Как коррупция влияет на экономику. Влияние коррупции на экономику россии

Наверно своим ответом я навлеку негодование и меня забросают камнями, однако скажу, что существование коррупции в той или иной мере практически никак не влияет на экономическое развитие. Да-да, вы не ослышались. Нет такой корреляции и никогда не будет в связке «уровень коррупции и развитие экономики». Наличие коррупции больше связано с другими понятиями как справедливость и законность, но мало с экономикой.
Коррупционные деяния больше связаны с незаконным перераспределением денежных средств, но никои образом с выводом их из страны или финансового оборота. Коррупция как негативное явления для экономики опасна исключительно только как с выводом капитала за границу, в оффшоры например. Второй негатив – тратта госсредств на закупку по завышенным ценам в связке с поставщиком. Но такие операции легко могут быть проверены и в принципе они достаточно прозрачны, поскольку ревизоры могут легко исследовать рыночные цены и обнаружить завышение цен. Скандалов на эти темы – тьма тьмущая.
Классика жанра - откаты. Но что здесь происходит, собственно говоря? Тендеры выигрывают нужны компании за некоторое денежное вознаграждение организаторам. С точки зрения экономики – фирма получившая подряд, которая получает финансирование и выполняет работы в рамках заказа. С точки зрения финансов – деньги остаются в стране, платится зарплата, генподрядчик платит своим подрядчикам деньги за работу, поставку материалов. С точки зрения налогов – налоги платятся фирмой победителем. С точки зрения других участников – возможно победитель не совсем выбран справедливо, но это вопрос моральных отношений, но не экономических. С точки зрения государства – оно получает свой заказ от данной фирмы. В принципе результат государством получен за те деньги, которые на это выделены. С точки зрения незаконности полученных доходов при откате организаторами тендера – нарушение закона, это уголовное деяние, но здесь же снова, к экономике это не имеет почти никакого отношения. Те деньги, которые получены незаконно и остаются в стране, в принципе и дальше работают на экономику: владельцы покупают активы в стране, тем самым стимулируя, другие фирмы, которые к этому незаконному происхождения денег не имеют никакого отношения. А кто поиздержался? А как раз та фирма, которая была готова отдать откат за победу на тендере. То есть по сути она готова расстаться в частью прибыли ради того чтобы получить подряд. В итоге мы четко видим что откаты – это всего лишь перераспределение будущей прибыли между участниками сделки.
Да, это незаконно ибо такие деяния запрещены законодательством, в результате которых должностные лица получают доход и конечно же не платят с него налогов, поскольку такие доходы не засвечиваются. Но с этих доходов фирмой победителем уже были заплачены налоги, а значит, государство не теряет своих доходов. И здесь вопрос как мы видим больше законности, нежели экономики. А особо зажравшихся чиновником можно легко вычислить по наличию у него активов сравнив их с его доходом, из-за чего и погорел в свое время Аль-Капоне, который не смог налоговым службам объяснить происхождение у него огромных капиталов.
В нашем примере это всего лишь незаконное перераспределение денежных потоков, но данное перераспределение не влияет на экономическое развитие как таковое. Никого в данном процессе не кошмарят, предприятия не отжимают, маски шоу на фирмах не страивают. Нет денег на откат или тебе не выгодно – просто не участвуй в тендере, вот и всё.
К чему я? Дело в том, что сама постановка вопроса о коррупции как губительное явление в экономике является не более чем дешевым популизмом. В сто раз острей стоит проблема серых зарплат, с которых не платятся налоги.
В Европе официально признано, что коррупция в странах ЕС составляет около 120-130 млрд. евро. И это при самом бюджете Евросоюза в примерно такую же сумму. А думается что неофициальная коррупция в раза два так точно выше, то есть около 250 млрд. евро. Признаемся что это солидная сумма, которая могла бы с лихвой перекрыть все негативные последствия от российского эмбарго. Как видим – на экономику ЕС это почти не влияет. Ну нет такой зависимости что коррупция сдерживает развитие экономики на какие-то проценты или их доли.
В России коррупция оценивается примерно на уровне 250 млрд. долл. И тем не менее страна за последние 10 лет в принципе активно развивалась и проблемы появились только с санкциями и падением цен на нефть.
Вся демагогия и страхи тем, что у нас высокая коррупция, и она влияет на уровень жизни полный бред. Просто одни становятся богаче, но другие не становятся беднее.
Ни в коем случае я не пытаюсь оправдать данное явление. Но связывать ее с бедами в экономике никак нельзя.
Коррупция в чем-то является маслом к ведению бизнеса, но не к его разрушению, а значит и к хозяйственной деятельности.
Коррупция страшна в юриспруденции, но ни в экономике.
В коррупции есть только один негативный момент для финансовой стабильности – вывод капиталов за границу, но отследить их не составляет особого труда для финансовой разведки, если заняться этим конечно серьезно. Кстати как раз на этом и акцентируется сейчас главное внимание власти: деньги должны оставаться в стране, а у кого эти капиталы незаконны – это дело уже компетентных органов.
Поэтому если вам будут в качестве аргумента бед России говорить про коррупцию и низкие международные рейтинги в этом вопросе – не введитесь. Здесь просто хотят вызвать эмоции, которые у особо впечатлительных затмевает логику.
Я не отношусь ни к чиновникам, ни к коррупционерам. Все было рассмотрено с экономической точки зрения.
Огород готов, жду камней.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «Экономическая теория и управление»

по дисциплине

«Правовые основы противодействия коррупции »

Влияние коррупции на государственную экономику

Слушатель курсов переподготовки:

Руднева Е.В.

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук,

Егоров Геннадий Геннадьевич

Волжский 2015г

«Не подмажешь -- не поедешь»

Русская пословица

Коррупция представляет собой социальный феномен, предполагающий деятельность государственных служащих, их взаимоотношения с другими членами общества, связанные с использованием ими своего должностного положения в личных корыстных целях, приносящим ущерб государственными общественным интересам.

Коррупция является универсальным явлением, поскольку она, возникнув вместе с человеческой цивилизацией объективно присуща всем моделям социального устройства. Ее возникновение возможно с момента обособления функций управления обществом, формированием соответствующих институтов и появлением группы управляющих людей. Именно в этом случае у должностного лица появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в общественных, а в личных корыстных интересах. А у остальных членов общества может возникнуть желание повлиять на властителей при помощи различных форм вознаграждения с целью получения решения, учитывающего их интересы по спорным или насущным проблемам жизнедеятельности.

Для коррупции при этом характерны следующие признаки: 1) особое социально-привилегированное положение властвующих субъектов как основных участников коррупционных отношений, 2) неправомерное использование ими общественных и государственных ресурсов, 3) скрытый, неформальный и согласительный характер коррупционных отношений, 4) способность коррупционных действий к постоянному изменению и совершенствованию.

Коррупция негативно сказывается на всех сферах общественной жизни. Она приводит к росту теневой экономики, нарушению конкурентных рыночных механизмов, уменьшению налоговых поступлений, ослаблению государственного бюджета. В результате снижается работоспособность государственного аппарата управления, уменьшается доверие населения к представителям власти, падает престиж страны на международной арене. Из-за развития коррупционных практик происходит увеличение имущественного неравенства и бедности основной части населения. Коррупция прямо содействует криминализации общества, укреплению организованной преступности и дискредитации права как основного инструмента регуляции жизни государства и общества.

Эксперты Всемирного банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности: по их данным, 40 % предпринимателей во всем мире вынуждены давать взятки.

В России решение проблемы коррупции еще далеко от окончательного. Все количественные индикаторы, построенные как отечественными, так и иностранными исследователями, свидетельствуют либо о росте, либо о стабилизации уровня коррупции. По итогам 2010 года правоохранительным органам удалось пресечь более 31 тысячи преступлений коррупционной направленности, из них около 10 тысяч - это факты взяточничества. Ущерб от коррупционных преступлений за 2012 год оценивается, по словам генпрокурора РФ Юрия Чайки, почти в 21 млрд. рублей, за указанный период было выявлено более 40 тысяч коррупционных преступлений. Независимые эксперты подчеркивают, что официальная статистика и раскрываемость преступлений такого рода не отражают в полной мере реального объема взяточничества и лихоимства: так, по мнению профессора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Елены Румянцевой, ущерб от коррупции составляет триллионы рублей в год.

Сложившаяся с коррумпированностью должностных лиц в российском государстве ситуация во многом объясняется социокультурными причинами. С одной стороны, к ним относятся устойчивая воспроизводимость коррупции на протяжении всей истории российской государственности, доминирование коллективистических ценностей и неформальных отношений в среде государственных служащих, высокий уровень дистанции власти между государственными служащими и гражданами. С другой стороны, воспроизводство коррупции обусловлено переходным этапом развития современной России, повлекшем упадок экономики и политическую нестабильность, падение общего уровня культуры населения, изменения в иерархии ценностных установок членов общества в сторону доминирования материальных потребностей над духовными.

Эти социокультурные основания коррупции привели к развитию в российском обществе многих форм коррупционной деятельности. В системе государственной службы получили распространение такие формы коррупционной деятельности, как взяточничество, теневой лоббизм, фаворитизм и непотизм, коррупционный протекционизм, различные способы незаконного присвоения публичных средств для частного использования и политическая коррупция.

Поэтому игнорирование данных оснований коррупции не может способствовать разработке эффективной антикоррупционной политики, приводящей к снижению распространенности коррупционных отношений до уровня, не вредящего нормальному общественному функционированию и развитию современного российского общества.

Российское государство для получения положительного результата в сфере борьбы с коррупцией должно осуществлять антикоррупционную политику, предполагающую проведение целого комплекса мероприятий. Она должна включать в себя систему мер, направленных как на пресечение и уголовно-правовое преследование совершаемых коррупционных действий, так и на предотвращение их возникновения путем устранения возможностей злоупотребления властью.

Предпосылки развития коррупции

Среди инструментальных предпосылок развития коррупции в органах исполнительной власти можно выделить следующие:

Низкий уровень официальных доходов в органах исполнительной власти; коррупция должностной власть

Низкая степень ответственности чиновников: ожидаемая вероятность наказания за коррумпированное поведение и его тяжесть;

Низкая профессиональная квалификация государственной бюрократии;

Низкая эффективность институционального контроля за коррупцией;

Непрозрачность действующей системы формальных правил;

Лояльное отношение к административной коррупции политического руководства страны.

В докладе специалистов Всемирного банка о конкурентоспособности стран мира за 2012-2013 годы, среди факторов, затрудняющих ведение бизнеса в России, коррупция занимает первое место (20.5%), далее идут бюрократизм и неэффективность государственного аппарата (11.9%), трудности финансирования (10.0%), высокие ставки налогов (9.3%) и другие факторы.

Коррупция и инвестиции.

Как показывают достаточно многочисленные эмпирические исследования, чем выше уровень коррумпированности чиновников в государстве, тем менее привлекательно это государство для иностранных инвесторов. Дело в том, что для инвесторов представляют угрозу не сами по себе взятки, а тот уровень неопределенности, который присущ коррумпированной системе: коррупция, в отличие от налогообложения, непредсказуема и непрозрачна. Практически всегда отсутствуют сколько-нибудь эффективные механизмы обеспечения выполнения коррупционных соглашений.

Инвестиции в экономику являются одним из важнейших факторов успешного развития страны, и их доля служит одним из важных индикаторов качества роста. Одно из важных эмпирических исследований взаимосвязи коррупции и инвестиций - это исследования Пауло Моро, в том числе «Коррупция и рост» (PaoloMauro, 1995). Он поставил своей целью «определить каналы, через которые коррупция и другие институциональные факторы влияют на экономический рост и измерить величину этих воздействий». Для этого использовались различные показатели, разработанные организацией BusinessInternational. Всего использовалось 56 факторов инвестиционных рисков для 68 стран. Респонденты оценивали факторы риска по шкале от 1 до 10. Одним из 56 факторов была коррупция, определенная как «уровень вовлечения коррупционных или сомнительных платежей в деловые операции». Использовались также индикаторы коррупции, в частности «качество судебной системы» и «степень бюрократической волокиты». Исследование показало, что коррупция оказывает отрицательное воздействие на соотношение инвестиций и ВВП, то есть уменьшение коррумпированности бюрократов приводит к увеличению инвестиций. Эти же выводы подтверждаются и другими исследованиями, так, исследования специалистов Всемирного банка свидетельствуют о том, что коррупция существенно уменьшает объемы внутренних и внешних инвестиций. Рассматривая коррупцию, как своеобразный «налог» на бизнес, они считают, что каждое увеличение этого «налога» на один процент сокращает приток прямых инвестиций в страну на пять процентов.

Коррупция и экономический рост.

Еще одним весьма актуальным вопросом является взаимосвязь между уровнем коррумпированности страны и темпами экономического роста. Учеными выявлена значительная отрицательная корреляция между ВВП на душу населения и уровнем коррумпированности страны: бедные страны,

как правило, сильнее коррумпированы, чем богатые. Этот вывод

подтверждают многочисленные статистические исследования.

Коррупция и государственные расходы.

Влияние коррупции на государственные расходы также рассматривалось в ряде исследований. Интуитивно ожидается, что высокий уровень коррупции исказил бы весь процесс принятия решения, связанный с проектами государственного инвестирования. Оказывая предпочтение большим капиталоемким проектам за счет небольших проектов социальной инфраструктуры, те, кто распределяет ресурсы, могут иметь больше возможностей для получения нелегальных доходов. Конкретные факты подтверждают это предположение. Статистические исследования на основе межстрановых данных (и среди них исследование П. Моро) показывают, что эффективность государственных расходов и, в частности, расходов на образование и здравоохранение, падает с ростом коррумпированности страны.

Коррупция и международная торговля.

«Коррупция делает взаимоотношения иностранного инвестора с правительственными чиновниками, необходимые, например, для получения экспортных лицензий или разрешений на организацию производства, менее прозрачными и более дорогостоящими. В этом случае, существование местного экономического партнера сокращает для иностранного инвестора трансакционные издержки».SmarzynskaandWei.

Исследования воздействия коррупции на международную торговлю осложняется большим количеством показателей, которые необходимо учитывать при таком анализе, в частности: языковые барьеры, географическая протяженность, структура экспорта и импорта, торговые барьеры и многое другое. Однако доказано, что коррупция также является причиной барьеров в торговле и, в частности, приводит к значительному росту и многообразию тарифных ставок на импортируемые товары. Большое разнообразие (т.е. сложность) импортных пошлин увеличивает возможность таможенных чиновников получать коррупционные доходы, манипулируя классификацией импортируемых товаров.

Коррупция и возможности макроэкономического управления.

Коррупция сказывается на потенциальных возможностях макроэкономической политики. Рост коррупции сокращает доходную часть бюджета государства, так как, с одной стороны, как было показано, коррупция оказывает дестимулирующее воздействие на экономическую активность индивидов, а с другой стороны, высокая коррупция в фискальных органах способствует уменьшению собираемых налоговых платежей. Коррупция оказывает негативное воздействие на так называемый коэффициент производительности налога на добавленную стоимость - отношение доли собранного НДС в ВВП к стандартной ставке НДС. Понятно, что теоретически, при отсутствии коррупции в налоговых органах и, соответственно, массовых уклонений от уплаты данного налога два этих показателя должны быть равны между собой. Однако, на практике, коэффициент корреляции между уровнем коррупции и коэффициентом производительности НДС равен -0,34 Статистический анализ подтверждает, что коррупция взаимосвязана со средствами управления потоками капитала. На это есть две причины: во-первых, чем более коррумпирована страна, тем меньше ее способность собирать налоги, предельные издержки взимания налогов резко увеличиваются с ростом коррупции; во-вторых, прямые иностранные инвестиции составляют относительно меньшую долю импорта капитала в коррумпированных странах, чем в странах с меньшим уровнем коррупции. Коррумпированные страны имеют более неустойчивый портфель сбережений, что, в свою очередь, снижает возможности макроэкономического управления.

Коррупция и размер теневой экономики.

Размер теневого сектора в различных странах был предметом изучения в течение последних двух десятилетий в многочисленных исследованиях. Существуют, очевидно, двусторонние взаимосвязи между коррупцией и деятельностью теневой экономики. С одной стороны, ясно, что любая экономическая деятельность какого-либо масштаба нерегулируемая законами, нуждается в бюрократической и политической протекции, которая может быть обеспечена только незаконно, чаще всего через коррупцию. Спрос на незаконные действия часто может быть последствием издержек, связанных с законной регистрацией и организацией, и с использованием бюрократией своих полномочий. Законность означает значительные постоянныеиздержки. В бедных странах относительный размер теневой экономики вероятнее будет выше, чем в богатых. Также обнаруживается, что незаконные структуры должны платить относительно больше из их чистого дохода (в виде взяток), чем законные. Тем не менее, сама коррупция также является причиной того, что фирмы уходят в подполье. Более того, коррумпированность увеличивается с увеличением доли теневого сектора в экономике.

Положительная эмпирическая связь между коррупцией и долей теневого сектора в экономике подтверждается и теоретически, и эмпирически, являясь одним из основных механизмов, с помощью которого коррупция глубоко закрепляется в обществе. Коррупционные сборы с теневой экономики, достающиеся легальным бюрократическим структурам, весьма выгодны для них, и поэтому бюрократии выгодней как можно больший теневой сектор, если страна сильно коррумпирована.

Меры борьбы с коррупцией

Для повышения эффективности противодействия коррупционной преступности необходимо осуществлять согласованные действия всех структур, занимающихся вопросами противодействия коррупции по следующим основным направлениям:

Развитие и внедрение общественной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

Обеспечение прозрачности всех административных и правовых процедур и принятия решений, их жесткую регламентацию;

Ужесточение ответственности за коррупционные преступления и совершенствование экономических мер противодействия (необходимо, чтобы коррупционное преступление было экономически невыгодным);

Расширение международного правового сотрудничества в области противодействия коррупции;

Искоренение сложившейся системы подбора кадров государственной и муниципальной службы по принципу родства, личной преданности и дружеских отношений для создания команды «единомышленников». Жесткая регламентация в подборе кадров, жесткий контроль доходов должностных лиц, эффективная система поощрения работников;

Развитие системы социального контроля, осуществляемого над поведением человека, функционированием институтов, предприятий и организаций, общества в целом;

Формирование у граждан антикоррупционной устойчивости, т.е. систему социально-психологических качеств, позволяющих противостоять соблазнам злоупотребления служебным положением и полномочиям, даче или получению взятки. Это возможно через развитие и продвижение соответствующей идеологии, распространяемой как со стороны государства, так и общественных объединений, средств массовой информации.

Предпринятые меры по противодействию коррупции являются только первым шагом и сложно пока говорить о серьезных результатах такой работы. В дальнейшем необходимо данные мероприятия ввести в систематическую практику правоохранительных органов при активном взаимодействии с другими органами власти (законодательной, исполнительной, судебной), общественными организациями и бизнес-сообществом. Только всеобщие усилия позволят снизить уровень коррупции и ее системные проявления, соответственно и размеры ущерба, приносимые социально-экономическому развитию страны.

Современная Россия из-за широкого распространения и институционального оформления коррупционных отношений терпит все возможные негативные последствия от распространения этого феномена. Поэтому коррупция превратилась в угрозу национальной безопасности российского государства и указывает на объективную необходимость комплексной антикоррупционной политики, способной решить эту проблему и обеспечить нормальные условия для развития российского общества.

Использованная литература

Левин М.И., Сатаров Г.А, Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого // Российская газета. 2011.19.02.

Левин М.И., Сатаров Г.А. Явление коррупции России // Независимая газета. 12.2010

Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. - М.: Логос, 2011.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика сущности и основных проявлений коррупции в российском обществе. Особенности правовой политики в сфере противодействия коррупции в России. Изучение предложений для разработки мер противодействия распространению этого криминального феномена.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Понятие, характеристика и формы коррупционной деятельности. Подходы к исследованию коррупции. Исторический и религиозный аспекты распространения коррупции на Ближнем Востоке. Экономические, институциональные и социально-культурные причины коррупции.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Коррупция как социальное явление. Социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах государственной власти и её динамика. Причины распространения и пути противодействия коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Сущность, структура, масштабы и влияние коррупции в Украине. Уголовно-правовая характеристика должностных преступлений. Коррупция в органах правопорядка и власти. Организационные, правовые и экономические основы по борьбе с коррупционной деятельностью.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Понятие коррупции в российском законодательстве и науке. Понятие коррупции в международном праве. Особенности и масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования. Меры борьбы и профилактика коррупции в системе высшего образования (в СФУ).

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Правовое закрепление государственных мер по противодействию коррупции. Антикоррупционная политика Российской Федерации, её перспективные направления. Средства противодействия коррупции в системе государственной власти. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2017

    Понятие и общие признаки коррупции, исторические аспекты развития антикоррупционной деятельности, меры ее профилактики. Предпосылки распространения коррупции в современной России, этапы становления и перспективы развития антикоррупционной политики.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Понятие и сущность коррупции как социального и общеправового явления. Конституционно-правовой механизм противодействия коррупции в деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Причины и предупреждение политической коррупции.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2012

    Предпосылки распространения коррупционной преступности в современной России. Совершенствование антикоррупционной политики Краснодарского края, основываясь на опыте Сингапура. Анализ деятельности государственных органов по противодействию коррупции.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Исторический аспект антикоррупционной деятельности. Понятие и формы коррупции, ее результаты и следствия. Причины коррумпированности государственных служащих. Государственно-правовые, специальные, организационные меры борьбы с коррупционной преступностью.

Коррупция сильно и, как правило, негативно влияет на экономическое и социальное развитие любой страны.

Экономический вред откоррупции связан, прежде всего, с тем, что коррупция является препятствием для реализации макроэкономической политики государства. В результате коррупции низших и средних звеньев системы управления центральное правительство перестает получать достоверную информацию о реальном положении дел в экономике страны и не может добиться реализации намеченных целей.

Коррупция серьезно искажает сами мотивы государственных решений. Коррумпированные политики и чиновники в большей мере склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки. Они скорее склонны финансировать производство, например, боевых самолетов и другие крупные инвестиционные проекты, чем издание школьных учебников и повышение зарплаты учителей. Известен анекдотический пример, когда в 1975 в Нигерии щедро подкупленное правительство сделало за рубежом заказы на столь гигантское количество цемента, которое превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и в СССР вместе взятых. Сравнительные межстрановые исследования подтверждают, что коррупция сильно деформирует структуру государственных расходов: коррумпированные правительства выделяют средства на образование и здравоохранение гораздо меньше, чем некоррумпированные.

Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности, для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Так, трудности развития бизнеса в постсоциалистических странах связаны во многом именно с тем, что чиновники заставляют предпринимателей часто давать взятки, которые превращаются в своего рода дополнительное налогообложение. Даже если предприниматель честен и не дает взяток, он несет урон от коррупции, поскольку вынужден тратить много времени на общение с нарочито придирчивыми госчиновниками. Наконец, коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции(особенно, зарубежные)и, в конечном счете,экономический рост. Например, разработанная в 1990-е американским экономистом Паоло Мауро модель позволила ему сделать предположительный вывод, что рост рассчитываемого «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к рассчитываемому Transparency International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%.По расчетам другого американского экономиста, Шан-Чин Вая, увеличение индекса коррупции на один балл (при десятибалльной шкале) сопровождается падением на 0,9% прямых иностранных инвестиций. Впрочем, при обзоре индексов коррупции уже упоминалось, что четкой отрицательной корреляции между уровнем коррупции и уровнем экономического развития все же нет, эта связь заметна лишь как общая закономерность, из которой есть много исключений.

Что касается социальных негативных последствий коррупции, то она, как общепризнанно, ведет к несправедливости – к нечестной конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов граждан. Дело в том, что дать более крупную взятку может не самая эффективная легальная фирма, или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан. Наиболее опасна коррупция в системе сбора налогов, позволяя богатым уклоняться от них и перекладывая налоговое бремя на плечи более бедных граждан.

Коррумпированные режимы никогда не пользуются «любовью» граждан, а потому они политически неустойчивы. Легкость свержения в 1991 советского строя была обусловлена, во многом тем фактом, что советская номенклатура имела репутацию насквозь коррумпированного сообщества, пользующегося со стороны рядовых граждан СССР заслуженным презрением. Поскольку, однако, в постсоветской России советский уровень коррупции был многократно превзойден, это привело к низкому авторитету режима Б.Н.Ельцина в глазах большинства россиян. Участниками дискуссий о коррупции выдвигалось, впрочем, мнение, что коррупция имеет не только негативные, но и позитивные последствия.

Так, в первые годы после распада СССР бытовало мнение, что если позволять чиновникам брать взятки, то они работают более интенсивно, а коррупция помогает предпринимателям обходить бюрократические рогатки. Концепция благотворности коррупции не учитывает, однако, очень высокую степень отсутствия контроля, которую политики и чиновники-бюрократы приобретают в коррумпированных обществах. Они могут по своему усмотрению создавать и интерпретировать инструкции. В таком случае, вместо стимула для более эффективной деятельности, коррупция становится, наоборот, стимулом для создания чрезмерного числа инструкций. Иначе говоря, взяткополучатели преднамеренно создают все новые и новые барьеры, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их преодолевать. «Апологеты» коррупции также доказывают, будто взяточничество может сокращать время, необходимое на сбор и обработку бюрократических документов. Но взятки не обязательно ускоряют скорость канцелярской работы.

Известно, например, что в Индии госслужащие высокого ранга берут взятки следующим образом: они не обещают взяткодателю более ускоренную обработку его документов, но предлагают замедлить процесс оформления документов для конкурирующих компаний. Аргумент, будто коррупция является стимулом для развития экономики, особенно опасен тем, что разрушает законность и правопорядок. Некоторые отечественные криминологи утверждают, что в начале 1990-х в постсоветской России «из лучших побуждений» наказания за служебные злоупотребления оказались фактически временно отмененными, и это привело к росту бюрократического вымогательства, усугубившем экономический кризис.

В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция стала одним из главных и общепринятых тезисов. Одновременно она по-прежнему рассматривается всего лишь как один из видов преступлений, присущих аморальным чиновникам. Крайне слабо осознаются негативные последствия коррупции, что, естественно, усугубляет терпимое отношение к ней.

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Итак, подводим итоги…

Экономические последствия.

1. Расширяется теневая экономика. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие: государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.

4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

5. Повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов". В итоге страдает потребитель. Главной жертвой коррупции всегда является верховный принципал – народ.

6. У агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Социальные последствия.

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство и бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

3. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти.

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организован-ной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

5. Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая поли-тической стабильности в стране.

Политические последствия.

1. Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.

2. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

3. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

4. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает разложение демократических институтов.

5. Увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сцена-рию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток – цена, которую платят частные лица или фирмы коррупционерам – чиновникам и политикам. Главные потери происходят из-за тех решений, которые принимаются агентами, вступающими в коррупционные отношения. Например, в результате нечестно проведенного тендера заказ поступает недобросовестному исполнителю. Потери, сопряженные с этим обстоятельством, намного больше величины взятки, стимулировавшей нечестное решение тендерной комиссии. Реальные потери от коррупции значительно превышают те, которые удается исчислить на основании сравнительно небольшого числа выявленных коррупционных актов и доведенных до конца расследований.

Экономические потери от коррупции можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Прямые потери от коррупции – это недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства. Косвенные потери от коррупции – это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией. Они также имеют два слагаемых. Первое слагаемое – это потери, сопряженные с причинами, порождающими коррупцию. Пример – административные барьеры. Они приводят к коррупции и одновременно снижают эффективность экономики. Второе слагаемое – потери, порождаемые самой коррупцией. Пример – падение притока инвестиций из-за коррупции. Подсчет потерь от коррупции крайне непрост. Но кое-что оценить возможно.

Как показывают отдельные исследования, важную роль могут играть различные частные характеристики коррупции, а не просто ее общий уровень. Пример такой частной характеристики – непредсказуемость услуг на коррупционных рынках: неопределенность относительно коррумпированности тех или иных организаций, степень необязательности в поведении коррупционеров и т.п. Так, анализ взаимосвязи коррупции и прямых иностранных инвестиций показал, что очень велика роль информированности о коррумпированности страны и уровне взяток: "неопределенность относительно коррумпированности убивает склонность к инвестированию".

Поскольку коррупция тесно связана с существованием и объемом теневой экономики, то мероприятия по сокращению коррупции в принципе могут приводить к сокращению и теневого экономического сектора страны. А это, в свою очередь, может существенно сказаться на эффективности экономики в целом и, прежде всего, масштабе и эффективности социальных программ, зависящих от объема собираемых налогов.

Важное влияние имеют косвенные ущербы, порождаемые падением престижа страны, ростом обычной преступности, подстегиваемым коррупцией в правоохранительных органах, падением уровня обеспечения национальной безопасности из-за коррупции в Вооруженных Силах. Однако количественная оценка взаимосвязи коррупции и подобных социально-политических явлений требует не только разработки специальной методики, но и сбора большого количества микроданных.

#коррупция #взятки #взяточничество #штраф #государство

Аннотация. В статье рассмотрена проблема коррупции и пути ее решения, так же приведены примеры регионов с разным уровнем , проанализирован первый нормативный акт о борьбе с коррупционными действиями

Можно сказать, что коррупция присутствует практически во всех сферах жизни общества. Поэтому эта экономическая проблема является актуальной для нашей страны уже на протяжении многих лет. Проявление коррупции в России уникально и отличается от её проявления в других странах. Коррупционные проявления причиняют огромный вред экономической сфере деятельности государства и общества.

Россия, на пути становления государства, пережила множество реформ и революций. Данные последствия производили не только положительное, но и отрицательное влияние наразвитие страны. Одним из отрицательных влияний стала коррупция. Следовательно, явление борьбы с коррупцией в России является историческим. Улучшению экономики РФ мешает коррупция, которая закрывает самые благие намерения власти. Она разрушительно влияет на экономическую сферу. Приходят к сбою механизмы конкуренции, появляются барьеры к свободе предпринимательской деятельности, сужаются права собственности, бессмысленно используются бюджетные накопления, без объяснений увеличиваются цены и тарифы. Все эти процессы приводят к теневой экономике, удерживает приток в Россию прямых иностранных вложений на фоне высокого ранга вывоза капитала из государства.

Проще говоря, коррупция является барьером в формировании в России конкурентоспособной экономики, к снижению бедности, росту благосостояния граждан РФ, становлению прочного гражданского общества. Эксперты Всемирного банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности: по их данным, 40 % предпринимателей во всем мире вынуждены давать взятки. В России решение проблемы коррупции еще далеко от своего завершения. По итогам 2015 года правоохранительным органам удалось пресечь более 31 тысячи преступлений коррупционной направленности, из них около 10 тысяч - это факты взяточничества. Ущерб от коррупционных преступлений за 2015 год оценивается, по словам генпрокурора РФ Юрия Чайки, почти в 21 млрд. рублей, за указанный период было выявлено более 40 тысяч коррупционных преступлений. В докладе специалистов Всемирного банка о конкурентоспособности стран мира за 2015-2016 годы, среди факторов, затрудняющих ведение бизнеса в России, коррупция занимает первое место (20.5%) Компанией Management systems international был проведён социологический опрос граждан и предпринимателей в 40 регионах РФ на предмет коррупции. Было выведено 4 уровня коррупции.

Важным аспектом борьбы с коррупцией правительство считает повышение зарплаты чиновникам, ведь от этого напрямую зависит мотивация сотрудника. Если место у него и без того «хлебное», а еще и тюремный срок светит даже за взятку в несколько долларов, - тут уж он десять раз подумает, прежде чем взять лишнее.

А что же сегодня делается в нашей стране с коррупцией, какие методы предпринимает Россия по борьбе с коррупционным злом в экономической сфере? Первым нормативным актом, призванным регулировать борьбу с коррупцией в России явился УКАЗ Президента от 4 апреля 1992 г. "О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы" Данным указом установлено: - запрет служащим государственного аппарата заниматься предпринимательской деятельностью; - оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения; - выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); - быть участником хозяйственных обществ и товариществ; - для государственных служащих обязательно представление декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Изучив и проанализировав данную тему, я пришел к следующим выводам: - коррупция в России сильно развита; - для того, чтобы уровень коррупции в нашей стране начал хотя бы маленькими шагами снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно; - целесообразно дать полную свободу печати другим СМИ, ведущим свои независимые расследования; - необходимо создавать различные структуры контроля, за работой чиновников; - постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений; - использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчетов; - не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня; - увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников; - все население должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов выльется в значительном ухудшении экономического развития нашей страны; - полный переход от наличных денежных средств к электронным. Таким образом это облегчит контроль за движением средств и уменьшит возможность дачи взяток в наличном виде.

Список используемых источников:

1. Аслаханов А.А. «Особенности российской коррупции // Проблемы борьбы с коррупцией». Издательство: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», - 1999г.

2. Коррупция в регионах России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://corruption2006.narod.ru/9.htm

3. Соловьёв В.Р. «Империя коррупции» - Издательство: «Эксмо» 2012г.

Существуют различные точки зрения на коррупцию. Многие исследования подтверждают, что взятка -- это аналог трансфертного платежа (за услугу), который не влечет за собой серьезных последствий для общественного благосостояния. Существует даже такой подход, в рамках которого доказывается, что коррупция, напротив, увеличивает общественное благосостояние, поскольку позволяет избежать чрезмерного регулирования и построить систему адекватного вознаграждения труда недостаточно оплачиваемых госслужащих. Некоторые ученые утверждают, что коррупция способствует экономическому развитию и заключению большего количества сделок в более короткие сроки за счет минимизации трансакционных издержек. Существует также мнение, согласно которому коррупционное поведение позволяет избежать «обременительных и избыточных действий правительства».

Существует и противоположная точка зрения, которая указывает на негативное воздействие коррупции на общественное благосостояние. Государственные служащие часто заинтересованы в искусственном создании бюрократических барьеров, порождающих дополнительный спрос на взятки, что приводит к ограничению в достижении эффективности. При этом любая взятка создает отрицательные экстерналии и негативно воздействует на экономическое развитие в целом.

Для того чтобы правильно оценить влияние коррупции на экономический рост, лучше всего воспользоваться статистическими данными. Международная организация Transparency International опубликовала ежегодный отчет о ситуации с коррупцией в мире. В соответствии с этим рейтингом минимальная коррупция оценивается 10 баллами, максимальная - 0 баллами.

В 2009 году Россия смогла набрать 2.2 балла, заняв, таким образом, 146 место из 180 возможных, разделив его с Камеруном, Эквадором, Зимбабве и Украиной. Наименее коррумпированными странами по данным исследования оказались Новая Зеландия, Дания, Сингапур и Швеция. http://rating.rbc.ru/article.shtml?2009/11/18/32622528

Международный валютный фонд приводит данные по экономическому развитию «ВВП на душу населения» в странах мира за 2008 г. В таблице 1 приводится выборка из этих рейтингов для стран бывшего Советского Союза.

Таблица 1.

Индекс восприятия коррупции

Глобальный индекс конкурентоспособности

ВВП на душу населения, долл.

Уровень инфляции, %

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Туркменистан

С целью определения наличия взаимосвязи коррупции и конкурентоспособности стран мира был построен график, представленный на рис. 1.

Рис. 1.

Из данного графика четко просматривается закономерность, что не существует стран с высоким уровнем коррупции и одновременно высоким уровнем конкурентоспособности. И именно конкурентоспособность предприятий является определяющим фактором экономического успеха.

Коэффициент корреляции (взаимосвязи) между уровнем коррупции и конкурентоспособностью очень высок, и равен 0,87 (максимально возможное значение 1).

Таким образом, коррупция душит развитие конкурентоспособности предприятий, отсутствие коррупции в условиях цивилизованных рыночных отношений стимулирует их развитие. В то же время в наши дни откаты (форма взятки) во многих странах постсоветского пространства стали обычной нормой. В России, например, во многих отраслях получить заказ на поставку товаров или выполнение услуг без отката практически невозможно.

Рис. 2. Зависимость ВВП на душу населения стран мира от индекса восприятия коррупции, данные по 173 странам мира. Страны мира с высоким уровнем коррупции - это бедные страны, а страны с низким уровнем коррупции - богатые.

Уровень коррупции непосредственным образом влияет на экономическое развитие стран мира (рис. 2).График показывает, что чем выше индекс восприятия коррупции, то есть чем ниже ее уровень, тем выше валовой внутренний продукт (ВВП), а значит эффективнее экономика. Коэффициент корреляции между индексом восприятия коррупции и ВВП стран мира равен 0,81. Иначе говоря, взаимосвязь между уровнем коррупции и эффективностью экономики очень велика. Снижение уровня коррупции всего на 1 балл индекса восприятия сопровождается увеличением ВВП более чем на 5000 долл. в год.

На рис. 3 приведена зависимость уровня инфляции стран мира от индекса восприятия коррупции. Любопытно отметить, что практически во всех странах мира с низким уровнем коррупции уровень инфляции также очень низок.

Следует отметить, что при любом уровне коррупции взятка представляет собой преимущественно вычет из сбережений как источника накопления (кроме сферы недвижимости) данной страны в пользу личного потребления (внутри и вне страны), возможного реинвестирования за рубежом, в меньшей степени -- инвестирования дома, в частности расширения вторичных сбережений.

Рис. 3.

В рамках административной коррупции наиболее существенное влияние на экономический рост оказывает коррупция «высшего общества», охватывающая деятельность преимущественно среднего и крупного бизнеса, а также сферу государственных инвестиций.

На низовом уровне административной коррупции масса мелких взяток образует значительный поток платежей, напрямую перераспределяющий доходы бедных и средних групп населения в рамках сложившейся системы отношений.

Особенно следует отметить воздействие верховой административной коррупции на структуру и эффективность государственных инвестиций, которые определяют потенциал экономического роста. В условиях мягких бюджетных ограничений выбор осуществляется в пользу высокозатратных инвестиционных проектов, в которых заинтересован коррумпированный чиновник, что ограничивает ресурсы, необходимые для поддержания и модернизации существующей инфраструктуры. Результатом снижения эффективности государственных инвестиций и искажения структуры расходов в пользу дорогих проектов в ущерб инвестициям в области, обладающие положительными экстерналиями с точки зрения социально-экономического развития (образование, здравоохранение), становится замедление темпов роста экономики.

Таким образом, из приведенного анализа вытекает очень важный практический вывод. Коррупция является одним из основных факторов, определяющих эффективность экономики. Высокий уровень коррупции оказывает губительное воздействие на экономику.

Именно поэтому для увеличения эффективности экономики в стране в числе прочего необходимо решать важнейшую задачу: ликвидацию коррупции. Ликвидация коррупции является одной из ключевых задач повышения эффективности экономики.

Снижение уровня коррупции обеспечивает развитие конкурентоспособности, дает возможность развиваться малому, среднему и большому бизнесу. Снижение уровня коррупции обеспечивает снижение уровня инфляции, ведет к снижению бедности, повышению благосостояния народа.