Энциклопедия танца: Танго. В какой стране зародился танец танго? Аргентинское танго Все о танго танец история

распространение аргентина танец композиция танго

Изначально, танго танцевали в барах, кафе, игорных домах и «квиломбос» (местах, предназначенных для проституции). В дальнейшем, появились так называемые «дома танцев», которые предоставляли девушек для танцев и развлечений.

  • 1. Возникновение танго
  • 2. Покорение Европы
  • 3. Этимология слов «Танго» и «Милонга»
  • 4. «Люнфардо»

Нам надо вспомнить, что, в начале девятнадцатого столетия, бытовые танцы исполнялись так, что партнеры стояли друг против друга на расстоянии. Такие типы танцев обычно обозначались словом «контраданца» (ит.). При этом, продвижения танцоров по пространству площадки были, в некотором роде, линейными. Контакты партнеров друг с другом сводились лишь к контакту рук, в определенные моменты танца. Существовали, также, «круговые танцы», в которых происходило движение по кругу.

«Минуэ» (с ударением на последнем «э») был очень популярным бытовым танцем в колониальные времена в Аргентине. Танец «хабанера», один из предшественников танго, также был из типа «контраданца». Само слово «контраданца» могло происходить от английского термина «танец кантри» (Country Dance - букв., «деревенский танец»), трансформировавшегося во французский Контредансе, и затем в итальянский Контраданца. Моцарт и Бетховен писали «контреданце» (нем.). А уже Венский вальс и кадриль вытеснили контраданц из бальных залов.

Венский вальс был первым в мире танцем, где применялась настоящая близкая позиция партнеров, и полька стала вторым танцем в Европе, использовавшим этот скандальный новый способ. В европейском обществе бытовало противоречивое мнение по отношению к этому, считавшемуся аморальным, способу танца, и люди перенесли это мнение вместе с собой, когда эмигрировали в Аргентину. Если я не ошибаюсь, где-то около 1850 года, когда Парижская Опера переживала тяжелые экономические времена, ее директора посетила дерзкая идея включить Венский вальс в некоторые постановки, в качестве эксперимента. Идея возымела большой успех, любопытствующая публика вновь заполнила театр. Париж, будучи центром искусств и изысканного вкуса, постепенно сделал этот танец «близких объятий» приемлемым для всего остального мира. В дальнейшем, нам надо именно в этом историческом контексте рассматривать место танго во время его возникновения, и в последующий период 1880-1910 годов, а также вопрос, почему мужчины вынуждены были танцевать с мужчинами.

Венский вальс был первым бытовым танцем, использовавшим «близкую позицию». Это способ, которым мы танцуем в наши дни… и мы думаем, что это самый логичный способ парного танца… однако, у истоков… во второй половине 19 столетия, такая публичная близость тел считалась скандально непристойной. Обществу понадобилось много лет, чтобы, постепенно, принять его как норму.

Теперь, мы подошли к тому периоду, когда танго был рожден, в 1880 году, или незадолго до того. Окраины Буэнос-Айреса, бары, игорные заведения, бордели… одинокие мужчины проводят время в общении, распитии, азартных играх, поисках «романтики» в компании женщин сомнительной репутации, пробуют движения этих новых танцев… милонги и танго. Мы можем представить, что в таких местах, и в таких обстоятельствах, любые эксперименты с танцевальными движениями были приемлемы, невзирая на хороший или дурной вкус, двусмысленность или даже откровенную непристойность. Надо помнить, что в те времена даже просто танцевать друг против друга, когда правая рука мужчины касается спины партнерши, было немного слишком… а тут появился танец, в котором есть тесные объятия, щека к щеке, грудь к груди, ноги проникают между ног партнеров, в долгом разговоре о любви и страсти, с захватами, флиртующими взглядами и поглаживаниями…, словом, написание пролога к любовному роману, который вскоре последует.

Изначальные темы часто были намеками на секс и непристойности. Когда танго стал общественной нормой, этот танец и его лирика были очищены или полностью изменены. Некоторые элементы этих тем, по-прежнему, присутствуют в танце, хотя они и потеряли свое первоначальное значение. Например, название самого известного танго «Эль Чокло» (кочерыжка кукурузы), имело фаллический смысл.

Благопристойные семьи и женщины с хорошей репутацией никоим образом не хотели участвовать в этом действе, а женщинам в борделях надо было за это платить… поэтому, если мужчина хотел попрактиковаться в этом новом танце, ему оставалась только одна возможность… другой мужчина. Группы мужчин собирались вместе, для практики, импровизиций и внесения новшеств, создавая при этом новые движения и новые шаги. Такой подход помог быстрому развитию этого танца.

Быть хорошим танцором означало тогда (да и сейчас) надежный способ привлечения жнского внимания… мужчины практиковались в своей среде для того, чтобы они смогли потом удивить, и вызвать восхищение женщин и других мужчин.

…Таким образом, танцы мужчин друг с другом не имели ничего общего с гомосексуализмом.

Следующим сценарием на повестке дня были «эль патио де лос конвентильос» (коммунальные общежития). Эти «конвентильос» давали кров тысячам бедных иммигрантов, прибывших со всех концов Европы (более всего из Италии и Испании), и частью из Аргентинской «глубинки». Это были протяженные открытые пространства, с обеих сторон ограниченные комнатами и кухнями. Как правило, ванные комнаты там были общего пользования.

Понадобилось много лет, чтобы танго распространился в этих «коммуналках», потому что их жильцы были, в основной массе, благопристойными людьми, которые не желали, чтобы их семьи подвергались воздействию этой греховной музыки и танца. Субботние вечера и воскресные дни были посвящены празднованиям свадеб, рождений, крещений, и других торжеств. Именно по таким поводам, мало-помалу, кто-нибудь да спрашивал музыкантов сыграть танго, а там, кто-нибудь танцевал разок такой танец, очищенный от греховных движений, например «кортес и кэбрадас» -- упрощенный вариант, который тоже сперва переносился с отвращением, однако в дальнейшем стал очень популярен.

Еще больше времени понадобилось, чтобы танго достиг жилищ семей среднего и высшего класса. Юноши из таких семей взяли за привычку посещение пригородов, в поисках эмоций и приключений, возвращаясь домой взволнованными от своих распутных переживаний. Они начали обучать такому необычайному новому танцу своих сестер, соседских девушек, и других особей женского пола из своих больших Аргентинских семей, таких как кузины и тети. Их тоже обучали «очищенному варианту» танца.

Если задуматься над тем фактом, что Саборидо продал около ста тысяч экземпляров своего танго «Йо сой ла мороча» (я - та брюнетка) за первые несколько месяцев 1906 года, то можно определить, что танго исполнялся весьма часто, включая добропорядочных девушек, которые помещали ритмы этого танца между вальсом «Синий Дунай» и «Доброй Элизой».

Немного позже, певица Флора Родригес записала «Ла морочу». Сперва на цилиндр, затем на диск, а также на рулоны из перфорированной бумаги для «пианолы» (пианино, которое играет само, при нажатии двух педалей). Тема «Ла морочи» была достаточно невинна, и поэтому ее легко воспринимали. Таким образом, танго постепенно перешел с задворков во внутренние помещения Аргентинского дома.

Тем не менее, танго оставался, в основном, постыдной, греховной стихией, с которой имели дело тайно. Политики, как правые, так и левые, проклинали его. Ибо они не хотели, чтобы эта новая нация ассоциировалась с таким «проститутским» танцем. Тогда, как случилось, что танго достиг Европы? Это другая история… Танго был рожден на окраинах города, в барах, кафе, борделях; отсюда он двинулся внутрь города, в танцзалы. Следующим этапом были «патиос» (дворы) «конвентильос» (коммуналок), и, в конце концов, танец поселился внутри домов среднего и высшего класса Аргентины. Танго, все еще, был парией, незаконнорожденным сыном сводников и женщин с дурной репутацией, одетым как нищий «компадрито».

Следующей остановкой в этом паломничестве станет Европа.

Аргентина развивалась очень быстро между 1880 и 1930 годами. Весь город Буэнос-Айрес целиком был перестроен в этот период. Старый колониальный испанский город, с одноэтажными зданиями и узкими улицами, был замещен метрополисом с широкими проспектами, прекрасными парками и зданиями французской и итальянской архитектуры.

Страна стала одной из десяти самых богатых наций в мире, и занимала эту позицию плоть до начала 50-х годов, когда начались паралич и упадок экономики… ситуация, которой суждено было длиться в течение следующих 30 лет (до 1985 года, когда мировые авторитеты определили, что эта страна является «развивающейся страной с рыночной экономикой»).

Во время того периода быстрого развития, самые богатые имели привычку ездить в Европу, по меньшей мере, один раз в год. Они имели большие дома в Париже или Лондоне. Их приемы регулярно посещались знатью, знаменитостями и богачами. Французы ввели в обращение фразу «он богат, как аргентинец», имея в виду чрезвычайно богатых людей. Сыновья этих людей оставались в Европе, чтобы учиться. Именно они познакомили парижскую знать с аргентинским танго. Танго сразу стал всеобщим увлечением.

Все принялись устраивать вечеринки с участием оркестров из Аргентины, уроки танго и милонги. Женской моде пришлось измениться, дабы подстроиться к движениям из танго. Весьма громоздкие платья той поры были заменены более легкими и свободными. Один известный дизайнер одежды располагал значительным количеством невостребованного материала оранжевого цвета. Он решил назвать цвет этого текстиля «Оранжевый танго». Материал был раскуплен тут же, и кутюрье пришлось заказывать новую партию. Танго стал танцем дня. Из Парижа, он моментально распространился в другие большие столицы: Лондон, Рим, Берлин, и, наконец, в Нью-Йорк.

А затем, танго вернулся в Буэнос-Айрес, но уже одетый в смокинг, и встретили его там как самое любимое детище. Какая перемена!

Как появилось Танго

История создания Танго, где тесно переплетаются правда и красивый вымысел, настолько противоречива и туманна, что невозможно сложить единое представление о нем. Первое упоминание о Танго относится к 1880 г. Считается, что оно зародилось в пригородах аргентинской столицы, предположительно там, где сейчас располагается район Сан-Тельмо.

В последние годы ХIX столетия Европа была измучена войнами, голодом и экономической неопределенностью. Сомнительные перспективы и слабая надежда на стабильную жизнь заставляли людей покидать Европу и отправляться в Южную Америку в поисках лучшей доли. Сотни тысяч иммигрантов осели в новой федеральной столице Аргентины - порту Буэнос-Айрес. Огромное количество людей разного социального статуса из совершенно разных культур, со своими порядками и обычаями оказалось вдруг в одном месте. Большинство из них были молодыми мужчинами, покинувшими Родину, свои семьи и возлюбленных. При этом соотношение мужчин и женщин среди них, по разных данным, составляло от 30:1 до 50:1. Несмотря на достаточно высокий уровень жизни в Аргентине в то время жизнь иммигрантов была отнюдь несладкой. Они вынуждены были жить в убогих домиках на окраинах города, зарабатывая на хлеб тяжелым трудом. Сложные условия жизни наложили отпечаток и на культуру, создаваемую ими. Отчаяние, разочарование, грусть, ностальгия, страстное желание, надежда и стремление раздирали душу и сердце.

Основным местом отдыха в то время были таверны и притоны в окраинах Буэнос-Айреса. Молодые мужчины были частыми посетителями "академияс" (от "танцевальная академия") и "прегундинес" - бедных кафе, где официантки могли быть взяты напрокат для танцев.

Невозможно с точностью сказать от какого танца Танго берет свои корни. Разные источники записывают в прародители танца различные и испанские, и африканские, и кубинские танцы... Не обошлось и без влияния негритянского кандомбе - ведь недаром само слово "танго", по многим версиям, происходит от "тамбо" - африканского барабана, под который исполнялись ритуальные пляски. У хабанеры этот танец взял сомнамбулическое слияние тел, у милонги - прихотливое переплетение ног, у фанданго - ослепительное головокружение и, наконец, у кандомбе - двойной притоп, вторивший ударам африканского барабана.

В условиях жесточайшей нехватки женщин мужчинам было важно стать хорошими танцорами. Мужчина, который мог хорошо танцевать Танго, приобретал имидж "мачо" и имел возможность выбрать женщину. Жители "орильи" - бедных окраин Буэнос-Айреса - обучались движениям Танго у сутенера. Вначале мужчины танцевали поодиночке или друг с другом, убивая, таким образом, время ожидания "своей очереди" в домах свиданий.

Позже и женщины в тавернах приобщились к Танго и стали танцевали его с клиентами, среди которых все чаще стали появляться горожане, тайком прокравшиеся в вожделенную "орилью".

В ту пору Танго не имело строгих правил, его ритмика и форма были еще очень расплывчатыми. Состав оркестра тоже был неопределенным: в окраинных кафе это чаще всего были скрипка, флейта и арфа (которую позже заменила гитара), иногда скрипку и флейту дополняло фортепиано. Что же касается разновидности гармони бандонеона, по имени изобретшего его немца Генриха Банда, то этот инструмент, завезенный в Аргентину матросами, появляется в танговых ансамблях только в начале XX века и сразу занимает доминирующее положение. Звучание этого инструмента напоминает орган. Он добавил ноты драматизма в музыку Танго. Его надтреснутый тембр как нельзя лучше передает суть этого танца. С его появлением Танго стало более медленным, появились новые для него тона интимности.

Всеобщий избирательный закон 1912 г. дал новую свободу для людей и движущую силу для Танго. С этих пор не только низшие классы хотели его танцевать. Стало модным среди высшего общества устраивать вечеринки в честь этого танца и салоны Танго были быстро основаны в районах Буэнос-Айреса, где жили представители высших классов. Молва о нём вскоре распространилась из Южной Америки до Нью-Йорка, Лондона и Парижа, где чаепития под Танго стали предметом повального увлечения.

Распространение Танго по миру внесло определенные изменения в характер танца. Первый настоящий скачок в своем развитии Танго совершает в первые годы XX века. Он связан с первыми гастролями танго-оркестров и танцоров в страны Европы и Америку.

Первый показ Танго в Европе состоялся в Париже - законодателе мировой моды, а вскоре после этого и в других европейских столицах. Сказать, что "раннее" Танго в Буэнос-Айресе неприличный танец - значит не сказать ничего. Очень провокационный, близкий, явный, "телесный", он имел огромный успех в публичных домах и оставался маргинальным, неприемлемым для высших слоев общества. Попав в Европу, Танго изменилось в лучшую сторону. Теперь это не дикая, животная страсть, а более сдержанный внешне, но такой же жгучий внутри танец.

Не всем пришелся по душе этот дерзкий и сексуальный танец. В Париже кардинал Аметт провозгласил: "Христианам не следует по совести принимать участие в этом". На следующий год Папа Бенедикт XV также выразил недовольство: "Это возмутительно, что этот непристойный, языческий танец, который является убийством семейной и общественной жизни, танцуется уже в резиденции Папы". Но в 1914 году пара румын, учеников аргентинца Казимира Аина, станцевали Танго в Ватикане, и впечатленный Папа снял свой запрет.

В 1914 г. кайзер Вильгельм II запретил своим офицерам танцевать Танго в униформе, описав танец как "похотливый и оскорбляющий общественное приличие". Английская королева тоже заявила, что отказывается танцевать это...

В России тоже было свое Танго. Оно стало очень популярным в Петербурге в начале ХХ века, хотя его исполнение было официально запрещено. Так, в 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием Танго".

Однако ничего не могло остановить триумфальное шествие Танго. И в начале 20-х годов оно вошло в свою золотую эру. В Буэнос-Айресе популярность Танго достигла беспрецедентных высот.

1930-1950 года стали "Золотым веком" Танго. Это период бурного развития, появления множества новых музыкальных коллективов, которые явились колыбелью композиторов, впоследствии ставших классикой стиля: Carlos Di Sarli, Astor Piazzolla, Osvaldo Pugliese, Carlos Gardel и др. Их творчество и сегодня вдохновляет миллионы людей во всем мире.

Следующий всплеск популярности Танго приходится на 80-е годы, когда в Америке запускается целый ряд шоу, которые совершили революцию этого танца во всем мире. "Forever Tango" - одно из самых известных шоу - началось в Нью-Йорке в 1983 году. В Аргентине на правительственном уровне начинаются программы возрождения, восстанавливаются документы, относящиеся к истории Танго.

В начале XXI века ЮНЕСКО включило Аргентинское танго в список объектов Всемирного наследия.

11 декабря - день рождения аргентинского певца и актера, "Короля танго" Карлоса Гарделя (Carlos Gardel) - отмечается во всем мире как Международный день Танго.

Танго – прямое выражение того, что поэты пытаются, но не могут выразить словами: борьба может быть наслаждением и праздником.

Сейчас танго можно легко научиться – практически в любом городе есть студии и школы, обучающие зажигательному танцу. Более того, танго считается классическим танцем и включено в программу многих танцевальных конкурсов. Но так было далеко не всегда.

Изначально, танго танцевали в барах, кафе, игорных домах и «квиломбос» (местах, предназначенных для проституции). В дальнейшем, появились так называемые «дома танцев», которые предоставляли девушек для танцев и развлечений.

Нам надо вспомнить, что, в начале девятнадцатого столетия, бытовые танцы исполнялись так, что партнеры стояли друг против друга на расстоянии. Такие типы танцев обычно обозначались словом «контраданца» (ит.). При этом, продвижения танцоров по пространству площадки были, в некотором роде, линейными. Контакты партнеров друг с другом сводились лишь к контакту рук, в определенные моменты танца. Существовали, также, «круговые танцы», в которых происходило движение по кругу.

«Минуэ» (с ударением на последнем «э») был очень популярным бытовым танцем в колониальные времена в Аргентине. Танец «хабанера», один из предшественников танго, также был из типа «контраданца». Само слово «контраданца» могло происходить от английского термина «танец кантри» (Country Dance – букв., «деревенский танец»), трансформировавшегося во французский Контредансе, и затем в итальянский Контраданца. Моцарт и Бетховен писали «контреданце» (нем.). А уже Венский вальс и кадриль вытеснили контраданц из бальных залов.

Венский вальс был первым в мире танцем, где применялась настоящая близкая позиция партнеров, и полька стала вторым танцем в Европе, использовавшим этот скандальный новый способ.

Полька-бабочка 19 века.

В европейском обществе бытовало противоречивое мнение по отношению к этому, считавшемуся аморальным, способу танца, и люди перенесли это мнение вместе с собой, когда эмигрировали в Аргентину.

Если я не ошибаюсь, где-то около 1850 года, когда Парижская Опера переживала тяжелые экономические времена, ее директора посетила дерзкая идея включить Венский вальс в некоторые постановки, в качестве эксперимента. Идея возымела большой успех, любопытствующая публика вновь заполнила театр. Париж, будучи центром искусств и изысканного вкуса, постепенно сделал этот танец «близких объятий» приемлемым для всего остального мира.
В дальнейшем, нам надо именно в этом историческом контексте рассматривать место танго во время его возникновения, и в последующий период 1880-1910 годов, а также вопрос, почему мужчины вынуждены были танцевать с мужчинами.\

Венский вальс был первым бытовым танцем, использовавшим «близкую позицию». Это способ, которым мы танцуем в наши дни… и мы думаем, что это самый логичный способ парного танца… однако, у истоков… во второй половине 19 столетия, такая публичная близость тел считалась скандально непристойной. Обществу понадобилось много лет, чтобы, постепенно, принять его как норму.

Теперь, мы подошли к тому периоду, когда танго был рожден, в 1880 году, или незадолго до того. Окраины Буэнос-Айреса, бары, игорные заведения, бордели… одинокие мужчины проводят время в общении, распитии, азартных играх, поисках «романтики» в компании женщин сомнительной репутации, пробуют движения этих новых танцев… милонги и танго. Мы можем представить, что в таких местах, и в таких обстоятельствах, любые эксперименты с танцевальными движениями были приемлемы, невзирая на хороший или дурной вкус, двусмысленность или даже откровенную непристойность. Надо помнить, что в те времена даже просто танцевать друг против друга, когда правая рука мужчины касается спины партнерши, было немного слишком… а тут появился танец, в котором есть тесные объятия, щека к щеке, грудь к груди, ноги проникают между ног партнеров, в долгом разговоре о любви и страсти, с захватами, флиртующими взглядами и поглаживаниями…, словом, написание пролога к любовному роману, который вскоре последует.

Изначальные темы часто были намеками на секс и непристойности. Когда танго стал общественной нормой, этот танец и его лирика были очищены или полностью изменены. Некоторые элементы этих тем, по-прежнему, присутствуют в танце, хотя они и потеряли свое первоначальное значение. Например, название самого известного танго «Эль Чокло» (кочерыжка кукурузы), имело фаллический смысл
Автором танго "ЭЛЬ ЧОКЛО" был Анжел Виллолдо.

Небольшое отступление.
Анжел Виллолдо, музыкант и поэт, родился 16 февраля 1861 года и умер 14 октября 1919 года. Его полное имя - Анжел Грегорио Виллолдо Арройо/Angel Gregorio Villoldo Arroyo. Псевдонимы: A. Gregorio, Fray Pimiento, Gregorio Gimenez, Angel Arroyo, Mario Reguero.

Его называют "Отцом танго".
Это отчасти преувеличенное звание, поскольку было множество обстоятельств, которые породили эту музыку. Но влияние Виллолдо в самом начале появления танго и его участие в разработке танго по праву даёт ему это заслуженное звание.

Вместе с Альфредо Гобби/Alfredo Gobbi и его женой, чилийкой Флорой Родригез/Flora Rodriguez, родителями скрипача Альфредо Гобби, он путешествует во Францию с целью создания фонограммы, будучи нанятым "Gath & Chaves", одним из самых больших аргентинских магазинов того периода.
Это событие даёт огромный импульс аргентинской музыке в Европе, впоследствии множество этих записей также продавались и в Буэнос-Айресе. Но Виллолдо занимает выдающееся место и как композитор. Примеры его работ - танго "El Porteсito", "El esquinazo", "La budinera", "Soy tremendo", "Cantar eterno", позднее, в 1917 году, записанные дуэтом "Gardel-Razzano".
Ко всем этим композициям благосклонно относились местные оркестры и включали их в свой репертуар.

Но несомненно - наиболее важным было танго "Эль чокло"/"El choclo". Важным в силу своей мелодии и ритма, которые на самом деле были очень показательными и характерными, ещё до существования танго "Кумпарсита"/"La cumparsita".

Насколько это верно, подтверждает следующий рассказ. В течение Первой Мировой войны, аргентинский журналист Тито Ливио Фоппа/Tito Livio Foppa был на германском фронте. Когда на официальном приёме музыкант сыграл на фортепиано в его честь "национальный гимн", оказалось, что на самом деле он играл танго "El choclo", которое ошибочно принял за аргентинскую патриотическую музыку.

Другое фундаментальное танго, "La morocha", имеет простую
лирику.

Виллолдо создал его в спешке для композитора Энрике Саборидо/Enrique Saborido, который в 1906 году удачно исполнил это танго на корабле "Fragata Sarmiento", совершавшем круиз для армейских кадетов. И это танго считается первым танго, завоевавшим популярность в Европе.
Виллолдо, замечательный поэт и музыкант, оставил огромное число работ, среди которых такие произведения, как "El Torito", "Cuidado con los cincuenta", "Una fija", "Yunta brava", "El Cachorrito", "Pineral", "El Pimpollo", "Trigo limpio", "La bicicleta" и т.д.

Эти бедные предместья назывались аррабалями, и именно здесь произошло слияние нескольких музыкальных и танцевальных форм. Двудольная кубинская хабанера и ее европейский вариант - андалузское танго, привезенное испанскими танцорами и не имеющее отношения к обычному танго, столкнулись с такими порождениями сельской аргентинской глубинки, как пайяда (поэтическая импровизация, часто исполняемая под простой гитарный аккомпанемент) и скабрезная синкопированная милонга, которая из песни быстро превратилась в популярный у населения аррабалей танец. Потом милонга переплелась с афро-аргентинской кандомбе, ритмически сложной, раскованной пляской, которую compadritos переняли у чернокожих жителей Буэнос-Айреса. Из этой гремучей смеси и родились музыка и танец, известные ныне под именем танго.

В первое время танго не выходило за пределы публичных домов в аррабалях, поэтому высшее общество относилось к нему с презрением. Но благодаря шарманщикам и музыкантам из иммигрантской среды, которые стали включать в свой репертуар эти новые, захватывающие мелодии, оно постепенно проникло в многочисленные кафе и на улицы южных окраин Буэнос-Айреса, населенные более приличной публикой. Примерно на рубеже веков гитару начал вытеснять изобретенный немцами бандонеон - в сочетании со струнными его голос придал танго особое, характерное только для него звучание. Как и джаз, это была принципиально новая музыка. И хотя в ней соединились уже известные стили, она была чем-то большим, чем сумма ее частей.

Благопристойные семьи и женщины с хорошей репутацией никоим образом не хотели участвовать в этом действе, а женщинам в борделях надо было за это платить… поэтому, если мужчина хотел попрактиковаться в этом новом танце, ему оставалась только одна возможность… другой мужчина.
Группы мужчин собирались вместе, для практики, импровизиций и внесения новшеств, создавая при этом новые движения и новые шаги. Такой подход помог быстрому развитию этого танца.

Быть хорошим танцором означало тогда (да и сейчас) надежный способ привлечения жнского внимания… мужчины практиковались в своей среде для того, чтобы они смогли потом удивить, и вызвать восхищение женщин и других мужчин.
…Таким образом, танцы мужчин друг с другом не имели ничего общего с гомосексуализмом.

Следующим сценарием на повестке дня были «эль патио де лос конвентильос» (коммунальные общежития). Эти «конвентильос» давали кров тысячам бедных иммигрантов, прибывших со всех концов Европы (более всего из Италии и Испании), и частью из Аргентинской «глубинки». Это были протяженные открытые пространства, с обеих сторон ограниченные комнатами и кухнями. Как правило, ванные комнаты там были общего пользования.
Понадобилось много лет, чтобы танго распространился в этих «коммуналках», потому что их жильцы были, в основной массе, благопристойными людьми, которые не желали, чтобы их семьи подвергались воздействию этой греховной музыки и танца. Субботние вечера и воскресные дни были посвящены празднованиям свадеб, рождений, крещений, и других торжеств. Именно по таким поводам, мало-помалу, кто-нибудь да спрашивал музыкантов сыграть танго, а там, кто-нибудь танцевал разок такой танец, очищенный от греховных движений, например «кортес и кэбрадас» - упрощенный вариант, который тоже сперва переносился с отвращением, однако в дальнейшем стал очень популярен.

Еще больше времени понадобилось, чтобы танго достиг жилищ семей среднего и высшего класса. Юноши из таких семей взяли за привычку посещение пригородов, в поисках эмоций и приключений, возвращаясь домой взволнованными от своих распутных переживаний. Они начали обучать такому необычайному новому танцу своих сестер, соседских девушек, и других особей женского пола из своих больших Аргентинских семей, таких как кузины и тети. Их тоже обучали «очищенному варианту» танца.

Если задуматься над тем фактом, что Саборидо продал около ста тысяч экземпляров своего танго «Йо сой ла мороча» (я – та брюнетка) за первые несколько месяцев 1906 года, то можно определить, что танго исполнялся весьма часто, включая добропорядочных девушек, которые помещали ритмы этого танца между вальсом «Синий Дунай» и «Доброй Элизой».

Немного позже, певица Флора Родригес записала «Ла морочу». Сперва на цилиндр, затем на диск, а также на рулоны из перфорированной бумаги для «пианолы» (пианино, которое играет само, при нажатии двух педалей). Тема «Ла морочи» была достаточно невинна, и поэтому ее легко воспринимали. Таким образом, танго постепенно перешел с задворков во внутренние помещения Аргентинского дома.

Тем не менее, танго оставался, в основном, постыдной, греховной стихией, с которой имели дело тайно. Политики, как правые, так и левые, проклинали его. Ибо они не хотели, чтобы эта новая нация ассоциировалась с таким «проститутским» танцем. Тогда, как случилось, что танго достиг Европы? Это другая история… Танго был рожден на окраинах города, в барах, кафе, борделях; отсюда он двинулся внутрь города, в танцзалы.

Следующим этапом были «патиос» (дворы) «конвентильос» (коммуналок), и, в конце концов, танец поселился внутри домов среднего и высшего класса Аргентины. Танго, все еще, был парией, незаконнорожденным сыном сводников и женщин с дурной репутацией, одетым как нищий «компадрито».

Подспудный эротизм вкупе с едва завуалированным сексуальным подтекстом хореографии был безусловной доминантой раннего танго. Первые стихи на эту музыку изобилуют намеками на встречи в домах свиданий. К сожалению, записей ранних танго - 1880-х и 1890-х годов - не существует. Стихи, в том числе и вовсе непристойные, зачастую были плодом импровизаций. Однако по мере распространения в иммигрантских районах танец стал приобретать новые черты. В мелодиях и стихах с вкраплениями итальянизированного арго (лунфардо) зазвучала острая тоска по Старому Свету в сочетании с горечью разочарования и разбитых любовных надежд, ставших уделом тех, кто перебрался в Латинскую Америку из-за океана. Однако в первое десятилетие XX века, когда танго уже во многом утратило свой вызывающе сексуальный подтекст, представители более состоятельных кругов аргентинского общества все еще недолюбливали этот танец за его "низкое" происхождение.

Аргентинский поэт Леопольдо Лугонес заклеймил его, назвав "рептилией, выползшей из бардака". Отношение к танго резко изменилось к лучшему, когда его услышали и увидели в Париже. Европейское высшее общество не разделяло аргентинских предрассудков, и к началу Первой мировой войны увлечение новым танцем подобно вспыхнувшей эпидемии прокатилось от Парижа до Рима и от Мадрида до Лондона. После того как парижане вынесли танго оправдательный приговор, аргентинская элита репатриировала его и сделала своим фетишем.

В 1914 году министр народного просвещения Л. А. Кассо разослал попечителям учебных округов грозный циркуляр, запрещающий в учебных заведениях России само упоминание о танго. Он писал:"Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение танца под названием "танго" и впоследствии полученных Министерством народного просвещения сведений об отдельных попытках обучения ему учащихся, покорнейше прошу Ваше Превосходительство принять строжайшие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях вверенного Вам учебного округа, а равно, чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих преподается бесстыдство "танго"…

Несмотря на Великую депрессию, период 1930-1950 годов стал «золотым веком» танго. Было создано множество ансамблей, в состав которых входили выдающиеся композиторы и исполнители танго, ставшие сегодня классиками стиля: Аннибал Тройо, Освальдо Пуглиезе, Астор Пиаццола и многие другие.

Чем больше запрещали танго, там популярнее оно становилось. Музыка двадцатого века полна множеством различных вариантов танго - от веселых до меланхоличных. Танго - это поэзия, наполненная страстью, радостью, болью и тоской.Основной темой танго становится несчастная, иногда трагическая, но всегда страстная любовь и душевная разорванность.

Следующей остановкой в этом паломничестве станет Европа.

Аргентина развивалась очень быстро между 1880 и 1930 годами. Весь город Буэнос-Айрес целиком был перестроен в этот период. Старый колониальный испанский город, с одноэтажными зданиями и узкими улицами, был замещен метрополисом с широкими проспектами, прекрасными парками и зданиями французской и итальянской архитектуры.

Страна стала одной из десяти самых богатых наций в мире, и занимала эту позицию плоть до начала 50-х годов, когда начались паралич и упадок экономики… ситуация, которой суждено было длиться в течение следующих 30 лет (до 1985 года, когда мировые авторитеты определили, что эта страна является «развивающейся страной с рыночной экономикой»).

Во время того периода быстрого развития, самые богатые имели привычку ездить в Европу, по меньшей мере, один раз в год. Они имели большие дома в Париже или Лондоне. Их приемы регулярно посещались знатью, знаменитостями и богачами. Французы ввели в обращение фразу «он богат, как аргентинец», имея в виду чрезвычайно богатых людей. Сыновья этих людей оставались в Европе, чтобы учиться. Именно они познакомили парижскую знать с аргентинским танго. Танго сразу стал всеобщим увлечением.

Все принялись устраивать вечеринки с участием оркестров из Аргентины, уроки танго и милонги. Женской моде пришлось измениться, дабы подстроиться к движениям из танго. Весьма громоздкие платья той поры были заменены более легкими и свободными. Один известный дизайнер одежды располагал значительным количеством невостребованного материала оранжевого цвета. Он решил назвать цвет этого текстиля «Оранжевый танго». Материал был раскуплен тут же, и кутюрье пришлось заказывать новую партию. Танго стал танцем дня. Из Парижа, он моментально распространился в другие большие столицы: Лондон, Рим, Берлин, и, наконец, в Нью-Йорк.

А затем, танго вернулся в Буэнос-Айрес, но уже одетый в смокинг, и встретили его там как самое любимое детище. Какая перемена!

Этимология слова "танго" до сих пор не прояснена окончательно, но ученые согласны в том, что сам танец и сопровождающая его музыка возникли в Аргентине на исходе XIX столетия, когда в страну хлынул поток эмигрантов из Европы, в том числе из Италии. Новоприбывшие естественным образом оседали в Буэнос-Айресе и Монтевидео, скапливаясь в трущобах на окраинах этих портовых городов. Там они смешивались с представителями аргентинского "дна", включая прославленных compadritos - сутенеров и прочих мелких преступников, героев местных легенд.

«Милонга», по мнению Хосе Гобело (основатель «Академии дель люнфардо», считается авторитетом в том, что касается темы танго), является словом из африканского языка Квимбунда, будучи множественной формой слова «мулонга». «Мулонга» на этом языке означает «слово». Таким образом, «милонга» значит «слова». В 1872 году, когда Хосе Эрнандес опубликовал свою самую знаменитую книгу «Мартин Фиерро» (где, в стихах, описывается жизнь «гаучо» - аргентинского ковбоя), термин милонга уже приобрел смысл некоего собрания, где можно потанцевать. Десятилетие спустя, в 1883 году, Вентура Линч писал: «На окраинах города, милонга столь общепринята, что танцуется на всех собраниях людей, ее можно слышать исполняемой под музыку гитар, аккордеонов, расчесок и бумаги, а уличные музыканты играют ее оркестром из флейты, арфы и скрипки. Ее, также, танцуют в дешевых казино вокруг рынков на площадях 11 сентября и Конституции, во время других танцевальных мероприятий и похоронных процессий».

В наши дни, милонга имеет несколько значений: стиль музыки, танец, общественное место, где можно потанцевать, а также свое изначальное значение (много слов, или длинный рассказ). Например, во фразе «no me vengas ahora con esa milonga» («не начинай сейчас всю эту трепотню»).

Что касается термина «танго», то единого мнения о его происхождении нет. Когда мы обратимся к предыстории танго, то все покрывается густым туманом.
Слово «танго» появилось гораздо раньше, чем танец с таким названием. Сперва, слово появилось за пределами Аргентины, на одном из Канарских островов, и в других частях Америки, со значением «собрание негров для танцев, для игры на барабанах; также, африканское название этого барабана». Словарь Испанской Королевской Академии Словесности, издания 1899 года, определяет Танго, как «Веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке», а также дает и второе значение слова: «Музыка для этого танца». Здесь надо помнить, что для испанского мира, Америка является целым континентом, а не только США. В данном случае, словарь говорил об испанской части Америки, исключая США и Канаду.

Этот словарь дает сомнительную этимологию латинского слова «тангир» (играть на инструментах). По латыни, «эго танго» - «я играю». Было естественным пытаться найти латинское происхождение этого слова, хотя данная этимология, явно, не имеет отношения к его аргентинскому значению. Издание словаря 1914 года дает этимологию «тангир» или «тангере» - «играть или трогать». Более поздние издания удалили данную этимологическую ссылку.
Историк музыки Карлос Вега объясняет, что в Мексике, еще в XVIII столетии, существовал некий танец, называемый танго. Этот танец исполнялся в одиночку или партнерами отдельно, не как пара. Архивы Святой Инквизиции в Мексике делают ссылку на «старинное танго» в 1803 году. На некую мексиканскую песню.

Словарь Испанской Королевской Академии Словесности, издания 1925 года, определяет танго так же, как и в предыдущих редакциях, однако без латинской этимологии, и добавляет: «Танец высшего общества, ввезенный из Америки в начале этого столетия». Еще раз, Танго прошел весь путь от «низших слоев» до «высшего общества». Словарь включает еще два значения: «музыка для этого танца», а также «гондурасский барабан». И только в издании 1984 года слово танго определяется как аргентинский танец.

*Похоже, что африканское происхождение слова Танго принимается большей частью эрудированных исследователей. Рикардо Родригес изучал языки рабов, перевозившихся в Аргентину. Это были племена из Конго, Гвинейского залива и южного Судана. Танго обозначает «закрытое пространство», «круг», «некое частное пространство, вход в которое надо спрашивать». Работорговцы называли словом Танго те места, где содержались черные рабы, как в Америке, так и в Африке. Те места, где рабы продавались, также, получили это название. Мы могли бы более детально обсудить эту тему, но … я боюсь утомить вас.

Короче, наиболее вероятный первоначальный смысл слова «танго» - это закрытое пространство, где негры собираются потанцевать, а позже – и сам этот танец.

В наше время аргентинское танго популярно настолько, что любой человек, имеющий доступ к интернету, совершенно легко найдет массу статей на эту тему. Поэтому мы можем позволить себе быть краткими и высказать собственный взгляд на историю танго.

Как известно, в конце XIX века в Аргентину хлынула толпа эмигрантов из Европы. Что это были за люди? Разные: от работяг, ищущих лучший заработок для оставленной на родине семьи, до бандитов и воров. В основном это были мужчины. Одинокие мужчины. Они привезли с собой музыку и традиции своих стран. И им надо было отдыхать. А там, где есть одинокие мужчины, всегда будут женщины, готовые заработать на этом.

Стоит заметить, что в те времена бордель был не столько местом для плотских утех, сколько своего рода клубом по интересам, где мужчины могли позволить себе расслабиться после изнурительного (или не очень) труда. Алкоголь, музыка, шутки, песни и танцы... Благодатная почва для рождения удивительного по своей сути танца.

О прародителях танго написано множество трудов и статей, все они достаточно скучны, и больше путают читателя, нежели раскрывают историю танго. Спорить о том, из какого танца сформировалось танго и от какого слова произошло название, можно до бесконечности. Очевидно одно: танго - это уникальный симбиоз танцевальных традиций множества культур. Мы думаем, именно эта многогранность и дает танго такой неоднородный и пластичный характер, способный подстроится под любой режим, любую страну, а главное, под любое время. Можно сказать, танго обладает качествами человека, способного расти, развиваться, учиться и видоизменяться.

Существует мнение, что танго изначально мужской танец. Высказывают предположения от романтичных до самый пошлых. Но что бы ни говорили, этот танец был в первую очередь мужским. А как может быть иначе в стране, где на 11 мужчин приходится 1 женщина, а каждая третья продает свое время? Уже одна лишь возможность просто обнять женщину зависит от того, насколько хорош мужчина в танце. Вот мужчины и тренировались друг с другом, опасаясь быть заподозренными в «чем-то таком». Хотя... если вспомнить европейские нравы того времени, может «что-то такое» и случалось... Но не будем портить подозрениями красивую историю. В любом случае, для танго характерно танцевать в паре, не важно с кем: мужчина с мужчиной, женщина с женщиной (было и такое, когда дамы хотели позлить своих кавалеров), и как верх самой страсти - мужчина и женщина.

О месте рождения тоже идут споры: то ли Аргентина, то ли Уругвай. Как бы то ни было, в Париж танго привезли все-же предприимчивые и красивые маэстро из Серебряной страны. И тут же заразили Европу тангоманией. Было модно все, что связано с танго: одежда, прически, обувь, музыка... Стиль жизни - танго... Конечно же, не обошлось без гонений церкви. А как же без нее? Сначала венский вальс подорвал устои морали старушки Европы, а теперь этот танец... с непонятной историей и происхождением. Доподлинно известно, что Папа Римский Пий Х собирался запретить порядочным христианам танцевать танго. Но тут, как ни странно, не обошлось без румын - в 1914 году ученики аргентинского маэстро Казимира Аина весьма скучно и безо всякой порочной страсти станцевали новый танец в Ватикане. Расчет был верен - запрет был снят.

Значимую роль в популяризации танго этого периода занимает Карлос Гардель (Carlos Gardel) - аргентинский певец, композитор и актёр, чей волнующий баритон, драматические песни, и узнаваемый элегантный стиль произвели фурор за пределами Аргентины.

Немного подпортил триумф танго военный переворот в Аргентине в 1930 году, когда власти стали панически бояться любого сборища людей, количеством больше трех. И тем не менее танго не исчезло из культуры аргентинцев. Да, правительство запретило к исполнению песни с намеками о политике, но само танго оно было не в силах запретить.

Начался Золотой век танго. В этот период появилось множество композиторов, исполнителей танго и оркестров, каждый из которых совершал своеобразный прорыв, видоизменяя танго. Хуан Дарьенцо (Juan d’Arienzo) - «король ритма», - создал ритмичное танго (в это время начал свой путь рок-н-ролл), используя более современные аранжировки и инструментарий. Карлос Ди Сарли (Carlos di Sarli) стал классиком мелодичного, лиричного, богатого танго, за что был особо любим среди широких масс танцующих танго в своё удовольствие. Освальдо Пуглезе (Osvaldo Pugliese) создал сильные аранжировки, что дало толчок сценическому танго.

К сожалению, долгое пребывание под запретом сказалось на популярности танго, и к 50-м годам ХХ века танго стало терять своих почитателей. Необходимо было что-то новое. В корне отличающиеся от того, что было в период Золотого века танго. Танцу было необходимо новое дыхание. И оно пришло в 60-х годах вместе с «танго-нуэво». Революцию совершил бандонеонист Астор Пьяцолла (Ástor Piazzolla), соединив джаз и классическую музыку.

Но все же долгое время аргентинское танго было всего лишь визитной карточкой Аргентины. До тех пор пока предприимчивые маэстро из Серебряной страны... снова не привезли в Европу спектакль об аргентинском танго, и в 90-х началась очередная тангомания, которая продолжается и сейчас.

Повсеместно открываются школы аргентинского танго, по свету разъезжают странствующие и приглашённые преподаватели из Аргентины; вместе с тем танго живёт и развиваются, рождаются новые и видоизменяются различные стили; пишется музыка, соответствующая современным тенденциям. И в то же время можно заметить постоянные отсылки к истокам - к тому танго, которое танцевалось в Аргентине в конце XIX века.

Марчук Валентина Александровна
Преподаватель аргентинского танго студии «Camiito»

«История развития аргентинского танго»

Доклад на 39 Всемирном Танцевальном Конгрессе, CID UNESCO

Россия, Санкт-Петербург, 2015

История аргентинского танго такая же красочная как и сам танец. И такая же загадочная, как история древних цивилизаций.
Совместная презентация Аргентины и Уругвая на IV сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО о признании танго нематериальным наследием человечества, гласит:
«Танго родилось среди низших классов обоих городов (Буэнос-Айрес и Монтевидео), как выражение произошло от слияния элементов афро-уругвайской и афро-аргентинской культуры, а также подлинных креольских и европейских иммигрантов. Как результат художественного и культурного процесса гибридизации. Сегодня танго считается одним из главных признаков, удостоверяющих личность Рио-де-ла-Плата».
Говорят, что сущность вещи содержится в ее названии. Поэтому, прежде чем мы рассмотрим историю танго, давайте кратко остановимся и сосредоточимся на самом слове танго. Хотя не существует никаких доказанных происхождений слова, существует огромное количество теорий относительно того, как появилось это понятие.Вот некоторые из них.

  • Слово из Африки, означающее закрытое пространство или зарезервированную территорию.
  • Производная слова тамбо, используемое работорговцами, чтобы указать место, где содержались рабы.
  • В своей книге «Tango: TheArtHistoryofLove», Роберт Фаррис Томпсон определяет перечень дополнительных производных африканских слов, имеющих отношение к танго или включающий танго (означает фестиваль или церемония отмечания конца траура), тангадунгулу(прогуливаться или красоваться), тангала(ходить тяжело или идти шатаясь), тангала-тангала (идти, как краб), тангама (прыжок) и таганана(прогулка).
  • Звук барабанной дроби Кандомбе.
  • Производная от африканского диалекта, в котором танго означало прикоснуться, почувствовать или быть близко.
  • Производная от латинского глагола тангере, означающего коснуться.
  • Историк музыки Карлос Вега писал, что танец называемый танго существовал в 18 веке в Мексике, его танцевали индивидуально, а не в паре.
  • Архивы Святой Инквизиции в Мексике относятся к старинному танго как к песне в 1803 году.
  • В начале 1800-х годов танго развивалось в Бразилии в стиле хоринхо.
  • Производная имени бога и молнии Йорубы, Шанго, которое звучало как «танго» на Кубе.
  • Производная от слова тангонетте, означающего особый вид кастаньет, используемых в танце.
  • Вернон и Ирен Касл в их книге «Современный танец» утверждают, что на самом деле танго не из Южной Америки, а цыганский танец.
  • В 1914 почта Милфорда написала, что танго имело японское происхождение.

Сейчас уже сложно сказать, кто из исследователейбыл ближе всего к истине. Аргентина была колонизирована Испанией в 1542. Миллионы африканских рабов былипривезены в Северную и Южную Америку, и более чем две трети из них прибыли из регионов Восточной и Экваториальной Африки, называемых Банту. Музыка на основе барабанов и танец, который возник в Банту — называются кандомбе. Рабы использовали слово танго как для барабана, используемого для исполнения кандомбе, так и для места, в котором они исполняли музыку, и самих танцев. Позже, в испаноязычных странах Латинской Америки, слово танго постепенно стало применяться к черным танцам в целом – и, в конечном счете, к современному танго.
Испанская королевская академия, которая часто критикуется за то, что несколько медленно отражает развитие языка, в 1899 году определяло танго, как «фиеста и танец негров или низкого социально-экономического класса в Америке». А в издании 1925 года это определение было изменено на танец высшего общества, импортированный из Америки в начале век. До 1984 года вообще не было официального определения танго как аргентинского танца.
Но, есть и более ранние письменные свидетельства. Первое письменное использование слова танго в его современной форме находится в документе 1786 года, подписанном испанским губернатором Луизианы, который содержит записи про lostangos, o bailoesdenegros, означающие танго, или танцы чернокожих.
Даже среди ученых Аргентины ведутся споры о времени зарождения танго, и о месте его появления (то ли в Аргентине, то ли в Уругвае), и, собственно, о самом слове и понятии «танго». С большей доли вероятности, можно говорить только о том, что танго, как музыкальный жанр и танец, зародился в конце ХIХ века. Слияниеиспанской, африканской, итальянской и многих других этнических культур эмигрантов из Европы с культурой гаучо (пастухов, которые в основной массе были метисами), остатками индейцев и потомками чернокожих рабов и дало начало этому уникальному явлению. Есть несколько исследований, которые направлены на определение, насколько точна географическая точка появления танго. Некоторые источники утверждают, что впервые танго появилось в Буэнос-Айресе, другие, что в загородных окрестностях Монтевидео и даже Росарио или окрестных городах Буэнос-Айреса, таких как Авежанеда и Саранди, которые теперь интегрированы в пригород, известный как Южные казармы, и также записаны в старых историях тангерос(танцоров танго).
Также бесспорным остается то, что это танец окраин. Пригород Буэнос – Айреса, понятие не столько географическое, сколько качественное. Это, уже и еще не город, но и не деревня. Данное отношение относится ко всему — быту, культуре, и самому сознанию «человека предместья». Одна из самых характерных особенностей предместья - его космополитичность. Аргентинское танго, в этом смысле, «дитё мира», потому что, именно в предместьях, в годы зарождения танго проживали эмигранты со всех концов света, которые и привнесли свою культуру в данный музыкальный и танцевальный жанр.
Время, когда появляется танго, вторая половина девятнадцатого века, время крупных миграционных волн из самых различных стран и частей света.
На берега Ла-Платы тысячами хлынули крестьяне из аргентинской глубинки (гаучо) и иммигранты - безработные из Европы. В поисках заработка они оставили дома, семьи и любимых женщин на другом конце земного шара. Приезжие селились на окраинах в многоквартирных домах-общежитиях, а на улицах царило вавилонское смешение языков. Мужское население превышало женское как минимум в три раза.
Также эммигранты со всего мира прибыли в Аргентину во время «серебряной лихорадки». Серебра на берегах Рио де Ла Платы приехавшие в поисках легкой наживы авантюристы так и не нашли и обосновались в столице Аргентины, днем работая в порту, а вечерами собираясь в многочисленных барах, кафе и игорных домах.
Из естественной необходимости общаться друг с другом в иммигрантской среде родился особый жаргон «лунфардо» - грубоватая смесь из разных языков. На этом уличном языке сочинялись куплеты о суровой мужской жизни вдали от дома и любимой, под которые стали танцевать танго. А за женской лаской шли в публичные дома. Но при всем изобилии таких заведений девушек на всех не хватало. В ожидании своей очереди мужчины коротали время, танцуя друг с другом. Согласно одной из версий, таким образом родилось танго.
Музыка танго была написанна в трущобах предместий (пригородах), портах, борделях, тюрьмах, среди иммигрантов, индейцев и африканских рабов. Не удивительно, что танго отвергалось богатыми слоями населения и запрещалось католической церковью.
Хорхе Луис Борхес, аргентинский писатель, поэт и исследователь танго, сказал: «Без улиц и вечеров Буэнос-Айреса нельзя написать танго» - и подарил миру свою версию происхождения «опасного танца». На окраинах аргентинской столицы конца XIX века царил криминальный дух. Иммигранты и гаучо часто затевали ссоры, заканчивающиеся креольской дуэлью - поединком на ножах, во время которого противники танцевали глаза в глаза. Понятно, что часто в основе таких ссор была борьба за право обладать женщиной. Из креольской дуэли, по утверждению писателя, и родилось
танго.
Классическим составом первых оркестров, игравших аргентинское танго считалось трио: скрипка, флейта и гитара. Бандонеон появился позднее. В 1910х гг. бандонеон был привезен Генрихом Бандомиз Германии. И с тех пор он неразрывно соединился с музыкой танго. В 1912г. Juan «Pacho» Maglio стал очень популярным благодаря своим записям танго, которые были записаны с участием бандонеона в главной роли в сопровождении флейты, скрипки и гитары.
Но так было тоже далеко не всегда. Оркестр обычно формировался как попало, т.е. из тех музыкантов, которые на тот момент были под рукой, включая арфистов, аккордеонистов, музыкантов, играющих на мандолине, ударных инструментах и других. Было совершенно обыденным видеть всех этих музыкантов играющими в самых разных оркестрах. Они играли у тех, кто их нанимал, а когда срок договора подходил к концу, они расходились в разные стороны. Отсюда следует, что каких-то постоянных составов не существовало.
Иногда, оркестр как таковой и вовсе находился в зачаточном состоянии. Некий дуэт, состоящий из гребешка с куском папиросной бумаги для мелодии и гитары для ритма – и этого было вполне довольно. Другими словами, едва два инструмента (один из которых был самодельным) образовывали группу, как люди уже называли её оркестром. «Оркестр, состоящий из бандонеона и гитары был настоящим событием. Такое не часто доводилось видеть» — свидетельствует старый милонгеро. И частенько случалось, что в услугах того или иного оркестра не было необходимости.
Многие годы танго не было танцем. В танго пелось о рабочих кварталах Барракас; о чахоточных девушках-работницах, преступивших грань отчаяния. Власть предержащие предавали танго анафеме, клеймили за безнравственность. А песня рабочих кварталов пробивалась все дальше, преодолевая яростное сопротивление сеньоров из богатых семей.Оно выражало чувства и эмоции мужчины и женщины на тему любви, тоску по Родине, безысходность и многое другое. Энрике Сантос Дисеполо, один из величайших поэтов, определяет танго, как «печальные мысли, которые танцуют».
Сражение за право называться портеньо (жителем Буэнос – Айреса) началось с порта. Докеры задались вопросом: почему на центральных респектабельных улицах Буэнос-Айреса рабочий парень не смеет даже показаться? Докеры ведь общались с иностранными моряками и от них узнавали многие странные для себя вещи. И рабочие парни перешагнули запретную черту с ножом-факоном за поясом и гитарой в руке. Гимном им служило танго, песня рабочего предместья, незамысловатая, как сама жизнь, и такая же правдивая.Самые ожесточенные схватки происходили на улице Корриентес, одной из центральных артерий города, на которой до рассвета не гаснут огни кафе, баров, кино, увеселительных заведений.
Бурное развитие Аргентины с 1880 до 1930 года, налаживание торговых связей с Европой, привело к тому, что местные богачи раз или два в год ездили в Старый свет, где водили знакомства с людьми из высшего общества. Сыновья этих людей часто оставались в Европе учиться. Именно они познакомили парижскую знать с аргентинским танго, которое тут же стало всеобщим увлечением.
В период с 1903г. по 1910г. более одной трети выпуска виниловых пластинок тиражом более 1000 экземпляров были с танго музыкой. Сборники нот танго музыки продавались в огромных количествах. В периоде с 1910г. по 1920 характеризуется крупнейшим выпуском записей виниловых пластинок.
В 1902 г. TeatroOpera начало вставлять танго в свои балы. Изначально танго было известно только в узких кругах, но вскоре оно стало популярным во всем обществе, в т.ч. и светском, т.к. театры и шарманщики на улицах распространяли его из предместьев и рабочих районов по всему городу.
В 1912г. танцоры и музыканты из БА прибыли в Европу и первым местом массового помешательства танго стал Париж.
Париж был выбран неслучайно, так как в области бальных танцев Франция издавна являлась законодательницей мод для всей Европы — не зря ведь, созданная в 60-х годах XVII века, Парижская академия танца многие годы регламентировала стиль и манеру исполнения «бальной хореографии». Париж влюбился в Танго с первого взгляда. Это был золотой век Танго, период тангомании. Возникла мода на все, что связано с Танго — танго-вечеринки, танго напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго (смокинг для мужчины, юбка с разрезом для женщины) и даже салат-танго.Далее повальное увлечение подхватили Лондон, Берлин и другие столицы Европы. К концу 1913 года танго поразило NewYork в США и Финляндию. Вывезенная из БА версия танго была модифицирована. Появилось салонное танго. Но все же танец шокировал многих.
В 1922 руководства (методички, инструкции) установили «Английский» международный стиль салонного танго. Но оно потеряло свою популярность в Европе, уступило место новым танцам: фокстроту и самбе. Кроме того, во всех танцах был общий упадок, в следствии развития кинематографа.
Как только танец Танго широко распространился среди аристократии и среднего класса во всем мире, верхушка общества Аргентины приняла до этого недостойный танец, как свой родной.
В 1913г. танго переместилосьс задворок города в элегантные танцевальные дворцы.
В 1916г. RobertoFirpo, невероятно популярный руководитель оркестра того периода, создает аранжировку для стандартного танго секстета.
Марш РадригесаДж.М. (сочиненный студентами во время беспорядков в Монтевидео) был адаптирован для танго, таким образом появилось популярнейшее культовое танго LaCumparsita.
В 1917 г. народный музыкант CarlosGardel записал первую танго песню MiNocheTrisrte, и с тех пор танго ассоциируется с переживаниями любовной трагедии, изложенной в стихах.
Именно Карлоса Гарделя многие считают родоначальником стиля «старая гвардия».
До 1920 года популярен стиль танго «Канженге». Мода на длинные обтягивающие платья той эпохи ограничивала движения ведомого. Поэтому, стиль предполагал короткие шаги. Танцоры, как правило, двигались со слегка согнутыми коленями, с небольшим смещением относительно друг друга, и в закрытом объятии. Стиль, как правило, танцевали под две четверти ритма.
Танго никогда не относилось к классической музыке до тех пор пока в 1920г. JulioDeCaro, скрипач, не сформировал оркестр и сделал танго более элегантным, целостным и благородным. Кроме того он замедлил темп. Вместе с PedroLaurenz, бандонеонистом, оркестр Caro был популярным на протяжении десятилетий.
В 30-40-е годы ХХ столетия, в Буэнос-Айресе происходит расцвет танго. Танго становится национальным танцем. Немалую роль в этом сыграли песни, которые пел Карлос Гардель. Он был любимцем всей страны. Сентиментальные песни о любви затронули сердца аргентинцев. На его концерты были аншлаги и танго-пластинки с его песнями вошли в дома многих жителей Буэнос-Айреса. Доступные цены на пластинки сделали возможным широкое распространение танго-музыки для среднего класса. В местечковых салонах танго играли и музыканты на бандонеонах. Появляются профессиональные танго-оркестры. Танго становится народным танцем. Жители Буэнос-Айреса танцуют танго в небольших салонах, где совсем немного свободного места для танцпола. Посещение милонг становится способом общения для местного населения и танго активно развивается как танец.
Пришедший к власти в 1946 году Хуан Перон всячески поощрял народную массовую культуру, в том числе и танго, для которого наступили дни небывалого подъема.
Это время было названо «Золотым веком» танго. В это время самым популярным стилем танго, который танцевали вплоть до и во время Золотоговека, стал Танго Салон. Милонги (танго вечера) проводились на крупных танцевальных площадках под выступления полноценных танго оркестров.
Танго Салон характеризуется медленными, размеренными и плавно выполненными движениями. Он включает в себя все базовыешаги танго и фигуры плюс сакады, барриды и болео. Акцент делается на точность, плавность и музыкальность. Пара танцует в близких объятиях, но объятие гибкое, слегка открывающееся, чтобы освободить место для различных фигур и закрывается вновь для поддержки и равновесия. Походка является наиболее важным элементом, и танцоры обычно ходят около 60% -70% танго мелодии.
В эти годы было создано огромное количество танго музыки. Большое количество музыки, и широкие стилистические отличия между оркестрами позволяли танцорам с легкостью танцевать всю ночь. Четыре яркие школы определяют стилистику танго: DiSarli, d`Arienzo, Troilo иPugliese. Именно в эти годы, говорят о музыкальной классификации танго. О мелодическом, ритмическом и драматическом танго.
Однако в 50-е годы танго опять пришлось уйти в подполье уже в самой Аргентине из-за смены политического режима в стране. Экономический застоем и установление военной диктатуры, которая преследовала любые сборы более 7 человек, так как считала их политическими митингами и собраниями, привело к закрытию многих мест, где танцевали танго.
1976 год… Guerra Sucia en la Argentina… «Грязная война» в Аргентине. В марте 1976 года, в результате государственного переворота, военные захватывают власть в Аргентине. Аресты, пытки, массовое исчезновение людей, убийства. Экономическая нестабильность. Если вместе собиралась группа больше 7 человек власти рассматривали это как политический митинг. Полиция или военные не утруждали себя видимостью судебных процессов. Людей бросали в застенки и пытали. Тела убитых тайно закапывали в братских могилах или сбрасывали в море.
Танго, как и народ Аргентины, подверглось репрессиям. Началось вторжение иностранной музыки. Клубы закрывались, во многих местах перестали нанимать музыкантов. Началось время подпольных милонг. И, танго на долгие семь лет оказалось под запретом.

Старые танцоры вспоминают:

«Нам угрожали, потому что мы учили танцевать Танго…анонимные угрозы, но мы были молоды, нам было всё равно, мы не хотели, чтоб Танго было утрачено.»

Gloria&RodolfoDinzel

«Нас задерживали на улицах для выяснения личности. Меня чаще, чем его, из-за яркого макияжа и одежды, которая для той эпохи была скандальной, хотя я всегда одевалась сдержанно. Допросив, нас отпускали, но все равно это было неприятно. Полицейские не понимали, что мы делаем на улице в такое позднее время. Дело в том, что обычно мы работали не в одном месте за ночь, и нам приходилось ездить по городу, или надо было немного отдохнуть и перехватить чего-нибудь в баре.»

MariaRivarola

Правительство, поддерживаемое политикой США, всячески пыталось искоренить культурное наследие Аргентины. Вместо старых кафе открывались дискотеки с американской музыкой и рок-н-роллом. В результате рок-н-ролл стал более популярным.В 60-70-е годы про танго забывают и аргентинская молодежь предпочитает другие танцы и формы общения.
Милонги переехали в небольшие кафетерии в центре города, в результате чего родился стиль «милонгеро». Изначально возник как стиль «petitero» (маленький с исп.) в 1940-х и 50-х годов в крайне многолюдных танцевальных залах и кафе. Танцуют его в близком объятии, грудь к груди, с партнерами, стремящимися друг к другу, чтобы освободить пространство для ног и движения. В оригинальном стиле Милонгеро не так много украшений или сложных фигур ввиду отсутствия места. Но в наше время эти фигуры в танце этого стиля присутствуют, которые только на первый взгляд кажутся невозможными в тесном объятии. На самом деле, множество сложных фигур можно исполнить даже в милонгеро. Хотя ритмичный стиль близких объятий существует на протяжении десятилетий, термин «Милонгеро Стиль» появился только в середине 90-х годов. Имя ему дала Сузанна Миллер, которая ассистировала Педро «Тете» Рускони. Многие из старых танцоров, которые являются представителями этого стиля (в том числе «Тете») предпочитают не использовать это название.
Так продолжалось до 10 декабря 1983 года, когда к власти пришло конституционное правительство во главе с Раулем Альфонсином. Новое правительство восстановило демократические свободы и действие конституции. С окончанием военной диктатуры танцоры танго по всей стране вновь наконец-то почувствовали, что это значит – быть настоящим Аргентинцем. Все радиостанции круглосуточно крутили хиты аргентинского танго, а танцевальные клубы возникали тут и там.
Начинается эпоха возрождения аргентинского танго. В Париже ставится шоу «Танго Аргентины», на Бродвее мюзикл«ForeverTango» и в Европе «TangoPasion».
После окончания аргентинской военной диктатуры в 1983 году, этот стиль был возрожден танцорамиЗолотого века:

  • Эль Турко Хосе Брахемча
  • ХерардоПорталея
  • Луис «Милонгита» Лемос
  • «Финито» Рамон Ривера
  • «Лампазо» Хосе Васкес
  • Вирулазо
  • Мигель Бальмаседа
  • на милонгах в клубахСинРумбо, Сандерленд, и Каннинг.

Один из самых известных примеров элегантного стиля Салон – стиль Виллы Urquiza, названный в честь северного пригорода Буэнос-Айреса, где расположены клубы СинРумбо и Сандерленд. Танцоры, которые в настоящее время возглавляют течение стиля Виллы Уркиза:

  • Карлос Перес и Розa
  • Хорхе Диспари и Ла Турка
  • Мигель АнхельЗоттои Милена Плебс
  • ОсвальдоЗоттоиЛоренаЭрмоцида
  • Эль ЧиноПеричо
  • Хавьер Родригес иАндреаМиссэ
  • Алехандро Акино
  • Андре Лаза Морено иСамантаДиспари
  • ФабианПеральтаи Наташа Поберадж
  • Семья Миссэ (Андреа, Себастьян, Габриэль иСтелла).

По сей день, танго классы, которые преподают стиль Виллы Уркиза проводятся в клубе Сандерленд каждые понедельник и среду около 8 вечера.
Музыка в современном мире не стояла на месте. И аргентинское танго не явилось исключением.
Настоящим явлением стало творчество аргентинского музыканта и композитора, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки; родоначальник стиля, получившего название танго нуэво (исп tango nuevo ) Астора Пьяцоллы. На родине в Аргентине он известен как «E lGran Ástor» («Великий Астор»).Однако представители классического аргентинского танго или так называемой «старой гвардии» до такой степени не принимали музыку Пьяццоллы, что даже дали ему прозвище – «убийца танго». Егоэксперименты не очень хорошо воспринимались большинством музыкантов танго.
Человек не легкой судьбы, не однозначная фигура в истории и творчестве, рассказ о нем требует много времени и отдельного доклада.
С Астора Пьяцоллы начались эксперименты со старым классическим танго. Помимо смешения музыки началось смешение инструментов, электронные интерпретации.
Но, такое обновление произошло не только в музыке, но и в стиле танца и преподавания.
Танго Нуэво как стиль преподавания подразумевает структурный анализ танца. Это результат работы «Группы Исследования Танго» (позже преобразованной в организацию «Космотанго»), впервые разработанной Густаво Навейра и Фабианом Саласом в 1990 в Буэнос-Айресе. Воспринимая танго как физику движений на систематической основе, они создали метод анализа с полным набором возможных движений в танго, определяемых двумя телами и четырьмя ногами, движущимися в шагах или кругах.
В шагах, их исследования привели к тому, что в наши дни называют «изменения направления» или «cambios». В поворотах они сосредоточились в основном на том, где располагается ось (уследуемого / у лидера / между ними).Это дало развитие«текучему стилю», где партнеры вращаются вокруг друг друга с постоянно меняющей положение осью, либо постоянно меняя направление в танце.
Многие из последних популярных слов в танго лексике, таких как кольгады, обязаны своим появлением в танго популярности подхода Густаво и Фабиана.
Из этого стиля преподавания сложился новый и уникальный стиль танца, называемый многими стилем Танго Нуэво. Самые известные представители Танго Нуэво– Густаво Навейра, Норберто «Эль Пульпо» Эсбре, Фабиан Салас, Эстебан Морено и Клаудия Кодега, Чичо Фрумболи, и Пабло Верон. Интересно отметить, что все эти танцоры обладают крайне индивидуальным стилем, который невозможно спутать друг с другом, но, в то же время, могут быть легко признаны как Танго Нуэво.
Танго Нуэво часто ошибочно путают с шоу танго потому, что большой процент нынешних шоу танцоров переняли элементы танго нуэво для своей хореографии.
Пока аргентинское танго танцевалось исторически под танго музыку ведущих оркестров DiSarli, d`Arienzo, Troilo, Pugliese, в 1990-е годы молодое поколение танцоров танго начало танцевать танго шаги под альтернативную музыку: «worlddance», электро-танго, экспериментальный рок, «trip-hop» и блюз.
Сегодня Танго вновь накрывает нас уже третьей волной. На наших глазах происходит превращение классического аргентинского городского танца в особый жанр. Танго выходит на сцену. Миллионы людей во всем мире рукоплещут постановкам знаменитых танцоров Танго.
В России тоже появляются свои профессионалы. Танго больше не является новичком и на российском телевидении. Танго звучит из динамиков в торговом центре и в рекламе по телевизору, про Танго пишут деловые еженедельники и рассказывают элегантные ведущие в ночном эфире. Танго очень уверенно входит в российскую современную жизнь.
Еще несколько лет назад число танцующих Танго в Москве и Петербурге измерялось десятками. Теперь счет идет на тысячи. Современное Танго — весьма развитая индустрия, в России первая школа Аргентинского Танго открылась в 1998 году, проходят семинары и мастер-классы известных танцоров и преподавателей, проводятся милонги и международные фестивали. И все это вместе — на фестивалях Танго. Многие любители Танго из России участвуют в этих фестивалях. Их количество огромно, участники съезжаются со всего мира. Можно целый год путешествовать по Европе, переезжая из города в город, из страны в страну, следуя за графиком проведения фестивалей. Можно просто слетать на выходные в любой крупный европейский город «потанцевать». Можно отправиться в Аргентину, чтобы «припасть к истокам» и вдохновиться атмосферой Буэнос-Айреса — родины Танго. Удивительная живучесть мелодий, танца, стиля поражает. Танго вновь стало актуальным. Это новая волна тангомании, новое направление неоромантизма.
Сами аргентинцы, конечно, считают танго истинно национальными танцем и музыкой. Но сегодня Танго — просто очень европейский и абсолютно городской танец. Танго — это движение, ритм, мелодия, грусть, надежда, страсть, любовь, отчаяние, воспоминание, нежность, борьба, эротика, секс, жизнь, свобода и еще что-то… Аргентинское танго танцуют во всем мире, и, конечно, в России. Тысячи людей нашли себя в танго или танго в себе.
Вместе с Аргентиной танго прошло через все радости и горести этой страны. Перевороты, кризисы, взлеты и упадок, новое возрождение. И, вот сейчас, аргентинское танго снова «шагает» по миру и завоевывает новых поклонников этого танца.
Начиная с 1977 года, 11 декабря, день рождения певца, «короля танго» Карлоса Гарделя и композитора, дирижёра Хулио де Каро, отмечается в Аргентине как «Национальный день танго».

Список литературы:

  • Tango: The Art History of Love», РобертФаррисТомпсон
  • Драгилёв, Д.Лабиринты русского танго. - СПб.: Алетейя, 2008. - 168 с - ISBN 978-5-91419-021-4
  • Кофман, А.Аргентинское танго и русский мещанский романс // Литература в контексте культуры. МГУ, 1986, с. 220-233
  • Вокруг Света, 31.03.2015
  • Статья «Танго». URL:http://es.wikipedia.org/wiki/Tango
  • Статья «Аргентинское танго». URL:http://en.m.wikipedia.org/wiki/Argentine_tango
  • Статья «История танго». URL:http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_tango