Каким образом выключатель массы обеспечивает безопасность автомобиля? Выключатель «массы» для старой Нивы Выключатель массы аккумуляторной батареи дистанционный.

Внезапное возгорание автомобиля – история, к счастью, не слишком частая, но при этом достаточно распространенная, чтобы вызывать у многих водителей серьезные фобии.

Особенно у тех, кто хоть раз в жизни видел полыхающую машину или её черный "скелет" на обочине... Многие считают, что спастись от подобного поможет только выключатель массы. Они правы, но неудобства от выключателя часто превосходят его пользу. Впрочем, как минимум один правильный вариант установки выключателя есть.

Причиной возгорания автомобиля в движении служит утечка топлива, воспламенение предметов, попавших на раскаленную систему выпуска, или замыкание электропроводки. В пожаре, охватившем стоящий без вмешательств извне автомобиль, в 99% случаев виновато электричество. Других причин просто нет: выпуск – холодный, а топливо, сочащееся или даже капающее, практически никогда не воспламеняется само по себе. Беспокойство по поводу такого возгорания снимается при помощи выключателя массы, обесточивающего бортсеть целиком и полностью. Спасет простой механический ручной «рубильник» за две-три сотни рублей, популярное в тусовке джиперов недешевое «мерседесовское реле» Грюнер-750 или любой иной вариант.

Вот только минусов у выключателя массы не меньше, чем плюсов (извините за каламбур).

На относительно современной машине штатная электроника не любит отключения питания, теряя настройки, адаптации и память. Вдобавок многим блокам требуются порой десятки минут на корректное «засыпание», а приплясывать возле открытого капота, выжидая, пока все электронные процессы корректно завершатся, чтобы затем вырубить массу - безумие. Тем более, что визуально это завершение и не определить.

Полно и иных неудобств. С отключенным аккумулятором не поставишь машину на сигнализацию, не откроешь потом с брелока двери, без питания становятся бесполезны системы комфорта типа открывания багажника ногой, доводчиков стекол и многого другого. Однако есть способ, который поможет и защититься от пожара, и не обесточить электронику.

Звучит подобное странно и взаимоисключающе… Но один из наших читателей, Александр Цаплин, поделился с сообществом «Колес» собственной оригинальной и очень простой разработкой. Подходит этот способ владельцам неновых машин, которые разбираются в элементарной электрике и знают, с какого конца браться за паяльник.

Итак, первое, что мы делаем - устанавливаем-таки выключатель массы. Самым обычным образом, как это делают всегда – отключая от кузова провод, идущий с минусовой клеммы аккумулятора, и подключая его обратно уже через мощный «рубильник». Выключатель массы используем любого типа, какой нравится – ручной размыкатель с рукояткой или ключом, электрически управляемый контактор от грузовика, специализированное реле или что-то другое.

Теперь нам нужно приобрести несколько метров провода сечением около 2,5 мм2, соответствующее количество тоненькой защитной гофры для проводов, два обычных пятиконтактных автомобильных реле и автомобильные клеммы. Из всего этого мы соберем, согласно нижеприведенной схеме, простейшую дополнительную проводку, идущую от аккумулятора к штатным лампам дальнего света в фарах.

Находим плюсовые провода, по которым +12 приходит к лампам фар при включении дальнего света – к правой и к левой. Эти два провода разрезаем рядом с фарами и в разрыв каждого пайкой, обжимкой или в крайнем случае качественной скруткой подключаем контакты и обмотки реле К1 и К2. Также эта дополнительная цепь подключается к минусовой клемме аккумуляторной батареи согласно схеме.

Защита от короткого замыкания в электропроводке автомобиля готова. Рассмотрим работу этой схемы в разных режимах.

Когда выключатель массы замкнут, батарея подключена к кузову и двигателю штатно. Тут никаких нюансов нет – все работает как обычно.

Когда при замкнутом выключателе массы (запущен двигатель или нет – неважно) мы нажимаем на подрулевой переключатель, включающий дальний свет, срабатывают наши дополнительные реле, и дальний свет загорается – тут, опять же, для водителя нет никаких изменений и нюансов в сравнении со штатным вариантом.

Теперь мы покидаем автомобиль, оставляя его на парковке или в гараже, и хотим защитить его от возможных возгораний. Открываем капот, отключаем массу поворотом ручки, но минус на кузове… не исчезает!

Снова смотрим на схему. Теперь минус батареи оказывается поданным на кузов нашей отдельной проводкой через нормально замкнутые контакты двух реле и через запараллеленные нити ламп дальнего света. Сопротивление одной холодной нити накала среднестатистической лампы головного света – около 2,5 Ом. Две параллельно, как в этой схеме – около 1,2 Ома. Это ничтожное сопротивление в минусовой цепи, и почти вся штатная и нештатная электроника и электрика, включенная постоянно (в обход ключа зажигания) его просто не замечает. Для нее отключения от питания по минусовому проводу после размыкания выключателя массы просто не происходит.

Масса отрублена, но нужные нам потребители продолжают получать напряжение питания и функционировать – это разные блоки штатной электроники, которые долго «засыпают», родная и дополнительная охранные системы, турботаймер, «вежливый свет» и другие системы.

Теперь смоделируем короткое замыкание - то, для чего, в общем-то, все и затевалось.

Допустим, плюс 12 вольт от какого-то потребителя, подключенного к питанию не через замок зажигания, случайно касается «массы» - кузова, двигателя или какого-то оголенного минусового провода. И попадает на подключенные к «массе» выводы ламп дальнего света. Теперь на них – плюс! А минус на вторые выводы ламп у нас подан искусственно, дополнительной защитной проводкой, через нормально замкнутые контакты реле. В итоге вместо короткого замыкания мы получаем включение ламп дальнего света. Если ЧП не обнаружено, за несколько часов свечения фар аккумулятор будет разряжен. Это – неизбежная плата за то, что машина не сгорела… Но, согласитесь, - ничтожная!

Ну и, дабы раскрыть тему до конца, попробуем завести двигатель, забыв предварительно включить «массу». Ток на стартер, как и на любой потребитель в защищенном режиме, будет подан через лампы дальнего света. Они вспыхнут, но стартер не двинется с места. При этом никаких перегрузок не происходит – попытка запуска безопасна. Просто стартер не сработает, и вам придется открыть капот и щелкнуть выключателем «массы».

Еще одна небольшая проверка из той же серии. Не подключив «массу» и не заведя мотор, поворачиваем ключ зажигания и пытаемся подать питание на какой-нибудь мощный потребитель – включить вентилятор «печки» или опустить стекло в двери. Вентилятор заработает, но с пониженной мощностью, что будет слышно по звуку и производительности: последовательно с ним включаются лампы дальнего света, как мощные резисторы. Стекло начнет опускаться, но тоже замедленно. По этим признакам водитель понимает, что он забыл включить массу. Но всё это, опять же, безопасно и не может вывести электрооборудование из строя.

Важные нюансы

Напоследок – важные мелочи. Их две.

Во-первых, следует знать, что эта система не позволяет подать питание на стартер и завести мотор, пока выключатель массы не будет замкнут. Поэтому если вам требуется реализовать дистанционный запуск с брелока сигнализации или телефона, ручной «рубильник» не подойдет. Тут придется применить в качестве выключателя массы электрически управляемый размыкатель: электромагнитный контактор от грузовых машин или то самое реле Грюнер. Сигнализацию в этом случае нужно сконфигурировать так, чтобы реле, размыкающее массу, активировалось отдельным каналом «сигналки» и срабатывало первым в цикле действий при автозапуске.

И во-вторых. Эта система защиты функционирует только при использовании в качестве ламп головного света обычных галогенных ламп накаливания. Если у вас в головном свете установлены светодиодные лампы, «безопасная масса» работать не будет.

Аккумулятор автомобиля разряжается, даже в моменты простоя машины в гараже. При выключенном зажигании бортовая система продолжает работать, все еще питается электроэнергией. Особо ощутим отток энергии после нескольких дней простоя. Чтобы избежание полной разрядки необходимо установить выключатель массы аккумуляторной батареи. Как автовладельцам самостоятельно вмонтировать тумблер отключения массы, мы сегодня поговорим.

Что собой представляет выключатель массы?

Выключатель массы — тумблер из полимерного материала, с металлическими вставками по периметру для увеличения прочности и фиксации болтами к кузовной части. Простые модификации оснащены всего двумя клеммами и предохранителем. Модернизированные варианты имеют отдельный контакт для кабеля сигнализации, бортового компьютера, навигации. Виключатель массы нужен для того, чтобы

Типы выключателей массы

По способу активации их делят на:

  • дистанционный выключатель массы;
  • механические.

Главное отличие первого от второго в том, что выключатель массы с дистанционным управлением устанавливается в салоне машины. Водителю не нужно систематически открывать, закрывать капот для подачи тока. Помимо затрат времени, нарушается целостность замка. А это дополнительные расходы на ремонт сердцевины. Непосредственные инсталлируются прямо на АКБ или вблизи ее, на расстоянии 15 – 20 см.

Преимущества механических выключателей масс:

  • предотвращение разрядки батареи машины;
  • противоугонное средство;
  • контроль над работой системой электрического питания.

Выключатель массы нужен, чтобы сохранить заряд, деньги, безопасность. Мотористы СТО рекомендуют приобретать изделия в специализированных автомагазинах, авторынках, сети интернет. В меньшей степени пользуйтесь услугами посредников, не покупайте детали по необоснованно завышенной или заниженной цене. Требуйте предоставления документов, сертификатов качества.

Как установить выключатель массы?

Рассмотрим монтаж выключателя массы аккумуляторной батареи своими руками. Работы проводим без помощи сторонних специалистов. Конструкция переключателя проста, а принцип работы интуитивно понятен. Подготавливаем набор автомобильных инструментов, новую клемму для хорошего контакта, щетку по металлу, ветошь, жидкость типа WD-40 для удаления наслоений.

Установка выключателя массы: порядок действий

  • машину ставим на ровную платформу, глушим двигатель, открываем капот. Использовать смотровой канал или гидравлический подъемный механизм вовсе не нужно;
  • откручиваем «минусовую» клемму от АКБ;
  • в зависимости от конструкции выключателя прикручиваем к кузову или непосредственно к аккумулятору;
  • проверяем работоспособность цепи электрического питания.

Водителю на заметку!!! Категорически запрещен запуск двигателя в выключенном положении реле. Причина: риск повреждения предохранителей, сбои в работе электрических приборов.

Подключение дистанционного выключателя массы.

  • действия по п.п 1, 2 аналогичные предыдущему алгоритму;
  • в салоне технического средства определяем место установки выключателя. Как правило, он расположен с левой стороны, под торпедо;
  • для монтажа временно демонтируем декоративные панели, просверливаем отверстия, проводим подготовительные работы перед фиксацией;
  • прокладываем медный многожильный кабель диаметром 0,7 – 1,2 см от АКБ в салон, к тумблеру;
  • фиксируем выключатель, прикручиваем клемму, устанавливаем декоративные панели;
  • на этом работы в салоне окончены, переходим в моторный отсек;
  • проводим профилактику клемм АКБ, зачищаем, удаляем наслоения, продукты окисления;
  • заводим один конец провода на «минусовую» клемму, другой – на контактную плату стартера.
  • Установка завершена. Проверяем исправность функционирования системы электрического питания.

Как избежать обнуления данных при отключении массы

Проблема обнуления электронного блока управления действительно существует, что приносит неудобства. Водителю необходимо каждый раз перенастраивать гаджеты, магнитолу под «себя». Избежать этого можно, если приобрести выключатель с дополнительным предохранителем и контактом. На фоне всеобщего отключения системы питания, «нужные» устройства остаются полноценно работать. При попытке завести машину в отключенном состоянии реле, предохранитель перегорит от перепада напряжения, угон не удастся.

Способ №2: установить на «минус» дополнительную колодку с контактами для сигнализации, магнитолы.

Ничего сложного в инсталляции выключателя вовсе нет. Достаточно 15 минут времени и готово. Ни разу не имели дело с ремонтом. Если сомневаетесь в успешности профилактики – обратитесь в сервисный центр к мастерам.

Помните, что необходимо снимать батарею при простое машины свыше недели без эксплуатации. Перед запуском в мороз отогревайте АКБ активацией света, включением магнитолы, прочего освещения, без запуска мотора на протяжении 2 – 3 минут.

Обратите внимание на выбор если же необходимо зарядить аккумулятор, читайте в нашем блоге.

Комплект оборудования и расходных материалов для установки дистанционного выключателя массы согласно требований ДОПОГ.

Состав:
- выключатель (соленоид) массы с дистанционным управлением - 1шт;
- защитная крышка (кожух) выключателя массы - 1шт;
- кнопка (тумблер) дистанционного управления выключателем массы с защитной крышкой от случайного срабатывания - 1шт;
- аккумуляторный кабель 1х50 - от 1м (длину уточнять при заказе);
- аккумуляторная клемма - 1шт;
- клемма наконечник (на контакты соленоида массы) - 2шт;
- разъём в сборе (ответная часть) управления соленоидом массы - 1шт;
- гофр автомобильный разрезной черный - 8м;
- провод ПВАМ(ПГВА) 1.5мм (для соединения кнопки выключателя массы с выключателем массы) - 16м;
- наклейка на выключатель массы - 1шт;
- наклейка на кнопку (тумблер) управления выключателем массы - 1шт;

Уважаемые заказчики!

1. Требования к главному выключателю АКБ содержатся в части 9 ДОПОГ 2017 (том 1 , том 2). Ни указанный документ ни какой-либо иной нормативный документ не содержит требований наличия КРАСНОЙ КНОПКИ (КРАСНЫЙ КОЛПАЧЁК ) или фотографий главного выключателя АКБ.

2. Пункт 9.2.2.8.4 ДОПОГ говорит: «Выключатель должен иметь оболочку, обладающую защитой степени IP 65 в соответствии со стандартом МЭК 60529.» На входящий в поставляемый нами комплект выключатель АКБ производитель СОАТЭ предоставляет Сертификат соответствися требованиям ТР ТС 018/2011 . Требования дополнительных паспортов, номеров, маркировок и прочего не содержащего в нормативных документах является избыточным.

3. Приведенный выше п. 9.2.2.8.4 ДОПОГ не содержит ни каких обязательных требований по маркировке непосредственно главного выключателя АКБ надписью «IP65».

4. Главный выключатель АКБ разрывающий только один провод (то есть один полюс, «+» ) является однополюсным и для функционирования выключателя находится постоянно под напряжением ему не требуется. .

5. Навязываемый вам со стороны некоторых продавцов и некомпетентных сотрудников ГИБДД комплект выключателя массы «с красной крышкой», «с красным колпачком» является абсолютно аналогичным выключателю массы производства СОАТЭ, обложенным различными необязательными документами , маркировками для придания «важности», «уникальности», «значимости» .

6. При отказе в допуске на перевозку опасного груза по причине несоответствия главного выключателя аккумуляторной батареи, пришлите нам письменный отказ от сотрудника ГИБДД и мы вернём вам деньги.

В целом электропровдка транспортного средства должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы была защищена от механических и термических воздействий (п. 9.2.2.2.2 ДОПОГ). Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II.

Главный выключатель аккумуляторной батареи («выключатель массы»). Должен быть расположен как можно ближе к аккумуляторной батареи. Если используется выключатель только по одному полюсу (размыкает только один провод), то на автомобилях впервые зарегистрированных после 1 июля 2005 года, выключатель должен устанавливаться на проводе питания («плюсовом» проводе). (п. 9.2.2.3.1 ДОПОГ). Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II, АТ и ОХ.

Место соединения электрического кабеля на контактах главного выключателя должно иметь степень защиты IP 54 (частичная защита от пыли и защита от брызг воды с любого направления). Это значит, что контакты не могут быть оголены. Однако такая степень защиты не требуется, если контакты заключены в оболочку, которой может являться дополнительный кожух выключателя или контейнер аккумуляторной батареи, в последнем случае (контейнер аккумуляторной батареи) контакты достаточно просто изолировать, например резиновыми колпачками. (п. 9.2.2.3.4 ДОПОГ) Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II, АТ и ОХ.

Выключатель должен иметь оболочку, обладающую защитой степени IP 65 (полная защита от пыли и защита от сильных струй воды с любого направления). Т.е. достаточным является если полную защиту от пыли и защиту от сильных струй воды с любого направления обеспечивает сама оболочка (корпус) выключателя, а не дополнительный кожух, как требовалось ДОПОГом до 2015 года. (п.9.2.2.3.3 ДОПОГ) Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II, EX/III, АТ и ОХ.

Устройство управления (клавиша, кнопка управления выключателем) должна быть установлена в кабине автомобиля в доступном для водителя месте и иметь четкую маркировку. Оно должно быть защищено от случайного срабатывания с помощью защитного кожуха, двойного выключателя или иным подходящим способом. (п. 9.2.2.3.2 ДОПОГ). Обычно в качестве устройства управления используется тумблер с крышкой, две кнопки, которые необходимо нажимать одновременно, поворотный тумблер с фиксацией и т.п. Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II, АТ и ОХ.

Если дистанционное устройство управления (тумблер) имеет электрический привод, то электроцепи этого устройства должны быть защищены плавким предохранителем или автоматическим выключателем, расположенным как можно ближе к источнику питания. (п.9.2.2.3.2, 9.2.2.5.1 (с) и 9.2.2.5.2 ДОПОГ). Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II, АТ и ОХ.

Неисправность или демонтаж главного выключателя аккумуляторной батареи и дистанционного устройства его управления в случае, когда их наличие обязательно, недопустимо. (20.14.15 приложения №8 ТР ТС) Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ.

Прочитал комментарии. Судя по всему большинство об автоматических выключателях знает, что они есть. А как работают или их параметры - совершенно темный лес. Причем даже знаний из Википедии нет.
И вместо того, чтобы плодить кучу комментариев - напишу один большой.

Для автора
Напишу далеко не первый - такая разрядка аккумулятора ненормальна. Нужно искать проблему.
И как ниже отмечали - ток генератора вполне может быть больше максимального допустимого длительного тока для автомата (в данном случае 71,2А).

Аккумулятор
Здесь больше общая информация:

Ну и пусковой ток, указанный на аккумуляторе - 640А, видимо автора тоже не смущает

Это паспортная величина ограничения аккумулятора. Это не та величина, на которую нужно в этом случае ориентироваться.
Опять же - разряженная часть аккумулятора (пусть даже 13%) на холоду начинает подвергаться сульфатизации, сиречь необратимой деградации аккумулятора.

Не факт. В нашем универе завалялся аккумулятор, который 2 или 3 года стоял в неотапливаемом помещении (остатки старых исследований). Его емкость была всего 10% от номинала.
В результате многократных зарядов/разрядов очень малым током его удалось вернуть к жизни с емкостью 95%. Его еще неделю потом погоняли, падения емкости не было. Потом утилизировали.
Сульфатация не необратимая, но по затратам времени - бессмысленна (на восстановление потратили 1,5 месяца постоянных зарядов/разрядов).

Выключатель

Немного теории.
Каждый автомат с обозначениями A, B, C, D, K и Z имеет определённые точные значения (). Я остановлюсь на B,C,D, как наиболее часто встречаемые и применимые (остальные зачастую - разработки фирм под определенные цели).
Каждый выключатель имеет две категории двух основных показателей по международным стандартам:

Ток перегрузки
- Ток короткого замыкания

Показатель:

Максимальный ток несрабатывания
- Минимальный ток гарантированного срабатывания

В общем эти величины следующие для перегрузки через 1 час (срабатывание по тепловой энергии) для автоматов до 63А (тип B,C,D)
Максимальный ток несрабатывания = 1,13 номинального тока
Минимальный ток гарантированного срабатывания = 1,45 номинального тока

Для короткого замыкания эти величины отличаются для выключателей (т.н. электромагнитное срабатывание без задержки):
тип B - 3*In и 5*In
тип C - 5*In и 10*In
тип D - 10*In и 20*In

Что происходит между линиями - никто гарантировать не может и не будет. В принципе выключатель может срабатывать сразу от минимальной величины или не срабатывать до максимальной. И нужно смотреть исходя из собственных требований.

Пример токово-временных линий автоматических выключателей 63 А от Сименс B, C, D серии 5SY

Теперь по ошибкам в комментариях:

Говоря же о токе, в первую очередь речь идёт о самой защитной функции автомата. Он расчитан на 63 ампера и при большем токе, он разомкнёт цепь

Не вырубится - ему больше 100 ампер нужно будет в таком режиме - электромагнитная защита.

Там величина еще больше, цифры приведены выше.
Зато после нескольких срабатываний «чувствительность» теплового реле может увеличиться.

После нескольких срабатываний подряд - возможно, но если речь о «сработало, включил - все в порядке», то поведение не измениться на протяжении заявленного периода эксплуатации (не должно у нормального производителя).

Но, во первых, они есть не во всех автоматах, а во вторых, они срабатывают, минимум, раз в десять больше номинального, поэтому, если он не срабатывает - то всё в порядке.

Зависит от буквы автомата, детально я описал выше.
вас не смущает что ток стартера больше 200А может быть?


поставить автомат на 60 ампер, в то время как пусковые токи могут доходить до 200-300 ампер - не правильно решение.

Пусковой ток для C63А не более 315 A может быть. Именно так часто и ставят (он ведь еще и к.з. отключить должен, потому D не всегда подходит).
То есть, если поставить выключатель на 64 А / 12 В, в сеть с напряжением 230 Вольт и потребителем, кушающим 64 Ампера, ничего не изменится?

Я такого не говорил. Если быть точным, для ответа на это не достаточно данных.


Автомат предназначен для переменного тока, это такой же как постоянный в авто, но - переменный.

По приведенной мной выше ссылке на АВВ (этой) описываются автоматы серии S200, которые можно использовать в постоянном токе напряжением от 24В. Единственное что - электромагнитный срабатыватель срабатывает для токов в 1,5 раза выше.
В принципе практически любой автомат без проблем можно использовать на 60В от крупного производителя без проблем. В случае АВВ - от 24В.
150А, в зависимости от буквы на автомате его будет вышибать или с вероятность 50 или с вероятностью 100% на таком стартёре.

Можно взглянуть на график выше от Сименс. Такой автомат может выбить после 7 секунд на 150 А независимо от буквы.
на этом колхозе запросто пару вольт будет просаживаться если включить весь свет и подогрев

Сопротивление автомата на 63А где-то 0,003-0,004 Ом. При 200 А это 0,8В. Неприятно, но пока аккумулятор новый - не критично.
Обычный автомат рассчитан на подводящий кабель сечением в 6-10 квадратов, от аккума масса отходит квадратов эдак в 25-40, т.е. чтоб запихать её в автомат явно пришлось зарезать сечение провода

А погуглить? Как правило автомат на 63А позволяет подключать до 35 мм² одножильный или 25 мм² многожильный. Ваши 6-10 - это для автоматов на 16А-25А, может 40А (но только при открытой прокладке кабелей и проводов, так как автомат должен провод от перегрузки защитить).
Автомат C63 ещё туда-сюда, срабатывает в течении 10 с на токи 315...630А.

У Сименса до 10 секунд в варианте выше (выключатель 5SY), тут нужно смотреть конкретного производителя или даже модельный ряд (есть и у Сименса подольше на те же буквы, но их мало).

Инструкция

Самый простой способ – снятие провода с минусовой клеммы аккумулятора. Возьмите гаечный ключ, соответствующий гайке на клемме, ослабьте гайку и, сняв провод, закрепите его в какой-нибудь нише, исключив нечаянное соприкосновение с минусовой клеммой аккумулятора.

Удобнее поставить отключатель массы. В продаже имеются различные модификации на любой вкус. Включите его в цепь минусового провода между аккумулятором и корпусом автомобиля, обеспечив хороший контакт. Отключая массу, нажимаете на одну кнопку, перед запуском двигателя жмите на другую, замыкая цепь.

Чтобы, отключая и включая массу, не выходить из машины и не открывать капот, заведите провода с минусовой клеммы в салон. Расположите тумблер в удобном для вас месте. Такой выключатель может быть известен только вам и выполнять одновременно роль «секретки» – противоугонного средства. Не зная местоположение тумблера, посторонний человек не сможет запустить двигатель.

Современные автомобили, начиненные, как говорится, «мозгами», не безразличны к отключению питания электрической бортовой сети. Многие автолюбители вообще считают отключение массы на таких авто совершенно излишним. Их система защиты не даст возникнуть короткому замыканию, от которого до сих пор случаются возгорания на старых отечественных машинах. Лидером подобных возгораний выступает «Жигули» («копейка»).

Однако, если вы оставляете машину надолго, то и на «иномарке» нелишним будет отключить массу. Чтобы не обесточивать всю электронику и сигнализацию с сиреной, включите параллельно отключателю массы предохранитель на 3-5 А. Тока, проходящего через этот предохранитель, будет достаточно для работы электроники и сигнализации. А в случае серьезного замыкания, предохранитель просто перегорит.