Презентация "Неолит" по истории – проект, доклад. Презентация к уроку по истории изобразительного искусства на тему "Художественная культура первобытного мира

Слайд 1

Текст слайда:

Неолит

Prezentacii.com

Слайд 2


Текст слайда:

Новые системы координат

В эпоху неолита человек вышел из пещеры
и начал осваивать открытые пространства.

Человек стал ощущать себя фиксированной точкой в пространстве.

Появилась привычная нам четырехчленная система координат на плоскости: впереди, позади, направо и налево.

Произошло формирование языка.

Появились абстрактные мышление и понятия.

Просветление

Слайд 3


Текст слайда:

Новая модель мира

В неолите оформляется «простейшая модель человеческого существования – горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» (Р. Арнхейм).

Точка первотворения содержит в себе бесконечность всего космоса. Круг можно рассматривать как развертку точки в сферическую волну бесконечного радиуса – он так же ограничен (внутренняя площадь) и бесконечен (отсутствие начала и конца внешней границы) как точка.

Солнцегриб

Из серии «Жернова времени»

Слайд 4


Текст слайда:

В неолите «высшей этической ценностью является целостность, полнота и нерасчлененность вселенской жизни; все, что начинало быть, определялось как «хорошо», небытие подразумевалось как «плохо» (Ж. Джумабаев).

Так кельтский бог Дагда, чье имя означает «хороший бог», «хорош во всем» – всемогущ, всеведущ, обладает котлом, всегда полным еды, и от которого «никто не ушел голодным» (Т. Пауэлл).

Бог Дагда

Образ человека совпадает с пространством мифологического космоса, что зафиксировано в мифах
о первочеловеке-великане (Пуруша, Имир, Паньгу), из тела которого творится вселенная. Проецирование человеческой сущности на природу приводит к ее тотальному одушевлению.

Слайд 5


Текст слайда:

Слово. Миф. Сказка

В эпоху неолита создавалось огромное количество мифов, произведений малых фольклорных форм, сказок.

К этому периоду относятся:
мифы творения;
циклические мифы (солярные, лунарные, аграрные, растительные);
мифы борьбы с хтоническими персонажами предыдущей Вселенной.

Особенностью первых мифопоэтических текстов является то, что они записаны на языке визуальных знаков и долгое время передавались устно.

Самыми древними фольклорными текстами являются заговоры.

Стандартный набор сюжетных ходов сказок включает:
запрет;
нарушение запрета;
кару;
путешествие в иной мир;
испытание;
возвращение с дарами.

Слайд 6


Текст слайда:

Обряды. Танцы

Постоянные элементы обряда:
культ природы (использование
символических растений);
огня (очистительные действия);
еды (совместные трапезы);
магия слова и звука (шумное
поведение);
гадания;
ритуальный смех.

Так же стандартен сценарий праздников. Все праздники преследуют одну цель – перевести мир из состояния «старого» в «новое», из хаоса в космос и таким образом как бы являются одним и тем же повторяющимся ритуалом.

Танец Солнца

Слайд 7


Текст слайда:

Дж. Кэтлин. Танец орла в племени чокто. 1837

Роспись из Рока дельс Морос в Когула. Лльейда, Испания

Танец алеутов

Танец долганов

Слайд 8


Текст слайда:

Орнаментальные «тексты»

Искусство неолита дало огромное количество орнаментальных «текстов» на керамике. Керамический сосуд является наглядным примером того, как из хаоса глины и воды при помощи огня формируется тело (тулово) космоса формы. Единая форма сосуда демонстрирует целостность мира,
а нанесенный на нее орнамент – принципы мерности этого мира. Примером круговой структуры являются любые композиции плоских сосудов.

Неолитический сосуд с плетенкой. Личина на неолитическом сосуде
Вознесеновка, Нижний Амур

Фатьяновская ямочно-гребенчатая керамика. Волго-Окское междуречье

Сосуд
эпохи неолита

Фрагменты
ямочно-гребенчатой керамики

Дипилонская
ваза

Слайд 9


Текст слайда:

Японская веревочная керамика неолита – дземон

В керамике неолита количественно преобладают знаки с водной символикой, символизирующие изначальную целостность водной стихии – хаоса, из которого возник космос.

Керамика периода трипольской культуры

Слайд 10


Текст слайда:

На основе архетипа Мирового древа
в неолитической орнаментике впервые формируется более сложная ритмическая единица – симметричная геральдическая композиция, которая демонстрирует единство мотива (категория пространства) и ритмико-метрической структуры композиции (категория времени), когда «одно и есть другое» (Л.М. Буткевич).

Мировое дерево

Слайд 11


Текст слайда:

Мегалитическая архитектура

В мегалитических сооружениях неолита воплощена идея закономерности эволюции космоса – космогенез.

Вертикаль менгира обозначила мировую ось и зафиксировала в самых общих чертах членение пространства на верх и низ.

В искусственных курганах человек воспроизвел природные формы горы.

Курган Нью-Гнейндж Ирландия

Менгир
Бретань, Франция

В формах монолитных (Волконский) и составных (Большой Кичмай) дольменов люди неолита смоделировали пещеру, выведя ее из нутра горы.

Дольмен «Большой Кичмай». Краснодарский край

Дольмен «Волконский». Северо-Западный Кавказ

Слайд 12


Текст слайда:

Курганы и дольмены – это храмы ежегодного рождения света из сокровенной толщи материи земли.
Кромлех – наиболее сложная и многозначная модель, которая демонстрируют сам процесс становления бытия из первичной точки алтаря.

Кромлех в Стоунхендже Великобритания

Реконструкция (forums.civ.org.pl)

Слайд 13


Текст слайда:

Совпадение пространства вселенной
с первочеловеком отражено в магическом приеме покрытия фигуры человека символами природных стихий.

Стела из Керносовки. Украина

Состояние становления космоса проявилось в абстрактности форм неолитических изображений. Все исследователи отмечают при переходе от палеолита к неолиту процессы нарастания условности, «сворачивания» формы до простейших геометрических фигур, обнажение морфологической структуры. Теневые, темные на светлом, фигурки неолита передают не столько изображения феноменов жизни, сколько идеи этих феноменов, праидеи акта творения.

Слайд 17


Текст слайда:

В оформлении статьи использованы картины
художника Юрия Лисовского

Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Е. Медковой Журнал «Искусство» № 2/2012


Новокаменный век Новый каменный век- неолит продолжался с 5 до 3 тысячелетия до н.э. В этот период на берегах Ангары и Лены, на побережье Байкала жило уже много племен. Археологи открыли на территории области 500 стоянок периода неолита. Кроме поселений, обнаружено около 300 неолитических могильников, в некоторых из них было по 3-5 погребений, а в отдельных -до 40 и более. Уникальный могильник обнаружен на территории стадиона « Локомотив» в Иркутске, в его погребениях найдено до 1000 разнообразных предметов, характеризующих хозяйство, культуру и религиозные воззрения живших тогда людей.


Человек научился делать новые орудия труда и усовершенствовал старые. К деревянной основе лука снаружи стали прикреплять две костяные пластинки. Это значительно повышало его упругость и пробивную силу. Охотничьими орудиями были также копья с острыми наконечниками и ножи треугольной формы. Для изготовления оружия и орудий труда вместо кремнистого сланца стали употреблять зеленый нефрит- очень прочный и вязкий камень, который почти не поддавался раскалыванию. Нефрит распиливали пилами из серого песчаника и шлифовали. Одно из немногих в мире месторождений нефрита находится в Саянских горах, по верховьям Иркута, Китоя и Белой. С топором, сделанным из нефрита, человек смелее ходил на дикого зверя, мог быстрее и прочнее возводить жилища, всевозможные изгороди, ловушки для зверей. Несколько позднее человек при помощи топора и тесла научился делать плоты, лодки и другие средства передвижения. На охоте человеку помогала собака. Люди рвали черемшу, собирали карлик, дикую гречку, выкапывали клубни саранск.


Возрастало значение рыболовства. Первобытный человек использовал длинную палку, на конце который прикреплялись два или три костяных острия, и такой острогой на мелких перекатах он бил осетров и другую крупную рыбу. Люди научились плести сети для ловли рыбы. Это подтверждают найденные во время археологических раскопок каменные грузила. Зимой рыбу ловили в проруби с помощью каменных рыбок- приманок или гарпунов. Изобретение сложного лука позволило неолитическому человеку более эффективно охотиться на животных, создавать запасы пищи на зимний период. Это привело к изготовлению глиняной посуды(керамики). Керамика делалась лепным способом, без гончарного круга, который в Прибайкалье появился довольно поздно. Самые ранние неолитические круглодонные сосуды имеют на внешней поверхности рельефные оттиски мелкоячеистой плетеной сетки. Более поздние сосуды покрыты штриховыми или шнуровыми линиями.


Древние люди нашего края в качестве временного жилья нередко использовали пещеры. Наибольшее их количество сохранилось до нашего времени по берегам Байкала, Ангары, Лены и их притоков. В некоторых пещерах обнаружены остатки очагов, кострищ, каменные орудия, черепки глиняной посуды, фигурки рыб из камня и кости. Наиболее интересными являются пещеры, расположенные в 60 км от Нижнеудинска по реке Уде. В них обнаружены кости вымерших животных: шерстистого носорога, пещерного медведя и других. Общая длина пещер достигает 500 м.


Шишкинские писаницы археологический памятник, состоящий из наскальных рисунков, выполненных в период от эпохи позднего неолита до XIX века. Комплекс расположен вдоль берега реки Лена, вблизи поселка Качуг Иркутской области. Он насчитывает более трех тысяч рисунков, а его протяженность составляет около 3,5 километров. На скалах изображены различные животные, мифические существа, картины о путешествиях, военных походах и праздниках. Фигуры нарисованы охрой, либо выбиты на скале. Петроглифы находятся под угрозой уничтожения, в первую очередь в результате вандальной деятельности человека.


Стоянки неолита найдены на западном побережье Байкала. Наиболее полно изучены следы человека в бухте Саган- Заба. На белокаменной скале можно увидеть древних воинов, лебедей, оленей, шаманов, взрослых и детей, семьями и в одиночку, в различных позах и положениях. Писаницы Саган- Заба рассказали о том, как жили люди, чем занимались.


Основной фигурой наскальных изображений был лось. Рисунки наносились на скалу красной краской- охрой или прочерчивались каким- то острым предметом, затем выбивались по контуру или вышлифовывались. Возле «писаных скал», начиная с неолита, совершались жертвоприношения.


Средняя продолжительность жизни в то время колебалась в пределах 30 лет. Рост человека составлял см. Это были физически сильные люди. Главенствующее положение в роде занимала женщина, к ее советам прислушивались все члены рода. Женщины занимались собирательством, изготовлением одежды, выделкой шкур, приготовлением пищи. Главной заботой женщины было продолжение рода, воспитание здоровых и умелых детей. Деления на бедных и богатых еще не было, но к концу ново каменного века появляются захоронения, в которых больше орудий труда и средств для охоты. Очевидно, это были захоронения вождей племен, шаманов или умелых охотников. Итак, в период неолита хозяйственный уклад остается охотничье-рыболовецким, совершенствуются орудия труда, появился сложный лук, стали делать глиняную посуду, главенствующее положение продолжала занимать женщина, укреплялись родственные связи.

Мезолит

Мезолит (эпипалеолит, средний каменный век, голоценовый
палеолит) - эпоха каменного века между палеолитом и
неолитом. Археологические культуры и памятники мезолита
относятся к трём климатическим фазам послеледникового
времени: преобореалу - от 8,3 до 7,5/7 тыс. лет до н. э.,
бореалу - 7,5/7–6 тыс. лет до н. э. и началу атланического
периода (атлантикума) - 6–5,5 тыс. лет до н. э.

Природные условия

Приблизительно 11 тыс. лет до н. э. начинается глобальное
послеледниковое потепление. Эпоха плейстоцена сменяется
эпохой
голоцена.
Территория
Европы
постепенно
освобождалась от ледниковых покровов, огромные массы
воды, образовывавшиеся при таянии ледника, изменяли
очертания и характер древнего рельефа. Формировались
близкие к современным очертания морей и русел рек. Этот
процесс был очень длительным и завершился не ранее V
тысячелетия до н.э., в эпоху неолита.

Флора

В послеледниковое время произошли серьёзные изменения всего
природного комплекса. Формировались новые природные зоны:
самые северные области занимали
тундры, чуть южнее - значительные территории покрылись
хвойными, а ещё южнее - широколиственными лесами. В пребореале
(7,5-7 тыс. лет до н.э.) потепление
было столь стабильным, что произошло сокращение тундр и продвижение к северу берёзовых, сосновых и еловых лесов, которые
почти повсеместно достигли побережья Ледовитого океана.

Фауна

Место вымерших представителей плейстоценовой фауны
заняли современные виды
животных: в лесах - благородный олень, лось, бурый
медведь, волк, кабан, бобр; в
степной зоне - сайга, дикий
осел, лошадь, хур. Значительно увеличилось количество
птиц, особенно водоплавающих, рыбы, морского зверя и
прибрежных съедобных моллюсков.

Орудия охоты

Новые
условия
требовали
новых
орудий
охоты
на
животных. Такими орудиями в
мезолите стали лук и стрелы.
Этому изобретению предшествовал целый ряд метательных
приспособлений, где использовалась сила руки. Это изобретение играло важную роль
на протяжении длительного
периода истории - от мезолита и до появления порохового оружия прошло примерно 10 тыс. лет.
Мезолитическая техника:
1 - микролиты;
2 - вкладышевая техника.

Орудия и хозяйство

В районах Передней и ЮгоВосточной Азии и Южной
Европы возникает земледелие.
Возрастает роль индивидуальной охоты с собакой, широко
применяются
всевозможные
западни,
ловушки,
силки.
Значительное место в хозяйстве занимает рыболовство.
Изобретается долблённая из
дерева
лодка
и
весла.
Древнейшие остатки лодок и
весел, известные в Европе,
относятся к мезолиту.

Орудия мезолита: 1 - способы крепления каменных наконечников стрел к деревянному;
2 - типы каменных наконечников стрел древку: а - листовидный, b, с - грани,
d - с выемкой, e - черешковый; 3 - костяные гарпуны, наконечники стрел;
4 - использование копьеметалки

Мезолит Крыма, Кавказа, Средней Азии

Наиболее ранние мезолитические памятники известны на
Переднем Востоке, в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии.
Мезолит здесь сложился раньше, чем на севере Европы, где
ещё продолжалось таяние ледников. В Крыму известно
несколько десятков пещер с мезолитическим культурным
слоем: Шан-Коба, Замиль-Коба, Мурзак-Коба. Мезолитический культурный слой содержат и другие крымские
пещеры, например Сюрень II и Фатьма-Коба. В этих пещерах
обнаружены крупные, довольно грубые орудия труда из
массивных пластин и нуклеусы, очень похожие на
палеолитические. В эпоху мезолита в Крыму наблюдаются
признаки перехода к скотоводству.

Мезолит Сибири и Дальнего Востока

Мезолитическая эпоха в Сибири развивалась своеобразно.
Здесь не было единой археологической культуры. Мезолит
Сибири известен по таким памятникам, как Бирюса на
Енисее, Верхоленская Гора (2-й горизонт) у Иркутска, УстьБелая на Ангаре, Фофаново в Забайкалье. Более изучены
мезолитические памятники в лесном Зауралье по Тоболу,
Туре, Иртышу. Это стоянки - Серый Камень, Юрьино,
Полуденка I, II, Исток II, III и др. на Туре, Черноозерье в
бассейне Иртыша. Для них характерны изделия из
ножевидных пластин, микропластин без ретуши или с
краевой ретушью, имеются треугольные и трапециевидные
микропластины.

Мезолит севера Европейской России:
1-49 - микропластины; 50-55- мезолитические
карандашевидные нуклеусы

Неолит

Неолит завершает период каменного века, в течение которого
люди пользовались для изготовления орудий труда лишь
камнем, костью и деревом. Хронологические рамки неолита в
различных климатических зонах определяют по-разному. На
Ближнем Востоке и в Северной Африке, мы можем говорить
о начале неолитической эпохи уже в VIII-VII тыс. до н.э. В
Средней Азии, Южной Европе и в Северном Причерноморье
неолит выделяется с начала или середины VII и длится до IV
тыс. до н.э. В лесной зоне Евразии, начавшись в основном на
рубеже VI и V или в V тыс. до н.э., эта эпоха продолжалась до
рубежа III-II.

Неолитическая революция

Неолитическая революция – переход от добывающего к
производящему хозяйству, происходивший в период с Х по III
тысячелетия до н. э. Процесс «неолитической революции» был
длительным
и
очень
неравномерным
в
разных
географических зонах. Начало перехода к производящим
видам хозяйства относится в ряде регионов к эпохе мезолита,
а завершается этот процесс иногда только в эпоху железа. В
некоторых регионах хозяйство до сих пор носит
присваивающий характер.

1 - буго-днестровская культура; 2 - днепро-донецкая культура; 3 - нарвско-неманская
культура; 4 - льяловская культура; 5 - неолит Кольского п-ова; 6 - джейтунская
культура; 7 - китойская культура; 8 - исаковская и серовская культуры; 9 -ямочногребенчатая культурно-историческая общность

Каменные орудия неолита:
1-6 - наконечники стрел;
7 - нож;
8 - рубящее орудие;
9-11 - наконечники;
12-14 - негеометрические
микролиты (пластинки с
ретушью);
15-18 - геометрические
микролиты;
19-21 - скребки;
22, 23, 27 - шлифованные
топоры из сланца;
24 - кремниевый топор;
25, 26 - нуклеусы

Неолитические изделия из
кости и зубов животных:
1 - гарпун;
2 - шило;
3, 4 - наконечники стрел;
5 - рыболовные крючки;
6 - подвески из зубов
животных;
7 - резные подвески;
8 - подвеска из клыка
кабана;
9 - гребень;
10 - флейта

Изображения человека (1-8)
и животных (9-17) в неолите:
1, 2, 11, 13, 15, 16 -кость;
4, 5, 10, 14 - кремень;
3, 12 - дерево;
6, 7, 9 - изображения на
керамических сосудах;
17 - камень

Неолит Восточной Европы

Лесная территория Восточной Европы простирается от Прибалтики до
Урала и от побережья Белого моря и Кольского полуострова до Средней
Волги и Оки. Развитие хозяйства и культуры в неолите здесь
основывалось на охоте, рыбной ловле и собирательстве и шло по пути
постоянного совершенствования орудий лова и охоты. Наконечники
стрел из кости и камня, различные по форме гарпуны и остроги
являются основными. Большое распространение получили крупные
каменные тесла и топоры, с помощью которых обрабатывалось дерево.
Только в некоторых местах в конце неолита появляются зачатки
скотоводства. Основными памятниками этой территории являются
поселения. Они располагались по берегам рек. Реки были основными
транспортными путями.

Неолит Урала и Сибири

На территории от Урала до Тихого океана в неолите сложилось
несколько общностей. Обширную неолитическую общность в IV -
начале III тысячелетия до н. э. представлял Урал и прилегающие к
нему территории. Неолитическая культура Урала возникла на
мезолитической основе. На ранних этапах этой культуры сохранялась
микролитическая, характерная для мезолита, техника обработки
камня: большинство орудий изготовлено с помощью вставных
ножевидных пластин. Выделяются две основные области: неолит
Южного Урала и неолит лесного Среднего и Северного Урала.

Уральский и западносибирский неолит:
керамика, каменные наконечники стрел, тесла

Неолит Прибайкалья: I - исаковская культура; 1 - наконечники стрел; 2 - нож из сланца;
3-5 - костяные проколки; 6 - костяной кинжал с вкладышами; 7 - топор; 8 - нож из
нефрита; 9, 10 - керамические сосуды; II - серовская культура: 1 - изображение рыбы;
2-4 - костяные гарпуны; 5 - каменный нож.

Неолит Дальнего Востока

Дальний Восток представляет своеобразную область неолитических
культур. В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры:
новопетровская, громатухинская, осиноозерская и нижнеамурская.
Новопетровская культура изучена в результате раскопок поселений у с.
Константиновка и Новопетровка I, III. Поселения располагались на
мысовидных выступах надпойменных террас. Жилища были
полуподземными, прямоугольными в плане. Почти все каменные
изделия изготавливались из ножевидных пластин. Керамика
поселений незначительна, вероятно, она только начинала входить в
быт. Новопетровская культура сохраняет черты, присущие мезолиту. От
предшествующего времени её отличает умение шлифовать камень и
делать глиняную посуду. Эта культура самой ранней поры
дальневосточного неолита и датируется V тысячелетием до н.э.

Неолит Приморья, зайсановская культура:
хронология, памятники, археологический инвентарь

Неолит Камчатки: изделия из халцедона, обсидиана
и кремния с поселения Авача

Неолитическое искусство

Неолитическое искусство - это значительное культурно-историческое
явление. Оно разнообразно и высокоразвито. Неолитическое искусство
представлено орнаментом на керамических сосудах, мелкой пластикой
(фигурки животных, птиц и людей) и наскальными изображениями.
Наскальные изображения, или петроглифы, обнаружены в самых
различных местах России и стран СНГ, почти везде, где обитали
неолитические охотники и рыболовы и где был камень: на Кавказе, в
Средней Азии, Сибири, на Урале, Крайнем Севере и на Дальнем
Востоке. В них отразились особенности исторического развития
больших территориальных общностей Северо-Восточной Европы,
современной Украины, Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Урала,
лесной полосы Сибири, Алтая, верховьев Енисея, Восточной Сибири,
Приамурья и Северо-Восточной Азии.

Петроглифическое искусство: - изображения на Шишкинских
скалах; 2-4 - сцена охоты (Залавруга) на Белом море;
5 - петроглифы Онежского озера

Неолитическая скульптура Европейского Севера, Урала и Сибири:
Шигирский торфяник; 2 - Сибирь; 3-6 - север Европейской
России; 7-Псковщина; 8-11 - Сибирь

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Неолит" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Новые системы координат

В эпоху неолита человек вышел из пещеры и начал осваивать открытые пространства.

Человек стал ощущать себя фиксированной точкой в пространстве.

Появилась привычная нам четырехчленная система координат на плоскости: впереди, позади, направо и налево.

Произошло формирование языка.

Появились абстрактные мышление и понятия.

Просветление

Слайд 3

Новая модель мира

В неолите оформляется «простейшая модель человеческого существования – горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» (Р. Арнхейм).

Точка первотворения содержит в себе бесконечность всего космоса. Круг можно рассматривать как развертку точки в сферическую волну бесконечного радиуса – он так же ограничен (внутренняя площадь) и бесконечен (отсутствие начала и конца внешней границы) как точка.

Солнцегриб

Из серии «Жернова времени»

Слайд 4

В неолите «высшей этической ценностью является целостность, полнота и нерасчлененность вселенской жизни; все, что начинало быть, определялось как «хорошо», небытие подразумевалось как «плохо» (Ж. Джумабаев).

Так кельтский бог Дагда, чье имя означает «хороший бог», «хорош во всем» – всемогущ, всеведущ, обладает котлом, всегда полным еды, и от которого «никто не ушел голодным» (Т. Пауэлл).

Бог Дагда

Образ человека совпадает с пространством мифологического космоса, что зафиксировано в мифах о первочеловеке-великане (Пуруша, Имир, Паньгу), из тела которого творится вселенная. Проецирование человеческой сущности на природу приводит к ее тотальному одушевлению.

Слайд 5

Слово. Миф. Сказка

В эпоху неолита создавалось огромное количество мифов, произведений малых фольклорных форм, сказок. К этому периоду относятся: мифы творения; циклические мифы (солярные, лунарные, аграрные, растительные); мифы борьбы с хтоническими персонажами предыдущей Вселенной. Особенностью первых мифопоэтических текстов является то, что они записаны на языке визуальных знаков и долгое время передавались устно. Самыми древними фольклорными текстами являются заговоры.

Стандартный набор сюжетных ходов сказок включает: запрет; нарушение запрета; кару; путешествие в иной мир; испытание; возвращение с дарами.

Слайд 6

Обряды. Танцы

Постоянные элементы обряда: культ природы (использование символических растений); огня (очистительные действия); еды (совместные трапезы); магия слова и звука (шумное поведение); гадания; ритуальный смех. Так же стандартен сценарий праздников. Все праздники преследуют одну цель – перевести мир из состояния «старого» в «новое», из хаоса в космос и таким образом как бы являются одним и тем же повторяющимся ритуалом.

Танец Солнца

Слайд 7

Дж. Кэтлин. Танец орла в племени чокто. 1837

Роспись из Рока дельс Морос в Когула. Лльейда, Испания

Танец алеутов Танец долганов

Слайд 8

Орнаментальные «тексты»

Искусство неолита дало огромное количество орнаментальных «текстов» на керамике. Керамический сосуд является наглядным примером того, как из хаоса глины и воды при помощи огня формируется тело (тулово) космоса формы. Единая форма сосуда демонстрирует целостность мира, а нанесенный на нее орнамент – принципы мерности этого мира. Примером круговой структуры являются любые композиции плоских сосудов.

Неолитический сосуд с плетенкой. Личина на неолитическом сосуде Вознесеновка, Нижний Амур

Фатьяновская ямочно-гребенчатая керамика. Волго-Окское междуречье

Сосуд эпохи неолита

Фрагменты ямочно-гребенчатой керамики

Дипилонская ваза

Слайд 9

Японская веревочная керамика неолита – дземон

В керамике неолита количественно преобладают знаки с водной символикой, символизирующие изначальную целостность водной стихии – хаоса, из которого возник космос.

Керамика периода трипольской культуры

Слайд 10

На основе архетипа Мирового древа в неолитической орнаментике впервые формируется более сложная ритмическая единица – симметричная геральдическая композиция, которая демонстрирует единство мотива (категория пространства) и ритмико-метрической структуры композиции (категория времени), когда «одно и есть другое» (Л.М. Буткевич).

Мировое дерево

Слайд 11

Мегалитическая архитектура

В мегалитических сооружениях неолита воплощена идея закономерности эволюции космоса – космогенез.

Вертикаль менгира обозначила мировую ось и зафиксировала в самых общих чертах членение пространства на верх и низ.

В искусственных курганах человек воспроизвел природные формы горы.

Курган Нью-Гнейндж Ирландия

Менгир Бретань, Франция

В формах монолитных (Волконский) и составных (Большой Кичмай) дольменов люди неолита смоделировали пещеру, выведя ее из нутра горы.

Дольмен «Большой Кичмай». Краснодарский край

Дольмен «Волконский». Северо-Западный Кавказ

Слайд 12

Курганы и дольмены – это храмы ежегодного рождения света из сокровенной толщи материи земли. Кромлех – наиболее сложная и многозначная модель, которая демонстрируют сам процесс становления бытия из первичной точки алтаря.

Кромлех в Стоунхендже Великобритания

Реконструкция (forums.civ.org.pl)

Слайд 13

Изобразительное искусство: всё во всем

Для изобразительного искусства важны качества полноты и целостности бытия. Рождение вселенной неолита отмечено лавинообразным ростом объектов изображения, количества сюжетов и изобразительных текстов.

Мир в неолитических петроглифах оживает и преисполняется неистовой жизненности. Мощь первичного импульса творения задает динамизм движению фигур и разворачиванию действия на вечном и неподвижном лоне камня.

Петроглифы. Мыс Бесов нос. Карелия, Россия

Слайд 14

Слайд 15

Принцип «всё во всем» нашел воплощение в образе богини-матери. Доминирование этого образа в изобразительных текстах неолита проявляется в большом количестве изображений богини и сюжетов, связанных с ней.

Фигуры богинь-рожениц из Чатал-Хююка. Турция

Статуэтка богинь на троне с острова Гозо. Мальта

Слайд 16

Совпадение пространства вселенной с первочеловеком отражено в магическом приеме покрытия фигуры человека символами природных стихий.

Стела из Керносовки. Украина

Состояние становления космоса проявилось в абстрактности форм неолитических изображений. Все исследователи отмечают при переходе от палеолита к неолиту процессы нарастания условности, «сворачивания» формы до простейших геометрических фигур, обнажение морфологической структуры. Теневые, темные на светлом, фигурки неолита передают не столько изображения феноменов жизни, сколько идеи этих феноменов, праидеи акта творения.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

    Подобные документы

      История возникновения оригами. Черно-белая пейзажная живопись. Роспись стен как вид изобразительного искусства. Керамика эпохи неолита. Виды чайной церемонии. Современная японская архитектура. Особенности синтоистских храмов. Техника цветной ксилографии.

      презентация , добавлен 26.08.2015

      Общие черты культуры новокаменного века. Способы обработки камня и кости. Охотничьи племена эпохи неолита. Возникновение земледелия и скотоводства. Развитие родоплеменного строя. Неолитические племена Европы и Средней Азии в V-IV тысячелетиях до н.э.

      презентация , добавлен 23.10.2013

      Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

      презентация , добавлен 10.02.2014

      Азильская культура. Наскальная живопись, пещерное искусство. Древнейшие памятники искусства Северной Европы. Онежские и беломорские петроглифы. Мегалиты. Стоунхендж, его назначение по сей день остается загадкой. Древняя керамика. Статуэтки и фигурки.

      реферат , добавлен 11.01.2009

      Особенности мышления и мифология первобытного общества. Взаимосвязь мифологии с религией. Находки ученых, свидетельствующие о зачатках искусства в Палеолите. Памятники культуры мезолитического населения Европы. Прикладное искусство эпохи неолита.

      реферат , добавлен 18.01.2010

      Происхождение искусства. Игровая теория происхождения первобытного искусства. Теория первостепенной роли труда в возникновении искусства. Хронология каменного века. Нижний (ранний), поздний палеолит, мезолит, неолита. Общекультурное значение творчества.

      контрольная работа , добавлен 14.11.2008

      Характер архитектуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства волжских булгар. Традиции строительства срубных, каркасно-плетневых и глинобитных домов. Политическое значение культовых строений - мечетей. Художественная керамика, обработка кости.

      курсовая работа , добавлен 11.05.2014