Камеры гибдд будут штрафовать за отсутствие осаго автоматически “уже в ближайшее время”. Вот как будут штрафовать камеры за езду без осаго Камеры будут фиксировать отсутствие осаго

Обновлено 03.02.2016: см. новую информацию в конце статьи

Создание единой электронной базы ОСАГО (как бумажных, так и электронных полисов) позволит автоматизировать и другие процессы. Первая “ласточка” – автоматическая проверка ОСАГО с помощью дорожных камер. Как сообщает Газета.Ру со ссылкой на исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, такая схема заработает “уже в ближайшее время”, как только закончится процесс интеграции баз ГИБДД и РСА.

Суть проста. По госномеру автомобиля можно определить, какие полисы ОСАГО выписаны на конкретную машину, кто в них вписан и действительны ли они. Эта схема уже работает – именно так сотрудники ДПС на дороге электронные полисы ОСАГО.

С другой стороны, на дорогах России уже установлено множество камер видеофиксации, которые определяют номера проезжающих машин. Часть этих камер также оборудовано радаром, который определяет скорость, другая часть – просто фиксирует факт проезда автомобиля (такие камеры обычно стоят на выездах из крупных городов).

Идея совместить два этих факта лежит на поверхности. Поэтому в скором времени, ОСАГО будут проверять “на лету”. Проехал под камерой с просроченным ОСАГО – получи штраф.

Хочу обратить внимание, что кроме автовладельцев, которые вообще не имеют полис, пострадают водители с липовыми бланками ОСАГО. Практика покупки настоящего (но не зарегистрированного в АИС РСА) бланка в 2014-2015 году во многих регионах России. Такая “фейковая” страховка по данным автофорумов стоила от 500 до 2000 рублей и позволяла успешно проходить проверку инспекторами ДПС на дороге. Позволяла , потому что с июля этого года ГИБДД имеет прямой доступ в АИС РСА и инспектор, если бланк вызывает у него сомнения, может в течение пары минут “пробить” номер полиса ОСАГО по базе.

Добавлено 19.10.2015. Сообщается, что в пилотном режиме автоматическая проверка ОСАГО по камерам заработает в Москве и Казани уже до конца 2015 года.

Добавлено 4.12.2015: по уточненной информации от РБК, автоматическое выписывание штрафов за отсутствие ОСАГО начнет работать с начала 2016 года. Как мы и писали выше, пилотными городами станут Москва, Казань и ещё несколько крупных мегаполисов России (какие именно – не уточняется). Кроме того, по словам представителя РСА в первую очередь будут проверяться те машины, которые камера “словила” на другом нарушении – к примеру, за превышение скорости.

При этом перед тем, как оформить штраф, система ждёт 5 дней и только потом оформляет нарушение. Это сделано для того, чтобы избежать ложного наказания для тех водителей, которые “попались” на камеру в день покупки ОСАГО, – ведь нормативный срок внесения полиса в составляет как раз 5 дней.

Добавлено 28.01.2016: По информации газеты “Аргументы и Факты в Самаре”, в этом городе в тестовом режиме тоже начинают работают анти-ОСАГО камеры, как в Казани и Москве.

Добавлено 03.02.2016: Эксперимент признан неудачным и . По крайней мере, пока. Причина в том, что в базе АИС РСА слишком много ошибок.

С 1 сентября 2018 года планировалась начать штрафовать водителей без ОСАГО при помощи камер ГИБДД.

Российский союз автостраховщиков совместно с ГИБДД планировал с 1 сентября 2018 года начать проверять наличие полиса ОСАГО с помощью камер фиксации нарушений ПДД.

«По нашим данным, ошибок даже на первом этапе будет очень мало, так как проверка полиса будет осуществляться на двух уровнях. Все машины, которые в течение дня попали под камеры, будут проверяться по итогам дня на наличие полиса ОСАГО по базам РСА и ГИБДД. Эта проверка будет идти с некоторой задержкой по времени, потому что вновь проданный полис может не сразу появиться в информационной системе. Повторная проверка будет осуществляться непосредственно перед выпиской штрафа», — рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Пилотный запуск системы планировался в Москве, так как для запуска проекта необходимы вложения не только со стороны ГИБДД и РСА, но и со стороны операторов местных властей. Москва — один из первых регионов РФ, который создает информационный хаб, с его помощью будут распределяться и передаваться данные между камерами и информационными системами РСА и ГИБДД.

«Планируется, что после устранения всех возможных сбоев и ошибок в Москве, система будет запущена в Татарстане, а затем распространится на все регионы РФ», — сообщал ранее Уфимцев.

Однако, в последний момент запуск системы вновь отложили, причем на неопределенный срок. По последней информации от того же Евгения Уфимцева, со стороны РСА было сделано все необходимое для запуска данной системы и РСА к этому процессу готов. Есть некий сдерживающий фактор, потому что до конца не определились с тем, по какой статье и в каком количестве выставлять в данном случае штраф. По словам Уфимцева, «сейчас мячик на стороне уже московских властей, потому что их задача непосредственно запустить и отработать данный проект». «Мы такое письмо соответствующее им направили о своей полной готовности, наших технических мощностей и самого процесса», - заключил Уфимцев.

Важные факты из статьи

  1. По состоянию на 05 Июля 2019 года камеры видеофиксации за отсутствие ОСАГО не штрафуют.
  2. МВД сообщают, что когда схема будет налажена, проверка наличия страховки будет запущена.
  3. Но точная дата начала фиксации в Москве и регионах не сообщается.
  4. Проверять страховку и выписывать штрафы будут Автодории.

Новая инициатива по видеофиксации отсутствия ОСАГО совсем не новая. Но по сети информация начала обширно обсуждаться лишь с августа 2018 года. Тогда многие издания активно заговорили о том, что камеры начинают штрафовать за отсутствие страховки уже с 1 сентября. Затем о новом штрафе с камер фиксации, но только уже только в Москве за езду без ОСАГО заговорили с новыми датами: с 1 октября, другие источники – с 1 ноября 2018 года. Как обстоят дела с автофиксацией отсутствия полиса на сегодняшний день?

Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?

Нет. По состоянию на 05 Июля 2019 года нововведение ещё не появилось – мы ежедневно следим за ситуацией и своевременно обновим статью, когда это случится.

"Пруфы" для подтверждения этого просты: Вы не найдёте подлинной информации в интернете о случаях фиксации дорожными камерами ГИБДД отсутствия страховки ОСАГО. Под подлинной информацией мы подразумеваем наличие фото или сканов постановлений, вынесенных в автоматическом режиме, с конкретным указанием, что штраф вынесен именно за управление без полиса.

Обновление от 3 февраля 2019: запуск штрафов с камер за отсутствие страховки запланирован на 1 марта 2019 года. К этому времени ведомства планируют "очистить" базу данных полисов от ошибок и избежать неправомерных штрафов. Но далеко не факт, что эта дата также не отложится.

Но начало положено давно!

Тем временем, информация о новых штрафах с камер за ОСАГО далеко не новая – начало было положено ещё в далёком 2016 году, когда с данной инициативой впервые выступили ГИБДД совместно с РСА:

  • сначала одно популярное новостное издание сообщило, что камеры планировалось снабдить возможностью начать штрафовать за отсутствие страхового полиса ещё с 1 января 2016 года,
  • затем интернет облетели новости о начале фиксации ОСАГО с начала 2017 года,
  • потом аналогично с начала 2018,
  • а вот в 2018 начались бурные обсуждения якобы нового закона о штрафах с камер за ОСАГО, даты будущего начала назывались:
  • 1 сентября, затем перенеслось на 1 октября,
  • после на 1 ноября,
  • ныне речь идёт о начале фиксации комплексами отсутствия страховки с 1 января 2019 года, но называются и другие даты.

Когда заработает фиксация?

Очень скоро!

Главная проблема и сложность, по заявлению ГИБДД, заключается в настройке и интеграции баз данных двух важных составляющих для появления такой возможности у законодателей:

О том, как это будет работать, мы поговорим ниже, здесь же отметим лишь то, что без объединения или интеграции этих двух баз камеры по части проверки ОСАГО не заработают.

Между тем, несмотря на обилие постоянных переносов начала фиксации камерами отсутствия полиса, официальный ответ МВД , актуальный на 05 Июля 2019 года, прост:

До завершения указанных работ [по объединению баз данных – прим. ред.] правоприменительная деятельность в автоматическом режиме по указанному составу административного правонарушения не осуществляется. Она будет начата по мере технической готовности информационных систем.

Это всё, что нужно знать о том, когда начнётся фиксация отсутствия страховки у водителей. То есть конкретной даты не называется. Но оговоримся ещё раз, что мы следим за актуальной информацией и обновим статью, когда это изменится.

Где будут стоять такие камеры?

Первоначально планировалось запустить эксперимент по проверке наличия ОСАГО у водителей камерами в Москве. При этом, речь идёт не обо всех комплексах фиксации и даже не определённых их видах, а об отдельных камерах на отдельных участках дорог.

Очевидно, что эти конкретные участки и адреса не сообщаются, иначе водители без ОСАГО просто не будут там ездить.

Какие камеры штрафуют?

На 05 Июля 2019 года известно, что штрафы за отсутствие ОСАГО будут выписывать только Автодории. Вот так они выглядят на дорогах:

Но и это в рамках эксперимента. Главное – наличие базы автомобилей без страховки. Всё остальное – дело техники. Ведь камеры автофиксации считывают лишь номера машин, а остальное делает программа, которую можно обновить, заменить, доработать.

Таким образом, в будущем за езду без ОСАГО будут штрафовать, возможно, и другие виды камер, кроме Автодорий, в том числе Крисы различных модификаций, Стрелки и другие.

Как штрафуют?

Чтобы проверить наличие договора страхования у водителя на дороге в автоматическом режиме, камера должна:

  1. сначала считать госномер машины,
  2. отправить информацию в некую программу для проверки,
  3. программа должна быть подключена к базе данных, которая, в свою очередь, черпает информацию из баз ГИБДД и РСА и сопоставляет госномер и договор страхования,
  4. если договора у водителя не оказалось, то программа выписывает штраф, который затем перепроверяется.

Если водитель попадётся несколько раз

В этом случае разработчики штрафов с камер за езду без ОСАГО обещали не более 1 штрафа в сутки. Но верить этой информации или нет, дело второе. По аналогии, за превышение скорости сейчас Автодории штрафуют столько раз, сколько автомобиль проедет под камерами – даже если сам факт превышения был один. Если Вы проедете под 3, к примеру, парами Автодорий, то и "писем счастья" придёт 3.

Таким образом, и за отсутствие страховки ОСАГО штрафы могут выписываться всеми камерами, под которыми водитель проедет.

Какой штраф?

По состоянию на 2019 год он составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП.

Между тем, в ряде источников Вы найдёте информацию о 500 рублях именно в контексте новой возможности фиксации по камерам водителей без ОСАГО. Это не соответствует правде – 500 рублей по части отсутствия страховки налагается в двух случаях:

  • если Вы не вписаны в полис или ездите вне границ периода использования (не путать с просроченной страховкой),
  • если Вы забыли дома сам полис ОСАГО, но договор страхования у Вас есть.

Камеры будут проверять именно наличие договора страхования, а за его отсутствие предусмотрен штраф в размере именно 800 рублей.

В конце 2017-начале 2018 годов шло много разговоров о повышении данного штрафа до 5000 рублей. А в конце осени 2018 появилась информация о том, что штраф с 20 ноября вырастет до 8000 плюс будет предусмотрена эвакуация. Но все обозначенные новости являются фейком.

Практически все лето шли разговоры о том, что с 1 сентября россиянам начнут выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО автоматически. Достаточно будет проехать под камерами видеофиксации, и система автоматически проверит, застрахована ли ответственность водителя автомобиля. В начале месяца об этой норме как вступившей в силу поспешили сообщить многие СМИ, рассказывая о законодательных новинках сентября. Однако на самом деле, по крайней мере, пока, водителям без ОСАГО переживать рано. Штрафы с камер видеофиксации за отсутствие полиса ОСАГО осенью 2018 года приходить не будут, а что будет дальше — пока непонятно.

В чем суть идеи со штрафами с камер

Суть идеи проста и понятна — автоматически проверять все автомобили в транспортном потоке на наличие у них полиса ОСАГО. В России практически не осталось мест (кроме, разве что, сельской местности), где автомобильные дорогие не были бы покрыты паутиной видеокамер. Большинство из них не только фиксирует скорость, с которой движется транспорт, или нарушения вроде непропуска пешеходов на переходе, но и считывает номера всех проезжающих автомобилей, даже если водители ничего не нарушают.

Один из главных способов использования этой информации — проверка проезжающего транспорта по базе угнанных автомобилей. Российские автостраховщики предложили также сверять номера движущихся автомобилей со своей общей базой. Если на автомобиль не оформлена действующая страховка, водителю или собственнику будет приходить штраф.

Какой штраф и кому выписывается при отсутствии полиса ОСАГО

В России в 2018 году существует две суммы штрафа за отсутствие ОСАГО:

  • 800 рублей — если полиса на автомобиль нет вообще,
  • 500 рублей — если полис есть, но конкретный водитель в него не вписан.

Понятно, что в случае со штрафами за отсутствие ОСАГО с камер может существовать только один вид штрафа — 800 рублей за полное отсутствие полиса. Россия — пока еще не Китай, и камеры в нашей стране не умеют определять личность человека, “узнавая” его в лицо. Стало быть, разобраться в точности, оформлен ли полис на конкретного водителя, невозможно. Максимум, что могут камеры — выявить транспортные средства совсем без полиса.

Сумма штрафа действительно небольшая, особенно если учесть, что в первые три недели его можно оплатить со скидкой в 50%.

Однако если штраф будет приходить ежедневно (а планы именно такие), на отсутствии ОСАГО действительно можно будет разориться. Выгоднее полис все-таки оформить, на что и рассчитывают страховые компании, лоббируя идею со штрафами с камер.


Фото: pxhere.com

Как планировали вводить штрафы с камер за отсутствие ОСАГО

В сентябре автоматическая проверка всего транспортного потока на наличие страховки должна была появиться не по всей России, а только в Москве. Именно столице предстояло стать пилотным регионом.

Причем штрафы за отсутствие страховки в сентябре присылать не собирались. Предполагалось, что во время тестирования системы собственникам или водителям автомобилей присылались бы письма с вежливой просьбой оформить страховку.

Только после обкатки системы могли бы появиться штрафы. Сначала в Москве, а затем и по всей России. Но в сентябре эта система в Москве так и не начала работать.

О том, что пилотный проект по проверке автоматическими комплексами фиксации нарушений ПДД наличия у водителей полисов ОСАГО в Москве и, возможно, даже в некоторых регионах стартует в ближайшее время, говорилось уже несколько лет. Последние новости на эту тему появились в феврале 2017 года, речь вновь шла только о пилотном проекте в столице. Тогда были внесены поправки в ряд нормативных актов, благодаря чему базы страховщиков с данным о заключении договоров ОСАГО оказались в распоряжении ГИБДД.

Получилось так, что у ГИБДД уже есть возможность проверять наличие заключенного полиса ОСАГО на любой автомобиль, который попадет в объектив камеры фото-, видеофиксации нарушений ПДД.

О том, что такие договоренности между ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА) есть, не раз заявлял глава РСА .

Согласно его предложениям, проверять на наличие полиса ОСАГО должны не все автомобили подряд, а те транспортные средства, водители которых нарушают ПДД, например превышают скорость или проезжают на красный сигнал светофора. Однако предполагалось, что камеры смогут вычленить из потока и просто автомобили без страховки.

Напомним, что штраф за управление транспортным средством без полиса ОСАГО составляет 800 рублей.

Согласно изначальным планам, штрафы должны были приходить автовладельцам, которые оформили страховку менее пяти дней назад — столько времени требуется на то, чтобы эта информация попала в базу РСА. При этом, как предлагал Юргенс, сначала автовладелец должен получить не «письмо счастья», а простое предупреждение о том, что он ездит без страховки ОСАГО, и только во втором письме уже должен был прийти штраф. Но уж если предупреждение не сработает, то, как грозился Юргенс, штраф за отсутствие ОСАГО будет приходить с каждой камеры, в объектив которой попадется автомобиль нарушителя.

Однако по состоянию на середину августа ни о каком пилотном проекте речи пока не идет. Ситуацию «Газете.Ru» прояснил вице-мэр Москвы, глава департамента транспорта и дорожной инфраструктуры .

«Мы крайне заинтересованы, чтобы камера проверяла по базе данных РСА наличие полиса ОСАГО. Мы действительно хотели сделать некий пилотный проект в первом полугодии, не рассылая штрафы, а просто чтобы предупредить человека: у вас какие-то проблемы с полисом, мы его не видим в базе данных, обратите на это внимание.

Причем письмо это придет не от нас, а от РСА. Мы здесь только даем нашу инфраструктуру. Как только РСА будет готов нам дать качественную базу данных, с которой можно работать по нашим стандартам, мы ее подключим. Мы в этом плане полностью готовы хоть завтра это сделать, ничего сложного в этом нет», — заявил Ликсутов.

В свою очередь исполнительный директор РСА объяснил «Газете.Ru», в чем заключаются сложности внедрения нового вида фото-, видеофиксации нарушений.

«Мы тоже готовы хоть завтра, но есть одна проблема. У нас по закону о персональных данных данные автовладельцев захешированы в системе. И чтобы расшифровать сведения, из нашей системы нужно заходить через России и получать информацию только через них. А в дептрансе хотят подсоединиться к нашей информационной базе напрямую, но сделать это полностью корректно с технической точки зрения невозможно,

— говорит Уфимцев. — То есть мы сами по себе готовы передавать эти данные, МВД их получает, никаких проблем нет. А дептранс работает сегодня через свою информационную систему по отдельному локальному соединению с московской ГИБДД. Поэтому и у них, и у нас есть свои базы, они готовы полностью, но реализуются они со своими особенностями, и скрестить их сейчас и пытаются наши специалисты, но сделать это нелегко.

Это две совершенно разные базы, работающие по разным стандартам с разными требованиями. Поэтому и о каких-то сроках говорить пока сложно. Вроде как можно быстро, но мы вот уже с ними три месяца мучаемся. Тем более ведь нам надо не сделать это только по какому-то особому каналу для одной Москвы, нужно решение и для других субъектов, для МВД».

Между тем замглавы Владимир Кузин еще в 2016 году говорил, что планы штрафовать за отсутствие полиса «автогражданки» при помощи камер фото-, видеофиксации «откладывается на очень отдаленную перспективу».

По оценке , на тот момент еще не существовало технических возможностей, а также норм законодательства, которые позволили бы запустить такую проверку. По словам замглавы ГИБДД, камеры фиксируют нарушения ПДД — выезды на красный сигнал светофора, нарушение скоростного режима, а чтобы проверить наличие полиса ОСАГО, требуется проверка по существующим базам данных, которые несовершенны, соответственно, может появиться много ошибочных постановлений. А этого, понятное дело, в ведомстве очень не хотят — так, в ГИБДД и без того хватает разбирательств с оспариванием водителями административных штрафов.

Отметим, что одна из целей страховщиков, которые лоббируют возможность использования камер автоматической фиксации нарушений для проверки наличия полиса ОСАГО по госномеру автомобиля,- полное исключение так называемых мошенников, которые ездят по поддельным документам.

Однако, по оценке Кузина, в этой борьбе такая мера вряд ли будет эффективна и искоренить эту практику смогут плановые проверки в отдельно взятых регионах, где проблема с поддельными полисами стоит особенно остро, а также полный переход на электронные продажи и разъяснения со стороны РСА о том, что при ДТП фальшивый полис станет только дополнительной проблемой для его обладателя.