Доступный. Стильный

В стенах московского завода Renault (ЗР, 2016, № 4) удержаться было невозможно, и мы всеми правдами и неправдами первыми раздобыли Kaptur - задолго до официальной «ездовой» презентации и объявления цен. Поехали!

Имиджмейкер

Средний класс в Старом Свете с удовольствием покупает разномастные Renault, благо имя и вековая репутация фирмы вопросов не вызывают. В России ситуация иная. Недорогие Logan, Sandero и Duster несколько девальвировали статус бренда, придали привкус бюджетности. Во многом поэтому Scenic, Laguna, Koleos у нас, что называется, не пошли.

Kaptur - великолепный шанс поправить реноме марки. Новый кроссовер построен на платформе Дастера, а потому цена будет привлекательной. При этом модный дизайн и богатое оснащение ставят Kaptur на ступеньку выше.

Черный верх, белый низ! Один из козырей Каптюра - опционная двухцветная окраска. Еще одна сильная карта - 17‑дюймовые колеса, самые крупные из предназначенных для автомобилей, которые построены на эволюционирующей платформе Bo, трансформировавшейся ныне в архитектуру Global Access.

Шины, между прочим, не абы какие, а Pirelli Scorpion. Многое из того, что есть в Каптюре, недоступно для одноплатформенных Renault: секции поворотного света в противотуманках, светодиодные ходовые огни и задние фонари, датчики света и дождя, климат-контроль, а также ключ-карта, позволяющая пускать двигатель кнопкой.

Глянешь на игривую панель приборов с желтыми стрелками - и невольно улыбнешься. Вот он, французский шарм!

На фоне Дастера Kaptur выделяется более продуманными и современными решениями. Вместо старомодных каркасных дворников - бескаркасные. Дверь открываешь удобной ручкой под естественный хват. Сама «калитка» длинная и прикрывает пороги - брюки всегда будут чистыми.

Салон подкупает отказом от тотальной экономии. Глянешь на игривую панель приборов с желтыми стрелками - и невольно улыбнешься. Вот он, французский шарм! Экран мультимедийной системы удобно расположен в верхней части центральной консоли, а блок управления зеркалами (о чудо!) перебазировался из-под ручника на левую дверь. Понравился руль с приливами - регулируется только по углу наклона, но поскольку придвинут к водителю (на 20 мм), а сиденья установлены выше (на 27 мм), посадка теперь удобнее. Да и профиль сидений стал правильнее.

Хорошей обзорности способствуют утапливаемые задние подголовники и приличного размера наружные зеркала, причем левое - с асферической зоной.

Но не всё так радужно: пристроить мобильный телефон негде, крутилки климат-контроля вращаются с разным усилием и люфтят. А еще настораживает, что даже у машины в богатом оснащении лишь четыре подушки безопасности, тогда как конкуренты (Ford EcoSport, Suzuki Vitara, Skoda Yeti) предлагают не меньше шести.

Двигатели Kaptur позаимствовал у Дастера. Базовый 1,6‑литровый 114‑сильный агрегат сочетается лишь с 5-ступенчатой механикой (чуть позже за доплату предложат вариатор c семью квазипередачами). Эта версия - только переднеприводная. А вот 2,0-литровая 143‑сильная машина идет исключительно с трансмиссией 4×4. По умолчанию у нее 6-ступенчатая механика, а 4-диапазонный автомат DP8 - опция. Дизель не предусмотрен: маркетологи посчитали, что спрос на него будет ничтожным.

Знаете, как проще всего распознать 1,6‑литровую модификацию? Под ее задним бампером покоится полноразмерная запаска. Как раз наш случай! А у двухлитровой - узкая докатка, которая хранится в подполье багажника. Это объясняется разными типами задней подвески: у переднеприводного Каптюра - балка со связанными рычагами, а у полноприводного - многорычажка.

Погоня за репутацией

Kaptur 1.6 на 72 кг тяжелее Дастера с мотором того же объема - отчасти поэтому он ускоряется до сотни не так бодро: 12,5 секунды против 10,9. А если взять на борт трех-четырех крепких мужиков да еще закинуть что-нибудь в багажник, Kaptur превратится в записного флегматика. Так что присутствие здесь кнопки Eco Mode, притупляющей отклики на акселератор, явно излишне.

Зато на ходу заметно тише, чем в Дастере. Мотор шелестит еле слышно, едва заметно шуршат шины, а аэродинамические шумы начинают проявляться лишь после 100 км/ч. То, что надо для дальнобоя! В длительных поездках особую ценность приобретает и высокая плавность хода - неровности остаются практически незамеченными, а на «штурвал» с перекалиброванным электрогидравлическим усилителем практически не приходят удары от колес (в отличие от Дастера, у которого это один из основных недостатков).

На горной дороге Kaptur не пытается пародировать горячий хэтчбек, но и увальнем его не назовешь: охотно перекладывается в S‑образных связках и не пугает чрезмерными кренами.

Один из самых популярных бюджетных кроссоверов Renault Duster имеет имидж утилитарного, практичного, не слишком привлекательного, зато неприхотливого автомобиля. Но многим потенциальным потребителям, как раз-таки, не хватало в нем стиля и эстетики. Именно для таких клиентов, требовательных к внешности автомобиля, французская компания специально и предложила альтернативу Дастеру – еще один кроссовер Renault Kaptur .

Практически, уникальный случай, Renault Kaptur создавался специально для России. Точнее, французские инженеры и дизайнеры скомпоновали его из двух автомобилей. Основой послужил европейский кроссовер Captur, который имеет только передний привод, поскольку построен на платформе малолитражки Clio. А для российского Kaptur подкатили другую платформу от модели Duster. В результате, более стильный и привлекательный кузов соединили с надежным и проверенным шасси, обладающим полным приводом и прекрасно подходящим для условий эксплуатации в России.

Кузов, конечно, тоже претерпел изменения, причем в лучшую сторону. Изменилась не только его габаритная длина за счет увеличения базы и заднего свеса, но пересмотрен и дизайн фронтальной части. Появился более рельефный капот и новый бампер со скобками светодиодных ходовых огней. И клиренс у Каптюра теперь почти Дастеровский – 201 мм. И штатная стальная защита картера.

Kaptur адресован молодежной аудитории, более требовательной к внешнему виду. Кроссовер должен приглянуться им и широкими возможностями выбора цветового оформления – 19 сочетаний цветов. Крыша может быть покрашена в контрастные цвета – черный, серебристый или слоновой кости. Лично мне понравилась машина с оригинальной расцветкой – темно-коричневый кузов в сочетании с бежевой крышей, выглядит очень необычно, стильно и богато! Правда, в результате всего, суперсовременного облика, все равно, не получилось, поскольку и французскому Каптюру уже не первый год.

Платформа от Дастера предусматривает балку в задней подвеске для переднеприводных версий и многорычажку со стойками McPherson для машин с полным приводом. Тестовый Kaptur именно такой, причем в максимальной комплектации Style.

Интерьер, позаимствованный у Clio и европейского Каптюра, также более стильный и современный в сравнении в Дастером, Материалы визуально привлекательнее, хотя пластмасса осталась жесткой. Улучшилась и эргономика, взаиморасположение органов управления, водительское кресло стало удобнее. Обшивка кресел – комбинированная, из кожи и, так называемой, экокожи, то есть, кожзама. В каком месте какая кожа вшита мы разбираться не стали, в целом, кресла выглядят добротно. Удобная регулировка и достаточные диапазоны, неплохой профиль, жаль только, что кнопка обогрева осталась в «слепой» зоне. Необычный по форме приборный блок имеет два циферблата – тахометр слева и указатель уровня топлива справа, а посередине – овальное окно цифрового спидометра. Цифры крупные и показания считываются без проблем. На центральной консоли – общекорпоративные коммуникационная система с 7-дюймовым дисплеем и вполне удобным алгоритмом работы, а также знакомый блок климат-контроля. Но пользоваться им на Каптюре удобнее, благодаря более удачному наклону консоли.

«Ложка дегтя» кроется в отсутствие регулировки руля по вылету, например, мне с моим ростом 183 см, если оптимально удобно разместиться «по педалям», то хочется придвинуть немного руль поближе, а это невозможно. Приходится за ним тянуться, либо придвунуть сиденье на щелчок-другой поближе, а в результате, в дальней дороге устают либо руки, либо затекает правая нога из-за сильного изгиба ступни. В остальном, все достаточно удобно, кроме традиционного перчаточного ящика довольно объемного, есть карманы в дверях и вместительный бокс с крышкой над центральной консолью. Этот отсек можно использовать и нетрадиционным способом, например, приспособить сюда планшет, думаю, он будет отлично держаться.

Ключ-карта вставляется в специальный слот, а двигатель запускается кнопкой. Можно оставить ключ и в кармане, машина заведется, но вот мультимедийная система не включится. Небольшая ниша предусмотрена под центральной консолью перед рычагом КПП. В ней имеется скромный подстаканник, 12-вольтовая розетка и круглая ручка переключения режимов полноприводной трансмиссии, такая же, как на Дастере и автомобилях Nissan. Правда, в Каптюре пользоваться ей не так удобно, мешает рычаг «автомата».

На заднем диванчике – без особых изысков, но, главное, места вполне достаточно и профиль сиденья удобный, но только для двоих. Третьему пассажиру по центру будет неуютно, во-первых, потому что под ногами тоннель с двумя подстаканниками, а во-вторых, средняя часть подушки и спинки сиденья более жесткие и выталкивают седока. Лучше бы тогда здесь сделали выдвижной подлокотник, а так, его нет, как нет и каких либо других дополнительных удобств. Так что салон Каптюра, все-таки, чуточку простоват, особенно сзади.

Объем багажника у Каптюра меньше, чем у Дастера - 387 л против 408, поскольку автомобиль чуть уже и ниже, не компенсировала это даже увеличенная на 20 мм длина. Багажник удобный, с прямыми стенками, воспринимается как вполне вместительный, не хватает разве что петель для фиксации груза. В тестовой машине на правой боковине закреплен опциональный сабвуфер, который мешает открывать крышку пола. Правильного звука саб все равно не дает, поэтому, утраченную функциональность полика, на мой взгляд, лучше восстановить, просто демонтировав сей никчемный девайс. Кстати, под полом здесь «докатка» и немного места для какой-то мелочевки, и так это выглядит только на полноприводных машинах. А на переднеприводных, вместе с упрощенной задней подвеской, применен и другой способ крепления запасного колеса, там он подвешен под днищем, что менее удобно. Трансформация багажника проста – нужно откинуть спинки горизонтально, но, чтобы добиться ровного пола, надо сначала выдернуть цельную подушку и поставить ее вертикально за спинками передних кресел. Вернуть на место подушку дивана уже не так просто, возникают сложности с извлечением из-под нее язычков ремней безопасности.

Гамма двигателей пока состоит из двух силовых агрегатов: это бензиновые моторы 1,6 л (114 л.с.) и 2-литровый (143 л.с.), зато трансмиссий в арсенале четыре – 5- и 6-ступенчатые механические коробки, 4-ступенчатый «автомат» и вариатор, который, правда, обещают только с сентября и только для переднеприводных машин с двигателем 1,6 л. По правде говоря, стоило бы заменить все это разнообразие двумя трансмиссиями – современными, 6-ступенчатыми «механикой» и «автоматом», и потребитель был бы счастлив!

Наш тестовый кроссовер – с 2-литровым мотором и с 4-ступенчатым автоматом, едет без сюрпризов – надежно и правильно. По рулю и подвеске замечаний почти никаких. Прозрачная обратная связь, на «баранке», отчетливое реактивное усилие, быстрые реакции, посетовать можно только на удары, передающиеся на руль в поворотах на неровном покрытии. И кренится Kaptur в поворотах ощутимо, в этом «заслуга» комфортной и достаточно длинноходной подвески, хотя она чуть жестче, чем у Дастера. Зато, никаких проблем с выбором дорог и направлений, кроссовер с аппетитом проглатывает любой асфальт или его отсутствие. По грунтовкам мчать можно быстро и комфортно. С другой стороны, какой-то раскачки, дряблости или расхлябанности тоже не замечено. В целом, неплохо.

А что с мотором? Пытаюсь разогнаться, давлю не очень информативную педаль акселератора, а в ответ громкий рев, по звуку на все 2,5 литра, а динамики, при этом, литра на полтора. И передачи переключаются с трудом, рывками. Не едет! Так это у нас «овощной» режим Эко включен по умолчанию, который, по определению, не любит резкое обращение с педалями. Ищу кнопку, чтобы отключить режим Эко, а она упрятана на центральной консоли под рычагом «ручника». Не сразу и найдешь. Повторяю попытку разгона, уже лучше, но все равно, динамикой автомобиль не покоряет. И виной тому, прежде всего, «автомат», он переключается грубовато, с задержками и на повышенные передачи и на пониженные, «съедая» изрядную долю мощности мотора. Так что, динамичная езда - это не про Kaptur с «автоматом», его предназначение – «тошнить в пробках» или равномерно с минимальными разгонами катить, никуда не торопясь. Соответственно, и расход топлива такого автомобиля не слишком радует, скорее всего, из-за того же «автомата».

По-хорошему, французы уже давно должны были сдать этот «автомат» в музей, а они по-прежнему выжимают из него все соки, равно, как и из покупателей, ставших заложниками желания ездить, не переключая передач вручную. Хуже этого старого «автомата» я могу припомнить, разве что, ВАЗовский «робот», который тоже надо бы отправить на свалку, несмотря на его молодость.

Со звукоизоляцией дело обстоит неплохо, автомобиль достаточно тихий, опять же, если не взбадривать мотор пинками. А вот с обзорностью не так гладко. При взгляде вперед или назад особых проблем нет, особенно учитывая наличие видеокамеры заднего обзора. А вот наружные зеркала оставляют желать лучшего, они усеченной формы и с искажающими диоптриями, затрудняющими определение расстояния до объекта.

На бездорожье Kaptur отчасти реабилитируется. В полноприводных версиях подключением задних колес ведает многодисковая муфта, есть электронная имитация межколесных блокировок, которая помогает преодолевать диагональное вывешивание, с чем Kaptur успешно справляется. Переключателем на центральной консоли можно принудительно заблокировать муфту. А для того, чтобы лучше реализовать тягу мотора, есть возможность отключить систему стабилизации кнопкой слева от руля. Плюс клиренс более 200 мм, так что по вездеходным качествам российский Kaptur, в отличие от беспомощного французского, практически, не уступает Дастеру. Правда, передний бампер Каптюра ниже, длиннее и сложнее дастеровского, и разобрать его на составляющие на какой-нибудь кочке окажется гораздо накладнее.

Цены, по нынешним меркам, хоть и немалые, но вполне демократичные – от 859 тысяч рублей за базовую переднеприводную версию. Машина с более мощным мотором и полным приводом стоит от 1 млн 50 тысяч. А топ-комплектация с «автоматом» оценивается в 1 млн 150 тысяч, там, где на многие кроссоверы цены только начинаются. Правда у Каптюра подрастают серьезные соперники, которые и современнее, и даже стоят дешевле, так что легкой жизни у французского кроссовера не предвидится.

А пока у Каптюра есть несколько основополагающих достоинств, которые помогут ему стать успешным. Во-первых, он дешевле большинства соперников, во-вторых, обладает достойными ездовыми и вездеходными свойствами, именно применительно к российским условиям. И в-третьих, вместимость, практичность и неприхотливость в эксплуатации на хорошем уровне. А что касается недостатков, то они вполне устранимы, над этим французам надо просто поработать.

Технические характеристики Renault Kaptur (Данные производителя)

  • Кузов - 5-дверный, несущий, стальной
  • Число мест - 5
  • Габариты, мм
  • Длина - 4333
  • Ширина - 1813
  • Высота - 1613
  • База - 2673
  • Клиренс – 201
  • Снаряженная масса, кг - 1426
  • Полная масса, кг - 1874
  • Объем багажника, л - 387/1200
  • Двигатель – бензиновый
  • Число и расположение цилиндров - 4, в ряд
  • Объем, л - 2,0
  • Мощность - 143 л.с. при 5750 об/мин
  • Крутящий момент - 195 Нм при 4000 об/мин
  • КПП - 4-ступенчатая автоматическая
  • Привод - полный с многодисковой муфтой в приводе задних колес
  • Передняя подвеска - независимая, пружинная, McPherson
  • Задняя подвеска - независимая, пружинная, McPherson
  • Максимальная скорость, км/ч - 180
  • Время разгона от 0 до 100 км/ч, с - 11,2
  • Расход топлива на 100 км, л
  • Городской цикл - 11,7
  • Загородный цикл - 7,3
  • Смешанный цикл - 8,9
  • Топливо – бензин АИ-95
  • Шины – 215/60 R17

Автомобиль для тест-драйва предоставлен компанией .


Медленно поднимаемся вверх по серпантину, уже забрались выше облаков, педаль газа утоплена в пол. За нарядным оранжевым Kaptur увязалась стайка местных птичек. Через сто метров крутой поворот, наверное, я смогу, приоткрыв дверь, на ходу нарвать цветов. Гора Ахун не такая уж и высокая, всего-то 663 метра над уровнем моря, что случилось с французским кроссовером, неужели его двигатель поразило кислородное голодание?

Нет, похоже, Kaptur категорически не хватает мощности: 114-сильный двигатель 1.6 (с пятиступенчатой механикой) ревёт, обороты приближаются к семи тысячам, но эффект не впечатляет. Странно, ведь Renault Duster, который стал донором для новичка по части платформы, полноприводной трансмиссии и силовых агрегатов, куда резвее. Немногим лучше дела обстоят у двухлитрового двигателя (143 л. с.), идущего в паре с четырёхступенчатым автоматом. Кажется, причина скрывается в технических характеристиках . Kaptur корпулентнее, чем Duster, и поэтому неудивительно, что при прочих равных первый почти на 100 кг тяжелее.

Пока что двухпедальные версии предлагаются только со старым 4-диапазонным автоматом, который гладкостью переключений не отличается, даже в спокойном режиме езды чувствуются неприятные рывки. Но автопроизводитель обещает осенью предъявить версии с вариатором CVT X-tronic, хорошо знакомым автомобилистам по Nissan Juke и X-Trail. Вероятно, вариатор станет лучшей альтернативой механике.

Понятно, что в напряжённых подъёмах "Каптур" явно не король, но в чём-то он должен себя проявить. Ответ не заставляет себя долго ждать. Мы спускаемся с горы и останавливаемся перед речкой. Дальше нужно переезжать брод. Глубина небольшая - 18-20 см, но течение довольно быстрое, а на дне острые камни. Включаем режим электроблокировки муфты и съезжаем в воду. Kaptur легко справляется с препятствием: автомобиль, вздрагивая кузовом на небольших перекатах, прошёл по камням, ни разу не зацепив днищем неровности, и с шумом вырвался на противоположный скользкий берег.

В условиях бездорожья Kaptur показал свой характер. У кроссовера действительно хороший внедорожный потенциал - клиренс по сравнению с европейским тёзкой выше на 35 мм (205 мм), а во всём остальном он копирует дастеровскую сущность: надёжная многодисковая муфта не перегревается и способна в замкнутом положении (режим блокировки) выдерживать скорость до 80 км/ч. Геометрия кузова, правда, чуть хуже, чем у Duster, из-за более длинных свесов. Зато подвеска настроена отлично: машина плавно и уверенно перекатывается по волнистым ухабам. Её энергоёмкость напоминает жёстко натянутую тетиву лука.

Но не стоит увлекаться с газом на гравийке: обратная отдача у руля до того сильная, что его иногда с трудом удаётся удерживать. По наследству от соплеменника руль регулируется только по высоте, изменение положения по вылету не предусмотрено даже опционально.

Спускаться с гор на Kaptur приятнее, чем подниматься. Настало время проверить, как машина рулится. На 90 км/ч не составляет никаких проблем войти в крутой вираж, боковой крен при этом практически не чувствуется. Для 17-го диаметра колес Kaptur довольно цепко держится за асфальт. С 16-дюймовыми дисками точность управления сохраняется, но сносы при поворотах ощущаются явственнее. В целом машина послушно ложится в заданную траекторию. Поездка по серпантину в обратном направлении доставила массу удовольствия, и Kaptur без труда справился с нагрузками.

Спустившись с гор, въезжаем в Сочи, стоим в пробках, колесим по улицам. То и дело сбиваемся с маршрута. Делаем это не по вине навигатора, который, кстати, работает отлично (удобный и понятный интерфейс, быстрая реакция, отсутствие зависаний), а из-за жарких споров в салоне о будущих покупателях нового российского Kaptur. Мнения сильно разделились: кто-то утверждал, что это семейный кроссовер, для других это исключительно машина для жены, третьи подчёркивали "унисексуальность" Kaptur.

В городе кроссовер чувствует себя уверенно: не страшны канавы и "лежачие полицейские", маневрировать в потоке можно играючи, с парковкой тоже нет никаких проблем. В списке опций есть камера заднего вида, а также передние и задние парктроники.

Дизайн интересный, привлекает внимание: один из сочинцев хотел даже раскошелиться на наш тестовый автомобиль. Оранжевый кузов в комбинации с чёрной крышей - это лишь один вариант возможной персонализации. Коричнево-белые и бело-голубые - и ещё тьма вариаций. Раскрашенными могут быть и диски, а на крышу предлагаются наклейки с причудливыми орнаментами.

Салон кроссовера прост и вместе с тем довольно функционален. Торпедо и боковины дверей вообще лишены каких-либо элементов декора: нет ни пластиковых, ни алюминиевых вставок. Яркая линия по периметру консоли в цвет кузова, выбивающаяся из серого тона торпедо, - дань молодёжным амбициям модели. Простота ассоциируется скорее с надёжностью, чем с бедностью. В наличии традиционные для этого ценового сегмента электронные опции: мультируль, Bluetooth, USB, громкая связь. Мультимедийная система с сенсорным управлением смартфон подхватывает на раз. Неожиданно качественный звук у штатной аудиосистемы. Багажник маленький - только 380 литров, но при сложенных сидениях пространство увеличивается до 1200 литров. Задние сиденья очень легко складываются, но ровный с багажником пол не образуют.

С Kaptur нужно провести хотя бы один полный день, чтобы проникнуться его концепцией. У него практически нет мелких недостатков, за исключением серьёзного минуса в виде слабой разгонной динамики. С этим придётся смириться, по крайней мере, с учётом нынешнего набора силовых агрегатов. Этакое сочетание вялой динамики, хорошей управляемости, практичности, отличной проходимости и незаурядного внешнего вида. Вот такой он неоднозначный.

Модный кроссовер за 860 тысяч? Ещё и с репутацией надёжного и реально выносливый вне дорог? Теперь это возможно - в российском представительстве Renault провернули уникальную операцию и сделали такую машину. По своей инициативе и специально для россиян. Заинтригованы? Мы узнали о Renault Kaptur всё и как следует покатались на нём по самым разным дорогам. Заваривайте любимый чай, будет интересно!

Kaptur? Что-то знакомое

Действительно, автомобиль называется Kaptur, и вы наверняка слышали это имя. В Европе продаётся суперкомпактный паркетник Renault Captur, но это другая машина . В его основе лежит Clio, тогда как у нашего Каптюра гораздо больше общего с Duster. Европейский кроссовер низкий, жёсткий и без полного привода. У нашего всё наоборот: клиренс 205 мм (против 170), всеядная подвеска и возможен привод на все колёса. Чтобы не путать эти машины, звучание имени оставили прежним, а вот его написание в российской версии изменили на одну букву.

Kaptur (Россия)

Captur (Европа)

Габариты российского Kaptur: длина 4 333 мм, база 2 674, ширина 1 813, высота 1 613. Сравните с Captur для Европы: 4 122/2 606/1 778/1 566. Общие элементы - двери, фары и крышка багажника. Бампер для России сделали свой, и номерной знак на нём крепится выше.

Значит, он на базе Дастера?

В общем, да, но это не совсем точное определение. У них общие многие агрегаты, и в основе лежит одна и та же «логановская» платформа B0. Но Kaptur - самая последняя её эволюция, и правильнее эту тележку называть Global Access. Там другой пол, силовая структура кузова и остальные решения, но «уши растут» из Дастера. Уникальность «нашего» Каптюра - в истории его создания. В 2012 году несколько сотрудников Renault Россия подумали о том, что неплохо бы сделать для россиян менее утилитарную версию Дастера.

Смелая идея, но уже через год проект был согласован в центральном офисе, и работа пошла. Задача состояла в том, чтобы натянуть дизайн европейского Captur на агрегаты Duster и сделать эту машину более дружелюбной. Дизайн и инженерия были в основном за французами, а настройку, испытания и подбор комплектаций осуществляла российская сторона. Поэтому машина получилась именно такой, какая подходит для наших условий . Эдакое модное alter ego привычного грубоватого Дастера.

Renault Kaptur

Renault Duster

У Дастера на 5 мм больше дорожный просвет, а кузов на 18 мм короче, на 12 выше и на 9 шире. Колёсная база совпадает. Багажник у Kaptur имеет объём 387 литров против 408 в Duster.

Кто покупатель и чего он хочет?

В Renault не боятся внутренней конкуренции: типичный покупатель Kaptur на Duster бы просто не посмотрел. Это, в основном, молодёжь, которой нужен кроссовер для города, но с потенциалом за его пределами. Почти получилось, но об этом чуть позже. Привлекать новых клиентов призван, в первую очередь, дизайн . Кузов европейского Captur водрузили на другое шасси так ловко, что облик сохранился почти на 100%, а пропорции не вызывают вопросов, несмотря на новые габариты. А в соответствии с последними трендами, для Kaptur можно выбрать двухцветную окраску кузова (19 сочетаний) и дисков, аппликации и аксессуары в салоне.

Какие моторы, коробки, будет ли дизель и полный привод?

Большая часть агрегатов знакома по Дастеру. Это моторы 1.6 (114 сил, с 5-ступенчатой механикой или вариатором) и 2 литра (143 л.с. с 4-ступенчатым автоматом или механикой 6 ступеней). Маленький мотор идёт только с передним приводом, а большой - только с полным. Дизеля нет и не будет (небольшой спрос, дорого разрабатывать), а вот вариатор (такой же, как на Renault Fluence , но с другими настройками) появится в сентябре, тогда как продажи прочих версий стартуют в середине июня.

Полноприводная модификация - нишевая . Потому что по формату модель городская, а все плюсы версии 2.0 AT раскрываются именно на бездорожье. Архаичный и грубоватый на переключениях 4-ступенчатый автомат DP8 установили потому, что он вынослив и крепок, а 6-ступенчатая механика от Дастера имеет псевдопонижайку - сверхкороткую 1 передачу. Муфта полного привода с 3 режимами работы взята оттуда же и способна долго сопротивляться перегреву. Кстати, все Каптюры имеют стальную защиту двигателя.

Все элементы управления в салоне расположены привычно и по-европейски. Пластик передней панели текстурированный, но жёсткий. На ходу скрипов нет, но неровные зазоры и другие огрехи сборки на машинах из первой партии есть. Обещают исправить.

Значит, на ходу он такой же дубовый, как Duster?

А вот и нет, и это второе после дизайна важнейшее отличие. Первым делом обращаешь внимание на руль - усилитель тут не гидравлический, а электрогидравлический, что избавляет «баранку» от чрезмерной тяжести Дастера. Настроена система не просто хорошо - классно! Спускаясь по мокрому серпантину сочинской горы Ахун, я мчал быстрые повороты без запаса. Во-первых, кайф! Во-вторых, руль и шасси так прозрачны, что я уверен в машине и знаю, когда, куда и насколько она заскользит. Правда, это справедливо только для версии 1.6 - двухлитровая оснащена обычным туговатым «гидрачом».

Не подвели и тормоза, несмотря на хороший темп и барабанную конструкцию сзади. Звучит слишком сладко? Тогда самое время о грустном. Kaptur с 1.6 и механикой и с 2.0/автоматом просто не едут. Никто не ждёт от них повадок спорткара, но тяга жидкая, а обгон с выездом на встречку по ощущениям сравним с банджи-прыжком в пропасть, а движение в горку - со стремительностью ленивца.

Это и есть то самое «почти получилось» - в дальней дороге будет дискомфортно. Однако мы не поездили на двух других версиях: 2 литра с механикой (Duster эта связка перемещает довольно живо) и 1.6 с вариатором - последний российские инженеры обещали настроить так, чтобы не растерять ни единой силы моторчика.

фотографий

фотографий

фотографий

В Renault придумали и ещё кое-что уникальное в масштабах России и рынка: заказать Kaptur можно будет через интернет! Собираете в специальном веб-сервисе свою конфигурацию, узнаёте, у какого дилера она есть в наличии, и бронируете.

Зато Kaptur феноменален на бездорожье: вряд ли кто-то из прямых конкурентов способен выступить с ним на одном уровне. Хорошая геометрия (углы въезда/съезда - 20/31 градус), неотключаемая, но грамотно настроенная система стабилизации (даёт буксануть) и имитации блокировки (эффективно тащит вперёд даже переднеприводник), а также уверенный союз моторов и коробок дают хороший запас уверенности вне дорог. Вряд ли вы увидите на офроуде другой такой же стильный компакт - это территория иных машин.

Ещё один суперкозырь Каптюра - всеядность подвески. Редкое сочетание приличной управляемости с потрясающей энергоёмкостью. Камни, колеи, ухабы, шоссе, автобан, соляное озеро Бонневилль - шасси всё равно . Kaptur не расстраивает на гладких поверхностях, а на всех остальных позволяет не ползти черепахой и в то же время не растрясти пассажиров. Класс!

Во время загрузки произошла ошибка.

Шумоизоляция арок достаточна даже на грунтовке. При движении по шоссе ветер шумит не слишком назойливо (обтекаемость по Cx - достойные 0,3), но мотор и коробка передач (особенно механика) слышны отчётливо.

Цены и конкуренты

Kaptur начали выпускать на заводе в Москве 27 апреля, а уровень локализации достигает 60% и будет расти дальше. На старте продаж Kaptur будет доступен только в России, но позже появится в некоторых странах СНГ. Диапазон цен - от 859 до 1 150 тысяч рублей . Совсем «голых» комплектаций нет изначально: клиентам Kaptur они просто не нужны. Поэтому уже в базе (всего комплектаций три) среди прочего есть ключ-карта и кнопка запуска двигателя, а также светодиодные дневные огни и задняя оптика. А среди опций модели есть кожаный салон, 17-дюймовые колёса и пакет персонализации.

Мы не включаем в список основных конкурентов родственный Каптюру Duster: в Renault говорят, что у них совсем разные клиенты . Да и стоит новинка в среднем более чем на 100 тысяч дороже. Поэтому главный соперник носит имя Hyundai Creta , но в Renault не сбрасывают со счетов ни один компактный кроссовер. На интерактивном коллаже выше - тройка наиболее вероятных конкурентов. Была бы четвёрка, но популярный Nissan Juke недавно покинул российский рынок.

Когда-нибудь они обязательно отменят санкции, Северная Корея откроет границы, а ИГ превратится в благотворительную организацию и станет помогать морским котикам. И российский авторынок когда-нибудь тоже начнет восстанавливаться. Он задышит полной грудью, расправит крылья, а большие иностранные дядьки будут говорить о нем исключительно с приставками «ключевой» и «важнейший». Так обязательно будет. Вот только не факт, что все мы это увидим. А жить-то надо здесь и сейчас. И, кажется, это поняли не только мы, но и люди из Renault.

Ни для кого не секрет, что сегодня нормально зарабатывать на продаже автомобилей в России можно только в двух случаях: если ты продаешь премиальные машины, и если ты продаешь бюджетники. И непонятно, какой вариант проще для освоения.

1344 километра проехал Renault Kaptur за две первые недели длительного теста

Ведь если посмотреть годовой отчет «Ассоциации европейского бизнеса», то нетрудно заметить, что продажи почти всех бюджетников существенно пошатнулись. Народ наелся? Похоже, что так. Но ведь и больше этот самый народ зарабатывать не стал - а значит, мысли о покупке новой машины, скорее всего, сведутся к замене «Соляриса» со стотысячным пробегом на точно такой же, только с нулем на одометре. Потому что классом выше особо не прыгнешь, а самые популярные модели толком не обновлялись уже несколько лет.

И вот, в сиянии софитов и под аплодисменты, пусть и немного жиденькие, нам выкатывают первый из бюджетников новой волны - Renault Kaptur.

Ну и как тут не порадоваться? Ведь в «народный» сегмент наконец-то запустили не убогую повозку для Китая, Бразилии и прочих Ботсван, а актуальный европейский автомобиль. Который покупают европейцы. В Европе. Ну да, с одной небольшой «опечаткой» в имени - подумаешь, не Captur, а Kaptur. И да, пересаженный с родной платформы на дастеровскую «тележку» B0. Зато красивый!

Конечно, технически общего между Captur и его братом в шапке-ушанке Kaptur не очень много. Российский кроссовер заметно длиннее, несколько шире, а также ощутимо выше. И колесная база у него больше почти на семь сантиметров.

8,0 литров на сто километров составил средний расход топлива за две недели эксплуатации Renault Kaptur.

На сладкое - дорожный просвет. Если в Европе Renault Captur - это машина, на которой можно без страха подъехать «мордой» к бордюру и не оставить на нем бампер, то в России Kaptur - автомобиль, который можно поцарапать, только если попытаться заехать на другой автомобиль. Дорожный просвет российской машины - 205 миллиметров, европейской - 170.

На этом отличия, естественно, не заканчиваются. Если в Европе моторная гамма Captur состоит из современных, малообъемных и экономичных турбомоторов, то в России на Kaptur ставят двигатели, которые уже прошли все виданные и невиданные испытания на «Дастере»: бензиновые четверки 1.6 (114 л.с.) и 2.0 (143 л.с.). А вот полуторалитровый дизель для «Каптюра» пока не предлагается (спорим, он появится после первого же обновления?). Зато самый маломощный мотор дружит тут с вариатором, тогда как на «Дастере» - только с «механикой».

К нам в гараж попала версия с мотором 1.6 и вариатором в топовой комплектации Style. А это - двухцветная окраска кузова, 17-дюймовые колеса, светодиодные противотуманки, бесключевой доступ, датчики дождя и света, климат-контроль, электрообогрев лобового стекла, подогрев кресел и мультимедийка Media Nav с навигатором, Bluetooth и USB-портом. Проще говоря, со всем, чего можно хотеть. И просят за это 1 049 990 рублей (1 029 990 за машину 2016 года выпуска без учета скидок).

Правда, в нашем случае надо накинуть еще почти 30 тысяч рублей за наклейки на крышу и прочие оранжевые штуки, которые называются «программа персонализации Atelier Renault». Они делают «Каптюр» немного девчачьим и потому не являются необходимым пунктом в списке опций.

В общем, это красивый кроссовер на проверенной временем агрегатной базе и с ценником чуть больше миллиона. Вопрос в том - как он в реальной жизни.

Первое впечатление от Renault Kaptur - чистые штаны. Да-да, ты садишься в машину, которая является ближайшим родственником «Дастера», но не обтираешься икрами о грязные пороги, потому что они прикрыты нижними кромками дверей. Уже зачет. Второе первое впечатление - высоченная посадка! Кажется, что в этой тачке ты можешь смотреть владельцам «Ленд Крузеров» в глаза, а не в выхлопные трубы их машин.

Интерьер «Каптюра» такой же, как и его внешность - симпатичный и очень близкий к оригинальному Captur. Правда, не без российских особенностей. Новая мультимедийка R-Link нам не полагается. Ее место в отечественном кроссовере занимает комплекс Media Nav с предельно простенькой графикой и USB-разъемом над экраном.

Наверное, таксисты, которые крепят гаджеты с заказами на стекло, рады, что не надо тянуть шнур откуда-нибудь снизу. Но тем, кто не промышляет извозом (мне, например), такое расположение единственного отверстия, способного зарядить телефон, не кажется оптимальным.

Кресла «Каптюра», к счастью, имеют мало общего с сиденьями, которые стоят в Logan и Duster. В этих креслах и правда можно нормально устроиться, но совсем идеально подогнать под себя все не получится. Зато от «Дастера» Kaptur унаследовал отсутствие регулировки рулевой колонки по вылету и это - отстой.

Вообще, эргономика - не самая сильная сторона «Каптюра». Кнопки включения подогрева кресел по-прежнему прячутся в слепых зонах на боковинах подушек, управление музыкой и телефоном по-прежнему ведется через злокачественный нарост под рулем, а у центральных дефлекторов вентиляции отсутствует регулировка по вертикали. Но это так, мелочи. А вот с маниакальным стремлением инженеров Renault затолкать что-нибудь под ручник, пожалуй, пора показаться врачу.

У «Дастера» там стоит джойстик регулировки зеркал, а у «Каптюра» - кнопки включения круиз-контроля, ограничителя скорости и экономичного режима силового агрегата. Зачем?! Искать кнопки на приличной скорости под рычагом стояночного тормоза - так себе удовольствие, знаете ли.

Но самое интересное, что у европейца Captur эти же кнопки тоже врезаны в пластик между передними креслами, но в стороне от ручника! Доказывайте мне что угодно, но я все равно не поверю, что пара дополнительных сантиметров проводки и дырки, вырезанные на два-три сантиметров правее, сколь-нибудь серьезно сказались бы на стоимости или конструкции «Каптюра».

Но если бы во французских (пусть даже «российских французских») машинах не было ничего странного, то они были бы немецкими. Какие еще чудачества есть в Renault Kaptur и можно ли с ними жить? На эти вопросы мы ответим через пару недель, когда самый красивый недорогой кроссовер на рынке будет собираться домой.

Подробные характеристики тестового Renault Kaptur

-
Тип двигателя Бензиновый, R4
Рабочий объем 1598 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин 114/5500
Макс. момент, Нм/об/мин 156/4000
Тип привода Передний
Трансмиссия Вариатор
Передняя подвеска Независимая, пружинная, типа Макферсон, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Полузависимая, пружинная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза Дисковые, вентилируемые спереди, барабанные сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 4333×1813×1613
Колесная база, мм 2673
Масса, кг 1290-1320
Объем багажника, л. 387
Разгон 0-100 км/ч, с. 12,9
Макс. скорость, км/ч 166
Расход топлива (комб.), л/100 км 6,9
Цена в России, руб. от 1 029 990