Развитие стран азии африки латинской америки таблица. Вспомните, как страны азии, африки и латинской америки попали в колониальную зависимость к европейцам

  1. В чём состояли особенности социально-экономического и политического развития колониальных и зависимых стран?
  2. Существует утверждение, что колониализм принёс странам Азии и Африки больше позитивных изменений, чем негативных. Обоснуйте свою точку зрения на данное утверждение.

1. Колониализм и его последствия

Колониальные захваты индустриальных стран оказали огромное воздействие на развитие покорённых народов. В Европе колониализм рассматривался как «цивилизаторская» миссия, а в странах, ставших его жертвами, - как преступление. Завоевания действительно сопровождались гибелью десятков тысяч людей, разрушениями, уничтожением культурных ценностей. В то же время они способствовали приобщению многих стран и народов к достижениям индустриального общества, толкали их на путь модернизации.

К началу XX в. большинство стран Азии стали колониями или протекторатами европейских держав. Формальную независимость сохраняли Китай, Иран, Османская империя, Таиланд и Афганистан. Однако эти государства вынуждены были заключить неравноправные договоры с индустриальными державами. Последние получали право беспошлинной торговли, строительства и эксплуатации железных дорог, заводов и фабрик на их территориях.

В ряде стран управление главными министерствами и право сбора налогов перешли к европейским державам. Так, в 1879 г. Османская империя, получившая займы от европейских держав на ведение войны 1877-1878 гг. с Россией, объявила о государственном банкротстве, то есть неспособности выплачивать долги иностранным государствам и проценты по ним. В 1881 г. султан передал финансы страны под управление Англии, Франции, Италии, Германии и Австро-Венгрии. Созданное ими Управление Оттоманского государственного долга непосредственно взимало с населения страны налоги, сборы, пошлины и т.д. Сопротивление европейским сборщикам налогов в вассальных владениях Турции дало повод Франции захватить Тунис (1881), а Англии - Египет (1882). Иран, в обмен на получение займов от Англии и России, также передал контроль над своими финансами иностранным советникам.

Страны, попавшие в зависимость, постепенно превращались в колонии. В конце XIX в. начался раздел Китая на сферы влияния, захват имевших важное экономическое и военное значение территорий этой страны. В 1898 г. Германия оккупировала порт Циндао с прилегающей территорией и навязала правительству Китая договор об аренде этих земель на 99 лет. Россия взяла «в аренду» Ляодунский полуостров с портом Порт-Артур. Великобритания получила на тех же условиях полуостров Цзюлун и примыкающие к нему острова, где находилась с 1842 г. колония Гонконг. В 1899 г. США провозгласили доктрину «открытых дверей» в Китае. Согласно ей все великие державы должны были иметь в этой стране равное положение. Любые дополнительные уступки Китая одной из индустриальных стран должны были распространяться на всех. Таиланд (Сиам) был поделён на сферы влияния по англо-французскому соглашению 1904 г., Иран - по англо-русскому 1907 г. Тогда же Англия и Россия договорились о разделе принадлежавшего Китаю района Тибета.

Европейцы не стремились к разрушению традиционного, привычного для жителей зависимых стран жизненного уклада. В Индии англичане оставили в неприкосновенности кастовую систему, признавали право местных князей на сбор налогов с подвластных им крестьянских общин. Тем не менее постепенно образ жизни народов колониальных и зависимых стран претерпевал изменения.

Наплыв европейских товаров разорял местных ремесленников. Крестьянство, вынужденное платить налоги не только «своим» феодалам, но и колониальным властям, стремительно беднело и лишалось земли. Землевладельцев принуждали выращивать лён, хлопок и те технические культуры, которые вывозились в метрополии. В результате сокращалось производство продовольствия, что нередко становилось причиной голода. Разрушалась система общинного земледелия и натурального хозяйства, существовавшая столетиями. Высвобождавшаяся дешёвая рабочая сила использовалась во вновь создававшихся отраслях промышленности, обслуживавших экономику метрополий. Одной из первых получила развитие добыча полезных ископаемых. Это расширяло сферу распространения товарно-денежных отношений. Для доставки товаров, вывоза сырья и продукции плантаций, а также в военных целях в большинстве колоний была создана сеть железных дорог. Народы колоний получили доступ, хотя и ограниченный, к достижениям европейской медицины. В годы Первой, а особенно Второй мировых войн во многих заморских владениях и колониях стран Запада возникли предприятия по ремонту и сборке боевой техники, увеличилось производство электроэнергии.

Показательно, что в XX в. наименее развитыми оказались те страны Азии, которым удалось отстоять свою независимость или те территории, где власть колонизаторов была чисто номинальной или ограниченной. Так, Афганистан, неоднократно подвергавшийся английским нашествиям с территории Индии и сохранивший свою независимость, и в начале XXI в. остаётся одним из немногих государств мира без железных дорог, с родо-племенной структурой общества, преобладанием натурального хозяйства.

Европейцы стремились заручиться поддержкой наиболее влиятельных слоёв общества колониальных и зависимых стран. С этой целью детям местных феодалов, купцов и ростовщиков, сотрудничавших с властями метрополий, разрешалось получать европейское образование. Итоги этой политики были неоднозначными.

С одной стороны, часть местной правящей элиты, чиновничества, представителей торгово-промышленного капитала колониальных и зависимых стран стала сотрудничать с властями метрополий. С другой - именно в среде знати, получившей европейское образование, сформировались люди, недовольные положением своей родины. Они-то и возглавили борьбу за национальное освобождение и модернизацию своих стран. К их числу принадлежали Сунь Ятсен в Китае, Мохандас Ганди в Индии и другие руководители национально-освободительных движений.

Из книги Джавахарлала Неру
«Взгляд на всемирную историю»(1942)

Одной из целей, к которой последовательно стремилась английская политика в Индии, было создание имущего класса, который, будучи креатурой англичан, зависел бы от них и служил бы им опорой в Индии. Англичане поэтому укрепили позиции феодальных князей... и даже поощряли социальный консерватизм под предлогом невмешательства в дела религий. Все эти имущие классы были сами заинтересованы в эксплуатации страны и вообще могли существовать только благодаря такой эксплуатации. <...> В Индии постепенно сложился средний класс, накопивший некоторый капитал, чтобы вложить его в дело. <...> Единственным классом, чей голос был слышен, являлся новый средний класс; детище, родившееся фактически от связи с Англией, начинало её критиковать. Этот класс рос, и вместе с ним росло национальное движение...

Как Дж. Неру объясняет появление нового социального слоя в Индии? Каковы были его цели?

2. Антиколониальные движения в государствах Востока

На рубеже XIX-XX вв. многие страны пережили подъём освободительного движения. Первоначально их целью было восстановление традиционного образа жизни и изгнание иностранцев. Во время так называемого «боксёрского» восстания в Китае в 1899-1901 гг. (другое название - восстание ихэтуаней, или «жёлтых повязок») повстанцы разрушали железные дороги, линии связи, убивали иностранцев и китайцев, носивших иностранную одежду. В Иране во время революции 1905-1911 гг. развернулась борьба за бойкот иностранных товаров. Возникло движение моджахедов - борцов за веру. Они захватывали здания судов и местных органов власти, требуя, чтобы законы соответствовали правовым и религиозным предписаниями ислама (так называемому шариату).

Ни одно из вооружённых антиколониальных выступлений начала XX в. не было успешным. Слишком велико было военно-техническое превосходство колонизаторов. Более того, положение стран, где местное население пыталось «изгнать» европейцев силой оружия, ухудшилось. Они подверглись опустошению, им навязывались новые неравноправные договоры. В Китае ответом на «боксёрское» восстание стала коллективная интервенция колониальных держав. Их войска нанесли поражение повстанцам, Пекин был разграблен. Китай принял унизительные условия мира. Страна должна была выплатить контрибуцию, китайцам запрещалось селиться в кварталах, где жили европейцы, пропаганда против них рассматривалась как преступление и т.д. Революция 1905-1911 гг. в Иране была подавлена при активном участии русских и английских войск.

Неудачи подобных выступлений привели к распространению среди образованных слоёв общества колониальных и зависимых стран понимания бесперспективности вооружённой борьбы с колонизаторами. Появились партии и движения, выступавшие за постепенное, поэтапное освобождение своих стран при помощи мирных средств.

В 1885 г. в Индии была учреждена первая общенациональная политическая партия -Индийский национальный конгресс (ИНК). Его программа была весьма умеренной: введение минимальной таможенной защиты для зарождающейся индийской промышленности, расширение доступа индийцев к высшему образованию, военной службе и органам местного управления.

В борьбе за реформы партия ИНК взяла на вооружение тактику, разработанную её лидером Мохандасом Ганди. В её основе лежала организация кампаний гражданского неповиновения. Суть их была в отказе от сотрудничества с колониальными властями, бойкоте английских товаров и т.д.

При этом полностью отвергалось применение насилия. Метод ненасильственного сопротивления в последующие десятилетия стал основным средством борьбы ИНК за независимость страны.

В 1905 г. в Китае возникла Союзная Лига. Её лидером стал Сунь Ятсен, Лига призывала к свержению монархии, которая ничего не делала для развития страны. Влияние Лиги быстро росло. Она сыграла значительную роль в подготовке и развитии китайской революции 1911-1913 гг. 1 января 1912 г. собрание представителей провинций, охваченных революционным движением, провозгласило страну республикой, её президентом стал Сунь Ятсен. Лига объединилась с другими республиканскими организациями, приняв название гоминьдан (Национальная партия).

Колониальные державы, угрожая очередной интервенцией, потребовали прекратить гражданскую войну, наносившую ущерб их экономическим интересам. В результате соглашения между гоминьданом и императорским двором Китай остался республикой. Сунь Ятсен уступил пост президента генералу Юань Шикаю, имевшему репутацию сторонника реформ и пользовавшемуся авторитетом в армии.

В 1908 г. в Турции произошла так называемая младотурецкая революция. Её возглавили военные из числа сторонников осуществления в стране модернизации. Была установлена конституционная монархия. Создан парламент, большинство в котором завоевали приверженцы экономических реформ. Младотурки сделали ставку на сотрудничество с Германией. Расширилось железнодорожное строительство с участием германского капитала, с помощью немецких офицеров проводилась реорганизация армии. Однако проблема отставания от передовых держав не была решена.

В целом в начале XX в. в странах Востока, за исключением Японии, формировались лишь предпосылки модернизации. В ряде из них возникли политические объединения, выступавшие за реформы. В Китае и Турции сложились отдельные центры промышленного производства. Однако численность рабочего класса - наёмных работников, занятых в промышленности, строительстве и транспорте, - была невелика.

3. Особенности развития государств Латинской Америки

В странах Латинской Америки процессы модернизации развивались более активно, чем в государствах Азии. С колониальной зависимостью от Испании и Португалии было покончено ещё в начале XIX в.

К началу же века XX благодаря притоку капиталов из США и Англии во многих латиноамериканских странах была создана развитая сеть железных дорог. Только на Кубе её протяжённость оказалась большей, чем во всём Китае. Быстро росла добыча нефти в Мексике и Венесуэле.

Горнодобывающая промышленность развивалась в Чили, Аргентине, Перу и Боливии. Однако в целом в экономике этих стран преобладало сельскохозяйственное производство.

Характерной чертой Латинской Америки было существование крупных помещичьих хозяйств - латифундий, поставлявших в Западную Европу и США кофе, сахар, каучук, кожи и т.д. Местная промышленность была развита слабо, большинство промышленных товаров ввозилось из индустриальных стран. Тем не менее в начале XX в. в ряде латиноамериканских государств получило развитие профсоюзное движение, сложились политические партии.

Открытие Южной Америки сопровождалось уничтожением существовавших там индейских государств доколумбовой цивилизации. В результате колонизации на континенте сформировалась совершенно новая система политических и общественных отношений, возникла новая культура. Большую часть населения составляли исповедующие католичество потомки от смешанных браков коренных жителей, переселенцев из стран Европы и рабов-негров, вывезенных из Африки: метисы, мулаты, креолы. Лишь в Аргентине численно преобладали выходцы из европейских стран. В освободившихся от власти Испании молодых латиноамериканских государствах отсутствовали демократические традиции политического и общественного развития. Это стало причиной частых военных переворотов, потрясений и кризисов. Ещё со времён войн за независимость армия играла особую роль в политической жизни Латинской Америки. Существование военных диктаторских режимов отвечало интересам помещиков-латифундистов. Они неоднократно сталкивались с протестом работников плантаций против низких заработков и тяжёлых условий труда. Плантаторы и военные не были заинтересованы в каких-либо переменах. Недовольство аграрно-сырьевой ориентацией экономики латиноамериканских стран проявляла национальная торговая и промышленная буржуазия, постепенно укреплявшая свои позиции.

Стремление к реформам и модернизации неуклонно усиливалось. В Бразилии в 1888 г. было отменно рабство, в 1889 г. рухнула монархия, ей на смену пришла республика. Тем не менее пост президента постоянно занимали ставленники помещиков и военных.

Символом грядущих перемен в Латинской Америке стала мексиканская революция 1910-1917 гг. Борьбу безземельного крестьянства против латифундистов поддержала местная буржуазия, стремившаяся к демократии и свободному рынку. Несмотря на военное вмешательство США в события, итогом революции в Мексике стало принятие конституции 1917 г., установившей в стране республиканский строй. Он сохранялся, в отличие от других латиноамериканских стран, на протяжении всего XX в.

Приложение 2

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Тема:

«Страны Азии, Африки и Латинской Америки в современном мире»

Цель урока:

ü Систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны.

План работы:

1. Общая характеристика стран Азии, Африки и Латинской Америки.

2. Особенности развития.

3. Проблемы стран Азии, Африки и Латинской Америки и пути их

Задание 1.

Заполните таблицу

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

КОЛОНИАЛИЗМ , политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило менее развитых в социально-экономическом отношении, метрополиями. Колониализм прошел ряд стадий: от ранней (с 15 в.), осуществлявшейся преимущественно в насильственных формах (военные захваты и т. п.), до новой, продолжавшейся до нач. 20 в., когда страны почти всей Африки, большей части Азии и Латинской Америки были превращены в колонии и полуколонии. После 2-й мировой войны, с усилением национально-освободительной борьбы, начался распад колониальной системы, в основном завершившийся в х гг.

ПРИЧИНЫ РАСПАДА КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПРОЦЕСС ДЕКОЛОНИЗАЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Этапы

Регионы

Страны

Деятель национально-освободительного движения

Вторая половина 40-х – нач. 50-х гг.

Дальний Восток, Юго-Восточная и Южная Азия

Вьетнам, Индонезия, Корея (1945), Филиппины (1946), Индия (1947), Бирма, Цейлон (1948)

М. Ганди ()

Хо Ши Мин ()

Ближний Восток, Северная Африка

Ливия (1951), Египет (1952), Тунис, Марокко, Судан (1956)

К. Нкрума ()

Тропическая и Западная Африка

Год Африки – 17 государств (1960), освобождение португальских колоний – Гвинея-Бисау (1973), Мозамбик, Ангола (1975)

П. Лумумба ()

Южная Африка

Зимбабве (1980), Намибия (1990)

Н. Мандела (род. в 1918)

Задание 3.

Анализируя путь, пройденный государствами во второй половине ХХ в., историки выделяют

две альтернативные линии преобразований


Проблемы молодых государств

Выбор путей развития (варианты выбора):

В 60-80 гг. «Запад» или «Восток», «капитализм» или «социализм»;

Модернизация или традиционное общество;

Эволюция (например, Индия) или скачок («новые индустриальные

Проблемы внутреннего развития

Отсталость, политический сепаратизм, социальные проблемы: бедность значительной части населения, голод, болезни, проблемы беженцев в районах межгосударственных и этнонациональных конфликтов.

Проблемы отношений с ведущими индустриальными странами:

ТНК и экономическая зависимость, внешний долг , проблемы военно-политического влияния ведущих держав.

Задачи развития стран «третьего мира»

в социально-экономической сфере в политической сфере

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН «ТРЕТЬЕГО МИРА»

Этапы

Специфические особенности развития стран «третьего» мира

Конец 40-х гг.

Активная борьба за независимость остро поставила проблему выбора модели развития. Результат: раскол (Вьетнам, Корея), нарушение территориальной целостности (Китай, Тайвань), устойчивая ориентация на капиталистический (Индия, Пакистан) или социалистический вариант развития (КНР, ДРВ, КНДР)

Большая группа освободившихся стран, особенно с развитым индустриальным укладом, сохраняет связи с капиталистическим миром. Около 30 государств выбирают некапиталистическую ориентацию, как правило, это менее развитые страны, стремящиеся разрешить общественные проблемы, минуя этап капиталистического развития. Для этих государств характерны преобразования общедемократического плана. Высокий уровень косвенной зависимости развивающихся стран. Создается Движение неприсоединения - тенденция к росту политической независимости и международной активности государств

Углубляется дифференциация , ярко выражено стремление добиться экономической самостоятельности (деятельность ОПЕК; развитие машиностроения, импортозамещающих отраслей), на равных участвовать в международном разделении труда. Обостряется проблема внешней задолженности , особенно в Латинской Америке. Возрастает роль Движения неприсоединения. Страны, избравшие социалистическую ориентацию (Ангола, Афганистан, Эфиопия, Мозамбик, Танзания; к концу 80-х гг. - около 10), ставят более радикальные задачи, чем их предшественники

Главная цель стран «третьего мира» на этом этапе меняется: они заинтересованы в привлечении иностранного капитала на любых условиях. Несмотря на успехи развития, сохраняются и нарастают значительные проблемы, связанные с противоречиями между достижением модернизации и сохранением цивилизационной идентичности, глобальные проблемы современности

Пути преодоления отсталости:

Ø Всемерное развитие экспортных возможностей вместо импортнозамещающей индустриализации;

Ø Поощрение ввоза иностранного капитала;

Ø Рыночные реформы (стабилизация денежного обращения , приватизация государственного сектора , введение свободных цен).

Попытка интегрирования в мировую экономику,

стать органической частью мирового сообщества

Модернизация стран «третьего мира» -

попытка внедрения европейской цивилизации

Внедрение современных технологий в сельское хозяйство , «зеленая революция». Создание отечественной промышленности. Изменение социальной структуры (появление местного предпринимательского класса, среднего класса, наемных рабочих. Формирование демократических институтов.

Задание 4.

Соотнесите понятие и его определение:

Понятие

Определение

Апартеид

Сохранение экономической зависимости государства, несмотря на провозглашение его суверенитета

Метрополия

термин, которым обозначались все государства, кроме социалистических и развитых капиталистических государств, после второй мировой войны

Некапиталистический путь развития

Организация стран-экспортеров нефти. Создана в 1960 г. с целью координации цен и объемов экспорта нефти на мировом рынке

Косвенная зависимость

Страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная суверенитета

Деколонизация

объединение стран, провозгласивших основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках. К 1985 г. в движение входило 101 государство.

Год Африки

Ориентация независимого государства на построение социализма и использование помощи со стороны социалистического лагеря

Государство, владеющее колонией

«Третий мир

Год освобождения от колониального гнета 17 государств, 1960

Движение неприсоединения

Освобождение от колониального гнета

Расовая сегрегация, политика, направленная на разделение народов по расовому признаку

Вспомни!

Синквейн - стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

Вторая строчка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

Третья строчка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;

Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

Последняя строка - слово, которое повторяет суть темы.

Схематично синквейн можно отразить так:

    Первая строка. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Вторая строка. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Третья строка. ГЛАГОЛ - ГЛАГОЛ - ГЛАГОЛ Четвертая строка. ФРАЗА Пятая строка. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Пример: Проблема…
Интересная, трудная.
Организует, мобилизует, реализует.
Век живи, век учись.
Творчество.

Задание 5.

Составьте синквейн: Азия, Африка, Япония

Домашнее задание:

На основании материала учебника (гл. 19-20) на отдельном листе выписать проблемы стран по регионам. Подсказка:

Индивидуальные задания.

Центральная Азия - один из ключевых регионов в обеспечении глобальной безопасности. В настоящее время региональные процессы здесь характеризуются столкновением различных политических, экономических, культурноцивилизационных интересов разных государств. В XIX в. борьба за регион велась между Британской и Российской империями. Сегодня на главную роль в ней претендуют США и Китай. В Азии после окончания эпохи коло- ниализма очевидной была тенденция к консолидации. Здесь также действуют такие важные региональные «игроки», как Турция, Иран, Пакистан, Индия. Новая геополитическая борьба разворачивается вокруг доступа к энергетическим ресурсам и контроля над транспортными коммуникациями.

Центральная Азия - один из ключевых регионов в обеспечении глобальной безопасности.

В конце XX - начале XXI в. уровень напряженности в регионе Ближнего и Среднего Востока существенно вырос. США рассматривают данный регион как исключительную сфер}" их интересов. Они стремились устранить неподконтрольные им режимы под разными (большей частью надуманными) предлогами. Это обычно была борьба с распространением ядерного оружия и ракетных технологий, борьба с терроризмом, необходимость предотвращения гуманитарных катастроф. После свержения неподконтрольных режимов следовало создание прозападных правительств. Яркой иллюстрацией стремления США поставить под контроль основной нефтедобывающий регион мира стала военная операция США против Ирака в 2003 г., причем большое внимание в Ираке, как и до этого в Афганистане, уделялось подкупу местной верхушки.

Еще ранее США удалось установить контроль над большинством нефтедобывающих государств региона. Однако проблема сохранения США контроля над своими сателлитами остается актуальной.

На фоне Сирийского кризиса ныне происходит активизация сотрудничества между Россией и Ираном. Однако США и некоторые страны Европы стремятся к тому, чтобы роль России на Ближнем Востоке, в том числе в Ираке и Сирии, в решении региональных геополитических проблем свелась к минимуму.

История взаимоотношений России и Османской империи - это по большей части история войн и перемирий двух мощных государств. Турция - член блока НАТО - в последние десятилетия проделала большую работу для реализации ее стремления к вступлению в Европейский союз. Однако нерешенность курдской, армянской и кипрской проблем, а также преимущественно мусульманский состав населения Турции не дают ей шансов в обозримом будущем вступить в ЕС. С начала XXI в. Россия и Турция стали осуществлять многостороннее партнерство. Резко увеличились торгово-экономические связи, заметно вырос поток российских туристов в Турцию. Однако в отношениях между двумя странами ныне наблюдаются серьезные трения, связанные с украинским и сирийским кризисами, проблемами экономического сотрудничества и существующими у части турецкой элиты идеями пантюркизма и панисламизма.

Ближний Восток называют колыбелью мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. Современная политическая карта региона сформировалась после распада Османской империи и краха мировой системы колониализма. В XX в. в регионе возникло довольно много арабских государств.

В период после окончания Второй мировой войны на Ближнем Востоке также появилось сильное еврейское государство Израиль, опирающееся на поддержку Соединенных Штатов Америки и влиятельного еврейского лобби во всем мире. Возник затяжной и нс прекращающийся арабо-израильский конфликт, продолжающийся до настоящего времени. Ныие конфликт, породивший множество проблем, в том числе проблему беженцев, не только не затухает, но и усиливается. В 1987 г. на оккупированных Израилем арабских территориях вспыхнуло продолжающееся до сих пор восстание палестинцев, получившее название «интифада». Борьба палестинцев за свои права находит поддержку у большей части населения мусульманского мира, во многих европейских и развивающихся странах.

На Ближнем Востоке сосредоточено больше половины мировых достоверных запасов нефти. Предполагается, что до 2030 г. именно в этом регионе будет осуществляться основной прирост добычи «черного золота». Хотя США имеют огромное влияние в регионе, там сохраняются неподконтрольные им страны, прежде всего Иран и Сирия.

В регионе были популярны идеи арабского солидарного социализма, а также происходило возрождение исламского радикализма. Наблюдались противоречия между шиитской и суннитской ветвями ислама и появление различных религиозных групп внутри суннитской ветви.

Важными экономическими центрами региона были Бейрут (до начала разрушительной гражданской войны в Ливане), Стамбул и в последние десятилетия Дубай.

Что касается Африки, то страны этого региона в значительной степени были отстранены от мировых геополитических процессов и не выступали как акторы геополитики. Там до сих пор не наблюдалось активных интеграционных процессов и не были заметны движения, которые бы за них боролись. В колониальные времена административные границы колоний были проведены без учета этнической и племенной особенностей населения. Колониальные власти зачастую даже считали полезным разделять этнические или племенные группы, чтобы затруднить возникновение сплоченной оппозиции колониальному владычеству. Результатом этого стали постоянные этнические и племенные конфликты и войны в постколониальные времена. Геополитики справедливо полагают, что Африка является наиболее конфликтогенным регионом планеты.

Единению Африки мешает низкая легитимность местных стран в глазах населения. Государства Черного континента не способны обеспечивать безопасность и социальную поддержку населению. В Африке нет ни одной страны, располагающей достаточными геополитическими ресурсами, чтобы доминировать в регионе, стать инициатором и лидером регионального интеграционного процесса.

Важно!

По мнению гсополитиков, Африка является наиболее конфликтогенным регионом планеты.

Отчасти лишь ЮАР и Нигерия в состоянии играть некоторую существенную роль за пределами непосредственно прилегающих к ним территорий. В Африке также нет прочно установившихся демократических традиций. Многие жители ассоциируют демократию с хаосом и нестабильностью.

Запомнить!

Единственная межправительственная организация в Африке - это Африканский союз (АС), созданный в 2002 г. на базе Организации африканского единства (ОАЕ) и объединяющий 54 государства Африки.

Согласно Учредительному акту АС целями организации являются:

  • - укрепление единства и солидарности африканских государств и народов Африки;
  • - защита суверенитета, территориальной целостности и независимости государств-членов;
  • - ускорение политической и социально-экономической интеграции континента;
  • - продвижение и отстаивание общих позиций по вопросам, представляющим интерес для континента и его народов;
  • - содействие международному сотрудничеству в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека;
  • - укрепление мира, безопасности и стабильности на континенте;

укрепление и защита прав человека в соответствии с Африканской хартией прав человека и народов и другими инструментами по обеспечению прав человека;

  • - создание необходимых условий, благодаря которым континент сможет занимать достойное место в глобальной экономике и международных переговорах;
  • - содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик;
  • - содействие сотрудничеству во всех сферах человеческой деятельности с целью повышения уровня жизни населения Африки;
  • - координация и гармонизация политики между существующими и будущими региональными экономическими сообществами с целью постепенного достижения целей Африканского союза;
  • - прогресс в развитии континента через содействие в научных исследованиях во всех сферах, прежде всего в сфере науки и технологий;
  • - сотрудничество с соответствующими международными партнерами в деятельности по искоренению болезней и содействию здоровому образу жизни на континенте .

Однако сохраняется малая эффективность этой организации, как и ее предшественницы.

Еще одна причина отстраненности Африки от мировой геополитики заключается в том, что после окончания холодной войны у ведущих мировых держав в этом регионе не было серьезных интересов в сфере безопасности. Если в годы холодной войны глобально противоборствовавшие сверхдержавы США и СССР уделяли специальное внимание Африканскому континенту, то после ее завершения особого стремления среди мировых держав и местных стран бороться за доминирование на континенте не наблюдалось.

Тем не менее в последние годы крупные мировые державы, особенно Китай, обращают все большее внимание на Африканский регион. Их интересы в Африке сосредоточены в сфере природных ископаемых, прежде всего энергоресурсов - нефти и газа. Китай стал серьезным соперником США в Африке в сфере борьбы за контроль над энергоресурсами. Он предпринимает активные действия для получения доступа к сырьевым запасам Африки для обеспечения растущих потребностей своей экономики.

Можно сказать, что в отдаленной перспективе в результате существенного увеличения значения Африки в удовлетворении мирового спроса в сырье и особенно энергоносителях континент может стать одним из возможных мировых центров многополярного мира. Но пока об этом еще рано говорить. Африка в отчетах мировых СМИ является регионом, в значительной степени дестабилизирующим современное геополитическое пространство. Она известна общественности разных стран из-за недоедания и просто голода, неграмотности, экологическим катастрофам, высокой детской смертности, эпидемиям, поражающим миллионы людей и распространяющихся далее по всей планете. Об Африке вспоминают благодаря сводкам новостей о локальных конфликтах и войнах, потоках беженцев, гуманитарной помощи, пиратстве и браконьерстве.

В целом в геополитическом плане Африка ныне заметно тяготеет к Западу и стремится получить от него максимально возможную помощь.

Что касается стран Латинской Америки, то исторически по мере укрепления экономической, финансовой, военной мощи и политического веса США этот регион постепенно втягивался в геополитическое поле северного соседа. В декабре 1823 г. президент Соединенных Штатов Джеймс Монро обратился к Конгрессу США со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития принципов внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина, известная также по лозунгу «Америка для американцев», содержала три основных положения, выдававшихся за принципы внешней политики США: во-первых, невмешательство американских государств во внутренние дела Европы, во-вторых, невмешательство европейских государств во внутренние дела Америки, в-третьих, решимость препятствовать всяким попыткам европейских государств покушаться в какой-либо форме на независимость американских государств путем их колонизации. Она была направлена отнюдь не против колониализма вообще, а лишь против экспансии европейских государств на Американском континенте. В 1840-х гг. доктрина и призывы к континентальной солидарности зачастую служили прикрытием для присоединения к США более половины территории Мексики (современные штаты Техас, Калифорния, Аризона, Невада, Юта, Новая Мексика, Колорадо, часть Вайоминга).

В начале XX в. США организуют многочисленные интервенции на Кубу, в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую Республику, Никарагуа, Панаму и другие страны. Начиная с середины XX в. и до настоящего времени вмешательство США в жизнь стран Латинской Америки продолжается. «Сомоса - сукин сын, но наш сукин сын», - любил говорить президент США Франклин Делано Рузвельт о бывшем проамериканском диктаторе Никарагуа Анастасио Сомосе (старшем).

Огромное влияние на обстановку в регионе оказала революция на Кубе 1959 г. и приход к власти тогда еще молодых революционеров-бородачей («барбудос») во главе с Фиделем Кастро. СССР тогда оказал существенную поддержку Кубе, и это даже стало причиной Карибского (Кубинского) ракетного кризиса 1962 г. Тогда США удалось в значительной степени изолировать Кубу в регионе.

Конец XX - начало XXI в. внесли изменения в геополитическую карту региона. Там стал наблюдаться так называемый «левый поворот», когда существенно возросло влияние левых, антиимпериалистических сил, появились яркие, харизматические личности типа ныне покойного президента Венесуэлы Уго Чавеса. Во многих странах к власти пришли представители левых политических сил.

В конце XX в. Россия усилила внимание к данному региону. Однако Латинскую Америку не стоит рассматривать как единый центр силы, - скорее как конгломерат разнородных стран. Тем не менее, в отличие от Африки, на континенте наблюдается стремление к интеграции. Россия стремится использовать как многосторонние формы взаимодействия, так и двусторонние связи. Особое значение имеют связи с такими крупными государствами региона, как Бразилия, Аргентина, Мексика.

Таким образом, развивающиеся страны имеют свои геополитические интересы, не всегда совпадающие друг с другом. Их влияние на решение мировых проблем постепенно растет. Крупнейшие державы должны считаться с их интересами, тем более что некоторые развивающиеся страны сами становятся глобальными игроками.

В России также увеличивается интерес к развивающимся странам. Она отошла от односторонней ориентации 1990-х гг. исключительно па страны Запада, дополненной в следующем десятилетии еще и ориентацией на Китай. Теперь ее политика становится все более многовекторной. Ситуация осложняется в связи с большими геополитическими изменениями в современной картине мира. Ныне происходит трансформация от моноцентричной модели мироустройства к полицептричиой. Это связано с быстрым экономическим, политическим и военным развитием Китая, попытками возрождения России, образованием различных интеграционных объединений и союзов, находящихся вне зависимости от США, а также с увеличением геополитической нестабильности, возрастанием количества кризисов и конфликтов, нарастанием глобальных проблем, связанных друг с другом.

  • The Constitutive Act of the African Union: adopted in 2000 at the Lome Summit (Togo),entered into force in 2001. URL: http://www.au.int/en/about/constitutive_act (дата обращения: 20.02.2016).

Крупнейшим событием послевоенной истории стал распад колониальной империи. Предпосылками и причинами деколонизации были разгром Германии, Италии и Японии во второй мировой войне, ослабление контроля метрополий над своими колониями, рост влияния и потенциала колоний (особенно английских доминионов), развертывание массового национально-освободительного движения, которое в большинстве стран имело вооруженный характер, большое влияние на освобождение стран произвела "холодная война", которая давала возможность маневрировать между великими державами и способствовала падению колониализма.

Важным фактором было отрицательное отношение к колониализму в странах-метрополиях и мировой общественности. В процессе деколонизации можно выделить несколько этапов.

На первом этапе (1943-1956 гг.) процесс деколонизации охватил Азию и Северную Африку. Европейские страны отказались от своих мандатов на управление Палестиной и Иорданией (Англия), Ливаном и Сирией (Франция). Была решена судьба итальянских и японских колоний и подмандатных территорий. Англия предоставила независимость Индии (1947 г.), предварительно разделив ее на два государства - Индию и Пакистан, островам Цейлон (Шри-Ланка) и Бирме. Провозгласили свою независимость Индонезия (17 августа 1945), Вьетнам (2 сентября 1945). В 1953 г. Франция признала независимость Камбоджи и Лаоса. В 1946 г. США предоставили независимость Филиппинам.

В 1956 г. Англия признала полный суверенитет Судана, а Франция - независимость Туниса и Марокко.

На первом этапе колонизаторы пытались сохранить под своей властью значительную часть владений. Независимость получили лишь те государства, которые удержать в колониальном положении стало невозможно. Однако после 1956 г. Англия и 1958 г. Франция пошли путем отказа от своих колониальных владений.

На втором этапе (конец 50-х-60-е годы) процесс деколонизации охватил в основном Африку. В 1957 г. Англия предоставила независимость Гане, Малайзии, а в 1958 г. - Гвинее. Переломным стал 1960 г. В этом году уволились 17 стран: Габон, Дагомея, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, Центрально-Африканская Республика, Конго (Браззавиль), Республика Конго (Заир), Камерун, Мавритания, Мали, Нигерия, Мадагаскар, Сенегал, Сомали, Того.

В последующие годы начался процесс деколонизации британских владений на Востоке Африки. В 1961 г. независимость получила Танганьика, в 1962 г. - Уганда, в 1963 г. - Кения, в 1964 г. - Занзибар, Замбия, Малави, в 1965 г. - Гамбия.

Во время третьего этапа (70-е годы) упала последняя старейшая колониальная империя - португальская. Независимость обрели Гвинея-Бисау, острова Зеленого Мыса, Ангола, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи.

На этом деколонизация не завершилась. Во время четвертого этапа (80-90-е

годы) обрели независимость последние обломки колониальных империй. В 1980 г. была окончательно урегулирована проблема Южной Родезии (Зимбабве), в 1982 г. Англия предоставила независимость Белиза, в 1990 г. под давлением мировой общественности ЮАР предоставила независимость Намибии, в 1997 г. Китай восстановил свой суверенитет над Гонконгом, в 1999 г. - над Макао.

Получив политическую независимость, новые страны не стали экономически самостоятельными. Бывшие метрополии и США продолжали диктовать цены на сырье и продовольствие, промышленное оборудование. Но зависимость была теперь не следствием политического давления, а результатом отсталости. Страны Азии, Африки и Латинской Америки оставались аграрно-сырьевыми придатками, зависели от поставок машин, оборудования, притока внешних инвестиций. Эта отсталость закреплялась господством традиционного уклада жизни, неграмотностью большей части населения, неразвитостью коммуникаций и средств связи (инфраструктуры).

Проблема отсталости усилилась после Второй мировой войны из-за повышения темпов роста населения. Демографический взрыв произошел в момент, когда только начиналась трансформация традиционных социально-экономических институтов в странах, начавших получать независимость.

Аграрное перенаселение в ряде регионов привело к настоящей катастрофе. Использование всех земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, вырубка лесов, истощение источников пресной воды породили проблему урбанизации.

Под давлением демографического взрыва и политики правительств, направленной на модернизацию общества, традиционный уклад жизни начал разрушаться. Новые отношения сосуществовали со старыми общественными, экономическими и политическими отношениями. Экономика стала многоукладной, социальная структура - пестрой, причем большая часть населения оказалась в переходном маргинальном состоянии. Это приводило к социально-политической нестабильности. Происходили революции, государственные перевороты, военные мятежи, гражданские войны, межгосударственные, национальные конфликты. Все это стало характерной чертой развития стран Азии, Африки, Латинской Америки.

В решении всех проблем страны шли каждая своим путем. У них были разные стартовые позиции и не одинаковые темпы развития.

В августе 1947 г. Индия получила независимость, при этом она была разделена по религиозному признаку на два доминиона - Индию и Пакистан. После провозглашения независимости между двумя государствами вспыхнули столкновения, в результате которых погибло много людей.

В 1950 г. Индия была провозглашена парламентской республикой. Первое правительство было возглавлено лидером Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру. Его правительство осуществило ряд реформ: крестьяне получили землю, была проведена частичная национализация промышленных предприятий и банков. В результате в стране появился мощный сектор экономики, способный осуществлять наукоемкие и дорогостоящие проекты в различных областях: металлургии, ядерной энергетики.

В 1980-1990 гг. Индия столкнулась с серьезными проблемами, связанными с

ростом религиозного экстремизма и сепаратизма. В результате террористических актов погибли два премьер-министра страны - Индира Ганди , а затем её сын Раджив Ганди . Тем не менее Индии удалось спра­виться с внутренними проблемами и со­хранить свой статус сильнейшего в эконо­мическом и военном отношении государ­ства Южной Азии. Индия с момента провозглашения независимости установила дружеские отношения с Россией, которая стала её важным партнёром в эко­номической, торговой и военно-технической сфере.

Япония после поражения во Второй мировой войне начала проводить радикальные реформы, которые изменили социально-экономическую сферу и общественно-политическую жизнь. Реформы осуществлялись при содействии американских оккупационных властей. Аграрная реформа ликвидировала клан помещиков и ростовщиков и передала землю крестьянам. В политической сфере была принята новая конституция, которая сохранила институт императора, но определила его роль как «царствует, но не управляет». В стране утвердилась многопартийная парламентская система с доминирующей Либерально-демократической партией. Законодательно закреплялось положение о том, что Япония не должна иметь армию.

В начале 50-х гг. страна была преимущественно аграрно-индустриальной, но уже через 30 лет превратилась в передовую индустриальную державу.

Японское «экономическое чудо» являлось следствием нескольких факторов. Поскольку страна была бедна полезными ископаемыми, то она выбрала экономическую политику заимствования и использования зарубежного научно-технического опыта, изобретений при активной роли государственного регулирования. Япония опередила многие страны в автоматизации производства и внедрении роботов. Немаловажным стартовым фактором стал приток американского капитала и технологий.

Успехи Японии стали возможны благодаря напряженному труду, высокой трудовой этике, корпоративной дисциплине.

Большое влияние на процессы, которые происходили в развивающихся странах после войны, оказывали идеи социализма.

В 1949 г. в Китае к власти пришли коммунисты, которые победили в гражданской войне сторонников Гоминьдана. Лидер коммунистов Мао Цзэдун 1 октября 1949 г. провозгласил образование Китайской Народной Республики.

Аграрная реформа ликвидировала помещичье землевладение, земля передавалась крестьянам. Началась коллективизация. Сущность политики Мао была в осуществлении идеи строительства коммунизма с помощью «большого скачка». В сфере промышленности были приняты планы форсированного развития производства с нарушением технических норм, технологических процессов. В итоге производство в городе и деревне было дезорганизовано.

После провала политики «большого скачка» Мао стал проводить «культурную революцию». В ходе ее он расправился с реальными и мнимыми оппозиционерами; репрессиям подверглись партийные кадры и представители образованной части общества. Мао Цзэдун умер в 1976 г.

В 1978 г. было принято решение о проведении широкомасштабной экономической реформы. Идеологом нового курса стал Дэн Сяопин. Были распущены коммуны, земля возвращалась крестьянам, была легализована торговля. В промышленности и торговле начал развиваться мелкий и средний частный сектор. Администрациям предприятий в промышленности была предоставлена самостоятельность. Переориентация производства с тяжелой промышленности на предметы массового потребления и экспортные товары двинула промышленность вперед, изменила быт населения.

Китай стал в 1990-е гг. крупнейшим объектом вложения иностранного капитала и по ряду показателей объёма производства к концу 90-х гг. вышел практически на первое место в мире.

Страны Латинской Америки принадлежат к особой цивилизации, включающей как западные черты, так и элементы традиционных местных индей­ских культур. Весомый вклад в формирование этой цивилизации внесли потомки рабов-африканцев, привезённых колонизаторами в Новый Свет.

В отличие от Азии и Африки, перед государствами Латинской Америки в XX в. не стояла проблема достижения национальной не­зависимости. Большинство из них добилось освобождения от коло­низаторов ещё в XIX в. Однако формально суверенные государства оказались в политической и экономической зависимости от США.

Новый период в развитии стран Латинской Америки наступил в 1960-1970-х гг. После свержения проамериканской диктатуры в 1959 г. на Кубе к власти пришло правительство во главе с Фиделем Кастро, которое начало строительство социалистического общества по советскому образцу. На развитие Кубы оказали влияние те же факторы, которые вызвали кризис социалистической системы в целом. Большинству государств Латинской Америки удалось достичь успехов в развитии экономики, но серьёзной помехой для их дальнейшего роста стала внешняя задолженность. Проблемой для должников было не только погашение долгов, но и своевременная выплата процентов по ним. Во многих странах региона существует пропасть между наиболее богатыми и бедными слоями населения. Неравенство порождает социальную напряжённость, нередко выливающуюся в народные восстания (Мексика, страны Центральной Америки) и партизанское движение (Перу, Колумбия и др.).

В последние десятилетия XX века быстрое экономическое развитие некоторых стран Азии и Латинской Америки вывело их в лидеры современной цивилизации. Но в тоже время в этих странах сохраняются проблемы: бедность, отставание в экономическом развитии, политическая нестабильность

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя -- Португалии -- рухнула в 1975 г.

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья -- соседним Заиром.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения.

Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.

В годы второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий (в том числе и из разгромленных держав фашистской оси). Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. Соединенные Штаты не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национализацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое правительство вернуло компании ее собственность.

Неудачи попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти революционным путем, после свержения режима генерала Ф. Батисты в 1959 г. и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в содействии решению назревших социально-экономических проблем стран континента, предотвращению появления у них стремления искать поддержки СССР.

Авторитарные режимы: опыт модернизации. Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Цикл чередования военных и гражданских режимов в Латинской Америке прервать не удалось, поскольку он выполнял, по сути дела, ту же социально-экономическую роль, что смена у власти правых и левых партий в странах демократии.

Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах, создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки -- Бразилии (население 160 млн. человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964--1985).

Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья вглубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые страны, в частности Африку.

Новая социальная структура современного общества

Социальная структура общества - это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства.