«Грибы в природе» - Как и для чего собирают грибы. Какие бывают грибы. Шляпка. Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть, нет головы. Сыроежка. Строение гриба. Молочай. Растения. Одноклеточные. Маслёнок. Отгадайте загадки. Ножка. Поганки. Грибы. Лесная физкультминутка. Боровик. Перечный гриб. Подосиновик. Животные. На какие группы можно разбить грибы?
«Грибы 2 класс» - Так что же такое грибы? Какие еще вы знаете загадки о грибах? Грибы. Стоит Антошка на одной ножке. Образовательные технологии на основе ИОС в практике учителя начального образования. А грибы похожи на животных? 1 группа «Растениеводы». Животные? Где живут грибы? Сыроежка, подберезовик, белый, лисички, опята, мухомор.
«Шляпочные грибы» - В быстром вальсе на опушке кружатся, смеясь, волнушки. Никогда не употребляйте в пищу перезрелые, дряблые, червивые и испорченные грибы. Какие грибы вы положите в лукошко? Углубить и расширить знания о шляпочных грибах. Шляпочные грибы. Ядовитые грибы. Кто там в солнечном наряде шествует как на параде?
«Биология 6 класс грибы» - Многообразие грибов. Нити грибницы способны разрастаться, образуя сплошную сеть. Дрожжи пекарские ДРОЖЖИ - одноклеточные сумчатые грибы. Попав в тесто, клетки пекарских дрожжей начинают размножаться. Грибы-редуценты. Красно-бурый подосиновик. Грибы-хищники. Распространение спор грибов. Выполнила: учитель МОУ Кунашакской средней школы Носаченко Ольга Борисовна.
«Грибы в лесу» - Ежовик коралловидный. Растет на лесных полянах, по опушкам леса, в оврагах и канавах. Роль грибов в хозяйственной жизни человека. Не берите переросшие грибы, такие грибы содержат больше токсичных веществ. Начинает плодоносить в конце мая и до начала заморозков. Подосиновик. Встречается преимущественно колониями в сосновых борах.
«Грибы и их виды» - Частями мицелий осуществляется вегетативное размножение грибов. Шляпка зеленая или зеленоватая до белой, с белыми пластинками. Микология. Ок. 100 видов, распространены широко. ШАМПИНЬОНЫ, род шляпочных грибов из порядка агариковых. Оомицеты. Америки. Мицелий. Растут группами, преимущественно в березовых лесах; несъедобны.
Конспект занятия по развитию речи с детьми в старшей группе по теме: «Обучение рассказыванию по произведению В.П. Катаева «Грибы»
Иванченко Галина Александровна, воспитатель МДОУ Детского сада № 6, г. Ржев.Описание материала: данный конспект занятия предназначен для детей в старшей группе по теме: «Обучение рассказыванию по произведению В.П. Катаева «Грибы». Ребята учатся распознавать съедобные и несъедобные грибы, делить слова на слоги, составлять предложения из 3-4 слов.
Планируемые результаты: проявляет эмоциональную отзывчивость при прочтении рассказа В.П. Катаева «Грибы»; с интересом рассматривает картинки с нарисованными грибами и сюжетной картинки «Летний лес»; по просьбе взрослого рассказывает об изображенном; отвечает на поставленные вопросы; правильно произносит звуки, составляет предложения из 3-4 слов; может дать правильную оценку ответа товарища, быть сдержанным.
Оборудование: две корзиночки, изображение грибов, сюжетная картинка «Летний лес».
Цели:
1. Учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова, выражения говорить достаточно громко.
2. Упражнять в правильном произношении всех звуков. 3акрепить умение составлять предложения из трех, четырех слов и делить слова на слоги.
3. Воспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ребята, назовите какое сейчас время года у нас идет? (Весна).
- Скажите, а какое время года будет после весны? (Лето).
- Какие месяца относятся к лету? (Июнь, июль, август).
Лето - это прекрасная пора! Многие из вас поедут отдыхать к бабушке в деревню. Будете ходить на речку – купаться, в лес – собирать цветы, ягоды.
- Что еще можно собирать в лесу? (Грибы).
Особенно хорошо собирать грибы после проливного дождя, в лесу пахнет грибами. В траве у тропинки, обычно прячутся крепкие боровики, сыроежки, краснеют нарядные мухоморы. Между стволами берез густо разросся молодой ельник, а под ним прячутся грузди, подосиновики, волнушки, желтеют золотые лисички.
Какие из названных грибов относятся к съедобным? (Ответы детей).
Какие к ядовитым? (Ответы детей).
А сейчас я прочитаю вам рассказ о грибах, который написал писатель Валентин Петрович Катаев, он так и называется «Грибы».
- Вы хотите узнать, о каких грибах написал автор, тогда слушайте внимательно, чтобы после чтения правильно ответить на мои вопросы. (Чтение рассказа).
Валентин Катаев.
К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.
– Ну, дети, – сказала мама, – нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
– Я лучше всех собираю, – сказал Павлик.
– Нет, я лучше, – сказала Женя.
А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
– Я лучше всех собрал! – кричит Павлик издали. – У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
– Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.
– Ага! – кричит Женя. – Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы – красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
– Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.
– А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.
– У меня совсем мало, – говорит Инночка застенчиво.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца – подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете. А сверх того ещё целое гнездо опят – удалых ребят.
Вопросы по рассказу:
- Кто приехал к Жене и Павлику?
- Как вы думаете, в какое время года приехала Инночка?
- Что предложила мама детям?
- Что ответили дети?
- Кто из детей был самым сдержанным?
- Что собрал Павлик?
- Что собрала Женя?
- Что делала Инночка, когда дети хвалились?
- Как вы понимаете слово – кузовок?
- Что было в кузовочке у Инночки?
- Кто из ребят лучше, знал какие грибы можно собирать?
- Сравните Инну с Павликом и Женей, какие черты характера присущи им?
ФИ3КУЛЬТМИНУТКА:
У тропинки, y тропы. Дети сидят на корточкахЗа ночь выросли грибы. Постепенно встают
Подосиновик – с осинку. Качаются
Подберезовик – с березку. Прыгают
А маслята – как ребята.
Повторное чтение рассказа.
Пересказ детей (5-7 детей).
А теперь мы с вами будем составлять предложения со словом гриб, можно использовать название грибов. После составления предложения вы должны назвать: сколько слов в вашем предложении, но сначала разобьем вас на 2 команды: 1– лисички , 2 – волнушки .
У нас есть две корзиночки и за правильный ответ команда будет получать грибок, посмотрим – кто больше соберет в корзиночку грибов. Предлагаю назвать сколько слогов в словах: маслята, опята, боровик, лисички, мухомор, волнушки.
Сегодня вы много узнали о грибах, и если придется их собирать, то вы сможете отличить ядовитый гриб от съедобного. Хорошо отвечали на вопросы, активно работали, играли, закрепили умение составлять предложение, делить слова на слоги. Внимательно слушали ответы товарищей, помогали в ответах, не выкрикивали, а ждали своей очереди.
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи.Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»
Цели:
1. коррекционно-образовательная: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;
2. коррекционно-развивающие:
· уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;
· упражнять в согласовании числительных с существительными;
· развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;
3. коррекционно-воспитательная: воспитывать и прививать интерес к художественному слову.
Оборудование : текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту, предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «По грибы»
Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.
2. Объявление темы.
Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.
3.Чтение рассказа с последующим обсуждением
Грибы
В. П. Катаев
Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка.
Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.
Нет, я лучше, - сказала Женя.
А Инночка промолчала.
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
Я лучше всех собрал! - кричит Павлик издали. - У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
Не удивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, Павлик.
Ага! - кричит Женя. - Я ж говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые красивые грибы - красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в стороне и помалкивает.
А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, что насобирала.
У меня совсем мало, - говорит Инночка.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных, крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.
Кто приехал погостить к Жене и Павлику?
Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?
Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?
Как вы оцениваете их поступки?
Кто больше насобирал грибов?
Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?
Почему Инночка тихо стояла в сторонке?
Что увидела мама в ее корзинке?
Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
4. Игра «Сосчитай грибы».
У каждого ребенка - по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика..., семь боровиков и т. д.»
Сказки
Пень, Грибы, Дудочка и кувшинчик
Пень
Катаев В. П.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
Видите, даже люди - и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришёл старик - поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
Грибы
К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.
Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.
Нет, я лучше, - сказала Женя.
А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны.
Через час возвращаются.
Я лучше всех собрал! - кричит Павлик издали. - У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.
Ага! - кричит Женя. - Я же говорила, что я лучше всех собираю! Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы - красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.
А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.
У меня совсем мало, - говорит Инночка застенчиво.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца - подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.
А сверх того ещё целое гнездо опят - удалых ребят
Дудочка и кувшинчик
Поспела в лесу земляника.
Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.
Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт.
Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:
Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.
Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.
Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.
Видит - у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.
Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.
А ты хорошо искала?
Хорошо. Там ни одной ягоды, одни только листики.
А под листики ты заглядывала?
Не заглядывала.
Вот видишь! Надо заглядывать.
А почему Павлик не заглядывает?
Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.
А папа говорит:
Ягодки - они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.
Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:
Хорошо, - сказала Женя. - Спасибо, папочка. Буду так делать.
Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:
Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.
«Хватит с меня, - думает. - Я уж и так, наверное, много набрала».
Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.
Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.
Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:
Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок - даже дно ещё не закрыто.
«Ну, - думает, - так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую полянку».
Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.
Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!»
Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.
Здравствуй, девочка, - говорит.
Здравствуй, дяденька.
Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?
Обидели меня, дедушка, ягоды.
Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?
Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:
Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.
Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:
Играй, дудочка.
Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.
Перестань, дудочка.
Дудочка перестала, и ягодки спрятались.
Обрадовалась Женя:
Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!
Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик - он мне очень понравился.
Хорошо. С большим удовольствием.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:
Играй, дудочка.
Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на полянке зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.
Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше - одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые - крупные и красные. И, наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.
И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.
Играй, дудочка, играй! - крикнула Женя. - Играй быстрей!
Дудочка заиграла быстрей, и ягод высылало ещё больше - так много, что под ними совсем не стало видно листиков.
Но Женя не унималась:
Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.
Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.
Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу; птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты; грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.
«Вот теперь-то я начну собирать!» - подумала Женя, и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.
У, глупая дудка! - сердито закричала девочка. - Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!
Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:
Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.
Хорошо, - отвечает старик боровик, коренной лесовик, - я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.
Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно - одни только листочки. Вот несчастье! Кувшинчик есть - дудочки не хватает. Как тут быть?
Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой.
Приходит и говорит:
Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.
Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
Ну, так я тебе не дам дудочку.
Женя взмолилась:
Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик и дудочку.
Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
Не обойдусь, дедушка.
А как же другие-то люди обходятся?
Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают, да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
Ах, вот как! - сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. - Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки!
С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.
Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью замечает, а четвёртая мерещится…
Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.
Вот умница, - сказал Жене папа, - полный кувшинчик принесла! Небось устала?
Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал.
И пошли все домой: папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.
А про дудочку Женя никому ничего не сказала.
Урок-путешествие
Тема: В. Катаев Грибы
Цели: 1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя В. Катаева, с содержанием рассказа «Грибы».
2. Учить осознанному и правильному чтению вслух целыми словами, соблюдению нужной интонации и знаков препинания; расширить понятия о грибах.
3. Способствовать коррекции недостатков развития речи путём применения разных видов чтения; развития эмоций на основе чтения по ролям; инсценировки части рассказа.
3. Воспитывать мотивацию к учению путем проведения урока в нетрадиционной форме.
Ход урока:
1. Организационный момент
Психологический настрой.
Осень, осень, красота
Что же нам ты принесла?
Ты подумай, не спеши
И приметы расскажи.
Дети называют приметы осени по очереди.
У нас сегодня необычный урок чтения – урок-путешествие «Окно в природу». Мы будем думать, читать, правильно говорить, познакомимся с новым произведением. В пути мы узнаем много нового, интересного, полезного.
Рефлексия: закрыли глазки, отправляемся на лесную полянку. Куда мы с вами попали? (картина осеннего леса)
В лесу воздух чистый и свежий, давайте вдохнём чистого воздуха.
Дыхательная гимнастика: вдыхаем воздух через нос и поднимаемся на носочки, выдыхаем через рот и наклоняемся до земли.(5 раз)
2. Речевая разминка
Что это там у пенёчка? Посмотрите внимательно. Да это же на пенёчке опята - дружные ребята. А что это написано?
1. Чтение скороговорки:
Опять пять ребят
Нашли у пенька пять опят.
Задания:
- чтение глазами (про себя);
Чтение учителем;
Чтение учащихся с ускорением, индивидуальное чтение.
2. Жужжащее чтение стихотворения «Осень»:
Осень в гости к нам пришла
И подарок принесла.
Кто стихотворение прочитает,
Тот многое узнает.
Дети читают стихотворение «Осень» Н. Некрасова.
Задания:
- жужжащее чтение;
Чтение хором;
Чтение парами;
Чтение девочек (чтение мальчиков).
3. Проверка домашнего задания
Что же мы видим в лесу?
Листья желтеют и опадают, лежат под ногами. Тихо в лесу. Птицы улетают в тёплые края. Часто идут дожди. На улице стало холодно.
Какие птицы улетают в тёплые края? (стрижи, ласточки, журавли, кукушки и многие другие)
Рассказ «Улетают журавли».
Тест по чтению к рассказу «Улетают журавли»
У каждого из вас есть карточки с тестами. Вы должны выбирать правильный ответ и назвать его. Контролируют ответы сигнальными карточками.
1. Тест по разделу «Улетают журавли»:
1) Когда улетают журавли:
в) весной
г) осенью.
2) Почему улетают журавли:
а) холодно;
в) не интересно.
3) Как они готовятся к отлёту:
а) собираются стаями в косяк;
б) прощаются с болотом;
в) готовят зимние вещи.
4) Где журавли останавливаются на отдых:
а) в лесу;
б) на краю болота;
в) в гостинице.
4. Сообщение темы урока
Давайте соберём грибы, которые вы видите возле деревьев. Расставьте найденные грибы от самого большого к маленькому. Прочитайте полученное слово (грибы)
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Катаева «Грибы»
Ученик делает сообщение биографии писателя (Евдокия)
Катаев Валентин Петрович родился 28 января 1897 года в Одессе в семье учителя. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. В 1919 году Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. С 1922 жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок». В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка», рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Много интересных произведений написал для детей. Катаев умер 12 апреля 1986 года .
Какие рассказы В. П. Катаева вы читали?
- «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Цветик - семицветик», «Сын полка» и другие.
5. Подготовка к восприятию
- На нашей полянке растёт очень много разных грибов.
Какие грибы вы знаете? (подберёзовик, лисички, подосиновик, сыроежки, опята и т. д.)
Как нужно собирать грибы?
Грибы нужно срезать у корешка. Корешок оставлять в земле. Иначе гриб здесь не вырастет. Эти правила нужно соблюдать при сборе грибов.
6. Основная часть урока
Вот послушала я вас,
Чтение рассказа учителем.
1. Словарная работа.
Собачьи грибы – это поганки, несъедобные грибы.
Какие несъедобные грибы вы знаете? (поганки, мухомор, ложные опята, ложные лисички и многие другие) Картинка на доске.
3. Беседа по первичному восприятию.
Что вам было непонятно в рассказе?
Как зовут детей?
Куда ходили дети?
Ребята, давайте и мы прогуляемся в лес.
7. Физкультминутка
1. Упражнение с движением.
Идём в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку. (2 -3 упражнения). Умылись (имитация), оделись. Взяли корзинки и пошли. Идём по лесу. Деревья большие. Раздвигаем ветки (имитация). Чтоб найти гриб, надо наклониться. Увидели, присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше.
Ещё гриб. Наклонились, присели, срезали, положили в корзинку. Полная корзинка.
8. Работа с книгой
Учитель: Мы по лесу гуляли
И немножечко устали.
3. Гимнастика для глаз на расслабление.
Закройте глаза, послушаем звуки леса. (Аудиозапись «Звуки леса»).
Как вы думаете, в какое время года вы слушали звуки леса?
1. Чтение учащимися рассказа:
Шёпотом.
2. Беседа на закрепление по содержанию рассказа:
Какие грибы собрал Павлик?
Какие грибы собрала Женя?
Какие грибы собрала Инночка?
Кто из ребят лучше всех умел собирать грибы?
3. Чтение по ролям.
Учитель: Ребята, давайте прочитаем рассказ «Грибы», 2 часть по ролям.
(Чтение учащимися произведения по ролям).
9. Закрепление
Наше путешествие подходит к концу,
Ребята, а сейчас мы повторим, какие грибы съедобные, какие несъедобные. Дидактическая игра «Грибы»
(Учащиеся расставляют картинки-грибы под карточками «Ядовитые», «Съедобные».
Назовите съедобные грибы?
Почему грибы называются ядовитые? Назовите их?
10. Итог урока. Рефлексия
- Звучит музыка. Закрыли глаза и возвращаемся в класс.
Где мы сегодня побывали?
Как нужно правильно собирать грибы?
Что нового вы узнали из рассказа?
Что вам понравилось на уроке?
Где вам пригодятся знания, полученные на уроке?
11. Домашнее задание
1.Чтение рассказа по ролям (Евдокия)
2. Ответить на вопросы по произведению (Марина)
3. Найти загадки, приметы о грибах (Алёша)
4. Нарисовать грибы (Денис)