История и этнология. Факты

Из библейских сюжетов традиционно выбирались наиболее драматические и ужасные. И вот один из них – Юдифь и Олоферн. История явно не однозначная: с одной стороны патриотический порыв героини, благодаря которой удалось победить жестокого врага, а с другой – неприемлемая для средневекового общества (да и для позднейших эпох также) активная роль женщины в этом процессе. Юдифь, конечно, героиня, но какая-то неправильная: мало того, что безо всяких колебаний и комплексов соблазнила мужчину (конечно, он был врагом, ну а вдруг ей придет в голову соблазнить еще кого-то из собственных соплеменников), так еще и обезглавила его, не отравила, подсыпав зелье в напитки, не просто сходила в разведку, а затем провела во вражеский лагерь карательный отряд. Нет, она все решила сама. Конечно, убийство вражеского полководца мобилизовало ее соплеменников, победа была одержана, но осадок, све равно остался.


Изначально наиболее распространенным был сюжет, именуемый «Юдифь с головой Олоферна». Он появился еще в средние века, но особое распространение получил в эпоху Возрождения. Очевидно, художники пытались постичь сущность женской природы, изображая, одновременно убийцу и патриотку. Впрочем, в более ранние эпохи Юдифь символизировала Добродетель, побеждающую порок (в принципе, такое толкование не противоречит логике), либо Смирение (что совершенно не подходит ко всей этой истории).


Но наиболее типичной была все-таки другая версия толкования этой истории: Юдифь символизировала Коварство женщин, приводящее к несчастьям мужчин. Иногда художники даже делали парные сюжеты: «Юдифь и Олоферн» и «Самсон и Далила».


Вариант, когда молодая женщина держит голову поверженного мужчины вместо сумочки, постепенно к середине 16 века, то есть к эпохе маньеризма и раннего барокко, сменился наиболее драматическим эпизодом собственно отрезания головы усыпленному врагу. Иногда в сцене присутствует и служанка, возможно, для того, чтобы усилить эффект от женского присутствия.


В эпоху контрреформации, то есть во второй половине 16 века история Юдифи неожиданно начинает символизировать Кару либо Победу над грехом. Очевидно, к такому толкованию истории богословов подтолкнул меч в ругах у героини, которым она умело пользуется.

И как бы ни была прекрасна Юдифь на этих полотнах, отрезанная голова Олоферна не дает зрителю забыть, что одна женщина может быть не менее опасна, чем целая вражеская армия.

Ассирийцы готовят мщение. Дело было в двенадцатый год царствования ассирийского царя Навуходоносора. Тот собрался воевать против царя мидян Арфаксада и начал собирать союзников. Но многие, в том числе иудеи, отказались идти на войну и отослали царских послов ни с чем. Навуходоносор рассвирепел и поклялся после войны жестоко отомстить всем оскорбившим его.

Мидийское царство было разгромлено, царя Арфаксада сам Навуходоносор пронзил копьем. Затем он вернулся с войском в свою столицу Ниневию и пировал вместе с войском, празднуя победу, целых сто двадцать дней. Затем царь собрал совещание своих сановников, и все вместе они решили уничтожить все страны и народы, которые пренебрегли союзом с ним.

Олоферн. Главный царский военачальник Олоферн, получив приказ своего господина, отобрал из всего войска сто двадцать тысяч человек пехоты и двенадцать тысяч человек конницы и двинулся с ними на запад. Его сопровождали союзники «в таком множестве, как саранча и как песок земной, потому что от множества не было и счета им». Уничтожая все на своем пути, вражеские полчища подошли к Иудее. Ее жители, «услышав обо всем, что сделал с народами Олоферн, военачальник ассирийского царя Навуходоносора, и как разграбил он все святилища их, и отдал их на уничтожение, очень, очень испугались его, и трепетали за Иерусалим и храм Господа, Бога своего; потому что недавно возвратились они из плена…». Иудеи решили сопротивляться.

Осада Ветилуи. Первым иудейским городом на пути завоевателей была Ветилуя. Вражеское войско обложило город со всех сторон. Олоферну подсказали, что достаточно захватить источник, из которого берут воду жители города, и те будут обречены. Так он и сделал. Прошло чуть больше месяца, и запасы воды в городе иссякли. Изможденные горожане собрались и стали требовать от своих начальников, чтобы те сдали город Олоферну, «ибо лучше для нас достаться им на расхищение: хотя мы будем рабами их, зато жива будет душа наша, и глаза наши не увидят смерти младенцев наших, и жен и детей наших…». С трудом начальник города Озия упросил их потерпеть еще пять дней и поклялся, что тогда, если не придет помощь, он выполнит их требование.

Тайные планы Юдифи. В Ветилуе жила молодая и богатая вдова Юдифь. После смерти мужа она не переставала уже три года и четыре месяца оплакивать его, носила вместо богатых платьев грубую траурную одежду и скудно питалась. Юдифь славилась своей мудростью и почитанием Бога, в городе ее очень уважали.

Узнав о предстоящей сдаче города врагам, она пригласила к себе городских старейшин, укорила их в малодушии и взяла с них обещание помочь ей в выполнении задуманного ею великого дела, слава о котором будет жить вечно: «Только не расспрашивайте о моем предприятии, потому что я не скажу вам, доколе не свершится то, что я намерена сделать». Те ответили: «Ступай с миром, и Господь Бог пред тобою на отмщение врагам нашим».

Оставшись одна, Юдифь долго молилась Богу, затем искупалась, умастила себя благовониями, надела самые богатые наряды и украшения. После этого она в сопровождении служанки, которая несла еду и вино, отправилась к городским воротам. Несмотря на то, что была ночь, там стояли трое старейшин, которые приказали воинам выпустить обеих женщин из города.

Юдифь во вражеском лагере. Когда Юдифь со служанкой достигла вражеских постов и ассирийцы остановили их, она в ответ на их расспросы сказала, что она еврейка и бежит из обреченного на гибель города. Затем беглянка попросила отвести ее к главному военачальнику, которому она должна сообщить что-то важное для быстрой и легкой победы над евреями. Стражники, всматриваясь при свете факелов в ее лицо, поразились красоте горожанки и ответили: «Ты спасла душу твою, поспешив прийти к господину нашему; ступай же к шатру его, а наши проводят тебя, пока не передадут тебя ему на руки. Когда ты станешь перед ним, - не бойся сердцем твоим, но выскажи слова твои, и он тебя облагодетельствует».

Сто воинов повели Юдифь по лагерю, на шум сбегалось все больше проснувшихся ассирийских вояк, все дивились ее внешности и говорили между собой: «Кто пренебрежет таким народом, который имеет таких жен у себя!»

Встреча с Олоферном. Наконец разбуженные служители ввели ее в шатер Олоферна. Тот вышел в переднее отделение шатра из-за роскошной занавеси, за которой находилась его постель. Юдифь поклонилась ему, как божеству. Служители подняли ее, и пораженный красотой ее лица Олоферн произнес: «Ободрись, жена, не бойся сердцем твоим, потому что я не сделал зла никому, кто добровольно решился служить Навуходоносору, царю всей земли. И теперь, если бы народ твой, живущий в нагорной стране, не пренебрег мною, я не поднял бы на них копья моего; но они сами сделали это для себя. Скажи же мне: почему ты бежала от них и пришла к нам? Ты найдешь себе здесь спасение; не бойся: ты будешь жива в эту ночь и после, потому что тебя никто не обидит; напротив, всякий будет благодетельствовать тебе, как бывает с рабами господина моего, царя Навуходоносора».

«Ты погонишь их, как овец». Отвечая, Юдифь сначала расхвалила воинскую доблесть и мудрость Олоферна, главного вельможи царя Навуходоносора: «Мы слышали о твоей мудрости и хитрости ума твоего, и всей земле известно, что ты один добр во всем царстве, силен в знании и дивен в воинских подвигах». Затем ночная гостья перешла к делу. Она доверительно сообщила вражескому военачальнику, что осажденные, изнемогая от голода и жажды, решили питаться пищей, которую евреям Бог запретил есть, и ждут только разрешения из Иерусалима. Как только разрешение будет получено и они набросятся на запретную пищу, Бог предаст город на истребление ассирийцам, которые при этом не потеряют ни одного воина. Поэтому Юдифь, которая ревностно служит Богу, решила по Его приказанию бежать из обреченного города. Она попросила у Олоферна разрешения остаться в ассирийском лагере и по ночам выходить в долину молиться, пока Бог не откроет ей, что час настал. Тогда она сообщит Олоферну, тот двинет войска и победоносно пройдет через всю Иудею, включая Иерусалим, причем никто не будет ему сопротивляться: «Ты погонишь их, как овец, не имеющих пастуха, - и пес не пошевелит против тебя языком своим».

Речь ее понравилась Олоферну и всему его окружению. Военачальник благодушно сказал: «Хорошо Бог сделал, что вперед этого народа послал тебя, чтобы в руках наших была сила, а среди презревших господина моего - гибель. Прекрасна ты лицом, и добры речи твои. Если ты сделаешь как сказала, то твой Бог будет моим Богом; ты будешь жить в доме царя Навуходоносора, и будешь именита во всей земле».

Олоферн распорядился отвести Юдифь со служанкой в отдельный шатер, а утром она послала сказать, чтобы тот распорядился разрешить ей выходить по ночам из лагеря на молитву. И Олоферн отдал приказ своим телохранителям не препятствовать ей.

Подвиг Юдифи. Так прошло три дня. Юдифь питалась принесенной с собой пищей, а каждую ночь в сопровождении служанки на время покидала лагерь. На четвертый день Олоферн устроил пир и послал своего управляющего пригласить на него Юдифь, так как с первого мгновения был ослеплен ее красотой и искал случая обольстить прекрасную иудеянку. Юдифь притворилась, что польщена приглашением, надела самую нарядную одежду и все украшения и явилась перед Олоферном во всем блеске своего очарования. Тот пригласил ее пировать и веселиться вместе с ними. Юдифь согласилась, но ела и пила только то, что приготовила и принесла с собой ее служанка. Олоферн, любуясь ею, незаметно для себя поглощал один бокал вина за другим. Пир затянулся, и когда стало совсем поздно, все приглашенные и слуги разошлись. В шатре остались только Юдифь с Олоферном. Тот был до того пьян, что сразу рухнул на свою постель и уснул. Юдифь приказала своей служанке ждать ее перед спальней, сказав ей и управляющему Багою, что ночью, как обычно, выйдет на молитву.

Юдифь сняла с изголовья постели Олоферна его собственный меч, взмолилась Яхве, чтобы Бог укрепил ее силы, и двумя ударами отрубила ассирийцу голову. Затем она сбросила обезглавленный труп на пол, сняла занавес со столбов и завернула в него голову Олоферна. Выйдя из спальни, Юдифь отдала эту страшную ношу служанке, та положила ее в мешок, в котором обычно носила еду, и обе вышли из шатра, направившись к выходу из лагеря. Никто их не задерживал, они поднялись на гору и подошли к городским воротам.

На ее голос сбежались все горожане, хотя была глубокая ночь. Юдифь предложила им хвалить Господа и, вынув из мешка, показала голову Олоферна. Все были потрясены, воздали героине заслуженную хвалу и предсказали ей вечную славу.

Наутро по приказанию Юдифи голову Олоферна вывесили на городской стене. Затем распахнулись городские ворота, хрипло заревели боевые трубы и из города навстречу врагу вышла горстка приготовившихся к бою защитников.

Ассирийская армия в панике. Среди ассирийцев поднялась тревога, и они побежали к Багою со словами: «Разбуди нашего господина, потому что эти рабы осмелились выйти на сражение с нами, чтобы быть совершенно истребленными». Багой деликатно постучал в дверь, так как думал, что Олоферн спит с Юдифью. Когда ему никто не отозвался, он вошел в спальню и увидел на полу обезглавленный труп своего хозяина. Багой с жалобным криком разодрал свои одежды, бросился в шатер Юдифи, но там было пусто. Тогда он выскочил к собравшимся и закричал: «Рабы поступили вероломно; одна еврейская жена опозорила дом царя Навуходоносора: ибо вот Олоферн на полу и головы нет на нем». Поднялся всеобщий вопль, вся ассирийская армия в панике побежала прочь от города. Евреи дружно преследовали их и убивали, пока не прогнали врагов далеко за пределы Палестины.

Чествование Юдифи. Чтобы воздать хвалу Юдифи, из Иерусалима прибыл сам первосвященник [верховный жрец Яхве] Иоаким. Из разграбленного ассирийского лагеря (там было так много всякого добра, что грабили его горожане в течение тридцати дней) благодарные земляки преподнесли героине шатер Олоферна со всем убранством и серебряной посудой. Юдифь пожертвовала все это в иерусалимский храм Яхве.

Юдифь так и осталась в родном городе. Храня верность своему умершему мужу, она больше не вышла замуж, хотя многие сватались к ней. Умерла она, прожив сто пять лет, и вся страна оплакивала ее кончину семь дней. Похоронили Юдифь рядом с мужем. Пока она была жива и много дней после ее смерти враги не осмеливались нападать на Иудею.

Была ли Юдифь?

ЮДИФЬ ЮДИФЬ

Иудифь (греч. Ίουδίθ), в ветхозаветной апокрифической традиции благочестивая вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев; главный персонаж Книги Юдифи. Когда полководец ассирийского царя Навуходоносора Олоферн осаждает город Иудеи Ветилуй и в городе иссякают запасы воды, прекрасная Ю., надев свои лучшие одежды и захватив с собой провизию и служанку, выходит из города и направляется во вражеский стан. Там она предстаёт пред изумлённым ее красотой Олоферном, которому говорит, что пришла помочь ему овладеть впавшим в грех городом, указав ему момент, когда город будет передан богом в руки Олоферна. Полководец оказывает Ю. прекрасный приём, и она остается в его стане, питаясь принесённой с собой едой и по ночам выходя в долину для омовения и молитвы. На четвёртый день Олоферн устраивает пир, на который приглашает Ю. Когда же они остаются одни в шатре и опьяневший Олоферн, мечтавший овладеть Ю., падает на свое ложе, Ю. его же мечом отрубает ему голову и кладёт в корзину со съестными припасами. В полночь она по обыкновению выходит из стана и направляется в свой город. Голову Олоферна выставляют на городской стене. Утром в стане ассирийцев происходит замешательство, и ополчение города гонит вражеское войско до Дамаска.
и. б. Мейлах.


(Источник: «Мифы народов мира».)



Синонимы :

Смотреть что такое "ЮДИФЬ" в других словарях:

    - (יהודית) «Юдифь» с головой … Википедия

    Юдифь - Юдифь. Картина Джорджоне. 1504 05. Эрмитаж. Юдифь. Картина Джорджоне. 1504 05. Эрмитаж. Юдифь () в ветхозаветной апокрифической традиции вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев. Когда полководец ассирийского царя Навуходоносора… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    И, жен.; стар. Иудифь, и.Производные: Юда; Дифа; Диша.Происхождение: (Др. евр. имя Iehudit иудейка.) Словарь личных имён. Юдифь русск. женское имя Словарь личных имён и отчеств (с календарем именин). И. Мостицкий. 20 … Словарь личных имен

    Юдифь - Картина Джорджоне. 1504 05. Эрмитаж. ЮДИФЬ, в ветхозаветной традиции вдова, которая во время осады ее родного города ассирийским полководцем Олоферном отправилась к нему и, пленив красотой, отрубила ему голову во время сна. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Иудифь) в ветхозаветной апокрифической традиции вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев. Когда полководец ассирийского царя Навуходоносора Олоферн осаждает город Иудеи Ветилуй и в городе иссякают запасы воды, прекрасная Юдифь… … Исторический словарь

    - (нем. Judith) героиня трагедии Ф.Геббеля «Юдифь» (1840). Образ Ю. драматург взял из Библии: сюжет об убийстве иудейской вдовой Ю. ассирийского полководца Олоферна, взявшего в осаду ее родной город Ветилуй. Образ Ю. у Геббеля сильно отличается от… … Литературные герои

    Иудейка Словарь русских синонимов. юдифь сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ЮДИФЬ - (библ.; вар. к Иудифь; иудейская красавица, спасшая Иерусалим от вавилонского полководца Олоферна) Неизъяснимо лицемерно Не так ли кончиком ноги Над теплым трупом Олоферна Юдифь глумилась... ОМ913 (294.2); С улыбкой тонко лицемерной Не так ли… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Юдифь - Юд ифь … Русский орфографический словарь

    Юдифь - Иудифь в ветхозавет. апокрифич. традиции благочест. вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев; гл. персонаж Книги Юдифи … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Юдифь , Леонид Зорин. В каждой женщине есть что-то от библейской Юдифи, отрубившей голову Олоферну Любовь зачастую превращается в смертельный поединок, «горячку», «помешательство», «амок». И разгадать «женские…

Образ Юдифи всегда пользовался особым творческим интересом у художников Западной Европы. Сюжет знаменитой библейской истории был весьма востребован живописцами разных эпох и стилевых направлений. Один из таких художников - Караваджо.

Караваджо

Микеланджело Меризи ди Караваджо - ученик миланской школы живописи XVII века, считается одним из основоположников реалистической живописи в Западной Европе и художником-реформатором.

Около пятнадцати лет прожил Караваджо в Риме, но из-за убийства во время дуэли был вынужден скрываться, и бежал сначала на Мальту, где попал в тюрьму, а потом на остров Сицилия.

Все построены на игре света и тени. Они просты по своему построению и лаконичны. Образы его произведений выразительны, драматичны и очень эмоциональны. Есть мнение, что в качестве натуры мастер пользовался запрещенными приемами - писал алкоголиков, утопленников, проституток, нищих...

Юдифь и Олоферн: образы библейского мифа

В своей картине "Юдифь и Олоферн" Караваджо передал содержание древнего библейского мифа.

После победы над мидянами вавилонский царь Навуходоносор решил наказать народы, отказавшиеся в нужный момент поддержать его войско. Он призвал к себе своего военачальника по имени Олоферн и отправил с войском под стены иудейского города Ветилуи, чтобы уничтожит его. Подойдя к городу, Олоферн стал готовиться к штурму, но передумал, так как маовитяне указали ему источник, приносящий в город воду. Вавилоняне источник перекрыли и стали ждать дня, когда жители Ветилуи сами умрут от голода и жажды. И вот, когда терпеть горожанам уже не было мочи, они стали упрекать в бездействии своего правителя. Но тот не знал, что им ответить, и отправился за советом к молодой богатой вдове по имени Юдифь, проводившей в молитвах к Господу все свои дни и ночи после смерти мужа в шатре на крыше собственного дома. Услышав о случившемся, Юдифь предложила не спешить и положиться на волю Бога. Она вызвалась попытаться спасти сограждан от войска вавилонского.

Ночью вместе со служанкой она набрала в мешки съестных припасов и вышла за ворота. Дойдя до вражеского лагеря, Юдифь попросила встречи с Олоферном. Свой визит она объяснила упрямством правителя и тем, что от голода в городе съели уже всех священных животных и кара Господня - не за горами. И потому она бежала из Ветилуи в стан к вавилонянам.

Олоферн пригласил его пожить в его шатре до исхода противостояния. Юдифь согласилась. После пышного пира Олоферн и Юдифь уединились в комнате Олоферна, а когда тот, опоенный вином, уснул, Юдифь вытащила спрятанный за столб постели меч и отсекла ему голову. Тайно покинула она шатер Олоферна, унося его голову. На улице ее поджидала служанка. Она спрятала голову в мешок с провизией, и женщины незаметно вернулись под защиту родного города.

Утром горожане стали готовиться к нападению на вавилонян. Когда те увидели строящиеся отряды, бросились к Олоферну и нашли его умерщвленным и без головы. От страха бросились воины вавилонские бежать. Так спасла Юдифь свой город с помощью Божией.

Юдифь и Олоферн в картине Караваджо

В чем же новаторство Караваджо в этом полотне? Дело в том, что обычно в картинах других художников сюжет начинался с того момента, когда убийство Олоферна уже свершилось, а Юдифь стоит с отрезанной головою в руке. В этой же картине мастер обращается к детальному изображению самого процесса обезглавливания врага отважной и хладнокровной женщиной, патриоткой, от решительности и сосредоточенности которой зависит жизнь всех жителей ее родного города.

Яркий и насыщенный колорит картины Караваджо "Юдифь и Олоферн" усиливает контраст красоты юной Юдифи и темного и ужасного, но праведного дела, ею свершаемого. Лицо же Олоферна тоже выписано с мельчайшими подробностями, так, будто бы сам автор или присутствовал при событии, либо видел подобный "предмет" где-то ранее и писал его если не с натуры, то уж по крайней мере по памяти.

"Юдифь и Олоферн" Караваджо: картина-резонанс

Произведения Караваджо прозвучали резонансом привычкам и традициям общества Европы XVII века. Ценители искусственной красоты, заказчики не всегда принимали его творчество из-за непривычной драматичности, убивающей их внутреннее равновесие и спокойствие, съедающей гармонию души. Они заставляли ужасаться и содрогаться от напора драматизма, волнами бьющего с полотен. Так и картина Караваджо "Юдифь и Олоферн". Часто можно встретить по отношению к ней эпитет - "эмоциональный нокдаун". Как и другие полотна того же плана, "Юдифь" сохраняет в себе вечные пороки и достоинства людей и общества, живущие среди нас и по сей день. Именно поэтому она до сих пор не оставляет к себе равнодушным ни одного зрителя.

"Юдифь" или "Иудифь" - женский вариант имени "Иуда". Иуда - довольно распространенное в древности палестинское имя; даже целое племя ("колено"), весьма многочисленное, носило и до сих пор носит его - иудеи, в честь прародителя. В нашем же сознании "Иуда" и "предательство" - синонимы; для этого было достаточно одного единственного неосмотрительного поступка одного единственного Иуды, христопродавца. К Юдифи это ни имеет никакого отношения, просто женщина-тезка, но все же, если задуматься, где в ее случае проходит граница между отвагой и коварством?

Сандро Боттичелли (1472 (слева) и 1490гг)

Давайте вспомним, что это был за случай.
"В восемнадцатом году, в двадцать второй день первого месяца, последовало в доме Навуходоносора, царя Ассирийского, повеление — совершить, как он сказал, отмщение всей земле. Созвав всех служителей и всех сановников своих, он открыл им тайну своего намерения и своими устами определил всякое зло той земле. И они решили погубить всех, кто не повиновался слову уст его".
Иудифь 1:12


Микеланджело Буонаротти, часть росписи Сикстинской капеллы, прим. 1480.

Полководца Олоферна отправили с важной миссией в подвластные Ассирии земли - покарать непокорных и донести новую идеологию. Навудохоносора все покоренные народы должны были признать богом, а от своих старых богов отказаться. Огненной саранчой пронеслись по городам и деревням войска Олоферна, истребляя идолов, разоряя святилища, вырубая священные рощи и безжалостно убивая сопротивлявшихся. Пришел черед и Иудеи, войска подступили к городу Ветулуе.

"И в тот же день поднялись все сильные мужи их: войско их состояло из ста семидесяти тысяч ратников, воинов пеших, и из двенадцати тысяч конных, кроме обоза и пеших людей, бывших при них, — а и этих было многое множество. Остановившись на долине близ Ветилуи при источнике, они протянулись в ширину от Дофаима до Велфема, а в длину от Ветилуи до Киамона, лежащего против Ездрилона. Сыны же Израиля, увидев множество их, очень смутились, и каждый говорил ближнему своему: теперь они опустошат всю землю, и ни высокие горы, ни долины, ни холмы не выдержат их тяжести. И, взяв каждый свое боевое оружие и зажегши огни на башнях своих, они всю эту ночь провели на страже. На другой день Олоферн вывел всю свою конницу пред лице сынов Израилевых, бывших в Ветилуе, осмотрел восходы города их, обошел и занял источники вод их и, оцепив их ратными мужами, возвратился к своему народу".


Лоренцо Лотто, 1512

Источники воды были захвачены врагом, городу угрожала жажда и голод. В городе жила Юдифь, молодая вдова иудея Манассии, умершего незадолго до этого от теплового удара во время жатвы ячменя. Она несколько дней молилась единому богу Иегове вместе со своими земляками, но войска врага окружили город и не собирались уходить, и молодая прекрасная женщина решила, что жертвенный поступок может быть действеннее молитв. Она облачилась в роскошные наряды, одела лучшие свои украшения и двинулась в путь, к стану Олоферна, прихватив с собой служанку, несущую мешок с кошерной едой.


Андреа Мантенья, 1495

Полководец принял ее, как важную гостью - ведь Юдифь была хороша собой и сразу приглянулась Олоферну. Три дня пробыла она в гостях у него, присутствуя на пирах и делая все, чтобы соблазнить главного своего врага и втереться в доверие. История стыдливо скрывает подробности, нам предлагается целомудренная версия: Олоферн отважился на решительные действия только на третий день, но слишком перебрал спиртного и уснул, оставшись наедине с красавицей. Что там было на самом деле, скрыто за завесой тайны, судя по всему, не все художники, прибегнувшие к популярному сюжету, верили в то, что между Юдифью и Олоферном ничего не было. А что, такая недосказанность только придает пикантности всей этой истории.


Джорджоне, 1505. Его Юдифь такая женственная и мягкая, как этот облик не вяжется с тем, что она сделала!

Да это и не важно, важно то, чем все закончилось - Юдифь обезглавила спящего Олоферна его же мечом, голову служанка положила тот самый мешок для кошерной еды, и обе украдкой улизнули в темноте из лагеря врага, вернувшись в родной город. Наутро ассирийцы обнаружили обезглавленное тело своего полководца и в ужасе бежали восвояси. Юдифь принесла голову кровожадного врага в родной город и, торжествуя, достала ее из мешка и показала всем. Ликованию израильтян не было предела!

Юдифь больше не выходила замуж и прожила в почете 105 лет. Сидела потом на пенсии и думала где-то на восьмом десятке: "А может, и не надо было тогда тому парню отказывать. Ну, в такой жесткой форме".

Юдифь почитается в христианской и иудейской религиях, как ветхозаветнаяя праматерь. Живописцы всех времен ее просто обожают - такой многослойный и противоречивый образ.
Ох, и затаскали сюжет художники! Еще бы: такая убийственная женственнось, такая неженская жестокость!

Пошли смотреть.


Тициан, 1515


Тициан, 1570.
Между двумя шедеврами Тициана 55 лет, ведь сам художник прожил невероятно долгую жизнь - 88 лет. На первой картине Юдифь юная и трепетная, похожая на Юдифь Джорджоне. На второй - более зрелая и искушенная, такое себе рыжеволосое воплощение вероломства.


Винченцо Катена, 1520-25

Юдифь на картине венецианца выглядит вполне прозаично. Изображение можно было бы принять за светский портрет молодой девушки на фоне безмятежного итальянского пейзажа, если бы не ужасный трофей, лежащий прямо перед ней. Если внимательно присмотреться, есть еще некоторые нюансы. Интимный характер изображению придает нижняя сорочка, в которую облачена девушка, верхнее платье небрежно наброшено на плечо. И такое мягкое, невинное лицо!


Бенвенуто Тизио де Гарофало, 1525

Художник принадлежал к Феррарской школе, поэтому ощущается некоторое влияние Северного ренессанса. Юдифь на многих картинах итальянцев изображалась белокурой красоткой - именно такие дамы были в моде в то время. Черноволосых итальянок не так много, и всем известнет их старинный секрет - красавицы Возрождения смачивали волосы лимонным соком и часами сидели под палящим солнцем.


Ян Корнелис Вермейн, 1525

На многочисленных светских портретах Вермейна мы видим обычных людей - приземленных и не идеальных, Юдифь же у него получилась высшим существом - возвышенным, утонченным; она словно светится изнутри через полупрозрачную кожу. Здесь нет никакого эротического подтекста - просто карающий меч правосудия. В женском обиличии.


Джованни Антонио Парденоне, 1530
Юдифь на этой картине прекрасна потому, что выглядит удивительно живой (в отличие от ее жертвы). Ее поза и выражение лица демонстрируют кротость, контрастируя со страстным и решительным взглядом черных глаз. Ужасно, но мертвую голову она держит в руках без всякого страха и отвращения.


Лукас Кранах старший , 1530.
Сохранилось более десятка изображений Юдифи в его исполнении. И у всех - лицо Сибиллы Клевской, супруги покровителя немецкого художника, Иоанна Фридриха, курфюрста Саксонского. Кранах рисовал ее без устали - как минимум, он был восхищен красивой и начитанной дамой, возможно - тайно влюблен в нее.


Амброзиус Бенсон 1533
Художник был итальянцем по национальности, но всю жизнь жил и работал в Нидерландах, поэтому стиль такой необычный, смешанный. Его Юдифь практически обнажена - видимо, у них с Олеферном... ну, совсем почти дошло до дела. Но в последний момент он, разумеется, заснул.


Ламберт Сустрис, 1550
Здесь все наоборот - Сустрис родился в Северных Нидерландах, но учился и работал в Италии. У него такая забавная немного Юдифь, "купеческая". В ее руках более уместен был бы качан капусты. Не верится, что это пухлое создание с робким взглядом могло безжалостно отсечь голову у старого воина.


Джорджо Вазари, 1554
А здесь уже никаких сомнений - убила без всякой жалости! Даже платье у нее смахивает на одеяние римского солдата.


Лоренцо Сабатини, 1562
Еще одна купчиха в мясной лавке, прости господи.


1579 Тинторето
Венецианский художник был удивительно популярен и плодовит. Юдифь он изображал несколько раз, это - наиболее удачная работа (признаться, из-под кисти художника, спешившего удовлетоврить побольше заказчиков, не всегда выходили шедевры). Это уже самое позднее Возрождение, уже почти маньеризм.


Лавиния Фонтана, 1595
Женщины-художники эпохи Возрождения - редкость, и тем более они удивительны, как явление. Это, кажется, автопортрет. Во всяком случае, Юдифь очень похожа на знаменитый автопортрет Лавинии. Обратите внимание на голову Олоферна - такое впечатление, что он уже мертв с неделю.


Лавиния Фонтана, 1596
...И эта тоже.


Галиция Феде, 1596
Еще одна женщина-художник и еще один автопортрет. Очень талантлива была, известна изящными натюрмортами. Ну, и такое проскакивало.


1598. Веронезе
Как часто стали писать Юдифь в 16-17 веках! Для католической Италии этот сюжет стал символичным - в эпоху Религиозных войн Юдифь стала символом крепости и верности старой вере.


Караваджо.1599
Потрясающая работа! На мой взгляд, это самая выразительная Юдифь всех времен и народов! Где-то читала, что Караваджо в наше время стал бы гениальным режиссером, таким драматизмом иполнены его работы. Отсечение головы (и убийство вообще) в его творчестве занимает заметное место. Не часто встречается в живописи и этот ужасный сюжет - Юдифь "в процессе". Юное и прекрасное лицо женщины поражает своей отрешенностью и... брезгливостью.


Агостино Карраччи, 1600

Еще одна отрешенная Юдифь. И даже будто бы сонная.


Джузеппе Чезари. 1605-10.

Она - совсем юный цветочек, он - противный старикашка. Даже этого повода достаточно!


Маттео Роселли, 1610
Как вы думаете, что привлекло мое внимание в первую очередь? Правильно, босоножки!


1610-15. Паоло Сарачени

Явное влияние Караваджо - вот эта контрастная светотень особо подчеркивает драматизм сцены.


Орацио Джентилески, 1608

Бытовая повседневнось происходящего поражает воображение и подчеркивает угрюмый криминальный характер сцены. Если не смотреть на корзину, можно подумать, что сообщницы просто стащили курицу на кухне хозяйки.


Орацио Джентилески, 1621-24
Здесь уже больше пафоса и драмы - видимо, повлияли семейные неурядицы, которые пришлось пережить семье Джентилески, я расскажу о них позже. Интересные у него были работы - бесспортно влияние Караваджо, характерная светотень, и при этом яркая тосканская колористика.


1612-20. Артемизия Джентилески
Автор - дочь Орацио Джентилески, еще одна караваджистка. Девушка перенесла личную трагедию - ее изнасиловал знакомый отца, часто бывавший в их доме художник Агостино Тасси. Последовал суд, публичный позор, унизительные допросы. Насильнику дали всего год тюрьмы - судьи не исключали, что Артемизия добровольно вступила с ним в связь, но затем донесла на него после того, как узнала, что он уже женат. Так или иначе, пережитая драма и жажда мести нашли отражение в творчестве художницы. Кровищи-то больше, чем у самого Караваджо!


Артемизия Джентилески
Всем своим Юдифям художница придавала собственные черты. Еще она рисовала себя в образе христианских мучениц, поруганной Лукреции, Сусанны, оболганной старцами, Иаили и прочих дам, пытавшихся постоять за свою честь.


Еще Артемизия Джентилески


...И еще.


Две очень похожие работы Кристофано Аллори, 1613
Не знаю, кто был моделью художника, но хороша она неимоверно! Бесстрастность и красота, торжество чести и правосудия.


Джованни Франческо Геррери, 1615
Тетка такая базарная, и так ужасно деловито она все это проделывает!


Симон Вуэ, 1615-20
Француз, учившийся в Италии, очень талантливый и мало известный. Здесь Юдифь выглядит немного вульгарной и высокомерной - она явно торжествует.


Симон Вуэ, 1615-27
Уже немного другая - открытое благородное лицо, изящная поза и ни тени раскаяния.


Симон Вуэ, 1640
"Седина в бороду": чем старше художник, тем обнаженнее героиня.


Рубенс, 1616
Юдифь с лицом Елены Фурмен, второй жены художника, и с ее мясистой грудью. Очевидно, уязвимая женственность может стать мощным оружием! Смотрите-ка, сарушка-служанка очень довольна.


Рубенс, 1620
Даже странно - совсем другая трактовка всего через 4 года.


Леонелло Спада, 1618-19
Единственная Юдифь из представленных, которая хотя бы отдаленно напоминает иудейскую женщину.


Антиведутто Грамматика, 1620
...А эта совсем не напоминает.


Вирджиния да Веццо, 1624-26
Картину написала ученица, а затем и жена художника Симона Вуэ (он здесь представлен). Ее Юдифь, кажется, даже слегка веселится.


1628 Валентин де Булонь
Жаль, не смогла найти репродукцию получше, хорошая работа. Булонь был французским караваджистом, даже композиция позаимствована у Караваджо, но все равно довольно своеобразно. Юдифь такая молоденькая и миловидная.


1629 Валентин де Булонь

Красавица! Иудейская Фемида. "Кто с мечом к нам придет,...", ну, или что-то в этом роде.


Массимо Станцоне, 1630
Нелепый "сарацинский" наряд и фотографическая точность изображения лица. И немножко религиозного пафоса.


Алессандро Варотари, 1636

"Ой, такая я вся романтичная и задумчивая..."


Саломон де Брей, 1636
Голландский живописец "Золотого века" редко прибегал к религиозным сюжетам, он, в основном, писал портреты и жанровые сцены. Так что, если бы не голова доверчивого и похотливого дурака, вполне себе бытовая ситуация. И девушка явно не еврейская.


Трофим Биго, 1640
Еще один караваджист, француз. У него такая утрировано контрастная светотень, что его его нередко называли "мастером огонька свечи". И Юдифь у него эдакая рыжая бестия.


Элизабетта Сирани, 1658
Дочь художника Гвидо Рени вынуждена была ремеслом художника кормить семью, когда отец не смог работать из-за артрита. Умерла очень рано, в 27 лет.


Ян де Брей, 1659
У голландцев есть такая особенность - даже пафосных библейских героев они изображают до смешного обыденно. Это, например, напоминает кровавую ссору подвыпивших любовников.


Антонио Дзанки, 1670

От картины исходит аура неудержимого эротизма - просто таки Эрос и Танатос.
Она ему такая: "Ну что ж ты, дурачок, повёлся?).


Григорио Лаццарини, 1700
Жутко так, а она даже улыбается еле заметно.


Джованни Батиста Пьяцетта, 1720


Джованни Батиста Пьяцетта, 1745


Филип ван Дейк, 1726

Так что, мужчины, не стоит напиваться и засыпать в компании малознакомых женщин, особенно если собираетесь захватить их страну. А то проснетесь однажды, а голова на тумбочке!