Учебные проекты по теме глагол. Учебный проект "Путешествие в страну Глаголию" проект по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока по русскому языку

УРОК-ПРОЕКТ по теме: «Глаголы играют важную роль в речи»

(мини-исследование)

Бухарова Ирина Витальевна

учитель начальных классов

ОС «Школа 2100»

класс

Цели для ученика:

Применять ранее полученные знания,

2. Развивать умения грамотно формулировать тему, цели этапов урока, задавать вопросы, слушать, работать в мини группах, комментировать, выделять главное, сравнивать, обобщать

3. Приобретать навыки саморефлексии.

Цели для учителя:

Образовательные: создание творческого мини-проекта с использованием логических заданий по русскому языку

Развивающие: развивать речь, внимание, память, мышление; совершать потребностно-мотивационную сферу ребенка через создание ситуации успеха; научить работать другими источниками информации; уметь анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, совершенствовать навыки общения.

Задачи урока:

Тип урока: мини исследовательский проект

Форма урока: поисковая

Опорные понятия: орфограммы, ассоциативные образы, грамматическая основа предложений, связь слов в предложении

Новые понятия: мини исследовательский проект, гипотеза, экспертная лаборатория (эксперты),

лексическое значение слов, морфологические признаки, синтаксические признаки, афоризмы, наука-языкознание,

Формы контроля : саморефлексия, рефлексия групповой деятельности

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся решать логические задачи по русскому языку; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни; формирование основ российской гражданской идентичности,

развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Межпредметные связи: литературное чтение, риторика

Конструктор урока по русскому языку

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Здравствуйте. Прозвенел звонок. Начинается урок.

Урок русского языка.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на предстоящую работу.

Самоконтроль готовности

Реакция на учителя, внимание

Личностные : самоопределение;

Актуализация знаний

Ученица читаем стих

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растет.
(И. Кондрашов).

О чем это стихотворение? (о глаголе)

Что вы знаете о глаголе? Проведем соревнования между группами.

(дети поочередно называют сведения о части речи Глаголе)

Подведение итогов. Группа-победитель.

Молодцы! Много знаете о глаголе.

Проверяем базовые знания

Заполните таблицу. Отметьте знаком + верное утверждение

Наличие общей установки на урок

Создает ситуацию успеха (поощряя добрым словом, напутствием).

Самоопределение:

Знаю, что буду делать;

Понимаю, хочу делать или нет;

Думаю, что могу сделать или нет.

Рефлексия выполненной работы

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные -

моделирование, логическое -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

коммуникативные

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

Регулятивные:

контроль выполнением задания

Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной задачи

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения важной роли глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Придумайте однокоренные слова к слову глагол.
Глагол – глаголить, разглагольствовать
-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? (глаголить – говорить,
разглагольствовать – говорить многословно, бессодержательно)
-Но в древности были ещё слова с таким же корнем – глаго́ливый,
глаго́лать, глаго́лица.
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ РАЗНЫЕ СЛОВАРИ
- Прочитайте справку из толкового словаря Даля о лексическом значении слова «ГЛАГОЛИЦА»

Работают 3 человека. В это время остальные дети записывают в тетради однокоренные слова, выделяют корень.

ВЫХОД НА ПРОБЛЕМУ

Почему данную группу слов нельзя назвать предложением?

Составьте предложения из данных слов.

Весенний, подснежник, небо, чистое, дни короче, птицы, перелетные, ручейки.

Нельзя составить. Почему?

(без глаголов предложения составить невозможно; речь некрасивая; нет основы предложения и др.)

Проведем мини-исследование. Но для этого необходимо сформулировать ГИПОТЕЗУ.

Какое важное утверждение можно предположить о глаголе для исследования?

Эта гипотеза и будет являться темой нашего урока.

Выдвигает проблему

Обобщение учителем высказываний учеников.

Осознание учениками основной цели урока.

Показывают умение работать с разными источниками информации; обобщают поисковый материал.

Предлагают различные варианты гипотез

познавательные:

Находить ответы на вопросы, используя информацию из разных источников

(словари, интернет)

Познавательные: выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; познавательные -логическое -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели.

Целеполагание

Сформировать и согласовать цель урока и соответствующие задачи

- Какие знания нам нужны для доказательства гипотезы?

    Обобщение знаний о существенных признаках глаголов как части речи;

    дать представление о роли глагола в речи;

    развивать умения распознавать роль глагола в тексте;

    обогащать словарный запас учащихся;

    способствовать развитию орфографической зоркости;

    развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).

- Молодцы!

Вы сформулировали задачи, которые помогут доказать гипотезу.

Сегодня к нам на урок пришел Царь Глагол. В его царстве люди занимались любимым делом (показать царство). Кто пел, кто танцевал, кто плавал, а кто варил. Но, слышите, что происходит? (звучит громкая музыка). Беда!!! Налетели темные силы и разрушили царство, забрали законы. Опечалился царь, собрал всех посланников и отправил их по всему белу свету: «Нас могут спасти только исследовательские лаборатории. Быстрее отыщите их! Законы необходимо восстановить!»

Вы согласны помочь?

Вас ждут приключения-эксперименты.

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Отмечает степень вовлеченности учащихся

Предлагают задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Регулятивные:

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

(реализация построенного проекта)

Организовать решение исходной задачи, и зафиксировать преодоление затруднения;

Уточнить общий характер нового знания.

К нам мчится первый посланник.

Проведем 1 эксперимент.

«Обобщение знаний о глаголе как части речи»

Для этого мы поработаем в группах

Каждая группа вытягивает задания

1гр.- времена глаголов

Найди в тексте глаголы и запиши их в три столбика.

Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Скоро запоют скворцы.

2гр.- неопределенная форма глагола

(поставь глаголы в неопределенную форму)

3гр.- спряжение (определи спряжение у глаголов)

4гр.- лицо глагола (выпиши глаголы, измени их во 2 лицо, ед. число)

5гр.- сказуемое (Найдите основу предложения)

6гр.- состав слова (разбери слова по составу)

Проверка (дети передают листы с выполненными заданиями соседней группе, и группа оценивает их)

Вывод: орфографически правильное использование глаголов делает речь грамотной.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Организует коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта.

Обращает внимание на критерии оценки деятельности. Стимулирует на перспективу следующего эксперимента.

Работают в сотрудничестве, обобщая полученные знания о части речи – глаголе.

Рефлексия выполненных заданий обучающимися групп.

познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания,

коммуникативные:

управление поведением

оценка действий партнёра

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные : уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Включение в систему знаний

К нам мчится посланник.

Проведем 2 эксперимент.

«Развитие речи» Ученики работают в группах.

Прочитайте отрывок.

Определите жанр литературного произведения.

Найдите глаголы.

Прочитайте интересные выделенные глаголы.

Какую роль в речи играет глагол?

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица , -

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;

Затем Суок находит клетку с Просперо и освобождает его .

Да позадумалась , а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Из-под снега расцветает ,
Раньше всех
Весну встречает. Загадка (подснежник)

Малый фольклорный жанр

Послушайте, как красиво писатели описывают картины природы, используя глаголы. Запомните красивые глаголы.

(Слайд. Звучит песня на слова С. Есенина «Черемуха»)

Какие глаголы вам понравились?

А какова роль глагола в нашей речи, как вы думаете?

Вывод: Глаголы украшают речь, делают её более яркой и выразительной.

ФИЗМИНУТКА

Организует выступление групп, обмен мнениями

Выбор эффективного способа приема концентрации внимания

Призывает к раскрытию духовно-нравственных качеств

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Применяет здоровьесберегающую технологию.

Анализируют.

В ходе анализа литературных образцов осознают красоту и величие глаголов, формируют индивидуальное отношение к произведениям, вспоминая литературный жанр.

Объясняют свой выбор.

Внимательно слушают (концентрация внимания на поставленную задачу)

УУД познавательные: умение наблюдать, воспринимать полученную информацию и делать простые выводы

УУД личностные: желание учиться

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

К нам мчится посланник.

Проведем 3 эксперимент.

Сегодня на уроке мы будем не просто говорить о глаголе как о части речи, а будем рассуждать о роли глагола в нашей речи.

Найдите в предложениях глаголы.

    Огородное пугало всех пугало.

    Солнце село за село.

    Снежное покрывало покрывало поле.

    Со стекла стекла вода.

Какие из двух одинаковых слов являются глаголами?
- По какому признаку вы выбирали глагол? (по вопросу)

Вывод: важную роль играет связь слов в предложении по вопросу

ИГРА «Ты мне – я тебе»

Я называю им. существительное, вы образуете родственное слово – глагол.

Гром, свет, глагол, чернота, мост, ксерокс…

(громить, светить, чернеть, мостить, ксерить)

Формулирует задание

Создает ситуацию успеха (поощряя добрым словом, напутствием)

Побуждает к деятельности.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи

Задает игровую ситуацию с опорой на приобретенные знания.

Развитие воображения, образного мышления. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

К нам мчится посланник

Проведем 4 эксперимент.

Найдите в произведениях великих поэтов глаголы в переносном значении.

Групповая работа (разноуровневые задания)

Определите в группе какой уровень вы выбираете

В 1) Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора. Ф. Тютчев

Б 4) Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом

И. Бунин

В 2) Ранним утром, ровно в пять,
Вышел дождик погулять.
Торопился по привычке -
Вся земля просила пить….
О.Бундур

В 5) Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал А. Пушкин

В 3) С неба дождь

Осенний льется
От зари и до зари.
А ручей бежит, смеется
И пускает пузыри В. Орлов

С 6) Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

С. Есенин

Назовите глаголы в переносном значении.

Вывод: слова в переносном значении делают речь яркой, образной, поэты и писатели употребляют их для выразительности, красоты, придания необычности речи.

Каждый поэт и писатель может нарисовать картину.

Выразительные глаголы помогают:

    раскрасить красками (белеет парус одинокий; потемнели дороги, посинел на реке лед, ночь побледнела)

    показать силу природных явлений

(А вьюга с ревом бешеным стучит по ставням свешенным, и злится все сильней.)

    веселье (бежит, смеётся и пускает пузыри)

    ДЕЙСТВИЯ яркие и образные

Организует работу с разноуровневыми заданиями, стимулирует на выполнение поставленной задачи, организует выступление групп, обмен мнениями.

Внимательно слушают задание

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра

К нам мчится посланник

Проведем 5 эксперимент.

«Развитие речи»

В нашей речи встречаются слова-афоризмы, которые обозначают краткие выразительные изречения (словарь Ушакова)

Попытайтесь определить смысловую закономерность афоризмов. Групповая работа

    совать нос - ?

    надуть губы – ?

    бежать со всех ног – ?

    распускать руки – ?

    повесить голову – ?

    мозолить язык - ?

Афоризмы украшают речь? Вывод: краткость – сестра таланта (краткое изречение может выразить большое значение)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

Включение в систему знаний

(обобщение)

Повторение и закрепление ранее изученного материала

Уточнить согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения

И мы сохраним тебя,
Русская речь,
Великое русское слово .
А. А. Ахматова

- Почему нельзя засорять нашу русскую речь?

Обратите внимание на выставку книг, на которой представлены произведения поэтов и писателей.

Систематизирует знания (на доске фиксирует ПРОДУКТ – «ЗАКОНЫ ЦАРЯ ГЛАГОЛА»

Обозначает перспективу на дальнейшее обучение

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.

Коммуникативные:

умение строить высказывания

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

анализируют

Рефлексия

Цель:

Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

-оценить собственную деятельность на уроке;

Все законы посланники доставили Царю Глаголу.

Царь улыбается.

Законы – разделы языкознания, которые вы будете развивать в старших классах.

Смогли мы доказать гипотезу?

Глаголы играют важную роль в речи.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Формулируют конечный результат. Называют основные позиции нового материала, и как они их усвоили.

Рефлексия:

Цветовая

Смайлик (в тетради)

Обратная связь

Оценка общей деятельности «Подари сердечко Мудрой сове»

УУД регулятивные:

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: личностный рост, личные достижения



Раздел I. Из истории создания глагола. Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём-ка мы на помощь Морфологию!" - Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология. - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.






















Синтаксическая роль СКАЗУЕМОЕ (что делает?) Ветер клонит деревья. ПОДЛЕЖАЩЕЕ (что?) Учиться – всегда пригодится. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (какой?) Жилин не терял надежды (какой?) бежать. ДОПОЛНЕНИЕ (чему?) Человек учится (чему?) понимать природу. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (зачем?) Я вернулся назад (зачем?) любоваться заливом.



Раздел IV. Правила правописания глаголов. Правописание гласных в глагольных формах: а) глаголы I спряжения в настоящем и простом будущем времени в личных окончаниях имеют гласные е и у(ю); Читает, читаем, читают. глаголы II спряжения – гласные и и а(я); Выходит, выходим, выходят. б) глаголы во 2-м лице повелительного наклонения независимо от спряжения могут иметь только один суффикс – и; Ср.: Если вы стукнете в окно, она услышит – глагол I спряжения в простом будущем времени с окончанием -ете; Пожалуйста, стукните в окно! – глагол в повелительном наклонении с суффиксом -и и суффиксом (или окончанием) множественного числа -те; в) в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве; Ср.: клеить – клеил; видеть – видел.


Задавайте глаголам вопросы Существует очень простое правило, которое работает всегда. Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет. Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола. Например: Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее. Что делает (сделает), что делают (сделают)? Мягкого знака нет, глагол находится (что делает?) во 2-м или 3-м лице, предполагая действие кого-то определенного. Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.


Раздел V. Это интересно. Это интересно. Глагол, в котором нет корня Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать несовершенный вид) родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, с-н-я-ть, вз-я-ть.


Недостаточные глаголы Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия. Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный. В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.


Проверь себя Найди в стихотворении все глаголы движения. Тихотворение, написанное второпях Ты спешишь, и время – тоже. Мчится дням наперерез: Мимо зеркала в прихожей – С рюкзаком наперевес. Ты с портфелем рвешься в школу, По двору несешься вскачь Как задиристый, веселый, Непослушный рыжий мяч. А потом степенно с папкой Продвигаешься к авто Или бежишь, минуя давку, Из трамвая на метро. Время - вот суровый тренер! Год за годом гонит прочь. И уже на старте племя Молодое – сын и дочь. Ну, а ты сползаешь чинно К серой финишной черте, Дребезжа им вслед: «Обидно, Нынче скорости не те!»

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 000

Кировского района Санкт-Петербурга

на тему

«Глагол – «самая огнепышущая, самая живая часть речи »».

Проект выполнил: 6-а класс

Руководитель проекта: , учитель

русского языка и литературы

Санкт-Петербург

Вступление.

Глагол – необыкновенная часть речи.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Основная часть

Высокая эстетическая ценность глагола.

Цель моей работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.

Вот одно из наиболее ярких высказываний известного советского писателя
А. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!».


Глаголы речи.

Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в художественной литературе . Вот, например, В. Распутин в повести «Последний срок» на трёх наугад выбранных страницах употребляет около 20 разных глаголов речи, мысли, чувства, повторив два раза только слово сказать. Вот эти глаголы: вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объяснить, засмеяться, признаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветовать, причмокнуть.

Художественный эффект усиливается, если к глаголам речи присоединяются ещё и наречия, характеризующие глаголы: удивлённо согласилась, испуганно перебила, резонно спросила, весело сказала и т. п.

Выразительность языка достигается не только подбором новых глаголов, но и употреблением глаголов, различающихся приставками (сказать, досказать, высказать, недосказать, пересказать; спросить, переспросить, выспросить, расспросить, доспросить ). Особенно много приставочных глаголов образуется от глагола говорить : заговорить – «начать говорить»; приговаривать – «говорить, сопровождая этим какое-либо действие»; проговорить – «произнести, сказать»; оговорить – «заранее ставить какие-нибудь условия», «возводить обвинение на кого-нибудь»; отговорить – «убеждать не делать чего-либо», «перестать говорить»; уговорить – «убедить кого-либо»; наговорить – «много говорить чего-нибудь», «ложно обвинить кого-нибудь» и др.

Глаголы труда.

О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Трудовая денежка до веку кормит и др.

Как же язык «откликнулся» на эту важнейшую область человеческой деятельности? Какие слова существуют в языке, чтобы в полной мере отразить величие человеческого труда?

Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой отрасли есть свои слова: в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.; в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.; в домашнем быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.

Но и при большом количестве глаголов труда всё-таки они не охватывают всё разнообразие трудовой деятельности. Можно, к примеру, назвать самые распространённые профессии: педагог, врач, инженер, токарь, слесарь, директор, бухгалтер, кондуктор, художник, архитектор, повар, мастер, кассир, артист и т. п. – и мы видим, что глаголов, обозначающих действия, связанные с этими профессиями, нет, и мы вынуждены в этом случае использовать описательные обороты: работаю врачом, педагогом, архитектором и т. п. Имеющиеся глаголы типа токарничать, слесарничать не означают «работать токарем или слесарем», а только «уметь выполнять токарные или слесарные работы».

Напрашивается вывод: большинство названий профессий не имеет соответствующих глагольных обозначений. В этом есть своя целесообразность. Профессии называются именами существительными, количество их постоянно возрастает, не от каждого существительного – наименования профессии можно образовать глагол, поэтому для обозначения трудовой деятельности человека в русском языке используются, как правило, описательные обороты, состоящие из общего «трудового» глагола работать + название профессии (работаю художником, поваром, бухгалтером и т. п.).


Глаголы звучания и цвета.

Повсюду нас окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой.

А сколько звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

Замечательный русский писатель А. Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту в своём романе «В лесах», создаёт яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих голосов.

«Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, всё цветы, цветы, и цветы… Там желтеет зверобой, синеют тёмно-голубые бубенчики и середь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют ягоды костяники.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой траве кузнечики и кобылки, … как в трубу трубит чёрная желна, … пищат рябчики, жалобно кукуют кукушки и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки и другие мелкие пташки…».

Говоря о глаголах звучания, нельзя не вспомнить. Исследователи его творчества отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы.

Поэт Вс. Рождественский, анализируя стихотворение «Зимний вечер», обращает внимание на то, как описывает вьюгу. Образ вьюги (бури) сначала даётся через зрительные впечатления:

Буря мглою небо кроет,

То, как зверь, она завоет,

То, заплачет, как дитя

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это Пушкиным благодаря мастерскому использованию глаголов. Что делает буря? Она «кроет небо», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Нельзя не заметить, что почти все глаголы имеют приставку за- , которая сообщает им, с одной стороны, значение начала действия, а с другой – единый музыкальный ритм строфы.

О любви к глаголам пишет и поэт С. Маршак:

«Глаголы, великолепные, энергичные, действенные , пронизывают всё описание Полтавской битвы:

Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею…»

Сила русского глагола.

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать ), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть ), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь ) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать ), может указывать на действие, доведённое до определённого результата (прочитать, сварить, выбелить, отстроить, прожарить ), или происходить время от времени, с некоторыми перерывами (помешивать, похаживать, подкармливать, почитывать ), или действие, ограниченное во времени (посидеть, полежать, почитать, поговорить ).

Значений этих много, но уже очевидно то, что эти своеобразные значения возникают при присоединении к глаголу или новой приставки, или нового суффикса, а иногда и того и другого. Так, например, от глагола играть можно образовать почти все названные здесь значения: заиграть, доиграть, выиграть, доиграться, отыграться и др.

Именно это свойство глагола восхищало художников слова. Так, писал: «…русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы… В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть; уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть…»

Эту же мысль повторил замечательный поэт начала ХХ века: «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. Возьмём четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становить . От них при помощи приставок пред, при, за, от и др., и суффиксов «многократности» можно образовать около 300 глаголов… Таковы: статься, становиться, встать, вставать, вставить, достать, доставать, достаться, доставаться и т. д.»

Таким образом, как и, и многие другие русские писатели в возможности глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы увидел мощное средство обогащения русского языка глаголами.

Заключение.

Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля дано следующее определение: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык». Но это всего лишь определение.

В своей работе я хотел показать, как велика изобразительная сила глагола, когда его используют в своих произведениях писатели и поэты. Вот, что пишет о глаголе

: «Движение и выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Так вот это движение напрямую связано с высокой эстетической ценностью глагола.

В заключении своей работы хочу сказать, что теперь для меня глагол не просто часть речи, а «самая живая часть речи».

Тема:

«Глагол»

Выполнила ученица....... класса

...................

рук. пр.:

............................

г. .......................

Глагол …………………………………………………………….. 3

Это важно ................................................................................... 3

Глагол как часть речи .......................................................... 3

План морфологического разбора глагола...................... 4

Постоянные морфологические признаки глаголов ….. 4

Вид …………………………………………………... 4

Переходность ……………………………………….. 5

Спряжение ………………………………………….. 6

Непостоянные морфологические признаки глаголов... 7

Наклонение ………………………………………….. 7

Словообразование глаголов ………………………………... 9

Культура речи. Правильное употребление глаголов ....... 10

Орфоэпические нормы…………………………………. 10

Глагол в тексте ……………………………………………. 10

Это интересно ………………………………………………... 11

Это увлекательно ………………………………………....... 12

Загадки ………………………………………………………. 12

Кроссворд …………………………………………………… 13

Ответы к кроссворду…………………………………… 15

Итоговая викторина: «Что вы узнали о глаголе» ….…. 16

Ответы …………………………………………………… 17

Глагол.

"Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола - выражать само действие!"

(А.Югов)

Это важно.

Глагол как часть речи.

Глагол-это часть речи, обозначающая действие или состояние и используемая в предложении преимущественно в качестве сказуемого . Грамматическое значение действия или состояния конкретизируется в той или иной системе грамматических категорий, присущих (в данном языке) Г. и в своей совокупности отличающих его от др. частей речи того же языка. Эти грамматические категории получают выражение в формах словоизменения (спряжения), простых ("пишу", "писал", украинское "писатиму" - "буду писать") или сложных, образованных с участием вспомогательного Г. ("буду писать") или частицы ("писал бы"). Наиболее типичными грамматическими категориями Г. являются время, наклонение, вид и залог. Функционируя в качестве сказуемого, Г. соотносится с подлежащим предложения, иногда же, указывая своей формой на определённое "действующее лицо", делает подлежащее ненужным (так, в русском "пойдёшь" уже сама глагольная форма указывает на 2-е лицо, т. е. на то, что речь идёт о действии, выполняемом собеседником). При наличии подлежащего Г. во многих языках согласуется с ним в лице и числе, иногда также (например, в арабском языке, в русском языке в прошедшем времени и сослагательном наклонении) в роде или же (во многих языках Африки, в некоторых кавказских и др.) в классе. Есть языки, в Г. которых категория лица и числа отсутствует вовсе (например, датском "skriver" означает и "пишу", и "пишешь", и "пишет", и "пишем"). Во многих языках Г., имеющий.

План морфологического разбора глагола.

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Морфологические признаки:

A

Постоянные морфологические признаки:

1

вид (совершенный, несовершенный);

2

возвратность (невозвратный, возвратный);

3

4

переходность (переходный, непереходный);

спряжение (I, II)

Б

Непостоянные морфологические признаки:

1

наклонение ;

2

время (в изъявительном наклонении);

3

число ;

4

лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

5

род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Постоянные морфологические признаки глаголов.

Вид.

Вид - глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме. У глаголов выделяют два вида (Совершенный и несовершенный). Вид можно определить с помощью вопроса, задаваемого к нему (что делать? – несовершенный вид, что сделать? - совершенный).

Глаголы несовершенного вида образуют форму про­шедшего, настоящего, будущего времени. Формы будущего времени у таких глаголов сложные: буду работать, буду де­лать. Глаголы совершенного вида не образуют форм настоящего времени. Формы будущего времени у них про­стые: поработаю,сделаю.

Переходность

Переходный глагол (лат. verbum transitivum) - глагол, вступающий в сочетание с существительным в винительном падеже в значении прямого объекта действия (пациенса). Грамматически противопоставлен непереходному глаголу . Переходность - грамматическая категория глагола , выражающая его аспект . С этой точки зрения, переходный глагол является глаголом валентности 2 и больше:

Я ем яблоко - глагол «есть» является переходным, то есть требует присоединения объекта действия. Без такового действие невозможно (едят, как правило, «что-то»).

Смысл переходности - субъект действия и объект действия разделены, я выполняю действие с чем-то.

Я иду - глагол непереходен, так как присоединение объекта действия невозможно (в самом деле можно «что-то есть» но нельзя «что-то идти»).

Смысл непереходности - субъект действия и объект действия соединены - грубо говоря «я себя заставляю действовать».

Часто, впрочем, бывает, что глагол имеет несколько значений, причем некоторые - переходны, другие же - нет.

Спряжение.

Спряжение - изменение глаголов по видам , наклонениям , временам , числам , лицам и родам . Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам .

Глаголы I и II спряжения различаются окончаниями:

Лицо

I спряжение

II спряжение

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

1-е

-у (ю)

-ем

-у (ю)

-им

2-е

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3-е

-ет

-ут (ют)

-ит

-am (ят)

Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола, нужно определить его спряжение. Для этого глагол необходимо поставить в начальную форму:

Чита_м (что делаем?- что делать?) - читать.

Ко II спряжению относятся:

а) глаголы на –ить (кроме слов стелить, брить ): носить – носишь , носит , носим , носите , носят ;

б) а также глаголы

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на – е – спрягать нельзя!

Непостоянные морфологические признаки глаголов.

Наклонение.

Наклоне́ние в лингвистике - грамматическая категория глагола . Представляет собой грамматическое соответствие семантической категории модальности (реальность, гипотеза, ирреальность, желание, побуждение и т. д.), однако в ряде языков наклонение может утрачивать модальную семантику и диктоваться только синтаксисом (как влатинском и французском языках конъюнктив в некоторых типах предложений).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле.

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое.

Словообразование глаголов.

При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических способа словообразования: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

Приставочный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.

Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить , а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать ). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться ).

Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений, числительных и междометий. Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть . Суффикс -ова- (-ева-) и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть. От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть . От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е- , имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс -ну-: слеп-ну-ть, креп-ну-ть . От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть) , а также суффиксом -ну- (ах-ну-ть, цок-ну-ть) .

Приставочно-суффиксальный способ образования глаголов менее продуктивен. Разновидностью этого способа является использование суффикса-ыва- (-ива-) и аффикса -ся в сочетании с приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о приставочно-постсуффиксальном способе).

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Орфоэпические нормы.

Произношение твёрдого согласного в суффиксе -ся(-сь) в глаголах - примета старого (классического) произношения сценической речи, а мягкого- примета современной речи. Оба варианта произношения правильны.

Ударение нередко «передвигается» с глагола на частицу не в формах прошедшего времени (за исключением формы женского рода):

быть - не был, не было, не были; но: не была;

дать - не дал, не дало, не дали; но: не дала;

жить - не жил, не жило, нё жили; но: не жила;

пить - нё пил, нё пило, нё пили; но: не пила.

Глагол в тексте.

Единство текста достигается разными способами. Один из них - соблюдение единства видо-временных форм глаголов. В пределах одного текста преимущественно употребляются глаголы одного вида и в формах одного времени.

Например, в повествовании, где изображаются последовательно происходящие события (одно действие за­кончилось, другое следует за ним, за вторым следует третье и т. д.), обычно употребляются глаголы совершенного вида в фор­ме прошедшего времени (что сделал? пришёл, принёс, разре­зал, разделил, положил).

Глаголы несовершенного вида в повествовательном тексте ча­сто используются в зачине для общей характеристики ситуации, в которой будет разворачиваться действие (что делал? лежал, смотрел, думал).

Глаголы в форме настоящего (будущего) времени могут быть использованы при описании закончившихся событий. Употребление настоящего (будущего) времени в значении прошедшего является художественным приёмом, с помощью которого создаётся эффект присутствия: действия как бы происходят на глазах читателя или слушателя, и картина оживает.

Это интересно.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..
Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

Лингвистическая наука, которая изучает глагол, а точнее, то, как глагол описывает ситуацию, как эта ситуация устроена и как она существует во времени называется аспектология.

Это увлекательно.

Загадки.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …
(глагол).

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет. (глагол)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про… (глагол)

12

Кроссворд.

ВОПРОСЫ по вертикали:

1. вглядываться - ?

2. спасовала - ?

3. вспыхивал - ?

4. возродилось - ?

6. огорчит - ?

7. съем - ?

8. обладал - ?

9. ведает - ?

12. пригибала - ?

17. оградило - ?

19. заупрямился - ?

22. обволокли - ?

23. мямлил - ?

24. сплутовал - ?

25. разъяряла - ?

26. скрыл - ?

27. уплетал - ?

30. выражать - ?

13

33. обращаюсь - ?

35. убедить - ?

37. задержал - ?

38. снимать - ?

40. прельщал - ?

42. затеял - ?

44. отоварься - ?

47. врал - ?

ВОПРОСЫ по горизонтали:

5. атаковал - ?

10. рассуждать - ?

11. выключим - ?

13. заучи - ?

14. посверкала - ?

15. втемяшу - ?

18. догадайся - ?

20. трещат - ?

21. подковырнул - ?

26. задобрил - ?

28. обеспечивать - ?

29. сопровождать - ?

31. радовался - ?

32. кичился - ?

34. виляла - ?

36. учился - ?

39. содействует - ?

41. сберегут - ?

43. вдумывались - ?

45. коллекционировал - ?

46. втянуть - ?

48. перекопай - ?

49. уехала - ?

50. нацелить - ?

ОТВЕТЫ К КРОССВОРДУ

По горизонтали

По вертикали

5. штурмовал
10. мыслить
11. погасим
13. зазубри
14. посияла
15. втолкую
16. читаться
18. сообрази
20. тараторят
21. подколол
26. умаслил
28. гарантировать
29. сопутствовать

31. ликовал
32. важничал
34. лукавила
36. занимался
39. помогает
41. сохранят
43. вникали
45. собирал
46. вовлечь
48. перерой
49. укатила
50. направить

1. всматриваться
2. отступила
3. загорался
4. воскресло
6. расстроит
7. умну
8. имел
9. знает
12. гнула
17. изолировало
19. заартачился
22. окутали
23. лопотал

24. схитрил
25. гневила
26. утаил
27. лопал
30. формулировать
33. апеллирую
35. уговорить
37. арестовал
38. совлекать
40. манил
42. начал
44. купи
47. лгал

15

Итоговая викторина: «Что вы узнали о глаголе»

  1. 1. Что такое глагол?
  2. 2. Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.
  3. 3. Какие есть виды глаголов, и как можно определить к какому виду относится глагол?
  4. 4. Что такое спряжение? Какие спряжения бывают? Как определить спряжение глагола? Бывают ли исключения?
  5. 5. Какие наклонения бывают? Назовите второе название условного наклонения.
  6. 6. Назовите основные способы образования глаголов.
  7. 7. Из какого языка заимствовано слово глагол?
  8. 8. Какое место по частоте употребления занимает глагол?
  9. 9. Какая наука изучает глагол?
  10. 10. Как правильно (твёрдо или мягко) нужно произносить согласную в постфиксе -ся(-сь) в глаголах.

16

Ответы:

  1. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние.
  2. 2. Постоянные морфологические признаки глаголов: вид, возвратность, переходность, спряжение.

Непостоянные морфологические признаки глаголов: наклонение, время, число, лицо, род.

  1. 3. Совершенный и несовершенный. Вид можно определить с помощью вопроса, задаваемого к нему (что делать? – несовершенный вид, что сделать? - совершенный).
  2. 4. Изменение глаголов по видам , наклонениям ,

    Первого спряжения: брить, стелить.

    1. 5. Изъявительное, условное (сослагательное) и повелительное.
      1. 6. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение с соединительной гласной, сложение без соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса.
      2. 7. Из старославянского языка.
      3. 8. Второе (после существительных).
      4. 9. Аспектология.

    10. Произношение твёрдого согласного в суффиксе -ся(-сь) в

    глаголах - примета старого (классического) произношения сценической речи, а мягкого- примета современной речи. Оба варианта произношения правильны.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

    Информационный бум-2018

    "Глагол в русском языке в теме о кулинарии"

    Абдурагимова Патимат,

    МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов», 5в класс

    Научный руководитель:

    Иванова Алена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

    Сургутский район

    2018

    Введение.

    Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы. Поэтому изучение глагола всегда будет актуальным.

    По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить. Было бы очень интересно рассмотреть, как используются глаголы в художественных произведениях и не только. Поэтому, целью моей работы является - рассмотреть роль используемых глаголов в кулинарных рецептах.

    Исходя из цели, я выделила следующие задачи :

    Рассмотреть понятие глагол в учебной литературе;

    Проанализировать литературные источники;

    Проанализировать и систематизировать материал по источникам кулинарных рецептов.

    Объект исследования: сборники кулинарных рецептов.

    Предмет исследования: глаголы, используемые в кулинарных рецептах.

    Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, анализ, систематизация полученных результатов.

    Предполагаемый продукт исследования: мини-словарь используемых глаголов в кулинарных рецептах, который можно будет использовать на уроках русского языка во время изучения темы «Глагол как часть речи».

    I . Теоретическая часть.

    1. 1. Понятие глагола в учебной литературе.

    Свою исследовательскую работу я хотела начать со слов известного советского писателя А. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!».

    Рассматривая понятие глагол, следует обратиться в учебную литературу. Глагол - это самостоятельная часть речи, описывающая какую-либо деятельность или же состояние предмета (живого существа). Например: ехать, приобретать, становиться, спать, брать, звонить, открывать, думать и т.п.

    Чтобы выяснить представляет ли собой слово глагол, к нему нужно задать один из вопросов: «Что делать?», «Что сделать?».

    Все глаголы в нашем языке обладают неопределенной (начальной формой или инфинитив ).

    От других глагольных форм отличается по следующим параметрам:

    инфинитив - это глагол, указанный в словаре;

    начальная форма обладает формообразующими суффиксами - ти; - ть; - чь. Пример: печь, читать, лететь и т.д.

    неопределенная форма способна сохранять лишь такие свойства, как вид, переходность и возвратность.

    Глаголы подразделяются на совершенные и несовершенные виды:

    Совершенные глаголы (СВ) - дают ответ на вопрос: «Что сделать?».

    Например, прочитать, написать, открыть и т.п.

    Глагол совершенного вида означает, что действо уже выполнено и его нельзя продолжить. Такой глагол имеет только две формы времени: прошедшее, а также будущее (« Что сделали?» и «Что сделаете ?»).

    Несовершенные глаголы (НСВ) - дают ответ на вопрос: « Что делать ?».

    Например, слышать, пить, путешествовать и т.п.

    Несовершенный глагол знаменуется либо продолжительным действом, либо тем, которое постоянное повторяется. То есть мы не способны определить период завершенности действия.

    У глаголов НСВ есть все три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее («Что делали?», «Что делаете?», «Что будете делать?»).

    Помимо перечисленных свойств, глагол обладает таким атрибутом, как переходность (непереходность).

    Переходный глагол - это глагол, указывающий на действие, которое переходит на какой-либо предмет. От таких глаголов можно задать вопрос к существительному или местоимению в винительном (в.п.), либо в родительном падеже (р.п.) (без предлога).

    К примеру: клал (что?) ручку (в.п.); не принес (чего?) молока (р.п.) и т.д.

    Все остальные глаголы, которые не соответствуют этому параметру именуются, как непереходные.

    Возвратные глаголы - это те глаголы, которые обладают суффиксным окончанием - ся (сь). Пример: сушиться, мыться, купаться, удержаться и т.п.

    Все те глаголы, у которых в окончании нет - ся (сь) являются невозвратными.

    Спряжение - это преобразования глагола в зависимости от числа и лица, при этом меняются окончания глаголов.

    У глаголов есть 2 категории спряжения, которые различаются по следующим окончаниям:

      1 - ешь (ёшь); - у (ю); - ем (ём); - ете (ёте); - ут (ют); - ет (ёт);

      2 - ишь; - ит; - им; - ат (ят); - ите.

    Верно определив спряжение, не составит труда написать окончание глагола.

    Таким образом, глагол - это важная составляющая часть русского языка. Если правильно его изучить, то мы сможем искусно излагать все свои намерения и действия, как на бумаге, так и в устной форме.

    1.2. Роль глаголов в литературных произведениях.

    Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в . Вот, например, В. Распутин в повести «Последний срок» на трёх наугад выбранных страницах употребляет около 20 разных глаголов речи, мысли, чувства, повторив два раза только слово сказать. Вот эти глаголы: вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объяснить, засмеяться, признаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветовать, причмокнуть.

    Рассмотрев произведения русской литературы, можно выделить следующие роли глаголов в текстах:

    Глагол насыщает текст цветом;

    Оживляет текст;

    Выражает состояние, чувство, восприятие;

    Передает запахи, вкус;

    Озвучивает текст.

    Рассмотрим роль глаголов в тексте на примере произведений русской литературы.

    Цвет: 1.Но уже темнеют реки. (А.Твардовский)

    2.И снова глубоко синеют небеса

    Меж освежёнными лесами. (И.Бунин)

    3. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)

    4. В саду горит костёр рябины красной … (С.Есенин)

    5. Уже румянит осень клёны. (А.Майков)

    6. Все деревья блистают

    В разноцветном уборе. (К.Бальмонт)

    7. Красною кистью

    Рябина зажглась . (М.Цветаева)

    8. Серебрит мороз увянувшее поле. (А.Пушкин)

    9.Жидкой позолотой Закат обрызгал серые поля. (С.Есенин).

    Запахи, вкус:

    1. Пахнет позднею травой. (А.Твардовский)

    2. Торжествующе пахнет сирень. (Вс.Рождественский)

    3.Ах, как же вы благоухали тогда, давно, в далёком там. (И.Северянин).

    4. Чем-то тёплым,

    Чем-то спелым

    Веет с нашей полосы. (А.Т.Твардовский).

    5.И пахнет смолкой молодой

    Берёзовый листок.

    Оживляет:

    1. Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлковые косы. (С.Есенин)

    2.Липким запахом веет полынь

    Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин)

    3.Вечор. Ты помнишь, вьюга злилась (А.С. Пушкин)

    4.Уж небо осенью дышало … (А.С. Пушкин)

    5. Отговорила роща золотая

    Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)

    6.Солнышко утром в колодезь озёр

    Глянуло – месяца нет… (С. Есенин)

    7. Проплясал, проплакал дождь весенний,

    Замерла гроза. (С. Есенин)

    Звук:

    1.А за окном шелестят тополя. (А.А.Ахматова)

    2. Завыл ужасно и бьёт хвостом. (М.Ю.Лермонтов)

    3. Не крикнет , обезумевший: «Воскресни» (А.А.Ахматова)

    4. Синий май. Заревая теплынь.

    Не прозвякнет кольцо у калитки. (С. Есенин)

    5. Шумит Арагва предо мною. (А.Пушкин)

    6. Прогемела гроза, прошумела,

    Затихая, грохочет . (Вс.Рождественский)

    7.Оно не билось . Не кричало . (С.Островой)

    8.Жук жужжал. (А.Пушкин)

    Чувства:

    1.Я л юблю тебя, жизнь,

    Я люблю тебя снова и снова. (К.Ваншенкин)

    2.Панна плачет и тоскует ,

    Он колени ей целует. (А.С.Пушкин)

    3.Только будут колосья-кони

    О хозяин старом тужить. (С.Есенин)

    4. Ты под окном своей светлицы.

    Горюешь , будто на чесах. (А.Пушкин)

    5.И всё сильнее тоскуют песни

    Под лягушиный писк в соломе.(С.Есенин)

    обозначать действие .

    Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы. Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное. Глаголы придают тексту динамичность. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительно-выразительных средств речи.

    II . Практическая часть.

    Глаголы сопровождают нас во всех сферах нашей жизни. С глаголами мы встречаемся постоянно, и поэтому было бы интересно рассмотреть роль используемых глаголов в кулинарных рецептах.

    Я использовала для рассмотрения данного вопроса сборник кулинарных рецептов, который был у нас дома: Ольга Уварова: «Большая поваренная книга». – Эксмо, 2018.

    В тексте кулинарного рецепта наиболее употребительными являются имена существительные и глаголы, прилагательное занимает третье место. Я рассмотрела использование глаголов в следующих разделах кулинарного сборника:

    Выпечка;

    Горячее;

    Закуски.

    В разделе «Выпечка» я выделила следующие глаголы:

    1. Пирог «Пятиминутка»:

    Нарежьте, смажьте, разложите, смешайте, добавьте, взбейте, залейте, запекайте, подавайте.

    2. Печенье «Картошка»:

    Измельчите, всыпьте, влейте, перемешайте, поставьте, сформируйте, выложите.

    3. Печенье «Ягодки»:

    Пропустите, добавьте, перемешайте, вылепите, опускайте, посыпьте, выложите.

    В разделе «Горячее» можно выделить следующие глаголы:

    1. « Мясо под майонезом»:

    Нарежьте, посолите, отбейте, поперчите, обжарьте, смажьте, разложите, положите, посыпьте, поместите, выложите.

    2. «Печенка в сметане»:

    Нарежьте, посолите, поперчите, обваляйте, обжарьте, переложите, всыпьте, перемешайте, влейте, добавьте, прокипятите, подавайте.

    3. «Кабачки, фаршированные сыром»:

    Очистите, разрежьте, удалите, разотрите, добавьте, перемешайте, положите, залейте, запекайте, подавайте.

    Раздел «Закуски»:

    1. Салат из помидоров с майонезом:

    Нарежьте, посолите, поперчите, посыпьте, украсьте, подавайте.

    2. Бутерброды со шпротами:

    Срежьте, обжарьте, остудите, намажьте, положите, посыпьте, подавайте.

    Таким образом, в процессе выполнения настоящей работы проведено исследование роли глаголов в кулинарных рецептах.

    Во время работы было проанализировано 89 рецептов из одного источника. В них найдено 48 глаголов. Чаще всего для приготовления определенного блюда авторы предлагают некоторые действия. Как правило, они выступают в форме повелительного наклонения глагола.

    Проанализировав рецепты, а также роль глаголов, я сделала вывод, что глаголы делают текст рецепта более точным, динамичным, а также передают несколько действий, происходящих одновременно.

    Заключение:

    О богатстве нашего родного языка сказано и написано многое. И все же не перестаешь удивляться, сколь велики его выразительные возможности, сколь многообразны здесь оттенки и насколько тонки между ними грани. Сколько в русском языке пречудных особенностей! (А подчас и причудливых). Сколько преимуществ перед языками иными!..

    Таким образом, главная функция глагола - обозначать действие .

    - Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы.

    - Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное.

      Глаголы придают тексту динамичность, безглагольность служит для выражения покоя. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительно-выразительных средств речи.

      Глаголы в рецептах делают текст рецепта более точным, динамичным, а также передают несколько действий, происходящих одновременно.

    Мне было интересно работа с этой темой, я бы хотела и дальше ее рассматривать. А полученный продукт-презентацию можно будет использовать на уроках русского языка при изучении темы "Глагол" и можно предложить ученикам самим стать исследователями и поработать с кулинарными рецептами, вследствие чего можно будет расширить эту презентацию. Спасибо за внимание!