему не удалось пристегнуться к "демократическому" поезду, а советизм в чистом виде уже давно не респектабелен. Вот он и служит бредовой по сути идее, сочетающей такие противоположности, как "царь" и "советы". Другой тип — искренне верит в нелепицу национал-большевизма, тем самым оправдывая насилие, совершенное над своим собственным народом, может даже над собственными близкими родственниками. Так как коммунизм и любая форма национального сознания по логике радикально несовместимы, то те, кто пытается это сделать, мыслят вопреки реальности — а это клиническое определение сумасшествия. Сознательные национал-большевики — или лгуны, или умалишенные, и это не аргумент в споре, а психологический диагноз.

Необходимо указать и на особенный нравственный смысл национал-большевизма и всякого оправдания советчины вообще. Оправдание преступной и антинародной системы тем самым является моральным соучастием в коммунистических и советских преступлениях. Оправдывающие СССР национал-большевики становятся моральными соучастниками и убийства Царственных Мучеников, и преступления Павлика Морозова, и разрушения храмов, и гонений на верующих, и раскулачивания, и Гулага, и прочих несметных мерзостей социалистической тирании.

Реальной политической перспективы у национал-большевизма не имеется. Тем, кто надеется как-то под крылом этого мировоззрения "использовать" коммунистов, следует помнить, как Ленин и К° расправились в свое время со своими союзниками эсерами — а между партией эсеров и партией коммунистов было очень много идейной совместимости… Ошибаются и те, кто надеется использовать национал-большевизм как промежуточное идейное состояние от советизма к истинному русскому патриотизму. Настоящие русские патриоты, светлая надежда России, не нуждаются в таком идейном "мостике", а те, кто до сих пор погряз в советчине, не представляют настоящей ценности для отечества: идейно они — люмпен-пролетарии, с которыми все равно создать ничего путного невозможно. Так зачем эти "совки" для России? Пусть и месят свой советский навоз. Все кто умен, кто честен и кто смел — уже сделали свой выбор. Как государственная идея национал-большевизм уже мертв.

Однако до поры до времени еще надо помнить, с чем мы имеем дело. Национал-большевики все еще шипят, кликушествуют, пытаются поправлять СССР, клевещут исподтишка на Белую гвардию, рядятся в ризы патриотов и поборников Исторической России. Перефразируя один гнусный лозунг, они — "дети Чапаева, которые хотят сойти за внуков Суворова", чтобы и в грядущей России по-советски задавать тон, чавкать у редакционных кормушек, безбедно существовать, вещать о "русскости" колхозов и стахановщины. Но грядущая Россия — не СССР и не жалкая Российская Федерация. В истинно патриотическом русском будущем для национал-большевиков места нет, так же как и для "западников", по самой природе вещей. А нам сегодня просто нет нужды пачкаться взаимодействием с вымирающими рептилиями советского агитпропа и с безнадежно умалишенными последователями "советской" (то есть нерусской ) России.

Владимир Беляев