История самарского края с древнейших времен. Исторические вехи самары

История населения нынешнего Самарского Поволжья уходит в глубь веков. Природные богатства этой территории издавна при­влекали человека. Он появился в Среднем Поволжье в эпоху палеолит не менее 100 тыс. лет тому назад. Ледник никогда не доходил до пределов современной Самарской области, а трансгрессии (повыше­ние уровня) Каспийского моря достигали лишь южной ее окраины. Растительный и животный мир отличался разнообразием. В разных районах края обнаружены кости вымерших животных ледникового периода: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, диких лошадей, пещерных медведей.

В эпоху палеолита люди прошли путь от обезьяноподобного пред­ка до человека современного типа. Они научились изготовлять каменные орудия, овладели огнем, расселились на огромном простран­стве Европы и Азии вплоть до Полярного круга.

На территории области известно около двух тысяч археологи­ческих памятников различных эпох. Это – следы жизни и деятель­ности давно ушедших поколений: древние поселения, производст­венные мастерские, наскальные изображения, места захоронений – древние могильники. Самые древние поселения, относящиеся к каменному веку, называются стоянками. Они обычно располагаются на берегу рек и озер. Поселения бронзового века называют сели­щами, что указывает на появление производящих отраслей хозяй­ства: земледелия и скотоводства. Селищами называются и неукреп­ленные поселения железного века. В эпоху раннего железа наряду с селищами появились укрепленные поселения – городища. К числу археологических памятников относятся древние шахты и рудники, где люди добывали кремень и медную руду для изготовления орудий, а также – производственные мастерские, где изготавливались орудия. Особую, категорию памятников составляют древние могильни­ки, которые делятся на курганные и бескурганные. Все эти кате­гории памятников представлены в Самарской области. Среди них имеются очень ценные в научном отношении, содержащие богатей­шую информацию о древности и средневековье. Назовем лишь неко­торые из них.

Один из самых древних археологических памятников нашего края расположен в г.Самаре на высоком берегу Волги, в устье оврага Подпольщиков (б.Постников овраг). Стоянка относится к эпохе позднего палеолита (древнекаменного века). Позднее территория стоянки заселялась людьми неоднократно: в эпоху мезолита (среднего каменного века), энеолита (меднокаменного века), брон­зового века и в средневековье. Наибольший интерес представляет слой эпохи позднего палеолита, т.к. это – единственный в облас­ти памятник столь отдаленной эпохи.

Около поселка Hyp Кинельского района находится стоянка среднего каменного века мезолита (IX-VI тыс. до н.э.). В это время человек изобрел новое орудие охоты – лук и стрелы. Жили­ща мезолитических людей были легкими и напоминали чумы северных народов. На нурской стоянке собрано большое количество кремне­вых орудий: ножевидных пластин, скребков, резцов, наконечников стрел. Видимо, стоянка была место обитания родовой общины рыбо­ловов и охотников.


Около села Виловатое Богатовского района на левом берегу р. Самары находится стоянка новокаменного века (неолита) и меднокаменного века (энеолита). Там собраны коллекции фрагмен­тов сосудов, относящимся к пяти разным культурам эпохи неолита и энеолита. Большая часть сосудов имела яйцевидную форму. Най­дены и многочисленные кремневые изделия: наконечники стрел, скребки, ножи, сверла, мелкие пластинки, вкладывающиеся в пазы деревянных стержней и составлявшие лезвия ножей и кинжалов. Обнаружены обломки шлифованных тесел и долот. Интересны костя­ные поделки – острия, проколки, гарпуны и фигурка лошади. На­селение стоянки занималось охотой, рыболовством, собиратель­ством моллюсков и растений. Неолитические и энеолитические пле­мена жили родовым строем.

Одним из самых выдающихся памятников археологии края был I Утевский курганный могильник. Могильник находился на восточ­ной окраине с.Утевка Нефтегорского района и состоял из четырех курганов значительного размера. В трех курганах погребения были ограблены в древности, поэтому все вещи, сопровождавшие умерших, были похищены. Курган 1 оказался не потревоженным. Под его насыпью в просторной могильной яме лежал скелет пожилого мужчины, густо окрашенный красной краской – охрой. Его сопро­вождал богатый погребальный инвентарь: медный топор, тесло, шило, нож и стилетообразный предмет с железным навершием Все эти предметы были изготовлены из меди. Рядом с ним лежал ка­менный пест. У черепа, погребенного найдены золотые серьги в виде разомкнутых колец, отлитых по форме. В изголовье стоял большой сосуд яйцевидной формы с плоским дном небольшого ди­аметра. Погребение датируется концом III- началом II тыс. до н.э.

Находка такого богатого набора медных орудий – явление исключительное. Железный предмет вообще вызвал сенсацию, т.к. это оказалось метеоритное железо, встречающееся крайне редко.

Огромные размеры кургана и уникальный набор вещей свидетельствуют о высоком общественном положении погребенного в нем человека. Вероятно, это был племенной вождь, обладавший при жизни большим богатством и властью.

Около села Михайло-Овсянка Пестравского района находится селище срубной культуры эпохи бронзы (середина П тыс. до н.э.). Это не только селище, но и место добычи медной руды. Обнаружено около двух десятков колодцеобразных шахт, вырытых с целью до­бычи руды. А на соседнем селище найдена яма, предназначенная для плавки меди.

С VI по IV в. до н.э. территория Самарской области была далекой окраиной савроматских владений. Одно погребение той эпохи открыто у с.Андреевка Богатовского района. В узкой мо­гильной яме лежал в вытянутом на спине положении скелет жен­щины, обращенный головой на запад. Рядом найдено бронзовое зеркало с ручкой, украшенной изображением пантеры. Такие зер­кала изготовляли в греческом городе Ольвия. Рядом с зеркалом находилась бронзовая игла и амулет в виде колесика. На груди умершей лежала золотая бляха с изображением горного козла. По­гребение относится к V в. до н.э.

Особенностью общественного строя савроматов и сарматов бы­ло почетное положение женщин. Они были вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами. Около с.Гвардейцы Борского района найдено погребение сарматской женщины. В моги­ле наряду с бусами и глиняным пряслицем от веретена найден железный кинжал и наконечники стрел.

В то время, когда в степных районах Самарского Поволжья кочевали савроматы, а позднее – сарматы, на Самарской Луке жили оседлые племена финно-угорского происхождения. Им при­надлежит ряд укрепленных поселений – городищ и неукрепленных селищ. Наиболее известны из городищ Белая Гора.у с.Подгоры, Задельная Гора у с.Жигули и Лысая гора под пристанью Жигулевск.

В III веке на территорию Среднего Поволжья пришли многочис­ленные племена с Запада, из Верхнего и Среднего Поднепровья. Возможно, что это были славянские племена. Они принесли с собой новые приемы обработки железа и пашенное земледелие. На их по­селениях встречаются железные сошники, кузнечные клещи, молоты, топоры и многие другие орудия. Важную роль у них играло ското­водство. Культура потомков этих племен получила название именьковской по наиболее исследованному городищу в Татарии. В Са­марской области поселения этой культуры группируются на Самар­ской Луке у сел Шелехметь, Торновое, Выползово, Сосновый Солонец и других местах. У племен именьковской культуры сущест­вовал обычай сжигать умерших на костре, а пепел и несгоревшие кости высыпать на дно небольших ям и ставить рядом с ними глиняные сосуды.

Именьковская культура просуществовала до конце VII века, то есть до прихода из Приазовья болгар. Болгары быстро смешались с местным населением, передав ему свою культуру и язык, а сами под их влиянием перестали вести кочевой образ жизни и перешли к оседлости.

Вдоль южной оконечности Самарской Луки от с.Подгоры до с.Брусяны находятся курганные могильники, принадлежащие бол­гарским племенам, пришедшим в Поволжье с юга в конце VII в. н.э.

Археологической экспедицией Самарского университета про­изведены раскопки 20 курганов. Центральные погребения принад­лежали мужчинам-воинам. Оружие в могилах представлено саблями, луками и наконечниками стрел; предметы конской сбруи – удилами, стременами и уздечными накладками. Вокруг главного мужского погребения располагались погребения женщин и детей. В женских погребениях встречались бронзовые, серебряные и позолоченные серьги, браслеты, бусы; в детских погребениях – грубые гли­няные горшки, изготовленные без гончарного круга.

Более подробно читатель может ознакомиться с древнейшим прошлым края по книгам, указанным выше и в археологических му­зеях Самарского университета, областного краеведческого музея им. П.В.Алабина, в музее педагогического университета и Ин­ститута истории и археологии Поволжья Самарского научного центра Российской Академии наук.

Под высокую руку Москвы

Во второй половине XV - начале XVI в. возникло единое централизованное Русское государство. Почти одновременно в Среднем Поволжье на месте бывшей Волжской Болгарии складывается Казанское ханство. Его основателем был потомок золотоордынских ханов, неудачливый претендент на престол в Большой Орде чингизид Улу-Мухаммед. Первые ханы Казани добились больших успехов. Они объединили под своей властью народы Среднего Поволжья и Приуралья, вели наступательную политику против Московской Руси.

Самарский край в эпоху Казанского ханства оказался как бы разделенным на две части. Самарская Лука и северные районы Левобережья находились под властью Казани; центральные и южные территории степного Заволжья вошли в состав Ногайской Орды. Однако и в том и в другом случае наш край являлся окраинной периферийной территорией этих государственных образований и не имел постоянного оседлого населения.

Ногаи, основные зимние кочевья которых находились близ Астрахани, приходили в Самарскую степь только на летние пастбища. Для башкир, живших на территории современной Башкирии, лесостепь по Соку и Кондурче была местом временных охотничье-промысловых экспедиций. Мордва и татары появлялись на Самарской Луке и в ее округе лишь изредка, собирали мед с бортных ухожеев, косили сено. По островам Волги, в укромных местах таились ватаги русских рыболовов, промышлявших здесь красную рыбу. Да еще все лето шли вниз и вверх по Волге караваны судов - купеческих и посольских.

Для крепнувшей Москвы дорог был волжский торговый путь, слишком опасны постоянные союзники могущественной тогда Турции государства осколки Золотой Орды. Вся история отношений между Москвой и Казанью наполнена была кровопролитными столкновениями, однако только в середине XVI столетия завершилось вековое противостояние. В 1552 г. русские полки взяли Казань, в 1556г. - Астрахань, в 1556-1557 гг. подданство России признали башкиры и ногаи, и наконец-то вся Средняя и Нижняя Волга от Нижнего Новгорода и до Астрахани стала истинно русской рекой.

Однако присоединение огромного края, действительное освоение его требовали огромных сил и средств. Россия, связанная опричниной и Ливонской войной, не располагала ни тем, ни другим. Городки-крепости и селения устраивались вокруг Казани, крупный гарнизон стоял в Астрахани, а меж ними на всем огромном протяжении волжских берегов только на период навигации посылались плавные рати, да в наиболее опасных стратегических ютах, в том числе в устьях рек Самары и Иргиза, летовали стрелецкие ряды.

Волжская вольница

Вторая половина XVI века - время, когда в лесостепных южных и юго-сточных пограничьях России начало складываться вольное казачество. Казачьи ватаги прятались как бы на ничейной земле между кочевой степью и окраинными царскими крепостями в прибрежных лесах Дона и его притоков, среди островов и протоков Волги, на далеком Яике, там, где позднее постепенно формировались обширные области - войска - Донское, Яицкое, Волжское и т.д. Территория Самарского края стала одним из главных районов действий этой вольницы. Для казаков Волга с ее купцами, посольскими караванами, рыбными и соляными промыслами являлась наиболее привлекательным местом для разбойничьих предприятий. Основывать здесь, на волжскихих берегах, свои зимние городки казаки боялись, так как Москва слишком берегла важнейший торговый путь страны, а вот кратковременные набеги, сады устраивались вольницей постоянно.

Постоянные упоминания о казачьих предприятиях в Самарском Поволжье начинаются с 70-х гг. XVIb. Для своих зимних становищ эти казаки избирали, как правило, Яик (Урал), а весной спускались на стругах через переволоки на Иргиз и Самару и далее в Волгу.

У вольницы на территории края было несколько излюбленных мест: Самарская Лука, и, прежде всего ее западная часть в районе Переволоки и устья Усы, местность напротив старого ныне пересохшего устья р.Самары, где и доныне сохранились такие названия, как Казачье зимовье. Казачий подъем, Ермакова поляна; на Левобережье Волги - Самарское урочище, Барбашина поляна (ныне поляна им.Фрунзе), броды через Волгу под будущей Сызранью особенно у Соснового Острова (под Хвалынском). С этими пунктами были связаны имена знаменитых волжско-яицких атаманов Ивана Кольцо, Богдана Барбоши, Матвея Мещеряка и многих других.

Вольные ватаги не прочь были разграбить и царских послов или суда с сударевыми товарами, но все же в главных своих предприятиях слушались Московских бояр и до поры до времени являлись на юго-востоке основной силой, противостоящей кочевникам. Последние постоянно жаловались в Москву на набеги казаков, справедливо полагая, что только думные и приказные люди смогут найти управу на вольницу. Казачество же постоянно преступало те рамки, которые отводились ему в тонкой и сложной политической игре с ногаями, и поэтому, чтобы сохранить мир с Ордой, Москва нередко предавала своих беспокойных союзников, посылала на Волгу карательные рати. Именно от царских воевод бежали Иван Кольцо, Матвей Мещеряк со своими товарищами в 1581 году в Прикамье к Строгановым, где и составили основной костяк отряда покорителя Сибири Ермака Тимофеевича.

Строительство во второй половине 1580-х гг. русских городков по Волге окончательно заставило вольных казаков устраивать свои постоянные поселения на р.Яик (Урал). Осенью 1586г. вольница под предводительством Богдана Барбоши и вернувшегося из Сибири Матвея Мещеряка в неравном сражении под Кош-Яицким городком смогла одолеть основные силы ногаев и окончательно утвердиться на этой степной реке.

Основание Самары

Официальной датой основания города-крепости Самары на Волге следует считать 1586 год. Однако поселение с одноименным названием существовало в этой местности и раньше. Оно было нанесено на портолан - карту водных путей и пристаней венецианцев братьев Пицигани в 1367 году, а затем повторено на карте итальянского космографа Фра-Мауро в 1459 году. По всей видимости, это поселение могло возникнуть во второй половине XIII в., в эпоху, когда ханы Золотой Орды вели активную градостроительную политику и на всем протяжении Нижней и Средней Волги возник целый ряд крупных городов. Эти населенные пункты были разорены в разгар междоусобных войн второй половины XVI в. и окончательно погибли во время знаменитых походов среднеазиатского властителя Тамерлана.

Вскоре после взятия Казани один из властителей Ногайской Орды мурза, а затем князь Измаил настоятельно рекомендовал Ивану Грозному построить в устье р.Самары крепость. Москва отвечала согласием, но средств у центрального правительства пока что не хватало, и поэтому оно ограничивалось посылкой на лето в Самарское урочище военных отрядов. Кроме того, в старом устье Самары зачастую зимовали суда, не успевшие до ледостава подняться вверх по Волге к Казани. В Самарском урочище был устроен небольшой поселок-зимовье, сохранившийся и в начале истории Самарской крепости.

После смерти Ивана Грозного в начале царствования его сына Федора правительство Бориса Годунова начало проводить активную политику строительства городов-крепостей на юге и юго-востоке. В числе прочих было намечено построить городки на рр.Волге и Уфе, среди которых значилась и наша Самара.

В 1585 году в Самарское урочище послали подьячих из Разрядного приказа. Они осмотрели местность и выбрали место для строительства крепости. В Москве были составлены чертежи и сметы, а указ возглавить экспедицию был послан в конце 1585 - начале 1586 г. алатырскому воеводе князю Григорию Осифовичу Засекину.

Весной 1586 г. струги и плоты с воинскими и работными людьми, а также лесом и припасами для строительства городка спустились вниз по Волге к устью р.Самары. К концу лета появились первые известия о Самаре, а в сентябре того же года в построенном городке останавливались уже посольские и торговые караваны. Крепость устроили на возвышенном берегу, примерно в двух километрах от Волги, там, где р.Самара делилась на 2 рукава. Самара была построена прежде всего как перевалочный пункт между Астраханью и Сазанью, для охраны волжского пути, а также как дальний форпост российкого приграничья среди кочевников. Среди построенных с этой же целью, но несколько позднее Царицына, Саратова и других городков на юго-востоке страны Самара в конце XVI в. считалась одной из крупнейших крепостей.

В лихолетье Смуты

В начале XVII в. Россия пережила великую Смуту, время гражданской войны и острейших социальных потрясений, когда "законная" царская династия прекратила свое существование, а за русский престол боролись самозванцы, претенденты из знатных родов, королевских домов Польши и Швеции.

События этого времени не обошли и Самарский край. Весной - летом 606 г. городки на Волге стали свидетелями погромов и разбоев, учиненных отрядами "царевича Петра". Неподалеку от Самары "Петр" вел переговоры с посланцами Лжедмитрия I. После гибели последнего новый царь Василий Шуйский направил на Нижнюю Волгу крупную армию во главе с воеводой Р.И.Шереметьевым. Самара и другие средневолжские городки оказались в сравнительно безопасном положении.

Воцарение нового "законного" царя Михаила Романова не принесло мира на Волгу. В далекую Астрахань бежал со своими приверженцами Иван Заруцкий, один из крупнейших деятелей Смуты. Он не принял решений Земского собора, избравшего Михаила Федоровича, и начал борьбу за утверждение на русском престоле сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II.

Авантюра Заруцкого представляла собой серьезную угрозу, и для похода на далекую Астрахань в Москве начали собирать новую армию. Меж тем мятежный атаман готовился к походу вверх по Волге. Для того чтобы предупредить то, в Самару, Царицын и Саратов к тому времени были сожжены, послали опытного воеводу, хорошо показавшего себя при освобождении Москвы от поляков, Дмитрия Петровича Лопату-Пожарского, троюродного брата Дмитрия Михайловича Пожарского. Весной 1614 г. стрелецкий отряд построил острожек и встал на западной окраине Самарской Луки, в устье р.Усы.

Новый воевода застал Самару в плачевном положении. Укрепления крепости находились в ветхом состоянии, воинские люди были "бедны, наги и бесконны", "...хлебных запасов для осадново времени нет...".

Самаре "повезло" в Смуте. Заруцкого удалось остановить, городок в отличие от других поволжских крепостей смог уцелеть.

Самарский городок

Самара в XVII столетии представляла собой типичный пограничный городок-крепость. Краткие описания и рисунки его сохранились в трудах русского купца Федота Котова 1623 г., голштинца Адама Олеария середины 1630-х гг. и голландца Корнилия де Бруина начала XVIII в. Практически весь он был выстроен из дерева и состоял из крепости-детинца, имевшего прямоугольную форму, посада, огороженного острогом, и слобод. Крепость с несколькими башнями (около 11) являлась основной оборонительной цитаделью, в ней размещались основные административные сооружения, воинские и продовольственные запасы. Самарский посад возник в конце XVI - начале XVII вв., и в нем жило большинство населения. Слободы - Рыбная, Болдырская, позднее возникшая Вознесенская тянулись от посада по волжскому берегу к северу. Самара была невелика, и ее окраинные дома едва ли уходили к концу XVII в. далее современной ул.Ленинградской. От нападений с северо-востока открытое междуречье рек Волги и Самары защищали валы, рвы, надолбы и башни.

Основную часть населения Самары составляли воинские люди в среднем около 500 человек, большинство из них относилось к стрельцам, так называемым "иноземцам", детям боярским. Местные служилые люди обжились в городке, многие имели свои дома, семьи, занимались промыслами и торговлей, общая численность их с женами и детишками составляла около 3500 человек, словом, это было постоянное население Самары.

Собственно городское или, как его тогда называли, посадское население было менее значительным и в середине XVII в. насчитывало примерно 700 человек. Верхушку местного общества составляли приказные люди во главе с воеводой, около 20 семей детей боярских и дворян да несколько семей священнослужителей. Между воинскими людьми, несшими ратную службу, и посадскими, платившими тягло, не было непроходимой границы. Основные хозяйственные занятия и тех и других были одинаковы: рыболовство и другие промыслы, ремесленничество, извоз. Самара прежде всего являлась перевалочным транзитным пунктом на великом волжском пути, промышленное значение городка для местной земледельческой округи было крайне невелико.

Самарский уезд

В отличие от Саратова и Царицына рядом с Самарой в XVII в. возникла своя сельская округа. Местом расположения первых поселений стала Самарская Лука, и прежде всего ее восточная, ближняя к крепости, долина под отрогами Жигулевских гор. Здесь на землях самарского Спасо-Преображенского монастыря в 20-х - 30-х гг. XVII в. появились первые русские поселения: Подгоры - Ильинское, Новинки - Архангельское, д. Выползово, чувашские и мордовские деревни Шелехметь, Терновая, Борковка и т.д. Центром этой округи, наиболее ранним и крупным селом было Рождествено.

Самарские дети боярские и дворяне вслед за монастырскими старцами с 1640-х гг. также приступили к освоению Самарской Луки. Но все ближние к городу, лучшие земли были разобраны и им пришлось довольствоваться выходящими к Волге межгорными долинами. Там и возникали небольшие деревушки Ширяев Буерак (Ширяево), Моркваши, Ермаково, Кольцово, Осиновый Буерак (Осиновка) и другие.

И наконец, пришедшие позднее мордва и чуваши облюбовали центральную часть Самарской Луки, "за лесом", где появились Аскулы, Сосновый и Березовый Солонцы, Кармалы, Севрюкаево.

Так постепенно сложился Самарский уезд, основные населенные пункты которого располагались только на Самарской Луке, занимая ее восточную и игральную части. Вся эта территория вместе с прилегающими к ней волжкскими водами и степными пространствами управлялась самарскими воеводами и подьячими.

Население сел и деревень уезда было невелико и к концу XVII в. составляло не более нескольких тысяч человек. В большинстве своем это были люди беглые, пришедшие сюда из соседних уездов Среднего Поволжья - Казанского, Алатырского, Симбирского и других. Как образно сказали сами о себе жители с.Рождествено - "всякий сброд и наволока". Самарский уезд являлся уникальным явлением в русской средневековой истории. Он находился далеко за пределами границ расселения русского оседлого населения, был оторван от основного ареала, окружен степными и лесостепными кочевьями. Поселиться здесь в относительной безопасности от нападений кочевников первые земледельцы и промысловики смогли только благодаря уникальным природным условиям Самарской Луки, надежно защищавшим сельских жителей.

Надеинское Усолье

В начале 30-х гг. XVII в. возник еще один крупный центр сельского заселения Самарского края. Он располагался на западе большой Самарской Луки и концентрировался вокруг соленосных источников в долине небольшой речки Усолки (современное с.Усолье Шигонского района). Здесь, начиная с глубокой древности, добывали кустарным способом соль. В 1631-1632 гг. один из богатейших людей России ярославский гость Надея Светешников получил соляные источники с прилегающей округой в оброчное пользование. Работные люди Светешникова выстроили здесь хорошо укрепленный городок-крепость, рассолоподъемные трубы и варницы, несколько слободок. Так было положено начало современному селу Усолье. Соляные промыслы у самой западной оконечности Жигулевских гор были сравнительно невелики по сравнению с другими центрами солеварения. В лучшие годы при Светешникове в Надеинском Усолье вряд ли добывалось ее 50 тысяч пудов соли в год, а к концу XVII в. ее добыча снизилась до примерно 25 тысяч пудов. В то же время, к примеру, на промыслах у Белого моря добывалось около 1 миллиона пудов. В 1660 г. Надеинское Усолье перешло во владение звенигородского Савво-Сторожевского монастыря. Монастырские власти пользовались особым доверием царской семьи и смогли использовать расположение к обители Алексея Михайловича. Разрасталось хозяйство владения, поднимались новые села и деревни - с.Жигулевка, сл.Переволокская, д.Шоркин Буерак, ряд чувашских деревень. Население вотчины в конце XVII в. составило около 2000 мужчин и женщин. Подавляющее большинство жителей являлось беглыми. Их переманили монастырские старцы, обещая на новых местах большие льготы.

Монастырь смог добиться для своего нового владения полной независимости от местных властей. Вотчина управлялась из Москвы через центральные приказы.

Промышленники и земледельцы

Для кочевых народов, приходивших на летние кочевья Самарского Поволжья, основным занятием было скотоводство. Каждую весну огромные табуны лошадей, отары овец медленно поднимались к северу вдоль волжских и яицких берегов, а осенью так же медленно спускались вниз в Прикаспийские степи на зимовку.

Заниматься земледелием рядом с кочевниками под угрозой их нападений было бессмысленно, и поэтому первые жители Самарской крепости, а также массы людей, приходивших на Волгу в начале навигации, предпочитали работу либо на судовом транспорте, либо на рыбных промыслах.

Средняя и Нижняя Волга с ее огромными запасами красной рыбы -белуги, осетра, севрюги и лосося; ценных сортов белорыбицы и стерляди -стала в конце ХVI-XVII вв. основной житницей России, поставщиком икры, рыбьего клея и жира. Рыбные богатства волжской акватории в пределах Самарского края были значительно меньше, чем в низовьях великой реки, но все же и здесь широкое распространение получило промысловое рыболовство. Крупнейшими промышленниками самарских вод стали монастыри - Чудов, Савво-Сторожевский, Новодевичий, московский Вознесенский, нижегородский Благовещенский и другие, строившие на волжских берегах и островах свои промысловые ватаги, основывавшие селения. Промысловым рыболовством занималось значительное количество горожан - посадских людей и стрельцов.

Существенную роль для жителей Самары и окрестностей в их занятиях играл волжский торговый путь и отходившие от него дороги на Яик, в Среднюю Азию, сухопутный путь к Москве. Самарцы и работные люди, пришедшие с верховьев, работали на судах, нанимались бурлаками, более состоятельные занимались извозом.

Среди занятий жителей Самары известны также плотничество, изготовление кирпича, кузнечное дело, гончарство, огородничество,

Сельское население занималось прежде всего земледелием. Переселенцы, а ими зачастую были жители центральных подмосковных уездов, сталкивались на новом месте с совершенно необычными для себя условиями. Вместо дождливого короткого лета они испытывали действие засух и суховеев, вместо серых малоплодородных почв сеяли зерно в самарские черноземы. Однако Урожаи озимых - ржи и яровых, прежде всего овса, были в среднем такими же, как на местах их былого жительства. Местные земледельцы вкладывали меньше времени и труда в сельскохозяйственное производство, предпочитали подрабатывать на промыслах.

Самара в XVII в. оставалась городком, куда хлеб для питания жителей приходилось завозить с верховьев Волги, местная сельскохозяйственная округа не могла прокормить свой уездный центр.

Разинщина

Разинское движение, до основ потрясшее южные и юго-восточные окраины России, не обошло и Самарский край. Самара и селения Самарской Луки, прежде всего Усольские слободы, оказались плацдармом, где накапливались се силы, шедшие на помощь Разину под Симбирск, куда отступали разбитые о не покорившиеся отряды сподвижников Степана Тимофеевича.

Самарские люди в августе 1670 г. добровольно открыли ворота перед разинскими отрядами. Воеводу Ивана Алфимова и немногих его сторонников казнили, в городке было устроено самоуправление по типу казачьего круга. Восстание жителей возглавили И.Говорухин и М.Нелосный, в чьих руках практически казалась вся власть. Большая часть населения Самары колебалась, выжидая на чьей стороне больше сил. Поэтому, когда Разин с немногими казаками бежал из-под Симбирска на Дон, самарцы закрыли перед ним ворога города.

Однако движение на этом не завершилось. На помощь разинцам шли новые и новые отряды. Весть о поражении под Симбирском заставала многих из них в Самаре. Так в городке оказались названый брат Степана Леско Черкашенин, яицкий атаман Ромашка Тимофеев и многие другие. Отряды из Самары и сел Самарской Луки уходили в гущу борьбы в Симбирский край, не пытались развернуть новое широкое движение. Так, Р.Тимофеев со своими сподвижниками сражался под Симбирской чертой у Уреня, И.Говорухин с отрядом самарцев воевал под Белым Яром.

Симбирские власти в декабре 1670 г. попытались склонить самарцев к повинной, однако из этого ничего не вышло. Радикальные силы в городе были явно сильнее. Только после поражения под Симбирском Федора Шелудяка, к которому кстати в Самаре присоединился тысячный отряд И.Константинова, местные жители решили покориться. 29 июня 1671 г. город принес повинную. Немногим раньше смирились жители Надеинского Усолья.

Так завершилась почти годовая эпопея самарской вольности. Многие самарцы приняли участие в повстанческом движении. Зачинщиков выискивали, казнили и ссылали. Однако взаимное ожесточение стихло и размах репрессий был уже не тот.

На Сызранском правобережье

Освоение лесостепных и степных пространств Среднего Поволжья, в том юле и Самарского края, возможно было только после сооружения засечных черт - сплошных линий оборонительных сооружений: городков, засек, валов рвов, тянувшихся иногда на сотни и тысячи километров. В середине XVII в. государство построило Симбирскую и Закамскую черты, защитившие пространства до Симбирска (Ульяновска) и за Волгой. На сравнительно безопасных от нападений кочевников землях быстро возникли села и деревни, складывалось помещичье землевладение. Вскоре все свободные земли оказались селенными, волна переселенцев уходила за "вал", оседала южнее.

В конце 1670-х - начале 1680-х гг. правительство приняло план строительства новой засечной черты. Ее должны были "...для оберегания от приходу воинских людей строить... от Казачьих гор до Туруева городища и до речки Суры на 70 верстах 342 саженях и по той новой черте сделать 4 городка, чтоб... пашня и села и деревни, которые за старою Синбирскою и Корсунскою черты стали в черте... И по Волге всяким людям от приходу воинских людей разорения не было".

Однако в полном объеме новая черта так и не была выстроена, власти ограничились сооружением городков-крепостей Сызрани и Кашпира, а также поселением на новых землях нескольких слобод со служилыми людьми Печерской, Подвалья, Усинской, Жемковской и других. Сызрань, ставшая центром нового района, была построена в 1683 г. Она представляла собой довольно мощную по тем временам деревянную крепость с каменной Спасской башней и с гарнизоном в 500 человек. На южных подступах к Сызрани в 1687 г. была построена деревянная Кашпирская крепость, представлявшая из себя в плане квадрат и имевшая 8 башен.

Новый, хорошо защищенный район начал быстро осваиваться. Вдоль волжского берега появились огромные, населенные крестьянами, вотчины центральных монастырей - Чудова, московского Вознесенского, Новодевичьего, которые монастырские власти смогли получить к своим рыболовецким угодьям. Вокруг Сызрани и Кашпира земли начали разбирать дворяне - Дмитриевы, Ивашевы, Троекуровы, Демидовы и другие. На свободные территории приходили чуваши -дд.Малячкина и Байдерякова, татары - д.Старый Тукшум.

Так складывалось население нового района - из переведенных служилых людей, монастырских и помещичьих крестьян; ясачных и служилых чуваш, татар, мордвы.

В отличие от населения Самарского уезда и Надеинского Усолья жители Сызранского Поволжья прежде всего ориентировались на занятия сельским хозяйством, главным из которых было земледелие.

В XVII в. Сызрань с округой в административном отношении подчинялась Симбирску и находилась в составе его уезда.

По данным археологов первые поселения человека на территории Среднего Поволжья появились в период позднего палеолита. Основным занятием древних людей была охота на животных, в изобилии водившихся в древности в этом крае - шерстистого носорога, мамонта, зубра, лося, гигантского оленя и т. д.

В античное время по территории будущей Самарской области кочевали разрозненные скифо-сарматские племена. Об этом говорят археологические находки в погребальных курганах, возведенных этими народами.

С VII в. нашей эры земли Среднего Поволжья попали в сферу влияния Хазарского каганата, однако после разгрома этого государства в Х в. дружинами киевского князя Святослава, поволжские народы освободились от хазарской зависимости.

В средние века через территорию нынешней Самарской области проходила южная граница Волжско-Камской Булгарии. После вторжения в XIII веке в Европу монголо-татарского войска хана Батыя Среднее Поволжье надолго вошло в состав Золотой Орды и, позднее, ее преемника - Казанского ханства. В 1391 г. на р. Кондурча произошла одна из величайших битв средневековья между армиями среднеазиатского владыки Тимура и последнего золотоордынского хана Тохтамыша, закончившаяся победой Тимура.

По мере роста силы и влияния Руси, исключительно выгодное с экономической и военно-стратегической точек зрения расположение Самарской Луки вызывало все больший интерес к этим землям со стороны московских государей. Вскоре после падения Казани, по приказу царя Федора Иоанновича в 1586 г. возле устья реки Самара была основана одноименная крепость в качестве опорного пункта Русского государства для защиты от набегов кочевников. Первым самарским воеводой стал Григорий Осинфович князь Засекин. Происхождение самого названия Самара во многом остается загадкой, и его значение теряется в глубине веков. Во всяком случае, на венецианских географических картах XIV в. на территории нынешней Самарской Луки уже отмечена удобная якорная стоянка для кораблей под названием Самар. По всей видимости, значение слова Самара скрыто в забытом языке какого-то давно исчезнувшего народа.

Оживленный перекресток торговых путей и плодородные черноземы, богатые пастбища и обильный рыбный промысел стимулировали приток населения и ускоренную колонизацию этих земель. Выделенная в 1850 г. в самостоятельную административную единицу, Самарская губерния славилась по всей России как крупнейший центр хлеботорговли и сельскохозяйственного производства. Здесь творили крупнейшие деятели отечественной и зарубежной культуры - А. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Н. М. Гарин-Михайловский, А. М. Горький, И. Е. Репин, Я. Гашек и многие другие.

Драматические коллизии, переживавшиеся Россией в первые десятилетия ХХ века, не обошли стороной самарскую землю. Три революции, первая мировая и гражданская война оставили глубокий след в истории края. В 1935 г., в соответствии с практикой тех лет, город Самара получил наименование Куйбышев, соответствующе была переименована и вся область. В своих нынешних границах область существует с декабря 1936 г.

Одним из крупнейших индустриальных центров страны она стала в годы второй мировой войны в результате эвакуации сюда с запада ряда машиностроительных и авиационных предприятий. А после переезда в конце 1941 г. в Куйбышев основных правительственных учреждений и дипломатического корпуса город с полным правом стал называться столицей тыла. В послевоенный период область продолжала наращивать свой экономический потенциал, развивая нефтяную и аэрокосмическую промышленность, точное машиностроение, гидроэнергетику, автомобилестроение. Сегодня, наряду с Москвой, Петербургом, Уралом, Самарская область является одной из несущих опор индустриальной мощи державы.

В 1990 г. городу и области было возвращено историческое название - Самара и Самарская область.

История Самарского края

История Самарского края уходит в глубокую древность, об этом свидетельствуют открытия археологов. Уже в эпоху палеолита здесь появились стоянки первобытных людей. В период бронзы и железа количество поселений возрастает, население, наряду со скотоводством, занималось земледелием и ремесленным производством.

В конце IX – начале Х вв. Самарская Лука вошла в состав раннефеодального государства Волжская Болгария. В Х в. на окраине этого государственного образования возник Муромский городок, игравший заметную роль в развитии ремёсел и торговых связей с кочевнической степью. Эти традиции были нарушены монгольским нашествием.

Первое историческое упоминание о местности, на которой позже возникла Самара, относится к 1357 году, когда Святой Алексий, митрополит Московский и Всея Руси, на пути из Орды посетил «жившего близ устья реки Самары благочестивого пустынника и, взирая на счастливое местоположение окрестностей, предрёк существование большого города «в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет».

Упоминание поселений возле Самарской Луки, в том числе пристани с «крепостцой со служивыми людьми» у места впадения реки Самары в Волгу в русских летописях приходится на 1361 год, а поселение-пристань Samar впервые было отмечено на карте венецианских купцов Пицигано в 1367 году.

На протяжении столетий подлинными хозяевами Самарского Заволжья были кочевники.

Во второй половине XVI в. территория Самарского Поволжья являлась одним из центров складывания русского казачества. Этому способствовали помимо политических и экономических причин природные условия – Самарская Лука с её глухими лесами и горами, укромные пойменные острова, волжский торговый путь. В районе современного села Переволоки можно было без особых усилий перебраться из Волги в реку Усу, через неё в опять Волгу, и наоборот, что позволяло казакам легко уходить от погони и внезапно появляться для новых набегов. Места основных стоянок виднейших атаманов волжских казаков – Барбашина поляна, Ермакова поляна.

До середины 80-х гг. на территории Самарского края не было ни крепостей-городков, ни постоянных гарнизонов. Идея строительства русских городов-крепостей на великом волжском пути между Казанью и Астраханью появилась после присоединения края к Русскому государству, когда Волга стала основной торговой артерией страны. Этот путь необходимо было обезопасить.

Самара была основана в 1586 г. по указу царя Фёодора Иоанновича как крепость с целью защиты судоходства на участке реки, протекавшей рядом с городом, и для охраны границ. Руководителем строительства был назначен воевода – князь Г.О. Засекин.

Засекин начал строить город на правом берегу реки Самары, где она разделялась на два рукава, за пределами «Самарского урочища». Было решено не прятать крепость за протоками и озёрами, а поставить её на самом видном месте, откуда гарнизон мог успешно контролировать передвижение кочевых орд и полностью перекрывал дорогу (по обоим самарским рукавам) на волжские просторы.

Первые известия о построенном Самарском городе появились в конце лета 1586 г., а в начале сентября крепость уже принимала многочисленных гостей – послов, стрельцов, свиту крымского царевича. Через Самару много раз следовали русские и иноземные посольства. В числе иностранных дипломатов и путешественников были здесь немец Адам Олеарий и голландец Корнилий де Бруи, оставившие самые ранние описания Самары и достопримечательных мест. Олеарий сделал и первый рисунок Самарского городка.

В конце XVI – начале XVII вв. на территории Самарской Луки начал складываться земледельческо-промысловый район со своим оседлым постоянным населением. Особенностью освоения Самарского края являлось то, что оно осуществлялось как русскими людьми, так и народами Поволжья – мордвой, татарами, чувашами. Поселенцы разных национальностей жили в добром соседстве друг с другом, постепенно возникали сёла и деревни со смешанным национальным составом. Всё это способствовало взаимообогащению культур всех народов.

Как и в других пограничных крепостях, в Самаре начало складываться своё местное, обросшее дворами и семьями, служилое население. Элиту самарского гарнизона, по данным росписи 1681 г., составляли 18 дворян и детей боярских. Основной военной силой крепости были стрельцы: около трёх сотен пеших и сотня конных. Под стенами крепости в особой слободе жили яицкие казаки.

Крупное промышленно-ремесленное производство в Самаре было развито слабо. В списке ремесленников города перечисляются следующие специальности: бондари, иконники, камышники, кирпичники, кузнецы, плотники, портные, сапожники, серебрянники, солоденники, сыромятники, рыбники, харчевники, часовники, шапочники, калачницы, хлебницы и молочницы. Весьма значимым для самарских жителей являлся рыбный промысел.

В 1688 году Самара получила статус уездного города.

В XVIII в. Самара из изолированного опорного пункта на Волжском пути становится частью системы пограничных укреплений, прикрывших от набегов степняков обширные районы на левобережье Волги. В 1700 г. был заложен укреплённый пригород Самары Алексеевск, а спустя три года началось строительство Сергиевска. В 1731 г. последовал указ Сената о строительстве Ново-Закамской линии. Общая протяжённость укреплений Ново-Закамской линии вытянулась в 230 км, из них 180 проходили по территории современной Самарской области.

В 1737 году Василий Никитич Татищев, блестящий администратор и учёный, соратник Петра, строит Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти).

Ещё в 1683 году на месте Сызранского городища примерно в 110 км к западу от Самары была основана крепость Сызрань, входившая в Сызранскую засечную черту. В 1796 крепость была преобразована в город Сызрань.

В XVII – XVIII вв. Самарский край оказалась в эпицентре двух крестьянских восстаний. В 1670 году Самара была захвачена войсками Степана Разина, а в 1773 году – открыла ворота перед войском Емельяна Пугачёва. Позже А.С. Пушкин проедет через наш край, собирая легенды и рассказы о пугачёвском восстании.

Бунт Пугачёва, потрясший Российское государство, подтолкнул Екатерину II к проведению реформы административного устройства. 15 сентября 1780 г. был издан указ об образовании Симбирского наместничества (губернии). Сюда отошла основная часть Самарского края. Земли на Самарской Луке, по нижнему течению Сока, Кондурчи, Самары, Мочи, Безенчука и далее на запад по левому берегу Волги образовали Самарский уезд. Территории к северу и западу от Самарской Луки вошли соответственно в Сенгилеевский и Сызранский уезды. Левый берег Волги к северу от Луки до реки Черемшан и за неё оказался в Ставропольском уезде.

XIX век застал Самару небольшим уездным городом с крепостью, занимавшей чуть больше трёх десятин площади. Население Самары составляло около 4 тыс. человек.

В это же время население Ставрополя составляло свыше 2,5 тыс. человек. Одновременные сведения по Сызрани имеются только в отношении податного населения, самого многочисленного среди городов края: 3100 купцов и мещан, более 250 разночинцев, около 70 дворовых.

В конце 30-х – начале 40-х годов Самара начала исподволь преображаться. Усилившаяся колонизация края и рост коммерческих посевов пшеницы привлекли сюда интересы многих богатых фирм. В 1843 г. от самарской пристани отошёл первый пароход с грузом, открыв регулярное движение судов пароходного общества «По Волге» (пароходы начали делать рейсы по Волге с 1828 г.).

Умножившиеся помещичьи имения дали городу новых обитателей из дворян, строивших здесь свои дома. Из среды местного дворянства вышли люди, внёсшие большой вклад в русскую культуру: поэт И.И. Дмитриев, писатель С.Т. Аксаков, историк, будущий академик П.П. Пекарский. Во второй половине 40-х годов самарское образованное общество пополнилось новыми заметными фигурами: в 1846 г. прибыли на жительство декабристы братья Беляевы. В 1848 году Самару впервые посетил А.Н. Островский в качестве агента Московского коммерческого суда. Самарское общество, для которого он в доме Головина читал своего «Банкрута», устроило ему восторженный приём.

В нашем крае в XIX и начале XX веков бывали и работали художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.К., Ф.А. Васильев, писатели Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.М. Горький, Н.Г. Гарин-Михайловский. Здесь родились писатель А.Н. Толстой и поэт А.В. Ширяевец. В 1857 г. Самару посетил Т.Г. Шевченко. В 1920-е годы с Самарской областью была связана деятельность Я. Гашека, В.В. Маяковского, А.С. Неверова, К.С. Петрова-Водкина и многих других выдающихся людей.

6 декабря 1850 года император Николай I издал Указ Правительствующему Сенату о создании с 1 января 1851 года Самарской губернии, центром которой стала Самара с населением в 20 тысяч жителей. Новая губерния состояла из семи уездов: Самарского, Ставропольского, Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского, Николаевского и Новоузенского. Жителей числилось 1 529 343 душ обоего пола. Всех поселений насчитывалось 2022, из них городов – 8. По данным на 1856 г. городское население составляло 3,19%, сельское – 96,81%.

После падения крепостного права социально-экономическое развитие края ускорилось. Рост торговли и промышленности был связан со строительством железных дорог и развитием волжского речного транспорта, превращением Самары в крупный транспортный узел, связывавший центр страны с Сибирью и Средней Азией.

К этому времени относится расцвет самарского купечества. Оно осваивало различные сферы деятельности: торговлю, промышленность, сельское хозяйство. Среди крупных купеческих семейств можно назвать Шихобаловых, Курлиных, Аржановых, Субботиных и др. В результате бурной деятельности купечества Самара преобразилась: возводились особняки и доходные дома, храмы и больницы, магазины и пристани.

В 1869 г. местное начальство добилось правительственного запрещения строить деревянные дома в старой части города. Центр стал быстро застраиваться каменными зданиями. Динамично развивалась главная улица Самары – Дворянская, ставшая «любимым местом гульбища самарского общества в зимний сезон, как Невский проспект в Петербурге». Главенство новой центральной улицы города обеспечила Алексеевская площадь, названная в честь митрополита Московского и Всея Руси Алексия – святого покровителя Самары. За городом, вдоль Волги, разместились крупные дачи состоятельных самарцев. Особенно живописной была дача Аннаева с кумысолечебницей, выстроенная в стиле средневекового французского замка.

К концу XIX в. в Самаре было 46 заводов и фабрик, где работало 2,5 тысячи постоянных рабочих. Самым приметным явлением промышленной архитектуры стал пивоваренный завод. В 1880 через Волгу в районе г. Сызрани был построен и ныне действующий Александровский железнодорожный мост. В 1900 году – первая электростанция. К 1917 году в Самаре уже действовало 90 промышленных предприятий, механическая хлебопекарня, элеватор ёмкостью 3,5 млн. пудов зерна. Население Самары достигло 150 тысяч человек.

Особое значение в общественно-политической жизни Самары второй половины XIX в. Имело создание Самарского знамени. Под ним сражались русские и болгарские ополченцы во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. И именно оно стало символом славянского братства.

Революционный вихрь 1917 года захватил и перевернул сложившийся в крае жизненный уклад. Различные общественные течения, политические партии и организации функционировали в губернском и уездных центрах, пытались воздействовать на массовое рабочее и крестьянское движение. Октябрьский государственный переворот 1917 года произошёл в городе без единого выстрела. О победе советской власти объявил со сцены цирка-театра «Олимп» (современная филармония) В.В. Куйбышев.

В июне 1918 года советская власть в городе была свергнута соединёнными усилиями городских повстанцев и чехословацкого корпуса из военнопленных австро-венгерской армии. На 4 месяца власть перешла к КОМУЧ – комитету бывших членов учредительного собрания. В этот момент была создана Российская республика из нескольких губерний, занятых чехами, и Самара стала её столицей. 7 октября 1918 года советская власть была восстановлена при отступлении чехов из города и входа туда частей Красной Армии под командованием Василия Чапаева и Гая Гая.

В 1935 году решением Советского правительства Самара была переименована в Куйбышев.

Во время Великой Отечественной войны Куйбышев с 15 октября 1941 года по указу Государственного комитета обороны являлся столицей СССР: здесь были размещены Правительство, дипломатические представительства (20 посольств и миссий), Большой театр и многие эвакуированные из западных районов страны предприятия. Для Верховного главнокомандующего И.В. Сталина был построен подземный бункер с рабочим кабинетом на глубине 37 метров (с 1990 г. открыт для посещения экскурсионными группами). В Куйбышеве в эвакуации жили и работали Д.Д. Шостакович, И.Г. Эренбург, Ф.В. Гладков, Э.Г. Гилельс, В.П. Катаев.

5 марта 1942 года в Куйбышеве была закончена и впервые исполнена седьмая Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича.

За годы войны с аэродрома авиационного завода на фронт поднялись тысячи знаменитых штурмовиков ИЛ-2. В дни обороны Кавказа, на город легла забота по снабжению армии и народного хозяйства горючим. Куйбышев тогда называли «Вторым Баку». С 1940 по 1945 год уровень промышленного производства увеличился в 5,5 раз.

После войны Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР и современной России. Здесь создан мощный потенциал авиационной, машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности. Гагарин стартовал в космос 12 апреля 1961 года на ракете, собранной в Куйбышеве.

В 1990 году городу и области были возвращены исторические названия – Самара и Самарская область.

Сегодня Самарская область занимает третью позицию в рейтинге российских регионов по комплексной оценке уровня социально-экономического развития субъектов РФ и второе место по итоговому рейтингу инвестиционной привлекательности.

Основу культурного потенциала региона составляют четыре областных театра, филармония, два областных музея, четыре областные библиотеки.

Прошлое и настоящее Самарского края – славные героические, трудовые и культурные страницы летописи России.

История населения нынешнего Самарского Поволжья уходит в глубь веков. Природные богатства этой территории издавна при­влекали человека. Он появился в Среднем Поволжье в эпоху палеолит не менее 100 тыс. лет тому назад. Ледник никогда не доходил до пределов современной Самарской области, а трансгрессии (повыше­ние уровня) Каспийского моря достигали лишь южной ее окраины. Растительный и животный мир отличался разнообразием. В разных районах края обнаружены кости вымерших животных ледникового периода: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, диких лошадей, пещерных медведей.

В эпоху палеолита люди прошли путь от обезьяноподобного пред­ка до человека современного типа. Они научились изготовлять каменные орудия, овладели огнем, расселились на огромном простран­стве Европы и Азии вплоть до Полярного круга.

На территории области известно около двух тысяч археологи­ческих памятников различных эпох. Это – следы жизни и деятель­ности давно ушедших поколений: древние поселения, производст­венные мастерские, наскальные изображения, места захоронений – древние могильники. Самые древние поселения, относящиеся к каменному веку, называются стоянками. Они обычно располагаются на берегу рек и озер. Поселения бронзового века называют сели­щами, что указывает на появление производящих отраслей хозяй­ства: земледелия и скотоводства. Селищами называются и неукреп­ленные поселения железного века. В эпоху раннего железа наряду с селищами появились укрепленные поселения – городища. К числу археологических памятников относятся древние шахты и рудники, где люди добывали кремень и медную руду для изготовления орудий, а также – производственные мастерские, где изготавливались орудия. Особую, категорию памятников составляют древние могильни­ки, которые делятся на курганные и бескурганные. Все эти кате­гории памятников представлены в Самарской области. Среди них имеются очень ценные в научном отношении, содержащие богатей­шую информацию о древности и средневековье. Назовем лишь неко­торые из них.

Один из самых древних археологических памятников нашего края расположен в г.Самаре на высоком берегу Волги, в устье оврага Подпольщиков (б.Постников овраг). Стоянка относится к эпохе позднего палеолита (древнекаменного века). Позднее территория стоянки заселялась людьми неоднократно: в эпоху мезолита (среднего каменного века), энеолита (меднокаменного века), брон­зового века и в средневековье. Наибольший интерес представляет слой эпохи позднего палеолита, т.к. это – единственный в облас­ти памятник столь отдаленной эпохи.

Около поселка Hyp Кинельского района находится стоянка среднего каменного века мезолита (IX-VI тыс. до н.э.). В это время человек изобрел новое орудие охоты – лук и стрелы. Жили­ща мезолитических людей были легкими и напоминали чумы северных народов. На нурской стоянке собрано большое количество кремне­вых орудий: ножевидных пластин, скребков, резцов, наконечников стрел. Видимо, стоянка была место обитания родовой общины рыбо­ловов и охотников.

Около села Виловатое Богатовского района на левом берегу р. Самары находится стоянка новокаменного века (неолита) и меднокаменного века (энеолита). Там собраны коллекции фрагмен­тов сосудов, относящимся к пяти разным культурам эпохи неолита и энеолита. Большая часть сосудов имела яйцевидную форму. Най­дены и многочисленные кремневые изделия: наконечники стрел, скребки, ножи, сверла, мелкие пластинки, вкладывающиеся в пазы деревянных стержней и составлявшие лезвия ножей и кинжалов. Обнаружены обломки шлифованных тесел и долот. Интересны костя­ные поделки – острия, проколки, гарпуны и фигурка лошади. На­селение стоянки занималось охотой, рыболовством, собиратель­ством моллюсков и растений. Неолитические и энеолитические пле­мена жили родовым строем.

Одним из самых выдающихся памятников археологии края был I Утевский курганный могильник. Могильник находился на восточ­ной окраине с.Утевка Нефтегорского района и состоял из четырех курганов значительного размера. В трех курганах погребения были ограблены в древности, поэтому все вещи, сопровождавшие умерших, были похищены. Курган 1 оказался не потревоженным. Под его насыпью в просторной могильной яме лежал скелет пожилого мужчины, густо окрашенный красной краской – охрой. Его сопро­вождал богатый погребальный инвентарь: медный топор, тесло, шило, нож и стилетообразный предмет с железным навершием Все эти предметы были изготовлены из меди. Рядом с ним лежал ка­менный пест. У черепа, погребенного найдены золотые серьги в виде разомкнутых колец, отлитых по форме. В изголовье стоял большой сосуд яйцевидной формы с плоским дном небольшого ди­аметра. Погребение датируется концом III- началом II тыс. до н.э.

Находка такого богатого набора медных орудий – явление исключительное. Железный предмет вообще вызвал сенсацию, т.к. это оказалось метеоритное железо, встречающееся крайне редко.

Огромные размеры кургана и уникальный набор вещей свидетельствуют о высоком общественном положении погребенного в нем человека. Вероятно, это был племенной вождь, обладавший при жизни большим богатством и властью.

Около села Михайло-Овсянка Пестравского района находится селище срубной культуры эпохи бронзы (середина П тыс. до н.э.). Это не только селище, но и место добычи медной руды. Обнаружено около двух десятков колодцеобразных шахт, вырытых с целью до­бычи руды. А на соседнем селище найдена яма, предназначенная для плавки меди.

С VI по IV в. до н.э. территория Самарской области была далекой окраиной савроматских владений. Одно погребение той эпохи открыто у с.Андреевка Богатовского района. В узкой мо­гильной яме лежал в вытянутом на спине положении скелет жен­щины, обращенный головой на запад. Рядом найдено бронзовое зеркало с ручкой, украшенной изображением пантеры. Такие зер­кала изготовляли в греческом городе Ольвия. Рядом с зеркалом находилась бронзовая игла и амулет в виде колесика. На груди умершей лежала золотая бляха с изображением горного козла. По­гребение относится к V в. до н.э.

Особенностью общественного строя савроматов и сарматов бы­ло почетное положение женщин. Они были вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами. Около с.Гвардейцы Борского района найдено погребение сарматской женщины. В моги­ле наряду с бусами и глиняным пряслицем от веретена найден железный кинжал и наконечники стрел.

В то время, когда в степных районах Самарского Поволжья кочевали савроматы, а позднее – сарматы, на Самарской Луке жили оседлые племена финно-угорского происхождения. Им при­надлежит ряд укрепленных поселений – городищ и неукрепленных селищ. Наиболее известны из городищ Белая Гора.у с.Подгоры, Задельная Гора у с.Жигули и Лысая гора под пристанью Жигулевск.

В III веке на территорию Среднего Поволжья пришли многочис­ленные племена с Запада, из Верхнего и Среднего Поднепровья. Возможно, что это были славянские племена. Они принесли с собой новые приемы обработки железа и пашенное земледелие. На их по­селениях встречаются железные сошники, кузнечные клещи, молоты, топоры и многие другие орудия. Важную роль у них играло ското­водство. Культура потомков этих племен получила название именьковской по наиболее исследованному городищу в Татарии. В Са­марской области поселения этой культуры группируются на Самар­ской Луке у сел Шелехметь, Торновое, Выползово, Сосновый Солонец и других местах. У племен именьковской культуры сущест­вовал обычай сжигать умерших на костре, а пепел и несгоревшие кости высыпать на дно небольших ям и ставить рядом с ними глиняные сосуды.

Именьковская культура просуществовала до конце VII века, то есть до прихода из Приазовья болгар. Болгары быстро смешались с местным населением, передав ему свою культуру и язык, а сами под их влиянием перестали вести кочевой образ жизни и перешли к оседлости.

Вдоль южной оконечности Самарской Луки от с.Подгоры до с.Брусяны находятся курганные могильники, принадлежащие бол­гарским племенам, пришедшим в Поволжье с юга в конце VII в. н.э.

Археологической экспедицией Самарского университета про­изведены раскопки 20 курганов. Центральные погребения принад­лежали мужчинам-воинам. Оружие в могилах представлено саблями, луками и наконечниками стрел; предметы конской сбруи – удилами, стременами и уздечными накладками. Вокруг главного мужского погребения располагались погребения женщин и детей. В женских погребениях встречались бронзовые, серебряные и позолоченные серьги, браслеты, бусы; в детских погребениях – грубые гли­няные горшки, изготовленные без гончарного круга.

Более подробно читатель может ознакомиться с древнейшим прошлым края по книгам, указанным выше и в археологических му­зеях Самарского университета, областного краеведческого музея им. П.В.Алабина, в музее педагогического университета и Ин­ститута истории и археологии Поволжья Самарского научного центра Российской Академии наук.

Вопросы и задания

1. Какие стоянки первобытных людей обнаружены на территории Самарского региона?

2.Какие племена и народы обитали на территории нашего края до XVI века?

3. Где хранятся археологические находки?

4. Выявите в окрестностях города или села местонахождение курганов, сфотографируйте и опишите их: укажите высоту, диаметр, из чего они насыпаны, имеется ли у основания ров. Запишите, как курган называется местным населением и какие о нем рассказывают предания.

5. Известны ли Вам имена археологов-исследователей Самарского Поволжья?

Документ

Савроматы

" За рекой Танаисом – уже не скифская земля, но первые земельные владения там принадлежат савроматам...

Савроматские женщины сохраняют свои старинные обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выез­жают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.

Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно. Что касается брачных обычаев, то вот они какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай"...