Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (8 класс). Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (8 класс) Прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую сферу

Логинова Ксения Геннадьевна
Учебное заведение: БГПУ им. Акмуллы
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-05-22 Роль государства в экономике Логинова Ксения Геннадьевна БГПУ им. Акмуллы Конспект урока по обществознанию для 8 класса на тему "Роль государства в экономике" поможет учителю при проведении урока.

Просмотреть свитедельство о публикации


Роль государства в экономике

Конспект пробного урока

Тема урока: Роль государства в экономике.

Класс: 8В (обществознание)

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: смешанный

Цель: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.

Задачи:

Образовательная – сформировать представление о государстве как субъекте экономических отношений

Развивающая – формировать такие умения как: выстраивать причинно-следственные связи, работать с экономическими понятиями, источниками информации, аргументировать свою точку зрения, анализировать, систематизировать материал.

Воспитательная – формирование таких качеств как: ответственность, неравнодушие к собственному народу, сопереживание, предприимчивость.

Используемые методы и приемы: Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение.

Оборудование: Мультимедиа аппаратур, авторская презентация, созданные на базе Microsoft Office Power Point, учебник«Обществознание» А. И. Кравченко М., 2010.

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова, домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель объявляет тему урока, подчеркивая, что в ходе занятия нужно будет обобщить весь ранее изученный материал.

План урока:

1. Основные экономические функции государства.

2. Налоги и налогообложение.

3. Государственный бюджет.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос по вопросам к § 14 учебника Кравченко.

– Стоит ли учиться предпринимательству?

– Есть ли разница между бизнесменом и предпринимателем?

– Какие формы бизнеса можно организовать в вашем учебном заведении?

3. Изучение нового материала

1. Основные экономические функции государства

Учитель объясняет новый материал.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю развития: уже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Важную роль в экономическом развитии нескольких континентов сыграли Великие географические открытия, а экспедиции первооткрывателей снаряжались на государственные деньги Испании и Португалии.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование экономики с различной степенью государственного вмешательства в национальную экономику. Необходимость такого вмешательства признают все экономисты, однако они расходятся в вопросах о границах и направлениях этого вмешательства, о соотношении государственного и рыночного регулирования. Причем по этим проблемам высказываются самые крайние точки зрения: от полной экономической свободы до полного государственного монополизма.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника Кравченко на с. 116. Учитель комментирует схему на с. 117 учебника.

Для эффективного осуществления своих функций государство использует ряд инструментов (механизмов), важнейшими из которых являются фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая деятельность.

Фискальная политика – деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения и сбор средств, а также через расходование этих средств. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции.

Денежная политика позволяет влиять на цены и объем национального производства, гарантировать национальные проекты и инвестиции и т. п. Денежная политика может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие.

Социальная политика имеет главной целью обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Для этого с помощью разных мер государство перераспределяет доходы, оказывает различную государственную помощь малоимущим, финансирует образование, культуру и т. п.

Внешнеэкономическая деятельность – это торговое и валютное регулирование, таможенные пошлины, квотирование и т. п. Тем самым государство оказывает поддержку отечественному производителю и влияет на торговый баланс «экспорт – импорт».

Все эти механизмы тесно взаимосвязаны. Это означает, что принятие решения по одному из них требует изменения в другом.

Например, принимается национальный проект «Образование». Необходимо прежде всего изыскать финансовое обеспечение этой программы: средства на достойную оплату труда учителей, материальное обеспечение профильного обучения и т. д.

Вопрос для учащихся: Почему вмешательство государства в экономику России за последние годы так быстро росло?

Для современной России на переходном этапе к рыночной экономике государственное регулирование крайне важно: после тоталитаризма в экономике нельзя сразу отказаться от государственного регулирования, хотя бы чтобы не разрушить наработанные связи и взаимодействия.

2. Налоги и налогообложение

Без налогов государство существовать не может.

Вопрос для учащихся: Можете ли вы сказать определение термина «налог»? Учащиеся вспоминают или читают в тексте учебника определение налога.

Налогообложение – это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Существует несколько видов налогов.

Прямые налоги – это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества.

Косвенные налоги – это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.

Акциз – это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.

В современной России используется порядка 40 различных налогов.

Кроме налогов есть сборы, например, пошлины, – это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.

Охрана окружающей среды

Правосудие

4. Закрепление изученного материала

Учитель организует работу с основными понятиями: государственный бюджет, секвестр, дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг, налогообложение, налоги, пошлина, прямые налоги, косвенные налоги, акциз.

– Бывают ли хорошие налоги?

– Какие налоги наиболее эффективны: достаточно низкие или высокие? Почему?

– Почему реализация принципа уравнительности в распределении благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны?

Учащиеся выполняют задания практикума, помещенного на с. 121 учебника.

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Выучите § 15 (учебник Кравченко), подготовьтесь к итоговому уроку по модулю «Экономическая сфера».

, . .

Роль государства в экономике. Спор экономистов о степени вмешательства государства в рыночную экономику продолжается до сих пор: В настоящее время точка зрения такая: государства вмешивается тогда, когда рыночные механизмы не срабатывают. основные задачи государства следующие: перераспределение доходов граждан и организаций, прераспределение ресурсов страны в интересах всего общества. Производство общественных услуг: образование, медицина, наука. Одни экономисты считают, государство должно само распределять ресурсы. Другие считают, что функции государства должны поддерживать правила игры в рыночной экономике.

Слайд 8 из презентации «Функции государства в экономике» . Размер архива с презентацией 670 КБ.

Экономика 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Деньги и их функции» - Товар – любой продукт, который можно покупать и продавать. Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Свойства товара. Мировые деньги. Удовлетворяет потребность людей в чем-либо. Перевод, в видах экономии, пошли почтой. Товар и деньги. Мера стоимости. Средство накопления. Портативны Однородны Стабильны Узнаваемы Делимы. Будет стоить тридцать копеек. …». Средство платежа.

«Перераспределение доходов» - Децильный коэффициент. Перераспределение доходов. Очередь безработных за тарелкой супа. Грабь награбленное. Кто платит. Одинокие матери. Европа. Богатство. Кто принимает решения. Причины неравенства доходов. Заработная плата. Банкир. Стоимость потребительской корзины. Главные признаки богатства. Рост МРОТ. Децильный коэффициент в России. Динамика средней зарплаты. Среднедушевые доходы населения. Статус.

«Бизнес и виды бизнеса» - Индивидуальное предприятие. Качества предпринимателя. Золотое правило торгового бизнеса: купил подешевле – продал подороже. Одинокий воин в поле бизнеса – слабый воин. Товарищество. Известные личности. Настоящего бизнесмена без своего дела не бывает. Акционерное общество. Пирамида торгового бизнеса. Финансовый вид бизнеса. Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

«Потребности и блага» - Представление об экономике. Предметы потребления. Набор и характер потребностей людей. Потребности человека. Потребность. Экономика и ее роль. Ресурсы семьи. Критерии оценивания. Классификация потребностей. Благо.

«Безработица, её причины и последствия» - Спутник рыночной экономики. Спад производства. Уровень безработицы России. Положение в экономике. Последствия безработицы. Население страны. Создание условий для занятости. Уровень безработицы. Безработица. Причины безработицы.

««Экономика» 8 класс» - Роль труда человека. Что представляет собой производство? Необходимость? Для чего необходимо хозяйство? «Ноу-хау». Сельское хозяйство. 1 стадия. Производство. Что такое экономика? Промышленность. 3 стадия. Наказание? «Отец богатства»? Хозяйство. Современное производство. Влияние развития техники. 2 стадия. Экономика. Средства труда. Машинная техника(означает сооружение). « Знаю как?». Техника(означает мастерство).

Урок обществознания в 8 классе.

Тема урока: Роль государства в экономике

Цель урока: сформировать представление учащихся о роли государства в экономике

    Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.

    Способствовать развитию экономической культуры учащихся и грамотность;

    Способствовать воспитанию интереса к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.

Тип урока комбинированный.

Оборудование:

« Обществознание». 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014;

Мультимедийная презентация,

Тесты по теме «Предпринимательская деятельность»

Конституция РФ.

Раздаточный дополнительный материал (текст «Невероятные налоги», «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»),

План урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Изучение нового материала

    Подведение итогов. Рефлексия

    Домашнее задание.

    Организационный момент (1мин)

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

« Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Каменский

    Урок – это 2400 секунд, пусть полезной станет каждая!

    Проверка домашнего задания (10)

1.Работа с тестами по вариант (Взаимопроверка) – 6-7 мин.

    Целеполагание (3мин)

    Ребята, к какой сфере общественной жизни относились вопросы теста?

    А какие существуют ещё сферы общественной жизни? Какова особенность их существования в обществе?

    Какой главный институт политической сферы?

    Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни.

    Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по -разному. От чего это зависит?

    От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система.

Выводы:

Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.

Командная система: государство полностью контролирует экономику.

Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)

Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику

На основании представленной информации попробуйте сформулировать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение детей)

Тема. Роль государства в экономике.

План изучения нового материала.

    Зачем экономике государство.

    Налоговая система.

III . Изучение нового материала (22мин)

1. Зачем экономике государство

Готовясь к уроку, я подобрала 2 эпиграфа, но не смогла определиться, какой из них лучше подойдет

Эпиграф:

    Аристотель «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни».

    Адам Смит «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти»

    А пока скажите, кто из них за то, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономику?

    И мне хотелось бы узнать, высказывание, какого философа вы поддерживаете.

1.Работа с учебником.

Посмотрите по учебнику на стр.193 функции правительства по А. Смиту

1) обеспечение национальной обороны;

2) отправление правосудия;

3) организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

4) сбор налогов для оплаты нужд государства.

    Как вы думаете, те функции правительства, которые были определены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас?

До 19 века гос-во почти не вмешивалось в экономические процессы.

    ? (Работа с учебником на стр. 194, абз.3)

    Образование монополий, экологическая катастрофа.

    Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.

2.Работа с Конституцией

    Какие функции выполняет государство в современное время?

    Как защитить общество от нечестных предпринимателей, монополистов?

1.Законодательное регулирование: ст.34 Конституции РФ

Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"

Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь.

2.Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ

пенсии, пособия по безработице

Обратимся к ст.41,43 Конституции РФ

(медицинское обслуживание, образование бесплатно)

    Почему данные институты общества должны принадлежать государству?

    Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников.

    Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.

3.Предоставление общественных благ : оборона, здравоохранение, образование

    Что относится к общественным благам? (стр. 195 учебника)

Сегодня достаточно сложная экономическая ситуация в стране. (Экономический кризис)

3.Работа с дополнительными источниками

Какие последствия экономического кризиса мы, рядовые граждане, испытываем?

(Инфляция, Повышение цен, проблемы с работой)

    Сообщения учащихся

Я попросила вас посмотреть в интернете уровень инфляции в РФ за последние 5 лет.

12,91

2014

11,36

2013

6,45

2012

6,58

2011

6,10

    С какого года стало резко ухудшаться состояние экономики?

Состояние экономики начало резко ухудшаться уже в 2014 году, и было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки.

Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.

    Кто будет принимать решения по преодолению « провалов» в рыночной экономике?

(государство)

4.Стабилизация экономики

(преодоление инфляции, обеспечение занятости людей)

    Итак, какие функции выполняет современное государство?

    Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Какой экономической функции государства соответствует эта фраза?

Теперь вернемся к эпиграфам.

    К высказыванию какого философа вы больше склоняетесь?

Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др .

ФИЗМИНУТКА

Учитель зачитывает высказывание на да – руки вверх, нет-полуприседание

    Потребности – это нужда в чем-либо (да)

    Потребности бывают только материальные (нет)

    Чтение книг – это биологические потребности…(нет)

    Морская вода - это Свободные блага (да)

    Машины, оборудование –это экономические блага (да)

    Имущество Вооруженных сил – это частная собственность (нет)

    Чем выше цена, тем ниже спрос (да)

    Чем выше цена, тем ниже предложение (нет)

    Земля – это фактор производства (да)

    Это единственный фактор (нет)

( Идет разрушение представления учащихся о знании темы.) Нам понятно, что государство преследует благие цели (вернемся к словам Аристотеля). Но почему, если в каждой стране государство выполняет сходные функции, то уровень жизни в странах разный?.

    Данные статистики ООН. (Сообщения учащихся)

    Норвегия

    Швейцария

    Канада

    Швеция

    Новая Зеландия

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад.

Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;

2.Налоговая система.

1.Самостоятельная работа по учебнику п.23 п.2 стр. 195

Выяснить, что такое налоги, и какие налоги бывают? Читая, заполняем схему

    Итак, что такое налоги?

«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты».

Проверяем схему.

Ситуации: (к таблице). (Работа в парах)

    У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)

    Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный)

    Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)

    Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой)

    Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)

    При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный)

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики.

2.Работа с дополнительными источниками

А) Чтение текста «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»

    Приведите доводы в защиту того, что налоги платить просто необходимо.

Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды.

Б) Работа с текстом «Самые невероятные налоги» (стр.56 рабочей тетради)

Как можно озаглавить текст?

На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение людей?
Налог на бездетность, введенный в СССР в 1941 году, наши отцы и деды воспринимали как нечто обыденное, хотя это был единственный такой случай в мире, который тоже относится к разряду странных и курьезных. Те, кто был не женат и не имел детей, обязан был выплатить налог в размере 6 %. Платили его бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Этот налог существовал с 1941 года до начала 90-х годов, он шел на пособия для многодетных матерей.

Со следующим механизмом государственного регулирования экономики государственным бюджетом познакомимся на следующем уроке

IV .Подведение итогов. (5 мин)

А. Верны ли суждения о роли государства в экономике?

А. Роль государства в современной экономике сводится к охране правопорядка.

Б. Роль государства в экономике – это компенсация потерь разорившимся предпринимателям.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

В 1. Какие из приведенных налогов являются прямыми?

    Акцизный сбор

    Таможенный сбор

    Подоходный налог

    Налог на продажу товаров

    Налог на имущество

Выставление оценок. Рефлексия

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Активно/пассивно

Доволен/не доволен

Коротким/длинным

Не устал/устал

Стало лучше/стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

V . Домашнее задание: (2мин)
Для всех учащихся: параграф 23стр.193-197, в.1,4,5 .Узнайте у своих родителей, какие налоги платит ваша семья. К каким видам налогов они относятся?

Индивидуально: Зад.2 «В классе и дома» стр.200 , Дополнительный материал из рабочей тетради (стр.57)

Литература:

    Учебник Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова «Экономика» Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

    Конституция РФ

    Рабочая тетрадь «Обществознание» 8 класс, О.А. Котова, Т.Е. Лискова

    Контрольно-измерительные материалы.Обществознание:8класс/Сост. А.В. Поздеев – М.: ВАКО,2011

    http://bs-life.ru/makroekonomika/uroven-zizny2012.html

    http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2013/09/15/rol-gosudarstva-v-ekonomik

    http://www.openclass.ru/node/446592

Дополнительная информация

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. По экономическим показателям Россия находится на 95 месте, свободе предпринимательства - 88 месте, по уровню коррупции и эффективность управления страной - 99 место, уровню безопасности на 92 месте, по качеству образования на 35 месте, и уровне свободы граждан – на 89 месте среди стран мира.

На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад. По другим показателям, самой безопасной страной мира в 2016 году признана Исландия, самой развитой по экономическим показателям – Сингапур, лучшей страной для ведения предпринимательской деятельности признана Дания, самый лучший уровень образования признан за Австралией, а наиболее свободно в 2016 году чувствуют себя люди в Канаде.

Для того чтобы уменьшить свои издержки и получить прибыль, любой производитель будет стремиться на чём-то экономить. Самый очевидный для производителя способ сэкономить – это сэкономить на окружающей среде. Чаще всего бывает так, что производители не задумываются о том, как именно их предприятие может навредить природе в будущем, ведь главное – получить прибыль сегодня.

Например, предприниматель построил целлюлозно-бумажный комбинат около озера Байкал. И он не задумывается, что будет с озером потом, он жаждет получить прибыль. Судьба озера волнует только некую группу учёных-экологов и молодёжь, которая стремится защитить окружающий мир от глобализации и всемирного главенства компаний. Но крупные производители не принимают их всерьёз, они считают, что деньги первостепенны по отношению к окружающей среде. Исходя из этого, угроза экологической катастрофы становится всё более реальной.

НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НОУ ВПО «РосНОУ»)

Курсовая работа

Студента (ки)__3__курса _______________________факультета

Формы обучения

______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

____________________________________________________________

Тема:_____________________________________________________________

________________________________________________________________

Руководитель:__________________________________________________

(ученая степень, ученое звание)

_________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Защитил Оценка

« »_________________200 г. ________________________

г. Люберцы 2010 г.

Введение

Глава 1.Роль государства в экономике

1.1.Причины существования монополий

2.2. Естественные монополии

2.3.Легальные барьеры: патенты и лицензии

2.4.Собственность на важнейшие виды сырья

2.5.Нечестная конкуренция

3.Сущность монополии. Её формы, типы и виды

4.Ущерб, наносимый монополиями, и необходимость государственного

регулирования

5.Государственное вмешательство в деятельность монополий в условиях

экономики рыночного типа

11.Несовершенство законодательства, связанного с преодолением чрезмерной власти монополий и монополизма

12. Система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблема становления.

Заключение

Список используемой литературы 37

Введение

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Украиной: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В Украине процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Украины

необходимости экономических реформ в данной сфере.

1.Роль государства в экономике

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов

является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет

важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические

предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного

производства.

Особенно наглядно проявляется роль государства в так называемые

переломные, переходные периоды. Поэтому исключительную роль в формировании

инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл

мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Он привёл к тому, что объём

производства в главных странах упал вдвое, замерла международная торговля.

Поэтому государства вынуждены были взять на себя широкие экономические

функции в борьбе с кризисами. Оказалось, что рыночный механизм объективно

должен быть дополнен мерами государственного регулирования.

Одним из важных видов государственного регулирования является

регулирование монополий.

2.Причины существования монополий

Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в

значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в

отрасль, то есть соображений, которые мешают дополнительным фирмам войти в

2.2. Естественные монополии

В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба

производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция

неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли

называются естественными монополиями, и большинство из так называемых

предприятий общественного пользования - электрические и газовые компании,

автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи

Могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно

предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это

исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов

в данной географической области правительство сохраняет за собой право

регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления

монопольной властью, которую оно предоставило.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Было бы чрезвычайно

расточительно для общества иметь несколько фирм, снабжающих водой или

электричеством. Технология в этих отраслях такова, что требуются большие

постоянные издержки на генераторы, насосное и очистное оборудование,

водопроводы и линии высоковольтной передачи. Эта проблема обостряется тем,

что капитальное оборудование должно быть пригодным, чтобы удовлетворять

пиковым нагрузкам, которые случаются в жаркие летние дни, когда поливаются

газоны и работают воздушные кондиционеры. Эти большие постоянные издержки

означают, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются с

числом кубических футов воды или киловатт-часов электроэнергии,

поставленных каждой фирмой. Присутствие нескольких поставщиков воды и

электроэнергии поделило бы весь рынок и сократило бы продажи каждого

конкурента. Каждая фирма была бы отжата выше её понижающейся кривой средних

издержек. Фирмы стали бы использовать не полностью своё постоянное

оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции и,

следовательно, тарифы на электричество и воду были бы неоправданно высоки.

Вдобавок конкуренция могла бы оказаться чрезвычайно затруднительной.

Например, присутствие полудюжины телефонных компаний в городе могло бы

повлечь за собой неудобство иметь шесть телефонов и шесть телефонных книг,

не говоря о шести телефонных счетах, чтобы обеспечить связь со всеми

другими постоянными жителями того же самого города.

Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, следуя

правилу MR=MC, считают выгодным расширять производство. В результате

ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать,

когда существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания.

Следствием могут быть убытки, банкротство более слабых соперников и

возможное слияние уцелевших. Развивающаяся чистая монополия может

стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из

своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на

свои товары и услуги.

Чтобы избавить общество от таких неприятных результатов, правительство

будет обычно предоставлять исключительную привилегию одной фирме поставлять

воду, природный газ, электричество, телефонные услуги или осуществлять

автобусные перевозки. В обмен правительство сохраняет за собой право

определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать

качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать.

Результатом является регулируемая или государственно-организованная

монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на

производство единицы продукции, но регулируемая для того, чтобы

гарантировать, что потребители будут извлекать выгоду от этой экономии в

издержках.

2.5.Нечестная конкуренция

Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов

заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий. Привычными

приёмами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и

банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего

персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства

конкурентов. Хотя многие из этих аспектов нечестной конкуренции теперь

являются незаконными или граничащими с беззаконием, они представляют больше

чем исторический интерес. Например, хотя федеральное законодательство

запрещает снижение цен, направленное для ослабления конкуренции, как можно

на практике провести различие между законной ценовой конкуренцией,

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствовавшая экономическая доктрина меркантилизм основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования, для развития в стране торговли и промышленности. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство. В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

    высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

    создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

    широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответст­вующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, Дру­гие нетрудоспособные граждане. Государство должно обес­печить право на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

Государственное регулирование экономических про­цессов обусловлено как объективной необходимостью обес­печения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.

Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-эконо­мическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: право­вой, воспроизводственно-технологической, прогностичес­кой, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения.

Правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления.

Воспроизводственно-технологическая функция обу­словливает нормальный ход воспроизводственного процес­са.

Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабаты­ваются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной пере­стройки, формирования механизма рыночного хозяйство­вания, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы.

Регулирующая роль государства – государ­ство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность обще­ственного производства.

Методы регулирования. Их можно условно подразде­лить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. Кос­венные, могут носить административный, но чаще экономический характер – антимонопольную политику, ценообразо­вание, налоговую систему, налоговую инспекцию и систе­му государственных заказов.