Лагаш — богатый город. Краткие описания шумерских городов Договор между городами лагаш и умма

Эреду (Город-жрец)
В переводе, возможно, означает “добрый город”. Место, с которого началась и материальная, и священная история Месопотамии. Был расположен на самом крайнем юге, в месте впадения Тигра и Евфрата в Персидский залив. Еще в середине IV тыс. до н.э. здесь появилось первое большое святилище, от которого дошел до нас только фундамент. Через 500 лет святилище стало храмом бога Энки. Считалось, что все тайны мира и источники жизни происходят из Эреду, поскольку в этом месте расположен вход в таинственную водную бездну - Абзу. Потому и храм Энки назывался “Дом Абзу”. Жизнь города Эреду оказалась недолгой. Уже в начале III тыс. граждане покинули его и переселились в более северные Ур и Урук. Эреду стал городом-призраком и городом-символом. Все жрецы культа Энки, жившие в самых разных городах, называли себя “жрецами из Эреду”. Почему город опустел - неясно. То ли засолились почвы, то ли после отступления залива началась засуха. Сами шумеры объяснили переселение жителей из Эреду в Урук тем, что Инанна украла у своего отца МЕ и на ладье переправила их в свой город. Ни одной надписи из Эреду до нас не дошло.

Урук (Город-воин)
По-шумерски произносили “унуг”, но какой народ так назвал город и что это значит - неизвестно. Об Уруке в древности говорили, что это первое огражденное поселение в мире, и следовательно - первый город. Легенду эту никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Однако, мы достоверно знаем, что письменность появилась именно в Уруке и что именно Урук был первым центром военно-политического союза шумерских городов. Герои Урука - могущественные цари-жрецы шумерского эпоса Энмеркар, Лугальбанда и Гильгамеш, воевавшие с племенами Иранского нагорья. При Гильгамеше Урук стал главным городом Шумера. Урукские хозяева - небесные боги Ан и Инанна (Венера), а родоначальником царской династии Урука был бог Солнца Уту. В Уруке появляется первый известный археологам Дом Народного Собрания, что говорит о зачатках общинной демократии. Правитель в то время не назывался словом lugal “царь”, а носил титул en “обладатель, господин”. Это был титул жреца-супруга Инанны в священном браке. Урук - не только первая столица шумеров и символ их военного превосходства, но и город-долгожитель, в котором до эпохи Рима не прерывалась религиозная и письменная традиция.

Ур (Город-купец)
По-шумерски “урим”, перевод неизвестен. Город, дважды бывший столицей могущественного царства. В начале шумерской истории здесь было налаженное хозяйство и писцовая школа, готовившая кадры бюрократов-учетчиков. Хозяин Ура лунный бог Нанна покровительствовал счету времени и точному знанию. Морская транзитная торговля стала причиной скопления несметных сокровищ - золота, лазурита, сердолика, серебра, из которых лучшие мастера делали для царской семьи украшения, музыкальные инструменты и оружие. Все эти шедевры были обнаружены в погребении царицы Пуаби, которую сопроводили на тот свет многочисленные слуги. Царская власть Ура всегда была сильна и богата. К тому же Ур был явным любимцем богов: через много столетий ему была вручена неограниченная власть над всеми городами и народами Месопотамии. Эпоха III династии Ура была временем расцвета шумеро-аккадской культуры в такой же мере, в какой ее можно считать эпохой кризиса шумерской цивилизации. После распада последнего шумерского государства Ур опять жил хорошо за счет моря и крепких купеческих традиций. Можно назвать его городом образованных коммерсантов.

Шуруппак (Город бессмертного)
Об этом городе мы знаем или из хозяйственных текстов, или из мифов и позднейших легенд. Известно, что в самой ранней древности его правители были выборными людьми и правили по очереди (очередность переходила от квартала к кварталу). Дошли тексты местной писцовой школы: пословицы, фрагменты мифов и списки богов. Но самая знаменитая история, связанная с Шуруппаком, - конечно, история о потопе и чудесном спасении праведника, которые боги сделали бессмертным. Праведника звали Зиусудра (“Жизнь (на) долгие дни”) и был он правителем Шуруппака. В политической активности этот город не замечен, а чем занималась его хозяйка Суд - об этом, судя по отсутствию сведений, не знали даже сами шумеры.

Ниппур (Город-судья)
Ниппур был географически центральным городом Шумера, поэтому он стал и космогонически центральным, объединив под своей сакральной властью все остальные города (как Афины в Греции). Хозяин Ниппура - могущественный Энлиль, бог воздуха, природы и мирового порядка. В Ниппуре заседало собрание богов, выбиравшее для Страны царя. В Ниппуре принимались важнейшие законодательные решения. Для Ниппура нехарактерна политическая активность, в нем никогда не было царей. Зато здесь располагалась самая крупная библиотека и самая знаменитая писцовая школа. Всеми своими знаниями о шумерской религии мы обязаны ниппурским школьным учителям, работавшим по совместительству государственными или храмовыми писцами. Именно они донесли до нас все мифы и эпические тексты шумеров, пословицы, заклинания и фрагменты ритуалов.

Лагаш (Город-строитель и летописец)
В переводе означает “кладовая”. Лагаш - единственный из значительных шумерских городов, расположенный на канале, отведенном от Тигра, а не от Евфрата. Поэтому он всегда находился в некоторой изоляции от соседей, что, впрочем, только добавляло ему амбиций. Хозяин города - покровитель созидания (главным образом, строительства и земледелия) Нингирсу, известный также как покровитель оборонительной войны. Лагаш - город, через историю которого нам приходится воспринимать всю раннюю шумерскую историю. Связано это с тем, что в Лагаше изобрели летописание и притом тщательно выписывали все грамматические формы (что устранило двусмысленность при чтении, хотя и не помогло устранить многосмысленность при интерпретации). В Шумере всегда строили много, но только в Лагаше так много писали о том, что строили. Начали с простого перечисления объектов, потом прибавили к этому списку перечень своих военных и политических доблестей, потом начали подробно писать о законах. Так начались исторические тексты. Гудеа добавил к строительно-политической части описание своих священных снов и путешествий, в которых он встречался с богами. Получился гимн, прославляющий одновременно и богов, и правителя. Потом из этого возникли уже полноценные царские гимны, воспевавшие обожествленных правителей Шумера. В раннешумерскую эпоху город жил превосходно, многие из его правителей были царями всего Шумера. При Саргонидах Лагаш не потерял своего влияния на политическую жизнь страны. В эпоху владычества кутиев Лагаш жил очень богато и процветал, но после разгрома оккупантов был обвинен в предательстве и исключен из общешумерского списка царских династий. С тех пор Лагашу так и не удалось вернуть свое политическое и идеологическое могущество.

Умма (Город-узурпатор)
Этот странный город, сосед и враг Лагаша, вошел в историю только двумя неблаговидными поступками. Сперва его правители незаконно захватили территорию, по договору принадлежавшую Лагашу. Это вызвало большую войну, в которой Умма неизменно проигрывала. А затем, когда Лагаш был на вершине своего политического могущества, царь Уммы Лугальзаггеси объявил себя царем всего Шумера и напал на соседей. Лагаш тогда сильно пострадал, но вконечном итоге был отомщен: аккадский правитель Саргон сбил спесь с уммийского узурпатора, сперва победив его в честном бою, а затем ритуально лишив его власти. Впрочем, Умма была хорошо известна и после Саргонидов, и даже в эпоху III династии Ура. Это был средней величины город с хорошо развитым производством. Его хозяином считался бог Шара, чем-то напоминавший Нингирсу.

Киш (город-политик)
Самый северный город Южной Месопотамии. Здесь говорили и по-шумерски, и по-семитски, и, возможно, по-эламски. В историю страны вошел как город-политик. Именно здесь составлена первая царская надпись, совсем короткая. Но это был самый первый исторический документ, который гласил: "Энмебарагеси, царь Киша". И царский титул (lugal) тоже впервые появляется в этом городе. Быть царем поначалу значило "носить титул правителей Киша". Старая дружинная песня о Гильгамеше говорит о том, что когда-то именно Киш был главным городом Шумера. Кишский царь распоряжался гражданами всех других городов, которые считались младшими братьями Киша. Но правителю Урука Гильгамешу такая участь не понравилась, он объявил Кишу войну и выиграл ее. С тех пор главным городом стал Урук, но Киш еще долгое время был в почете. В ассиро-вавилонское время в результате языковой игры титул "царь Киша" (lugal-Kisha) стали переводить "царь Вселенной" (shar kishshati). Так провинциальный Киш приобрел космическое значение.

Вавилон (Город мира)
Вечный город, смененный на своем посту Римом. Вавилон был известен еще в шумерское время. Назывался он тогда по-семитски Babbilum "переносящий (тяжести)" (вероятно, из-за своего могучего и богатого порта). Из названия следует, что основали его или аккадцы, или западные семиты (амореи). Впрочем, шумеры тоже считали его своим, поэтому назвали его ka2-dingir-ra, что в переводе на семитский должно звучать как bab ilani "врата богов" (такая народная этимология). В Книге Бытия, как известно, имя Вавилон выводится из корня "смешивать", поскольку-де именно в этом месте Господь смешал языки строителей великой башни. Но это уже совсем далеко от истины. Вавилон - город могущественной царской власти, великих законодательств, прославленных на весь мир литературных произведений и научных трудов. Он переживал расцвет в эпоху двух правлений. При Хаммурапи (XVIII в.) Вавилон считался центром мироздания, а его бог Мардук - царем богов и мудрейшим из богов. При Навуходоносоре Втором (VI в.) Вавилон был культурной столицей мира и городом великой воинской славы. Свой последний подъем Вавилон испытал при Александре Македонском, когда в конце IV в. до н.э. стал столицей его империи и смертным одром великого полководца. Вавилон - это Законы Хаммурапи, висячие сады Семирамиды, Эпос о Гильгамеше и по-библейски глубокие размышления Невинного Страдальца о месте человека в мире.

Ниневия
Город был столицей трех царей, из которых первый - Синаххериб - вырезал и разрушил Вавилон, второй - Асархаддон - покорил Египет, а третий - Ашшурбанапал - уничтожил Элам. В столицу империи приезжали лучшие мастера рельефа, храмы и писцовые школы готовили кадры не хуже. Поэтому именно в Ниневии необычайно расцвели искусства и науки. Прославлялась воинская мощь Ассирии и доблести ее царей, переписывались и подновлялись литературные тексты древности. Именно ниневийская библиотека Ашшурбанапала была самым большим и разнообразным книжным собранием древнего мира (которое превзошла впоследствии только Александрийская библиотека). Ниневия не прожила и столетия, пав в 612 г. под ударами мидийцев и вавилонян. Ужасная столица была проклята всеми еврейскими пророками и так прочно забылась, что откопали ее только в начале XIX века уже нашей эры.

Поселение Лагаш возникло, по-видимому, на рубеже 5 - 4 тысячелетий до н. э.

Долгое время считалось, что древний город Лагаш соответствовал городищу Телло (древний Гирсу), но сейчас учёные локализуют его в Тель Эль-Хибба, грандиозном городище в 480 гектаров в 20 км к юго-востоку от Телло и 15 км к востоку от современного города Шатра.

Шумерские цари страны Лагаш (SHIR.BUR.LA ki) правили на территории ок. 3000 км2, к югу от собственно страны Шумер.

О древнейшей истории Лагаша известно мало. В Раннединастический период столица нома была перенесена из города Лагаша (букв. «Место ворон» , совр. Эль-Хибба) в Гирсу (совр. Телло), где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Нгирсу. Кроме городов Гирсу и собственно Лагаш (или Урукуга букв. «Священный город» - эпитет Лагаша), в состав этого нома входил ещё целый ряд более или менее крупных поселений, по всей видимости, обнесённых стенами: Нина (или Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых Нин-Нгирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше, богине Гештинанне, исполнявшей обязанности «писца страны без возраста» , и Гатумдуг - богине матери Лагаша.

Лагашские правители носили титул энси и получали от совета или народного собрания звание лугаля (царя) только временно, вместе с особыми полномочиями, на время важного военного похода или проведения каких-либо других важнейших мероприятий.

1-я династия Лагаша

Первым известным в истории царём Лагаша считается Ур-Нанше. Он также был родоначальником 1-ой династии Лагаша. Ур-Нанше заложил основы будущего могущества Лагаша так как способствовал укреплению земледелия, постройке оборонительных стен вокруг древнего Лагаша, и возведению новых храмов.

В 25 - 24 вв. до н. э. идёт усиление нома Лагаш. В то время там правила I династия правителей Лагаша. По богатству лагашское государство уступало разве только южношумерскому государству Уру-Уруку. Лагашский порт Гуаба (букв. «Берег моря» ) соперничал с Уром в морской торговле с соседним Эламом и Индией. Лагашские правители не менее прочих мечтали о гегемонии в Нижней Месопотамии, но путь к центру страны преграждал им соседний город Умма. С Уммой к том же в течение многих поколений шли кровавые споры из-за пограничного между этими двумя номами плодородного района Гуэдену.

При царе Лагаша, Эанатуме который правил около 2400 до н. э. Лагаш смог победить в этой борьбе и покорить Умму. Лагашцы смогли подчинить соседние города Ур, Адаб, Акшак и также совершать походы в Элам.

Эанатум

Следующим великим царём Лагаша можно считать Эанатума. При нём Лагаш начал усиливаться. В его царствование давний враг Лагаша, город Умма, отложился от него и начал войну с лагашцами. Двое энси (правителя) Уммы, Ур-Лума и Энкале, совершали военные походы против Лагаша, но оба окончились неудачей. Эанатум покорил уммийцев и вновь заставил их выплачивать дань Лагашу.

Эанатум также совершил несколько военных походов в Междуречье, покорив города Урук и Ур. Вскоре ему пришлось столкнуться с опасной коалицией северных шумерских городов и эламитов. Города , Акшак, и эламиты объединили свои силы и напали на Лагаш. Эанатум смог разбить врагов и прогнать эламитов, а шумерские города привёл к покорности. Когда он умер, Лагаш стоял на вершине могущества в Междуречье.

После смерти Эанатума, власть в стране принял его брат Энаннатум I, затем его сын Энметена. Около 2350 до н. э. ему пришлось вести повторные войны с Уммой, так как уммийцы продолжали враждовать с Лагашем из за полосы Гуэден. Энметена смог победить Умму и поставить там своего правителя. Но уммийцы, видимо, сумели сохранить независимость и продолжали враждовать с Лагашем.

Жрецы бога Нин-Нгирсу

В то время вторыми по могуществу лицами в Лагаше были верховные жрецы бога Нин-Нгирсу. После пресечения рода царя Ур-Нанше верховную власть в Лагаше (около 2340 до н. э.) забрал в свои руки некто Дуду, кто был жрецом бога Нин-Нгирсу. Его наследники Энентарзи и Лугальанда были весьма непопулярными правителями, об их правление в Лагаше осталась очень недобрая память. И Энентарзи и Лугальанда более пеклись о преумножении своего богатства. Не менее 2/3 храмовых хозяйств перешли во владение правителя - энси, его жены и детей. Лагашцы облагались тяжёлыми податями и налогами, которые разоряли население. Владычество жрецов длилось до 2318 до н. э., когда Лугальанда был низложен новым царём Лагаша - реформатором Уруинимгиной.

Правление Уруинимгины

Приход власти Уруинимгина (правивший в 2318 до н. э. - 2311 до н. э.) был хотя и бескровным, но довольно насильственным. Предыдущий энси Лугальанда, которой разорял страну поборами, был им низложен. Простое население Лагаша, видимо, привествовало эту смену власти. Уруинимгина действительно был довольно популярным правителем. Он снизил многие налоги и не разрешал чиновникам грабить народ. Он также возвратил многие захваченные частными лицами земли, храмам, что, видимо, могло способствовать умиротворению жреческого сословия Лагаша. При Уруинимгине лагашцы опять вели тяжёлые войны с их давними соперниками - уммийцами, от которых Лагаш потерпел нескольно унизительных поражений. Хотя войны эти так и закончились ничем, Лагаш был довольно ослаблен. Когда в 2311 до н. э. в Лагаш вторглись войска великого царя Шаррумкена (Саргона Великого), основателя Аккадского государства, Лагаш не имел сил чтобы успешно противостоять нашествию. Нгирса - столица Лагаша была захвачена, а сам Уруинимгина пропал без вести. Лагаш более чем на столетие попал под власть Аккада. 1-я Династия Лагаша, таким образом, прекратила своё существование.

Подчинение Аккаду

Правление аккадских царей было довольно жестоким, они контролировали практически весь регион Междуречья. Под властью Аккада оказались также и много шумерских городов. Однако покорённые ими шумеры продолжали сопротивлятся. Против аккадцев поднимались частые восстания, к которым присоединялся и Лагаш. Однако эти восстания большей частью не были успешными. Шумеры постоянно терпели поражения, и Аккадские цари не замедляли наказывать восставших. Наиболее жестоким считается Римуш, при нём Лагаш был сильно опустошён и потерял множество людей. Однако аккадцы удерживали власть в Лагаше, немногим больше века. После смерти их последнего царя Шаркалишарри, и распада Аккадского государства под натиском племён кутиев, Лагаш смог вновь вернуть себе самостоятельность.

2-я Династия Лагаша

Первые послеаккадские правители Лагаша, были довольно незначительными фигурами, и сведений о них сохранилось мало. Расцвет Лагаша начинается с царя Ур-Бабы, которой смог завоевать Ур и Урук. Последний энси Лагаша - Наммахани, был союзником царя кутиев Тирикана в его исторической битве с царём Урука, Утухенгалем. Это сражение произошло около 2109 до н. э. Кутии потерпели сокрушительное поражение от урукцев, и потеряли своё влияние в Междуречье. Мощь Лагаша тоже была подорвана, но лагашцы сумели сохранить свою самостоятельность. Однако спустя несколько лет после поражения, Лагаш всё таки был завоёван царём Ура - Ур-Намму. Лагаш попал под власть урцев и больше, как независимое государство, не возрождался.

Литература

  • Sauvage, Martin , Lagaš (ville) // Dictionnaire de la Civilisation Mésopotamienne. Sous la direction de Francis Joannès. Paris, 2001. P.453.
  • Lafont, Bertrand , Lagaš (rois) // Dictionnaire de la Civilisation Mésopotamienne. Sous la direction de Francis Joannès. Paris, 2001. P.453-456.

См. также

  • Лагаша 1-я Династия
  • Лагаша 2-я Династия

Нижняя Месопотамия – страна шумеров. Территория, где зародилась эта древнейшая цивилизация мира, ограничивается плодородной долиной двух рек, Тигра и Евфрата. К западу от нее расстилалась безводная и каменистая пустыня, с востока подступали горы, населенные полудикими воинственными племенами.

Земля страны шумеров – недавнего происхождения. Раньше Персидский залив вдавался здесь глубоко в материк, доходя до современного Багдада, и только в сравнительно поздний период вода уступила место суше. Произошло это не вследствие какого‑то внезапного катаклизма, а в результате отложений речных наносов, постепенно заполнивших огромную впадину между пустыней и горами. Сюда, на эти земли, с юго‑востока современного Ирана пришли земледельческие племена, давшие начало убейдской культуре, распространившейся затем на всю Месопотамию.

На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. в южной части междуречья Тигра и Евфрата появились первые государственные образования. К началу III тысячелетия до н. э. здесь сложилось несколько городов‑государств – Эриду, Ур, Урук, Ларса, Ниппур. В каждом из них жило приблизительно 40–50 тысяч человек. Правители этих городов носили титул лугаль («большой человек») или энси («жрец‑владыка»).

Во второй половине III тысячелетия до н. э. лидером среди городов Шумера становится Лагаш. В середине XXV века до н. э. его армия в жестокой битве разгромила своего извечного противника – город Умму. За время правления Уруинимгины, энси Лагаша (2318–2312 гг. до н. э.), были осуществлены важные социальные реформы, которые являются древнейшими известными на сегодняшний день правовыми актами в области социально‑экономических отношений. Уруинимгина провозгласил лозунг: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот!» От имени верховного бога Лагаша он гарантировал права граждан города, освободил от податей жрецов и храмовую собственность, отменил некоторые налоги с ремесленников, уменьшил размеры трудовой повинности по строительству оросительных сооружений, ликвидировал полиандрию (многомужество) – пережиток матриархата.

Однако расцвет Лагаша длился недолго. Правитель Уммы Лугальзагеси, заключив союз с Уруком, напал на Лагаш и разгромил его. Впоследствии Лугальзагеси распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей его государства стал Урук. А Лагаш медленно угасал, хотя его название еще изредка встречается в документах вплоть до времени правления вавилонского царя Хаммурапи и его преемника Самсуилуны. Но постепенно глина и пески поглотили город.

В 1877 году в иракский город Басру приехал вице‑консул Франции Эрнест де Сарзек. Как и многие другие дипломаты той поры, работавшие на Ближнем Востоке, он страстно интересовался древностями и все свое свободное время посвящал обследованию ближних и дальних окрестностей Басры. Сарзека не пугали ни жара, доходившая до сорока градусов, ни нездоровый, гнилой климат. Упорство его увенчалось успехом. Кто‑то из крестьян рассказал ему о кирпичах со странными знаками, которые часто попадаются в урочище Телло, расположенном к северу от Басры, в междуречье Тигра и Евфрата. Прибыв на место, Сарзек сразу приступил к раскопкам.

Они продолжались несколько лет и увенчались редким успехом. В пустынном урочище Телло, под целым комплексом оплывших глинистых холмов, Сарзек обнаружил руины Лагаша, а в них – огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тысяч клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. Это была одна из крупнейших библиотек древности.

Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. В Лагаше была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в III тысячелетии до н. э. Из текста «Стелы Коршунов» (2450–2425 гг. до н. э.) стало известно содержание договора, заключенного правителем Лагаша Эаннатумом с правителем поверженной Уммы, а рельефы, высеченные на стеле, рассказали о том, как происходила битва между армиями обоих городов‑государств. Вот правитель Лагаша ведет в бой легковооруженных воинов; затем – он же бросает на прорыв тяжеловооруженную фалангу, которая и решает исход сражения. Над опустелым полем битвы кружатся коршуны, растаскивающие трупы врагов.

На других барельефах изображены быки с человеческими головами. У некоторых быков вся верхняя часть туловища – человеческая. Это – отголоски древнего земледельческого культа быка; здесь мы наблюдаем превращение бога‑быка в бога‑человека.

На серебряной вазе из Лагаша – одном из шедевров шумерского искусства середины III тысячелетия до н. э. – изображены четыре орла с львиными головами. На другой вазе – две увенчанные коронами змеи с крыльями. Еще на одной вазе изображены обвившиеся вокруг жезла змеи.



Открытие Сарзека сбросило покров тайны, укутывавший шумерскую цивилизацию. Еще недавно по поводу шумеров в научном мире велись ожесточенные споры, некоторые ученые отвергали сам факт существования этого народа. А тут был найден не только шумерский город, но и огромное количество клинописных текстов на языке шумеров!

Сенсационное открытие Лагаша побудило ученых других стран отправиться на поиски других шумерских городов. Так были открыты Эриду, Ур, Урук. В 1903 году французский археолог Гастон Крое продолжил раскопки Лагаша. В 1929–1931 годах здесь работал Анри де Женильяк, а затем еще два года – Андре Парро. Эти исследования обогатили науку новыми многочисленными находками.

Ур — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья (Месопотамии), существовал с IV тысячелетия до IV века до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, на западном берегу реки Евфрат. Одним из первых европейцев курган над городом посетил в 1625 году итальянец Пьетро делла Валле, обнаруживший здесь кирпичи с клинописью.

Первые раскопки Ура были произведены в 1854 году служащим британского консульства в Басре Д. Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина, а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или в глиняных сосудах. В 1918 году в Уре вел раскопки Р. Кэмпбелл-Томпсон, а в 1919−22 гг. — Г. Р. Холл.

Самые масштабные раскопки города начались в 1922 году под руководством сэра Леонарда Вулли. 42-летний Вулли возглавил совместную американо-английскую экспедицию Британского музея и Пенсильванского университета, получившую изрядные средства на раскопки Ура. Вулли копал там тринадцать лет, нанимая до 400 рабочих. Но город оказался столь большим, а культурный слой столь глубоким, что экспедиция смогла за это время раскопать лишь незначительную часть холма, а к нижним слоям добрались на крохотном участке. Место раскопок представляло собой очень глубокий сужающийся книзу котлован. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, — гробница царицы Шубад, штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц и первые известные ученым струнные музыкальные инструменты. Большинство экспонатов поступило в Британский музей. Также под руководством Вулли был освобожден от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре.

Наиболее многочисленные и интересные памятники, вскрытые раскопками, датируются временем правления I и III династий Ура. Ко времени правления I династии (XXV в. до н. э.) относятся 16 царских гробниц, в которых были найдены многочисленные образцы роскошной утвари из золота, серебра, алебастра, ляпис-лазури, обсидиана и др. материалов, иногда с применением мозаичной техники.

2 Лагаш

В 1877 году в иракский город Басру приехал вице-консул Франции Эрнест де Сарзек. Как и многие другие дипломаты той поры, работавшие на Ближнем Востоке, он страстно интересовался древностями и все свободное время посвящал обследованию ближних и дальних окрестностей Басры. От местного населения он услышал рассказы о кирпичах со странными знаками, которые часто попадаются в урочище Телло, расположенном к северу от Басры.

Прибыв на место, Сарзек приступил к раскопкам. Они продолжались несколько лет и увенчались успехом. Под целым комплексом оплывших глинистых холмов Сарзек обнаружил руины Лагаша, а самое главное — огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек, пролежавших в земле почти четыре тысячелетия.

Как оказалось, Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. В Лагаше была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в III тысячелетии до н. э.

В 1903 году французский археолог Гастон Крое продолжил раскопки Лагаша. В 1929—1931 годах здесь работал Анри де Женильяк, а затем еще два года — Андре Парро.

3 Ниппур

Ниппур — один из древнейших городов Шумера, расположенный на Евфрате, к югу от отделения притока Итурунгаль. Ниппур был священным городом для древних шумеров, там находился храм главного бога шумеров — Энлиля.

В 1889 году в предполагаемом месте расположения Ниппура приступила к работе американская экспедиция во главе с Дж. Петерсом и Г. Гильпрехтом. Кроме них, в экспедицию входили X. Хейнес — фотограф, хозяйственник — и еще три археолога. В районе раскопок города Ниппура было несколько холмов. Археологи пронумеровали их и начали с холма № 1. В нем они нашли руины царского дворца, в холме № 5 обнаружили целую библиотеку «глиняных книг». Но в это время неожиданно вспыхнула межплеменная борьба арабов. И археологи вынуждены были покинуть место раскопок.

Лишь через год решились вернуться в Двуречье двое из бывшей группы — Дж. Петерс и X. Хейнес. В этот раз археологи открыли и тщательно обследовали зиккурат, а в холме № 10 нашли храм и 2 тысячи «глиняных книг».

В 1948 году после долгого перерыва американские археологи вновь вернулись в Ниппур. В этот раз они нашли древние религиозные статуэтки, судебные протоколы, таблички с хозяйственной отчетностью. Позже, в 1961 году, американская экспедиция нашла в одном месте, названном «кладом», более 50 фигурок, по которым можно было определить религиозные традиции местного населения.

4 Эриду

Эриду — один из древнейших городов Шумера. По шумерской мифологии это самый первый город на Земле. Первые археологические работы в Эриде провёл в 1855 году Джон Тейлор. Он очертил обширную пятиугольную платформу, окруженную кирпичной стеной и снабженную лестницей, посередине которой имеются остатки многоэтажной башни.

Следующие серии раскопок последовали в 1918—1920 и в 1946—1949 годах, их организовал Иракский департамент античности. В экспедициях принимали участие Р. Кемпбелл Томпсон, Фуад Сафар и Сетон Ллойд. Археологов привлекла легенда о том, что Эриду существовал ещё до потопа. Выяснилось, что самый ранний из открытых храмов был построен на рубеже V тыс. до н. э.

За время раскопок был обнаружен зиккурат, открыты сырцовые дома и общественные здания, а также руины фундаментов многократно возводившихся храмов, возведенные на месте ранних святилищ на платформах в форме прямоугольных помещений (они были построены из сырцового кирпича), в том числе — храм (размером с комнату) первых поселенцев и храм Эа с остатками жертвоприношений — костями рыб. Обнаружены также остатки царского дворца. В обнаруженном некрополе Эриду убейдского времени насчитывалось около 1000 могил из сырца с заупокойным инвентарем, пищей, посудой. Найдены также культовые предметы, керамика, орудия и др.

Храмы на месте поклонения святыне воссоздавались и перестраивались в течение столетий. Археологи очертили 18 горизонтов и выделили 12 храмов, регулярно перестраивавшихся и восстанавливавшихся на одном и том же месте.

5 Борсиппа

Борсиппа — шумерский город, расположенный в 20 км юго-западнее Вавилона. Борсиппа знаменит остатками большого зиккурата, высота которого даже в наше время составляет около 50 метров, который долгое время ошибочно принимали за знаменитую Вавилонскую башню.

Первые раскопки зиккурата Борсиппы начал в середине XIX века Генри Равлинзон. В 1901—1902 годах там вел раскопки Роберт Колдевей. В 1980 году в Борсиппе начались австрийские раскопки, которые сконцентрировались на исследовании храма Эзиды и зиккурата. Работы прерывались во время иракских войн, но возобновлялись снова и снова. При раскопках было найдено множество табличек юридического содержания и некоторое количество литературных и астрономических текстов. Они относятся в основном к поздним периодам, начиная с халдейской династии.

В четвертом тысячелетии до нашей эры на территории Шумера и Аккада (надо понимать, что мы называем эти образования «странами» весьма условно. Скорее это были просто территории заселенные примерно одним народом) возникают древнейшие города-государства, не отличающиеся ещё большими размерами и богатством, однако уже имеющие своих царей, иерархию власти, «сеньоров» и «вассалов».

Сразу несколько таких городов-государств достигли могущества почти одновременно и потому сосуществуя бок о бок, приходились друг другу соперниками.

Так, в самой южной части Шуммеро-Аккадской области находился город Эриду , расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур , который, судя по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога .

Но самое крупное политическое значение среди других городов Шумера, имели город Лагаш (Ширпурла) , который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук , в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гильгамеш.

С середины третьего тысячелетия до н.э. (2540-2370 гг. до н. э.) Лагаш стал всё более возвышаться среди шумерских городов. Во главе города стояли сильные правители, сумевшие объединить под своей властью обширный ряд соседних областей и накрепко «привязать» их к центру.

Древний Лагаш и его первые правители

Основы экономического и политического могущества Лагаша были заложены при , которого можно считать основателем первой исторической династии Лагаша. Внешним выражением расцвета Лагаша была широкая строительная деятельность, начатая Ур-нанше. На одном рельефе, сохранившемся от этого времени, изображён сам царь, который своим участием как бы освящает работы по торжественной закладке храма. Царь сам несёт на голове корзину с кирпичами. В торжественной церемонии за ним следуют его дети, чиновники и слуги. В своих надписях Ур-нанше описывает постройку храма, сооружение каналов и дары святилищам.

Лагаш достиг наивысшего могущества при царе Эаннатуме , который вёл упорные войны с соседними городами и подчинил своей власти обширные территории. Эаннатум не только освобождает Лагаш от господства Киша, но даже присоединяет к нему это аккадское государство.

Затем он покоряет Ур, положив этим конец независимому правлению царей I династии Ура. Наконец, он подчиняет Лагашу Урук, Ларсу и Эриду, покорив, таким образом, всю южную часть Месопотамии. Отныне Лагаш становится сильным и заметным (даже с современной точки зрения) государством на международной арене.

Особенно упорную борьбу вёл Эаннатум с соседним городом Уммой. Уш, правитель Уммы, напал на Лагаш, опираясь на поддержку царей Описа и Киша. Однако война кончилась неудачно для Уммы. Эаннатум разгромил войска Уша и его союзников и вторгся в пределы Уммы. Свою победу над Уммой он запечатлел на памятнике, который в обломках сохранился до наших дней и получил название “Стелы коршунов ”.

Таким образом, в эту эпоху шумерийское влияние проникает в области Средней Месопотамии и даже в неприступный горный .

Древний художник изобразил на этом победном памятнике поле битвы, усеянное трупами убитых врагов, над которыми кружатся коршуны. Тут же изображены сцены погребения убитых, жертвоприношения пленных, наконец, сам победитель - Эаннатум, едущий на колеснице во главе отряда тяжеловооружённых воинов. Надпись на памятнике описывает победу лагашского войска и указывает на реальные результаты этой войны.

Жители Уммы, разбитые наголову, дали клятву не вторгаться в пределы Лагаша и платить богам Лагаша дань зерном. Другие надписи этого времени подтверждают значительный размах завоевательной политики Эаннатума, одержавшего победу над царями аккадских городов Киш и Опис, а также над эламскими князьями. С гордостью повествует Эаннатум о том, что он “покорил Элам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные холмы)… раздробил Эламу голову; Элам был отогнан в свою страну” .

Военную политику Эаннатума продолжал Энтемена , сумевший укрепить господство Лагаша над Уммой, Уром, Эриду и Ниппуром, а также отразить нашествие эламитов. Среди исторических документов этого времени особенный интерес представляет надпись Энтемены, древнейший дипломатический документ, в котором образно описываются предшествующие дипломатические взаимоотношения и войны между Лагашем и Уммой.

Документ фиксирует условия мира и территориальные границы, установленные после победы Энтемены над Уммой. Этемена грозит побеждённым в случае нарушения ими договора жестокими карами.

Урукагина — «справедливый царь» Лагаша

Длительные войны, которые воли могущественные правители Лагаша, привели к дальнейшему развитию примитивного рабовладельческого хозяйства. В хозяйственных документах этого времени упоминаются деревянные плуги, которые окончательно вытесняют первобытную мотыгу. Значительно совершенствуется ремесло.

В многочисленных мастерских работали самые разнообразные ремесленники. Металлургия получает широкое распространение. В документах перечисляются куски листовой меди и металлические предметы. Избыток продуктов сельского хозяйства и ремесленного производства продаётся на рынках внутри страны и даже вывозится в соседние страны в обмен на необходимые и цепные товары, как, например, на серебро, которое привозится из Элама. Усилился приток в страну пленных, которых обращали в рабство. Документы на продажу рабов свидетельствуют о росте рабовладельческой эксплуатации.

Однако развитие хозяйственной жизни приводило лишь к обогащению правящего класса рабовладельческой аристократии, в состав которого входили влиятельные чиновники и жрецы, владевшие огромными богатствами. Большие ценности сосредоточивались также и в храмах. Трудовое население, бедняки и рабы подвергались всё более жестокой эксплуатации со стороны богачей. Так усиливалось имущественное расслоение, которое привело к обострению классовых противоречий и к вспышкам классовой борьбы, на что указывают документы времени правителя Урукагины (XXIV в. до н. э.).

Последние представители династии Ур-нанше становятся первосвященниками и захватывают в свои руки храмовое хозяйство с целью укрепления рабовладельческого строя и усиления авторитета царской власти. Однако это мероприятие вызывает недовольство как со стороны трудовых масс, главным образом, общинников, так и со стороны жречества, которое управляло храмовыми хозяйствами и потеряло ряд своих привилегий в результате слияния храмового хозяйства с царским.

Вследствие этого в Лагаше начались крупные народные волнения и резко обострилась классовая борьба. Весьма возможно, что даже произошло народное восстание. Жречество, недовольное тем, что царская власть захватила в свои руки храмовое хозяйство, подняло против царя широкие слои трудового населения. Последний царь из династии Ур-нанше по имени Лугальанда принуждён был уступить своё место Урукагине, который захватывает верховную государственную власть в результате насильственного переворота, очевидно, опираясь на поддержку, с одной стороны, жречества, а с другой стороны, широких народных масс, в частности, свободных общинников.

В своих надписях Урукагина не упоминает о своём царском происхождении. Наоборот, он говорит о том, что “бог Нингирсу, воин Энлиля, даровал Урукагине царство над Лагашем и дал ему власть над 10 сарами людей” (10 сар - 36 тысяч).

Урукагина правил в течение 6 лет. За это короткое время Лагаш достиг большого процветания. С гордостью сообщает реформатор о тех храмах и дворцах, которые он построил, и о каналах, которые он соорудил. Однако Урукагине не удалось закрепить своего дела. Рабовладельческая аристократия соседних городов с тревогой смотрела на усиление общинников и средних свободных слоев Лагаша. Очевидно, в этом была одна из причин разгрома Лагаша.

Придя к власти, по-видимому, в результате народного движения, организованного жречеством, Урукагина провёл целый ряд реформ, которые имели целью восстановить положение, существовавшее в Лагаше ранее, а также восстановить независимость жречества в управлении храмовым хозяйством. Одновременно с этим Урукагина был вынужден и несколько улучшить экономическое положение тех средних свободных слоев населения, членов сельских общин, которые были его главной социальной опорой.

Для того, чтобы резче подчеркнуть социальный характер своих реформ, Урукагина в своих надписях противопоставляет жестокие формы эксплуатации бедняков, царившие в Лагаше до его прихода к власти, тому положению, которое установилось в результате его реформ. Судя по надписям Урукагины, в Лагаше до захвата им власти неограниченно господствовала верхушка рабовладельческой аристократии, возглавлявшаяся правителем - патэси .

Всюду - на кораблях, при стадах и при рыболовных хозяйствах - находились надсмотрщики. Правитель взимал высокие налоги со всех доходов населения и наложил свою тяжёлую руку даже на храмовые владения. В свою очередь жрецы тоже притесняли население, требуя себе высокую плату за совершение религиозных обрядов. Богачи и чиновники могли безнаказанно грабить и притеснять бедняков. Урукагина ставит себе в особую заслугу то, что он прекратил эти злоупотребления и снова восстановил древний “порядок” и древнюю “справедливость”.

Он удалил надсмотрщиков и надзирателей, предоставив людям свободно заниматься их делом. Он восстановил права и привилегии храмов, изъяв храмовое хозяйство из ведения правителя и объявив его собственностью самих богов, иными словами, вернув его жречеству. Но в то же время он сократил ту плату, которую жрецы взимали ранее с населения за совершение религиозных обрядов. Ввиду частых злоупотреблений, когда начальники притесняли простых воинов, насильственно отнимая у них под видом покупки их имущество, Урукагина приказал в таких случаях платить за купленного осла или дом по справедливой цене или, как образно говорится в надписи, “хорошим серебром”.

Чтобы несколько улучшить экономическое положение средних свободных слоев населения, Урукагина издал особые законы, которые должны были освободить “жителей Лагаша от долговой кабалы, потрав, воровства, убийства и грабежа домов. Свободу их он установил. Чтобы сироте и вдове сильный ничего не причинил, он заключил с Нингирсу этот завет”, Таким образом, социальные реформы Урукагины были облечены в форму законов, которые должны были охранять интересы жречества и средних слоев населения, получивших целый ряд прав в результате этих реформ.

Конец могущество Лагаша

На 7-м году царствования Урукагины, Лугаль-загтиси , правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с престола царя-реформатора. В одной сохранившейся надписи подробно описывается жестокое опустошение Лагаша. Писец, сочувственно относящийся к Урукагине, пытается оправдать реформатора:

“Люди Уммы, опустошив Лагаш, совершили грех против бога Нингирсу. Могущество, которое им досталось, будет у них отнято. Не совершил греха Урукагина, царь Лагаша. Но пусть на Лугаль-заггиси, патэси Уммы, возложит бремя этого греха его богиня Нисаба”.