Проблема добра и зла по тексту Д.С. Лихачёва (ЕГЭ по русскому)

Добро и зло… Извечные философские понятия, во все времена тревожащие умы людей. Рассуждая о различии этих понятий, можно утверждать, что добро, конечно же, приносит близким тебе людям приятные переживания. А зло, наоборот, хочет принести страдание. Но, как это часто бывает, трудно бывает отличить добро от зла. «Разве такое может быть», - спросит иной обыватель. Оказывается, может. Дело в том, что добро часто стесняется сказать о своих побуждениях к поступку, а зло - о своих. Добро даже иногда маскируется под маленькое зло, и зло может делать то же самое. Вот только оно трубит о том, что оно - великое добро! Почему так происходит? Просто добрый человек, как правило, скромен, ему в тягость выслушивать благодарность. Вот он т говорит, сделав доброе дело, что это, мол, ему вовсе ничего и не стоило. Ну а зло? Ох уж это зло… Оно любит принимать слова благодарности, причём даже за несуществующие благодеяния.

Действительно, трудно разобраться, где свет, а где тьма, где настоящее добро, а где - зло. Но пока живёт человек, он будет стремиться к добру и к укрощению зла. Надо только научиться понимать истинные мотивы поступков людей и, конечно же, бороться со злом.

Русская литература не раз обращалась к данной проблеме. Не остался к ней равнодушен и Валентин Распутин. В рассказе «Уроки французского» мы видим душевное состояние Лидии Михайловны, которая очень хотела помочь своему ученику избавиться от постоянного недоедания. Её добрый поступок был «замаскирован»: она играла со своим учеником на деньги в «чику» (так называлась игра на деньги). Да, это не этично, не педагогично. Директор школы, узнав об этом поступке Лидии Михайловны, увольняет её с работы. Но ведь учительница французского языка играла с учеником и поддавалась мальчику, потому что хотела, чтобы тот на выигранные деньги купил себе еды, не голодал и продолжал учиться. Это по-настоящему добрый поступок.

Хочется вспомнить ещё одно произведение, в котором поднимается проблема добра и зла. Это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита ». Именно здесь автор говорит о неразделимости существования на земле добра и зла. Это прописная истина. В одной из глав Левий Матвей называет Воланда злом. На что Воланд отвечает: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла?» Писатель считает, что настоящее зло в людях, в том, что они по природе своей слабы и трусливы. Но зло всё же можно победить. Для этого в обществе необходимо утвердить принцип справедливости, то есть разоблачения подлости, лжи и подхалимства. Эталоном добра в романе является Иешуа Га-Ноцри, который во всех людях видит только хорошее. На допросе у Понтия Пилата он говорит о том, готов нести любые страдания за веру и добро, а ещё о своём намерении обличать зло во всех его проявлениях. От своих идей герой не отказывается даже перед лицом смерти. «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», - говорит он Понтию Пилату.

Таким образом, вечная проблема - что есть добро и что есть зло - будет всегда волновать умы людей. Задача только в том, чтобы перевес всегда был на стороне добра!

Тезисы

Добро и зло – две стороны одной медали.

Закон достойных - творить добро.

Цитаты

- «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (И. Гете «Фауст).

- «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В.О. Ключевский).

- «Что делало бы твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита).

- «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни» (Л.Н. Толстой).

- «Добро по указу - не добро» (И.С. Тургенев).

- «Доброта - она превыше всех благ» (М. Горький).

«Путем зла не доходят до добра» (Вильям Шекспир).

- «Высшая мудрость - различать добро и зло» (Сократ).

- «Зло тихо летать не может» (Пётр I).

- «Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра» (Б. Паскаль).

Литературные аргументы

В романе М. А Булгаков «Мастер и Маргарита» Воланд - воплощение зла, Иешуа – носитель идеи добра, он никому не причиняет зла. Но главное он не видит зла и в других людях. «Злых людей нет на свете», - утверждает бродячий проповедник. Но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол, говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников все свои преступления совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой. В романе Раскольников и Соня - это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим. Сюжет трагедии Гёте «Фауст» составляет борьба добра и зла, возвышенного и низменного, великого и ничтожного. Герой проходит испытание страстной любовью, славой, богатством, стремится служить людям, при этом жертвуя самими людьми. Особое место в творчестве и духовной жизни Лермонтова занимал образ Демона, падшего ангела, изгнанного из рая за неповиновение, за жажду познания и сеющего «зло без наслаждения». Этот образ олицетворяет вечную борьбу добра и зла.

Вступление Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, справедливость, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

Проблема русского характера.

Тезисы

Русскому сердцу воля ближе всего.

Цитаты

- «Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот – лень» (Н.В. Гоголь).

- «Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится» (Н. В. Гоголь).

Постижение смысла бытия, формирование на этой основе жизненного идеала философы всегда связывали для себя с проблемой добра и зла. Противостояние добра и зла осознавалось философами как противоречивая основа бытия, как антиномия, стремление к разрешению которой составляет главный смысл познания и деятельности человека.

Свидетельством этому является история философии. Проблема философского осмысления противостояния добра и зла в полной мере исследовалась в античной философии. Когда Платон ставил перед собой вопрос о том, что является центральной философской проблемой, то ответ его был таким: «…то знание, которое имеет преимущественное значение, что именно оно позволяет знать? Добро и зло… Не сознательная жизнь приводит к благополучию и счастью и не все науки, сколько их есть, но лишь одна эта, единственная наука о добре и зле…» Платон не просто поставил проблему добра и зла, а положил начало исследованию этой проблемы. Он стремился выяснить ту роль, которую играют в жизни, с одной стороны, добро, а, с другой – зло. Он понимал, насколько важно для существования самой жизни следование добру, противостояния тем опасностям, которые несет с собой зло в любых его проявлениях. Категория блага, водруженная Платоном на вершину пирамиды идей, непосредственно связывается им с категорией добра. Платон очень четко выразил свою позицию обоснования созидательной роли добра и разрушительной роли зла. Ему принадлежат слова: «Всё губительное и разрушительное – это зло, а спасительное и полезное – благо». Идея следования добру стала обосновываться в философии как выражение разумности и мудрости.

Более того, философия в лице ряда философов пришла к выводу о том, что высшее назначение разума состоит в познании способов утверждения добра. Следовательно, в философии речь идет не об абстрактной проповеди добра, что само по себе уже хорошо, а о более серьезных выводах о том, каковы реальные пути к добру. Г.В. Лейбниц (1646-1716) писал: «…нет ничего худшего, чем нескончаемые состязания в смертельной ненависти… сколько истинная мудрость может принести блага, столько зла вызывает плохо продуманное мнение… Добро заключается в том, что то, что вытекает из общего законодательства Бога, соответствует природе или разуму».

Обосновывая идею добра как объективного и единственно возможного реального устоя жизни русский философ Вл. Соловьев (1853-1900): «Всемирный смысл жизни, или внутренняя связь отдельных единиц с великим целым, не может быть выдумана нами, она дана от века. От века даны твердыни и устои жизни…»

Однако, философы, в том числе и Вл. Соловьев, прекрасно понимали, что устои жизни, объективные по своей сути, способны существовать и реализовываться как устои только через человеческую осознанную деятельность. Гегель рассматривал эту сложную в своей сущности проблему следующим образом: «Так как передо мною стоят добро и зло, то я могу сделать между ними выбор, могу решиться на то и на другое. Природа зла, следовательно, такова, что человек может его хотеть, но не необходимо должен его хотеть…» Иначе говоря, активность человеческой воли, определяемая активностью его осознанного намерения, являются необходимой предпосылкой онтологической реальности добра.

Что особенно важно отметить, именно в неразрывной связи с проблемой утверждения добра в философии возникает и развивается теоретическая концепция человеческого счастья.

Важно отметить, что развитие философии всегда было неразрывно связано с другими сторонами культуры, с важнейшими общественными процессами. Связь философии с жизнью носит главным образом опосредованный характер, но эта связь выражает наиболее существенное в цивилизации в целом и, в конечном счете, в конкретной человеческой жизни. Чтобы понять это, необходимо изучать историю философии во всех её конкретно-исторических проявлениях.

Добро и зло – наиболее популярная тема, которую выбирают ученики в процессе сдачи выпускного экзамена. Чтобы написать подобное сочинение на максимальный балл, необходимы качественные и незаурядные аргументы из литературы. В данной подборке мы привели именно такие примеры из разных источников: романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и русского фольклора. Под каждым заголовком расположено по 4 аргумента.

  1. Добро и зло люди воспринимают по-разному. Часто бывает так, что одно замещает другое, но сохраняется видимость, которую человек принимает за данность: добродетели приписывает злой умысел, а откровенное зло принимает за благо. К примеру, Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает быт и нравы советских литераторов и критиков. Писатели из МОССОЛИТА сочиняют лишь то, что угодно власти. В разговоре с Иваном Бездомным Берлиоз прямо указывает на то, что в его поэме необходимо четко обозначить атеистическую позицию, являющуюся частью идеологии СССР. Ему не важно, что хочет сказать художник слова, он озабочен лишь тем, как оценит книгу вышестоящее лицо. Такая рабская вовлеченность в политический процесс лишь вредит искусству. Настоящего гения Мастера затравили критики, а бездарности в роли творцов только сидели в ресторане и проедали народные деньги. Это очевидное зло, но общество в лице тех же литераторов и критиков видело в этом благо, и лишь немногие честные люди вроде Маргариты и Мастера видели, что эта система порочна. Таким образом, люди часто ошибаются и принимают зло за добро и наоборот.
  2. Огромная опасность зла таится в том, что оно часто маскируется под добро. Примером может послужить ситуация, описанная М. А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат полагал, что он служит добру, приговаривая Иешуа к смертной казни. Он боялся, что из-за его конфликта с местной элитой по поводу решения, кого стоит помиловать в честь праздника, разразится бунт толпы против римских солдат, и прольется много крови. Малой жертвой прокуратор рассчитывал предотвратить большие потрясения. Но его расчет был безнравственным и эгоистичным, ведь Пилат, прежде всего, опасался не за вверенный ему город, который он ненавидел всей душой, а за свое положение в нем. Иешуа принял мученическую смерть из-за трусости своего судьи. Таким образом, герой принял злой поступок за доброе и мудрое решение, и был за это наказан.
  3. Тема добра и зла очень волновала М. А. Булгакова. В своем романе «Мастер и Маргарита» он трактовал эти понятия по-своему. Так, Воланд, воплощение зла и царь теней, совершал по-настоящему добрые поступки. Например, он помог Маргарите вернуть Мастера, несмотря на то, что она уже использовала свое желание, выручив Фриду. Также он дал им возможность жить в вечном покое и обрести, наконец, гармонию в совместной жизни. В отличие от представителей сил света, Воланд пытался найти для пары подходящее решение, не осуждая их столь же строго, как Левий Матвей. Вероятно, на создание его образа автора вдохновил персонаж Гёте, Мефистофель, который стремился к злу, но делал благо. Этот парадокс русский писатель показал на примере своих героев. Так он доказал, что понятия добра и зла субъективны, их сущность зависит от того, из чего исходит человек, оценивающий их.
  4. Человек всю жизнь формирует и дополняет свои представления о добре и зле. Зачастую он сворачивает с верного пути и ошибается, но все же никогда не поздно пересмотреть свои взгляды и принять правильную сторону. Например, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный всю жизнь служил партийным интересам: писал плохие стихи, вкладывал в них пропагандистский смысл и убеждал читателей, что в советском союзе все хорошо, и проблема лишь в тех, кто завидует общему счастью. Он нагло лгал, как и большинство его коллег. В СССР явственно ощущались последствия разрухи после гражданской войны. Например, М. А. Булгаков тонко высмеивает абсурд происходящего, приводя в пример речи Лиходеева, где он хвастается тем, что заказывает в ресторане «судачки а-ля натюрель». Он полагает, будто бы это изысканное блюдо – верх роскоши, который невозможно приготовить на обычной кухне. Но ирония заключается в том, что судак – это дешевая рыба, а приставка «а-ля натюрель» означает, что ее подадут в натуральном виде, даже без какого-то оригинального оформления или рецепта. При царе эту рыбу мог позволить себе каждый крестьянин. И эту убогую новую действительность, где и судак превратился в деликатес, поэт защищает и превозносит. И лишь познакомившись с Мастером, он осознает, как был неправ. Иван признает свою бездарность, прекращает грубить и сочинять плохие стихи. Теперь его не привлекает служение государству, которое морочит голову своему населению и нагло обманывает его. Таким образом, он отказался от общепризнанного ложного добра и стал исповедовать веру в истинное благо.
  5. Преступление и наказание

    1. Борьба добра со злом изображена Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Главный герой является очень добрым человеком. Этот факт убедительно доказывает его сон, где он, будучи маленьким мальчиком, до слез жалеет избитую лошадь. Его деяния тоже говорят об исключительности его характера: последние деньги он оставляет семье Мармеладовых, видя ее горе. Но есть в Родионе и темная сторона: он жаждет доказать себе, что имеет право вершить судьбы мира. Для этого Раскольников решается на убийство, зло одержало верх над ним. Однако постепенно герой приходит к мысли, что нужно раскаяться в грехе. На этот шаг его направила Соня Мармеладова, которая сумела укрепить протестующую совесть Родиона. Он сознался в содеянном зле, и уже на каторге началось его нравственное возрождение для добра, справедливости и любви.
    2. Противостояние добра и зла изобразил Ф. М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание». Мы видим героя, проигравшего в этой борьбе. Это господин Мармеладов, с которым мы знакомимся в трактире, его месте обитания. Перед нами предстал зависимый от алкоголя мужчина средних лет, который довел свою семью до нищеты. А когда-то он совершил очень добрый и милосердный поступок, женившись на бедной вдове с детьми. Тогда герой работал и мог содержать их, но потом что-то в душе его надломилось, и он запил. Оставшись без службы, он стал налегать на спиртное еще сильнее, чем довел домочадцев до порога физической гибели. Из-за этого его родная дочь начала зарабатывать деньги проституцией. Но и этот факт не остановил отца семейства: он продолжил пропивать эти со стыдом и позором добытые рубли. Зло, облаченное в порок, окончательно захватило Мармеладова, он больше не мог с ним бороться из-за недостатка силы воли.
    3. Бывает, что даже посреди абсолютного зла прорастают ростки добра. Пример описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Героиня, пытаясь прокормить семью, стала работать проституткой. Посреди порока и греха Соня неминуемо должна была стать циничной и грязной продажной женщиной. Но стойкая девушка не потеряла веры в Бога и сохранила чистоту в своей душе. Внешняя грязь не касалась ее. Видя человеческие трагедии, она жертвовала собой, чтобы помочь людям. Ей и самой было очень тяжело жить, но Соня превозмогла боль и смогла избавиться от порочного ремесла. Она искренне полюбила Раскольникова и последовала за ним на каторгу, где дарила свою отзывчивость всем нуждающимся и угнетенным обитателям тюрем. Ее добродетель пересилила злобу всего мира.
    4. Битва добра со злом происходит повсеместно, не только в человеческой душе. Например, Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» описал, как в жизни сталкиваются добрые и злые люди. Как ни странно, чаще всего побеждают те, кто несет благо, а не вред, ведь все мы подсознательно тянемся именно к хорошему. В книге Дуня Раскольникова своей волей побеждает Свидригайлова, сбежав от него и не поддавшись на его унизительные уговоры. Ее внутренний свет не удается потушить даже Лужину с его разумным эгоизмом. Девушка вовремя осознает, что этот брак – позорная сделка, в которой она – лишь товар со скидкой. Зато она обретает родственную душу и спутника жизни в Разумихине, друге брата. Этот молодой человек тоже победил зло и порок окружающего мира, встав на правильный путь. Он зарабатывал честным путем и помогал ближним, не ставя себе это в заслугу. Оставаясь верными своим убеждениям, герои смогли перебороть искушения, испытания и соблазны, дабы нести добро окружающим людям.
    5. Народные сказки

      1. Русский фольклор богат примерами борьбы добра и зла. Например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» героиня была скромной и доброй девушкой. Она рано стала сиротой, и ее взяли к себе чужие люди. Но ее покровительницы отличались злобой, ленью и завистливостью, поэтому они всегда норовили дать ей невыполнимые задания. Несчастная Хаврошечка лишь кротко выслушивала ругань и приступала к работе. Все дни ее были наполнены честным трудом, однако это не мешало ее мучителям бить и морить голодом героиню. И все же Хаврошечка не таила злобу на них, прощала жестокость и обиды. Именно поэтому мистические силы помогли ей исполнить все желания хозяек. Доброта девушки была щедро вознаграждена судьбой. Барин увидел ее трудолюбие, красоту и скромность, оценил их по достоинству и женился на ней. Мораль проста: добро всегда побеждает зло.
      2. Победа добра над злом часто встречается именно в сказке, потому что люди хотят обучить своих детей главному – умению делать хорошие поступки. Например, в сказке «Морозко» главная героиня честно и рьяно трудилась по хозяйству, не перечила старшим и не капризничала, но мачеха все равно ее невзлюбила. Каждый день она пыталась довести падчерицу до полного изнеможения. Однажды она рассердилась и вовсе послала мужа в лес с требованием: бросить там родную дочь. Мужчина повиновался и оставил девушку на верную смерть в зимне чаще. Однако ей посчастливилось встретить в лесу Морозко, которого сразу покорил добрый и скромный нрав собеседницы. Тогда он наградил ее ценными подарками. А вот ее злую и грубую сводную сестру, которая приехала к нему с требованием о награде, он наказал за дерзость и оставил ни с чем.
      3. В сказке «Баба Яга» добро очень наглядно побеждает зло. Героиню невзлюбила мачеха и послала ее в лес к Бабе Яге, пока отец ее был в отъезде. Девушка была добра и послушна, поэтому исполнила поручение. Перед этим она зашла к тете и получила жизненный урок: нужно относиться ко всем по-человечески, и тогда не страшна даже злая ведьма. Героиня так и сделала, когда поняла, что Баба Яга намеревается съесть ее. Она накормила ее кота и собак, смазала ворота и перевязала березу на своем пути, чтобы они ее пропустили и научили, как убежать от их хозяйки. Благодаря доброте и ласке, героиня смогла вернуться домой и добиться того, чтобы отец выгнал из дома злую мачеху.
      4. В сказке «Волшебное кольцо» спасенные животные помогли хозяину в трудную минуту. Однажды он потратил последние деньги, чтобы спасти их от неминуемой смерти. И вот он сам оказался в тяжелой ситуации. Найдя волшебное кольцо, герой женился на царевне, ведь выполнил условие ее отца – выстроил дворец, собор и хрустальный мост за один день с помощью магических сил. Но жена оказалась хитрой и злой женщиной. Выведав секрет, она украла кольцо и уничтожила все, что построил Мартын. Тогда царь запер его в темницу и обрек на голодную смерть. Кот и пес решили вытащить хозяина, найдя кольцо. Тогда Мартын вернул свое положение, свои постройки

      Если в списке нет аргументов из произведения, которое нужно именно вам, напишите нам в комментариях, что добавить!

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вечная проблема добра и зла

Отбросьте же худшую частицу своего сердца
И с лучшей живите — жизнью чище.
В. Шекспир
Испокон веков длится противостояние добра и зла — двух категорий, таких же разных, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, свет и тьма, христианство и язычество.
Казалось бы, эти понятия несовместимы и могут существовать лишь как противопоставление друг другу. Но это не так. И добро, и зло сосуществуют в человеческой душе, разрывая ее на куски.

В обнимку с радостью печаль.
Одна летит, другу спиной …
И идет между ними борьба,
И сильнее кто — не знаю.
(Олексанр Олесь)

Проблема выбора между добром и злом — вечная, общечеловеческая проблема. Она встает перед каждым человеком, и каждый сам, согласно своим моральными устоями и убеждениями, должен решать, что он выберет.
Украинские писатели в своих произведениях постоянно обращаются к этой проблеме и во многих произведениях она является основной. Так, в романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, когда ясли полны?" В образе Чипки, какой из неутомимого искателя правды превратился в страшного преступника, рассматривается проблема выбора между добром и злом.
В пьесе «Украденное счастье» И. Франко показано крестьянскую семью, в которую неожиданно врывается посторонний человек — представитель власти, жандарм, — и всю сложность жизненных, психологических коллизий, порожденных данной ситуацией. Средством ретроспекции здесь раскрывается, что Михаил и Анна полюбились еще в юности, но родные братья разрушили счастье девушки: «выпихнули на войну» ее любимого Михаила, позже сказали Анне, что он погиб, и без приданого, без земли отдали замуж в дальнее село за батрака-бедняка Николая. Так И. Франко мотивировал основу конфликта, возникающего в драме внезапно, развивается, однако, вполне естественно, приобретая все большее напряжение, и приводит в конце концов героев к трагическому концу. Но нужно помнить, что у них был выбор, и они сами сознательно сделали его.
В повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков» душевные порывы героев сплетаются в волшебную песню, которую Иван выиграет на флояре, а Маричка поет. Эта песня дышит сказочными образами диких гор и засевает горы своей волшебной мелодией. Изначально любви Ивана и Марички было трагическим. И не потому, что им помехой стояла древняя вражда родов, а потому, что оно было большим и сильнее жизни. «Не набутися нам», — грустно зроняе еще совсем юная Маричка слова, которые по своему смыслу равны всей жизненной дороге. И когда погибает Маричка, Иван не в состоянии пережить свою любовь, он тает на глазах. Зло одерживает победу над жизнью Ивана и Марички, и оно не в состоянии ничего поделать с неувядающей цветком их любви. Писатель в этой повести показывает борьбу добра и зла не столько в душах героев, сколько в окружающей жестоком мире, который и развел их.
Но каждый человек должен помнить, что, какие бы препятствия не вставали на жизненном пути, обвинять обстоятельства и других людей в своих проблемах — это не выход. Нужно, прежде всего, разобраться в себе и определить, какой дорогой идти — дорогой добра или путь зла. Выбор всегда за человеком.

Уклоняйся от зла и делай добро.
(Пс. 36.27)