Современные идейно политические системы презентация по обществу. Современные политические идеологии


Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий. Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.


Государственная Дума РФ Гос. Дума Гос. Дума - нижняя палата Федерального собрания РФ (парламента). Гос. Дума состоит из 450 депутатов, входящие в свои фракции, спикера Гос. Думы и его заместителей. С 2007г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах с сроком на 5 лет (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Полномочия: одобрение кандидатур, принимает ФЗ, принимает гос. бюджет РФ.


Совет Федерации РФ Совет Федерации Совет Федерации верхняя палата Федерального собрания РФ (парламента). В Совет Федерации РФ входят: по 2 представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Полномочия: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, назначение выборов Президента РФ, принятый в Гос. Думе федеральный закон может быть либо одобрен, либо отклонен в Совете Федерации РФ, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.


Правительство РФ Правительство РФ Правительство РФ это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом). Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром. Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.


Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Полномочия: Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, По запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ, По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ


Верховный Суд РФ Верховный суд РФ Верховный суд РФ - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, окружным (флотским) военным судам. Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей. Кандидатура на должность судьи: возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет.


Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Система Арбитражных судов: -ВАС РФ; -Федеральные арбитражные суды; -Арбитражные апелляционные суды; -Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ. Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.


Прокуратура РФ Прокуратура РФ Прокуратура РФ – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Функции прокуратуры: -Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации и т.д. и за соответствие издаваемых ими нормативных актов федеральным законам; -Надзор за соблюдением прав и свобод человека; -Надзор за соблюдением законов органами следствия; -Дознание и предварительное следствие; -Надзор за соблюдением законов органами исполнения наказаний. Генеральный прокурор назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-1.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Презентация некоторых вопросов раздела «Политика» Кодификатора по"> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Презентация некоторых вопросов раздела «Политика» Кодификатора по обществознанию 2010 год (подготовка к ЕГЭ) Автор Сафонова Н. С. , учитель истории и обществознания Лицея № 7, г. Саяногорск

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-2.jpg" alt="> ВОПРОСЫ КОДИФИКАТОРА 1. Понятие власти 2. Политическая система 3. Типология политических режимов"> ВОПРОСЫ КОДИФИКАТОРА 1. Понятие власти 2. Политическая система 3. Типология политических режимов 4. Демократия. Ее основные ценности и признаки 5. Государство, его функции 6. Гражданское общество и государство 7. Политическая элита 8. Политические партии и движения 9. СМИ в политической системе 10. Избирательная кампания в России Не рассмотрены 11. Политический процесс 12. Политическое участие 13. Политическое лидерство 14. Органы гос. власти РФ 15. Федеративное устройство РФ

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-3.jpg" alt="> ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ Вла сть - это возможность и Власть – это отношения"> ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ Вла сть - это возможность и Власть – это отношения способность осуществлять свою «господства – подчинения» волю, воздействовать на возникающее между людьми. деятельность и поведение Одни главенствуют, проявляя других людей свою волю, другие подчиняются этой воле. Источниками власти (по М. Веберу) : Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы) Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера) Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-4.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ КОМПОНЕНТЫ 1. Организационный = "> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ КОМПОНЕНТЫ 1. Организационный = 2. Коммуникативный институциональный (политические отношения (государство, партии, по поводу гос. власти) общественные движения) Политическая система обшества-это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих гос. власть и управляющих делами 3. Нормативный общества 4. Культурный (политические нормы: (политические идеи, обычаи и традиции; политические взгляды, правовые; корпоративные; политическая культура, моральные- регулируют политические идеологии) политические отношения)

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-5.jpg" alt="> ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В результате взаимодействия"> ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается 1 2 3 4 определенный политический порядок или режим, т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти. Демократия. Авторитаризм. Тоталитаризм. Демократический Авторитарный Тоталитарный политический режим В переводе с греческого Функции власти Политическое "демократия" означает сконцентрированы в господство группы лиц, "власть народа" (demos руках группы лиц, либо возглавляемых - народ, cratos - власть). одного человека. лидером, тотальный контроль за жизнью Выучить характеристику режимов общества

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-6.jpg" alt="> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Демократия – политический режим, при котором"> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти Д Я -Народовластие -Принцип большинства, воля большинства выявляется Е через выборы и референдум П -Уважение прав меньшинства – право меньшинства на М оппозицию Р О -Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль И принадлежит народному представительству - парламенту К -Политический плюрализм (многообразие): Н Р многопартийность, многообразие политических идей, Ц СМИ и т. д. А -Гласность – открытость деятельности политических И институтов, доступность информации, свобода слова Т -Правовое государство, основой которого является П И верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан Ы

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-7.jpg" alt="> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ФОРМЫ Прямая (непосредственная) Представительная Власть осуществляется самим "> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ФОРМЫ Прямая (непосредственная) Представительная Власть осуществляется самим Осуществление власти народом без политических представителями народа – посредников. Как? депутатами ØОбязательно наличие ØВыборы на основе всеобщего представительного избирательного права законодательного органа – ØРеферендумы ПАРЛАМЕНТА ØСходы и собрания граждан Ø процессе В ØОбращения граждан в органы представительной власти демократии участвуют ØМитинги, демонстрации профессиональные политики

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-8.jpg" alt="> ПОНЯТИЕ «ГОСУДАРСТВО» Г О "> ПОНЯТИЕ «ГОСУДАРСТВО» Г О С Это политическая организация власти, Важнейший У действующая на территории страны; политический Д имеющая специальный институт аппарат управления; А обеспечивающая безопасность населения Р С Т СТРАНА= ГОСУДАРСТВО В О

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-9.jpg" alt="> ГОСУДАРСТВО: ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ 1. Территория "> ГОСУДАРСТВО: ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ 1. Территория 1. Внутренние: Различают Формы Признаки Функции 2. Публичная власть -экономическая 1. Формы правления 3. Система права -социальная защита 2. Формы 4. Суверенность -налогообложение государственного власти устройства -охранительная 5. Исключительное (законность и 3. Формы право сбора налогов порядок государства по политическому 6. Единая денежная 2. Внешние: режиму система оборона, м/н (демократические, сотрудничество и авторитарные, др. тоталитарные)

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-10.jpg" alt="> ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА БЫВАЮТ Монархия (единовластие)- форма "> ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА БЫВАЮТ Монархия (единовластие)- форма Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один носителем гос. власти является человек, занимающий престол по праву народ и выборные органы- рождения парламент и президент Абсолютная Конституционная Парламентская: (неограниченная) (ограниченная) Верховенство парламента единоличное монарх царствует, Прав-во ответственно перед правление но не правит Парламентом Премьер-министр формирует ивозглавляет прав-во Президентская: Президент – глава государства и прав-ва Смешанная (парламентско- Президент избирается населением или президентская): Сильный выборщиками парламент и сильный Прав-во ответственно перед Президентом президент; баланс полномочий

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-11.jpg" alt="> ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Унитарное Федерация – форма Конфедерация – государство –"> ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Унитарное Федерация – форма Конфедерация – государство – форма гос. устройства, при форма гос. устройства, при котором устройства, которой его части территориальные добровольное являются части являются гос. объединение административно- образованиями- независимых стран территориальными субъектами или республик, единицами, не имеют федерации (Россия, которые сохраняют статуса Германия, США, суверенитет государственного Мексика) (Евросоюз, СНГ, образования (Япония, США до 1865) Украина, Польша) ****** * * *

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-12.jpg" alt="> ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Гражданское общество – это совокупность негосударственных"> ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-13.jpg" alt="> Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без"> Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-14.jpg" alt="> Признаки правового государства Верховенство права в обществе Подчинение закону"> Признаки правового государства Верховенство права в обществе Подчинение закону всех граждан и самого государства, его! органов и должностных лиц Права человека, их охрана и гарантированность В правах человека выражена его свобода, но она не может! быть абсолютной. Принцип разделения государственных властей Принцип взаимной ответственности государства и личности(ответственность правительства перед представит. ! органами, юридическая ответ-ть гос. лиц перед законом, импичмент)

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-15.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА Политическая элита – группа или"> ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти Теория элит Г. Моска и В. Парето: 1. Общество делится на класс правящих и класс управляемых; 2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством 3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др. 4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-16.jpg" alt="> ПАРТИЯ (partis, pars – часть, группа) – группа "> ПАРТИЯ (partis, pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели Полити Инициативн Клубы Союзы ая группа ческая цель ПАРТИИ ДВИЖЕНИЯ Общность идеологии Нет общей идеологии Выражение интересов определенных Не ставят цели прихода к власти социальных групп База массовая Борьба за завоевание политической После достижения цели могут власти – притязания на власть и распасться, а могут превратиться в участие во власти – важнейший партию признак партии

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-17.jpg" alt="> КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРТИЙ Находящиеся у власти "> КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРТИЙ Находящиеся у власти Консерваторы Левые Социал-демократы Центр Либералы Правые Коммунисты Фашисты По отношению к власти: правящие и оппозиционные По организационной структуре: массовые и кадровые По программным установкам: крайне левые, центристские, правые, крайне правые Функции партий: 1. Связь гражданского общества и государства 2. Электоральная – участие в выборах 3. Политическая социализация граждан 4. Воспитание политических элит

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-18.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Политическое лидерство – личностная способность влиять"> ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе Настойчивость, воля, мужество Имидж, ораторские способности Характеристики Команда помощников политического Программа лидера Выражение интересов опред. группы Поддержка власти и масс

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-19.jpg" alt=">ТИПЫ ЛИДЕРСТВА ПО М. ВЕБЕРУ Традиционное лидерство, основано на традициях (вожди племен, монархи)"> ТИПЫ ЛИДЕРСТВА ПО М. ВЕБЕРУ Традиционное лидерство, основано на традициях (вожди племен, монархи) ПРИВЫЧКА Рационально-легальное лидерство– лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом. РАЗУМ Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога» . ВЕРА

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-20.jpg" alt=">ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ">

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-22.jpg" alt=">ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает"> ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации. РОССИЯ= 21 республика+46 областей+9 краев+ 1 автономная область+4 автономных округа+ 2 города федерального значения (Москва и Принята 12 декабря 1993 по Санкт-Петербург) результатам референдума (всенародное голосование

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-23.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и"> ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в институты власти Политическая элита (профессионалы) Рядовые граждане Признаки участия Прямое 1. конкретное (непосредстве нное) участие действие 2. добровольность 3. участие является Представительное действительным, а (опосредованное) через избранных не фиктивным представителей

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-24.jpg" alt=">СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации"> СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории Пресса Важный социальный Радио Каналы институт, распространени ТV инструмент я информации управления Интернет поведением людей Функции: 1. Информационная; влияние на избирателя 2. Политическая социализация 3. Представление различных общественных интересов 4. Формирование общественного мнения

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-25.jpg" alt=">ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ Избирательный процесс – комплекс действий в "> ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов Выборы Этапы: v. Всеобщие v- Организационный v. Равные v- Выдвижение и регистрация v. Тайные кандидатов v. Прямые v- Предвыборная агитация v- Голосование и определение его Активное Пассивное результатов v- Обнародование итогов избирательн ное право Абсентеизм – уклонение от Лоббизм (лобби)= группы участия в выборах давления

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-26.jpg" alt=">ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ 1. Законодател ьная инициатива 2. Обсуждение 3. Принятие"> ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ 1. Законодател ьная инициатива 2. Обсуждение 3. Принятие (внесения з/п в ГД з/п в ГД) 4. Принятие 5. Подписание з/п в Президентом и Совете обнародование Федерации (опубликование)

Слайд 2

Вопросы политологии:

  • Существуют ли внутренние закономерности развития политических структур?
  • Возможно ли успешное прогнозирование тенденций развития тех или иных политических процессов?
  • Слайд 3

    Два важнейших аспекта политической системы:

    • Целостность
    • Динамичность
    • Структурные элементы:
    • Структурные элементы:
    • Организационные (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления);
    • Нормативные (политические правовые нормы и ценности, обычаи и традиции);
    • Культурные (политические идеи, политическая культура);
    • Коммуникативные (информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом)
    • Политические идеи
    • Ценности
    • Мировоззрение
  • Слайд 4

    Политическая система – комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.

    Слайд 5

    • Коммуникационная подсистема
    • Функциональная подсистема
    • Нормативная подсистема
    • Политические принципы, политические традиции, нормы морали.
    • Институционная подсистема
    • Государство, политические партии, общественно-политические движения.
    • Структура политической системы:

    Культурно-идеологическая подсистема

    Слайд 6

    Функции политической системы:

    • Определение целей, задач, путей развития общества.
    • Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
    • Распределение материальных и духовных ценностей.
    • Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.
    • Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.
    • Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.
    • Разработка правил и законов поведения людей и групп а в обществе.
    • Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
  • Слайд 7

    Функционирование политической системы:

    • Политическая система
    • Требования
    • Решение
    • Действия
    • Поддержка
    • Выход
    • Окружающая среда
    • Окружающая среда
  • Слайд 8

    Связь между политической системой и средой

    (структура входа и выхода Д. Истона):

    а) работа по регулированию и формулированию требований партиями, профсоюзами, общественно-политическими организациями, гос. деятелями в рамках политической системы для предохранения её от перегрузок в связи с широким спектром требований.

    б) механизм обратной связи – действия и решения властей вызывают либо поддержку властей обществом, либо новые требования к властям в рамках системы.

    Слайд 9

    Уровни существования политических систем.

    • глобальный (мировой)
    • региональный

    Национально-государственный

    Слайд 10

    Виды политических систем.

    • Стабильные (устойчивые)
    • Нестабильные (неустойчивые)

    Выражают волю большинства населения, распределение политической власти соответствует расстановке социальных сил в стране.

    Слайд 11

    Политические системы диктаторского типа:

    • диктатура

    Отсутствие гарантий политических свобод, принципа разделения властей и верховного права. Неприятие демократических принципов управления.

    Слайд 12

    а) небольшое число носителей власти.

    б) Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за её осуществлением. При этом власть не произвольна и может опираться на силу законов, хотя эти законы принимаются на усмотрение правящей элиты.

    в) стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Хотя это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях.

    г) недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.

    д) относительная закрытость правящей элиты, рекрутирование членов политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.

    Слайд 13

    • авторитаризм
    • тоталитаризм

    Всеобщее проникновение моноидеологии (единственной разрешённой идеологии) во все подсистемы общества и постепенное поглощение общества и отдельной человеческой личности структурами партии-государства.

    Доминирование структур государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной.

    Посмотреть все слайды


    Сущность политической системы общества Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет более четко понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.


    Современные подходы к анализу политической системы 1. Субстанциональный подход, который состоит в выделении в самой системе ее универсальной абстрактной сущности – принципиального начала (здесь политическая система – механизм функционирования и развития политической власти). 2. Институциональный подход (понимающий под институтами политические учреждения, формы и сущности политических функций, типов управления), который позволяет характеризовать систему с точки зрения господствующих в ней политических отношений (коммуникативная подсистема), а также политических принципов и норм (нормативная подсистема), используя понятия: «институт парламентаризма», «институт президентства», «институт политического плюрализма» и т.д.


    Политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.; политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; cоциально–политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. Политическая система общества обычно рассматривается в единстве ее подсистем: институциональной, идеологической, нормативной, коммуникативной и культурной. Структура политической системы


    Функции политической системы 1)обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования); 2)управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); 3)мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);


    Функции политической системы 4)выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); 5)удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества; 6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;


    Функции политической системы 7)политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание индивида и он «включается» в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности; 8)легитимация политической власти (достижение степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим нормам).


    Институциональная подсистема политической системы общества – совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. В нее входят: 2. Политическая инфраструктура (политические партии, общественно – политические организации и движения, лоббистские группы). 3. Средства массовой информации (телевидение, радио, печать, глобальные информационные сети). 4. Церковь. 1. Государство (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы). Институциональная подсистема политической системы


    Идеологическая подсистема политической системы общества – совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества. Данная подсистема функционирует на следующих уровнях: теоретическом – политическая идеология (формы проявления: взгляды, принципы, лозунги, идеалы, концепции, теории); эмпирическом – политическая психология (формы проявления: чувства, настроения, эмоции, мнения, традиции, предрассудки). Структурно подсистема состоит из следующих компонентов: 1. Индивидуальные идеи и взгляды. 2. Классовые (групповые) воззрения. 3. Общечеловеческие (межклассовые, межгрупповые) представления Идеологическая подсистема политической системы


    Нормативная подсистема политической системы Нормативная подсистема политической системы общества - политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. В структуру данной подсистемы входят: 1. Правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты). 2. Нормы деятельности общественных организаций. 3. Неписанные обычаи и традиции. 4.Этико-моральные нормы.


    Коммуникативная подсистема политической системы Коммуникативная подсистема политической системы общества - совокупность отношений и форм воздействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики. Коммуникативная подсистема включает следующие виды отношений (по социальной направленности). 1. Политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя. 2. Политические отношения, выражающие интересы оппозиционно-умеренных или революционных сил.


    Культурная подсистема политической системы Культурная подсистема политической системы общества - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения. Культурная подсистема политической системы обеспечивает: Стабильность политической системы общества через достижение на базе общепринятых политико- культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя;


    Культурная подсистема политической системы обеспечивает единство различных слоев населения через установление связи между участниками политического процесса как по горизонтали, так и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы; прочность социальной базы политической власти правящей элиты; возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы в целом; воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.


    Источник политической власти - демократическая (конституционная), - автократическая Тип формации - рабовладельческая, - феодальная, - капиталистическая, - социалистическая Характер и направленность политического процесса - командная, - соревновательная, - социопримирительная Отношение к действительности - консервативная, - реформаторская, - прогрессивная, - реакционная Способ властвования - традиционная, - рациональная Социокультурная среда - англо-американская, - континентально-европейская, - доиндустриальная Классификация политических систем Основание классификации Типы политических систем

    Слайд 2

    Вопросы кодификатора

    • Понятие власти
    • Политическая система
    • Демократия. Ее основные ценности и признаки
    • Государство, его функции
    • Политическая элита
    • Политические партии и движения
    • СМИ в политической системе
    • Избирательная кампания в России
    • Политический процесс
    • Политическое участие
    • Политическое лидерство
    • Органы гос. власти РФ
    • Федеративное устройство РФ
    • Не рассмотрены
  • Слайд 3

    Понятие власти

    • Вла́сть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей
    • Власть – это отношения «господства – подчинения» возникающее между людьми. Одни главенствуют, проявляя свою волю, другие подчиняются этой воле.
    • Источниками власти (по М. Веберу) :
    • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы)
    • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
    • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция
  • Слайд 4

    Политическая система, ее компоненты

  • Слайд 5

    Типология политических режимов

    В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается определенный политический порядок или режим, т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти.

    Выучить характеристику режимов

    Слайд 6

    Демократия и Её основные принципы

    • ДЕМОКРАТИЯ

    Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти

    Народовластие

    Принцип большинства, воля большинства выявляется через выборы и референдум

    Уважение прав меньшинства – право меньшинства на оппозицию

    Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль принадлежит народному представительству - парламенту

    Политический плюрализм (многообразие):

    многопартийность, многообразие политических идей, СМИ и т. д.

    Гласность – открытость деятельности политических институтов, доступность информации, свобода слова

    Правовое государство, основой которого является верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан

    ПРИНЦИПЫ

    Слайд 7

    Демократия и Её формы

    Представительная

    • Прямая (непосредственная)

    Власть осуществляется самим народом без политических посредников. Как?

    • Выборы на основе всеобщего избирательного права
    • Референдумы
    • Сходы и собрания граждан
    • Обращения граждан в органы власти
    • Митинги, демонстрации
    • Осуществление власти представителяминарода – депутатами
    • Обязательно наличие представительного законодательного органа – ПАРЛАМЕНТА
    • В процессе представительной демократии участвуют профессиональные политики
  • Слайд 8

    Понятие «Государство»

    ГОСУДАРСТВО

    СТРАНА= ГОСУДАРСТВО

    Слайд 9

    Государство: признаки, функции, формы

  • Слайд 10

    По Форме правления государства бывают

    • Монархия (единовластие)- форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один человек, занимающий престол по праву рождения
    • Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является народ и выборные органы- парламент и президент
    • Абсолютная (неограниченная) единоличное правление
    • Конституционная (ограниченная) монарх царствует, но не правит
    • Парламентская:
    • Верховенство парламента
    • Прав-во ответственно перед Парламентом
    • Премьер-министр формирует ивозглавляетправ-во
    • Президентская:
    • Президент – глава государства и прав-ва
    • Президент избирается населением или выборщиками
    • Прав-во ответственно перед Президентом
    • Смешанная (парламентско-президентская): Сильный парламент и сильный президент; баланс полномочий
  • Слайд 11

    Форма государственного устройства

  • Слайд 12

    Гражданское общество и государство

    Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

    Слайд 13

    Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

    ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества

    Слайд 14

    Признаки правового государства

    Слайд 15

    Политическая элита

    Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти

    Теория элит Г. Моска и В.Парето:

    1.Общество делится на класс правящих и класс управляемых;

    2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством

    3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др.

    4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений

    Слайд 16

    ПАРТИЯ(partis, pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества

    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели

    Политическая цель

    Слайд 17

    Классификация партий

    • Центр
    • Левые
    • Правые
    • Находящиеся у власти
    • Коммунисты
    • Фашисты
    • Социал-демократы
    • Либералы
    • Консерваторы
    • По отношению к власти: правящие и оппозиционные
    • По организационной структуре: массовые и кадровые
    • По программным установкам: крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые

    Функции партий:

    1.Связь гражданского общества и государства

    2.Электоральная – участие в выборах

    3. Политическая социализация граждан

    4. Воспитание политических элит

  • Слайд 18

    Политическое лидерство

    Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе

    Характеристики политического лидера

    • Программа
    • Выражение интересов опред. группы
    • Настойчивость, воля, мужество
    • Имидж, ораторские способности
    • Команда помощников
    • Поддержка власти и масс