Обзор Master of Orion (2016) – Возвращение легенды. Master of Orion

Выполненная в жанре стратегии Master of orion завоевала любовь геймеров с первых выпусков. Она обязательно понравится тем, кто любит фантастику, шпионаж, увлекается космической тематикой. Стратегия была разработана в 1993 году, а сейчас команда студии NGD Studios решила возродить добрую историю о пришельцах. За основу была взяла вторая часть, которую немного осовременили, прихорошили и урезали (хорошо это или плохо будет решать игрок).

Сюжет

Обновленная версия разработана в жанре глобальной игровой стратегии, где все происходящее находится под управлением игрока. В начале он главенствует над 10 расами, сражается, завоевывает галактические системы и осваивает их в дальнейшем. Во время сражения в ход идут современные технологии и дипломатические навыки. У каждой народности есть отдельная история, мировоззрение, культура, форма правления и уникальные технологии. Такие нюансы надо обязательно изучить, ведь это поможет максимально эффективно управлять народом.

Обзор master of orion 2016 дает понять, что сюжет довольно точно повторяет происходящее в классической трилогии. Согласно легенде когда-то в космосе главенствовали орионцы (сильный и могучий народ, достигший высокого уровня развития, именно они создали остальные 10 рас). Неизвестно почему пропали орионцы, возможно они погибли, может просто незаметны и наблюдают со стороны за своими «детьми».
Следует упомянуть, что Wargaming выпускает игру в двух вариантах:

Стандартное издание, где предлагается исследовать галактику, покорять миры, управлять лидерами, собирать ресурсы и сделать главенствующей во всей галактике одну из 10 рас;
коллекционное издание. Здесь доступна еще одна народность – терраны, включены все предыдущие версии мастер орион, действия сопровождаются саундтреком в исполнении симфонического оркестра, объемные корабли можно просматривать в обычные пиксельные изображения. Большую часть времени игрок будет посвящать трем занятиям:

Строительство зданий на подконтрольных ему территориях;
исследование новых технологий;
перемещение боевого флота по разным галактикам.

Расширить владения можно путем колонизации пригодных для жизни планет. Потом идет постепенное развитие, начинающееся постройками разного предназначения. Население должно заниматься обороной, экономикой и моральным развитием жителей. На каждого жителя возлагается ответственность за определенную сферу. Расширяя владения нельзя забывать об экономике и контролировать ситуацию на спорных территориях. Захватив систему, надо готовиться к ее защите. Надо холить и лелеять флот, который является весомым аргументом в решении споров.


Геймплей

Мастер оф орион 2016 – это пошаговая стратегия, где каждая народность претендует на господство, ради чего воюют, объединяются. В распоряжении игрока современные технологии и огромные колонии. Разработчик сумел удивить потрясающей графикой – космический мир выглядит красиво и реалистично.
Вначале рекомендуется перечитать советы по игре, чтобы знать, как действовать, налаживать дружеские связи, сражаться. Сначала герой получит в управление одну планету, но постепенно начнет строить империю, распоряжаясь 4 видами ресурсов:

Кредитами;
производством;
продовольствием;
исследованием.

Он узнает, как управлять флотом, сможет расширить колонию, завоевать планеты и начать межгалактическую торговлю. Одержать победу можно двумя путями – полностью уничтожив народность или придя с ней к мирному соглашению. Передвижение работает по принципу 3 части (для суден созданы специальные тоннели между звездами). На точках выхода можно построить защитную станцию, тем самым заблокировав вход для врагов.

Расы

Через несколько десятков ходов в новой партии герой встретится с представителями иных рас. Отношения по началу будут нейтральными, можно разговаривать, пытаться договориться. Толку с дипломатии – ноль, так как оппоненты вяло реагируют на предложения, имеют всего два состояния — война или мир. Предугадать исход переговоров с фракцией невозможно и любое руководство, обучение не помогает. Общение с другими расами обычно сводится к войне, поэтому надо знать, как захватить планету самостоятельно.

Выбор расы приходится делать из таких:

Алкари;
дарлоки;
бурлати;
меклары;
люди;
клаконы;
псилоны;
силикоиды;
саккра.

У обладателей коллекционного издания доступно Терранское ханство, которое населяют злобные монстры. Согласно сюжету терранов похитили антарцы и использовали в качестве солдат в войне с орионцами. В результате они были брошены и только жесткость правителей позволила им выжить. Терранские корабли похожи на земные судна, только выполнены в более темных тонах, где преобладают красные и серые цвета.

Доступен редактор рас, позволяющий улучшать PC (управляемый персонаж), используя для этого некое количество очков. Кстати, сайт artmoney позволяет получить нескончаемый запас ресурсов. Все персонажи озвучены профессиональными героями, как и перевод на русский язык.

Сражения с флотом недруга интересны. Для военных действий созданы специальные карты, где происходит перестрелка кораблей. Можно смотреть обзор боев – достаточно лишь переключиться на специальную камеру, и система выберет самые подходящие ракурсы для просмотра. Тактика продумана неплохо: приказы отдавать можно, но фрегаты и эсминцы прекрасно справляются без его участия. Карты боя очень малы, поэтому говорить о тактике боя не приходится. Оптимальное решение – задавить противника количеством.

Особенности

Подробное описание игры может поведать о том, как шпионить, как ремонтировать корабли, но рецензия не может передать чувства, переполняющие геймера. Можно просмотреть релиз, чтобы убедиться в незаурядности дизайна и звукового оформления. Геймерские новости обозначили дату выхода: 26 февраля 2016 год (ранний доступ). Несколько особенностей, которые игрок найдет в MOO:

10 рас, которые озвучены актерами и воплощены с помощью искусственного интеллекта;
предлагается более 75 исследуемых технологий;
гигантские галактики с 100 солнечных систем, мириадами, независимые планеты;
изменяемые корабли, имеющие характерные для каждой расы черты;
есть много способов одержать победу – используя флот и десант, путем войны, дипломатией, технологическим превосходством;
процесс по-настоящему увлекает;
коллекционная серия, предлагающая значительно больше возможностей.

Первые упоминания о мастер оф орион относятся к 1993 году. Сегодня она получила прекрасную графику, высокий уровень свободы персонажа, много интересных геймплейных механик. Обучающий режим поможет новичку понять принципы игры.

Минимальные системные требования

  • Операционная система — Windows 7 /8/10 (64-х битные)
  • Процессор — Intel Core 2 Duo 2 ГГЦ или AMD Athlon X2 2,2 ГГц
  • Видеокарта — Nvidia 240, ATI 4650, Intel Integrated HD3000 и выше
  • Оперативная память — 2 Гб
  • Свободное место — 15 Гб
  • Операционная система — Windows 7/8/10 (64-х битные)
  • Процессор — Core i5/i7, AMD Athlon X4
  • Видеокарта — 1024 Мб DX9 с поддержкой PS 3.0
  • Оперативная память — 4 Гб
  • Свободное место — 15 Гб

Трейлер

Видео обзор

Ещё задолго до того момента, как новый появился в «раннем доступе», в Wargaming обещали всем, что долгожданное возрождении серии не будет слишком сильно отступать от классических канонов эталонной второй части. Ведь третья часть была куда более комплексной, пусть и почти недоступной для основной массы игроков. Так сказать, никаких жанровых свершений и прорывов не будет - просто своеобразная реинкарнация «старичка» в новом и юном «теле».

В общем, именно это и объясняет то, почему отказалась от конкуренции с современными подобными стратегиями. Хотя и прозвучало это как-то нелепо. На войне ведь тоже можно отказаться от конкуренции, но это ведь не спасёт от летящих в вас снарядов и пуль, верно? Я веду к тому, что в наше время жанр 4Х-стратегий развивается крайне стремительно, поэтому сейчас уже родилось много разных направлений, так что Master of Orion 2016 от этой среды никуда не деться, пусть даже разработчики отказываются от конкуренции.

Знакомые расы

Старт, как и положено, начинается с выбора расы. Каждая представленная раса имеет свои уникальные характерные черты, которые делают геймплей более уникальным. Например, некоторые народы имеют небольшой бонус к морали, в свою очередь который даёт возможность лучше концентрировать внимание на развитии промышленных зданий. При этом другие могут тяготеть больше к «веткам» исследований, а третьи вообще получают бонус, который позволяет лучше осваиваться на других планетах.

→ Спойлер: у кого больше кораблей, тот и победил.

Тем не менее, в игре стартовые бонусы на самом деле не столь критичны, как это могло бы быть. Так что игровой процесс будет примерно одинаков для всех. Неважно кем вы будете играть, пусть выбрали вы Терранов, либо Алкари - бонусы играют незначительную роль в ходе игры.

Другое дело новенькие вставки с лидерами инопланетных рас в , которые будут доступны через экраны дипломатии. В этом плане авторы проделали невероятную работу, заново воссоздавая образы лидеров: начиная от манеры общения и заканчивая характерными жестами. Кстати, отдельно стоит отметить, что на английском языке лидеров озвучивают (как и обещано) известные актёры, известные по сериалу «Светлячок», «Стартрек», «Вавилон 5» и т.п. Конечно, русский дубляж похвастаться такой деталью не может, но в игре есть прекрасная возможность включить субтитры и оставить оригинальную озвучку.

Слишком тесная галактика

Сравнивая новый Master of Orion с предыдущими классическими частями кажется, что в своё время игра привлекала больше своими небывалыми до сих пор возможностями и полной свободой действия, которой игроки пользовались для того, чтобы исследовать постоянно меняющуюся галактику. Современная версия Master of Orion в первую очередь была лишена вседозволенности. В связи с тем, что как ни крути, строилась по современным нормам и в современных рамках, игра была лишена в первую очередь некогда привлекательной индивидуальности.

→ Эта сладкая парочка ведущих будет радовать глаз при каждом появлении на экране, так что не пропустите очередной выпуск новостей!

На самом деле в голове постоянно крутятся обещания разработчиков, ведь они обещали сохранить каноны, традиции, скрепы. В хотя и освободились от большей части классических деталей, основа всё-таки осталась целая. Так вот в игре есть галактика, наполненная звёздами, а вокруг звёзд крутятся планеты, которые в свою очередь необходимо будет колонизировать, строить на них разнообразные постройки, добывать там пищу, воплощать научные идеи, налаживать промышленность и, в конце концов, зарабатывать кредиты.

Планеты свою очередь бывают разные. Они могут быть как уютные земного типа, так и могут быть неприятными, имея засушливый тип, либо вообще радиоактивные и многое другое. К тому же, приносимая планетой польза напрямую зависит ещё и от её размеров.

Разбирая планеты, можно найти первое отступление от канонов - отыскать аборигенов на какой-нибудь далёкой планете, чтобы потом записать их в фермеры не получится. Почему? Да потому что их просто не существует.

Причём темп освоения галактики изменился абсолютно так же. Прежде всего, теперь нужно знать, что свободно летать по космическим просторам как вам угодно больше нельзя. Теперь каждая представленная система чётко связана трассами гиперпространства и отсюда уже вытекает сразу две проблемы. Первая проблема - это огромная трудность в ходе перелётов между разнообразными системами, которые не связаны этими прозрачными нитями. Вторая проблема - это оборона этих путей.

→ Заселить другую планету невозможно без колонизаторского корабля, однако можно помочь с избытком пищи, если на планете построить администрацию.

Приграничные входы/выходы с этих варп-тоннелей предстоит защищать уникальными боевыми станциями. Причём если не построить этот своеобразный пограничный пост, каждый встречный тогда сможет свободно летать по всей вашей империи и что самое главное - этот незнакомец сможет даже заселять ваши планеты в ваших же системах. Так вот определение и обозначение линий государственных границ, которые в оригинале даже не упоминались, в играют одну из ключевых ролей. Конечно, если вы не живёте в полной изоляции на краю галактики.

Мои ранимые соседи

Искусственных ограничений на количество захватываемых планет, как и раньше, нет. Другое дело естественные ограничения. Взять, допустим, токсичную планету. Основав колонию на такой планете, первые представители вашей расы выживут, но толку от них будет ноль до тех пор, пока показатель населения не доберётся до определённого количество и не появятся необходимые для дальнейшего развития здания. При этом ваши конкуренты, которые в своё время были более придирчивы в выборе земель для освоения, уже вырвались вперёд и начинают думать о каких-нибудь не слишком дружелюбных действиях в вашу сторону.

Хотя отговорить их на самом деле сейчас куда проще, чем это было раньше на ранних этапах тестирования . И тут же отдельно стоит поговорить о дипломатии, которую даже не попытались вывести за переделы жанровых стандартов. Всем, чем отличается дипломатия в новом Master of Orion от остальных подобных стратегий - относительное спокойствие других участников. Проще говоря: если вы не дали заметную слабину, тогда никто и не подумает кидаться на вас с кулаками от переизбытка своих чувств.

→ Обратите внимание на системы, которые обведены кружочками - они защищены от проникновения. Другие цивилизации будут просить право прохода, чтобы захватить свободные планеты, причём часто.

Пацифисты будут довольны, ведь даже с самыми воинственными соседями всегда есть возможность завести самые тёплые и дружелюбные отношения, особенно если вы будете дружить против кого-то. В этом и кроется основное отличие от других, подобных игр данного жанра: искусственный интеллект довольно болезненно будет реагировать даже на самые, казалось бы, безобидные дипломатические акты по отношению к противнику. Даже пусть это будет самый простой обмен технологиями за спиной своего соседа. На деле это будет выглядеть так, будто вы выкинули в соседа грязный носок и при этом ещё измазали его грязью.

Совсем другое дело пираты. Первые конфликты начинаются задолго до того, как вы находите первых братьев по разуму. Битвы с космическими разбойниками начинаются практически с самых первых ходов. Это скорее не минус, а плюс, ведь появляется возможность быстрее освоить новую боевую систему, которая абсолютно так же удивит многих поклонников оригинала. Суть в том, что битвы больше не проходят в пошаговом режиме, а происходят в режиме реального времени, как в Stellaris. К тому же, каждым космическим кораблём можно управлять индивидуально, определяя вместо него цели и настраивая дальность орудий.

Стенка на стенку

Если углубиться в боевую систему Master of Orion, тогда вы не увидите источник вдохновения. Коль случилось неизбежное и прогремели выстрелы из корабельного орудия, готовьте флот. В оригинале пусть пошаговые бои и доводили иногда до полного исступления, в случае если их было много, но такой судьбы они явно не заслужили. Выше я упомянул, что бои происходят в режиме реального времени как в Stellaris. Так вот в никакой особой тактики просто не существует. Тут всё просто: огромная космическая свалка посудин и куча мала, где единственная тактика - выпить и отправить весь флот на разборки стенка на стенку.

→ Даже если довести своего противника до лютой ненависти, гарантии войны всё равно не будет.

Впрочем, если следить за картиной издалека, тогда битва получается довольно красивой. В любом случае, все вы уже должны были понять, что в 4Х-стратегиях талант полководца уходит на второй план. Первым делом нужно развивать талант управленца, чтобы за спиной стоял не могучий генерал, а могучая экономика, которая способна за короткие сроки восстановить космическую армаду.

Список утрат деталей из оригинала в можно продолжать ещё долго. Например, большинство рас просто не смогла дожить до релиза. Угрозы со стороны антарессцев больше не существует. Тем не менее, основа для комфортной игры осталась сохранена. Искусственный интеллект не может похвастаться какими-нибудь тактически идеями, либо индустриальными: вы вновь будете продолжать мириться с противниками читерами в RTS и TBS. Однако если не выбирать уровень сложности ниже «Сложного», тогда можно посмотреть, как компьютер показывает свои зубы, поэтому выбирать уровень сложности ниже представленного, не рекомендую.

Вообще битвы можно осмотреть со всех сторон, а режим паузы даёт возможность принять командование флотом на себя, хотя это не особо нужно, когда битвы в Master of Orion - это обычная каша. Чтобы одолеть своего противника нужна крепкая экономика и способность хорошо разбираться в кораблях, чтобы в бою «стенка на стенку» выставить эффективную армаду. Но, как правило, побеждает всё-таки тот, у кого флот больше.

→ Если в ваших отраслях появится перекос исследований, тогда это сильно скажется на универсальности империи.

Отдельно стоит упомянуть о редакторе космически посудин, в котором у вас есть возможность создать уникальную и, возможно, совершенно боевую единицу. Например, обычный фрегат можно превратить в бронированное судно, а тяжёлый крейсер в смертоносный, но уязвимый корабль. Но отмечу, что интерфейс будет постоянно подталкивать вас на стандартный ряд улучшений и постоянно отговаривать от извращённых мыслей, тем не менее, он вам не запретит сделать нечто вышеуказанное. Однако думаю, что большинство игроков, скорее будет пользоваться кнопкой «улучшить всё».

Кстати, порадовала славная система шпионажа, которая при желании позволит держать в страхе абсолютно всех. В вашем распоряжении будет всё: воровство технологий, бунт, саботаж, разнообразные дипломатические диверсии и многое другое. Причём агенты ещё и кушать не просят, поэтому их можно регулярно выпускать из академии без особых затрат с вашей стороны. Однако за шпионаж придётся дорого платить. В первый раз вас простят, но во второй раз объяснить то, что подглядывать нехорошо, больше не будут. Сразу последует бомбардировка столицы, что объясняет более доходчиво. В конце концов, своих же шпионов можно рассадить и по своим планетам, чтобы какой-нибудь вражеский шпион уже не пробрался к вам.

→ Если не улучшать качество разведки, агенты будут попадаться довольно часто.

В любом случае, обо всём, что твориться в галактике можно будет узнать из выпусков галактических новостей, которые появляются, время от времени. В них невероятно харизматичные роботы-ведущие в шутливой форме и с сопровождением комичной анимации будут описывать все ключевые события.

Где-то мы уже это видели …

В немного и изменился подход к научным исследованиям. В общем, раньше как было, вот изучили вы отрасль и получили с неё либо одну из нескольких выбранных технологий, либо случайную - если только раса не была креативна, либо всё сразу - в случае, если раса креативна.

После выхода в свет ~ Civilization ~ и ее широчайшего успеха, неудивительно, что специалисты из « » начали работу над новой игрой, развивающей и видоизменяющей идеи, заложенные в предыдущем варианте. При этом они намеренно пошли по пути внесения в правила некоторых достаточно существенных изменений (которые, несомненно, будут оговорены ниже) с тем, чтобы у играющего в ~ Master of Orion ~ не возникало ощущение повторения пройденного.

Итак, на этот раз перед вами не неведомые материки, а неисследованная галактика. Начав игру с обладания одной только планетой и несколькими космическими кораблями вам предстоит закончить ее Владыкой целой галактики. Это, конечно, в лучшем случае. А в худшем — либо прозябать до конца дней своих в неизвестности, либо пасть в последнем бою с представителями всех инопланетных рас.

Вам предстоит развивать технологии и строить космический флот.
Воевать и дружить с самыми могущественными цивилизациями вселенной.
Заниматься дипломатией и шпионажем, наукой и экологией. Впрочем, начнем с начала.

1. РАССТАНОВКА ФИГУР

Разумеется, о том, что вам придется иметь дело с некоторой звездной картой, лучше подумать заблаговременно. Благо создатели игры предоставляют такую возможность, в самом начале интересуясь вашими аппетитами.

Однако, поскольку, определяя объем галактики, вы, по большому счету, задаете лишь скорость и продолжительность игры, хочется привлечь ваше внимание к гораздо более важному решению — расе, за которую вам предстоит действовать. Но, прежде чем это сделать, стоит сказать, к чему же вы должны стремиться, чем эта игра заканчивается.

Тем более, что именно итог всех ваших действий достаточно оригинален и существенно отличается от оного в ~»Civilization»~.
Учтите, что общая канва остается прежней. Развивая технологии, вы производите некоторые боевые и транспортные единицы космических кораблей. С их помощью либо колонизируете свободные планеты, либо воюете с врагами. При этом заинтересованность в приобретении максимального количества планет очевидна, ведь на каждой из них вы сможете организовать производство чего-нибудь этакого. Но и это еще не все.

Когда расы познакомятся друг с другом получше (а это произойдет не раньше, чем вы обнаружите хотя бы нескольких ваших соседей — разумеется, речь идет о достаточно большом размере галактики), они создадут некий High Council (Высший Совет). Конституировавшись, этот Совет сразу же попытается избрать Верховного Владыку Галактики (High Master of the Galaxy).

Для этого нужно, как сказали бы в настоящем парламенте, квалифицированное большинство — две трети голосов. Один голос дается за 100 единиц (миллионов человек) населения.

Разумеется, не исключено, что к моменту образования Совета вы не будете столь могущественны, чтобы претендовать на этот титул. Тогда перед вами откроются три варианта повлиять на развитие событий:

Во-первых, заранее через торговлю и дипломатию постараться привлечь на свою сторону несколько могущественных рас, которые согласились бы отдать вам свои голоса.

Во-вторых, до поры до времени торпедировать все решения Совета, отдавая свои голоса наиболее слабому претенденту или воздерживаясь от голосования. Безусловно, периодически Совет будет собираться и устраивать переголосовку, но это может дать вам достаточную фору по времени для разнообразных дипломатических и боевых операций.

В-третьих, если все же Верховным Владыкой избраны не вы, никто не мешает не признать итоги голосования. Правда, в этом случае все расы, входящие в Совет, объявят вам окончательную войну до победного конца. И придется рассчитывать только на мощь космического флота и наземных войск.

Из всего сказанного достаточно явно выявляется следующая логическая цепочка. Необходимо иметь большое население, следовательно, надо обустроить максимальное количество планет. В этом вам будут мешать другие расы, следовательно, необходимо уметь за себя постоять. Чуть позднее добавится и еще одно звено: не на всех планетах изначально вы сможете жить, следовательно, необходимо развивать технологии, которые вам это позволят.

И вот теперь мы подошли именно к тому, с чего начали — за какую же расу нам вступать в состязание?

2. ЧЕРНЫЕ ИЛИ БЕЛЫЕ?

Изначально вам предоставляется выбор из десяти рас. Каждая из них обладает не только неким особым умением, изначально декларированным, но и достаточно разветвленной системой изначально заданных достоинств и недостатков. Естественно, составленной таким образом, чтобы ваш выбор никоим образом не послужил получением форы.

1) The Alkaris . Они произошли от птиц и до сих пор способны к полетам, по крайней мере на небольшие расстояния. В итоге они отличные пилоты и их корабли могут уступать по скорости и маневренности разве что только The Mrrshan, в том числе и за счет умелого дизайна. Если вы изберете эту расу, то выгоднее всего будет строить маленькие и средние корабли, которые в полной мере позволят воспользоваться предоставляемыми преимуществами.

Эта раса изначально изначально воспринимается окружающими как «благородные милитаристы». По определению у них не слишком хорошие отношения с The Klackons, The Darloks и The Sakkra. В плане технологий они имеют плюсы в кораблестроении (изобретении новых двигателей и резервуаров для горючего), но зато не слишком сильны в конструировании силовых полей. То есть, их удел — нападение, а не защита.

2) The Bulrathis . Их предки — медведи, что определяет мощное сложение и большую физическую силу. Их стихия — наземные бои, и здесь редкая раса сможет достойно им противостоять (разумеется, при прочих равных, прежде всего, в плане технологий). По природе они достаточно агрессивны и ориентированы на захват вражеских колоний даже при наличии численного перевеса со стороны противника.

Что касается развития науки, они неплохо разбираются в оружии и том, что в игре имеет название «Construction» — сфера технологий, прежде всего, занимающаяся защитными приспособлениями и использованием в мирных целях различных специальных материалов и сплавов. В то же время The Bulrathis слабы в компьютерных технологиях. Они недолюбливают The Darloks и The Mrrshans.

3) The Darlok — «метаморфы», изменяющие форму, и, следовательно, отличные шпионы. В международном сообществе им не слишком-то доверяют — пожалуй, только люди могут спокойно переваривать их присутствие.
Зато в том, что касается шпионажа, саботажа и работы службы безопасности им нет равных, что неудивительно, если учесть, что The Darloks способны без особого труда принимать облик любого живого существа.

Они имеют репутацию «агрессивных дипломатов» и неплохо разбираются в компьютерах. Если вы изберете эту расу, разумнее всего будет сосредоточиться на одном-двух технологических направлениях, зная, что остальное всегда удастся украсть.

4) The Humans — люди, которых боги обделили физической силой.
Так что им приходится брать свое через торговлю и дипломатию. У них, пожалуй, больше всего шансов завоевать голоса в Совете не оружием, а дружелюбием и своевременно заключенными договорами о дружбе и торговле. Благо изначально у них спокойные и ровные отношения со всеми расами.

Люди — прекрасные специалисты в области силовых полей, неплохо разбираются в планетологии и двигателях. Очевидно, что их преимущество в как можно более быстрых дружественных контактах с другими расами. Таким образом, если в ~»Civilization»~ мирный (гуманитарный) путь развития и, соответственно, приобретения очков доступен почти для любого народа, здесь он, по большому счету, удел одних лишь людей.

5) The Klackons . Это индустриальное общество насекомообразных, сохранивших строгое распределение обязанностей, характерное для их предков — муравьев. Если ваша стихия — производство, нет сомнения, что именно эта раса привлечет ваше особое внимание. Помимо всего прочего, они достаточно плодовиты, так что проблем с населением новых колоний также быть не должно.

Правда, «муравьи» достаточно ксенофобичны, что нередко создает им проблемы при общении с другими расами. В двигателях они разбираются плохо, зато собаку съели на конструировании.

6) The Meklars . Их боги обидели еще больше, чем людей, так что этой несчастной расе изначально пришлось развивать кибернетику, чтобы компенсировать свою физическую слабость. В итоге они настолько поднаторели в роботехнике, что способны контролировать большее, чем другие, количество фабрик, и создавать более мощные индустриальные комплексы.

Не удивительно, что они доки в компьютерных технологиях. И, как ни странно, пользуются в галактике достаточным уважением: натянутые отношения у них только с The Darloks и The Sakkra.

7) The Mrrshan . Произошедшие от огромных хищных кошек, они до сих пор любят охотиться, в особенности на другие расы. Они — отличные стрелки и могут соревновать с «птичками» в кораблевождении. Очевидно, что эта раса изначально достаточно агрессивна. Поэтому для нее лучший способ обороны — это нападение.

В то же время, охотничьи инстинкты The Mrrshan не являются секретом для других. Далеко не все способны с ними уживаться, а The Sakkra сразу же находятся практически на грани войны — редчайший случай в этой игре. «Кошки» отлично разбираются в оружии, но слабы в конструировании.

8) The Psilons . Издавна эта раса развивала прежде всего мозг и добилась на этом поприще замечательных результатов:
лучших исследователей в мире просто не существует. Они одинаково хороши во всех отраслях знаний и достаточно миролюбивы.

Исследователи недолюбливают, пожалуй, только метаморфов, живя в покое и дружбе со всеми остальными. Однако им приходится тратить немалые усилия на охрану своих разработок от шпионов. Играя за эту расу, помните, что ваша сила — в максимально быстром внедрении всех разработок в производство и использовании их против более примитивных (с точки зрения технологий) рас.

9) The Sakkra . Потомки динозавров, холоднокровные (и хладнокровные) рептилии, до сих пор откладывающие яйца и похожие на огромных ящериц. Скорость их размножения способна заставить упасть в обморок даже «муравьев», что без труда объясняет их натянутые отношения с другими расами.

Ведь для успешного развития жизни, ящерицам приходится захватывать как можно больше новых планет. Нередко за счет соседей.
Вы, несомненно, помните, что голоса в Совете получаются в зависимости от количества населения. Таким образом, эта раса имеет здесь немалую фору, однако надо еще иметь, куда селиться. Отсюда их великолепные знания по планетологии, которая во многом занимается увеличением размера планет и приспособлением для жизни планет с плохим климатом.

10) The Silicoids . Это кремниевые структуры, при ближайшем рассмотрении больше всего напоминающие грубые куски скал. Они размножаются вдвое медленнее, чем все остальные, и вне зависимости от плодородности планеты, на которой находятся колонии. Однако и их природа не обделила некоторыми достоинствами: силикоидам все равно, на каких планетах высаживаться. Тундра, пустыня, повышенная радиация — им все нипочем.

В то же время эта раса не в ладах с наукой. Неплохо соображая в компьютерах, они крайне медленно ворочают мозгами во всех остальных областях знаний. Зато, видимо, незлобивы и безобидны: эти флегматики со всеми поддерживают ровные отношения, кроме «кошек» и метаморфов.

Как видите, выбор достаточно богатый, и в этом несомненный плюс ~»Master of Orion»~. Личный опыт показывает, что выбирать расу с точки зрения ее больших или меньших шансов на победу — дело глухое.
Они более или менее одинаковы у всех. Скорее, надо позаботиться о том, чтобы отличительные черты расы не вошли в противоречие с вашим характером.

Нюанс здесь заключается в следующем. Вы можете быть достаточно миролюбивы по натуре, но, тем не менее, предпочесть «кошек» в память, скажем, о любимом коте Ваське. Очень скоро выяснится, что не подозревая о том, что The Mrrshan достался столь безобидный император, остальные расы будут крайне осторожно относиться к вашим попыткам установить с ними достаточно прочные дипломатические отношения. И в итоге вы не добьетесь успеха ни на военном, ни на мирном поприще.

Однако в этом изначальном выборе заложен и некий элемент случайности. Ведь, выбирая свою расу, вы знаете лишь сколько соседей вам достанется, но не ведаете, какие именно. Впрочем, будем надеяться, что муки выбора позади, и игра начинается.

3. ДЕБЮТ

Опыт показывает, что наиболее благоприятная стратегия для начала — при достаточно большом размере галактики — пытаться заселить максимальное количество планет. Для этого разумнее всего обследовать с помощью разведчиков малой и большой дальности близлежащие звездные системы и составить себе представление о том, куда стоит направляться в первую очередь.

В разделе «Быстрый старт» вы сможете ознакомиться с классификацией планет. Достаточно очевидно, что в начале стоит предпочесть планеты с наибольшим возможным количеством населения, либо с плюсами по исследованиям и производству.

Кстати, об исследованиях. Не ленитесь заглядывать в меню «Tech» (технологии). Справа от каждой из них будет индицироваться уровень разработок. Крайне рекомендую, основываясь на качествах избранной расы, мобильно перебрасывать капиталы из одной сферы в другую, удерживая разработки примерно на одном уровне.

Дело в том, что, как это не парадоксально, среди них нет более или менее нужных. Как бы вы не развивали оружие, вам все равно понадобится защита. С какой бы скоростью не расселялись, подходящих для жизни планет (если вы, конечно, не The Silicoids) вскоре станет не хватать. Поэтому лучше изначально разобраться, какая сфера исследований за что отвечает — ведь самое благоприятное время для развития науки — именно дебют.

Если не пренебречь ей с самого начала, это может, с одной стороны, дать значительную фору перед другими цивилизациями, а с другой, — уменьшить стоимость и увеличить скорость производства чего бы то ни было.

Оговорившись, что расскажем далеко не обо всех возможных в той или иной сфере изобретениях, начнем с КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

  • — Боевые компьютеры (Battle Computers) руководят огнем ваших космических кораблей и влияют на их маневренность;
  • — Боевые сканеры (Battle Scanners) не только предоставят вам детальную информацию о возможностях вражеских кораблей, но и помогут при атаке. Обратите внимание, что наземные базы оснащаются боевыми сканерами автоматически;
  • — Станции ЕСМ (ECM Jammers) — создают помехи при атаке вражеских ракет;
  • — Межпространственные средства связи (Hyperspace Communications) позволят вам связаться с находящимся в полете кораблем и изменить его маршрут;
  • — Космические сканеры (Space Scanners) предупредят ваши колонии о передвижениях вражеских кораблей. При начале игры, вы можете «видеть» только на три парсека, в лучшем же случае этот показатель будет втрое больше.

Таким образом, компьютерная технология занимается прежде всего проблемами обороны и нападения, как для космических кораблей, так и для планет. Близко к ней подступает ТЕХНОЛОГИЯ ВООРУЖЕНИЙ:

  • — Противоракетная защита (Anti-Missile Rockets) поможет вашему кораблю избежать попадания вражеских ракет;
  • — Лучевое оружие (Beam Weapon) наносит удар практически мгновенно и не нуждается в перезарядке и боеприпасах;
  • — Ручное оружие (Hand Weapons) позволит вашим наземным силам биться гораздо более эффективно;
  • — Излучатель (Stream Projector) на расстоянии лишает части обшивки все корабли в группе, делая их более беззащитными.

Однако, прежде чем нападать, иногда стоит подумать и об обороне, о прочном тыле. И здесь на помощь придут СИЛОВЫЕ ПОЛЯ.

  • — Отражающие щиты (Deflector Shields) ослабят повреждения от вражеского оружия;
  • — Индивидуальные щиты (Personal Shields) окружат силовым полем наземные войска и ослабят воздействие огня противника;
  • — Планетные защитные щиты (Planetary Defense Shields) накроют колпаком всю планету.

Однако эта отрасль знаний иногда занимается и разработкой мощнейшего оружия нападения. Такого, как, скажем, — Генератор черных дыр (Black Hole Generator), который создаст поле, уничтожающее все живое. В случае удачи, экипажи вражеских кораблей будут уничтожены полностью.

Еще одно направление разработок — КОНСТРУИРОВАНИЕ, занимающееся новейшими формами структур и материалов.

  • — Автоматические ремонтные модули (Automated Repair Units) позволят во время боя устранять повреждения корабля;
  • — Силовые доспехи (Powered Armours) позволят резко увеличить силу и мобильность наземных войск;
  • — Запасные резервуары с горючим (Reserve Fuel Tanks) на три парсека увеличат дальность полета кораблей;
  • — Уменьшенный выброс в атмосферу (Reduced Industrial Waste) поможет вам более успешно решать экологические проблемы.

Помимо этого, не стоит забывать о ПЛАНЕТОЛОГИИ, которая, казалось бы, напрямую не связана с ростом вооружений, но, тем не менее, немаловажна в плане конечного итога игры. Она позволит конструировать — Противоядие от биологического оружия (Biological Weapon Antidotes), которое поможет в случае биологического удара по вашей планете;

  • — Контроль над непригодными для жизни планетами (Controlled Hostile Environments) позволит все же высадиться на подобных планетах;
  • — Изменение атмосферы (Atmospheric Terraforming) — позволит за некоторую плату справиться с непригодными для жизни условиями на других планетах, поменяв их на обычные;
  • — Увеличение площади планеты (Terraforming) позволит одновременно увеличить как ее население, так и промышленный потенциал.

Ну, а если вас заботит строительство космического флота, вы, несомненно, уделите особое внимание, ТЕХНОЛОГИИ ДВИГАТЕЛЕЙ. С ее помощью вам станут доступны

  • — Звездные врата (Star Gates), позволяющие кораблям и транспортам мгновенно перемещаться между оборудованными ими звездами;
  • — Подпространственные телепорты (Subspace Teleporters) мгновенно переместят ваш корабль в бою в любую точку пространства:
  • — Увеличители дальности полета (Increased Ship Range) позволят углубиться дальше в галактику.

Вот, пожалуй, и все, что изначально стоит знать про развитие технологий. Но, предположим, что несколько колоний у вас уже есть, жизнь на них идет своим чередом, строятся новые корабли с базами, чтобы высадиться на парочку облюбованных планет.

И тут вы неожиданно натыкаетесь на другую расу.

4. МИТТЕЛЬШПИЛЬ

Прежде всего, встает вопрос: что делать в случае нападения. Ведь до того, стремясь побыстрее развить фигуры, вы вряд ли имели возможность уделять много внимания боевым кораблям. К тому же технологии (если вы последовали нашему совету и не поскупились) развивались столь быстро, что вооружение и средства защиты устаревали прямо на глазах.

Теперь же пришло время вплотную заняться строительством космического флота. Вы вошли в меню «DESIGN» и остановились перед проблемой — что и как строить. Кстати, обратите внимание на это отличие от ~Civilization~ — там вы имели стандартные боевые единицы, а здесь каждый космический корабль — это ваш собственный маленький шедевр (или большая неудача).

Первая заповедь — постараться сделать корабль как можно меньше.
Внутри класса — Small (малый), Medium (средний), Large (большой) и Huge (огромный) можете набивать его чем хотите. Это, по большому счету, мало на что повлияет.

Но вот передвижение между классами, в первую очередь, в сторону увеличения, — шаг, над которым уже стоит как следует подумать. Не говоря уже о том, что корабль разряда Huge может строиться по 200 и более лет, это приведет к резкому увеличению длительности строительства и его стоимости.

Однако сначала, наверно, стоит подробнее показать, что именно может оказаться установленным на вашем корабле.

КОМПЬЮТЕРЫ. Они руководят всей жизнью корабля. Чем мощнее установленный на нем компьютер, тем больше шансов на успех в бою, тем быстрее передвижение вблизи от противника.

ЩИТЫ. Они защищают корабль, абсорбируя, поглощая удары, наносимые вражеским оружием. Класс щита покажет сколько условных единиц удара щит способен поглотить.

ГЕНЕРАТОРЫ ПОМЕХ. Собьют с толку вражеские ракеты. Когда компьютер выясняет, попала ли ракета в ваш корабль, то учитывается не только активность лучевого оружия, но и сила генераторов помех.

ОБШИВКА. У каждого корабля есть некоторое количество условных единиц, показывающих его жизнеспособность. Как и во многих играх они носят название Hit Points, Единицы удара. Чем их больше, тем труднее уничтожить корабль. Наличие обшивки увеличивает количество Hit Points. При этом из каждого материала возможна обычная или двойная обшивка. Очевидно, что в плане жизнеспособности двойная лучше, но она занимает кучу места.

ДВИГАТЕЛИ. Они не только отвечают за движение корабля, но и питают все его машины и устройства. Чем мощнее двигатель, тем быстрее корабль будет передвигаться по звездной карте. Но тем больше места потребуется для его установки.

ОРУЖИЕ. Его можно условно разделить на несколько типов. Их достаточно много, так что рассмотрим лишь основные:

1. ~Лучевое~. Оно, как правило, не требует перезарядки и почти мгновенно поражает цель, но обычно отличается не слишком большим радиусом действия. Опыт показывает: для того, чтобы корабль не остался беззащитным, особенно в начале игры, забывать про этот тип оружия не стоит. Разумеется, если позволяет место и время, лучше бы установить на него что-нибудь еще.

2. ~Ракетное~. Обладает гораздо большей дальностью. Однако ракетам требуется некоторое время, чтобы долететь до врага, и это нередко предоставляет ему возможность воспользоваться системами противоракетной обороны или генераторами помех. Ракетное оружие оборудовано системами самонаведения, что увеличивает его шансы на успех даже в случае перемещения вражеского корабля в пространстве.

Однако у этого типа вооружений есть большой минус, заставляющий относиться к нему с некоторой осторожностью: оно требует определенного запаса ракет. После того, как все они выпущены, пусковая установка оказывается бесполезной. Таким образом, ставя на корабль ракетное оружие, подумайте о том, что с ним будет после его использования.

3. ~Торпедное~. Сгустки энергии, которыми можно стрелять через раунд. Подзарядки не требуют, но и не могут пройти через атмосферу, что делает их эффективными только против космических целей.

4. ~Стреляющее снарядами~. Например, это нейтронная пушка (Neutron Pellet Gun). Особенно эффективно против силовых полей, но требует перезарядки.

5. ~Биологическое~. Крайне эффективно против населения, способно даже ухудшить условия жизни на планете в целом. Однако императорами других рас применение биологического (точнее, вероятно, бактериологического) оружия рассматривается как признак крайне дурного тона. Его использование способно ухудшить ваши отношения СО ВСЕМИ, а не только с непосредственными врагами.

6. ~Автоматическое~. Такое, как, скажем, некоторые типы лазеров (Gatling Lasers). Может стрелять несколько раз за один ход, как по одной, так и по разным целям.

7. ~Бомбы~. Используются только против наземных целей. Если у планеты существует щит, нередко только бомбы способны его пробить.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ. По мере развития технологии вам будут доступны некоторые устройства, которыми можно оборудовать корабль в дополнение ко всему перечисленному. С некоторыми из них вы познакомитесь в самом начале игры. Прежде всего, это Colony Base (База для колонистов), которая обязательно должна быть установлена на корабле, предназначенном для обживания новой планеты. В дальнейшем вам будут доступны и другие виды этого же устройства, ориентированные на специальные типы планет: мертвые, с повышенной радиацией и т.д.

Затем, это запасные резервуары с горючим. Постепенно вы сможете, изобретая новые материалы и технологии делать их все более и более вместительными.

Хочется надеяться, что вскоре ваши ученые откроют и отличные приспособления, незаменимые в бою. Это боевой сканер, противоракетная защита, автоматы для починки кораблей, да мало ли что еще.

А теперь, когда вы досконально знаете, из чего состоит корабль, можете конструировать новые модели по своему вкусу. Напомним лишь, что одновременно в ходу может быть не более шести различных моделей.

Помимо этого учтите, что деньги и рабочее время, затрачиваемое на постройку кораблей, имеют тенденцию к накоплению. Поясню, что имеется в виду. Предположим, вы строите корабль для колонистов, и строить его 50 лет. Проходит половина срока — вы передумали. Поменяв модель на более простую (скажем, на разведчика), выясните, что всего за один год можете произвести, например, восемь разведчиков.

Это очень удобно: поскольку ничего не пропадает, у вас всегда остается широкое поле для маневра. (Кстати, см.картинку, на которой изображены несколько типов кораблей, различного класса и оборудованных различными специальными приспособлениями.)

Я же позволю себе не то, чтобы совет, а так — замечание. При достаточно высоком уровне развития технологий и индустрии, заложил я как-то на самой развитой планете крейсер. И решил снарядить его всеми новейшими достижениями науки. И, по мере того, как изобреталось новое оружие, компьютеры, средства защиты, я его всем этим дооснащал.
Благо, как уже было сказано, затраченные силы аккумулировались, не пропадая втуне.

Что же в итоге? Прошло около 160 лет, началась война. А крейсер медленно, но верно продолжал строиться на верфи…

5. ЭНДШПИЛЬ

Навоевавшись вдоволь, вы очень скоро выясните, что, в отличие от ~»Civilization»~, где это было возможно хотя бы на самых низких уровнях сложности, здесь одной только грубой силой не победить. Нужно использовать дипломатию (меню «RACES», «Расы»).

Поэтому, как только вам удастся вступить в контакт с новой расой, имеет смысл попробовать установить с ней некоторые отношения.
Лучше всего, конечно, союз. Но вряд ли кто пойдет на это с самого начала. Путь к союзу (который в итоге может принести вам лишние голоса в Совете) не усыпан розами, но вполне проходим. Особенно, если вы не отягощены какой-нибудь особенно извращенной репутацией.

Учтите, что все ваши просьбы об аудиенциях и действия в отношении каждой из рас, компьютер, а значит, и император той или иной расы, прекрасно помнят. Подумайте об этом, прежде, чем надоедать дурацкими просьбами по третьему разу или разрывать договор.

Скорее всего, раньше всего вам удастся договориться о торговле.
И это не так уж плохо — торговля в итоге оказывается взаимовыгодна и укрепляет отношения.

Не удивляйтесь, что ваш торговый рейтинг изначально будет отрицательным. Прежде, чем он перейдет в плюс, куча денег будет потрачена на создание соответствующей инфраструктуры: прокладывание безопасного пути и его охрану, постройку таможен. Эта работа будет вестись незаметно для глаза, но, тем не менее, требовать денег.
Обычно после 10-12 лет торговли рейтинг становится положительным.

Вторая стадия отношений — обмен технологиями. Далеко не всегда вам предложат то, что надо. Далеко не всегда предложенный обмен может быть равноценным. Но учтите, что в случае отказа от обмена (особенно инициированного вами же), инопланетный император может и обидеться, решив, что вы брезгуете новейшими достижениями его технической мысли.

Верный путь к союзу — договор о несовершении агрессии (Nonaggression Pact). Он подразумевает мирное сосуществование кораблей на орбитах еще незаселенных планет. Отметим, что направление своего военного или транспортного корабля на орбиту обустроенной чужой планеты — достаточно открытая демонстрация силы, чтобы она могла привести к резкому ухудшению отношений. А то и к войне. На эти случаи договор о несовершении агрессии не распространяется.

Ну, и разумеется союз — самое прочное, что только может быть в отношениях между двумя расами. Хотя, если какая-нибудь из цивилизаций будет рваться к мировому господству, никакими договорами ее не удержишь. От аналогий просим воздержаться.

Помимо этого, у вас в руках и еще один немаловажный рычаг дипломатических отношений — взятка, которая здесь деликатно называется данью (Tribute) — уважения?.. Это могут быть и деньги, и технологии. Нередко именно взятка — единственный способ предотвратить войну или прекратить ее, если воевать приходится на два фронта.

Не забывайте и о шпионаже — нередко он бывает крайне полезен. Не стоит также запускать свою службу безопасности: враги не дремлют, в чем вы без труда убедитесь в случае начала войны.

Но почему же тогда о дипломатии и шпионаже говорится только применительно к эндшпилю — разве раньше они не нудны? Не только нужны, но и необходимы. Но нередко только к концу игры начинаешь понимать, что без них не обойтись.

Есть и еще один путь получения информации, которым нередко пренебрегают — сообщения галактической службы новостей (см.картинку).
Учтите, что с их помощью в игру вносится достаточно мощный элемент случайности: боги могут покарать вас, наслав что угодно — от космического монстра до компьютерного вируса, но могут и поощрить, приняв облик щедрого купца, отвалившего несколько тысяч монет.

1. В самом начале игры осмотритесь по общей карте. Достаточно велика вероятность, что избранный вами мир находится на краю галактики. В этом случае с колонизацией звезд, находящихся у вас «за спиной» можно и повременить, основные усилия направив на захват планет, более близких к центру, поскольку именно в этом направлении у вас наибольший шанс повстречаться с конкурентами.

Однако «повременить» не значит забыть совсем. Ведь даже если вы исследовали звездную систему, не исключено, что кто-то другой захочет основать там колонию, а держать боевой флот у всех свободных звезд вы не сможете. В середине игры придет время и окраинных планет, иначе вас смогут обойти с тыла и с флангов.

2. Прежде, чем штамповать корабли с колонистами, неплохо бы выяснить, до каких именно звезд они могут долететь. И нужны ли вам эти звезды. И можно ли на них жить. Не исключена ситуация, когда для успешного развития колонизации требуется чуть ли не сразу же закладывать корабли с дополнительными баками для горючего.

3. Выясняя дальность полета и зону досягаемости своих кораблей, не забывайте, что она не абсолютна, а относительна. И измеряется в парсеках от БЛИЖАЙШЕЙ КОЛОНИИ. Поэтому, учитывая, что корабль со всякими прибамбасами типа лишнего горючего строится сильно дольше обычного, чаще всего имеет смысл развивать колонизацию постепенно, шаг за шагом, потихоньку подбираясь к наиболее «выгодным» планетам.

4. На определенном этапе развития колонизации не стоит брезговать даже планетами с низким потолком максимального количества населения. Во-первых, не исключено, что научные достижения смогут изменить ситуацию. Во-вторых, иметь под боком базу менее разборчивого врага — удовольствие ниже среднего.

5. Постарайтесь не допустить характерную для новичков ошибку:
отправку корабля с колонистами к планетам с неподходящими (на данном этапе развития вашей науки) для жизни условиями. Есть и второй вариант: уже открыв способ выжить, скажем, в тундре, забыть, что для этого корабль должен быть оборудован специальным модулем.

6. Когда вы колонизируете новую планету, обычно считается, что на нее изначально прилетело только 2 миллиона населения. Если вы будете ждать, пока они там сами размножатся, на долгие годы колония будет выключена из активного производства. Поэтому разумнее всего сразу же после высадки перебросить на планету избыток населения с одного из ваших миров.

7. Если в каком-то районе активизировались пираты, разумнее всего было бы направить туда несколько мощных кораблей. В противном случае вы получите не только серьезные помехи для торговли. Не исключен вариант, что из активной жизни будет выключена целая планета. А то и несколько.

8. Направляя во время войны на вражескую планету корабли с колонистами, убедитесь, что на ее орбите нет кораблей враждебной расы (или заблаговременно уничтожьте таковые). Иначе велика вероятность лаконичного сообщения о том, что ваши транспортные космолеты сбиты на подходе к планете и все колонисты погибли.

9. В военное время если вы как следует укрепились на какой-нибудь планете, но у нее нет ни баз, ни военных кораблей на орбите, учтите, что враг совершенно необязательно будет предпринимать высадку. Он просто может направить к ней несколько своих крейсеров, которые в каждый ход будут методично бомбить вашу колонию, пока не уничтожат ее вовсе.

7. СЛОМАННЫЕ ФИГУРЫ

И вот пришло время для ответа на вопрос: «Насколько авторам игры удалось сделать ее интересней и лучше ~»Civilization»~, развить заложенные в ней идеи?» Пожалуй, у каждого будет свое мнение по этому поводу. Я лишь могу сказать, что предпринятая перемена декораций не привнесла особенной новизны. Появляющиеся очертания исследованных звездных систем так и хочется нанести на единую плоскость-карту с тем, чтобы увидеть привычные контуры материков из ~»Civilization»~.

За исключением лишь одного, достаточно немаловажного нюанса.
Если раньше, основывая новый город, вы руководствовались лишь здравым смыслом, своим желанием и заботой о том, чтобы его жителям было, что кушать, то теперь вы оказываетесь жестко привязанным к существующей звездной карте. Поскольку построить новую планету вам не под силу, приходится исследовать существующие. Это заранее задает некие рамки, но, подчас, прибавляет немало интереса.

Жаль лишь, что ложек дегтя в ~»Master of Orion»~ гораздо больше, чем в старой доброй ~»Civilization»~. О большинстве из них мы честно написали. Но главное ведь не это, а то, что в эту новую игру хочется с неменьшим интересом играть снова и снова.

8. ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ОРИОН»

К началу XXIII века, когда, собственно, начинается игра, десять рас, десять цивилизаций созрели для выхода в космос и активной колонизации других планет. И вскоре осознали, что безудержная экспансия неизбежно приведет к войне со своими соседями.

Сегодня мы бы хотели представить вашему вниманию продолжение пошаговой космической стратегии, появившееся еще в далеком 1993 году, название которой знают многие геймеры – это Master of Orion. Напомним, что это 4X стратегия, где пользователям дали возможность возглавить одну из множество рас и сразиться за господство в бескрайнем космосе. Интересным фактом является то, что всем известная компания Wargaming, прославившаяся благодаря игре World of Tanks, приобрела права на франшизу Master of Orion. Отметим, что новый Master of Orion является сиквелом серии игр, которые были разработаны совместными усилиями Simptex и Quicksilver Software, представившие сразу 3 игровых проекта по Master of Orion, в 1993, 1996 и 2003 годах. Итак, давайте познакомимся с новым Master of Orion чуть ближе.

Master of Orion

Начнем с основного – геймплея игры. Как мы уже и говорили выше, Master of Orion является пошаговой стратегией, где вам предстоит сделать выбор – какую расу возглавить, чтобы привести ее к победе. В вашем распоряжении всего 3 корабля, один боевой, два разведчика и одна заселенная планета. Дальше все в ваших руках.

По мере прохождения игры игрокам необходимо создавать огромное количество колоний по всей галактике и изучать различные технологии. Однако об этом чуть позже. Для того, чтобы полноценно играть в Master of Orion вам будет достаточно иметь в руках лишь компьютерную мышь. Все до боли просто и удобно.

В вашем распоряжении огромная галактика, на которой находится не один десяток не обоснованных планет. Вам предстоит наладить производство на основной планете и начать заселять соседние, чтобы тем самым расширить свою империю, увеличить доходы и армию. Уничтожить своего противника, либо разобраться с ним дипломатическим путем. Однако давайте все по порядку.

Расы

На сегодняшний день в игре открыто 6 из 10 представленных рас, плюс ко всему этого есть графа, где написано «Своя раса», возможно это говорит о том, что вскоре игроки смогут создать что-то свое, но если пораскинуть мозгами, скорее всего там можно будет мешать и совмещать корабли и возможности других рас, представленных в игре и получить что-то одно, но об этом говорить еще рано. Итак, давайте пройдемся по списку, сегодня в открытом доступе: Алкари, Бултари, Люди, Мрршаны, Псилоны, Саккра. Дарлоки, Клаконы, Меклары и Силикоиды на данный момент закрыты для доступа. Но есть и другая приятная новость, если вы счастливый обладатель коллекционного издания, список пополнится уникальной расой терранов.

Каждая раса имеет свое отличие от другой, в связи с чем, перед тем, как начать играть, тщательно исследуйте каждую. Одни созданы только для войны и не для чего более, другие берут господство в дипломатии, третьи постоянно меняют своих союзников, четвертые делают упор на быстроходную флотилию и т.д. Другими словами, играя за определенную расу, вы должны понимать, что для нее идеально подходит, к примеру, если рассматривать расу Саккра, они быстро размножаются и население не требует много пищи, что позволяет создавать многочисленные колонии, то есть осваивать быстро, что повлечет за собой лишь хорошее развитие, а это говорит о том, что ваша флотилия начнет появляться раньше, при условии, что вы грамотно будете обращаться со всеми исследованиями и подберете наиболее подходящую ветку развития.

Дерево исследования

В дереве исследования огромное количество знаний, открыв которые вы получите множество интересного: новые корабли, здания, возможности, оборудование, вооружение для своих кораблей и т.д. Однако не стоит забывать о том, что нельзя изучать все подряд, как мы уже и сказали выше, необходимо изучить свою расу и от нее отталкиваться, что для этой расы подойдет больше. Если вы будете играть за расу Булрати, то конечно же вам необходимо наращивать военную мощь, ибо их основная цель – это войны. В дипломатии они не блещут, в связи с чем в дереве исследований можно отбросить большинство открытий и сразу же направить свои усилия на наращивание военной мощи.

Типы кораблей

В игре представлено несколько типов кораблей, одни предназначены для боевых действий, это различные фрегаты и т.д., другие позволяют исследовать космос (разведчики) и занимать свободные планеты (колонизаторский), третьи позволяют возводить защитные сооружения вокруг освоенных планет и т.д. В игре есть специальный ресурс, который называется «Очки командования», увеличить количество которого можно при помощи различных строений и полученных достижений. Они необходимы для содержания флота. К примеру, каждый вид корабля требует определенное количество очков, если вы превысили доступный лимит, то за каждую единицу вы будете терять золото на содержание своего флота, а это приводит лишь к одному – убыткам, а в итоге к развалу вашей империи.

Что касается боевых кораблей, их достаточно большое количество и открываются они по мере изучения различных исследований. То есть если вы не исследуете, к примеру, Линкоры, то в вашем флоте они точно не появятся и т.д. На сегодняшний день самым крупным кораблем в игре является «Звезда смерти», но добраться до него не всегда получается, ибо к этому времени игра уже заканчивается вашей либо победой противника.

Боевой режим

Если основное время вы будете тратить на строительство различных зданий, освоение планет и космоса, то самые лучшие моменты в игре – это конечно же боевые действия. Для того, чтобы напасть на своего оппонента, достаточно переместить свои войска на ту же клетку, где стоит либо его база, либо флот, после чего нажать атаковать. Но перед этим не забудьте проверить свои силы, жмем на свой флот, после чего подводим курсор мышки к флоту противника и сверху можно увидеть полоску, которая показывает ваши шансы на победу. Далее вам будет предложено два варианта:

  • Тактический бой
Тактический бой переносит игроков на специальную систему или так скажем карту, где будет происходить боевые действия между вашим и флотом противника. Вся прелесть в том, что вы можете управлять своими кораблями, а если быть точным, указывать им направление для перемещения и цели, которые необходимо уничтожить в первую очередь. Другими словами, именно тактические бои делают данную игру более оживленной и играбельной.

  • Симуляция боя
Симуляция боя происходит в автоматическом режиме, то есть само сражение вы не увидите, получите лишь окончательный результат. Он отлично подойдет в том случае, когда вы точно уверены, что не потеряете ни одного корабля и быстро уничтожите флот противника.

Планеты

Для того, чтобы развиваться, вам необходимо увеличивать численность населения свой расы, а для этого нужно колонизировать другие планеты. Для этого достаточно построить корабль колонизатор и направить на необходимую планету. Но перед этим не забудьте ознакомиться с планетой, которую хотите заселить, ибо они отличаются друг от друга своими размерами, биомом и минералами. Биом, это то, из чего состоит данная планета. Есть планеты, которые полностью покрыты водой, а есть и наоборот, пустынные и т.д. Другими словами, не стоит колонизировать все подряд, лучше тщательно подберите для себя более богатые ресурсами планеты и развивайте ее. В противном случае, вы просто потратите свое время и дадите возможность противнику опередить вашу расу на несколько шагов.

Условия победы

Перед тем, как начать игру, вы выбираете для себя условия победы, которые могут быть по следующим показателям: победа по очкам, военная победа, технологическая победа, экономическая победа, дипломатическая победа. Конечно, если вы хотите поиграть чуть дольше, то лучше поставить галочку до полного уничтожения и ничего более. На данный момент технологическая и экономическая победа в игре отсутствует, в связи с чем нам о них ничего не известно, хотя можно предположить, что первая достигается после полного изучения дерева исследований, а вторая после достижения максимального отрыва по добыванию ресурсов. Гадать не будем, давайте познакомимся с известными и открытыми:
  • Победа по очкам
По мере развития вы будете получать определенное количество очков по различным показателям. Если к последнему ходу ваше количество очков на первом месте, то вы победитель.
  • Дипломатическая победа
В определенное время каждая раса будет голосовать за ту или иную расу. Другими словами для дипломатической победы, вам необходимо набрать наибольшее количество голосов и тем самым возглавить Галактический совет.
  • Военная победа
Тут все просто, достаточно уничтожить всех своих противников и победить.

Игровые режимы

Сегодня игру можно приобрести через GOG или Steam. Но есть один интересный момент, походе эти две системы не совмещены друг с другом. Ибо мы играли через GOG и зайдя в сетевую игру не нашли ни одной игры, а наш друг, который приобрел ее через Steam видел множество созданных игр. В связи с чем, думайте дальше сами.
В главном меню есть несколько режимов: одиночная игра, сетевая игра, обучающая игр (не доступна). Не понятно лишь одно, для чего был создан не доступный пункт обучающая игра, если начиная играть за любую расу, вас сопровождает помощник, который все рассказывает и объясняет? Другими словами, игра с ботами быстро надоедает, ибо одолеть их можно уже в первые пол часа, достаточно просто построить 2-3 отряда фрегатов и начать уничтожать расы противников одну за другой, при этом не особо уделяя внимание своему экономическому развитию.

Новостная лента

В игре есть специальная фишка – новости. По истечению определенного количества ходов, как только происходит какое-либо важное событие в галактике, к примеру, вы засорили атмосферу своей планеты и об этом обязательно покажут в местном новостном канале. Такое дополнение, несомненно, красит игру.

Графическая составляющая

Если сравнивать Master of Orion с играми, выпущенными до 2003-го года, то разница просто существенна. Но и для современного уровня, учитывая, что Master of Orion является пошаговой стратегией, графическая составляющая игры на достаточно высоком уровне. Отлично прорисованные корабли, галактики, да и в целом вся общая картина игры.

Звуковая составляющая

Звуковое сопровождение в игре просто замечательное. Особенно может порадовать озвучка игровых помощников каждой расы. Все они сделаны в своем уникальном образе и одна превосходит другую. Другими словами, звуковая составляющая игры позволяет полностью погрузиться в невероятный мир космических сражений и ощутить всю эту прелесть.

Итоги

Подводя итоги, следует отметить, что Master of Orion это легенда, которую сумели возобновить и представить в новом обличии. Отличный геймплей, качественная графическая, звуковая составляющая. Все это говорит о том, что игра вскоре должна получить широкое внимание геймеров и наплыв игроков. Но на сегодняшний день их не так много, и плохо то, что сервисы GOG и Steam не совмещены, что не позволяет играть игрокам вместе. Если говорить в целом, игра очень быстро затягивает и порой даже не замечаешь, как пролетело несколько часов времени. Master of Orion получает от нашего Интернет ресурса заслуженную награду «Золото..

Как часто в вашей жизни светлые воспоминания из прошлого при переносе на настоящее и со стороны прожитых лет или объективных/субъективных (нужное подчеркнуть самостоятельно) обстоятельств становятся не такими уж и светлыми? В компьютерных играх - одной из самых субъективных отраслей жизнедеятельности человечества - такие феномены происходят не просто часто, а, можно сказать, регулярно. Окунувшись в воспоминания детства, связанные с той или иной компьютерной игрой, при запуске этой самой игры в настоящем, начинаешь ощущать себя идиотом: как? Как, скажите на милость, это могло тебе нравиться? Как ты мог потратить 100 (300, 1000 или более) часов своей жизни на эту… с позволения сказать игру?

С вами бывало такое?

Со мной постоянно. Толи возраст, толи глупеешь. Но в последнее время я даже зарекся, если это возможно, проецировать свои воспоминания на ту или иную новинку. Как сказал один футболист: «Ваши ожидания - это ваши проблемы!». Поэтому лучше не ждать ничего.

В далеком 1993 году вышла и практически сразу заняла достойное место среди только набиравшего популярность в то время жанра пошаговых стратегий игра Master of Orion. И это не удивительно, так как издателем была студия MicroProse, выпустившая в свет Civilization и Colonization. Сама игра была в некоторой степени упрощенной Цивилизацией. Главное отличие - это была игра про космос.

В игре, по старой легенде, существовала древняя цивилизация Орион, которая расселила семена 10 рас по разным планетам и наблюдала за их развитием. Самих Орионцев никто никогда не видел, но сектор галактики, где все происходит стали называть Орионом. На начальном этапе нам предстояло выбрать одну из рас и пуститься в путь галактического могущества. Каждая раса имеет свои отличия, что стратегически сказывается на способах развития и вносит разнообразие в геймплей. К примеру, играя за расу Людей, при должных навыках дипломатии, можно почти половину игры не воевать, а развивать науку и экономику и задавить своих противников технически, строя гораздо меньшее количество войск. А играя за Саккру или Силикоидов, можно воевать непрерывно, так как у одних неограниченная способность к воспроизводству, а другие не требуют продовольствия для увеличения населения, и, соответственно, могу колонизировать и развивать любую планету и почти сразу строить флотилию.

Игра была хорошо воспринята игроками, и через три года в 1996 году выходит вторая часть. МООII стала настоящим хитом (если это слово в России того времени можно применить к компьютерной игре, так как более чем у 90% населения не то что компьютера, еды в холодильнике не всегда хватало). Но на форумах олдскульных игр до сих пор кипят баталии, какая из трех частей лучше, и большинство за вторую часть игры. В игре добавили три новых расы, немного усложнили управление экономикой, добавив несколько стратегических возможностей такие как: распределения населения по планетам, распределение планет по направленности деятельности и появление выдающихся личностей, которых можно нанять на роль губернатора. Плюс к этому, замедлили изучение технологий: если раньше можно было изучать несколько технологий сразу, то теперь их можно изучать по одной как в Цивилизации.

Основными отличительными особенностями первых двух частей серии являлась пошаговая боевка, отдаленно напоминающая боевку Героев Меча и Магии и возможность кастомизировать корабли. Новичок всегда мог на первых шагах прокачивать свой скил в управлении империей и выигрывать войны количеством армии, или прокачать скил боевки и выигрывать бои благодаря грамотному управлению войсками и грамотной кастомизации кораблей.

В 2003 году, небезызвестная Infogrames выпустила третью часть серии. Игра, что называется, вызвала противоречивые отзывы из-за своей возросшей сложности. Фанаты серии с головой погрузились в изучение сотен изменений, причем многие из них были написаны самими игроками на профильных форумах и в письмах к разработчикам, да, да - игра создавалась «коллективным умом». Но привлечь новых игроков третья часть практически не могла. Слабая графика, невообразимое количество описательного текста (локализован профессионально на русский он был только в 08-09 годах), сложно подчинённая система управления и развития империи и войсками не оставляли ни малейших шансов новичкам. Только на изучение всей документации для принятия решений для первых 40-50 шагов требовалось от 5 часов игры. Естественно, что после такого, серия притаилась, если не умерла.

И вот, 25 августа 2016 года в 20:00 по Минскому времени, в Стиме и на GOG состоялся релиз Master of Orion. Издателем игры выступила компания WG Labs - подразделение Wargaming.net, занимающееся разработкой, поддержкой и издательством игровых проектов совместно со сторонними разработчиками. Это означало, что перед нами полноценный релиз новой игры.

Ползунок загрузки клиента игры навеял романтические воспоминания о разведки территории и поисках ресурсов типа «железо», «нефть», «краски» в Civ III, о шахматных боях с компьютером в HMM III и о невероятной атмосфере космоса Starcraft II: Wings of Liberty. Вот такой коктейль из грез и воспоминаний. Меня особо не беспокоили вопросы: зачем вообще нужно выпускать пошаговую стратегию в 2016 году? смогут ли разработчики сохранить атмосферу серии? это новая игра серии или ремейк? Я просто хотел погрузиться в воспоминания 15 летний давности и некой романтикой космоса.

Самое удивительное, что мне это удалось! Несмотря лозунг WG Labs “Innovations in gameplay” (дословно: Инновации в геймплее), перед нами слегка упрощенный, улучшенный графически ремейк игры 20 летней давности с соответствующим геймплеем. Такие игры мало кто решится делать в настоящее время. В принципе, обзор на этом можно заканчивать, так как фанаты серии сразу же установили игру себе и, как я, погрузились в пучину воспоминаний, а найти новых любителей пошаговых стратегий в 2016 году так же сложно, как и заново слетать на Луну и проверить, оставил ли Армстронг там свой след или нет.

Но у нас сейчас волна хайпа на космическую тему, вызванная выходом добротного Stellaris, спорами про No Man’s Sky, ожиданием космической Call of Duty и надеждами на выход Star Citizen. Так что не сказать пару слов об Master of Orion было бы преступлением.

Можно сколь угодно долго спорить как именно должна выглядеть пошаговая стратегия в 2016 году, но невозможно упрекнуть аргентинскую студию в отсутствии дизайнерского вкуса. Первая же заставка позволяет погрузиться в мир космических баталий. Становится даже страшно: мне что, дадут управлять полноценной космической битвой? Это же стратегия… Дадут, дадут. Правда, реализовано это будет так, что лучше бы и не было такой возможности, но об этом позже.

Понятный интерфейс позволяет новичку освоиться в игре минут за 20. Все на своих местах, советник появляется с подсказками именно в те моменты, когда нужно, а если у вас за плечами есть опыт игры в Civilization, то туториал смело пропускаем и вперед к завоеваниям.

К слову, помимо визуальной составляющей в игре потрясающее звуковое сопровождение. Профессиональные актеры (в английской версии), симфонический оркестр (для всех), качественные эффекты - все вместе создают ту благодатную атмосферу, когда вам даже не надо включать свой любимый плейлист, для фона. По крайней мере, первые 10 часов игры точно.

Расы, которые нам предлагаются на выбор, перекочевали в полном объеме из первой части игры со всеми отличительными особенностями, что, несомненно, должно влиять на способы, которым вы будете достигать победы. Все как раньше: Алкари - пилотируют и могут победить в космической битве даже при меньшем количестве кораблей, Булрати - захватят практически любую планету с относительно минимальным количеством десанта, Люди всегда будут при деньгах, благодаря навыкам дипломатии и торговли. Новичок, изучив на первоначальном этапе описание, сможет даже при первом запуске на уровне сложности «средний» к 200 ходу иметь преимущество перед AI. Главное, чуть-чуть подумать и понять механику иры.

Вообще, в угоду рынку, игра получилась достаточно легкой. Причем, если легкость в освоении - это несомненный плюс, то вот простота победы - это скорее минус. Фанат серии, игравший в любую из ранее выходивших частей даже на максимальном уровне сложности к третей-четвертой игре уже будет иметь НЕСКОЛЬКО «читерских» способов победить компьютер. Ну, а игрок, имеющий опыт в Civilization, сможет освоиться на максималке часов за 5-10.

Особо стоит отметить древо технологий, изучив которые, можно получать новое оружие, новые здания и другие перки. Количество технологий кажется оптимальным. Создается ощущение, что в игре достигнут необходимый баланс. Теперь, для победы, у вас нет необходимости изучать все технологи в обязательном порядке, как, например в Civilization III, что бы открыть имбового юнита (привет «Казак», запускающий Золотой век, при игре за русских). Перки от технологий не такие сильные, теперь первый час можно вообще не улучшать флот, а перераспределить очки на производство или рост населения. Это, правда, еще больше упростило игру, так думать теперь надо меньше и все сводится только к количеству боевых кораблей и колонизированных планет, способных эти корабли быстро производить.

Отдельно, стоит рассказать про систему боя. Разработчики преподнесли ее как что-то новое, добавляющее драйва во вдумчивый олдсульный геймплей пошаговой стратегии. На проверку, мы получили невнятную real-time боевку, с относительно неплохой анимацией, но совершенно не понятной системой управления. Исторически система боя в Master of Orion - это «шахматы»: клетки для хода, пошаговый режим, группировка войск. А теперь? Теперь мы как бы управляем кораблями в реальном времени. Только управляем - это громко сказано. Мы просто указываем направления полета и, изредка, можем применить дополнительное оружие. Основной способ победить - спрятаться от выстрела за астероид (или метеорид?), которые иногда присутствуют на поле боя. И то - удается это не всегда. Спрашивается, зачем эти нововведения? При всей качественно проработанной аутентичности геймплея вставлять часть настолько слабо реализованной системы real-time боя было, на мой взгляд, ошибочно. Вернуть пошаговый бой немедленно! А пока - только авторасчет битвы.

Но главное, игра затягивает. Планировав поиграть 3-5 часов, для ознакомления, обнаружил, что наиграл уже 20 часов. И это притом, что есть бета Батлы, сезон в F1 2016 еще даже не дошел до экватора, а Spartak Moskva в FIFA 2016 еще даже не сыграл все предсезонные матчи. Ты прям физически хочешь стать повелителем Галактики. Уничтожить холодных кристаллоидов, разбомбить мерзких медведей, подружиться с семейством кошачьих. Бесконечно нажимая кнопку «Следующий ход» никак не можешь остановится, пока победа не станет твоей. И пускай, на пятую-шестую игру сам факт победы уже будет очевиден на половине игры, а оставшиеся 200-300 ходов будет больше похоже на методичный гринд из Dota 2, чем на завоевание Галактики. Само предвкушение от начала новой игры остается неизменным. Ты, как и в первый раз, предвкушаешь свою победу. Планируешь по какой стратегии ты будешь развиваться. Ты уже знаешь что, как и когда ты будешь строить. И все равно захватывает ощущение, что сейчас ты ОПЯТЬ станешь властителем Галактики. Именно это есть главный успех, который позволяет закрыть глаза на все недостатки. Именно этим нас держала почти десятилетие третья Цивилизация. И пусть в MoO проработка поменьше, свое Цивипедии здесь нет, но ощущения…

«Ваши ожидания - это ваши проблемы!» - вот какой лозунг должна была иметь заставка WG Labs в этой игре. Я не ждал от нее ничего, а получил кучу воспоминаний и порцию приятной доброй ностальгии.

Но есть еще два неоспоримых плюса: 499 рублей! Игра стоит 499 рублей! Аттракцион невиданной щедрости по текущим ценам. Это, конечно, не продукт класса ААА, но, господа, это и не инди - проект. Hello Games не постеснялись заломить стандартный ценник в 2000 рублей за свое процедурно сгенерированное творение, не выполнив при этом и 10-ой части обещаний.

Ну, а второе, официально заявляю, Master of Orion 2016 запустится даже на калькуляторе с 15 гигабайт жесткого диска. Вы только посмотрите на минимальные системные требования: игра поддерживает даже интегрированные карты Intel HD 3000. У меня на рабочем нетбуке 7 лет назад такая карта стояла. При этом, даже на минимальном уровне графики игра выглядит достойно - графическая оптимизация просто высший класс. И у вас будет возможность залипнуть за игрой на пару часов какой-нибудь офисной печатной машинке. Только аккуратнее - пару часами можете не отделаться.